Forwarded from Иркутск ❄️ Renaissance
В самом начале XIX века (впрочем, по некоторым источникам, конец XVIII столетия) русский купец Роман Болтунов в целях торговли с местным населением, а также в поисках экзотических существ, забрел почти на самый край северной части евразийского континента, в устье реки Лены. Там местные провожатые и показали ему оледеневшую находку. Спустя какое-то время купец Роман Болтунов изобразил вымершее животное по памяти, запечатлев его именно так.
#Иркутск #история #Сибирь
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍28😁17❤8
Forwarded from Икона в смартфоне | Иконы и иконография
Усекновение главы Иоанна Предтечи
Вторая половина XVIII века. Тверская провинция
Дерево, темпера. 132 × 95,5 см
Собрание Музея имени Андрея Рублева
Рассказ об усекновении главы Иоанна Предтечи содержится в евангелиях от Матфея и Марка. Святой был схвачен за то, что обличал царя Ирода, женившегося вопреки закону на вдове своего брата Иродиаде. Чтобы избавиться от Иоанна, Иродиада подговорила свою дочь Саломею, танцевавшую перед Иродом, попросить в награду за танец его голову. Саломея передала голову матери, и та спрятала ее, но вскоре реликвию нашли и перезахоронили.
Из нескольких церковных дней памяти Иоанна Предтечи Усекновение главы, наряду с его Рождеством, считаются великими праздниками. Народная традиция предписывала избегать использования в этот день ножа и употребления в пищу фруктов, сок которых напоминает кровь.
Иконография Усекновения главы Иоанна Предтечи как самостоятельный сюжет в иконописи известна с рубежа XV-XVI веков. Изначально лаконичная композиция со времени стала включать несколько эпизодов. На иконе из собрания музея помимо сцены казни представлены также моление Иоанна в темнице и ведение святого палачом на казнь. С небес Иоанна благословляет Христос.
Икона написана провинциальным, очевидно, сельским мастером, воспринявшим отдельные особенности городской иконы стиля барокко, что отразилось, прежде всего на ее колорите: основной цветовой аккорд строится на сопоставлении красного и синего цветов.
#икона #иконы #иконопись #иконография #музейрублева
👉Икона в смартфоне.Подписаться
Вторая половина XVIII века. Тверская провинция
Дерево, темпера. 132 × 95,5 см
Собрание Музея имени Андрея Рублева
Рассказ об усекновении главы Иоанна Предтечи содержится в евангелиях от Матфея и Марка. Святой был схвачен за то, что обличал царя Ирода, женившегося вопреки закону на вдове своего брата Иродиаде. Чтобы избавиться от Иоанна, Иродиада подговорила свою дочь Саломею, танцевавшую перед Иродом, попросить в награду за танец его голову. Саломея передала голову матери, и та спрятала ее, но вскоре реликвию нашли и перезахоронили.
Из нескольких церковных дней памяти Иоанна Предтечи Усекновение главы, наряду с его Рождеством, считаются великими праздниками. Народная традиция предписывала избегать использования в этот день ножа и употребления в пищу фруктов, сок которых напоминает кровь.
Иконография Усекновения главы Иоанна Предтечи как самостоятельный сюжет в иконописи известна с рубежа XV-XVI веков. Изначально лаконичная композиция со времени стала включать несколько эпизодов. На иконе из собрания музея помимо сцены казни представлены также моление Иоанна в темнице и ведение святого палачом на казнь. С небес Иоанна благословляет Христос.
Икона написана провинциальным, очевидно, сельским мастером, воспринявшим отдельные особенности городской иконы стиля барокко, что отразилось, прежде всего на ее колорите: основной цветовой аккорд строится на сопоставлении красного и синего цветов.
#икона #иконы #иконопись #иконография #музейрублева
👉Икона в смартфоне.Подписаться
❤21👏5👍1🔥1
Forwarded from Музей Невьянская икона
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Для старообрядцев икона была не только моленным образом, но являлась инструментом полемики и средством наглядной агитации. Поэтому в изображении зачастую присутствовал скрытый смысл. На этой иконе смысл явный.
Но это еще не все. В роли безбородого палача, отрубающего голову Иоанну Предтече, на иконе выступает сам молодой Петр I. Видимо, мастер взял за образец прижизненные портреты и западные гравюры того времени. Эта икона, по сути, заочный подзатыльник и самому Петру I, и всей официальной государственной власти в его лице.
