Беларусь в 5 раз больше Крыма и в 8 раз больше Чечни по населению. Можно конечно утверждать, что в Беларуси есть своя экономика и она частично зарабатывает на российский уровень пенсий и зарплат военным. Но, во-первых, в России пенсии все же выше, а значит разницу придется покрывать. Во-вторых, при встраивании в российскую дотационную систему, у местных властей совершенно пропадет мотивация заниматься собственной экономикой и появится мотивация усиленно доить центр под предлогом повышения лояльности населения, что в общем и происходит и в Чечне и в Крыму. Но Беларусь, повторюсь, это 8 раз Чечня и 5 раз Крым. Беларусь станет гарантированно черной дырой для российского бюджета, ещё и нелояльной и под санкциями, аналогичными крымским.
4. Менталитет беларусов. Стратегические издержки.
Для беларуса любая власть исторически чужая. Но 28 лет независимости сделали свое дело - процесс нацбилдинга пошел. И процесс этот остро нуждается в своих героях. А ничего лучшего, чем оккупация, для этого процесса придумать невозможно. Ведь каждый знает, что если он сжег машину оккупанту, ушел в лес или подполье - он стал героем нарождающейся нации. Это мощный эгрегор, и он будет подкряпляться извне. Зенон Станиславович вообще в своих многочисленных, но малолюдных Нью-Йоркских лекциях не раз заявлял, что оккупация Россией это в общем неплохой вариант построения правильной, годной беларуской нации из поколения антимоскальских партизан.
Когда Россия заваривала кашу с Украиной - она явно не представляла себе эффекта волнообразного роста украинского национализма, который на долгие годы пропитал все украинское общество. Разные аналитики носили в Кремль бумажки, где писали что вот мол, здесь и здесь по статистике столько-то людей поддерживают Россию, и в принципе, нужно только бандеровцев выгнать из Киева, а так все не против России будут. По факту оказалось что теперь идеологию украинского государства как антироссийского разделяют 90% украинского истеблишмента, вместо прежних 50%. Пойдет ли Кремль на то же самое, но в Беларуси? Получит новую Польшу в своем составе, которая убежит при малейшей возможности, но будет ненавидеть русских уже навсегда после этого. Теперь уже у россиян есть близкий опыт исторической памяти.
5. Выводы.
Внутренние и внешние издержки в любом виде объединения России и Беларуси для России будут колоссальными. Мы не знаем на что готовы пойти в Кремле, но вместе с тем однозначный факт что в нынешнем виде, в сегодняшнем состоянии аннексия будет стоить России очень дорого. И единственной разумной стратегией в таком случае является следующая:
1) Откусывать суверенитет по маленьким кусочкам;
2) Очень много обещать за отказ от суверенитета (обещать - не жениться);
3) Врубить каналы пропаганды на максимум для изменения общественного мнения, чтобы однажды, когда народ уже будет лоялен, а государство сильно потеряет в независимости, решить вопрос с присоединением. Полагаю, контрольная точка - 2024.
Как видим по итогам 2018 года, все три пункта этой стратегии с разной степенью успешности реализуются. В то же время, с точки зрения издержек России на данный момент, явных поводов для паники беларусам "нас всех завтра захватят" не наблюдается. И не факт, что стратегия в целом придет к какому-либо успеху.
4. Менталитет беларусов. Стратегические издержки.
Для беларуса любая власть исторически чужая. Но 28 лет независимости сделали свое дело - процесс нацбилдинга пошел. И процесс этот остро нуждается в своих героях. А ничего лучшего, чем оккупация, для этого процесса придумать невозможно. Ведь каждый знает, что если он сжег машину оккупанту, ушел в лес или подполье - он стал героем нарождающейся нации. Это мощный эгрегор, и он будет подкряпляться извне. Зенон Станиславович вообще в своих многочисленных, но малолюдных Нью-Йоркских лекциях не раз заявлял, что оккупация Россией это в общем неплохой вариант построения правильной, годной беларуской нации из поколения антимоскальских партизан.
Когда Россия заваривала кашу с Украиной - она явно не представляла себе эффекта волнообразного роста украинского национализма, который на долгие годы пропитал все украинское общество. Разные аналитики носили в Кремль бумажки, где писали что вот мол, здесь и здесь по статистике столько-то людей поддерживают Россию, и в принципе, нужно только бандеровцев выгнать из Киева, а так все не против России будут. По факту оказалось что теперь идеологию украинского государства как антироссийского разделяют 90% украинского истеблишмента, вместо прежних 50%. Пойдет ли Кремль на то же самое, но в Беларуси? Получит новую Польшу в своем составе, которая убежит при малейшей возможности, но будет ненавидеть русских уже навсегда после этого. Теперь уже у россиян есть близкий опыт исторической памяти.
5. Выводы.
Внутренние и внешние издержки в любом виде объединения России и Беларуси для России будут колоссальными. Мы не знаем на что готовы пойти в Кремле, но вместе с тем однозначный факт что в нынешнем виде, в сегодняшнем состоянии аннексия будет стоить России очень дорого. И единственной разумной стратегией в таком случае является следующая:
1) Откусывать суверенитет по маленьким кусочкам;
2) Очень много обещать за отказ от суверенитета (обещать - не жениться);
3) Врубить каналы пропаганды на максимум для изменения общественного мнения, чтобы однажды, когда народ уже будет лоялен, а государство сильно потеряет в независимости, решить вопрос с присоединением. Полагаю, контрольная точка - 2024.
Как видим по итогам 2018 года, все три пункта этой стратегии с разной степенью успешности реализуются. В то же время, с точки зрения издержек России на данный момент, явных поводов для паники беларусам "нас всех завтра захватят" не наблюдается. И не факт, что стратегия в целом придет к какому-либо успеху.
Никакой катастрофы не будет, если не договорятся. Будет плохо, но катастрофы не будет.
Карты на стол - рассмотрим вариант крайней точки эскалации конфликта РФ-РБ, не такой крайний когда уже стволы перезаряжают, но крайний всмысле политического и экономического разрыва.
Чем может зажать Россия - понятно: влупить максимальные цены при котором будет все еще выгодна нереверсная покупка газа, Путин называл эту цену - порядка 200 долларов, может больше. Это некритично, если убрать перекрестное субсидирование это ударит по коммуналке и бюджету, а предприятия вытянут. Куда хуже для того же бюджета будут мировые цены на нефть и блок на беларускую молочку, это серьезно ударит по нашему с/х. Будет плохо, просядет экспорт, но это все и так ждет в конце "маневра", если он не будет компенсирован. Также просядет машиностроение, ориентированное на экспорт в РФ. В таком варианте неминуема девальвация - но это меньшее из зол.
Чем может ответить Беларусь? Во-первых, взвинтить цены на транзит газа. Да и помешать физически транзиту - конечно, магистральные газопроводы принадлежат Газпрому, но мы же знаем о праве собственности "по-беларуски", когда очень надо, то все можно. Во-вторых, поднять вопрос о присутствии стратегических военных объектов на территории Беларуси. Сами по себе военные объекты сейчас - это не козырь Москвы, а козырь Минска, т.к. в военном отношении для Беларуси угрозы не представляют, а дыру в обороне РФ при отключении вполне могут создать. В-третьих, и главное: внешний долг. Сейчас Беларуси приходится просить у России рефинансировать долг каждый год, из-за чего в том числе и идет этот весь этот сыр-бор. Но если отношения накалятся - то всплывет вариант живительного дефолта в отношении одного из кредиторов. Учитывая платежи по кредиту за АЭС это десятки миллиардов долларов, которые рискуют сгореть.
Всевозможные варианты которые условно можно назвать "НАТО под Смоленском" мы не будем учитывать, т.к. это не вопрос двусторонних отношений РБ и РФ, но тем не менее безусловно какие-то резкие шаги в этом направлении будут сделаны. Ну и самое плохое для России - балто-черноморский пояс изоляции окончательно сформируется. Пока недостроен второй Северный Поток, политическое объединение жестко конфликтующих с Россией транзитеров может очень сильно ударить по экономике самой России.
В общем, крайняя степень конфликта не выгодна никому, обоюдные потери будут весьма жесткими. А значит будут договариваться. Возможно, даже и придут в эту точку - но медленно и постепенно, чтобы Беларусь адаптировалась и перенаправила экспортные потоки, переориентировала экономику, провела реформы, и чтобы Россия достроила всю необходимую инфраструктуру, нарастила производство молочки, чтобы совсем не зависеть от Беларуси, при этом не удушивая Беларусь совсем в виду необходимости получать долги. А там уже куда кривая политической игры выведет со своими черными лебедями.
Карты на стол - рассмотрим вариант крайней точки эскалации конфликта РФ-РБ, не такой крайний когда уже стволы перезаряжают, но крайний всмысле политического и экономического разрыва.
