Новая российская ракета:
когда стартует «Союз-5»
В феврале 2021 г. был утвержден график создания новой ракеты-носителя среднего класса «Союз-5», способной выводить в двухступенчатом варианте на НОО до 17 тонн (а с разгонным блоком – полезную нагрузку и на геопереходную с ГСО). Предполагается, что она придёт на смену «Зениту», её первый пуск состоится в 2023 г.
«Союз-5» будет состоять из российских компонентов. В кооперации РКЦ «Прогресс» (Самара), которая выступает головной организацией по этому проекту, — примерно 20 партнеров. Пуски «Союза-5» будут осуществляться с модернизированного «зенитовского» стартового стола на Байконуре в рамках российско-казахстанского проекта «Байтерек». Казахстан взял на себя обязательства по финансированию создания наземного комплекса, на российской стороне – разработка самой ракеты-носителя. Несмотря на рост диаметра баков с 3,9 до 4,1 м по сравнению с «Зенитом», теоретически «Союз-5» можно будет использовать и для пусков с «Морского старта». По крайней мере, технических препятствий для этого нет.
В настоящее время АО ЦЭНКИ завершило эскизное проектирование стартового и технического комплекса «Байтерека», а на РКЦ «Прогресс» продолжается подготовка производства, изготавливаются составные части ракеты-носителя для испытаний.
Разработкой двигателей для первой ступени занимается НПО Энергомаш (г. Химки), они создаются на основе мощнейших РД170/171, созданных еще для «Энергии-Бурана» и «Зенита». К настоящему времени предприятие завершило 3-месячный цикл из восьми огневых испытаний первого доводочного экземпляра РД-171МВ, специально предназначенного для установки на первую ступень «Союз-5». Двигатели второй ступени РД-0124МС разрабатывает КБХА (г. Воронеж), «выход на огонь» его первого опытного образца планировался этим летом. Общая перегородка баков окислителя и горючего второй ступени облегчает конструкцию и увеличивает массу выводимого полезного груза.
В производстве корпуса ракеты-носителя «Союза-5» используется новый, более прочный алюминиевый сплав Р-1580, монтируются установки для сварки трением с перемешиванием, что повышает прочность шва (производство Чебоксарского «Сеспель»).
На фото: Сварка бака окислителя ракеты-носителя «Союз-5» для динамических испытаний в ЦНИИмаш.
Источник фото и подробности в статье журнала «Русский космос» https://www.roscosmos.ru/32020/
когда стартует «Союз-5»
В феврале 2021 г. был утвержден график создания новой ракеты-носителя среднего класса «Союз-5», способной выводить в двухступенчатом варианте на НОО до 17 тонн (а с разгонным блоком – полезную нагрузку и на геопереходную с ГСО). Предполагается, что она придёт на смену «Зениту», её первый пуск состоится в 2023 г.
«Союз-5» будет состоять из российских компонентов. В кооперации РКЦ «Прогресс» (Самара), которая выступает головной организацией по этому проекту, — примерно 20 партнеров. Пуски «Союза-5» будут осуществляться с модернизированного «зенитовского» стартового стола на Байконуре в рамках российско-казахстанского проекта «Байтерек». Казахстан взял на себя обязательства по финансированию создания наземного комплекса, на российской стороне – разработка самой ракеты-носителя. Несмотря на рост диаметра баков с 3,9 до 4,1 м по сравнению с «Зенитом», теоретически «Союз-5» можно будет использовать и для пусков с «Морского старта». По крайней мере, технических препятствий для этого нет.
В настоящее время АО ЦЭНКИ завершило эскизное проектирование стартового и технического комплекса «Байтерека», а на РКЦ «Прогресс» продолжается подготовка производства, изготавливаются составные части ракеты-носителя для испытаний.