И здесь становится понятным, почему старообрядцам запрещали заниматься иконописанием.
🟥 Увидеть икону можно в нашем музее, регистрируйтесь на экскурсию на сайте
@ekbiconmuseum
Но это еще не все. В роли безбородого палача, отрубающего голову Иоанну Предтече, на иконе выступает сам молодой Петр I. Видимо, мастер взял за образец прижизненные портреты и западные гравюры того времени. Эта икона, по сути, заочный подзатыльник и самому Петру I, и всей официальной государственной власти в его лице.
И здесь становится понятным, почему старообрядцам запрещали заниматься иконописанием.
🟥 Увидеть икону можно в нашем музее, регистрируйтесь на экскурсию на сайте
@ekbiconmuseum
👍24❤4😁3🤔2😢2
Стакан победившего социализма. История граненого стакана от европейского средневековья до позднего СССР
🖇 Я вот тоже пил чай из граненого стакана. И не только в поезде с подстаканником. Но и в обычной столовой, где в граненный стакан чай наливали половником из котла. Ну или компот — его в столовых тоже наливали в граненый стакан. И кофе тоже — точнее тот странный приторно сладкий напиток, который выдавали за кофе в пионерлагерях и школе. И газировку, ту самую, за 3 копейки с сиропом из автомата на улице. В общем, граненый стакан был вечным спутником моего детства и юности. Как и любого другого советского ребенка. И даже первый глоток водки я тоже сделал, конечно, из граненого стакана.
Вы думали мы забыли про день граненого стакана, и про наш текст об этом важнейшем для русской культуры второй половины ХХ века явлении?
Нет, не забыли! Ловите, читайте, комментируйте.
И смотрите картинки (кстати, если картинки какие-то не открываются, обязательно пишите нам — это важно)
https://teletype.in/@r-sever/d9VrNG5rBjH
Вы думали мы забыли про день граненого стакана, и про наш текст об этом важнейшем для русской культуры второй половины ХХ века явлении?
Нет, не забыли! Ловите, читайте, комментируйте.
И смотрите картинки (кстати, если картинки какие-то не открываются, обязательно пишите нам — это важно)
https://teletype.in/@r-sever/d9VrNG5rBjH
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Teletype
Стакан победившего социализма
История граненого стакана от европейского средневековья до позднего СССР
👍31❤14🔥6
Голубец
#архитектурный_словарь
🔹 Крыша для защиты икон и фресок на внешней стене храма.
Часто фрески или иконы размещали над входом (порталом) в храм, и крыша над ними — это тоже голубец, хоть и воспринимается как «козырек» над входом. И крыши над закомарами — тоже.
Впрочем, исходное и даже более распространенное значение термина — крыша над могильным крестом в форме избушки. До церковного раскола такие надгробия — крест с голубцом — были самыми распространенными в России. При патриархе Никоне они были запрещены, однако старообрядцы продолжали использовать такие кресты над могилами и используют до сих пор. А с конца XIX века и не только старообрядцы.
На картинках:
1. Успенский собор Московского Кремля. Голубец над фреской Владимирской Богоматери (над входом) и над фресками в закомарах.
2. Церковь Димитрия Солунского в Дымковской слободе, Великий Устюг.
3. Плес. Петропавловское кладбище.
4. Могила Бориса Кустодиева. Санкт-Петербург, Тихвинское кладбище (изначально он был похоронен на Никольском кладбище, могила вместе с надгробным памятником была перенесена в 1947 году).
#архитектурный_словарь
🔹 Крыша для защиты икон и фресок на внешней стене храма.
Часто фрески или иконы размещали над входом (порталом) в храм, и крыша над ними — это тоже голубец, хоть и воспринимается как «козырек» над входом. И крыши над закомарами — тоже.
Впрочем, исходное и даже более распространенное значение термина — крыша над могильным крестом в форме избушки. До церковного раскола такие надгробия — крест с голубцом — были самыми распространенными в России. При патриархе Никоне они были запрещены, однако старообрядцы продолжали использовать такие кресты над могилами и используют до сих пор. А с конца XIX века и не только старообрядцы.
На картинках:
1. Успенский собор Московского Кремля. Голубец над фреской Владимирской Богоматери (над входом) и над фресками в закомарах.
2. Церковь Димитрия Солунского в Дымковской слободе, Великий Устюг.
3. Плес. Петропавловское кладбище.