Чем может зажать Россия - понятно: влупить максимальные цены при котором будет все еще выгодна нереверсная покупка газа, Путин называл эту цену - порядка 200 долларов, может больше. Это некритично, если убрать перекрестное субсидирование это ударит по коммуналке и бюджету, а предприятия вытянут. Куда хуже для того же бюджета будут мировые цены на нефть и блок на беларускую молочку, это серьезно ударит по нашему с/х. Будет плохо, просядет экспорт, но это все и так ждет в конце "маневра", если он не будет компенсирован. Также просядет машиностроение, ориентированное на экспорт в РФ. В таком варианте неминуема девальвация - но это меньшее из зол.
Чем может ответить Беларусь? Во-первых, взвинтить цены на транзит газа. Да и помешать физически транзиту - конечно, магистральные газопроводы принадлежат Газпрому, но мы же знаем о праве собственности "по-беларуски", когда очень надо, то все можно. Во-вторых, поднять вопрос о присутствии стратегических военных объектов на территории Беларуси. Сами по себе военные объекты сейчас - это не козырь Москвы, а козырь Минска, т.к. в военном отношении для Беларуси угрозы не представляют, а дыру в обороне РФ при отключении вполне могут создать. В-третьих, и главное: внешний долг. Сейчас Беларуси приходится просить у России рефинансировать долг каждый год, из-за чего в том числе и идет этот весь этот сыр-бор. Но если отношения накалятся - то всплывет вариант живительного дефолта в отношении одного из кредиторов. Учитывая платежи по кредиту за АЭС это десятки миллиардов долларов, которые рискуют сгореть.
Всевозможные варианты которые условно можно назвать "НАТО под Смоленском" мы не будем учитывать, т.к. это не вопрос двусторонних отношений РБ и РФ, но тем не менее безусловно какие-то резкие шаги в этом направлении будут сделаны. Ну и самое плохое для России - балто-черноморский пояс изоляции окончательно сформируется. Пока недостроен второй Северный Поток, политическое объединение жестко конфликтующих с Россией транзитеров может очень сильно ударить по экономике самой России.
В общем, крайняя степень конфликта не выгодна никому, обоюдные потери будут весьма жесткими. А значит будут договариваться. Возможно, даже и придут в эту точку - но медленно и постепенно, чтобы Беларусь адаптировалась и перенаправила экспортные потоки, переориентировала экономику, провела реформы, и чтобы Россия достроила всю необходимую инфраструктуру, нарастила производство молочки, чтобы совсем не зависеть от Беларуси, при этом не удушивая Беларусь совсем в виду необходимости получать долги. А там уже куда кривая политической игры выведет со своими черными лебедями.
Всех читателей канала с Новым 2019 Годом! Он обещает быть очень интересным.
Начало года порадовало нас пилотным проектом по налоговым льготам в районах, на примере Оршанского. Не сказать что конкретно в Оршанском совсем все плохо, это неплохой промышленный центр, расположенный на крупном ж/д узле и возле трассы М1, но всем в Беларуси понятны причины почему в качестве пилота был выбран именно он. Но мне кажется ключевым фактором стало даже не то, что это места боевой юности Александра Григорьевича, и даже не то что именно Орша наряду с Борисовдревом стала символом проваленной командной модернизации, породившей петлю долгов и массу проблем.
Так что же с льготами? Льготы интересные: для малого бизнеса льготы по ФСЗН и УСН, фактически для старта практически налоговые каникулы пока не выйдешь на более-менее крупный оборот. Для среднего и крупного - мораторий на проверки, либерализм в вопросах стройки. Прописано также требование "минимизации посадок в СИЗО", посмотрим как оно будет приведено в действие по факту, это очень непростой клубок. Но в целом, на мой взгляд, учитывая месторасположение Оршанского района, этот проект нацелен всецело на потенциальную релокацию бизнесов из России. Каждый год отток капитала и людей из России колоссален - если Беларуси удастся немножко к нему припасть, то не нужно будет никакой нефти. Это понимание существует - приезжай, строй, торгуй с Россией в рамках ЕАЭС без пошлин, имей доступ к логистике, плати минимальные налоги.
Для красоты схемы и более надежной и уверенной её работы Беларуси не хватает только членства в ВТО, но здесь, полагаю, решение вопроса не за горами.
Подводные камни я вижу в полномочиях местных властей, для которых любая ломка сложившегося уклада - это ломка их собственных схем. Но Орша будет точно под колпаком у Мюллера, вряд ли там будет какой-то беспредел с незапланированными проверками, наездами и т.п.. А вот при масштабировании опыта могут возникнуть системные проблемы.
Также серьезно нужно задуматься Мингорисполкому - если половина бизнеса побежит перерегистрироваться на районы за льготами и платить налоги там, то бюджет города рискует быть подорван.
Так что же с льготами? Льготы интересные: для малого бизнеса льготы по ФСЗН и УСН, фактически для старта практически налоговые каникулы пока не выйдешь на более-менее крупный оборот. Для среднего и крупного - мораторий на проверки, либерализм в вопросах стройки. Прописано также требование "минимизации посадок в СИЗО", посмотрим как оно будет приведено в действие по факту, это очень непростой клубок. Но в целом, на мой взгляд, учитывая месторасположение Оршанского района, этот проект нацелен всецело на потенциальную релокацию бизнесов из России. Каждый год отток капитала и людей из России колоссален - если Беларуси удастся немножко к нему припасть, то не нужно будет никакой нефти. Это понимание существует - приезжай, строй, торгуй с Россией в рамках ЕАЭС без пошлин, имей доступ к логистике, плати минимальные налоги.
Для красоты схемы и более надежной и уверенной её работы Беларуси не хватает только членства в ВТО, но здесь, полагаю, решение вопроса не за горами.
Подводные камни я вижу в полномочиях местных властей, для которых любая ломка сложившегося уклада - это ломка их собственных схем. Но Орша будет точно под колпаком у Мюллера, вряд ли там будет какой-то беспредел с незапланированными проверками, наездами и т.п.. А вот при масштабировании опыта могут возникнуть системные проблемы.
Также серьезно нужно задуматься Мингорисполкому - если половина бизнеса побежит перерегистрироваться на районы за льготами и платить налоги там, то бюджет города рискует быть подорван.
Читатели пишут - "но есть же уже куча льгот? Есть СЭЗы которым двадцать с бородой лет, есть Великий Камень, куда еще?"
Поясняю: ценник входа проекта в вышеупомянутые режимы очень большой и, как правило, там ждут производственные проекты. Как-то со знакомыми топ-менеджерами из разных сфер на заре "Великого Камня" мы сели брейнстормить идеи производственных проектов с ценником инвестиций от нескольких десятков миллионов и стабильно рентабельные - такие были входные требования. Мы очень быстро нагенерировали кучу идей, каждый из свой области: логистика, с/х, IT, R&D, стройка и т.п. И было очень сложно придумать производство. Пример производства - Джили. Никто бы не хотел построить себе Джили с туманными перспективами рынка сбыта и слабым объемом, невозможностью в итоге конкурировать по цене.
И это в целом укладывается в мировой тренд деиндустриализации. Доля производства в мировом ВВП падает. Но это все лирика.
"Оршанские" льготы как раз привлекательны в том числе и для "мелочи". Льготы по УСН, по ФСЗН - это наиболее чувствительно именно для малого бизнеса. В пресс-релизе об Указе ничего не написано про целевое назначение предприятий - хоть офис, хоть завод, хоть гостиница. Будем ждать окончательного текста. Бизнес сам решит что лучше делать.
Поясняю: ценник входа проекта в вышеупомянутые режимы очень большой и, как правило, там ждут производственные проекты. Как-то со знакомыми топ-менеджерами из разных сфер на заре "Великого Камня" мы сели брейнстормить идеи производственных проектов с ценником инвестиций от нескольких десятков миллионов и стабильно рентабельные - такие были входные требования. Мы очень быстро нагенерировали кучу идей, каждый из свой области: логистика, с/х, IT, R&D, стройка и т.п. И было очень сложно придумать производство. Пример производства - Джили. Никто бы не хотел построить себе Джили с туманными перспективами рынка сбыта и слабым объемом, невозможностью в итоге конкурировать по цене.
И это в целом укладывается в мировой тренд деиндустриализации. Доля производства в мировом ВВП падает. Но это все лирика.
"Оршанские" льготы как раз привлекательны в том числе и для "мелочи". Льготы по УСН, по ФСЗН - это наиболее чувствительно именно для малого бизнеса. В пресс-релизе об Указе ничего не написано про целевое назначение предприятий - хоть офис, хоть завод, хоть гостиница. Будем ждать окончательного текста. Бизнес сам решит что лучше делать.
Отгремели новогодние праздники и беларуский президент решил собрать совещание и через прессу рассказать об итогах переговоров с российским коллегой.
В двух словах - будет медленный "развод", степень цивилизованности которого будет зависеть от многих факторов. Но для начала движения принципиально таки решить вопрос с нефтью и маневром.
Что будет делать Беларусь с замещением доходов на днях сказал министр финансов РБ - занимать ещё. Поскольку, ожидаемо, Россия в долг давать перестанет, в связи с ростом долга ставки по бондам могут подскочить, Беларусь остро нуждается в кредитном рефинансировании по низким ставкам. Значит будем слушаться МВФ со всеми вытекающими. Вопрос только до или после выборов. В принципе, этот год можно протянуть относительно спокойно за счет небольшой бюджетной консолидации, если Россия не подкинет сюрпризов (а может).
