Сон Сципиона | ЦРИ – Telegram
Сон Сципиона | ЦРИ
6.83K subscribers
241 photos
30 videos
7 files
550 links
Рупор московского республиканизма
Телеграм-канал ЦРИ

Libertas perfundet omnia luce

По всем вопросам: moscow.rrc@gmail.com

Центр Республиканских Исследований:
instagram.com/republicanresearchcentre

Поддержать ЦРИ:
boosty.to/repcentre
Download Telegram
Салют, это Быстров. Сегодня 101 год со дня смерти патриарха русского анархизма — Петра Алексеевича Кропоткина. Совместим знаменательное с полезным и откроем его книгу, которая могла бы многое заменить в школьной программе, если бы школа не была государственным инкубатором. Попробуйте — и закрывать уже не захочется. Уверен, она вернёт вам забытое детское чувство «ну ещё страничку», а в конце — принесёт удовлетворение с налётом грусти, ведь переворачивать уже некуда. К сожалению, во многих смыслах. Речь идёт о «Записках революционера».

Это захватывающее жизнеописание одного из самых известных русских антигосударственников, разрывающее все шаблоны об анархизме и анархистах. Помимо дежурной биографической амплитуды образцового «несогласного» ЖЗЛ: князь из рода Рюриковичей, географ с мировым именем, истовый альтруист, энциклопедическая личность — ему удалось примирить непримиримое в мире идей. Науку и любовь, интересы личности и альтруизм, позитивизм и экзистенцию, оборончество и пацифизм, закон и свободу, и, в конце концов, Россию и мир — всё то, что и сегодня является постоянным источником социального напряжения. Он даже находит свою формулу изменений: «Скорость человеческой эволюции в данном направлении вполне зависит от интеграла единичных воль».

Кто-то справедливо возразит, что необходимости в мире и согласии нет, а конфликт есть источник развития. Но перемирие — а не примирение — иногда всё же требуется, а красота, как известно, обнаруживает себя на контрасте. Как, например, здесь: «...Вообще я заметил, что люди лучше, чем учреждения...».

«Записки революционера» не являются opus magnum «дедушки русской революции» (Кропоткина называли так задолго до того, как этот статус перешёл к Ленину). Если вы ищете конкретный проект социальной утопии или принципы научного анархизма «в схемах и таблицах», то вам проложена дорога к сочинениям «Хлеб и воля» и «Взаимопомощь как фактор эволюции». В «Записках» же вы найдёте воодушевляющий своим историческим оптимизмом и человеческой витальностью пример того, как можно посвятить свою жизнь служению обществу, больше — всему человечеству. «Надежда, — уверен Кропоткин, — а вовсе не отчаянье, как нередко думают очень молодые революционеры, порождает успешные революции».

Высокий художественный стиль помещает эти мемуары в один ряд с классическими произведениями мировой литературы. Вадим Дамье в своей работе «Пётр Кропоткин: судьба революционера» сравнивает «записки» с такими шедеврами, как «Поэзия и правда» Гёте или «Исповедь» Блаженного Августина, ведь эта «книга является историей душевного кризиса, который соответствует тому, что некогда называлось "обращением"». Да и описанию некоторых событий позавидуют лучшие приключенческие романы. Чего стоит хотя бы сцена побега юного Петра Алексеевича из госпиталя, за которой последуют 40 лет вынужденной, но такой осмысленной эмиграции!

Но самое важное, что «Записки революционера» имеют несравненно большую убедительность в деле распространения идей индивидуальной свободы, безгосударственного общества и дестереотипизации анархизма, чем множество научных трактатов вместе взятых. Осмотритесь вокруг и вслед за Петром Алексеевичем спросите себя: «Часто случается, что люди тянут ту или другую политическую, социальную или семейную лямку только потому, что им некогда разобраться, некогда спросить себя: так ли устроилась их жизнь, как нужно?». В общем, поменьше тяните всякие лямки.
Ханна Арендт пишет, что в условиях тоталитаризма единственной функцией человека становится исполнение законов движения, то есть люди становятся «ходячими воплощениями этих законов». Подчинение тоталитарным законам означает активное применение стандартов, согласно которым определённые лица или группы допускаются или не допускаются в разворачиваемую динамику законов движения. Исполнить такой закон — значит быть классифицированным в соответствии с этими стандартами. И QR-код как единственный доступ к навязываемым государственным услугам есть способ такой классификации.
Стажёр-исследователь ЦРИ Дарья Конькова рассказывает о том, на какие уловки идут престижные вузы США для обхода судебных и законодательных запретов на расовые квоты и позитивную дискриминацию, о сокращении доли белых студентов в вузах США и перспективах отмены расовых преференций.
Live!

В это воскресенье (20.02) в Листве состоится запись второго выпуска нового сезона подкаста «Радио Республика» Центра Республиканских Исследований. Приходите понаблюдать за дискуссией вживую и задать свои вопросы нашим блестящим спикерам!

Родион Белькович и Андрей Быстров: «Анархизм без анархистов»

Означает ли борьба с государством борьбу с властью как таковой? Нужно ли быть анархистом, чтобы не любить государство? Почему анархисты мешают анархизму? Почему республика не государство? Почему государство не может быть русским?

Быстров и Белькович против всех. Приходите и приобщайтесь к истории. Количество мест ограничено.

