Пролетели со свистом: данные с BepiColombo перевели в звук
Мы уже писали о пролёте зонда ESA/JAXA BepiColombo мимо Венеры 10 августа на пути к Меркурию. Оказалось, что ученые уже получили данные с итальянского акселерометра ISA и сконвертировали их в частоты, доступные человеческому слуху. Аудио было синхронизировано по времени с переданными чёрно-белыми снимками – получившийся ролик длится всего 11 с.
Аудио позволяет послушать, как менялись силы, действующие на аппарат. Кроме очевидного взаимодействия аппарата с планетой в целом, на него оказали и рельеф планеты, и остаточная атмосфера, и разница в нагреве солнечной и теневой стороны аппарата, а также работа гироскопов, заставлявших удерживать зонд заданную ориентацию.
BepiColombo пронесся всего в 552 км от поверхности нашей горячей соседки. За время перелёта с ночной на дневную сторону планеты различные модули и части КА нагрелись на от 20 до 110° C.
КА совершил свой второй гравитационный манёвр у Венеры по пути к основной цели миссии — Меркурию. Он был запущен еще в 2018 г. и нарезает орбитальные эллипсы, используя гравитацию Земли и Венеры, а затем и Меркурия (всего их будет 6) — чтобы достаточно замедлиться для финального выхода на его орбиту в 2025 г. без больших затрат топлива. BepiColombo несёт в т.ч. российскую научную аппаратуру разработки ИКИ РАН.
Источник видео: ESA/JAXA
Мы уже писали о пролёте зонда ESA/JAXA BepiColombo мимо Венеры 10 августа на пути к Меркурию. Оказалось, что ученые уже получили данные с итальянского акселерометра ISA и сконвертировали их в частоты, доступные человеческому слуху. Аудио было синхронизировано по времени с переданными чёрно-белыми снимками – получившийся ролик длится всего 11 с.
Аудио позволяет послушать, как менялись силы, действующие на аппарат. Кроме очевидного взаимодействия аппарата с планетой в целом, на него оказали и рельеф планеты, и остаточная атмосфера, и разница в нагреве солнечной и теневой стороны аппарата, а также работа гироскопов, заставлявших удерживать зонд заданную ориентацию.
BepiColombo пронесся всего в 552 км от поверхности нашей горячей соседки. За время перелёта с ночной на дневную сторону планеты различные модули и части КА нагрелись на от 20 до 110° C.
КА совершил свой второй гравитационный манёвр у Венеры по пути к основной цели миссии — Меркурию. Он был запущен еще в 2018 г. и нарезает орбитальные эллипсы, используя гравитацию Земли и Венеры, а затем и Меркурия (всего их будет 6) — чтобы достаточно замедлиться для финального выхода на его орбиту в 2025 г. без больших затрат топлива. BepiColombo несёт в т.ч. российскую научную аппаратуру разработки ИКИ РАН.
Источник видео: ESA/JAXA
Forwarded from AstroAlert | Наблюдательная астрономия
🔥 Александр Смирнов (Astro Channel) пронаблюдал и запечатлел покрытие 36-километровым астероидом Геометрия яркой звезды омега Рыб!
https://youtu.be/h8QZizvgzkk
https://youtu.be/h8QZizvgzkk
YouTube
На небе на несколько секунд исчезала звезда! Наблюдаю редкое явление - покрытие звезды астероидом
http://planetarium.ru/?from=yt - Магазин, где вы можете купить телескоп и другую оптику
Получи гарантированную скидку по промо-коду "2021"!!!
Поддержите проект на Патреоне! https://www.patreon.com/astrochannel
Яндекс-деньги: 41001430737135
18 августа в…
Получи гарантированную скидку по промо-коду "2021"!!!
Поддержите проект на Патреоне! https://www.patreon.com/astrochannel
Яндекс-деньги: 41001430737135
18 августа в…
«Луна-25» перенесена на 2022 год: инженеры перепроверят надежность бортовых систем
Запуск автоматической станции «Луна-25» перенесён с октября 2021 года на май 2022 года. Как сообщает пресс-служба Роскосмоса, существует необходимость проведения дополнительных испытаний всех элементов станции в условиях, максимально приближенных к космическим. Также учтут результаты анализа запуска МЛМ (модуль «Наука» — прим. ред)» на МКС.
Жаль, конечно, что придётся подождать ещё полгода. Но мы помним и российский опыт «Фобос-грунта», и иностранный Boeing Starliner. Лучше пусть выловят все баги на Земле, чем искать потом на орбите зонд, который Россия первой в мире надеется отправить на полюс Луны. Если мы там найдем лёд, то это облегчит следующие миссии, а в будущем поможет высадке человека на Луну.