С дорогой нефтью два незагруженных НПЗ становятся обузой, один из них скорее всего придется продавать России, это будет подаваться как уступка. Скорее всего Мозырский, в нем миноритарная доля и так уже под контролем российской компании. Критично сохранить хотя бы один НПЗ - нужно делать топливо себе и своей армии. Возможно поэтому зашел разговор о загрузке Новополоцка через балтийские порты. Также есть вариант продать оба НПЗ и построить третий себе, маленький и современный в максимально удобном месте для всех возможных вариантов поставок. Деньги, вырученные от продажи НПЗ могут также покрыть часть потерь по налоговому маневру.
Впереди Беларусь ждут непростые времена, но они бы рано или поздно наступили.
В двух словах - будет медленный "развод", степень цивилизованности которого будет зависеть от многих факторов. Но для начала движения принципиально таки решить вопрос с нефтью и маневром.
Что будет делать Беларусь с замещением доходов на днях сказал министр финансов РБ - занимать ещё. Поскольку, ожидаемо, Россия в долг давать перестанет, в связи с ростом долга ставки по бондам могут подскочить, Беларусь остро нуждается в кредитном рефинансировании по низким ставкам. Значит будем слушаться МВФ со всеми вытекающими. Вопрос только до или после выборов. В принципе, этот год можно протянуть относительно спокойно за счет небольшой бюджетной консолидации, если Россия не подкинет сюрпризов (а может).
С дорогой нефтью два незагруженных НПЗ становятся обузой, один из них скорее всего придется продавать России, это будет подаваться как уступка. Скорее всего Мозырский, в нем миноритарная доля и так уже под контролем российской компании. Критично сохранить хотя бы один НПЗ - нужно делать топливо себе и своей армии. Возможно поэтому зашел разговор о загрузке Новополоцка через балтийские порты. Также есть вариант продать оба НПЗ и построить третий себе, маленький и современный в максимально удобном месте для всех возможных вариантов поставок. Деньги, вырученные от продажи НПЗ могут также покрыть часть потерь по налоговому маневру.
Впереди Беларусь ждут непростые времена, но они бы рано или поздно наступили.
А зачем России собственно поглощать Беларусь? Выше мы рассматривали риски поглощения. Теперь попробуем рассмотреть потенциальные мотивы.
1. Угарно-патриотические/переконфигурационные. Собираем земли, воссоединяемся и т.п. под эту дудку переформатируется государство и Путин вечный президент. На наш взгляд, этот мотив слабый: для политического руководства России территория сама по себе не является ценностью, что демонстрируют нынешние разговоры о передаче Курил, передача земли Китаю и т.п.. Более того, в отличие от Крыма, независимость Беларуси не воспринимается среди населения России как несправедливость в отношении самой России. "За Севастополь ответите" говорил герой Сухорукова в фильме 1999 года "Брат-2", расстреливая украинского авторитета в туалете чикагского ресторана. Крым "болел" у россиян уже тогда, даже еще раньше, с момента распада СССР. Беларусь так не "болит", учитывая неоднозначное отношение к возможному слиянию внутри самой Беларуси, пропагандистский эффект может выйти совсем не таким, какой был после Крыма.
Что касается транзита путинской власти - весь вопрос в рисках. Поменять Конституцию, как показывает беларуский опыт, можно и без всяких хитроумных высокорисковых комбинаций.
2. Военные. Тут все просто - никто на западном направлении с Россией воевать не собирается, Россия тоже ни с кем воевать не собирается. Почему важен Крым? Это "непотопляемый авианосец", это база черноморского флота, если бы договор о базе не продлили - второй такой базы просто нет, Новороссийск не в состоянии обслуживать весь флот. Это логистический узел на Юг России: Кавказ, Турцию. Это там бегают бородачи по лесам и взрывают всё подряд, это там рукой подать до Сирии-матушки. Там и есть угроза и опасность. Словом, очень больно было бы потерять эту базу россиянам, во многом поэтому Крым стал "наш", а Донецк, например, не стал.
Беларусь как база для атаки на Украину? Через Клинцы на Чернигов до Киева 120 км, один танковый бросок. А в пойме Припяти особо не навоюешься, особенно в демисезон. Да и западная Украина, по-видимому, исходя из деклараций кондовых российских имперцев не интересна даже им.
В военном отношении даже самый страшный кошмар - истребитель НАТО под Смоленском, в принципе, не поменяет кардинально ситуацию, учитывая что он уже стоит под Псковом и в любой момент может стать под Харьковом.
3. Транзитные. Все равно дальше Польша - поэтому стратегическая ценность Беларуси как транзитера для России обречена падать со временем. Вот недавно уже сделали газонезависимым Калининград, а с постройкой второго "Северного потока" ценность сухопутных транзитеров упадет еще на порядок. Нет смысла воевать за трубу в Беларуси, учитывая что эта труба не идет напрямую до Германии.
4. Экономические активы. А что собственно, здесь есть интересного? НПЗ, химпромышленность и калий, молочка. Про НПЗ писали выше - скорее всего их продадут полностью либо частично. Калий уже копает Гуцериев, да и у старого "друга" Керимова сейчас не лучшие времена и не лучшие позиции, чтобы воевать с Беларусью ради его бизнеса. Все остальное - для России это мелочь, представляющая интерес для отдельных игроков, но не представляющая интересов стратегически. Опять же, скупить можно все и без всякого слияния и поглощения государств.
Словом, трудно найти стопроцентно веские причины поглощать Беларусь со стороны России. Хотя, возможно, Россия была бы и не против, если бы Беларусь досталась ей дешево, как бы сама упала в руки. А что стоит дешевле всего, дешевле нефти и газа, дешевле миллиардных кредитов? Пропаганда, психологическое давление, накрутка, пропихивание повестки, нагнетание истерики. И попытки говорить о гарантиях беларускому руководству, которые обречены на неудачу, поскольку руководство прекрасно знает правило что гарантировать что-то в этом бренном мире может лишь страховой полис. Собственно, сие и имеем ныне.
1. Угарно-патриотические/переконфигурационные. Собираем земли, воссоединяемся и т.п. под эту дудку переформатируется государство и Путин вечный президент. На наш взгляд, этот мотив слабый: для политического руководства России территория сама по себе не является ценностью, что демонстрируют нынешние разговоры о передаче Курил, передача земли Китаю и т.п.. Более того, в отличие от Крыма, независимость Беларуси не воспринимается среди населения России как несправедливость в отношении самой России. "За Севастополь ответите" говорил герой Сухорукова в фильме 1999 года "Брат-2", расстреливая украинского авторитета в туалете чикагского ресторана. Крым "болел" у россиян уже тогда, даже еще раньше, с момента распада СССР. Беларусь так не "болит", учитывая неоднозначное отношение к возможному слиянию внутри самой Беларуси, пропагандистский эффект может выйти совсем не таким, какой был после Крыма.
Что касается транзита путинской власти - весь вопрос в рисках. Поменять Конституцию, как показывает беларуский опыт, можно и без всяких хитроумных высокорисковых комбинаций.
2. Военные. Тут все просто - никто на западном направлении с Россией воевать не собирается, Россия тоже ни с кем воевать не собирается. Почему важен Крым? Это "непотопляемый авианосец", это база черноморского флота, если бы договор о базе не продлили - второй такой базы просто нет, Новороссийск не в состоянии обслуживать весь флот. Это логистический узел на Юг России: Кавказ, Турцию. Это там бегают бородачи по лесам и взрывают всё подряд, это там рукой подать до Сирии-матушки. Там и есть угроза и опасность. Словом, очень больно было бы потерять эту базу россиянам, во многом поэтому Крым стал "наш", а Донецк, например, не стал.
Беларусь как база для атаки на Украину? Через Клинцы на Чернигов до Киева 120 км, один танковый бросок. А в пойме Припяти особо не навоюешься, особенно в демисезон. Да и западная Украина, по-видимому, исходя из деклараций кондовых российских имперцев не интересна даже им.
В военном отношении даже самый страшный кошмар - истребитель НАТО под Смоленском, в принципе, не поменяет кардинально ситуацию, учитывая что он уже стоит под Псковом и в любой момент может стать под Харьковом.
3. Транзитные. Все равно дальше Польша - поэтому стратегическая ценность Беларуси как транзитера для России обречена падать со временем. Вот недавно уже сделали газонезависимым Калининград, а с постройкой второго "Северного потока" ценность сухопутных транзитеров упадет еще на порядок. Нет смысла воевать за трубу в Беларуси, учитывая что эта труба не идет напрямую до Германии.
4. Экономические активы. А что собственно, здесь есть интересного? НПЗ, химпромышленность и калий, молочка. Про НПЗ писали выше - скорее всего их продадут полностью либо частично. Калий уже копает Гуцериев, да и у старого "друга" Керимова сейчас не лучшие времена и не лучшие позиции, чтобы воевать с Беларусью ради его бизнеса. Все остальное - для России это мелочь, представляющая интерес для отдельных игроков, но не представляющая интересов стратегически. Опять же, скупить можно все и без всякого слияния и поглощения государств.