Билеты: https://lavka-listva-msk.timepad.ru/event/1937600/

20 февраля, вс, 19:00
Москва, ул. Жуковского 4с1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Уже сегодня вечером на всех платформах — пилотный выпуск подкаста «Радио Республика» в видеоформате!
Вуаль неведения

101 год назад родился Джон Ролз. Один из наиболее цитируемых философов современности, автор влиятельнейшей эгалитарной теории справедливости, крупнейший идеолог левого либерализма в XX веке. Кажется, ничто из вышеперечисленного не располагает к рекомендации подобного рода чтения людям республиканских взглядов. Тем не менее попытаемся на минутку отстраниться от малозначительной идеологической мишуры и критически посмотреть на вопросы сущностные, волнующие человека независимо от его «партийной» принадлежности. В конце концов, опасно и неверно направлять взгляд на живую человеческую душу, ограничиваясь тесными рамками -измов.

Важные для подобного взгляда на чью-либо мысль детали, как водится, открываются лишь post factum. После смерти Ролза в 2002 году в архиве Принстонской библиотеки неожиданно отыскалась его дипломная работа по теологической этике — «Краткое исследование значения греха и веры», в комментариях к которой рецензенты помимо блестящего философского ума отметили «глубокий религиозный темперамент» автора. Проливающая свет на теологические корни эгалитарной этики Ролза, эта работа после непродолжительных споров его бывших коллег была подготовлена к печати совместно с ещё одной неожиданной находкой.

Почти в тот же время на компьютере Ролза обнаружили файл, датированный 1997 годом и озаглавленный «О моей религии». Чрезвычайно краткое, отрывисто и сумбурно написанное, это эссе явно не готовилось автором к публичной печати, что не только не делает чести издателям, но и оставляет читателю по меньшей мере неловкое чувство тайного присутствия при чужой исповеди. История молодого выпускника Принстона, планировавшего было поступить в епископальную семинарию и выучиться на священника, но внезапно отправившегося на Тихоокеанский фронт Второй мировой добровольцем вслед за бывшими сокурсниками, открывает нам подробности того, как Ролз разочаровался в протестантской вере, оказавшись на войне. Однако, разуверившийся в христианстве, свои поиски трансцендентного он всё же продолжит до самой смерти. Как иначе объяснить не покидавшее его всю жизнь нежелание признавать консенсуальные и утилитарные взгляды на истину и справедливость, доминировавшие в академии?

В своём эссе 1953 года «Оксфордские политические философы» Эрик Фёгелин обвинит современную ему английскую аналитическую философию в стремлении скрыть оправдание существующего политического статус-кво за элегантными рассуждениям. За год до написания этого эссе по стипендии Фулбрайта в Оксфорд поступил и Джон Ролз, проведший целый год в дискуссии с Гербертом Хартом и Исайей Берлином. Быть может, не упомянутый в этом эссе американец Ролз заслуживает именоваться таким «оксфордцем» поболе всех остальных профессоров этого вуза вместе взятых. Быть может, он искренне пытался сделать шаг вовне — к слепящему свету трансцендентной истины. Или нет? Прочтите его работы о религии, и попытаемся понять вместе.
Радио Республика #10: Искушение анархизмом

Дождались! Легендарный подкаст «Радио Республика» возвращается на большие экраны — теперь в формате видео! В первом выпуске нового сезона Белькович и Быстров искушались анархизмом, выясняли отчество белорусской угрозы и попеременно ненавидели государство.

Любимые голоса о самом актуальном.

Послушать можно здесь:
Вк | Яндекс.Музыка | Apple Podcasts | Google Podcasts | Spotify | YouTube

Ждём ваши вопросы здесь

Поддержать подкаст можно здесь:
Яндекс-кошелёк: 4100116426913820
Карта (Сбербанк): 2202 2014 6788 5071
Криптовалюта: 1KfVJgm5Pg1EinmZuopHkKkhKvnLTTLdp7
Вспомнишь республиканцев — вот и они😝

В воскресенье в Листве прошла очередная встреча с Родионом Бельковичем и Андреем Быстровым из Центра Республиканских Исследований, где мы поговорили об анархизме.

Шутки, лёгкое настроение и серьёзные темы — любимый коктейль посетителей нашего подземелья!
Дорогие друзья! В рамках наивной попытки защитить всех причастных от щедрой опеки доблестных блюстителей мира, порядка и спокойствия, мы присоединились к флешмобу и удалили некоторые недавние материалы. Но вы не расстраивайтесь, а вспомните вместе с нами старый советский анекдот:

Звонок на Лубянку: «На Красной площади Рабинович раздаёт листовки». Выезжает воронок, на площади действительно Рабинович с пачкой листовок, его вяжут. Уже в машине сотрудники вглядываются в изъятую бумагу и понимают, что это пачка чистых листов. Они с недоумением глядят на Рабиновича, а тот на их молчаливый вопрос отвечает: «А зачем что-то писать? И так всё ясно...»

Чем темнее ночь, тем скорей рассвет.
Дорогие друзья,

Спешим напомнить вам, что всё происходящее сегодня — лишь следствие фундаментальных проблем, присущих конструкции национального государства как таковой. Поэтому мы продолжим говорить об этих проблемах, а иногда будем давать слово тем, кто прекрасно написал о них до нас. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию подготовленный научным руководителем ЦРИ перевод текста Лисандера Спунера, актуальный вдвойне. Итак: