Pro Космос | Космонавтика и астрофизика – Telegram
Pro Космос | Космонавтика и астрофизика
5.12K subscribers
9.96K photos
1.1K videos
60 files
4.08K links
Космонавтика и астрофизика
Вернём романтику в космос!

Мы в других соцсетях: taplink.cc/procosmosru

Чат: @realprocosmoschat

Телеграм-пьеса о 12 апреля 1961 года: https://news.1rj.ru/str/yurygagarinchat/4
Download Telegram
«Год на орбите»: космическая еда

Раз уж сегодня день рождения у Геннадия Падалки, то мы не можем не вспомнить и его экспедицию на МКС в составе экипажа корабля «Союз ТМА-16М». Экипаж состоял из командира Геннадия Падалки и двух бортинженеров — Михаила Корниенко и Скотта Келли. Прибывшие стали членами экспедиции МКС-43, затем МКС-44. Падалка вернулся на Землю с другим экипажем, прибывшим позже с кратковременной миссией, а Скотт Келли и российский космонавт Михаил Корниенко провели на орбите почти год.

Именно так и называется многосерийный фильм про жизнь космонавтов на МКС — «Год на орбите», а мы предлагаем вам ознакомиться с 4 серией, в которой рассказывается про космическое питание: https://youtu.be/rQ-f2wgZ6xo

В главных ролях — Михаил Корниенко.
Оператор — Геннадий Падалка.
Диктор — Всеволод Кузнецов.

PS: в одной из сцен у Михаила можно заметить футболку с надписью Don't Panic — Корниенко является любителем Дугласа Адамса (как и наша редакция).
45 лет запуску «Салюта-5»: как СССР фотографировал Америку из космоса

Орбитальная космическая станция «Салют-5» массой 19 тонн была выведена на орбиту ракетой-носителем «Протон» 22 июня 1976 года по программе военных орбитальных пилотируемых станций СССР «Алмаз». То есть для фото- и радиотехнической разведки, а также для управления с орбиты наземными военными средствами. 8 августа 1977 года была сведена с орбиты и прекратила существование в плотных слоях атмосферы, пробыв на орбите 411 суток.

Станция посещалась трижды:

— «Союз-21» доставил на станцию 7 июля 1976 года космонавтов Бориса Волынова и Виталия Жолобова, на 42-е сутки полёта возникла нештатная ситуация, после чего полёт был прерван из-за «ухудшения здоровья» Жолобова;
— «Союз-23» доставил на орбиту 14 октября 1976 года космонавтов Вячеслава Зудова и Валерия Рождественского, но выполнить стыковку со станцией не удалось из-за отказа системы автоматической стыковки «Игла»;
— «Союз-24» доставил на станцию 8 февраля 1977 года космонавтов Виктора Горбатко и Юрия Глазкова, которые проработали там 16 суток, а перед возвращением отправили на Землю капсулу с фотоплёнками и материалами экспериментов (полностью выполнив программу пребывания на «Салюте-5»).

Отметим, что в советских средствах массовой информации описания устройства этих станций никогда не было. Если необходимо было проиллюстрировать работу советских космонавтов на «Салют-3» или «Салют-5», художник изображал «Салют-1» или «Салют-4».

Примечательно, что впоследствии «ухудшение здоровья» Жолобов опровергал. Некоторые источники говорили о стрессе из-за беспрерывной работы и даже ссорах Борис Волынова и Виталия Жолобова. Но эти сведения появились уже в 90-е, после снятия грифа секретности. В итоге ЦУП принял решение о возвращении домой.

Близкая ситуация произошла и у американцев на станции «Скайлэб» 28 декабря 1973 года. Измотанные беспрерывной работой астронавты Джеральд Карр, Эдвард Гибсон и Уильям Поуг прервали радиосвязь с наземным пунктом управления NASA. Они отказались от всех разговоров с ЦУП в этот день и провели его, отдыхая и глядя на Землю. Этот случай назвали впоследствии «Первой космической забастовкой».