Разработкой двигателей для первой ступени занимается НПО Энергомаш (г. Химки), они создаются на основе мощнейших РД170/171, созданных еще для «Энергии-Бурана» и «Зенита». К настоящему времени предприятие завершило 3-месячный цикл из восьми огневых испытаний первого доводочного экземпляра РД-171МВ, специально предназначенного для установки на первую ступень «Союз-5». Двигатели второй ступени РД-0124МС разрабатывает КБХА (г. Воронеж), «выход на огонь» его первого опытного образца планировался этим летом. Общая перегородка баков окислителя и горючего второй ступени облегчает конструкцию и увеличивает массу выводимого полезного груза.
В производстве корпуса ракеты-носителя «Союза-5» используется новый, более прочный алюминиевый сплав Р-1580, монтируются установки для сварки трением с перемешиванием, что повышает прочность шва (производство Чебоксарского «Сеспель»).
На фото: Сварка бака окислителя ракеты-носителя «Союз-5» для динамических испытаний в ЦНИИмаш.
Источник фото и подробности в статье журнала «Русский космос» https://www.roscosmos.ru/32020/
По сообщению Роскосомоса, пуск ракеты «Союз-2.1б» с 34 спутниками компании OneWeb перенесён по техническим причинам.
Запланированное время старта 01:18 мск 21 августа
Запланированное время старта 01:18 мск 21 августа
Старт не состоялся:
как переносят пуски ракет
На 20 августа был назначен старт ракеты «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат». Цель — вывести на орбиту 34 космических аппарата спутниковой системы OneWeb. Ракета-носитель на стартовом столе. Фермы разведены. Всё готово, но вдруг следует сигнал отмены пуска. Что произошло?
При запуске полезной нагрузки есть стартовое окно: период, в который можно стартовать и выполнить свою задачу. Например, при полете к Марсу оно длится пару месяцев. Но для аппаратов спутникового интернета OneWeb для старта есть буквально мгновение, так как разгонный блок «Фрегат» должен вывести космические аппараты на точно заданные орбиты. Поэтому и решение о том, проводить ли запуск надо принимать моментально. Это может сделать только автоматика. Так и произошло в этот раз. Хотя проверки систем ракеты начинаются задолго до пуска, некоторые неисправности можно выявить только перед стартом.
Сразу после возникшей ситуации, на космодроме собирается Госкомиссия и специалисты выясняют причины произошедшего. Топливо сливают и заправляют заново ближе к старту.
В этот раз ракета осталась на стартовом столе — это хороший знак. Теперь пуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» с 34 космическими аппаратами OneWeb запланирован на 21 августа 2021 года в 01:18:20 по московскому времени.
Но не всегда всё проходит так удачно. Например, при запуске Boeing Starliner в конце июля, инженеры обнаружили неисправность, которую было невозможно исправить на стартовом столе. Корабль сняли с ракеты, а сам носитель увезли со стартового стола. Теперь кроме починки дефектов для запуска корабля придется ждать ещё и технологического окна, в которое будет свободна стартовая площадка.
Космические технологии сложны, как поэтически сказали в Boeing «должны сойтись тысячи факторов, чтобы сделать удачный запуск». Лучше задержать старт и всё исправить, чем отпускать в полет ракету с непредсказуемыми последствиями.
как переносят пуски ракет
На 20 августа был назначен старт ракеты «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат». Цель — вывести на орбиту 34 космических аппарата спутниковой системы OneWeb. Ракета-носитель на стартовом столе. Фермы разведены. Всё готово, но вдруг следует сигнал отмены пуска. Что произошло?
При запуске полезной нагрузки есть стартовое окно: период, в который можно стартовать и выполнить свою задачу. Например, при полете к Марсу оно длится пару месяцев. Но для аппаратов спутникового интернета OneWeb для старта есть буквально мгновение, так как разгонный блок «Фрегат» должен вывести космические аппараты на точно заданные орбиты. Поэтому и решение о том, проводить ли запуск надо принимать моментально. Это может сделать только автоматика. Так и произошло в этот раз. Хотя проверки систем ракеты начинаются задолго до пуска, некоторые неисправности можно выявить только перед стартом.
Сразу после возникшей ситуации, на космодроме собирается Госкомиссия и специалисты выясняют причины произошедшего. Топливо сливают и заправляют заново ближе к старту.
