Forwarded from Заповедный Север
Нашёл несколько фотографий церкви Димитрия Солунского в Дымковской слободе, сделанных мною в 2021 году. Храм, освящённый в 1709 году, больше всего поражает образом Спаса Вседержителя, расположенного на восточном фасаде под килевидным козырьком. Пятиметровый образ хорошо виден и с другого берега Сухоны.
Я когда-то уже давал ссылку на текст Ивана Давыдова о Великом Устюге, но сделаю это ещё раз. Именно в этом храме произошла история с похищением, а потом и с чудесным возвращением уникальных икон, о которых в тексте рассказывается. Почитайте!
#Вологодская_область
Заповедный Север
Я когда-то уже давал ссылку на текст Ивана Давыдова о Великом Устюге, но сделаю это ещё раз. Именно в этом храме произошла история с похищением, а потом и с чудесным возвращением уникальных икон, о которых в тексте рассказывается. Почитайте!
#Вологодская_область
Заповедный Север
❤🔥23👍13❤6
Жилой дом работников Всесоюзного института экспериментальной медицины (Дом с собачками)
Санкт-Петербург, Каменноостровский проспект, 69.
#дом_недели
Дом построен в 1936–1937 годах, но совсем не похож на типичную «сталинку». Выступающие части по бокам (ризалиты) завершены лоджиями, центральная часть украшена эркерами. А по всему зданию размещены лепные изображения не военно-государственной символики, а подопытных животных — собак, кошек, кроликов, а также микроскопов, медицинских весов, мензурок. Особенно много барельефов собак. Да и в целом декор скорее отсылает к эпохе модерна и к «мирискусникам», чем к строгому сталинскому ампиру.
Дом построен по проекту Николая Лансере. Того самого — художника, входившего в группу «Мир искусства» и брата Зинаиды Серебряковой. Впрочем, кроме живописи он (все-таки член семьи Бенуа — могучей династии петербургских архитекторов) занимался архитектурой и построил в Петербурге более десяти зданий.
В 1936 году он только что вернулся из мест заключения: в 1931 году был арестован как «французский шпион». Первоначально приговорен к расстрелу, но позже приговор заменили на десять лет лишения свободы, которые он провел в «шарашке» — Особом конструкторско-техническом бюро при тюрьме ОГПУ.
А почти сразу после строительства дома на Каменноостровском проспекте Лансере был снова арестован, опять по обвинению в шпионаже. Умер 5 мая 1942 года в пересыльной тюрьме Саратова.
Санкт-Петербург, Каменноостровский проспект, 69.
#дом_недели
Дом построен в 1936–1937 годах, но совсем не похож на типичную «сталинку». Выступающие части по бокам (ризалиты) завершены лоджиями, центральная часть украшена эркерами. А по всему зданию размещены лепные изображения не военно-государственной символики, а подопытных животных — собак, кошек, кроликов, а также микроскопов, медицинских весов, мензурок. Особенно много барельефов собак. Да и в целом декор скорее отсылает к эпохе модерна и к «мирискусникам», чем к строгому сталинскому ампиру.
Дом построен по проекту Николая Лансере. Того самого — художника, входившего в группу «Мир искусства» и брата Зинаиды Серебряковой. Впрочем, кроме живописи он (все-таки член семьи Бенуа — могучей династии петербургских архитекторов) занимался архитектурой и построил в Петербурге более десяти зданий.
В 1936 году он только что вернулся из мест заключения: в 1931 году был арестован как «французский шпион». Первоначально приговорен к расстрелу, но позже приговор заменили на десять лет лишения свободы, которые он провел в «шарашке» — Особом конструкторско-техническом бюро при тюрьме ОГПУ.
А почти сразу после строительства дома на Каменноостровском проспекте Лансере был снова арестован, опять по обвинению в шпионаже. Умер 5 мая 1942 года в пересыльной тюрьме Саратова.
😢32❤31👍2🔥1
Forwarded from Иркутск ❄️ Renaissance
В самом начале XIX века (впрочем, по некоторым источникам, конец XVIII столетия) русский купец Роман Болтунов в целях торговли с местным населением, а также в поисках экзотических существ, забрел почти на самый край северной части евразийского континента, в устье реки Лены. Там местные провожатые и показали ему оледеневшую находку. Спустя какое-то время купец Роман Болтунов изобразил вымершее животное по памяти, запечатлев его именно так.