Словом, трудно найти стопроцентно веские причины поглощать Беларусь со стороны России. Хотя, возможно, Россия была бы и не против, если бы Беларусь досталась ей дешево, как бы сама упала в руки. А что стоит дешевле всего, дешевле нефти и газа, дешевле миллиардных кредитов? Пропаганда, психологическое давление, накрутка, пропихивание повестки, нагнетание истерики. И попытки говорить о гарантиях беларускому руководству, которые обречены на неудачу, поскольку руководство прекрасно знает правило что гарантировать что-то в этом бренном мире может лишь страховой полис. Собственно, сие и имеем ныне.
Тем временем, у российских телеграм каналов новый объект для атаки - митрополит Павел. Чуть ли не завтра обещают ему отставку по причине недостаточного укоренения здесь и неумения найти общий язык со светскими властями. И взамен обещают прислать кого-нибудь жесткого, который точно сможет навести порядок железной рукой.
Во-первых, телеграм - это всего лишь психологическое давление, вброс повестки, никаких разговоров об отставке даже может и не было (но теперь будут - так работает телеграм). Во-вторых, очень интересна мотивировка вкупе с кандидатурами. Те силы, которые генерируют эти списки либо а) не понимают что задача нахождения общего языка и укрепления авторитета этими людьми не решается, а напротив, жестко усугубляется; б) работают на конфронтацию.
Религиозная, языковая конфронтации в жесткой форме это смерть для беларуского общества. Если одни беларусы будут "настоящими", а другие - недобеларусами, то это разорвет нашу страну в клочья. Это очень чутко всегда понимал Лукашенко, поэтому религиозные и языковые вопросы всегда решались в максимально мягкой форме.
Но все же, вероятнее что имеет место первый пункт - глупое заблуждение будто человек, не легитимный в глазах самих беларусов, может что-то решать в Беларуси. И где тот сильный посол, гроза врагов России, спецпредставитель с прямым выходом на Путина? Да в общем пока нигде. Его как будто бы и нет. Какой бы сильный не был человек, но в отсуствие поддержки на местах он обречен на пустые телодвижения. В случае с дипломатами поддержку на местах можно обеспечить компетентным пониманием ситуации, уважением к культуре и подчеркнутым уважением к независимости и самобытности вверенного народа. В случае с предстоятелем Церкви - в идеале только выборность предстоятеля самим клиром, иначе кого бы не прислали, каким бы хорошим парнем не был, а всегда будет здесь чужим.
А пока - блаженны миротворцы. Тебя лупят из пушек националисты за то что ты слишком имперец (на самом деле за то что ты просто не очень хороший оратор и допускаешь косяки в речи), а кто-то из своих лупит тебя за то что ты недостаточно имперец. А на самом деле ты просто уставший, не умеющий в интриги человек в другой стране в моменте когда эта страна конфликтует с твоей родиной. Это в Рязани было просто - там враги, тут свои. В Минске все совсем не так, пожелаем душевного здоровья владыке.
Во-первых, телеграм - это всего лишь психологическое давление, вброс повестки, никаких разговоров об отставке даже может и не было (но теперь будут - так работает телеграм). Во-вторых, очень интересна мотивировка вкупе с кандидатурами. Те силы, которые генерируют эти списки либо а) не понимают что задача нахождения общего языка и укрепления авторитета этими людьми не решается, а напротив, жестко усугубляется; б) работают на конфронтацию.
Религиозная, языковая конфронтации в жесткой форме это смерть для беларуского общества. Если одни беларусы будут "настоящими", а другие - недобеларусами, то это разорвет нашу страну в клочья. Это очень чутко всегда понимал Лукашенко, поэтому религиозные и языковые вопросы всегда решались в максимально мягкой форме.
Но все же, вероятнее что имеет место первый пункт - глупое заблуждение будто человек, не легитимный в глазах самих беларусов, может что-то решать в Беларуси. И где тот сильный посол, гроза врагов России, спецпредставитель с прямым выходом на Путина? Да в общем пока нигде. Его как будто бы и нет. Какой бы сильный не был человек, но в отсуствие поддержки на местах он обречен на пустые телодвижения. В случае с дипломатами поддержку на местах можно обеспечить компетентным пониманием ситуации, уважением к культуре и подчеркнутым уважением к независимости и самобытности вверенного народа. В случае с предстоятелем Церкви - в идеале только выборность предстоятеля самим клиром, иначе кого бы не прислали, каким бы хорошим парнем не был, а всегда будет здесь чужим.
А пока - блаженны миротворцы. Тебя лупят из пушек националисты за то что ты слишком имперец (на самом деле за то что ты просто не очень хороший оратор и допускаешь косяки в речи), а кто-то из своих лупит тебя за то что ты недостаточно имперец. А на самом деле ты просто уставший, не умеющий в интриги человек в другой стране в моменте когда эта страна конфликтует с твоей родиной. Это в Рязани было просто - там враги, тут свои. В Минске все совсем не так, пожелаем душевного здоровья владыке.
Вот и вылазит боком то, что труднее всего исправить.
Можно дать льготы, подписывать декреты, собирать предпринимательские советы, назначать самого прогрессивного вице-премьера, словом на всех парах идти к обществу атлантов, расправивших плечи.
Но все может быть перечеркнуто напрочь одним местным князьком, который мыслит в парадигме "государственное = моё". В случае Дмитрия это стройка, стройка это источник бесконечной ренты в виде воровства, откатов, раздутия смет и т.п. Значительные акционеры, которые могут начать задавать вопросы, а еще и претендуют на дивиденды - крайне неудобные персонажи. Поэтому легким движением руки капитал Дмитрия превратился в тыкву.
Но сегодня уж не те времена, когда можно было вытворять любые фокусы, зная что экономика все равно будет давать свои 8% роста в год. Сегодня Беларусь или станет страной предпринимателей, инвесторов, финансистов, стартаперов или Беларуси как государства рано или поздно не станет, со всем её руководством, включая и этих князьков с их отстроенными детям пятнадцатью квартирами. Поэтому сегодня мы все - Дмитрий. Жаждем показательного наказания виновных.
Можно дать льготы, подписывать декреты, собирать предпринимательские советы, назначать самого прогрессивного вице-премьера, словом на всех парах идти к обществу атлантов, расправивших плечи.
Но все может быть перечеркнуто напрочь одним местным князьком, который мыслит в парадигме "государственное = моё". В случае Дмитрия это стройка, стройка это источник бесконечной ренты в виде воровства, откатов, раздутия смет и т.п. Значительные акционеры, которые могут начать задавать вопросы, а еще и претендуют на дивиденды - крайне неудобные персонажи. Поэтому легким движением руки капитал Дмитрия превратился в тыкву.
Но сегодня уж не те времена, когда можно было вытворять любые фокусы, зная что экономика все равно будет давать свои 8% роста в год. Сегодня Беларусь или станет страной предпринимателей, инвесторов, финансистов, стартаперов или Беларуси как государства рано или поздно не станет, со всем её руководством, включая и этих князьков с их отстроенными детям пятнадцатью квартирами. Поэтому сегодня мы все - Дмитрий. Жаждем показательного наказания виновных.
Forwarded from Нетрудовые доходы
Рано или поздно это должно было случиться.
Трудно было ожидать, что на таком маленьком рынке, как белорусский, инвестор, который активно покупает акции белорусских предприятий, и чиновники, которые привыкли распоряжаться предприятиями без оглядки на состав акционеров, смогут долго расходиться краями. Я часто был свидетелем, как чиновники обходились с акционерами многих предприятий, ущемляя права как крупных акционеров, так и миноритариев. Но я верил, что это все в прошлом, что здравый смысл в конечном итоге восторжествует, и у нас будет полноценный фондовый рынок. И что в итоге? Сегодня настала моя очередь быть акционером, по правам которого чиновники прошлись гусеничным катком. Пакет моих акций в ОАО "Стройтрест 35", который я кропотливо собирал на протяжении 2017 года, и который достиг 2% от уставного фонда, размывается за счёт дополнительной эмиссии акций до 0,1%. И это за 2 месяца до выплаты годовых дивидендов.
Конечно, эта потеря не убьет меня как инвестора. Это довольно крупная сумма, но все же она не превышает 8% моих активов и 13% собственного капитала. Однако сегодня моя вера в идею белорусского фондового рынка подвергается серьезной ревизии. Я не один, чьи акции находятся под угрозой размытия до величины стат погрешности. Только в этом конкретном предприятии более 1142 акционеров физических лиц - бывших работников, пенсионеров, вложивших чеки "Имущество", тех, кто купил эти бумаги на бирже. И столкнувшись с такими методами, вряд ли они дальше будут покупать акции белорусских предприятий. Буду ли покупать их я? Только не те, где доля государства составляет сколь нибудь серьезное значение. Буду ли я и дальше показывать возможности, которые даёт белорусский фондовый рынок? Нет, такого желания у меня больше нет.