О задачах и новинках в конструкции космического аппарата «Луна-25» ранее писал наш коллега Михаил Котов, рекомендуем: https://nplus1.ru/material/2021/06/17/past-and-present-of-luna-programme
Запуск автоматической станции «Луна-25» перенесён с октября 2021 года на май 2022 года. Как сообщает пресс-служба Роскосмоса, существует необходимость проведения дополнительных испытаний всех элементов станции в условиях, максимально приближенных к космическим. Также учтут результаты анализа запуска МЛМ (модуль «Наука» — прим. ред)» на МКС.
Жаль, конечно, что придётся подождать ещё полгода. Но мы помним и российский опыт «Фобос-грунта», и иностранный Boeing Starliner. Лучше пусть выловят все баги на Земле, чем искать потом на орбите зонд, который Россия первой в мире надеется отправить на полюс Луны. Если мы там найдем лёд, то это облегчит следующие миссии, а в будущем поможет высадке человека на Луну.
О задачах и новинках в конструкции космического аппарата «Луна-25» ранее писал наш коллега Михаил Котов, рекомендуем: https://nplus1.ru/material/2021/06/17/past-and-present-of-luna-programme
64 года королёвской «Семёрке»: баллистическая ракета, отправившая человека в космос
21 августа 1957 года совершила первый успешный полёт хорошо знакомая нам всем межконтинентальная баллистическая ракета Р-7. Как вы помните, разработана она была силами Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1) под руководством главного конструктора Сергея Королёва. Двигатели же для Р-7 параллельно разрабатывались в ОКБ-456, руководимом Валентином Глушко. Не забудем и о том, что систему управления создали Николай Пилюгин и Борис Петров, а стартовый комплекс — Владимир Бармин. К работе были привлечены и другие люди и организации: от металлургов до астрофизиков. Все перечисленные здесь персоны станут основными создателями советской космонавтики. Достижения их ОКБ активно используются до сих пор.
20 мая 1954 года правительство поставило перед ОКБ-1 задачу разработать баллистическую ракету, способной нести термоядерный заряд на межконтинентальную дальность. Для ракеты с нуля создали стартовый комплекс — 5-й Научно-исследовательский и испытательный полигон Министерства обороны (НИИП-5). Полигон было решено построить в районе аула Байконур и разъезда Тюра-Там.
Хоть ракеты была готова уже к началу 1957 года, полигон был готов лишь к апрелю-маю этого же года. И с середины мая 1957 года были проведены первые испытания Р-7, которые выявили наличие серьезных недостатков в конструкции ракеты. Во время первого пуска 15 мая на 98 секунде отвалился один из боковых блоков, и ракета потеряла устойчивость. Второй пуск 11 июня не состоялся из-за неисправности двигателей. Во время третьего запуска 12 июля замкнуло управляющий модуль, и ракета на 33 секунде ушла от заданной траектории.
И вот — четвёртый пуск. 21 августа 1957 года ракета впервые достигла района цели. Ракета-носитель 8К718 с головной частью М1-9 взлетела с «Байконура», пролетела больше 6 000 км, а затем её головная часть с массогабаритным макетом термоядерной бомбы попала в заданный квадрат полуострова Камчатка.
Успешный полёт ракеты Р-7 позволил использовать её для запуска первых двух искусственных спутников Земли — 4 октября и 3 ноября этого же года. Ну, а дальше ракета дорабатывалась, чтобы через 4 года вывести в космос и вернуть на Землю первого космонавта — Юрия Гагарина.
21 августа 1957 года совершила первый успешный полёт хорошо знакомая нам всем межконтинентальная баллистическая ракета Р-7. Как вы помните, разработана она была силами Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1) под руководством главного конструктора Сергея Королёва. Двигатели же для Р-7 параллельно разрабатывались в ОКБ-456, руководимом Валентином Глушко. Не забудем и о том, что систему управления создали Николай Пилюгин и Борис Петров, а стартовый комплекс — Владимир Бармин. К работе были привлечены и другие люди и организации: от металлургов до астрофизиков. Все перечисленные здесь персоны станут основными создателями советской космонавтики. Достижения их ОКБ активно используются до сих пор.
20 мая 1954 года правительство поставило перед ОКБ-1 задачу разработать баллистическую ракету, способной нести термоядерный заряд на межконтинентальную дальность. Для ракеты с нуля создали стартовый комплекс — 5-й Научно-исследовательский и испытательный полигон Министерства обороны (НИИП-5). Полигон было решено построить в районе аула Байконур и разъезда Тюра-Там.
