RiddleRussia – Telegram
RiddleRussia
1.21K subscribers
23 photos
1.03K links
Канал проекта RIDDLE Russia – качественная аналитика о России от экспертов.
Для связи: info@ridl.io
Сайт: https://www.ridl.io/ru/
Facebook: https://www.facebook.com/RiddleRussia/
Гугл подкаст: https://podcasts.google.com/feed/aHR0cHM6Ly9hbmNob3IuZm0v
Download Telegram
Трамп, в отличие от Байдена и лидеров ЕС, изначально не считал войну в Украине принципиальной угрозой ни для безопасности США, ни для трансатлантического единства, ни для «миропорядка, основанного на правилах». После разговоров Трампа с Путиным неоднократно возникало ощущение, что он готов принудить Киев принять российские условия полностью или почти полностью. Однако каждый раз это наталкивалось на жесткое сопротивление в Киеве, европейских столицах и, возможно, внутри собственной администрации.
Москва расценивала любое сближение Трампа со своей позицией как сигнал, что можно двигаться дальше, не предлагая реальных уступок по «целям» в Украине, а лишь очерчивая и расширяя список потенциальных сфер двустороннего сотрудничества.
На сегодня ситуация выглядит так, что Трамп перенес всю ответственность за Украину на ЕС, введя почти последние из возможных санкций. Теперь глава США будет ждать, когда изменится позиция одной из сторон.
https://ridl.io/ru/hronika-upushhennoj-sdelki/
Последние события в Армении и Азербайджане свидетельствуют об одном: в регионе сформировалась новая реальность, которая уже дает конкретные результаты. Для обычного человека сравнительно долгое отсутствие новостей о погибших на границе воспринимается как фон, к которому быстро привыкаешь, а вот экономический эффект от возобновившегося сотрудничества с соседом ощущается напрямую. Еще недавно идея транзита товаров через Азербайджан в Армению звучала как несбыточная мечта, а сегодня за право пользоваться этим маршрутом уже идет реальная конкуренция.

Таких случаев, когда реальность оказывается лучше самых смелых ожиданий, в постсоветской политике почти не бывает. Этот — приятное исключение. При этом все достижения остаются хрупкими и неустойчивыми: их можно перечеркнуть за один день.
https://ridl.io/ru/demoversiya-budushhego-kavkaza/
В нынешнем году Федеральное собрание, вероятно, снова останется без президентского обращения. Причины могут быть разными. Во-первых, Кремль может сознательно держать послание как политический инструмент «на потом» — чтобы огласить его поздней весной или летом, ближе к выборам в Государственную думу и предвыборному съезду «Единой России». В этом случае ключевые тезисы выступления тут же станут предвыборной программой партии власти. Во-вторых, перенос может быть связан с отсутствием прогресса в урегулировании российско-украинских отношений и с тем, что первоначальные надежды на новую администрацию Дональда Трампа пока не оправдываются. Именно по этой причине президент не стал выходить к федеральному собранию в марте, и с тех пор мало что изменилось. Наконец, нельзя исключать и чисто физический фактор: вполне возможно, что возраст и здоровье Путина уже не позволяют ему совмещать два крупных мероприятия. После таких нагрузок президенту приходится долго восстанавливаться, а сайт Кремля и официальные СМИ начинают транслировать заранее заготовленные «консервы» с его участием — как правило, это встречи с чиновниками.
https://ridl.io/ru/liniya-bez-poslaniya/
Резкое увеличение дисконта на российскую нефть начинает давать побочные эффекты. Спрос на стальные трубы за первые девять месяцев года упал на 13%. Спрос на потребительскую электронику (даже в номинальном выражении, без учета инфляции) снизился на 10−15% год к году. Постепенно формируется экономика, в которой занятость и производство вне военной сферы размываются, тогда как импорт становится более конкурентоспособным, усиливая давление на торговый профицит, который до сих пор поддерживал относительную стабильность рубля. Центральный банк не может снизить процентную ставку, не спровоцировав новый скачок импорта, который еще сильнее ударит по занятости.
https://ridl.io/ru/stiv-uitkoff-zakryvaet-dver-no-priotkryvaet-okno/
Подход России к внешней политике чаще всего объясняют через концепцию многополярности. Этот термин звучит почти в каждом выступлении официальных лиц как образ желаемого глобального миропорядка. Многополярность в российском понимании — это убежденность в неизбежности справедливого распределения политической субъектности между центрами силы, которое должно отражать реальное экономическое и военное влияние государств в мире, приходящем на смену однополярной эпохе.

