Сергей Разуваев про девелопмент – Telegram
Сергей Разуваев про девелопмент
3.46K subscribers
563 photos
75 videos
5 files
991 links
Помогаю девелоперам создавать лучшие жилые проекты. Здесь —независимый взгляд на рынок и наши кейсы.

Директор GMK @gmkblog
Что мы делаем — https://gmk.ru
Download Telegram
Мне всегда хотелось разобраться, какую нагрузку с точки зрения бюджета несет государство, субсидируя льготную ипотеку.

Покопался в источниках и увидел, что в период с 2024 по 2026 год на поддержку разного рода льготных ипотек, то есть на компенсацию банкам разницы между рыночной и льготной ставкой, в бюджете выделено 566,8 млрд рублей.

При этом общие расходы запланированы такие:

▪️2024 год — 36,6 трлн
▪️2025 год — 34,4 трлн
▪️2026 год — 35,6 трлн

Получается, что на поддержку льготной ипотеки придется 0,5% от общей суммы бюджетных затрат. Это, я полагаю, немало.

Поэтому резкий рост ключевой ставки, который уже произошел и еще ожидается, потребует достаточно серьезных вливаний уже даже в масштабе страны. Это с одной стороны.

А с другой, стройка — серьезный мультипликатор рынка и многих отраслей, поэтому надо смотреть не только на затраты, но и на профит, который государство получает в виде налоговых отчислений от девелоперов.

Поэтому все взаимоувязано. И резко срезая льготную ипотеку и сокращая бюджетные расходы, мы, вероятнее всего, охладим рынок. Доходы у девелоперов снизятся, и, соответственно, налоговые отчисления тоже. Вот такая история.
👍9👏3💯3
Это случилось

Девелопер ЭНКО обнародовал информацию о своем новом масштабном проекте «Мириады», для которого мы разработали маркетинговую стратегию.

«Мириады» — один из самых крупных комплексов, над которыми мы работали, — более 200 гектар. Для Тюмени такие масштабные проекты не очень характерны. И с одной стороны, они всегда вызывают большой интерес. А с другой, с ними непросто — там сложные процессы, связанные с аналитикой и продуктом. Зато интересная работа с брендингом.

Мы признательны компании ЭНКО за то, что нас выбрали маркетинговым партнером данного объекта. И я благодарен своей команде, которая над ним работала.

Вообще ЭНКО очень интересный застройщик, имеющий собственный почерк. У него есть проекты, на которые приезжают смотреть девелоперы со всей страны, в том числе и из столиц, и правительственные делегации. И в целом нам очень импонирует подход компании.

Я считаю, что проект «Мириады» будет новым словом в девелопменте и новой точкой притяжения в городе. Уверен, что его ждет светлое будущее. Ждем реализации.

А пока почитате кейс: как мы работали над этим проектом.

И подписывайтесь на мой канал!
🔥236👍5👏1👌1
Разрабатывая концепцию #сценарии_жизни, мы в GMK рассуждали, что правильнее:

▪️арендовать интересное жилье, формирующее позитивный сценарий;
▪️покупать то, на что хватает денег.

Казалось бы, ответ однозначный: жить надо там, где человеку хорошо и интересно, где его ждут большие перспективы.

Но, к сожалению, арендный рынок в России очень сложный и не то, что не сформированный — но правила игры на нем четко не сформулированы. Я об этом уже писал.

Поэтому зачастую у людей нет выбора: снимать или покупать. Они покупают, потому что нет никаких гарантий, что если ты снял жилье, то через полгода тебя оттуда не попросят. Во всем мире права арендаторов защищены, но не у нас.

Кроме того, есть еще одна проблема: если гостиница окупается в среднем за 8-9 лет (здесь могу ошибаться, цифра приблизительная), то арендный дом — намного дольше.

Но недавно заговорили об инициативе предоставления налоговых льгот на период строительства таких домов и на 10 лет с момента ввода. Предлагается на это время обнулить земельный налог, налог на имущество, НДС и налог на доход от сдачи помещений в наём.