Эти два случая и послужили созданию специальной психологической службы подготовки космонавтов и астронавтов к условиям длительного пребывания на орбитальных станциях.
История случайного наблюдения:
43 года с открытия Харона

22 июня 1978 года астроном Джеймс Кристи изучал фотопластинки с Плутоном, сделанные телескопом Военно-морской обсерватории США. И он увидел странность — на них Плутон имел продолговатую форму, в то время как звёзды на его фоне не имели искажений. Джеймс полез изучать архивы и обнаружил удлинение и на других фотографиях, придя к мнению, что это реальное явление, а не дефект на изображении. Выпуклость меняла своё положение от года к году, появляясь в разных местах планетоида (тогда ещё планеты).

Джеймс выдвинул две теории:
— на Плутоне есть горная гряда высотой свыше 1000 км (что было практически невозможно);
— Плутон обладает крупным спутником, с периодом обращения 6 дней.

Его друг Роберт Харрингтон провёл вычисление орбиты предполагаемого спутника, а 2 июля 1978 года обсерватория Флагстафф прислала новые снимки Плутона. Та самая аномалия находилась ровно в той точке, которую предсказал Харрингтон. И вот, 7 июля Джеймс и Роберт официально объявили об открытии спутника Плутона.

Как известно, учёный, который открыл новое небесное тело, имеет право подать заявку на регистрацию его названия. Чем астроном и хотел воспользоваться — Кристи планировал увековечить имя своей жены Шарлин. Так как все называли её просто Шар (Char), то Джеймс решил добавить к нему окончание -on — как в словах «электрон», «нейтрон» и «протон». В результате у него получилось название Charon.

Джеймс не верил в то, что Международный астрономический союз утвердит его вариант. Но когда к нему обратились представители МАС, его ждало потрясение. Оказалось, что в древнегреческой мифологии Харон (Charon) — это перевозчик душ через реку Стикс. А, как мы знаем, Плутон — это римский вариант греческого бога мёртвых Аида. Так, Плутон получил в распоряжение своего давнего «подчинённого».

На этой фотографии NASA, сделанной в 2018 году, вы можете увидеть самого Джеймса Кристи с изображениями Плутона, на которых он нашёл Харон. А сбоку «висит» Харон, каким его увидело аппарат «Новые горизонты» за три года до этого снимка.
Первый журналист в космосе: история космического туриста Тоёхиро Акиямы

22 июня 1942 года в Токио родился Тоёхиро Акияма — будущий успешный журналист, медиаменеджер и космонавт. Он стал известен на весь мир, как первый японец в космосе, стартовав на корабле «Союз ТМ-11» 2 декабря 1990 года. После подготовки в ЦПК ему выдали квалификацию космонавта-исследователя и назначили в состав экипажа восьмой основной экспедиции к орбитальной станции «Мир». Акияма полетел под руководством командира корабля Виктора Афанасьева и бортинженера Мусы Манарова.

Первые же часы Тоёхиры на орбите показали недостаточность подготовки, он оказался подвержен «космической болезни», связанной с расстройствами вестибулярного аппарата. Для справки, около 50 % космонавтов испытывают симптомы средней степени — тошноту, головную боль и дезориентацию. А приблизительно у 10 % наблюдаются тяжёлая симптомы — рвоту и прочие проявления, которые полностью лишают космонавта возможности нормально работать в космосе в первые сутки в невесомости. Мы подробно обсуждали эту ситуацию в первом эпизоде нашего подкаста.

В шутку в 1985 году придумали термин «гарн» — единицу потери работоспособности в космосе. Максимум в 1 гарн означает, что человек в космосе абсолютно бесполезен. Большинство космонавтов страдают не более чем на 0,1 гарна по этой шкале. Термин был придуман в честь политика и бывшего лётчика-истребителя Эдвина Гарна, полетевшего в качестве специалиста по полезной нагрузке на шаттле «Дискавери» в миссии STS-51D. После выхода на орбиту беднягу Эдвина настолько «сломала» «космическая болезнь», что астронавт стал абсолютно бесполезен во время полёта и его изолировали от остального экипажа, периодически проверяя его состояние.

А Тоёхиро же, привыкнув к невесомости, за семь дней работы на станции «Мир» провёл несколько прямых включений  для японского ТВ и вёл показательные уроки для японских школьников. Не забыл он и про биологические эксперименты — его подопытными стали японские древесные лягушки. JAXA запросила у Акиямы изучить их реакцию на микрогравитацию.