Хоть ракеты была готова уже к началу 1957 года, полигон был готов лишь к апрелю-маю этого же года. И с середины мая 1957 года были проведены первые испытания Р-7, которые выявили наличие серьезных недостатков в конструкции ракеты. Во время первого пуска 15 мая на 98 секунде отвалился один из боковых блоков, и ракета потеряла устойчивость. Второй пуск 11 июня не состоялся из-за неисправности двигателей. Во время третьего запуска 12 июля замкнуло управляющий модуль, и ракета на 33 секунде ушла от заданной траектории.
И вот — четвёртый пуск. 21 августа 1957 года ракета впервые достигла района цели. Ракета-носитель 8К718 с головной частью М1-9 взлетела с «Байконура», пролетела больше 6 000 км, а затем её головная часть с массогабаритным макетом термоядерной бомбы попала в заданный квадрат полуострова Камчатка.
Успешный полёт ракеты Р-7 позволил использовать её для запуска первых двух искусственных спутников Земли — 4 октября и 3 ноября этого же года. Ну, а дальше ракета дорабатывалась, чтобы через 4 года вывести в космос и вернуть на Землю первого космонавта — Юрия Гагарина.
VI чемпионат по стандартам WorldSkills: «Молодые профессионалы Роскосмоса – 2021»
20 августа 2021 года, в Москве завершился VI Корпоративный чемпионат по стандартам WorldSkills «Молодые профессионалы Роскосмоса — 2021». Награждение прошло оффлайн на ВДНХ — в Центре «Космонавтика и авиация». В церемонии приняли участие более 500 специалистов из 32 организаций Роскосмоса.
Нас порадовали не столько итоги, а то, сколько молодых ребят идут в космическую индустрию. И с каким азартом они занимаются своим делом.
На фотографии — команда АО «Корпорация «ВНИИЭМ» на дисциплине «Инженерия космических систем», единственная полностью женская (Ольга Гранкина, Вероника Тинина и Зоя Юрчевская). Задача была спроектировать, запрограммировать и собрать прототип спутника. И девушки не подкачали — заняли 3 место. Глядя на их энтузиазм, хочется верить, что у нашей страны будет прорывное космическое будущее.
Справка: «Международное движение WorldSkills International создано для повышения стандартов профессиональной подготовки и квалификации кадров с помощью проведения чемпионатов профмастерства по всему миру. Корпоративные чемпионаты — самые масштабные в России соревнования профессионального мастерства среди специалистов в возрасте от 16 до 49 лет».
По материалам: https://www.roscosmos.ru/32266/
Фото: Pro Космос
20 августа 2021 года, в Москве завершился VI Корпоративный чемпионат по стандартам WorldSkills «Молодые профессионалы Роскосмоса — 2021». Награждение прошло оффлайн на ВДНХ — в Центре «Космонавтика и авиация». В церемонии приняли участие более 500 специалистов из 32 организаций Роскосмоса.
Нас порадовали не столько итоги, а то, сколько молодых ребят идут в космическую индустрию. И с каким азартом они занимаются своим делом.
На фотографии — команда АО «Корпорация «ВНИИЭМ» на дисциплине «Инженерия космических систем», единственная полностью женская (Ольга Гранкина, Вероника Тинина и Зоя Юрчевская). Задача была спроектировать, запрограммировать и собрать прототип спутника. И девушки не подкачали — заняли 3 место. Глядя на их энтузиазм, хочется верить, что у нашей страны будет прорывное космическое будущее.
Справка: «Международное движение WorldSkills International создано для повышения стандартов профессиональной подготовки и квалификации кадров с помощью проведения чемпионатов профмастерства по всему миру. Корпоративные чемпионаты — самые масштабные в России соревнования профессионального мастерства среди специалистов в возрасте от 16 до 49 лет».
По материалам: https://www.roscosmos.ru/32266/
Фото: Pro Космос
OneWeb пополнилась 34 спутниками: «Союз 2.1б» успешно вывела их, стартовав с «Байконура»
Как передаёт Роскосмос, 22 августа 2021 года, в 01:13:40 по московскому времени с пусковой установки № 6 стартовой площадки № 31 космодрома Байконур выполнен успешный пуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и 34 космическими аппаратами компании OneWeb. Этот старт стал девятым в рамках программы OneWeb и третьим — с Байконура.
Космические аппараты OneWeb предназначены для создания космической системы связи, обеспечивающей предоставление высокоскоростного доступа в Интернет в любой точке Земли. Доступ в Интернет через спутниковую систему OneWeb будет осуществляться через 40 наземных станций-терминалов, которые будут развернуты на поверхности Земли.
