80 лет первому космонавту Европейского космического агентства
20 июня 1941 года родился Ульф Дитрих Мербольд — первый космонавт ФРГ, и, к тому же, первый космонавт Европейского космического агентства. Примечательно, что Мербольд не был первым немцем в космосе — эта честь досталась Зигмунду Йену из ГДР. Йен летал по советской программе «Интеркосмос» на станцию «Салют-6» вместе с космонавтом №5 Валерием Быковским.
А Ульф летал целых три раза:
— на шаттле «Колумбия» в составе миссии STS-9 с 28 ноября по 8 декабря 1983 года, в течении 10 суток проводя эксперименты в европейской научной лаборатории «Спейслэб-1»;
— на шаттле «Дискавери» в составе миссии STS-42 с 22 по 30 января 1992 года, главной задачей полёта было изучение воздействия низкой гравитации на живые организмы;
— на РН «Союз ТМ-20» по программе «Евромир-1» на орбитальную станцию «Мир» с 4 октября по 4 ноября 1994 года, где в течение месяца выполнял различные эксперименты.
Фото: NASA
20 июня 1941 года родился Ульф Дитрих Мербольд — первый космонавт ФРГ, и, к тому же, первый космонавт Европейского космического агентства. Примечательно, что Мербольд не был первым немцем в космосе — эта честь досталась Зигмунду Йену из ГДР. Йен летал по советской программе «Интеркосмос» на станцию «Салют-6» вместе с космонавтом №5 Валерием Быковским.
А Ульф летал целых три раза:
— на шаттле «Колумбия» в составе миссии STS-9 с 28 ноября по 8 декабря 1983 года, в течении 10 суток проводя эксперименты в европейской научной лаборатории «Спейслэб-1»;
— на шаттле «Дискавери» в составе миссии STS-42 с 22 по 30 января 1992 года, главной задачей полёта было изучение воздействия низкой гравитации на живые организмы;
— на РН «Союз ТМ-20» по программе «Евромир-1» на орбитальную станцию «Мир» с 4 октября по 4 ноября 1994 года, где в течение месяца выполнял различные эксперименты.
Фото: NASA
Первый астронавт Израиля: трагическая судьба Илана Рамона
20 июня 1954 года в семье бывших узников Освенцима Элиэзера и Тони Вольферман родился Илан Вольферман. Уйдя служить в армию, Илан, как и многие израильские военные лётчики тех лет, сменил фамилию на ивритскую — Рамон.
С 1972 по 1998 год Рамон имел налёт более 3000 часов на самолётах А-4 «Скайхок», «Мираж» IIICJ и F-4 «Фантом» II, и более 1000 часов — на самолётах F-16 различных модификаций. Неоднократно совершал боевые вылеты. Дважды аварийно покидал самолёт. В июле 1998 года был направлен в США для подготовки к космическому полёту как специалист по полезной нагрузке.
16 января 2003 года со стартовой площадки космодрома им. Джона Кеннеди стартовал шаттл «Колумбия» с миссией STS-107. Целью миссии были эксперименты в условиях микрогравитации, для этого NASA разработало свой вариант европейского модуля «Спейслэб» (про который мы рассказывали в предыдущем посте) под названием «Спейсхаб». Кстати, оба модуля сейчас установлены на МКС.
К сожалению, 1 февраля 2003 года, шаттл «Колумбия» потерпел крушение при входе в плотные слои атмосферы при возвращении на Землю. Весь экипаж погиб.
Фото: NASA
20 июня 1954 года в семье бывших узников Освенцима Элиэзера и Тони Вольферман родился Илан Вольферман. Уйдя служить в армию, Илан, как и многие израильские военные лётчики тех лет, сменил фамилию на ивритскую — Рамон.
С 1972 по 1998 год Рамон имел налёт более 3000 часов на самолётах А-4 «Скайхок», «Мираж» IIICJ и F-4 «Фантом» II, и более 1000 часов — на самолётах F-16 различных модификаций. Неоднократно совершал боевые вылеты. Дважды аварийно покидал самолёт. В июле 1998 года был направлен в США для подготовки к космическому полёту как специалист по полезной нагрузке.
16 января 2003 года со стартовой площадки космодрома им. Джона Кеннеди стартовал шаттл «Колумбия» с миссией STS-107. Целью миссии были эксперименты в условиях микрогравитации, для этого NASA разработало свой вариант европейского модуля «Спейслэб» (про который мы рассказывали в предыдущем посте) под названием «Спейсхаб». Кстати, оба модуля сейчас установлены на МКС.
К сожалению, 1 февраля 2003 года, шаттл «Колумбия» потерпел крушение при входе в плотные слои атмосферы при возвращении на Землю. Весь экипаж погиб.
Фото: NASA
День рождения у Олега Кононенко: командиру отряда космонавтов 57 лет
21 июня 1964 года родился космонавт Олег Кононенко. В 1988 году окончил Харьковский авиационный институт по специальности «Двигатели летательных аппаратов» с присвоением квалификации «инженер-механик». После окончания института работал в Центральном конструкторском бюро в Самаре. Занимался проектированием электрических систем космических кораблей. В 1996 году поступил в отряд космонавтов, после прохождения курса получил квалификацию космонавта-испытателя.