Все сказанное выше не означает, что я сдался и принял манипуляции государства с размытием долей миноритарных акционеров как свершившийся факт. Я приложу максимум усилий, чтобы отстоять свои интересы. Самое страшное для меня в такой ситуации было бы опустить руки и не попытаться дать бой. Пусть даже этот бой кажется изначально обречённым на провал.
145 лет назад мои предки уже выступали против произвола чиновников, сойдясь в неравной борьбе с минским губернатором Токаревым, защищая свои земельные наделы от его посягательств (см. т.н. "Логишинский бунт"). Делу тогда придали политическую окраску, против "зачинщиков" - простых полесских обывателей - выдвинули солдат. Кого-то отправили в ссылку, кого-то подвергли телесным наказаниям, многих лишили имущества. Но они победили, добились того, что логишинское дело (небольшого местечка в западной губернии) стало предметом расследования Сената и легло на стол российского императора.
Так неужели я, потомок этих простых, доведенных до отчаяния людей, могу отступить? Мы не такие памяркоуныя и удобные как привыкли думать о нас в высоких кабинетах. Мы слишком хорошо знаем цену своего труда, чтобы позволить кому-либо безнаказанно забирать то, что принадлежит нам по праву. Поэтому я буду сопротивляться. И я буду описывать здесь все предпринимаемые мной и моими партнёрами шаги по защите наших прав в этом канале. Вы сами на моем примере увидите, чего стоит защита прав миноритарных акционеров в нашем государстве. Так что берите поп-корн и усаживайтесь поудобнее.
Трудно было ожидать, что на таком маленьком рынке, как белорусский, инвестор, который активно покупает акции белорусских предприятий, и чиновники, которые привыкли распоряжаться предприятиями без оглядки на состав акционеров, смогут долго расходиться краями. Я часто был свидетелем, как чиновники обходились с акционерами многих предприятий, ущемляя права как крупных акционеров, так и миноритариев. Но я верил, что это все в прошлом, что здравый смысл в конечном итоге восторжествует, и у нас будет полноценный фондовый рынок. И что в итоге? Сегодня настала моя очередь быть акционером, по правам которого чиновники прошлись гусеничным катком. Пакет моих акций в ОАО "Стройтрест 35", который я кропотливо собирал на протяжении 2017 года, и который достиг 2% от уставного фонда, размывается за счёт дополнительной эмиссии акций до 0,1%. И это за 2 месяца до выплаты годовых дивидендов.
Конечно, эта потеря не убьет меня как инвестора. Это довольно крупная сумма, но все же она не превышает 8% моих активов и 13% собственного капитала. Однако сегодня моя вера в идею белорусского фондового рынка подвергается серьезной ревизии. Я не один, чьи акции находятся под угрозой размытия до величины стат погрешности. Только в этом конкретном предприятии более 1142 акционеров физических лиц - бывших работников, пенсионеров, вложивших чеки "Имущество", тех, кто купил эти бумаги на бирже. И столкнувшись с такими методами, вряд ли они дальше будут покупать акции белорусских предприятий. Буду ли покупать их я? Только не те, где доля государства составляет сколь нибудь серьезное значение. Буду ли я и дальше показывать возможности, которые даёт белорусский фондовый рынок? Нет, такого желания у меня больше нет.
Все сказанное выше не означает, что я сдался и принял манипуляции государства с размытием долей миноритарных акционеров как свершившийся факт. Я приложу максимум усилий, чтобы отстоять свои интересы. Самое страшное для меня в такой ситуации было бы опустить руки и не попытаться дать бой. Пусть даже этот бой кажется изначально обречённым на провал.
145 лет назад мои предки уже выступали против произвола чиновников, сойдясь в неравной борьбе с минским губернатором Токаревым, защищая свои земельные наделы от его посягательств (см. т.н. "Логишинский бунт"). Делу тогда придали политическую окраску, против "зачинщиков" - простых полесских обывателей - выдвинули солдат. Кого-то отправили в ссылку, кого-то подвергли телесным наказаниям, многих лишили имущества. Но они победили, добились того, что логишинское дело (небольшого местечка в западной губернии) стало предметом расследования Сената и легло на стол российского императора.
Так неужели я, потомок этих простых, доведенных до отчаяния людей, могу отступить? Мы не такие памяркоуныя и удобные как привыкли думать о нас в высоких кабинетах. Мы слишком хорошо знаем цену своего труда, чтобы позволить кому-либо безнаказанно забирать то, что принадлежит нам по праву. Поэтому я буду сопротивляться. И я буду описывать здесь все предпринимаемые мной и моими партнёрами шаги по защите наших прав в этом канале. Вы сами на моем примере увидите, чего стоит защита прав миноритарных акционеров в нашем государстве. Так что берите поп-корн и усаживайтесь поудобнее.
https://www.youtube.com/watch?v=sTvix-xsRcQ
Вот интересный ролик российского экономиста Андрея Мовчана про то, что происходит сейчас на мировых финансовых рынках. А происходит следующее:
1. Процентная ставка федрезерва США растет и будет, по мнению экономистов, расти долго и устойчиво. Начиная с 80-х ставка снижалась, пока не ударила в ноль в 2012.
2. Рост ставки означает рост инфляции и замедление темпов экономического роста в развитых странах (потому что We are all living in America).
3. Рост ставки также означает падение фондового рынка, что хорошо видно по 2018 году. Нести денежки на депозит в банк становится не так уж и невыгодно по сравнению с низкой доходностью акций.
4. Это значит что резко повышается порог доходности бумаг чтобы обогнать инфляцию. В таком случае бумаги с рейтингом B и ниже становятся более привлекательными, для тех кто хочет зарабатывать, а не сохранять.
5. При этом политику количественного смягчения уменьшают, но не переходят к политике ужесточения, чтобы не убить окончательно экономический рост. Деньги все еще есть.
К чему это все? А к тому что в ближайшее десятилетие пойдет серьезная драка за рынки развивающихся стран. Потому что на рынках развитых стран уже не будет тех доходностей с поправкой на инфляцию. Эта драка уже идет - мы видим как схлестнулись китайские и американские интересы в Южной Америке, Африке, на Ближнем Востоке. Эти регионы сейчас топовые для фокуса западных аналитиков и истеблишмента.
А что у нас? У нас в регионе есть одна большая северная страна, которой западные инвесторы не нужны. Никто эту страну переубеждать не будет: не хотите успеть на поезд - ждите следующего. Предыдущий поезд в нынешних краях проезжал в начале 90-х, куда успели вскочить множество стран соцблока. И вот, похоже едет новый: открывается историческое окно для возможности вписаться в рынок развитых стран и их технологические цепочки, получить доступ к относительно дешевым деньгам, привлечь технологии. Для этого надо очень много работать, дружить с развитыми странами, вести себя хорошо (а не как с акционерами ОАО "Стройтрест 35") и иногда делать не очень популярные вещи во внутренней политике. Но все это окупится сторицей, либо опять придется ждать следующего "поезда" 20 лет, а может и больше.
Вот интересный ролик российского экономиста Андрея Мовчана про то, что происходит сейчас на мировых финансовых рынках. А происходит следующее:
1. Процентная ставка федрезерва США растет и будет, по мнению экономистов, расти долго и устойчиво. Начиная с 80-х ставка снижалась, пока не ударила в ноль в 2012.
2. Рост ставки означает рост инфляции и замедление темпов экономического роста в развитых странах (потому что We are all living in America).
3. Рост ставки также означает падение фондового рынка, что хорошо видно по 2018 году. Нести денежки на депозит в банк становится не так уж и невыгодно по сравнению с низкой доходностью акций.
4. Это значит что резко повышается порог доходности бумаг чтобы обогнать инфляцию. В таком случае бумаги с рейтингом B и ниже становятся более привлекательными, для тех кто хочет зарабатывать, а не сохранять.
5. При этом политику количественного смягчения уменьшают, но не переходят к политике ужесточения, чтобы не убить окончательно экономический рост. Деньги все еще есть.
К чему это все? А к тому что в ближайшее десятилетие пойдет серьезная драка за рынки развивающихся стран. Потому что на рынках развитых стран уже не будет тех доходностей с поправкой на инфляцию. Эта драка уже идет - мы видим как схлестнулись китайские и американские интересы в Южной Америке, Африке, на Ближнем Востоке. Эти регионы сейчас топовые для фокуса западных аналитиков и истеблишмента.
А что у нас? У нас в регионе есть одна большая северная страна, которой западные инвесторы не нужны. Никто эту страну переубеждать не будет: не хотите успеть на поезд - ждите следующего. Предыдущий поезд в нынешних краях проезжал в начале 90-х, куда успели вскочить множество стран соцблока. И вот, похоже едет новый: открывается историческое окно для возможности вписаться в рынок развитых стран и их технологические цепочки, получить доступ к относительно дешевым деньгам, привлечь технологии. Для этого надо очень много работать, дружить с развитыми странами, вести себя хорошо (а не как с акционерами ОАО "Стройтрест 35") и иногда делать не очень популярные вещи во внутренней политике. Но все это окупится сторицей, либо опять придется ждать следующего "поезда" 20 лет, а может и больше.