Стоит отметить, что запустили Тоёхиро в космос маркетологи из Tokyo Broadcasting System (TBS) — телекомпании, где Акияма занимал довольно высокую должность. Стоимость отправки журналиста на станцию «Мир» до сих пор полностью не известна — от 25 до 40 миллионов долларов США. Таким образом TBS отметила сорокалетие своего создания в 1950 году.

PS: видите портрет Тоёхиро Акиямы на фоне взлетающего «Союза ТМ-11» на нашей картинке? Картина висит в известном синтоистском храме в городе Котохиро в Японии. И является местной иконой, ведь храм давно известен своим покровительством морякам и первопроходцам, коим Акияма, фактически, и является.
«Переселенцев» на Марс поубавилось: но в Челябинске готовы полететь на Красную планету

Илон Маск ради колонизации Марса продает свой дом в районе залива Сан-Франциско. А готовы ли россияне к колонизации Марса? По данным сервиса по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob, в нашей стране число желающих полететь на Красную планету за 3 года снизилось на четверть. В опросе приняли участие представители экономически активного населения из всех округов страны.

Полететь на Марс хотели бы 26% экономически активных россиян: «Полечу, когда там будет база»; «В компании Илона Маска — почему бы и нет?» Не готовы покорять Красную планету 74% опрошенных: «На Земле куча дел!»

Мужчины мечтают о Марсе чаще женщин (31% против 20%). Чем старше россияне, тем реже они пребывают в мечтах о покорении этой планеты: 31% среди опрошенных до 34 лет и 18% среди граждан старше 45 лет.

За последние 3 года число россиян, готовых отправиться в космическое путешествие, сократилось: в 2018 году, когда SuperJob проводил аналогичное исследование, на Марс был готов отправиться каждый третий опрошенный (34%), сегодня — каждый четвертый (26%).

Среди населения городов-миллионников чаще всего о желании улететь на Марс говорят жители Челябинска: покинуть родные места ради Красной планеты хотели бы 43% из них. Судя по комментариям опрошенных, тема космоса стала близка населению Чугунной столицы России с момента падения Челябинского метеорита в 2013 году. В число городов, жители которых чаще всего выражают готовность полететь на Марс, вошли также Нижний Новгород (39%), Уфа (37%), Самара (36%) и Омск (35%). Меньше всего тех, кто хотел бы участвовать в колонизации Марса, — среди жителей Красноярска (18%), Краснодара (21%) и Воронежа (23%).

Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 327
Время проведения: 25 мая — 17 июня 2021 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет
Размер выборки: 1600 респондентов
Конструктор Николай Кузнецов: 110 лет со дня рождения разработчика авиационных и ракетных двигателей

23 июня 1911 года родился выдающийся инженер, а впоследствии и генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей, Николай Кузнецов. Под его руководством было создано 57 оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для самолётов различного назначения и жидкостных ракетных двигателей для ракетно-космических комплексов.

Перечислять все разработанные Государственным Союзным опытным заводом № 276 двигатели и турбины нам не хватит места в этом посте. Отметим лишь, что Кузнецов смог с авиации переключиться на ракеты, когда потребовось. Двигатели его предприятия стоят на четырёх ступенях ракеты-носителя сверхтяжёлого класса Н-1, о которой мы расскажем в следующем посте.
Гигантские ракеты-носители: куда СССР хотел лететь в 60-х

23 июня 1960 года принято постановление Совета Министров СССР № 715—296 «О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей, освоении космического пространства в 1960—1967 годах».

Оно стало началом проработки ракеты-носителя сверхтяжёлого класса Н-1 грузоподъемностью 75 тонн. На всех ступенях использовалась топливная пара жидкий кислород-керосин — одно из принципиальных решений того времени. Жидкий водород еще не был освоен как ракетное топливо, а ядовитый гептил опасались применять для пилотируемых ракет. Керосин-кислород стал компромиссным решением.

Носитель, способный вывести на орбиту такую нагрузку, должен был иметь стартовую массу 2200 тонн. В случае замены керосина на жидкий водород на верхних ступенях грузоподъемность вырастала бы до 90—100 т при той же стартовой массе.