В этот раз ракета осталась на стартовом столе — это хороший знак. Теперь пуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» с 34 космическими аппаратами OneWeb запланирован на 21 августа 2021 года в 01:18:20 по московскому времени.
Но не всегда всё проходит так удачно. Например, при запуске Boeing Starliner в конце июля, инженеры обнаружили неисправность, которую было невозможно исправить на стартовом столе. Корабль сняли с ракеты, а сам носитель увезли со стартового стола. Теперь кроме починки дефектов для запуска корабля придется ждать ещё и технологического окна, в которое будет свободна стартовая площадка.
Космические технологии сложны, как поэтически сказали в Boeing «должны сойтись тысячи факторов, чтобы сделать удачный запуск». Лучше задержать старт и всё исправить, чем отпускать в полет ракету с непредсказуемыми последствиями.
Пролетели со свистом: данные с BepiColombo перевели в звук
Мы уже писали о пролёте зонда ESA/JAXA BepiColombo мимо Венеры 10 августа на пути к Меркурию. Оказалось, что ученые уже получили данные с итальянского акселерометра ISA и сконвертировали их в частоты, доступные человеческому слуху. Аудио было синхронизировано по времени с переданными чёрно-белыми снимками – получившийся ролик длится всего 11 с.
Аудио позволяет послушать, как менялись силы, действующие на аппарат. Кроме очевидного взаимодействия аппарата с планетой в целом, на него оказали и рельеф планеты, и остаточная атмосфера, и разница в нагреве солнечной и теневой стороны аппарата, а также работа гироскопов, заставлявших удерживать зонд заданную ориентацию.
BepiColombo пронесся всего в 552 км от поверхности нашей горячей соседки. За время перелёта с ночной на дневную сторону планеты различные модули и части КА нагрелись на от 20 до 110° C.
КА совершил свой второй гравитационный манёвр у Венеры по пути к основной цели миссии — Меркурию. Он был запущен еще в 2018 г. и нарезает орбитальные эллипсы, используя гравитацию Земли и Венеры, а затем и Меркурия (всего их будет 6) — чтобы достаточно замедлиться для финального выхода на его орбиту в 2025 г. без больших затрат топлива. BepiColombo несёт в т.ч. российскую научную аппаратуру разработки ИКИ РАН.
Источник видео: ESA/JAXA
Мы уже писали о пролёте зонда ESA/JAXA BepiColombo мимо Венеры 10 августа на пути к Меркурию. Оказалось, что ученые уже получили данные с итальянского акселерометра ISA и сконвертировали их в частоты, доступные человеческому слуху. Аудио было синхронизировано по времени с переданными чёрно-белыми снимками – получившийся ролик длится всего 11 с.
Аудио позволяет послушать, как менялись силы, действующие на аппарат. Кроме очевидного взаимодействия аппарата с планетой в целом, на него оказали и рельеф планеты, и остаточная атмосфера, и разница в нагреве солнечной и теневой стороны аппарата, а также работа гироскопов, заставлявших удерживать зонд заданную ориентацию.
BepiColombo пронесся всего в 552 км от поверхности нашей горячей соседки. За время перелёта с ночной на дневную сторону планеты различные модули и части КА нагрелись на от 20 до 110° C.
КА совершил свой второй гравитационный манёвр у Венеры по пути к основной цели миссии — Меркурию. Он был запущен еще в 2018 г. и нарезает орбитальные эллипсы, используя гравитацию Земли и Венеры, а затем и Меркурия (всего их будет 6) — чтобы достаточно замедлиться для финального выхода на его орбиту в 2025 г. без больших затрат топлива. BepiColombo несёт в т.ч. российскую научную аппаратуру разработки ИКИ РАН.
Источник видео: ESA/JAXA
Forwarded from AstroAlert | Наблюдательная астрономия
🔥 Александр Смирнов (Astro Channel) пронаблюдал и запечатлел покрытие 36-километровым астероидом Геометрия яркой звезды омега Рыб!
https://youtu.be/h8QZizvgzkk
https://youtu.be/h8QZizvgzkk
YouTube
На небе на несколько секунд исчезала звезда! Наблюдаю редкое явление - покрытие звезды астероидом
http://planetarium.ru/?from=yt - Магазин, где вы можете купить телескоп и другую оптику
Получи гарантированную скидку по промо-коду "2021"!!!