YouTube
Видео-лекция : Управление активами в условиях мира на грани глобальной рецессии
Что привело к росту ставок на фоне низкой инфляции и подъема экономики США?
Какие классы активов будут бенефициировать, а какие-страдать от такого роста ставок?
Какие сложности (а,может-возможности) ожидают инвестиционных менеджеров?
Андрей Мовчан ответит…
Какие классы активов будут бенефициировать, а какие-страдать от такого роста ставок?
Какие сложности (а,может-возможности) ожидают инвестиционных менеджеров?
Андрей Мовчан ответит…
Да, серьезно ребята за нас взялись. Киселев, НТВ, поток бреда в телеграм каналах, теперь уже "побитые русскоязычные девочки" форсятся ботсетью.. Накачка отработана технологически виртуозно.
Будут ли отвечать из Минска? Самое время поднимать патриотическую агентуру, вещать про олигархов разворовавших Россию, бандитов и островок стабильности Беларусь. Еще лет 10 назад такое работало.
Будут ли отвечать из Минска? Самое время поднимать патриотическую агентуру, вещать про олигархов разворовавших Россию, бандитов и островок стабильности Беларусь. Еще лет 10 назад такое работало.
В Беларуси появилась на данный момент единственная в стране (и потому уникальная)
сеть телеграм-каналов для областных городов.
@olen_znaet - Олень Знает! (Гродно)
@zubr_znaet - Зубр Знает! (Брест)
@rys_znaet - Рысь знает! (Гомель)
@lev_znaet - Лев Знает! (Могилев)
@medved_znaet - Медведь Знает! (Витебск)
✓ Новости вашего города
✓ Акции и мероприятия
✓ Киноафиша
✓ Музыка, новые заведения, активности
✓ Авторский контент от @ktk_by
Подписывайся и получай полезную инфу прямо в свой смартфон.
Эти звери знают все!
сеть телеграм-каналов для областных городов.
@olen_znaet - Олень Знает! (Гродно)
@zubr_znaet - Зубр Знает! (Брест)
@rys_znaet - Рысь знает! (Гомель)
@lev_znaet - Лев Знает! (Могилев)
@medved_znaet - Медведь Знает! (Витебск)
✓ Новости вашего города
✓ Акции и мероприятия
✓ Киноафиша
✓ Музыка, новые заведения, активности
✓ Авторский контент от @ktk_by
Подписывайся и получай полезную инфу прямо в свой смартфон.
Эти звери знают все!
"Мы с уважением относимся к избранному сербским руководством курсу на вступление в ЕС. В отличие от западных партнеров, не пытаемся ставить Белград перед искусственным выбором - либо вы с Россией, либо с Евросоюзом", - сказал Путин. По его словам, "евроинтеграционные устремления Сербии, как и участие России в Евразийском экономическом союзе [ЕАЭС], не служат препятствием для наращивания нашего разнопланового сотрудничества".
Вспомню хорошую фразу одного моего знакомого "русские и сербы братья навек потому что у них никогда не было общей границы". А так попробуйте замените в цитате сербов и Сербию на Украину или Беларусь.
Вспомню хорошую фразу одного моего знакомого "русские и сербы братья навек потому что у них никогда не было общей границы". А так попробуйте замените в цитате сербов и Сербию на Украину или Беларусь.
Но у Беларуси в отношениях с Россией есть не сиюминутная перспектива стать "Сербией" - дружественный нейтралитет в статусе государства западной цивилизации при теплых отношениях на уровне культур. Первое что нужно для этого сделать - снять вопрос о дотациях в любых формах, во-вторых нужно погасить империалистические стремления по-прежнему теплым отношением к русским.
Проблема в том что авангард тех, кто ратует за фактическую экономическую независимость от РФ и их режима, не очень тепло относятся к России и русским в целом. При варианте победы этой "партии конфронтации" нас ждет стремительная украинизация. Но в целом вероятность такого развития событий минимальна, хотя в России очень многие бы этого хотели - новые бюджеты, новые телевраги, новые вспышки ненависти, новый кейс неуспешной страны с претензиями на евроинтеграцию и т.п.
Поэтому очень скоро мы увидим как лютые "враги" будут создавать эскалацию на пустом месте. Будут новые "казаки" в метро, которые сразу же пойдут в эфир НТВ и особенно со смаком будут цитироваться комментарии под видео типа "Чэмадан, Вакзал, Расея", а те, кто эти комментарии оставляют, будут крепнуть в ненависти не только к Путину, но ко всем москалям. История не новая, отлично обкатанная в Украине на кейсе партии "Свобода", которая своим идиотским провокативным поведением в Раде после Майдана (закон о языках - это "самое важное" для страны из которой только что сбежал легитимный руководитель) фактически дала толчок российской пропаганде к формированию casus belli. Заносили или не заносили денег (думаю заносили) - но факт остается фактом: нет больших союзников чем лютый москалефоб и российский империалист.
Проблема в том что авангард тех, кто ратует за фактическую экономическую независимость от РФ и их режима, не очень тепло относятся к России и русским в целом. При варианте победы этой "партии конфронтации" нас ждет стремительная украинизация. Но в целом вероятность такого развития событий минимальна, хотя в России очень многие бы этого хотели - новые бюджеты, новые телевраги, новые вспышки ненависти, новый кейс неуспешной страны с претензиями на евроинтеграцию и т.п.
Поэтому очень скоро мы увидим как лютые "враги" будут создавать эскалацию на пустом месте. Будут новые "казаки" в метро, которые сразу же пойдут в эфир НТВ и особенно со смаком будут цитироваться комментарии под видео типа "Чэмадан, Вакзал, Расея", а те, кто эти комментарии оставляют, будут крепнуть в ненависти не только к Путину, но ко всем москалям. История не новая, отлично обкатанная в Украине на кейсе партии "Свобода", которая своим идиотским провокативным поведением в Раде после Майдана (закон о языках - это "самое важное" для страны из которой только что сбежал легитимный руководитель) фактически дала толчок российской пропаганде к формированию casus belli. Заносили или не заносили денег (думаю заносили) - но факт остается фактом: нет больших союзников чем лютый москалефоб и российский империалист.
Председатель Ассоциации по антикризисному управлению и банкротству Игорь Ошуркевич в интервью TUT.BY проанонсировал новую редакцию закона о банкротстве, ключевое: "основания для подачи заявления на банкротство как у должника, так и у кредитора, а у суда для возбуждения дела возникают тогда, когда есть просроченный неоплаченный долг" (интервью полностью: https://news.tut.by/economics/622299.html).
Это может быть ответом на вопрос о структурных реформах в Беларуси, а именно в каком виде они будут проходить. Цепочка примерно следующая:
1. Суды возбуждают дела о банкротстве в отношении госпредприятий - хронических должников по факту долгов;
2. Наемный антикризисный менеджмент (не государственный, а из отдельной самоуправляемой структуры) пытается вытянуть дела и спасти то, что можно спасти;
3. То, что не спасается - идет с молотка в пользу должников и кредиторов. Чаще всего в пользу банков и частников.
Что имеем в итоге? Фактически это утилизация хронически неэффективных госпредприятий, не взирая на социальные последствия, во имя которых всю эту рухлядь держат на плаву в неизменном виде. Без приватизации, просто очистка в жестком виде. Это очень интересный кейс, который показывает попытку реформаторов, чья основная проблема в том что они не являются правоприменителями, выстроить такую систему, которую никакой местный чиновник и правоприменитель не сможет повернуть для своих интересов.
Любое распоряжение, постановление, концепция развития минэка, минфина и т.п. воспринимается местной властью исключительно через призму достижения тех показателей, которые перед ними ставят. Например показатель занятости людей. И поэтому банкротство предприятия с выходом людей на улицу - катастрофа для KPI местных чиновников. Поэтому эти предприятия тянут как могут в спайке с ослабевшим промышленным лобби и косвенно с силовиками (каждый безработный - потенциальный преступник). Это все очень благие намерения, которыми вымощена дорога в ад - поддержка неэффективных предприятий это не решение проблем, а перекладывание их на плечи детей с процентами.
Но если будет принят закон, где каждому конкретному судье черным по белому будет написано - если есть долги, то возбуждаем банкротство, то обойти этот закон и поломать структурные реформы со всеми их неприятными эффектами будет крайне сложно. А если вспомнить оршанский кейс (потенциально масштабируемый) - это может стать попыткой ответа на вопрос "а что вместо?". Вместо - инвесторы. Если заманят и не распугают.
Политическая система в Беларуси напоминает лес - сверху спокойствие, лишь ветры покачивают деревья в разные стороны, а внутри бурлит удивительная жизнь.
Это может быть ответом на вопрос о структурных реформах в Беларуси, а именно в каком виде они будут проходить. Цепочка примерно следующая:
1. Суды возбуждают дела о банкротстве в отношении госпредприятий - хронических должников по факту долгов;
2. Наемный антикризисный менеджмент (не государственный, а из отдельной самоуправляемой структуры) пытается вытянуть дела и спасти то, что можно спасти;
3. То, что не спасается - идет с молотка в пользу должников и кредиторов. Чаще всего в пользу банков и частников.