Олег летал в космос целых четыре раза:
— в составе экипажа «Союз ТМА-12» с 8 апреля по 24 октября, во время пребывания на МКС совершил два выхода в открытый космос;
— как командир экипажа «Союз ТМА-03М» с 21 декабря 2011 года по 1 июля 2012 года, совершил один выход в открытый космос на МКС;
— как командир экипажа «Союз ТМА-17М» с 23 июля по 11 декабря 2015 года;
— как командир экипажа «Союз МС-11» с 3 декабря 2018 по 25 июня 2019 года, дважды проводил внекорабельную деятельность на МКС.
Общее время налёта — 736 суток 18 часов 43 минуты. Время в открытом космосе — 32 часа 13 минут.
В ноябре 2016 года получил очень важную и труднопроизносимую должность инструктора-космонавта-испытателя — командира отряда космонавтов Роскосмоса.
Поздравляем!
21 июня 1964 года родился космонавт Олег Кононенко. В 1988 году окончил Харьковский авиационный институт по специальности «Двигатели летательных аппаратов» с присвоением квалификации «инженер-механик». После окончания института работал в Центральном конструкторском бюро в Самаре. Занимался проектированием электрических систем космических кораблей. В 1996 году поступил в отряд космонавтов, после прохождения курса получил квалификацию космонавта-испытателя.
Олег летал в космос целых четыре раза:
— в составе экипажа «Союз ТМА-12» с 8 апреля по 24 октября, во время пребывания на МКС совершил два выхода в открытый космос;
— как командир экипажа «Союз ТМА-03М» с 21 декабря 2011 года по 1 июля 2012 года, совершил один выход в открытый космос на МКС;
— как командир экипажа «Союз ТМА-17М» с 23 июля по 11 декабря 2015 года;
— как командир экипажа «Союз МС-11» с 3 декабря 2018 по 25 июня 2019 года, дважды проводил внекорабельную деятельность на МКС.
Общее время налёта — 736 суток 18 часов 43 минуты. Время в открытом космосе — 32 часа 13 минут.
В ноябре 2016 года получил очень важную и труднопроизносимую должность инструктора-космонавта-испытателя — командира отряда космонавтов Роскосмоса.
Поздравляем!
Летнее солнцестояние 2021
Сегодня, 21 июня 2021 года, в 06:32 по московскому времени, наступило летнее солнцестояние. Солнце в Северном полушарии достигло высшей точки своей эклиптики — круга небесной сферы, по которому происходит видимое с Земли движение Солнца. В Северном полушарии планеты наступит астрономическое лето, а в Южном полушарии — зима.
Солнцестояние происходит дважды в год 20—21 июня и 21—22 декабря. В день летнего солнцестояния наблюдается самый длинный день и самая короткая ночь, а в день зимнего солнцестояния наоборот — самый короткий день и самая длинная ночь по сравнению с любым другим днём года. Исключение — полярные области. Исключение — полярные области, где Солнце может не заходить сутками.
В средних широтах даты солнцестояний совпадают с датами астрономического перехода с весны на лето и с осени на зиму.
Сегодня, 21 июня 2021 года, в 06:32 по московскому времени, наступило летнее солнцестояние. Солнце в Северном полушарии достигло высшей точки своей эклиптики — круга небесной сферы, по которому происходит видимое с Земли движение Солнца. В Северном полушарии планеты наступит астрономическое лето, а в Южном полушарии — зима.
Солнцестояние происходит дважды в год 20—21 июня и 21—22 декабря. В день летнего солнцестояния наблюдается самый длинный день и самая короткая ночь, а в день зимнего солнцестояния наоборот — самый короткий день и самая длинная ночь по сравнению с любым другим днём года. Исключение — полярные области. Исключение — полярные области, где Солнце может не заходить сутками.
В средних широтах даты солнцестояний совпадают с датами астрономического перехода с весны на лето и с осени на зиму.
С днём рождения, рекордсмен космоса!
Геннадию Падалке 63 года
21 июня 1958 года родился космонавт Геннадий Падалка. Он занимает первое место в мире по суммарной продолжительности нахождения в космосе — 878 дней.
Окончил Ейское военное авиационное училище лётчиков им. Комарова в 1979 году. После училища с декабря 1979 года по апрель 1989 года проходил службу на должностях летчика и старшего летчика в частях ВВС. К моменту зачисления в отряд космонавтов освоил самолеты Л-29, МиГ-15УТИ, МиГ-17, Су-7Б, Су-7У, Су-7БМ, Су-24. Общий налет около 1200 часов. В отряде космонавтов с 1991 года.