Работы по комплексу Н-1 проводились под прямым руководством Сергея Королева, возглавлявшего Совет главных конструкторов. После смерти Королева в 1966 году руководство работами по лунной ракете Н1-Л3 принял на себя его первый заместитель Василий Мишин.

Хотя керосин-кислород был компромиссным решением в технологическом плане, но при этом вызвал напряженность в отношениях Сергея Королева и Валентина Глушко — последний настаивал на двигателях с гептилом и тетраоксидом азота. В результате новые двигатели взялся разрабатывать генеральный конструктор Николай Кузнецов, предприятие которого ранее занималось только авиационными двигателями.

Н-1 первоначально предназначалась для вывода на околоземную орбиту тяжёлой (75 тонн) орбитальной станции с перспективой обеспечения сборки тяжёлого межпланетного корабля для полётов к Венере и Марсу. С принятием решения по включению СССР в «лунную гонку», программа Н-1 была форсирована и стала носителем для экспедиционного космического корабля Л3 в комплексе Н1-Л3.

К сожалению, все четыре испытательных пуска Н-1 были неудачными. В 1974 году советская лунно-посадочная пилотируемая программа была закрыта, а в 1976 году закрыты и работы по Н-1. Вся пилотируемая лунная программа, включая носитель Н-1, была строго засекречена и стала достоянием общественности только в 1989 году.
«Дед-спейс»: Почему новому главе NASA придётся напрячься для сохранения лидерства США в космосе

На выставке по исследованию международного пространства GLEX-2021 в Питере выступил новый глава NASA Билл Нельсон. Их диалог с главой Роскосмоса Дмитрием Рогозиным не привёл к немедленным результатам. Какие вопросы предстоит решать 78-летнему ветерану космической отрасли и что ожидать в отношениях с Россией?

Читать статью: https://teletype.in/@prokocmoc/buV6CGP1yar
День пришельцев и НЛО: 74 года «Случаю в Каскадных горах»

24 июня 1947 года принято считать датой, положившей начало уфологии — псевдонауки, занимающейся изучением НЛО, инопланетян и связанных с ними феноменов. В этот день произошло событие, известное как «Случай в Каскадных горах».

Пилот Кеннет Арнольд летел на своём самолете в штат Вашингтон и по пути решил поискать обломки самолета, за который было объявлено вознаграждение. На высоте 3 км он заметил в воздухе вспышку и девяти объектов на расстоянии 20 миль от него.

«Я совершенно отчетливо видел их очертания на фоне снега, когда они приближались к горе… Они пролетели приблизительно 20–25 миль и исчезли из виду. Около трех минут я наблюдал, как цепь похожих на тарелки предметов, растянувшаяся по крайней мере на 5 миль, лавировала между высокими горными вершинами», — вспоминал Арнольд.

Скорее всего Кеннет увидел какие-то ранние прототипы сверхзвуковых высотных самолётов, которые ЦРУ активно разрабатывало в то время (и даже планировало летать на них в космос). Позднее за НЛО часто принимали световые эффекты, возникающие при запусках ракет. Правительства не горят желанием делиться информацией о военных пусках. А уфологи радостно ссылаются на это как попытку скрыть контакты с инопланетянами.

Вот так у пришельцев и НЛО появился свой день, хотя они об этом вряд ли знают. И помните, истина где-то рядом.
Рассмотреть автомобиль из космоса: что умеет военный спутник «Пион-НКС»

Сегодня, 25 июня в 22:50 мск, с космодрома «Плесецк» планируется старт ракеты-носителя «Союз 2.1б» по сообщению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.

Официальной информации о полезной нагрузке РН нет, она даётся только по гражданским запускам. Но источники сообщили ТАСС, что «Союз» выведет на гелиосинхронную орбиту перспективную разработку — военный спутник «Пион-НКС № 1» (14Ф139). По программе «Лиана» новый спутник будет синхронизирован с уже выведенными в космос одним «Лотос-С» и четырьмя «Лотос-С1».

«Лиана» — наследница советской системы космической разведки «Легенда-Целина», которая использовалась для целеуказания и наведения высокоточного оружия. Программа предназначена для сбора данных о вооруженных силах других стран. В группировку входят спутники «Лотос» для пассивного радиолокационного наблюдения, а «Пион-НКС» — с активной радиолокационной системой.