Что имеем в итоге? Фактически это утилизация хронически неэффективных госпредприятий, не взирая на социальные последствия, во имя которых всю эту рухлядь держат на плаву в неизменном виде. Без приватизации, просто очистка в жестком виде. Это очень интересный кейс, который показывает попытку реформаторов, чья основная проблема в том что они не являются правоприменителями, выстроить такую систему, которую никакой местный чиновник и правоприменитель не сможет повернуть для своих интересов.
Любое распоряжение, постановление, концепция развития минэка, минфина и т.п. воспринимается местной властью исключительно через призму достижения тех показателей, которые перед ними ставят. Например показатель занятости людей. И поэтому банкротство предприятия с выходом людей на улицу - катастрофа для KPI местных чиновников. Поэтому эти предприятия тянут как могут в спайке с ослабевшим промышленным лобби и косвенно с силовиками (каждый безработный - потенциальный преступник). Это все очень благие намерения, которыми вымощена дорога в ад - поддержка неэффективных предприятий это не решение проблем, а перекладывание их на плечи детей с процентами.
Но если будет принят закон, где каждому конкретному судье черным по белому будет написано - если есть долги, то возбуждаем банкротство, то обойти этот закон и поломать структурные реформы со всеми их неприятными эффектами будет крайне сложно. А если вспомнить оршанский кейс (потенциально масштабируемый) - это может стать попыткой ответа на вопрос "а что вместо?". Вместо - инвесторы. Если заманят и не распугают.
Политическая система в Беларуси напоминает лес - сверху спокойствие, лишь ветры покачивают деревья в разные стороны, а внутри бурлит удивительная жизнь.
А что собственно такое независимость? Чем она важна/полезна для государства с экономической точки зрения, если отбросить просто желание нации быть субьектной в своих традициях? В контексте Беларуси, разумеется.
Само слово "независимость" очень двоякое. Никто в этом мире не является истинно независимыми. Люди зависят от физиологии, социальных потребностей, экономически зависят от источника дохода (об этом будет чуть ниже). Государства как сложные образования зависят от множества факторов, включая экономическую коньюктуру, отношения с соседями, с кредиторами и т.п. Даже у самого крутого и богатого государства есть точки, надавив на которые, другое государство может влиять на процессы в свою пользу. Гораздо более конкретным термином является понятие суверенитета. Фактически, это способность осуществлять власть и суд на конкретной территории. Поэтому в контексте обсуждения беларуского кейса предлагаю считать "независимость" и "суверенитет" синонимами.
Все регионы в мире разные. Разный климат, география, геология, состав населения и т.п. Где-то хорошая, где-то - так себе (https://news.1rj.ru/str/reflectionbelarus/25). Так или иначе, пустых, никем административно не контролируемых территорий в мире практически нет, за исключением территорий непригодных для проживания (но и они формально административно контролируются кем-либо, либо регулируются международными соглашениями, как, например, Антарктида). В принципе, у любого правительства любой страны стоит одна и та же задача - сделать жизнь людей на вверенной ему территории лучше. В рамках их (людей) и его (правительства) понимания.
Это понимание у разных стран и народов разное. У одних - делать ракеты и перекрыть Енисей. У других - жизнь во имя великого вождя и диктатуры идей Чучхе. У третьих - полкабана в холодильнике, дети в университете и шенген в паспорте. У всех народов - лучше кушать и больше развлекаться. У всех правительств - иметь побольше благ с народа.
Но какие инструменты для развития регионального потенциала в достижении своих целей есть у государства суверенного и зависимого региона? Посмотрите список, который сейчас предлагает Беларуси Россия унифицировать в рамках договора о Союзном государстве и вы увидите исчерпывающий набор этих инструментов. Это налоговая политика - способность снижать налоги для стратегических отраслей и перераспределять собранное на стратегические направления. Это тарифная политика - у каждого региона разный доступ к ресурсам и если кто-то может открывать форточки зимой, то кто-то вынужден ходить по дому, а то и спать в свитерках. Это таможенная политика - сильно зависит от географии экспортно-импортных потоков, которые в каждом регионе разные. Это суд по праву, которое максимально учитывает менталитет народа и его позицию в отношении понятия справедливости (я ни в коем случае не говорю что в Беларуси отличный и независимый суд, но в российском суде есть масса своей неприятной специфики).
Само слово "независимость" очень двоякое. Никто в этом мире не является истинно независимыми. Люди зависят от физиологии, социальных потребностей, экономически зависят от источника дохода (об этом будет чуть ниже). Государства как сложные образования зависят от множества факторов, включая экономическую коньюктуру, отношения с соседями, с кредиторами и т.п. Даже у самого крутого и богатого государства есть точки, надавив на которые, другое государство может влиять на процессы в свою пользу. Гораздо более конкретным термином является понятие суверенитета. Фактически, это способность осуществлять власть и суд на конкретной территории. Поэтому в контексте обсуждения беларуского кейса предлагаю считать "независимость" и "суверенитет" синонимами.
Все регионы в мире разные. Разный климат, география, геология, состав населения и т.п. Где-то хорошая, где-то - так себе (https://news.1rj.ru/str/reflectionbelarus/25). Так или иначе, пустых, никем административно не контролируемых территорий в мире практически нет, за исключением территорий непригодных для проживания (но и они формально административно контролируются кем-либо, либо регулируются международными соглашениями, как, например, Антарктида). В принципе, у любого правительства любой страны стоит одна и та же задача - сделать жизнь людей на вверенной ему территории лучше. В рамках их (людей) и его (правительства) понимания.
Это понимание у разных стран и народов разное. У одних - делать ракеты и перекрыть Енисей. У других - жизнь во имя великого вождя и диктатуры идей Чучхе. У третьих - полкабана в холодильнике, дети в университете и шенген в паспорте. У всех народов - лучше кушать и больше развлекаться. У всех правительств - иметь побольше благ с народа.
Но какие инструменты для развития регионального потенциала в достижении своих целей есть у государства суверенного и зависимого региона? Посмотрите список, который сейчас предлагает Беларуси Россия унифицировать в рамках договора о Союзном государстве и вы увидите исчерпывающий набор этих инструментов. Это налоговая политика - способность снижать налоги для стратегических отраслей и перераспределять собранное на стратегические направления. Это тарифная политика - у каждого региона разный доступ к ресурсам и если кто-то может открывать форточки зимой, то кто-то вынужден ходить по дому, а то и спать в свитерках. Это таможенная политика - сильно зависит от географии экспортно-импортных потоков, которые в каждом регионе разные. Это суд по праву, которое максимально учитывает менталитет народа и его позицию в отношении понятия справедливости (я ни в коем случае не говорю что в Беларуси отличный и независимый суд, но в российском суде есть масса своей неприятной специфики).
"Например, что касается унификации налогообложения, нужно принимать во внимание, что у нас разная структура наполняемости бюджетов. В России превалируют нефть и газ, у нас - производство, БелАЗ, МАЗ, МТЗ." сказал ныне беларуский посол в РФ Семашко. Вот конкретный кейс о том как потеря суверенитета, даже частичная, в виду невозможности проводить оптимальную для региона политику, приведет к провалу в бюджете. Либо вступайте в РФ и присасывайтесь к трубе новым дотационным регионом. И не будет у вас никакого своего бюджета, ваша структура экономики поломается и адаптируется к структуре РФ. Но будет ли это для нашего региона оптимальным? Из более чем 70 регионов в России всего 3 не дотационных. Остальные не могут сами себя кормить, а самое плохое - у них нет на это стимула. Им и так падают деньги. Не в виде кредитов под немаленький процент, как Беларуси, не в виде скидок на газ взамен на таможенные уступки, а просто напрямую межбюджетными трансфертами. Что это значит? У регионов недостаточно суверенитета чтобы развивать себя самим, они подсажены на иглу дотаций. И при любом катаклизме, если в центре внезапно закончатся деньги, эти регионы будут абсолютно беззащитны перед реальностью самостоятельного существования. Как это уже однажды было в российской истории.
Худо-бедно Беларусь, несмотря на все "особенности", держится пока сама. И даже если случится катаклизм и рынок в РФ рухнет, нам все равно будет гораздо легче это пережить, чем условной Псковщине и Брянщине. Потому что суверенитет в экономическом смысле - это в первую очередь гибкость и адаптивность в неспокойном мире.
Худо-бедно Беларусь, несмотря на все "особенности", держится пока сама. И даже если случится катаклизм и рынок в РФ рухнет, нам все равно будет гораздо легче это пережить, чем условной Псковщине и Брянщине. Потому что суверенитет в экономическом смысле - это в первую очередь гибкость и адаптивность в неспокойном мире.
Про источники доходов
Из скромного опыта взаимодействия с беларусами, заметил одну интересную вещь: с какого источника дохода человек кормится, ту политику рано или поздно начинает одобрять. Завязан у него (или у его босса) бизнес на Россию - рано или поздно человек начнет как минимум с пониманием относится к российской точке зрения на те или иные вещи. Если завязан на Европу - будет точно так же. Завязан на персоналистское государство - человек станет постепенно такому государству максимально лоялен, в т.ч. на уровне персоналий. Конечно, это касается не всех людей. Но большинство людей на уровне подсознания болеют за "свою футбольную команду", ощущая себя частью некоего экономического механизма, общее состояние которого влияет на его личное благосостояние.