Геннадий Иванович пять раз бывал в космосе, один раз на станции «Мир» и четыре раза на МКС, каждый раз был командиром экипажа на космических кораблях:
— на корабле «Союз ТМ-28» с 13 августа 1998 года по 28 февраля 1999 года, улетая, доставил домой первого словацкого космонавта — Ивана Беллу;
— на корабле «Союз ТМА-4» с 19 апреля по 24 октября 2004 года;
— на корабле «Союз ТМА-14» с 26 марта по 11 октября 2009 года;
— на корабле «Союз ТМА-04М» с 15 мая по 17 сентября 2012 года;
— на корабле «Союз ТМА-16М» с 27 марта по 12 сентября 2015 года, с 10 июня 2015 года был командиром 44-й экспедиции МКС.
Падалка не только рекордсмен по пребыванию в космосе, но имеет внушительное количество выходов в открытый космос — дважды на станции «Мир» и восемь раз на МКС. Общее количество времени внекорабельной деятельности — 38 часов 26 минут.
В своём интервью журналу Esquire Падалка однажды сказал: «Когда я был мальчишкой, слово «космонавт» отсутствовало в распространённом обиходе. Мы мечтали стать не космонавтами, а Гагариными — фамилию проецировали на профессию».
Поздравляем с днём рождения!
Геннадию Падалке 63 года
21 июня 1958 года родился космонавт Геннадий Падалка. Он занимает первое место в мире по суммарной продолжительности нахождения в космосе — 878 дней.
Окончил Ейское военное авиационное училище лётчиков им. Комарова в 1979 году. После училища с декабря 1979 года по апрель 1989 года проходил службу на должностях летчика и старшего летчика в частях ВВС. К моменту зачисления в отряд космонавтов освоил самолеты Л-29, МиГ-15УТИ, МиГ-17, Су-7Б, Су-7У, Су-7БМ, Су-24. Общий налет около 1200 часов. В отряде космонавтов с 1991 года.
Геннадий Иванович пять раз бывал в космосе, один раз на станции «Мир» и четыре раза на МКС, каждый раз был командиром экипажа на космических кораблях:
— на корабле «Союз ТМ-28» с 13 августа 1998 года по 28 февраля 1999 года, улетая, доставил домой первого словацкого космонавта — Ивана Беллу;
— на корабле «Союз ТМА-4» с 19 апреля по 24 октября 2004 года;
— на корабле «Союз ТМА-14» с 26 марта по 11 октября 2009 года;
— на корабле «Союз ТМА-04М» с 15 мая по 17 сентября 2012 года;
— на корабле «Союз ТМА-16М» с 27 марта по 12 сентября 2015 года, с 10 июня 2015 года был командиром 44-й экспедиции МКС.
Падалка не только рекордсмен по пребыванию в космосе, но имеет внушительное количество выходов в открытый космос — дважды на станции «Мир» и восемь раз на МКС. Общее количество времени внекорабельной деятельности — 38 часов 26 минут.
В своём интервью журналу Esquire Падалка однажды сказал: «Когда я был мальчишкой, слово «космонавт» отсутствовало в распространённом обиходе. Мы мечтали стать не космонавтами, а Гагариными — фамилию проецировали на профессию».
Поздравляем с днём рождения!
«Год на орбите»: космическая еда
Раз уж сегодня день рождения у Геннадия Падалки, то мы не можем не вспомнить и его экспедицию на МКС в составе экипажа корабля «Союз ТМА-16М». Экипаж состоял из командира Геннадия Падалки и двух бортинженеров — Михаила Корниенко и Скотта Келли. Прибывшие стали членами экспедиции МКС-43, затем МКС-44. Падалка вернулся на Землю с другим экипажем, прибывшим позже с кратковременной миссией, а Скотт Келли и российский космонавт Михаил Корниенко провели на орбите почти год.
Именно так и называется многосерийный фильм про жизнь космонавтов на МКС — «Год на орбите», а мы предлагаем вам ознакомиться с 4 серией, в которой рассказывается про космическое питание: https://youtu.be/rQ-f2wgZ6xo
В главных ролях — Михаил Корниенко.
Оператор — Геннадий Падалка.
Диктор — Всеволод Кузнецов.
PS: в одной из сцен у Михаила можно заметить футболку с надписью Don't Panic — Корниенко является любителем Дугласа Адамса (как и наша редакция).
Раз уж сегодня день рождения у Геннадия Падалки, то мы не можем не вспомнить и его экспедицию на МКС в составе экипажа корабля «Союз ТМА-16М». Экипаж состоял из командира Геннадия Падалки и двух бортинженеров — Михаила Корниенко и Скотта Келли. Прибывшие стали членами экспедиции МКС-43, затем МКС-44. Падалка вернулся на Землю с другим экипажем, прибывшим позже с кратковременной миссией, а Скотт Келли и российский космонавт Михаил Корниенко провели на орбите почти год.
Именно так и называется многосерийный фильм про жизнь космонавтов на МКС — «Год на орбите», а мы предлагаем вам ознакомиться с 4 серией, в которой рассказывается про космическое питание: https://youtu.be/rQ-f2wgZ6xo
В главных ролях — Михаил Корниенко.
Оператор — Геннадий Падалка.
Диктор — Всеволод Кузнецов.