Я считаю, эта инициатива очень правильная и своевременная и подтолкнет рынок.

А вы что думаете?
💯8👍5🤔3
Продолжая разговор про налоговые льготы для арендных домов. Есть еще один очень важный момент: почему девелоперу не стоит бояться, что люди перестанут покупать, а начнут снимать?

Да, потребители будут предпочитать арендное жилье. Но кто его будет строить? Те же девелоперы, которые понимают в стройке, в эргономике, в организации жилого пространства. Соответственно, их компетенции останутся востребованы.

И это будет очень удобно. Потому что одно дело, когда у тебя на 400 квартир 400 семей покупателей, у каждой из которых своя история: у кого маткапитал, у кого сложности с ипотекой, у кого продажа старой квартиры — и всем этим занимаются специально обученные сотрудники.

И совсем другое дело, когда у тебя на 400 квартир один инвестор. Ты с ним оговариваешь все нюансы, он получает финансирование, а ты как девелопер строишь.

Девелоперы не претерпят серьезных проблем. Возможно, рентабельность снизится, зато административные расходы тоже сократятся (а может, и рентабельность за счет этого сохранится).
🤔3👍2😐2
– Чем вы объясните то, что не указали в налоговой декларации семнадцать объектов недвижимости за рубежом?
– Скромностью.


#пятничный_анекдот
😁12👍8
Города мира с наибольшим количеством миллиардеров

Заметил, что людям всегда интересно все «самое». Самые высокие здания мира. Самые дорогие девелоперские проекты.

Сегодня делюсь рейтингом мегаполисов мира по числу миллиардеров, составленным Forbes. Не скрою: город номер 2 меня удивил.
👍91
Интересный взгляд на девелопмент, мероприятия и новости рынка

– в нашей подборке каналов ✔️

Забирайте себе 👉🏼 https://news.1rj.ru/str/addlist/UwKWHxGVtLgwYmUy

Подписывайтесь, а то как не родные 😏💙
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
😁8👍5
Завершил работу над презентацией для форума «Движение». Я буду выступать с темой: «От маркетинга побед к сценариям жизни».

В своем выступлении я попытаюсь проанализировать вехи, через которые прошел девелопмент за последние почти 20 лет — с мая 2005 года, когда наша компания начала заниматься консалтингом в недвижимости.

Я посмотрел на то, каким был маркетинг в тот период, как он менялся и чем является сегодня. А самое главное, каким он станет завтра.

За этот период произошло очень много событий на рынке недвижимости. Какие-то мы хорошо помним, а о каких-то уже забыли. Все это привнесло определенные изменения в девелопмент, в продукт, в маркетинг, в подходы, в понимание девелопером своей роли. Но главное: принципиально поменялся не просто инструментарий, а сам предмет приложения маркетинга.

На мой взгляд, сегодня важно не просто использовать самые инновационные инструменты, но и понимать причинно-следственные связи: из каких процессов эти инструменты появились. Другими словами, важно держать во внимании все те знания и сущности, которые были сформированы в предыдущие периоды, когда рынок развивался в другой логике и с другими приоритетами.

Я считаю, что только девелопер, который обладает исторической памятью с точки зрения маркетинга, может далеко смотреть в будущее. И это касается многих аспектов: коммуникаций, продукта и, самое главное, отношения к потребителю (потому что оно тоже кардинально поменялось).

Не знаю, удастся ли мне уместить эту всеобъемлющую историю в свое выступление. Но уверен, что обозначу темы, которые заставят рефлексирующих людей поразмышлять о происходящем. Мне кажется, каждому специалисту, долго работающему в отрасли, необходимо иногда остановиться, посмотреть на прошлое, осознать настоящее и посмотреть в будущее.

До встречи на «Движении». 19 июня, 14:30, секция «Маркетинг».
🔥18👍6👌3
Пока мы всеми силами заканчиваем подготовку выпуска #GMKTalks in the Show, посвященного цифровизации, мне попался любопытный материал о цифровизации российских городов.