#Иркутск #история #Сибирь
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍28😁17❤8
Forwarded from Икона в смартфоне | Иконы и иконография
Усекновение главы Иоанна Предтечи
Вторая половина XVIII века. Тверская провинция
Дерево, темпера. 132 × 95,5 см
Собрание Музея имени Андрея Рублева
Рассказ об усекновении главы Иоанна Предтечи содержится в евангелиях от Матфея и Марка. Святой был схвачен за то, что обличал царя Ирода, женившегося вопреки закону на вдове своего брата Иродиаде. Чтобы избавиться от Иоанна, Иродиада подговорила свою дочь Саломею, танцевавшую перед Иродом, попросить в награду за танец его голову. Саломея передала голову матери, и та спрятала ее, но вскоре реликвию нашли и перезахоронили.
Из нескольких церковных дней памяти Иоанна Предтечи Усекновение главы, наряду с его Рождеством, считаются великими праздниками. Народная традиция предписывала избегать использования в этот день ножа и употребления в пищу фруктов, сок которых напоминает кровь.
Иконография Усекновения главы Иоанна Предтечи как самостоятельный сюжет в иконописи известна с рубежа XV-XVI веков. Изначально лаконичная композиция со времени стала включать несколько эпизодов. На иконе из собрания музея помимо сцены казни представлены также моление Иоанна в темнице и ведение святого палачом на казнь. С небес Иоанна благословляет Христос.
Икона написана провинциальным, очевидно, сельским мастером, воспринявшим отдельные особенности городской иконы стиля барокко, что отразилось, прежде всего на ее колорите: основной цветовой аккорд строится на сопоставлении красного и синего цветов.
#икона #иконы #иконопись #иконография #музейрублева
👉Икона в смартфоне.Подписаться
Вторая половина XVIII века. Тверская провинция
Дерево, темпера. 132 × 95,5 см
Собрание Музея имени Андрея Рублева
Рассказ об усекновении главы Иоанна Предтечи содержится в евангелиях от Матфея и Марка. Святой был схвачен за то, что обличал царя Ирода, женившегося вопреки закону на вдове своего брата Иродиаде. Чтобы избавиться от Иоанна, Иродиада подговорила свою дочь Саломею, танцевавшую перед Иродом, попросить в награду за танец его голову. Саломея передала голову матери, и та спрятала ее, но вскоре реликвию нашли и перезахоронили.
Из нескольких церковных дней памяти Иоанна Предтечи Усекновение главы, наряду с его Рождеством, считаются великими праздниками. Народная традиция предписывала избегать использования в этот день ножа и употребления в пищу фруктов, сок которых напоминает кровь.
Иконография Усекновения главы Иоанна Предтечи как самостоятельный сюжет в иконописи известна с рубежа XV-XVI веков. Изначально лаконичная композиция со времени стала включать несколько эпизодов. На иконе из собрания музея помимо сцены казни представлены также моление Иоанна в темнице и ведение святого палачом на казнь. С небес Иоанна благословляет Христос.
Икона написана провинциальным, очевидно, сельским мастером, воспринявшим отдельные особенности городской иконы стиля барокко, что отразилось, прежде всего на ее колорите: основной цветовой аккорд строится на сопоставлении красного и синего цветов.
#икона #иконы #иконопись #иконография #музейрублева
👉Икона в смартфоне.Подписаться
❤21👏5👍1🔥1
Forwarded from Музей Невьянская икона
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Для старообрядцев икона была не только моленным образом, но являлась инструментом полемики и средством наглядной агитации. Поэтому в изображении зачастую присутствовал скрытый смысл. На этой иконе смысл явный.
Но это еще не все. В роли безбородого палача, отрубающего голову Иоанну Предтече, на иконе выступает сам молодой Петр I. Видимо, мастер взял за образец прижизненные портреты и западные гравюры того времени. Эта икона, по сути, заочный подзатыльник и самому Петру I, и всей официальной государственной власти в его лице.
И здесь становится понятным, почему старообрядцам запрещали заниматься иконописанием.