PS: в одной из сцен у Михаила можно заметить футболку с надписью Don't Panic — Корниенко является любителем Дугласа Адамса (как и наша редакция).
45 лет запуску «Салюта-5»: как СССР фотографировал Америку из космоса
Орбитальная космическая станция «Салют-5» массой 19 тонн была выведена на орбиту ракетой-носителем «Протон» 22 июня 1976 года по программе военных орбитальных пилотируемых станций СССР «Алмаз». То есть для фото- и радиотехнической разведки, а также для управления с орбиты наземными военными средствами. 8 августа 1977 года была сведена с орбиты и прекратила существование в плотных слоях атмосферы, пробыв на орбите 411 суток.
Станция посещалась трижды:
— «Союз-21» доставил на станцию 7 июля 1976 года космонавтов Бориса Волынова и Виталия Жолобова, на 42-е сутки полёта возникла нештатная ситуация, после чего полёт был прерван из-за «ухудшения здоровья» Жолобова;
— «Союз-23» доставил на орбиту 14 октября 1976 года космонавтов Вячеслава Зудова и Валерия Рождественского, но выполнить стыковку со станцией не удалось из-за отказа системы автоматической стыковки «Игла»;
— «Союз-24» доставил на станцию 8 февраля 1977 года космонавтов Виктора Горбатко и Юрия Глазкова, которые проработали там 16 суток, а перед возвращением отправили на Землю капсулу с фотоплёнками и материалами экспериментов (полностью выполнив программу пребывания на «Салюте-5»).
Отметим, что в советских средствах массовой информации описания устройства этих станций никогда не было. Если необходимо было проиллюстрировать работу советских космонавтов на «Салют-3» или «Салют-5», художник изображал «Салют-1» или «Салют-4».
Примечательно, что впоследствии «ухудшение здоровья» Жолобов опровергал. Некоторые источники говорили о стрессе из-за беспрерывной работы и даже ссорах Борис Волынова и Виталия Жолобова. Но эти сведения появились уже в 90-е, после снятия грифа секретности. В итоге ЦУП принял решение о возвращении домой.
Близкая ситуация произошла и у американцев на станции «Скайлэб» 28 декабря 1973 года. Измотанные беспрерывной работой астронавты Джеральд Карр, Эдвард Гибсон и Уильям Поуг прервали радиосвязь с наземным пунктом управления NASA. Они отказались от всех разговоров с ЦУП в этот день и провели его, отдыхая и глядя на Землю. Этот случай назвали впоследствии «Первой космической забастовкой».
Эти два случая и послужили созданию специальной психологической службы подготовки космонавтов и астронавтов к условиям длительного пребывания на орбитальных станциях.
Орбитальная космическая станция «Салют-5» массой 19 тонн была выведена на орбиту ракетой-носителем «Протон» 22 июня 1976 года по программе военных орбитальных пилотируемых станций СССР «Алмаз». То есть для фото- и радиотехнической разведки, а также для управления с орбиты наземными военными средствами. 8 августа 1977 года была сведена с орбиты и прекратила существование в плотных слоях атмосферы, пробыв на орбите 411 суток.
Станция посещалась трижды:
— «Союз-21» доставил на станцию 7 июля 1976 года космонавтов Бориса Волынова и Виталия Жолобова, на 42-е сутки полёта возникла нештатная ситуация, после чего полёт был прерван из-за «ухудшения здоровья» Жолобова;
— «Союз-23» доставил на орбиту 14 октября 1976 года космонавтов Вячеслава Зудова и Валерия Рождественского, но выполнить стыковку со станцией не удалось из-за отказа системы автоматической стыковки «Игла»;
— «Союз-24» доставил на станцию 8 февраля 1977 года космонавтов Виктора Горбатко и Юрия Глазкова, которые проработали там 16 суток, а перед возвращением отправили на Землю капсулу с фотоплёнками и материалами экспериментов (полностью выполнив программу пребывания на «Салюте-5»).
Отметим, что в советских средствах массовой информации описания устройства этих станций никогда не было. Если необходимо было проиллюстрировать работу советских космонавтов на «Салют-3» или «Салют-5», художник изображал «Салют-1» или «Салют-4».
Примечательно, что впоследствии «ухудшение здоровья» Жолобов опровергал. Некоторые источники говорили о стрессе из-за беспрерывной работы и даже ссорах Борис Волынова и Виталия Жолобова. Но эти сведения появились уже в 90-е, после снятия грифа секретности. В итоге ЦУП принял решение о возвращении домой.
Близкая ситуация произошла и у американцев на станции «Скайлэб» 28 декабря 1973 года. Измотанные беспрерывной работой астронавты Джеральд Карр, Эдвард Гибсон и Уильям Поуг прервали радиосвязь с наземным пунктом управления NASA. Они отказались от всех разговоров с ЦУП в этот день и провели его, отдыхая и глядя на Землю. Этот случай назвали впоследствии «Первой космической забастовкой».
Эти два случая и послужили созданию специальной психологической службы подготовки космонавтов и астронавтов к условиям длительного пребывания на орбитальных станциях.