Такое видение, в котором России отводится особая роль, задает общую рамку ее внешней политики, но не объясняет конкретных шагов Москвы за последние четыре года — особенно в контексте полномасштабной войны в Украине. В арсенале российских внешнеполитических мыслителей есть более прикладная идея, активно развиваемая со второй половины 2010-х гг.: «Теория хаоса». Ее авторы — эксперты Валдайского клуба — регулярно публикуют доклады, демонстрируя эволюцию концепции и ее принципиальную важность для текущей стратегии.
https://ridl.io/ru/svideteli-haosa/
Российский ультрапатриотический сегмент выражает сдержанное недовольство новым статусом России в Сирии, однако Кремль готов к прагматическому размену: сохранение военного присутствия в обмен на поддержку устойчивости нового исламистского режима. Главная ценность остается сугубо утилитарной: базы в Сирии (в первую очередь Хмеймим) продолжают служить ключевым логистическим хабом для российской активности в Африке.
При этом сирийский кейс стал для Москвы неприятным прецедентом. Он показывает, что США и Европа готовы признать и легитимизировать победу практически любой оппозиции в странах, считающихся изгоями. Если эта практика закрепится, сигнал для населения Ирана, России и Венесуэлы окажется предельно ясным: любая смена власти будет объявлена легитимной — даже если ее осуществят совсем неприятные для Запада люди, за голову которых еще вчера назначалось большое вознаграждение. Кто бы ни пришел к власти, санкции с него снимут, а страна получит шанс на полноценную реинтеграцию в мировое сообщество.
https://ridl.io/ru/rossiya-v-novoj-sirii-ot-nezamenimogo-soyuznika-k-vspomogatelnomu-partneru/
Третий по старшинству сын Рамзана Кадырова — Адам — достиг совершеннолетия. За последние два года появлялось все больше признаков того, что именно его глава Чечни видит своим преемником. По данным ряда источников, Кадыров даже обращался к Владимиру Путину с просьбой дать согласие на передачу поста главы республики сыну.

Состояние здоровья Рамзана Кадырова и сценарии передачи власти в Чечне по-прежнему находятся в центре внимания СМИ и аналитиков. Специалисты пытаются очертить возможные траектории развития событий и указать, на какие именно индикаторы стоит обращать внимание при оценке того или иного сценария. Достижение Адамом Кадыровым совершеннолетия — важная формальная веха в планировании преемственности, однако она не устраняет фундаментальных проблем, осложняющих желаемую передачу власти от отца к сыну. В этой статье мы рассмотрим ключевые последствия нового статуса Адама для ситуации с престолонаследием в Чеченской Республике.
https://ridl.io/ru/svadba-dolzhnosti-otstavki-kak-ramzan-raschishhaet-put-synu/
Технологии ИИ развиваются стремительно, и в ближайшее время модели, вероятно, научатся эффективнее отфильтровывать недостоверные источники. Ответы Grok и Gemini в нашем тесте показывают, что технически это уже возможно. Тот же Perplexity, который сначала подтвердил фейк, через неделю выдавал уже более продуманный ответ, отмечая, что утверждение про Миндича и сокровища Лувра «не подтверждено надежными источниками и распространяется в основном в пропагандистских и анонимных каналах, поэтому относиться к нему стоит как к непроверенному слуху, а не установленному факту». Разработчикам предстоит и дальше совершенствовать механизмы оценки надежности и ранжирования источников, учитывая растущую угрозу целенаправленного «груминга».

В то же время методы информационных манипуляций тоже будут меняться и адаптироваться к новой реальности. Поэтому критическое отношение к ответам чат-ботов остается необходимым минимумом для всех, кто использует их в работе или повседневной жизни.
https://ridl.io/ru/priruchenie-mashin-kak-rossijskaya-propaganda-dressiruet-yazykovye-modeli-ii/
Новый скандал в Сосновке говорит о том, что среди участников войны действительно могут появиться самостоятельные политики, способные повести за собой людей. Случай Горелова скорее частный: у него есть высшее образование и предпринимательский опыт, он умеет работать с документами и говорить с людьми. Таких среди мобилизованных и контрактников немного, но сотня-другая, а то и тысяча точно наберется.
Политблок Кремля, скорее всего, только укрепится во мнении, что участников войны на посты с реальным административным весом назначать нельзя. При этом именно за счет таких, как Горелов, власть могла закрывать кадровые дыры в маленьких поселениях (где и так почти невозможно найти глав и сотрудников администраций) и одновременно отчитываться о «продвижении ветеранов». Упразднение поселений лишает АП этого удобного кадрового маневра, а людям с боевым опытом, высшим образованием и навыками управления бизнеса просто негде будет применить себя.
https://ridl.io/ru/v-boj-za-munitsipalitety/
В то время как правительство бездействует, Банк России делает единственное, что может, чтобы сдержать инфляцию — сохраняет ключевую ставку высокой, подавляя инвестиции и потребительский спрос. Это токсичное сочетание для рынка труда. Официальная безработица остается на рекордно низком уровне, а заявленный спрос на рабочую силу по-прежнему высок, но неясно, какая его часть переживет рецессию в гражданском сегменте экономики.