Поддержите проект на Патреоне! https://www.patreon.com/astrochannel
Яндекс-деньги: 41001430737135
18 августа в…
Получи гарантированную скидку по промо-коду "2021"!!!
Поддержите проект на Патреоне! https://www.patreon.com/astrochannel
Яндекс-деньги: 41001430737135
18 августа в…
«Луна-25» перенесена на 2022 год: инженеры перепроверят надежность бортовых систем
Запуск автоматической станции «Луна-25» перенесён с октября 2021 года на май 2022 года. Как сообщает пресс-служба Роскосмоса, существует необходимость проведения дополнительных испытаний всех элементов станции в условиях, максимально приближенных к космическим. Также учтут результаты анализа запуска МЛМ (модуль «Наука» — прим. ред)» на МКС.
Жаль, конечно, что придётся подождать ещё полгода. Но мы помним и российский опыт «Фобос-грунта», и иностранный Boeing Starliner. Лучше пусть выловят все баги на Земле, чем искать потом на орбите зонд, который Россия первой в мире надеется отправить на полюс Луны. Если мы там найдем лёд, то это облегчит следующие миссии, а в будущем поможет высадке человека на Луну.
О задачах и новинках в конструкции космического аппарата «Луна-25» ранее писал наш коллега Михаил Котов, рекомендуем: https://nplus1.ru/material/2021/06/17/past-and-present-of-luna-programme
Запуск автоматической станции «Луна-25» перенесён с октября 2021 года на май 2022 года. Как сообщает пресс-служба Роскосмоса, существует необходимость проведения дополнительных испытаний всех элементов станции в условиях, максимально приближенных к космическим. Также учтут результаты анализа запуска МЛМ (модуль «Наука» — прим. ред)» на МКС.
Жаль, конечно, что придётся подождать ещё полгода. Но мы помним и российский опыт «Фобос-грунта», и иностранный Boeing Starliner. Лучше пусть выловят все баги на Земле, чем искать потом на орбите зонд, который Россия первой в мире надеется отправить на полюс Луны. Если мы там найдем лёд, то это облегчит следующие миссии, а в будущем поможет высадке человека на Луну.
О задачах и новинках в конструкции космического аппарата «Луна-25» ранее писал наш коллега Михаил Котов, рекомендуем: https://nplus1.ru/material/2021/06/17/past-and-present-of-luna-programme
64 года королёвской «Семёрке»: баллистическая ракета, отправившая человека в космос
21 августа 1957 года совершила первый успешный полёт хорошо знакомая нам всем межконтинентальная баллистическая ракета Р-7. Как вы помните, разработана она была силами Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1) под руководством главного конструктора Сергея Королёва. Двигатели же для Р-7 параллельно разрабатывались в ОКБ-456, руководимом Валентином Глушко. Не забудем и о том, что систему управления создали Николай Пилюгин и Борис Петров, а стартовый комплекс — Владимир Бармин. К работе были привлечены и другие люди и организации: от металлургов до астрофизиков. Все перечисленные здесь персоны станут основными создателями советской космонавтики. Достижения их ОКБ активно используются до сих пор.
20 мая 1954 года правительство поставило перед ОКБ-1 задачу разработать баллистическую ракету, способной нести термоядерный заряд на межконтинентальную дальность. Для ракеты с нуля создали стартовый комплекс — 5-й Научно-исследовательский и испытательный полигон Министерства обороны (НИИП-5). Полигон было решено построить в районе аула Байконур и разъезда Тюра-Там.
Хоть ракеты была готова уже к началу 1957 года, полигон был готов лишь к апрелю-маю этого же года. И с середины мая 1957 года были проведены первые испытания Р-7, которые выявили наличие серьезных недостатков в конструкции ракеты. Во время первого пуска 15 мая на 98 секунде отвалился один из боковых блоков, и ракета потеряла устойчивость. Второй пуск 11 июня не состоялся из-за неисправности двигателей. Во время третьего запуска 12 июля замкнуло управляющий модуль, и ракета на 33 секунде ушла от заданной траектории.