Поэтому умные страны, желая укрепится политически и заиметь себе здесь лобби, заходят сюда деньгами, которые тратят на совместные проекты, например как ЕБРР, Всемирный Банк, грантовые программы, максимально нерисковые высокоуровневые инвестици, стажировки. Огромное количество отраслей кормится с этих денег и даже на уровне простых работяг формируется понимание откуда взялась их зарплата и что нужно государству делать, чтобы эта зарплата как минимум не исчезла.
А не очень умные страны стараются уйти от платы за лояльность и искренне обижаются, когда таковая пропадает. По-прежнему искренне считая, что простой народ в массе на их стороне. На их ли? Чем меньше экономических связей, чем менее они глубокие, чем менее выгодным становится сотрудничество, чем больше предприятий-экспортеров вынуждены ворчать из-за козней всяких надзоров, тем меньше простые люди ассоциируют свое благосостояние с дружбой с такими странами. Что уж говорить про непростых людей, которые давным-давно все поняли, и на которых телевизором особо не повлияешь.
Поэтому лишь изменение структуры экономики с опорой на бизнес, встроенный в мировые цепочки разделения труда и рыночные ниши - ключ к демократии и процветанию.
Из скромного опыта взаимодействия с беларусами, заметил одну интересную вещь: с какого источника дохода человек кормится, ту политику рано или поздно начинает одобрять. Завязан у него (или у его босса) бизнес на Россию - рано или поздно человек начнет как минимум с пониманием относится к российской точке зрения на те или иные вещи. Если завязан на Европу - будет точно так же. Завязан на персоналистское государство - человек станет постепенно такому государству максимально лоялен, в т.ч. на уровне персоналий. Конечно, это касается не всех людей. Но большинство людей на уровне подсознания болеют за "свою футбольную команду", ощущая себя частью некоего экономического механизма, общее состояние которого влияет на его личное благосостояние.
Поэтому умные страны, желая укрепится политически и заиметь себе здесь лобби, заходят сюда деньгами, которые тратят на совместные проекты, например как ЕБРР, Всемирный Банк, грантовые программы, максимально нерисковые высокоуровневые инвестици, стажировки. Огромное количество отраслей кормится с этих денег и даже на уровне простых работяг формируется понимание откуда взялась их зарплата и что нужно государству делать, чтобы эта зарплата как минимум не исчезла.
А не очень умные страны стараются уйти от платы за лояльность и искренне обижаются, когда таковая пропадает. По-прежнему искренне считая, что простой народ в массе на их стороне. На их ли? Чем меньше экономических связей, чем менее они глубокие, чем менее выгодным становится сотрудничество, чем больше предприятий-экспортеров вынуждены ворчать из-за козней всяких надзоров, тем меньше простые люди ассоциируют свое благосостояние с дружбой с такими странами. Что уж говорить про непростых людей, которые давным-давно все поняли, и на которых телевизором особо не повлияешь.
Поэтому лишь изменение структуры экономики с опорой на бизнес, встроенный в мировые цепочки разделения труда и рыночные ниши - ключ к демократии и процветанию.
Венесуэльский кейс обречен быть экстраполирован на наш регион. Поэтому стоит обратить внимание на важные нюансы, которые могут помочь сформулировать представление о происходящем. Для упрощения, буду употреблять термин "майдан" о происходящих ныне событиях, как устоявшееся слово в современном восточноевропейском политическом лексиконе, описывающее массовые народные волнения против правителя, который не очень хочет уходить.
1. Майдан в Венесуэле начался не когда перед страной стоял выбор, а когда никакого выбора уже не осталось. ВВП Венесуэлы снижается пятый год подряд, в стране голод, миллионы беженцев покидают страну, полные признаки гуманитарной катастрофы, полный коллапс экономики, разговоры о вторжении соседей с банальной целью недопущения расползания эпидемий, которые могут быть вызываны недостатком лекарств. Все эти пять лет шли протесты и успешно гасились, лишь сейчас они приняли глобальный масштаб, но еще ни к чему не привели - Мадуро по прежнему на месте. Не сомневаемся, что в ближайшее время он свое место покинет, но суть описываемого выше тезиса в том что предел народного гнева, при котором наступает живительный майдан может быть очень велик.
2. Еще неизвестно случилось бы то, что сейчас происходит, если бы Мадуро в своей узурпации власти поступил чуть более изящно и здравомысляще. Например, не пускал бы оппозиционеров в парламент. Нет оппозиции в парламенте - не на кого перетаскивать одеяло власти. Но оппозиционеры в парламенте были, притом в достаточном количестве. Во многом их действия и стали триггером текущих событий, когда массовые, но локальные протесты перетекли в массовое народное неповиновение и стояние на площадях.
3. Почему так случилось, что народ Венесуэлы так долго ждал этого часа? Объяснение, на мой взгляд, лежит в социально-экономической плоскости. По данным на 2011 год, лишь 40% венесуэльцев имели доступ в интернет. Большинство населения страны - забитые, необразованные бедняки. Когда бедняку становится нечего есть, он не идет протестовать. Он идет грабить. Что и происходило, когда грабить стало уже совсем нечего, приходится скалить зубы на государственное имущество.
Либо есть путь в полицию и армию - там любому бедняку гарантирована пайка, лишь бы выполнял приказы. Неоднократно доказанный историей тезис - у голодного народа силы на бунт находятся в последнюю очередь. Мнение узкой прослойки образованных горожан среди мира венесуэльских фавелл никого не интересует.
4. А почему оппозиция при внушительном присутствии и очевидной катастрофичности курса, узурпации власти и её злоупотреблением, не смогла ничего сделать до текущего момента? Причина объясняется структурой экономики. Экономика Венесуэлы = нефть, притом гораздо в большей степени чем в России (злые, клевещащие на боливарианскую революцию языки говорят что нефть + кокаин). И нефть - государственная. Все. Ритейл-бизнес был разгромлен еще в начале 10-х, все национальное производство давно убежало либо разорилось, остался либо точечный иностранный крупняк типа Coca-Cola, либо мелкие лавки, погоды не делающие. Если в стране нет свободных денег свободных людей, значит в стране нет и не будет реального политического процесса, какие бы декорации не рисовались.
1. Майдан в Венесуэле начался не когда перед страной стоял выбор, а когда никакого выбора уже не осталось. ВВП Венесуэлы снижается пятый год подряд, в стране голод, миллионы беженцев покидают страну, полные признаки гуманитарной катастрофы, полный коллапс экономики, разговоры о вторжении соседей с банальной целью недопущения расползания эпидемий, которые могут быть вызываны недостатком лекарств. Все эти пять лет шли протесты и успешно гасились, лишь сейчас они приняли глобальный масштаб, но еще ни к чему не привели - Мадуро по прежнему на месте. Не сомневаемся, что в ближайшее время он свое место покинет, но суть описываемого выше тезиса в том что предел народного гнева, при котором наступает живительный майдан может быть очень велик.
2. Еще неизвестно случилось бы то, что сейчас происходит, если бы Мадуро в своей узурпации власти поступил чуть более изящно и здравомысляще. Например, не пускал бы оппозиционеров в парламент. Нет оппозиции в парламенте - не на кого перетаскивать одеяло власти. Но оппозиционеры в парламенте были, притом в достаточном количестве. Во многом их действия и стали триггером текущих событий, когда массовые, но локальные протесты перетекли в массовое народное неповиновение и стояние на площадях.
3. Почему так случилось, что народ Венесуэлы так долго ждал этого часа? Объяснение, на мой взгляд, лежит в социально-экономической плоскости. По данным на 2011 год, лишь 40% венесуэльцев имели доступ в интернет. Большинство населения страны - забитые, необразованные бедняки. Когда бедняку становится нечего есть, он не идет протестовать. Он идет грабить. Что и происходило, когда грабить стало уже совсем нечего, приходится скалить зубы на государственное имущество.
Либо есть путь в полицию и армию - там любому бедняку гарантирована пайка, лишь бы выполнял приказы. Неоднократно доказанный историей тезис - у голодного народа силы на бунт находятся в последнюю очередь. Мнение узкой прослойки образованных горожан среди мира венесуэльских фавелл никого не интересует.
4. А почему оппозиция при внушительном присутствии и очевидной катастрофичности курса, узурпации власти и её злоупотреблением, не смогла ничего сделать до текущего момента? Причина объясняется структурой экономики. Экономика Венесуэлы = нефть, притом гораздо в большей степени чем в России (злые, клевещащие на боливарианскую революцию языки говорят что нефть + кокаин). И нефть - государственная. Все. Ритейл-бизнес был разгромлен еще в начале 10-х, все национальное производство давно убежало либо разорилось, остался либо точечный иностранный крупняк типа Coca-Cola, либо мелкие лавки, погоды не делающие. Если в стране нет свободных денег свободных людей, значит в стране нет и не будет реального политического процесса, какие бы декорации не рисовались.