Пуски с космодрома Восточный позволяют выводить ракетой-носителем «Союз-2.1б» на орбиту большее количество спутников — 36 против 34 при пусках с Байконура. Такая разница обусловлена более высокими энергетическими характеристиками ракеты в рамках заданного наклонения и полным соответствием районов падения ступеней носителя. В настоящее время проводятся работы над оптимизацией полетных траекторий с Байконура с учетом того, что размер спутников чуть больше, чем предполагалось. Исследования проводятся для того, чтобы запускать с Байконура 36 космических аппаратов OneWeb, как и с Восточного.
По материалам: https://www.roscosmos.ru/32239/
Видео: Pro Космос
Как передаёт Роскосмос, 22 августа 2021 года, в 01:13:40 по московскому времени с пусковой установки № 6 стартовой площадки № 31 космодрома Байконур выполнен успешный пуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и 34 космическими аппаратами компании OneWeb. Этот старт стал девятым в рамках программы OneWeb и третьим — с Байконура.
Космические аппараты OneWeb предназначены для создания космической системы связи, обеспечивающей предоставление высокоскоростного доступа в Интернет в любой точке Земли. Доступ в Интернет через спутниковую систему OneWeb будет осуществляться через 40 наземных станций-терминалов, которые будут развернуты на поверхности Земли.
Пуски с космодрома Восточный позволяют выводить ракетой-носителем «Союз-2.1б» на орбиту большее количество спутников — 36 против 34 при пусках с Байконура. Такая разница обусловлена более высокими энергетическими характеристиками ракеты в рамках заданного наклонения и полным соответствием районов падения ступеней носителя. В настоящее время проводятся работы над оптимизацией полетных траекторий с Байконура с учетом того, что размер спутников чуть больше, чем предполагалось. Исследования проводятся для того, чтобы запускать с Байконура 36 космических аппаратов OneWeb, как и с Восточного.
По материалам: https://www.roscosmos.ru/32239/
Видео: Pro Космос
Командир космической забастовки: астронавт «Скайлэб-4» Джеральд Пол Карр
22 августа 1932 года родился астронавт NASA Джеральд Пол Карр. Он долгое время прослужил лётчиком-испытателем прежде, чем стать астронавтом. После зачисления в отряд астронавтов был оператором связи во время миссий «Аполлон-8» и «Аполлон-12», а заодно и механиком-испытателем лунного автомобиля. Был назначен в экипаж миссии «Аполлон-19» на Луну, но полёт отменили.
Лунные ракеты-носители не стояли без дела — один из «Сатурнов» вывел на орбиту первую американскую орбитальную станцию «Скайлэб», на которую и отправили Джеральда во время третьего посещения станции. Карр с командой (Уильям Поуг и Эдвард Гибсон) так устали за три месяца непрерывной работы на станции (как вы видите, они даже не имели времени на бритьё, которое в космосе занимает больше времени, чем на Земле), что в один из дней объявили забастовку и выключили на сутки всю связь с Хьюстоном.
«Мы никогда бы не стали работать по 16 часов в день в течение 84 дней подряд на Земле, и от нас не стоит ожидать этого здесь, в космосе», — сообщил Карр перед забастовкой. Вместо положенных работ 28 декабря 1973 года Гибсон «просидел» весь день около консоли управления солнечными панелями «Скайлэб», а Карр и Поуг проводили время в кают-компании, разглядывая Землю в иллюминатор. Тем не менее, к концу полёта запланированная программа экспериментов была выполнена.
Орбитальная станция «Скайлэб» даже сейчас поражает своими массой и размерами: 77 тонн при длине 24,6 метра и диаметре 6,6 метра. Для сравнения два самых тяжёлых модуля МКС весят по 20 тонн («Наука» и «Звезда»). Вот что значит иметь в распоряжении лунную ракету — полная масса, выведенная на орбиту при запуске «Скайлэб», составила 147,36 т: сама станция с головным обтекателем — 88,5 т и еще вторая ступень с остатком топлива и неотделившимся переходником.
Фото: NASA — Гибсон сфотографировал, как Карр демонстрирует преимущества невесомости, удерживая Поуга на одном пальце
22 августа 1932 года родился астронавт NASA Джеральд Пол Карр. Он долгое время прослужил лётчиком-испытателем прежде, чем стать астронавтом. После зачисления в отряд астронавтов был оператором связи во время миссий «Аполлон-8» и «Аполлон-12», а заодно и механиком-испытателем лунного автомобиля. Был назначен в экипаж миссии «Аполлон-19» на Луну, но полёт отменили.
Лунные ракеты-носители не стояли без дела — один из «Сатурнов» вывел на орбиту первую американскую орбитальную станцию «Скайлэб», на которую и отправили Джеральда во время третьего посещения станции. Карр с командой (Уильям Поуг и Эдвард Гибсон) так устали за три месяца непрерывной работы на станции (как вы видите, они даже не имели времени на бритьё, которое в космосе занимает больше времени, чем на Земле), что в один из дней объявили забастовку и выключили на сутки всю связь с Хьюстоном.