Характеристики военных спутников засекречены, но общую информацию можно найти в открытых источниках. «Пион-НКС» был представлен публике в 2017 году на военно-морской выставке в Санкт-Петербурге. Как пишут «Известия», он сможет обнаруживать небольшие объекты, например, автомобили противника. Принимая и анализируя радиосигналы, этот спутник поможет понять, какая военная техника была обнаружена, и предоставить её координаты. А «Лотосы» будут специализироваться на перехвате информации, в том числе коммуникационной.

По материалам сообщества IT-специалистов «Хабрахабр»: https://habr.com/ru/news/t/563932/
Пилотируемые миссии на Марс: Китай планирует первый полёт человека на Красную планету в 2033 году

Китай планирует отправить первый экипаж на Марс в 2033 году. Космос стал полем, на котором страна хочет выиграть, чтобы продемонстрировать первенство в гонке технологий с США. Об это сообщил Ван Сяоцзюнь — глава Китайского исследовательского института ракетной техники.

Сяоцзюнь рассказал, что сначала планируется высадить роботов для исследования Красной планеты. Эти же роверы помогут выбрать место для строительства постоянной базы. Вторым этапом станет отправка тайконавтов на Марс, которые и построят там базовую станцию. Ван заявил, что все действия китайских космонавтов будут подкрепляться постоянными поставками с Земли, а параллельно Китай будет разрабатывать технологии для отправки экипажа обратно на Землю.

Напоминаем, что планы по высадке на Марс существуют и у Илона Маска. Но, в отличие от китайского правительства, Маск считает, что: «Это будет славное приключение и поразительный опыт. Да, можно умереть. Будет очень неудобно, и еда, вероятно, будет не очень хорошей, и прочие подобные вещи. Но если вас привлекает трудное и опасное, но славное приключение, то Марс — самое подходящее для него место». Возвращение астронавтов на Землю Маск не планирует, называя их колонистами.

Компания Илона Маска SpaceX разрабатывает космический корабль Starship, который сможет перевозить на Марс до 100 человек. По мнению Маска, первый пуск к Красной планете получится сделать уже к 2030 году.

Фото: сцена из титров фильма «Железное небо 2»
Космонавт Павел Беляев: сложная судьба лётчика-космонавта № 10

26 июня 1925 года родился Павел Беляев —лётчик-космонавт СССР № 10 первого отряда космонавтов. В первом отряде космонавтов были девять лётчиков ВВС, шесть лётчиков ПВО и пять лётчиков авиации ВМФ. На момент зачисления Павлу Беляеву было 34 года — он был самым старшим в группе и единственным, к кому обращались по имени-отчеству.

После окончания лётного училища в 1945 году Беляев служил лётчиком-истребителем, участвовал в Советско-японской войне, а затем проходил службу в частях авиации ВМФ СССР. Освоил самолёты У-2, Ут-2, Як-7Б, Як-9, Як-11, Ла-11, МиГ-15 и МиГ-17, имел налёт более 500 часов. После зачисления в отряд космонавтов в 1960 году проходил подготовку на кораблях «Восток» и «Восход».

В космос впервые Беляев полетел 18—19 марта 1965 года в качестве командира корабля «Восход-2». Именно во время этого полёта Алексей Леонов впервые в мире осуществил выход в открытый космос. Во время возвращения на Землю, когда возникла ситуация с выходом из строя системы ориентации корабля и стала невозможной посадка в автоматическом режиме, Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозную двигательную установку. Это был первый случай ручной ориентации в истории пилотируемой космонавтики.

В последующие годы Беляев проходил подготовку к полётам на кораблях типа «Союз», но, к сожалению, полететь ему не удалось — Павел умер 10 января 1970 года от гнойного перитонита после перенесённой хирургической операции. Похоронен на московском Новодевичьем кладбище.

Как мы рассказывали вам ранее, фамилия Беляева написана на карточке рядом со скульптурой «Павший астронавт». Фигурка и карточка находятся в месте высадки экипажа миссии «Аполлон-15» на Луне. 1 августа 1971 года её установил командир экипажа Дэвид Скотт.