В итоге вопрос миграции становится еще более взрывоопасным. С одной стороны, власти должны обеспечить занятость ветеранов. С другой стороны, России все же нужны мигранты, если она хочет сохранить хотя бы какой-то экономический рост, потому что работа, которую выполняют мигранты, ветеранам либо не подходит, либо не нужна.
https://ridl.io/ru/poteryannaya-rabochaya-sila/
В официальной российской картине мира Евросоюз одновременно и «слаб», и «опасен» — два этих тезиса не противоречат, а дополняют друг друга. Слабость ЕС подается как объективная данность, которая обрекает его на постепенную утрату глобального влияния и внутреннюю фрагментацию. Опасность же заключается в том, что именно эта слабость, помноженная на антироссийскую консолидацию и страх перед ростом российского влияния, якобы заставляет Брюссель действовать максимально жестко и «иррационально», пока у него еще есть ресурсы.

Настоящий текст разбирает ключевые аргументы, которыми Кремль и близкие к нему эксперты обосновывают эту двойственную оценку.
https://ridl.io/ru/evropa-kak-glavnyj-vrag-kak-moskva-perestroila-ierarhiyu-ugroz/
Пока тот же Александр Харичев утверждает, что в парламент должны пройти все представленные в нем партии, но его рассуждения о возможных новых фракциях в парламенте свидетельствуют, что СР может свой статус думской партии потерять. Для политического блока партия Миронова — проблемный актив: в ее рядах все еще есть яркие регионалы, сохраняет старые личные связи с Путиным и теоретически может обратиться к нему напрямую. Поэтому ее устранение как «побочный эффект» борьбы с коммунистами в команде Кириенко только приветствуется.
Разумеется, Миронов способен попросить у президента личного заступничества и гарантий, но далеко не факт, что Владимир Путин станет вникать в такие внутриполитические мелочи и спасать былого соратника, уже давно не входящего в его близкий круг.
https://ridl.io/ru/spravedlivye-v-minuse/
Картина противников войны оказывается гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Это не единый «антивоенный блок», а скорее несколько групп людей, которых объединяет неприятие войны, но различает то, как они реагируют на политические реалии. Самая малочисленная, но при этом наиболее принципиальная и последовательная группа — активные «голосующие» противники войны. Именно они готовы прямо говорить по телефону, что не поддерживают войну, выступают за демократические принципы и открыто заявляют о желании смены власти. Вероятно, для большинства общества и даже для части других антивоенных россиян эти люди выглядят «странными»: ведь участие в выборах — это все-таки «игра по правилам режима». Но в этом поведении можно разглядеть упрямое стремление использовать любой, даже минимально доступный канал, чтобы выразить протест против войны и системы. И главное — потенциал роста именно этой группы далеко не исчерпан.
https://ridl.io/ru/ne-blok-a-mozaika-portret-rossijskih-protivnikov-vojny-v-tsifrah/
Россия — огромная страна, но ее логистическая система исторически была слабым местом, неоднократно ограничивавшим возможности ведения войн и поддержания экономической стабильности. Нынешняя война и санкции лишь подтвердили эту уязвимость. Сегодня страна погружается в нисходящую спираль логистических проблем: железнодорожная сеть, составляющая основу транспортного каркаса, переживает резкий упадок. Война против Украины на короткое время увеличила объемы военных перевозок и дала временный импульс отрасли, но этот эффект быстро исчерпал себя.
В ближайшей перспективе российскому государству, вероятно, придется выбирать: вкладывать все больше и так сокращающихся ресурсов в поддержку транспортной инфраструктуры или допустить, чтобы ее деградация ускорила и без того быстрое экономическое сжатие страны.
https://ridl.io/ru/poslednij-gudok-kak-vojna-i-sanktsii-dobivayut-rossijskie-zheleznye-dorogi/
В Кремле не скрывают желания вывести ЛДПР на второе место по итогам думских выборов и ослабить КПРФ. Точечные удары по эффективным региональным отделениям коммунистов — одно из направлений этой кампании. Аресты известных депутатов и спонсоров разрушают организационную структуру партийных ячеек и серьезно затрудняют предвыборную агитацию.
Вполне вероятно, что под удар попадут и другие сильные отделения КПРФ — например, в Иркутской или Новосибирской областях. С помощью силовых мер, выбивающих популярных местных политиков и финансовых доноров из борьбы, Кремль последовательно подрывает позиции коммунистов, стремясь превратить партию в управляемый проект под контролем политблока АП.
https://ridl.io/ru/sobes-po-pravam-cheloveka/
С 2012 года в основе экономической политики лежит убеждение, что одни лишь низкие процентные ставки способны компенсировать изъяны модели роста 2000-х, финансируемой за счет энергетической ренты. Но когда инфраструктура разрушается, а вложений в дороги, образование и другие базовые вещи не хватает, даже низкая инфляция не спасает положение.