«Мы никогда бы не стали работать по 16 часов в день в течение 84 дней подряд на Земле, и от нас не стоит ожидать этого здесь, в космосе», — сообщил Карр перед забастовкой. Вместо положенных работ 28 декабря 1973 года Гибсон «просидел» весь день около консоли управления солнечными панелями «Скайлэб», а Карр и Поуг проводили время в кают-компании, разглядывая Землю в иллюминатор. Тем не менее, к концу полёта запланированная программа экспериментов была выполнена.
Орбитальная станция «Скайлэб» даже сейчас поражает своими массой и размерами: 77 тонн при длине 24,6 метра и диаметре 6,6 метра. Для сравнения два самых тяжёлых модуля МКС весят по 20 тонн («Наука» и «Звезда»). Вот что значит иметь в распоряжении лунную ракету — полная масса, выведенная на орбиту при запуске «Скайлэб», составила 147,36 т: сама станция с головным обтекателем — 88,5 т и еще вторая ступень с остатком топлива и неотделившимся переходником.
Фото: NASA — Гибсон сфотографировал, как Карр демонстрирует преимущества невесомости, удерживая Поуга на одном пальце
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Сгорающая в атмосфере вторая ступень «Союз 2.1б»: запись стрима на Урале
На этом видео вы можете увидеть, как сгорают в атмосфере Земли обломки второй ступени ракеты-носителя «Союз 2.1б», которая сегодня (22 августа 2021 года) вывела новую группировку спутников OneWeb на орбиту. Запись сделана на северо-востоке Свердловской области.
За видеозапись стоит благодарить Илью Янковского и его проект starvisor.ru
На этом видео вы можете увидеть, как сгорают в атмосфере Земли обломки второй ступени ракеты-носителя «Союз 2.1б», которая сегодня (22 августа 2021 года) вывела новую группировку спутников OneWeb на орбиту. Запись сделана на северо-востоке Свердловской области.
За видеозапись стоит благодарить Илью Янковского и его проект starvisor.ru
«Вперед, на Марс!»: за 100 лет до Илона Маска
23 августа 1887 года родился инженер и изобретатель Фридрих Артурович Цандер. Он был одним из создателей первой советской ракеты на жидком топливе — «ГИРД-X». А ещё во время учёбы в институте рассчитал траекторию полёта ракеты, которая должна была достичь поверхности Марса. Цандер настолько грезил Красной планетой, что ему позавидовал бы сам Илон Маск — девизом Фридриха Артуровича было краткое и ёмкое изречение: «Вперёд, на Марс!»
После знакомства с Сергеем Королёвым в 1931 году Цандер стал одним участников «Группы изучения реактивного движения», которая в уже к 1933 году смогла создать и построить две ракеты — одну по чертежам Тихонравова (мы недавно про неё рассказывали), а другую по чертежам самого Цандера. При этом Фридрих Артурович занимался разработкой ракетопланов, идеи которых воплотились лишь через 50 лет — «Спейс шаттл» и «Буран». А в том же 1933 году Цандер создал реактивный двигатель на жидком кислороде с бензином. Автор не дожил до испытаний двигателя, скончавшись от тифа 28 марта 1933 года.
Кстати, ваш покорный слуга (Роман Дронов) долгое время прожил на улице Цандера в Москве. В районе ВДНХ очень много названий улиц, связанных с космонавтикой, можете сами убедиться, открыв карту.
23 августа 1887 года родился инженер и изобретатель Фридрих Артурович Цандер. Он был одним из создателей первой советской ракеты на жидком топливе — «ГИРД-X». А ещё во время учёбы в институте рассчитал траекторию полёта ракеты, которая должна была достичь поверхности Марса. Цандер настолько грезил Красной планетой, что ему позавидовал бы сам Илон Маск — девизом Фридриха Артуровича было краткое и ёмкое изречение: «Вперёд, на Марс!»
После знакомства с Сергеем Королёвым в 1931 году Цандер стал одним участников «Группы изучения реактивного движения», которая в уже к 1933 году смогла создать и построить две ракеты — одну по чертежам Тихонравова (мы недавно про неё рассказывали), а другую по чертежам самого Цандера. При этом Фридрих Артурович занимался разработкой ракетопланов, идеи которых воплотились лишь через 50 лет — «Спейс шаттл» и «Буран». А в том же 1933 году Цандер создал реактивный двигатель на жидком кислороде с бензином. Автор не дожил до испытаний двигателя, скончавшись от тифа 28 марта 1933 года.