🟥 Увидеть икону можно в нашем музее, регистрируйтесь на экскурсию на сайте
@ekbiconmuseum
Но это еще не все. В роли безбородого палача, отрубающего голову Иоанну Предтече, на иконе выступает сам молодой Петр I. Видимо, мастер взял за образец прижизненные портреты и западные гравюры того времени. Эта икона, по сути, заочный подзатыльник и самому Петру I, и всей официальной государственной власти в его лице.
И здесь становится понятным, почему старообрядцам запрещали заниматься иконописанием.
🟥 Увидеть икону можно в нашем музее, регистрируйтесь на экскурсию на сайте
@ekbiconmuseum
👍24❤4😁3🤔2😢2
Стакан победившего социализма. История граненого стакана от европейского средневековья до позднего СССР
🖇 Я вот тоже пил чай из граненого стакана. И не только в поезде с подстаканником. Но и в обычной столовой, где в граненный стакан чай наливали половником из котла. Ну или компот — его в столовых тоже наливали в граненый стакан. И кофе тоже — точнее тот странный приторно сладкий напиток, который выдавали за кофе в пионерлагерях и школе. И газировку, ту самую, за 3 копейки с сиропом из автомата на улице. В общем, граненый стакан был вечным спутником моего детства и юности. Как и любого другого советского ребенка. И даже первый глоток водки я тоже сделал, конечно, из граненого стакана.
Вы думали мы забыли про день граненого стакана, и про наш текст об этом важнейшем для русской культуры второй половины ХХ века явлении?
Нет, не забыли! Ловите, читайте, комментируйте.
И смотрите картинки (кстати, если картинки какие-то не открываются, обязательно пишите нам — это важно)
https://teletype.in/@r-sever/d9VrNG5rBjH
Вы думали мы забыли про день граненого стакана, и про наш текст об этом важнейшем для русской культуры второй половины ХХ века явлении?
Нет, не забыли! Ловите, читайте, комментируйте.
И смотрите картинки (кстати, если картинки какие-то не открываются, обязательно пишите нам — это важно)
https://teletype.in/@r-sever/d9VrNG5rBjH
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Teletype
Стакан победившего социализма
История граненого стакана от европейского средневековья до позднего СССР
👍31❤14🔥6
Голубец
#архитектурный_словарь
🔹 Крыша для защиты икон и фресок на внешней стене храма.
Часто фрески или иконы размещали над входом (порталом) в храм, и крыша над ними — это тоже голубец, хоть и воспринимается как «козырек» над входом. И крыши над закомарами — тоже.
Впрочем, исходное и даже более распространенное значение термина — крыша над могильным крестом в форме избушки. До церковного раскола такие надгробия — крест с голубцом — были самыми распространенными в России. При патриархе Никоне они были запрещены, однако старообрядцы продолжали использовать такие кресты над могилами и используют до сих пор. А с конца XIX века и не только старообрядцы.
На картинках:
1. Успенский собор Московского Кремля. Голубец над фреской Владимирской Богоматери (над входом) и над фресками в закомарах.
2. Церковь Димитрия Солунского в Дымковской слободе, Великий Устюг.
3. Плес. Петропавловское кладбище.
4. Могила Бориса Кустодиева. Санкт-Петербург, Тихвинское кладбище (изначально он был похоронен на Никольском кладбище, могила вместе с надгробным памятником была перенесена в 1947 году).
#архитектурный_словарь
🔹 Крыша для защиты икон и фресок на внешней стене храма.
Часто фрески или иконы размещали над входом (порталом) в храм, и крыша над ними — это тоже голубец, хоть и воспринимается как «козырек» над входом. И крыши над закомарами — тоже.
Впрочем, исходное и даже более распространенное значение термина — крыша над могильным крестом в форме избушки. До церковного раскола такие надгробия — крест с голубцом — были самыми распространенными в России. При патриархе Никоне они были запрещены, однако старообрядцы продолжали использовать такие кресты над могилами и используют до сих пор. А с конца XIX века и не только старообрядцы.
На картинках:
1. Успенский собор Московского Кремля. Голубец над фреской Владимирской Богоматери (над входом) и над фресками в закомарах.
2. Церковь Димитрия Солунского в Дымковской слободе, Великий Устюг.
3. Плес. Петропавловское кладбище.
4. Могила Бориса Кустодиева. Санкт-Петербург, Тихвинское кладбище (изначально он был похоронен на Никольском кладбище, могила вместе с надгробным памятником была перенесена в 1947 году).
👍28❤7