Почти 40% доходов среднестатистического российского домохозяйства уходят на продукты и базовые товары. Внятного плана капитальных инвестиций, способного запустить устойчивый рост, так и не появилось. Прогноз роста ВВП в 2026 году даже на 1% выглядит абсурдно, поскольку число вакансий падает, а доходы в большинстве отраслей снижаются. В этих условиях кампания по борьбе с бедностью будет вести не к сокращению ее уровня, а лишь к тому, что она будет распределена более равномерно.
https://ridl.io/ru/problemy-mnozhatsya/
Как Россия выстраивает отношения с новыми сирийскими властями? Кто заинтересован в сохранении российского влияния (или его части) в Сирии? Что Москва может предложить Дамаску и почему для неё важно сохранить там своё присутствие?

Russia Talk c Никитой Смагиным( Эксперт по Ирану, исламизму и внешней политике России на Ближнем Востоке, автор книги «Всем Иран. Парадоксы жизни в автократии под санкциями»)
https://www.youtube.com/watch?v=kCVmcqaH3rk
Со времен распада СССР российские экономические связи с бывшими республиками еще никогда не были столь прочными, перспективными и важными для Москвы.
Экономические отношения могут успешно развиваться вопреки политической динамике или даже в полном отрыве от нее. Это создает уникальную ситуацию: Россия объективно теряет политическое влияние, сталкиваясь — как на Южном Кавказе, так и в Центральной Азии — с растущей конкуренцией со стороны других игроков, но при этом ее экономическое присутствие укрепляется. Подобная трансформация уже меняет российский внешнеполитический подход — это видно, например, на Ближнем Востоке, где агрессивная риторика Москвы контрастирует с прагматизмом, гибкостью и фактическим признанием утраты «уникальной роли» в регионе. Приоритетом для России остается война в Украине, что вынуждает ее экономить силы в других регионах и адаптироваться к новым реалиям.
https://ridl.io/ru/sosedi-strategicheskoj-vazhnosti/
Как визовый режим между ЕС и Россией, изначально входивший в повестку сотрудничества, превратился в инструмент санкционного давления? Был ли реальный шанс на введение безвизового режима в прошлом?
Возможно ли, что ЕС использует замороженные российские активы для предоставления кредита Украине? Является ли это исключительно вопросом политической воли или здесь есть и другие важные аспекты?

Russia Talk с Алексеем Уваровым
https://www.youtube.com/watch?v=v1cWhjofdFM
С отказом США от лидерской роли Москва, действуя в тандеме с Пекином, получает больше пространства для того, чтобы предлагать другим странам альтернативу доминировавшему после холодной войны порядку, в центре которого находился Вашингтон. В этом контексте российско-африканские деловые связи, дипломатические контакты, культурные обмены и другие формы взаимодействия становятся реальным воплощением этой альтернативы.
Четыре фактора делают нынешний момент особенно благоприятным для продвижения этой повестки в отношениях России с Африкой.
https://ridl.io/ru/rossijsko-afrikanskie-svyazi-pod-poputnym-vetrom/
Для Москвы значение МТК может даже возрасти после окончания войны в Украине, потому что в этом случае Кремль может надеяться, что, как и планировалось на самом раннем этапе реализации проекта, маршрутами МТК «Север-Юг» будут пользоваться страны Северной Европы. В этом контексте Москва, по всей вероятности, не хочет зависеть исключительно от Баку и стремится иметь еще один хорошо развитый маршрут на фоне потепления отношений между Баку и Вашингтоном. Кроме того, после недавних проблем в отношениях между Баку и Москвой значение восточного маршрута для Кремля возросло. Присутствие в Центральной Азии для России так же важно, как и на Южном Кавказе. Россия также может захотеть, чтобы центральноазиатские транспортные маршруты проходили через российскую территорию. Кремль недавно заявил, что наиболее экономически выгодный маршрут поставок сырья из Центральной Азии в Северную Америку проходит через Россию — из Казахстана в порты Балтийского и Баренцева морей.
https://ridl.io/ru/transportnaya-geopolitika-evrazii/