Кстати, ваш покорный слуга (Роман Дронов) долгое время прожил на улице Цандера в Москве. В районе ВДНХ очень много названий улиц, связанных с космонавтикой, можете сами убедиться, открыв карту.
Как звучит Солнце на орбите Венеры: данные с BepiColombo
Мы уже рассказывали, что во время пролёта Венеры зондом BepiColombo агентств ESA и JAXA, учёные перевели в звук показания акселерометра. На этот раз публикуем, что у них получилось при переводе в звуковые волны данных магнитометра. На короткой записи (всего 26 секунд) можно услышать низкочастотные шумы, подобные завыванию ветра, вызываемые солнечным ветром и его взаимодействием с планетой. Чётко слышен внезапный переход КА в зону «спокойного» солнечного ветра после прохождения ударной волны (место встречи планетарной магнитосферы с солнечным ветром).
На BepiColombo во время пролёта Венеры были активированы и другие научные приборы для сбора информации о магнитной и плазменной средах, а также анализа частиц вокруг КА. Энерго-масс-спектрометр PICAM в комплексе SERENA (совместная разработка Австрии, Франции и России) зафиксировал пик плотности ионов водорода, циркулирующих в магнитосфере в точке максимального сближения с Венерой. Инфракрасный спектрометр MERTIS смог собрать данные по составу атмосферы Венеры — с такой высокой точностью их не получали со времен нашей «Венеры-15» в начале 1980-х годов. Детальный анализ температурного профиля атмосферы и анализ содержанием диоксида серы займет несколько недель.
Источник: ESA/JAXA
Мы уже рассказывали, что во время пролёта Венеры зондом BepiColombo агентств ESA и JAXA, учёные перевели в звук показания акселерометра. На этот раз публикуем, что у них получилось при переводе в звуковые волны данных магнитометра. На короткой записи (всего 26 секунд) можно услышать низкочастотные шумы, подобные завыванию ветра, вызываемые солнечным ветром и его взаимодействием с планетой. Чётко слышен внезапный переход КА в зону «спокойного» солнечного ветра после прохождения ударной волны (место встречи планетарной магнитосферы с солнечным ветром).
На BepiColombo во время пролёта Венеры были активированы и другие научные приборы для сбора информации о магнитной и плазменной средах, а также анализа частиц вокруг КА. Энерго-масс-спектрометр PICAM в комплексе SERENA (совместная разработка Австрии, Франции и России) зафиксировал пик плотности ионов водорода, циркулирующих в магнитосфере в точке максимального сближения с Венерой. Инфракрасный спектрометр MERTIS смог собрать данные по составу атмосферы Венеры — с такой высокой точностью их не получали со времен нашей «Венеры-15» в начале 1980-х годов. Детальный анализ температурного профиля атмосферы и анализ содержанием диоксида серы займет несколько недель.
Источник: ESA/JAXA
Будет ли миссия к Юпитеру в 2030 году? ТЭМ «Зевс» на выставке «Армия-2021»
На форуме «Армия-2021» госкорпорация «Роскосмос» показала макет орбитального комплекса «Зевс» с ядерной энергодвигательной установкой (он же транспортно-энергетический модуль, ТЭМ или проект «Нуклон-АП). На видео показано, как модуль полезной нагрузки будет стыковаться к орбитальному комплексу «Зевс» с ядерной энергодвигательной установкой.
В декабре прошлого года «Роскосмос» заключил контракт с КБ «Арсенал» на разработку аванпроекта по созданию этого космического комплекса до конца июня 2024 г. С помощью ТЭМ планируется исследовательская миссия к спутникам Юпитера уже в 2030 году.
Проект межорбитального буксира с ядерной энергодвигательной установкой (ЯЭДУ) был разработан РКК «Энергия» еще в 1980-х гг. («Геркулес»), в постперестроечные времена работы велись в крайне ограниченном объеме, хотя и не прекратились, вылившись в период 2010–2018 гг. в масштабный НИОКР по трём направлениям (разработка реактора, турбомашинной установки и самого КА) в широкой кооперации с предприятиями «Росатома».
Согласно данным из презентации Александра Блошенко, исполнительного директора по перспективным программам и науке, электрическая мощность «Зевса» составляет 470 кВт (для сравнения – электрическая мощность всех солнечных панелей МКС около 80 кВт), комплекс будет оснащен ионными двигателями (предполагается использовать ИД-500). Они дают возможность преодолеть порог скорости химических ракетных двигателей (удельный импульс химических ракетных двигателей 3–4,5 км/с, у ЭРД для межпланетных задач — до 70 км/с). Ионные двигатели медленно разгоняют корабль, но зато постоянно. Получается, что чем выше дальность миссии, тем они предпочтительнее. Если к Луне планируемое время полёта ТЭМ в течение 200 дней (разгон-торможение), то уже к Марсу – за 1,5 месяца против 6–8 месяцев с текущими возможностями ракетных двигателей.