И вот — четвёртый пуск. 21 августа 1957 года ракета впервые достигла района цели. Ракета-носитель 8К718 с головной частью М1-9 взлетела с «Байконура», пролетела больше 6 000 км, а затем её головная часть с массогабаритным макетом термоядерной бомбы попала в заданный квадрат полуострова Камчатка.
Успешный полёт ракеты Р-7 позволил использовать её для запуска первых двух искусственных спутников Земли — 4 октября и 3 ноября этого же года. Ну, а дальше ракета дорабатывалась, чтобы через 4 года вывести в космос и вернуть на Землю первого космонавта — Юрия Гагарина.
21 августа 1957 года совершила первый успешный полёт хорошо знакомая нам всем межконтинентальная баллистическая ракета Р-7. Как вы помните, разработана она была силами Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1) под руководством главного конструктора Сергея Королёва. Двигатели же для Р-7 параллельно разрабатывались в ОКБ-456, руководимом Валентином Глушко. Не забудем и о том, что систему управления создали Николай Пилюгин и Борис Петров, а стартовый комплекс — Владимир Бармин. К работе были привлечены и другие люди и организации: от металлургов до астрофизиков. Все перечисленные здесь персоны станут основными создателями советской космонавтики. Достижения их ОКБ активно используются до сих пор.
20 мая 1954 года правительство поставило перед ОКБ-1 задачу разработать баллистическую ракету, способной нести термоядерный заряд на межконтинентальную дальность. Для ракеты с нуля создали стартовый комплекс — 5-й Научно-исследовательский и испытательный полигон Министерства обороны (НИИП-5). Полигон было решено построить в районе аула Байконур и разъезда Тюра-Там.
Хоть ракеты была готова уже к началу 1957 года, полигон был готов лишь к апрелю-маю этого же года. И с середины мая 1957 года были проведены первые испытания Р-7, которые выявили наличие серьезных недостатков в конструкции ракеты. Во время первого пуска 15 мая на 98 секунде отвалился один из боковых блоков, и ракета потеряла устойчивость. Второй пуск 11 июня не состоялся из-за неисправности двигателей. Во время третьего запуска 12 июля замкнуло управляющий модуль, и ракета на 33 секунде ушла от заданной траектории.
И вот — четвёртый пуск. 21 августа 1957 года ракета впервые достигла района цели. Ракета-носитель 8К718 с головной частью М1-9 взлетела с «Байконура», пролетела больше 6 000 км, а затем её головная часть с массогабаритным макетом термоядерной бомбы попала в заданный квадрат полуострова Камчатка.
Успешный полёт ракеты Р-7 позволил использовать её для запуска первых двух искусственных спутников Земли — 4 октября и 3 ноября этого же года. Ну, а дальше ракета дорабатывалась, чтобы через 4 года вывести в космос и вернуть на Землю первого космонавта — Юрия Гагарина.
VI чемпионат по стандартам WorldSkills: «Молодые профессионалы Роскосмоса – 2021»
20 августа 2021 года, в Москве завершился VI Корпоративный чемпионат по стандартам WorldSkills «Молодые профессионалы Роскосмоса — 2021». Награждение прошло оффлайн на ВДНХ — в Центре «Космонавтика и авиация». В церемонии приняли участие более 500 специалистов из 32 организаций Роскосмоса.
Нас порадовали не столько итоги, а то, сколько молодых ребят идут в космическую индустрию. И с каким азартом они занимаются своим делом.
На фотографии — команда АО «Корпорация «ВНИИЭМ» на дисциплине «Инженерия космических систем», единственная полностью женская (Ольга Гранкина, Вероника Тинина и Зоя Юрчевская). Задача была спроектировать, запрограммировать и собрать прототип спутника. И девушки не подкачали — заняли 3 место. Глядя на их энтузиазм, хочется верить, что у нашей страны будет прорывное космическое будущее.