История случайного наблюдения:
43 года с открытия Харона
22 июня 1978 года астроном Джеймс Кристи изучал фотопластинки с Плутоном, сделанные телескопом Военно-морской обсерватории США. И он увидел странность — на них Плутон имел продолговатую форму, в то время как звёзды на его фоне не имели искажений. Джеймс полез изучать архивы и обнаружил удлинение и на других фотографиях, придя к мнению, что это реальное явление, а не дефект на изображении. Выпуклость меняла своё положение от года к году, появляясь в разных местах планетоида (тогда ещё планеты).
Джеймс выдвинул две теории:
— на Плутоне есть горная гряда высотой свыше 1000 км (что было практически невозможно);
— Плутон обладает крупным спутником, с периодом обращения 6 дней.
Его друг Роберт Харрингтон провёл вычисление орбиты предполагаемого спутника, а 2 июля 1978 года обсерватория Флагстафф прислала новые снимки Плутона. Та самая аномалия находилась ровно в той точке, которую предсказал Харрингтон. И вот, 7 июля Джеймс и Роберт официально объявили об открытии спутника Плутона.
Как известно, учёный, который открыл новое небесное тело, имеет право подать заявку на регистрацию его названия. Чем астроном и хотел воспользоваться — Кристи планировал увековечить имя своей жены Шарлин. Так как все называли её просто Шар (Char), то Джеймс решил добавить к нему окончание -on — как в словах «электрон», «нейтрон» и «протон». В результате у него получилось название Charon.
Джеймс не верил в то, что Международный астрономический союз утвердит его вариант. Но когда к нему обратились представители МАС, его ждало потрясение. Оказалось, что в древнегреческой мифологии Харон (Charon) — это перевозчик душ через реку Стикс. А, как мы знаем, Плутон — это римский вариант греческого бога мёртвых Аида. Так, Плутон получил в распоряжение своего давнего «подчинённого».
На этой фотографии NASA, сделанной в 2018 году, вы можете увидеть самого Джеймса Кристи с изображениями Плутона, на которых он нашёл Харон. А сбоку «висит» Харон, каким его увидело аппарат «Новые горизонты» за три года до этого снимка.
43 года с открытия Харона
22 июня 1978 года астроном Джеймс Кристи изучал фотопластинки с Плутоном, сделанные телескопом Военно-морской обсерватории США. И он увидел странность — на них Плутон имел продолговатую форму, в то время как звёзды на его фоне не имели искажений. Джеймс полез изучать архивы и обнаружил удлинение и на других фотографиях, придя к мнению, что это реальное явление, а не дефект на изображении. Выпуклость меняла своё положение от года к году, появляясь в разных местах планетоида (тогда ещё планеты).
Джеймс выдвинул две теории:
— на Плутоне есть горная гряда высотой свыше 1000 км (что было практически невозможно);
— Плутон обладает крупным спутником, с периодом обращения 6 дней.
Его друг Роберт Харрингтон провёл вычисление орбиты предполагаемого спутника, а 2 июля 1978 года обсерватория Флагстафф прислала новые снимки Плутона. Та самая аномалия находилась ровно в той точке, которую предсказал Харрингтон. И вот, 7 июля Джеймс и Роберт официально объявили об открытии спутника Плутона.
Как известно, учёный, который открыл новое небесное тело, имеет право подать заявку на регистрацию его названия. Чем астроном и хотел воспользоваться — Кристи планировал увековечить имя своей жены Шарлин. Так как все называли её просто Шар (Char), то Джеймс решил добавить к нему окончание -on — как в словах «электрон», «нейтрон» и «протон». В результате у него получилось название Charon.
Джеймс не верил в то, что Международный астрономический союз утвердит его вариант. Но когда к нему обратились представители МАС, его ждало потрясение. Оказалось, что в древнегреческой мифологии Харон (Charon) — это перевозчик душ через реку Стикс. А, как мы знаем, Плутон — это римский вариант греческого бога мёртвых Аида. Так, Плутон получил в распоряжение своего давнего «подчинённого».
На этой фотографии NASA, сделанной в 2018 году, вы можете увидеть самого Джеймса Кристи с изображениями Плутона, на которых он нашёл Харон. А сбоку «висит» Харон, каким его увидело аппарат «Новые горизонты» за три года до этого снимка.
Первый журналист в космосе: история космического туриста Тоёхиро Акиямы
22 июня 1942 года в Токио родился Тоёхиро Акияма — будущий успешный журналист, медиаменеджер и космонавт. Он стал известен на весь мир, как первый японец в космосе, стартовав на корабле «Союз ТМ-11» 2 декабря 1990 года. После подготовки в ЦПК ему выдали квалификацию космонавта-исследователя и назначили в состав экипажа восьмой основной экспедиции к орбитальной станции «Мир». Акияма полетел под руководством командира корабля Виктора Афанасьева и бортинженера Мусы Манарова.