Основные сложности создания комплекса связаны с его революционностью, слишком много в нем принципиально новых технических решений, которые требуется еще испытать в составе всего комплекса и подтвердить безотказность при работе в условиях космоса в течение многих лет. Именно по этой причине американцы в свое время отказались от реализации аналогичного проекта Prometheus и JIMO — миссии к Юпитеру на его основе. При этом США не прекратили работы над своей ядерной энергетической установкой, но сделали выбор в пользу небольшого стационарного реактора для обслуживания лунной/марсианской базы (Kilopower был собран «в железе» и уже испытан). В июле 2021 года NASA также заключило контракты на исследование возможностей ядерных тепловых двигательных установок с тремя исследовательскими группами, включающими такие компании как Lockheed Martin, Aerojet Rocketdyne, Blue Origin, General Electric Research и др.
Обращает на себя внимание название проекта («Зевс»). Возможно, оно дано в пику американской программе «Артемида» по возвращению на Луну. В древнегреческой мифологии Артемида — «лишь» дочь Зевса. В данном случае проект «Роскосмоса» более амбициозный, нацеленный куда дальше Луны и прорывной по своей технологической сути. Если его удастся реализовать, это станет настоящим прорывом в развитии мировой космонавтики. Речь идет не столько о межорбитальном буксире, сколько об основе для создания универсальной платформы с ядерной электростанцией на борту для возвращения человека на Луну, освоения Марса и начала пилотируемого исследования внешних планет Солнечной системы и дальнего космоса в целом.
Видео: Pro Космос
На форуме «Армия-2021» госкорпорация «Роскосмос» показала макет орбитального комплекса «Зевс» с ядерной энергодвигательной установкой (он же транспортно-энергетический модуль, ТЭМ или проект «Нуклон-АП). На видео показано, как модуль полезной нагрузки будет стыковаться к орбитальному комплексу «Зевс» с ядерной энергодвигательной установкой.
В декабре прошлого года «Роскосмос» заключил контракт с КБ «Арсенал» на разработку аванпроекта по созданию этого космического комплекса до конца июня 2024 г. С помощью ТЭМ планируется исследовательская миссия к спутникам Юпитера уже в 2030 году.
Проект межорбитального буксира с ядерной энергодвигательной установкой (ЯЭДУ) был разработан РКК «Энергия» еще в 1980-х гг. («Геркулес»), в постперестроечные времена работы велись в крайне ограниченном объеме, хотя и не прекратились, вылившись в период 2010–2018 гг. в масштабный НИОКР по трём направлениям (разработка реактора, турбомашинной установки и самого КА) в широкой кооперации с предприятиями «Росатома».
Согласно данным из презентации Александра Блошенко, исполнительного директора по перспективным программам и науке, электрическая мощность «Зевса» составляет 470 кВт (для сравнения – электрическая мощность всех солнечных панелей МКС около 80 кВт), комплекс будет оснащен ионными двигателями (предполагается использовать ИД-500). Они дают возможность преодолеть порог скорости химических ракетных двигателей (удельный импульс химических ракетных двигателей 3–4,5 км/с, у ЭРД для межпланетных задач — до 70 км/с). Ионные двигатели медленно разгоняют корабль, но зато постоянно. Получается, что чем выше дальность миссии, тем они предпочтительнее. Если к Луне планируемое время полёта ТЭМ в течение 200 дней (разгон-торможение), то уже к Марсу – за 1,5 месяца против 6–8 месяцев с текущими возможностями ракетных двигателей.
Основные сложности создания комплекса связаны с его революционностью, слишком много в нем принципиально новых технических решений, которые требуется еще испытать в составе всего комплекса и подтвердить безотказность при работе в условиях космоса в течение многих лет. Именно по этой причине американцы в свое время отказались от реализации аналогичного проекта Prometheus и JIMO — миссии к Юпитеру на его основе. При этом США не прекратили работы над своей ядерной энергетической установкой, но сделали выбор в пользу небольшого стационарного реактора для обслуживания лунной/марсианской базы (Kilopower был собран «в железе» и уже испытан). В июле 2021 года NASA также заключило контракты на исследование возможностей ядерных тепловых двигательных установок с тремя исследовательскими группами, включающими такие компании как Lockheed Martin, Aerojet Rocketdyne, Blue Origin, General Electric Research и др.