Справка: «Международное движение WorldSkills International создано для повышения стандартов профессиональной подготовки и квалификации кадров с помощью проведения чемпионатов профмастерства по всему миру. Корпоративные чемпионаты — самые масштабные в России соревнования профессионального мастерства среди специалистов в возрасте от 16 до 49 лет».
По материалам: https://www.roscosmos.ru/32266/
Фото: Pro Космос
20 августа 2021 года, в Москве завершился VI Корпоративный чемпионат по стандартам WorldSkills «Молодые профессионалы Роскосмоса — 2021». Награждение прошло оффлайн на ВДНХ — в Центре «Космонавтика и авиация». В церемонии приняли участие более 500 специалистов из 32 организаций Роскосмоса.
Нас порадовали не столько итоги, а то, сколько молодых ребят идут в космическую индустрию. И с каким азартом они занимаются своим делом.
На фотографии — команда АО «Корпорация «ВНИИЭМ» на дисциплине «Инженерия космических систем», единственная полностью женская (Ольга Гранкина, Вероника Тинина и Зоя Юрчевская). Задача была спроектировать, запрограммировать и собрать прототип спутника. И девушки не подкачали — заняли 3 место. Глядя на их энтузиазм, хочется верить, что у нашей страны будет прорывное космическое будущее.
Справка: «Международное движение WorldSkills International создано для повышения стандартов профессиональной подготовки и квалификации кадров с помощью проведения чемпионатов профмастерства по всему миру. Корпоративные чемпионаты — самые масштабные в России соревнования профессионального мастерства среди специалистов в возрасте от 16 до 49 лет».
По материалам: https://www.roscosmos.ru/32266/
Фото: Pro Космос
OneWeb пополнилась 34 спутниками: «Союз 2.1б» успешно вывела их, стартовав с «Байконура»
Как передаёт Роскосмос, 22 августа 2021 года, в 01:13:40 по московскому времени с пусковой установки № 6 стартовой площадки № 31 космодрома Байконур выполнен успешный пуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и 34 космическими аппаратами компании OneWeb. Этот старт стал девятым в рамках программы OneWeb и третьим — с Байконура.
Космические аппараты OneWeb предназначены для создания космической системы связи, обеспечивающей предоставление высокоскоростного доступа в Интернет в любой точке Земли. Доступ в Интернет через спутниковую систему OneWeb будет осуществляться через 40 наземных станций-терминалов, которые будут развернуты на поверхности Земли.
Пуски с космодрома Восточный позволяют выводить ракетой-носителем «Союз-2.1б» на орбиту большее количество спутников — 36 против 34 при пусках с Байконура. Такая разница обусловлена более высокими энергетическими характеристиками ракеты в рамках заданного наклонения и полным соответствием районов падения ступеней носителя. В настоящее время проводятся работы над оптимизацией полетных траекторий с Байконура с учетом того, что размер спутников чуть больше, чем предполагалось. Исследования проводятся для того, чтобы запускать с Байконура 36 космических аппаратов OneWeb, как и с Восточного.
По материалам: https://www.roscosmos.ru/32239/
Видео: Pro Космос
Как передаёт Роскосмос, 22 августа 2021 года, в 01:13:40 по московскому времени с пусковой установки № 6 стартовой площадки № 31 космодрома Байконур выполнен успешный пуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и 34 космическими аппаратами компании OneWeb. Этот старт стал девятым в рамках программы OneWeb и третьим — с Байконура.
Космические аппараты OneWeb предназначены для создания космической системы связи, обеспечивающей предоставление высокоскоростного доступа в Интернет в любой точке Земли. Доступ в Интернет через спутниковую систему OneWeb будет осуществляться через 40 наземных станций-терминалов, которые будут развернуты на поверхности Земли.
Пуски с космодрома Восточный позволяют выводить ракетой-носителем «Союз-2.1б» на орбиту большее количество спутников — 36 против 34 при пусках с Байконура. Такая разница обусловлена более высокими энергетическими характеристиками ракеты в рамках заданного наклонения и полным соответствием районов падения ступеней носителя. В настоящее время проводятся работы над оптимизацией полетных траекторий с Байконура с учетом того, что размер спутников чуть больше, чем предполагалось. Исследования проводятся для того, чтобы запускать с Байконура 36 космических аппаратов OneWeb, как и с Восточного.