Первые же часы Тоёхиры на орбите показали недостаточность подготовки, он оказался подвержен «космической болезни», связанной с расстройствами вестибулярного аппарата. Для справки, около 50 % космонавтов испытывают симптомы средней степени — тошноту, головную боль и дезориентацию. А приблизительно у 10 % наблюдаются тяжёлая симптомы — рвоту и прочие проявления, которые полностью лишают космонавта возможности нормально работать в космосе в первые сутки в невесомости. Мы подробно обсуждали эту ситуацию в первом эпизоде нашего подкаста.
В шутку в 1985 году придумали термин «гарн» — единицу потери работоспособности в космосе. Максимум в 1 гарн означает, что человек в космосе абсолютно бесполезен. Большинство космонавтов страдают не более чем на 0,1 гарна по этой шкале. Термин был придуман в честь политика и бывшего лётчика-истребителя Эдвина Гарна, полетевшего в качестве специалиста по полезной нагрузке на шаттле «Дискавери» в миссии STS-51D. После выхода на орбиту беднягу Эдвина настолько «сломала» «космическая болезнь», что астронавт стал абсолютно бесполезен во время полёта и его изолировали от остального экипажа, периодически проверяя его состояние.
А Тоёхиро же, привыкнув к невесомости, за семь дней работы на станции «Мир» провёл несколько прямых включений для японского ТВ и вёл показательные уроки для японских школьников. Не забыл он и про биологические эксперименты — его подопытными стали японские древесные лягушки. JAXA запросила у Акиямы изучить их реакцию на микрогравитацию.
Стоит отметить, что запустили Тоёхиро в космос маркетологи из Tokyo Broadcasting System (TBS) — телекомпании, где Акияма занимал довольно высокую должность. Стоимость отправки журналиста на станцию «Мир» до сих пор полностью не известна — от 25 до 40 миллионов долларов США. Таким образом TBS отметила сорокалетие своего создания в 1950 году.
PS: видите портрет Тоёхиро Акиямы на фоне взлетающего «Союза ТМ-11» на нашей картинке? Картина висит в известном синтоистском храме в городе Котохиро в Японии. И является местной иконой, ведь храм давно известен своим покровительством морякам и первопроходцам, коим Акияма, фактически, и является.
22 июня 1942 года в Токио родился Тоёхиро Акияма — будущий успешный журналист, медиаменеджер и космонавт. Он стал известен на весь мир, как первый японец в космосе, стартовав на корабле «Союз ТМ-11» 2 декабря 1990 года. После подготовки в ЦПК ему выдали квалификацию космонавта-исследователя и назначили в состав экипажа восьмой основной экспедиции к орбитальной станции «Мир». Акияма полетел под руководством командира корабля Виктора Афанасьева и бортинженера Мусы Манарова.
Первые же часы Тоёхиры на орбите показали недостаточность подготовки, он оказался подвержен «космической болезни», связанной с расстройствами вестибулярного аппарата. Для справки, около 50 % космонавтов испытывают симптомы средней степени — тошноту, головную боль и дезориентацию. А приблизительно у 10 % наблюдаются тяжёлая симптомы — рвоту и прочие проявления, которые полностью лишают космонавта возможности нормально работать в космосе в первые сутки в невесомости. Мы подробно обсуждали эту ситуацию в первом эпизоде нашего подкаста.
В шутку в 1985 году придумали термин «гарн» — единицу потери работоспособности в космосе. Максимум в 1 гарн означает, что человек в космосе абсолютно бесполезен. Большинство космонавтов страдают не более чем на 0,1 гарна по этой шкале. Термин был придуман в честь политика и бывшего лётчика-истребителя Эдвина Гарна, полетевшего в качестве специалиста по полезной нагрузке на шаттле «Дискавери» в миссии STS-51D. После выхода на орбиту беднягу Эдвина настолько «сломала» «космическая болезнь», что астронавт стал абсолютно бесполезен во время полёта и его изолировали от остального экипажа, периодически проверяя его состояние.
А Тоёхиро же, привыкнув к невесомости, за семь дней работы на станции «Мир» провёл несколько прямых включений для японского ТВ и вёл показательные уроки для японских школьников. Не забыл он и про биологические эксперименты — его подопытными стали японские древесные лягушки. JAXA запросила у Акиямы изучить их реакцию на микрогравитацию.
Стоит отметить, что запустили Тоёхиро в космос маркетологи из Tokyo Broadcasting System (TBS) — телекомпании, где Акияма занимал довольно высокую должность. Стоимость отправки журналиста на станцию «Мир» до сих пор полностью не известна — от 25 до 40 миллионов долларов США. Таким образом TBS отметила сорокалетие своего создания в 1950 году.
PS: видите портрет Тоёхиро Акиямы на фоне взлетающего «Союза ТМ-11» на нашей картинке? Картина висит в известном синтоистском храме в городе Котохиро в Японии. И является местной иконой, ведь храм давно известен своим покровительством морякам и первопроходцам, коим Акияма, фактически, и является.