Обращает на себя внимание название проекта («Зевс»). Возможно, оно дано в пику американской программе «Артемида» по возвращению на Луну. В древнегреческой мифологии Артемида — «лишь» дочь Зевса. В данном случае проект «Роскосмоса» более амбициозный, нацеленный куда дальше Луны и прорывной по своей технологической сути. Если его удастся реализовать, это станет настоящим прорывом в развитии мировой космонавтики. Речь идет не столько о межорбитальном буксире, сколько об основе для создания универсальной платформы с ядерной электростанцией на борту для возвращения человека на Луну, освоения Марса и начала пилотируемого исследования внешних планет Солнечной системы и дальнего космоса в целом.
Видео: Pro Космос
Генеральские звёзды на орбите: о первой миссии Китая на орбитальной станции «Тяньгун»
17 июня началась первая длительная экспедиция на национальную орбитальную станцию Китая «Тяньгун» («Небесный дворец»). Она продлится более трёх месяцев, предусмотрено два выхода в открытый космос (второй состоялся 20 августа). Экипаж состоит из трёх тайконавтов, два из них — в звании генерал-майора.
Пока на орбите находится лишь базовый модуль станции — «Тяньхэ» (масса 24 т, размеры 18,1х4,1 м, 5 стыковочных узлов), в будущем к нему добавятся ещё два экспериментальных модуля. С предыдущего китайского пилотируемого полёта прошло 4 года 8 месяцев (тогда миссия продолжалась 32 дня на базе космической лаборатории «Тяньгун-2»). С тех пор пилотируемый корабль «Шэньчжоу» усовершенствовали, — оснастили новыми системами автономного сближения и увеличили ресурс систем. Предполагается его работа в составе долгосрочных экспедиций продолжительностью 5—6 месяцев.
Как отмечают специалисты, «китайская космическая программа имеет немало заимствований, но развивается успешно, упорно и планомерно». Имея в виду внешнюю схожесть базового модуля «Тяньгуна» и российского модуля «Звезда», а также близкие конструктивно-компоновочные решения РН «Чанчжэн-2F»/корабль «Шэньчжоу» и российских «Союзов».
Тем не менее, ESA уже заключила соглашение с китайской космической администрацией CNSA на использование станции (два европейца уже прошли подготовку по китайской программе). Россия также ведёт переговоры с КНР о возможности полётов российских космонавтов на «Тяньгун». А вот запрос США Китай отверг, памятуя об американском запрете полётов тайконавтов на МКС.
В последнем номере журнала «Русский космос» раскрываются некоторые подробности первой долгосрочной миссии Китая на станцию «Тяньгун» (имена трёх китайских тайконавтов и их бэкграунд, задачи миссии, усовершенствования «Шэньчжоу», текущий состав станции и т. д.): https://www.roscosmos.ru/media/pdf/russianspace/rk2021-07-single.pdf
17 июня началась первая длительная экспедиция на национальную орбитальную станцию Китая «Тяньгун» («Небесный дворец»). Она продлится более трёх месяцев, предусмотрено два выхода в открытый космос (второй состоялся 20 августа). Экипаж состоит из трёх тайконавтов, два из них — в звании генерал-майора.
Пока на орбите находится лишь базовый модуль станции — «Тяньхэ» (масса 24 т, размеры 18,1х4,1 м, 5 стыковочных узлов), в будущем к нему добавятся ещё два экспериментальных модуля. С предыдущего китайского пилотируемого полёта прошло 4 года 8 месяцев (тогда миссия продолжалась 32 дня на базе космической лаборатории «Тяньгун-2»). С тех пор пилотируемый корабль «Шэньчжоу» усовершенствовали, — оснастили новыми системами автономного сближения и увеличили ресурс систем. Предполагается его работа в составе долгосрочных экспедиций продолжительностью 5—6 месяцев.
Как отмечают специалисты, «китайская космическая программа имеет немало заимствований, но развивается успешно, упорно и планомерно». Имея в виду внешнюю схожесть базового модуля «Тяньгуна» и российского модуля «Звезда», а также близкие конструктивно-компоновочные решения РН «Чанчжэн-2F»/корабль «Шэньчжоу» и российских «Союзов».
Тем не менее, ESA уже заключила соглашение с китайской космической администрацией CNSA на использование станции (два европейца уже прошли подготовку по китайской программе). Россия также ведёт переговоры с КНР о возможности полётов российских космонавтов на «Тяньгун». А вот запрос США Китай отверг, памятуя об американском запрете полётов тайконавтов на МКС.
В последнем номере журнала «Русский космос» раскрываются некоторые подробности первой долгосрочной миссии Китая на станцию «Тяньгун» (имена трёх китайских тайконавтов и их бэкграунд, задачи миссии, усовершенствования «Шэньчжоу», текущий состав станции и т. д.): https://www.roscosmos.ru/media/pdf/russianspace/rk2021-07-single.pdf