По материалам: https://www.roscosmos.ru/32239/
Видео: Pro Космос
Командир космической забастовки: астронавт «Скайлэб-4» Джеральд Пол Карр
22 августа 1932 года родился астронавт NASA Джеральд Пол Карр. Он долгое время прослужил лётчиком-испытателем прежде, чем стать астронавтом. После зачисления в отряд астронавтов был оператором связи во время миссий «Аполлон-8» и «Аполлон-12», а заодно и механиком-испытателем лунного автомобиля. Был назначен в экипаж миссии «Аполлон-19» на Луну, но полёт отменили.
Лунные ракеты-носители не стояли без дела — один из «Сатурнов» вывел на орбиту первую американскую орбитальную станцию «Скайлэб», на которую и отправили Джеральда во время третьего посещения станции. Карр с командой (Уильям Поуг и Эдвард Гибсон) так устали за три месяца непрерывной работы на станции (как вы видите, они даже не имели времени на бритьё, которое в космосе занимает больше времени, чем на Земле), что в один из дней объявили забастовку и выключили на сутки всю связь с Хьюстоном.
«Мы никогда бы не стали работать по 16 часов в день в течение 84 дней подряд на Земле, и от нас не стоит ожидать этого здесь, в космосе», — сообщил Карр перед забастовкой. Вместо положенных работ 28 декабря 1973 года Гибсон «просидел» весь день около консоли управления солнечными панелями «Скайлэб», а Карр и Поуг проводили время в кают-компании, разглядывая Землю в иллюминатор. Тем не менее, к концу полёта запланированная программа экспериментов была выполнена.
Орбитальная станция «Скайлэб» даже сейчас поражает своими массой и размерами: 77 тонн при длине 24,6 метра и диаметре 6,6 метра. Для сравнения два самых тяжёлых модуля МКС весят по 20 тонн («Наука» и «Звезда»). Вот что значит иметь в распоряжении лунную ракету — полная масса, выведенная на орбиту при запуске «Скайлэб», составила 147,36 т: сама станция с головным обтекателем — 88,5 т и еще вторая ступень с остатком топлива и неотделившимся переходником.
Фото: NASA — Гибсон сфотографировал, как Карр демонстрирует преимущества невесомости, удерживая Поуга на одном пальце
22 августа 1932 года родился астронавт NASA Джеральд Пол Карр. Он долгое время прослужил лётчиком-испытателем прежде, чем стать астронавтом. После зачисления в отряд астронавтов был оператором связи во время миссий «Аполлон-8» и «Аполлон-12», а заодно и механиком-испытателем лунного автомобиля. Был назначен в экипаж миссии «Аполлон-19» на Луну, но полёт отменили.
Лунные ракеты-носители не стояли без дела — один из «Сатурнов» вывел на орбиту первую американскую орбитальную станцию «Скайлэб», на которую и отправили Джеральда во время третьего посещения станции. Карр с командой (Уильям Поуг и Эдвард Гибсон) так устали за три месяца непрерывной работы на станции (как вы видите, они даже не имели времени на бритьё, которое в космосе занимает больше времени, чем на Земле), что в один из дней объявили забастовку и выключили на сутки всю связь с Хьюстоном.
«Мы никогда бы не стали работать по 16 часов в день в течение 84 дней подряд на Земле, и от нас не стоит ожидать этого здесь, в космосе», — сообщил Карр перед забастовкой. Вместо положенных работ 28 декабря 1973 года Гибсон «просидел» весь день около консоли управления солнечными панелями «Скайлэб», а Карр и Поуг проводили время в кают-компании, разглядывая Землю в иллюминатор. Тем не менее, к концу полёта запланированная программа экспериментов была выполнена.