«Переселенцев» на Марс поубавилось: но в Челябинске готовы полететь на Красную планету
Илон Маск ради колонизации Марса продает свой дом в районе залива Сан-Франциско. А готовы ли россияне к колонизации Марса? По данным сервиса по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob, в нашей стране число желающих полететь на Красную планету за 3 года снизилось на четверть. В опросе приняли участие представители экономически активного населения из всех округов страны.
Полететь на Марс хотели бы 26% экономически активных россиян: «Полечу, когда там будет база»; «В компании Илона Маска — почему бы и нет?» Не готовы покорять Красную планету 74% опрошенных: «На Земле куча дел!»
Мужчины мечтают о Марсе чаще женщин (31% против 20%). Чем старше россияне, тем реже они пребывают в мечтах о покорении этой планеты: 31% среди опрошенных до 34 лет и 18% среди граждан старше 45 лет.
За последние 3 года число россиян, готовых отправиться в космическое путешествие, сократилось: в 2018 году, когда SuperJob проводил аналогичное исследование, на Марс был готов отправиться каждый третий опрошенный (34%), сегодня — каждый четвертый (26%).
Среди населения городов-миллионников чаще всего о желании улететь на Марс говорят жители Челябинска: покинуть родные места ради Красной планеты хотели бы 43% из них. Судя по комментариям опрошенных, тема космоса стала близка населению Чугунной столицы России с момента падения Челябинского метеорита в 2013 году. В число городов, жители которых чаще всего выражают готовность полететь на Марс, вошли также Нижний Новгород (39%), Уфа (37%), Самара (36%) и Омск (35%). Меньше всего тех, кто хотел бы участвовать в колонизации Марса, — среди жителей Красноярска (18%), Краснодара (21%) и Воронежа (23%).
Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 327
Время проведения: 25 мая — 17 июня 2021 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет
Размер выборки: 1600 респондентов
Илон Маск ради колонизации Марса продает свой дом в районе залива Сан-Франциско. А готовы ли россияне к колонизации Марса? По данным сервиса по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob, в нашей стране число желающих полететь на Красную планету за 3 года снизилось на четверть. В опросе приняли участие представители экономически активного населения из всех округов страны.
Полететь на Марс хотели бы 26% экономически активных россиян: «Полечу, когда там будет база»; «В компании Илона Маска — почему бы и нет?» Не готовы покорять Красную планету 74% опрошенных: «На Земле куча дел!»
Мужчины мечтают о Марсе чаще женщин (31% против 20%). Чем старше россияне, тем реже они пребывают в мечтах о покорении этой планеты: 31% среди опрошенных до 34 лет и 18% среди граждан старше 45 лет.
За последние 3 года число россиян, готовых отправиться в космическое путешествие, сократилось: в 2018 году, когда SuperJob проводил аналогичное исследование, на Марс был готов отправиться каждый третий опрошенный (34%), сегодня — каждый четвертый (26%).
Среди населения городов-миллионников чаще всего о желании улететь на Марс говорят жители Челябинска: покинуть родные места ради Красной планеты хотели бы 43% из них. Судя по комментариям опрошенных, тема космоса стала близка населению Чугунной столицы России с момента падения Челябинского метеорита в 2013 году. В число городов, жители которых чаще всего выражают готовность полететь на Марс, вошли также Нижний Новгород (39%), Уфа (37%), Самара (36%) и Омск (35%). Меньше всего тех, кто хотел бы участвовать в колонизации Марса, — среди жителей Красноярска (18%), Краснодара (21%) и Воронежа (23%).
Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 327
Время проведения: 25 мая — 17 июня 2021 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет
Размер выборки: 1600 респондентов
Конструктор Николай Кузнецов: 110 лет со дня рождения разработчика авиационных и ракетных двигателей
23 июня 1911 года родился выдающийся инженер, а впоследствии и генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей, Николай Кузнецов. Под его руководством было создано 57 оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для самолётов различного назначения и жидкостных ракетных двигателей для ракетно-космических комплексов.
Перечислять все разработанные Государственным Союзным опытным заводом № 276 двигатели и турбины нам не хватит места в этом посте. Отметим лишь, что Кузнецов смог с авиации переключиться на ракеты, когда потребовось. Двигатели его предприятия стоят на четырёх ступенях ракеты-носителя сверхтяжёлого класса Н-1, о которой мы расскажем в следующем посте.
23 июня 1911 года родился выдающийся инженер, а впоследствии и генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей, Николай Кузнецов. Под его руководством было создано 57 оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для самолётов различного назначения и жидкостных ракетных двигателей для ракетно-космических комплексов.
Перечислять все разработанные Государственным Союзным опытным заводом № 276 двигатели и турбины нам не хватит места в этом посте. Отметим лишь, что Кузнецов смог с авиации переключиться на ракеты, когда потребовось. Двигатели его предприятия стоят на четырёх ступенях ракеты-носителя сверхтяжёлого класса Н-1, о которой мы расскажем в следующем посте.
Гигантские ракеты-носители: куда СССР хотел лететь в 60-х
23 июня 1960 года принято постановление Совета Министров СССР № 715—296 «О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей, освоении космического пространства в 1960—1967 годах».