Я раньше знал, что цифровизировать можно квартиры — делая системы «Умный дом», кварталы — делая системы «Умный квартал». Что можно цифровизировать девелопера.

Но, оказывается, цифровизировать можно и населенные пункты. С 2018 года в нашей стране существует рейтинг, который демонстрирует уровень цифровизации городов. Причем делается это в четырех категориях в зависимости от населения.

Согласно выводам экспертов, которые этот рейтинг составляют, за 2023 год уровень цифровизации российских городов вырос на 11%. Лидеры в своих категориях: Москва, Тюмень, Южно-Сахалинск и Чернушинский городской округ.

Считаю подобную практику очень интересной. Судя по динамике и темпам, которые мы набрали, цифровизация городов двигается очень хорошо. Будем наблюдать, как дело пойдет дальше.

Я рассчитываю, что рано или поздно наши города превратятся в цифровые экосистемы, которые будут делать жизнь людей более комфортной.


А у вас какие прогнозы?
🔥5👍4👏3
Что такое #сценарии_жизни?

На «Движении» мы с коллегами из GMK хотим не то чтобы презентовать, но как минимум обозначить концепцию, в которой мы работаем.

И сейчас мы пытаемся решить для себя: насколько мы будем откровенны, в какой степени мы готовы раскрыть эту концепцию широкой общественности. Но в любом случае в своем выступлении я расскажу об основных ее составляющих, чтобы была понятна логика развития этой идеи.

Почему мы хотим этим поделиться? Я считаю, что значимость и специалиста, и компании измеряется не только финансовыми показателями, но и степенью влияния на девелопмент в целом и на отдельно взятых игроков рынка.

Ко мне много раз подходили собственники, генеральные директора разных девелоперских компаний — от небольших до достаточно серьезных. И они говорили, что наши продукты: «Библиотека девелопера», «Сценарии жизни», блог — в какой-то степени повлияли на их мировоззрение и на восприятие девелопмента.

А это для нас тоже очень важно. Потому что в конечном итоге мы работаем на то, чтобы девелопер через свой продукт формировал более позитивные сценарии жизни для людей, которые живут в нашей стране — собственно говоря, для нас и для наших детей.

Напомню: 19 июня, 14:30, секция «Маркетинг». Сергей Разуваев, «От маркетинга побед к сценариям жизни».
👍16🔥4🙏2🙈1
Еще два интересных выступления на «Движении».

▪️Анна Шишкина, партнер консалтинговой компании GMK
▪️«Зоопарк в продажах: медведи и росомахи. Чему небольшие девелоперы могут научить гигантов?»
▪️19 июня, 15:10, ЭКСПО № 1

Наша компания и центр Анны Шишкиной, в частности, много лет работает с секторами продаж девелоперов в разных городах и даже странах. Мы консультируем, реинжинируем и реанимируем продажи очень разных компаний: иногда сектор состоит из 4-5 сотрудников, а иногда — из 120, а то и 160.

И мы начали замечать, что некоторые методы, приемы и инструменты, которые успешно используют большие команды, можно применять для малых. И наоборот, как ни парадоксально, но есть очень интересные инструменты, которые малые команды используют очень эффективно, а большие про них даже не думают.

Так вот, возможность привязать эти инструменты к большому сектору продаж — это интересный навык, который может очень серьезно сказаться на продуктивности.

Не сомневаюсь, что выступление Анны будет очень полезно как для малых компаний, так и для крупных. А уж средним вообще надо брать всё под карандаш.

▪️Андрей Тютюнов, директор по развитию GMK
▪️«Маркетингово-архитектурная стратегия проекта: от поля до лучшего продукта в регионе»
▪️20 июня, 17:30, Лекторий клуба «Движение»

Андрей будет рассказывать о интересных кейсах, которые нам удалось сформировать, используя наш топовый продукт — маркетингово-архитектурную стратегию. Вот это уже очень предметное выступление и очень конкретное. Рекомендую послушать внимательно и тоже записать.
👍65💯2