Орбитальная станция «Скайлэб» даже сейчас поражает своими массой и размерами: 77 тонн при длине 24,6 метра и диаметре 6,6 метра. Для сравнения два самых тяжёлых модуля МКС весят по 20 тонн («Наука» и «Звезда»). Вот что значит иметь в распоряжении лунную ракету — полная масса, выведенная на орбиту при запуске «Скайлэб», составила 147,36 т: сама станция с головным обтекателем — 88,5 т и еще вторая ступень с остатком топлива и неотделившимся переходником.
Фото: NASA — Гибсон сфотографировал, как Карр демонстрирует преимущества невесомости, удерживая Поуга на одном пальце
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Сгорающая в атмосфере вторая ступень «Союз 2.1б»: запись стрима на Урале
На этом видео вы можете увидеть, как сгорают в атмосфере Земли обломки второй ступени ракеты-носителя «Союз 2.1б», которая сегодня (22 августа 2021 года) вывела новую группировку спутников OneWeb на орбиту. Запись сделана на северо-востоке Свердловской области.
За видеозапись стоит благодарить Илью Янковского и его проект starvisor.ru
На этом видео вы можете увидеть, как сгорают в атмосфере Земли обломки второй ступени ракеты-носителя «Союз 2.1б», которая сегодня (22 августа 2021 года) вывела новую группировку спутников OneWeb на орбиту. Запись сделана на северо-востоке Свердловской области.
За видеозапись стоит благодарить Илью Янковского и его проект starvisor.ru
«Вперед, на Марс!»: за 100 лет до Илона Маска
23 августа 1887 года родился инженер и изобретатель Фридрих Артурович Цандер. Он был одним из создателей первой советской ракеты на жидком топливе — «ГИРД-X». А ещё во время учёбы в институте рассчитал траекторию полёта ракеты, которая должна была достичь поверхности Марса. Цандер настолько грезил Красной планетой, что ему позавидовал бы сам Илон Маск — девизом Фридриха Артуровича было краткое и ёмкое изречение: «Вперёд, на Марс!»
После знакомства с Сергеем Королёвым в 1931 году Цандер стал одним участников «Группы изучения реактивного движения», которая в уже к 1933 году смогла создать и построить две ракеты — одну по чертежам Тихонравова (мы недавно про неё рассказывали), а другую по чертежам самого Цандера. При этом Фридрих Артурович занимался разработкой ракетопланов, идеи которых воплотились лишь через 50 лет — «Спейс шаттл» и «Буран». А в том же 1933 году Цандер создал реактивный двигатель на жидком кислороде с бензином. Автор не дожил до испытаний двигателя, скончавшись от тифа 28 марта 1933 года.
Кстати, ваш покорный слуга (Роман Дронов) долгое время прожил на улице Цандера в Москве. В районе ВДНХ очень много названий улиц, связанных с космонавтикой, можете сами убедиться, открыв карту.
23 августа 1887 года родился инженер и изобретатель Фридрих Артурович Цандер. Он был одним из создателей первой советской ракеты на жидком топливе — «ГИРД-X». А ещё во время учёбы в институте рассчитал траекторию полёта ракеты, которая должна была достичь поверхности Марса. Цандер настолько грезил Красной планетой, что ему позавидовал бы сам Илон Маск — девизом Фридриха Артуровича было краткое и ёмкое изречение: «Вперёд, на Марс!»
После знакомства с Сергеем Королёвым в 1931 году Цандер стал одним участников «Группы изучения реактивного движения», которая в уже к 1933 году смогла создать и построить две ракеты — одну по чертежам Тихонравова (мы недавно про неё рассказывали), а другую по чертежам самого Цандера. При этом Фридрих Артурович занимался разработкой ракетопланов, идеи которых воплотились лишь через 50 лет — «Спейс шаттл» и «Буран». А в том же 1933 году Цандер создал реактивный двигатель на жидком кислороде с бензином. Автор не дожил до испытаний двигателя, скончавшись от тифа 28 марта 1933 года.
Кстати, ваш покорный слуга (Роман Дронов) долгое время прожил на улице Цандера в Москве. В районе ВДНХ очень много названий улиц, связанных с космонавтикой, можете сами убедиться, открыв карту.