Оно стало началом проработки ракеты-носителя сверхтяжёлого класса Н-1 грузоподъемностью 75 тонн. На всех ступенях использовалась топливная пара жидкий кислород-керосин — одно из принципиальных решений того времени. Жидкий водород еще не был освоен как ракетное топливо, а ядовитый гептил опасались применять для пилотируемых ракет. Керосин-кислород стал компромиссным решением.
Носитель, способный вывести на орбиту такую нагрузку, должен был иметь стартовую массу 2200 тонн. В случае замены керосина на жидкий водород на верхних ступенях грузоподъемность вырастала бы до 90—100 т при той же стартовой массе.
Работы по комплексу Н-1 проводились под прямым руководством Сергея Королева, возглавлявшего Совет главных конструкторов. После смерти Королева в 1966 году руководство работами по лунной ракете Н1-Л3 принял на себя его первый заместитель Василий Мишин.
Хотя керосин-кислород был компромиссным решением в технологическом плане, но при этом вызвал напряженность в отношениях Сергея Королева и Валентина Глушко — последний настаивал на двигателях с гептилом и тетраоксидом азота. В результате новые двигатели взялся разрабатывать генеральный конструктор Николай Кузнецов, предприятие которого ранее занималось только авиационными двигателями.
Н-1 первоначально предназначалась для вывода на околоземную орбиту тяжёлой (75 тонн) орбитальной станции с перспективой обеспечения сборки тяжёлого межпланетного корабля для полётов к Венере и Марсу. С принятием решения по включению СССР в «лунную гонку», программа Н-1 была форсирована и стала носителем для экспедиционного космического корабля Л3 в комплексе Н1-Л3.
К сожалению, все четыре испытательных пуска Н-1 были неудачными. В 1974 году советская лунно-посадочная пилотируемая программа была закрыта, а в 1976 году закрыты и работы по Н-1. Вся пилотируемая лунная программа, включая носитель Н-1, была строго засекречена и стала достоянием общественности только в 1989 году.
23 июня 1960 года принято постановление Совета Министров СССР № 715—296 «О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей, освоении космического пространства в 1960—1967 годах».
Оно стало началом проработки ракеты-носителя сверхтяжёлого класса Н-1 грузоподъемностью 75 тонн. На всех ступенях использовалась топливная пара жидкий кислород-керосин — одно из принципиальных решений того времени. Жидкий водород еще не был освоен как ракетное топливо, а ядовитый гептил опасались применять для пилотируемых ракет. Керосин-кислород стал компромиссным решением.
Носитель, способный вывести на орбиту такую нагрузку, должен был иметь стартовую массу 2200 тонн. В случае замены керосина на жидкий водород на верхних ступенях грузоподъемность вырастала бы до 90—100 т при той же стартовой массе.
Работы по комплексу Н-1 проводились под прямым руководством Сергея Королева, возглавлявшего Совет главных конструкторов. После смерти Королева в 1966 году руководство работами по лунной ракете Н1-Л3 принял на себя его первый заместитель Василий Мишин.
Хотя керосин-кислород был компромиссным решением в технологическом плане, но при этом вызвал напряженность в отношениях Сергея Королева и Валентина Глушко — последний настаивал на двигателях с гептилом и тетраоксидом азота. В результате новые двигатели взялся разрабатывать генеральный конструктор Николай Кузнецов, предприятие которого ранее занималось только авиационными двигателями.
Н-1 первоначально предназначалась для вывода на околоземную орбиту тяжёлой (75 тонн) орбитальной станции с перспективой обеспечения сборки тяжёлого межпланетного корабля для полётов к Венере и Марсу. С принятием решения по включению СССР в «лунную гонку», программа Н-1 была форсирована и стала носителем для экспедиционного космического корабля Л3 в комплексе Н1-Л3.
К сожалению, все четыре испытательных пуска Н-1 были неудачными. В 1974 году советская лунно-посадочная пилотируемая программа была закрыта, а в 1976 году закрыты и работы по Н-1. Вся пилотируемая лунная программа, включая носитель Н-1, была строго засекречена и стала достоянием общественности только в 1989 году.
«Дед-спейс»: Почему новому главе NASA придётся напрячься для сохранения лидерства США в космосе
На выставке по исследованию международного пространства GLEX-2021 в Питере выступил новый глава NASA Билл Нельсон. Их диалог с главой Роскосмоса Дмитрием Рогозиным не привёл к немедленным результатам. Какие вопросы предстоит решать 78-летнему ветерану космической отрасли и что ожидать в отношениях с Россией?
Читать статью: https://teletype.in/@prokocmoc/buV6CGP1yar
На выставке по исследованию международного пространства GLEX-2021 в Питере выступил новый глава NASA Билл Нельсон. Их диалог с главой Роскосмоса Дмитрием Рогозиным не привёл к немедленным результатам. Какие вопросы предстоит решать 78-летнему ветерану космической отрасли и что ожидать в отношениях с Россией?
Читать статью: https://teletype.in/@prokocmoc/buV6CGP1yar