4. Могила Бориса Кустодиева. Санкт-Петербург, Тихвинское кладбище (изначально он был похоронен на Никольском кладбище, могила вместе с надгробным памятником была перенесена в 1947 году).
👍28❤7
Радовать глаз: еще можете успеть
В предыдущем спецвыпуске афиши мы напоминали вам о московских выставках, которые закончатся вместе с сентябрем. Сегодня – о тех, на которые стоит поспешить в первые две недели октября.
Две премьеры Галеев-Галереи: юбилейная, «Хлебников/Митурич. Законы правительства нашей звезды». Много старшего Митурича – Петра, а также редчайшие автографы божественного Велемира.
И превью юбилейной выставки – галерее 20 лет. Сама большая выставка будет чуть позже, пока в одном зале – только намек на нее, но вещи 20-х – 30-х – первоклассные, впечатление производит, надо идти.
Большой Козихинский переулок, д. 19/6, свернуть в арку, сориентироваться по афише, позвонить в дверь. До 7 октября. Бесплатно.
А в Новой Третьяковке – «К мысу радости», большая юбилейная выставка младшего Митурича, Мая. Шанс вернуться в детство – наверняка вы читали книги с его прекрасными иллюстрациями.
Крымский вал, д. 10, до 12 октября.
⚡️ В ГМИИ – «Не только Брейгель», нидерландская гравюра XVI века из собраний Москвы и Санкт-Петербурга. Мастерская изощренность, плюс веселое и жутковатое безумие. Обязательно к просмотру.
Волхонка, д. 12, зал 31, до 12 октября.
И рядом, тоже в ГМИИ, но в Галерее искусства стран Европы и Америки – «Курс на Север», образ Крайнего Севера в искусстве. Много Рокуэлла Кента, если интересуетесь.
Волхонка, д. 14, до 12 октября.
В Музее Пушкина на Пречистенке – «Русский лубок», большая подборка из коллекции музея, XIX век в основном, есть также несколько работ Мавриной.
Пречистенка, д. 12, до 12 октября.
В Филиале Музея Востока на ВДНХ – «На берегах озера Иссык-Куль», искусство Киргизии ХХ века.
ВДНХ, павильон 13, до 12 октября.
В Музее Серебряного века – «Галерея не лиц, но личностей». Русские писатели на портретах Ивана Пархоменко.
Проспект мира, д. 30, до 12 октября.
❗️И традиционный призыв – спешите! Спешите видеть.
В предыдущем спецвыпуске афиши мы напоминали вам о московских выставках, которые закончатся вместе с сентябрем. Сегодня – о тех, на которые стоит поспешить в первые две недели октября.
Две премьеры Галеев-Галереи: юбилейная, «Хлебников/Митурич. Законы правительства нашей звезды». Много старшего Митурича – Петра, а также редчайшие автографы божественного Велемира.
И превью юбилейной выставки – галерее 20 лет. Сама большая выставка будет чуть позже, пока в одном зале – только намек на нее, но вещи 20-х – 30-х – первоклассные, впечатление производит, надо идти.
Большой Козихинский переулок, д. 19/6, свернуть в арку, сориентироваться по афише, позвонить в дверь. До 7 октября. Бесплатно.
А в Новой Третьяковке – «К мысу радости», большая юбилейная выставка младшего Митурича, Мая. Шанс вернуться в детство – наверняка вы читали книги с его прекрасными иллюстрациями.
Крымский вал, д. 10, до 12 октября.
Волхонка, д. 12, зал 31, до 12 октября.
И рядом, тоже в ГМИИ, но в Галерее искусства стран Европы и Америки – «Курс на Север», образ Крайнего Севера в искусстве. Много Рокуэлла Кента, если интересуетесь.
Волхонка, д. 14, до 12 октября.
В Музее Пушкина на Пречистенке – «Русский лубок», большая подборка из коллекции музея, XIX век в основном, есть также несколько работ Мавриной.
Пречистенка, д. 12, до 12 октября.
В Филиале Музея Востока на ВДНХ – «На берегах озера Иссык-Куль», искусство Киргизии ХХ века.
ВДНХ, павильон 13, до 12 октября.
В Музее Серебряного века – «Галерея не лиц, но личностей». Русские писатели на портретах Ивана Пархоменко.
Проспект мира, д. 30, до 12 октября.
❗️И традиционный призыв – спешите! Спешите видеть.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍12❤8
Пятница, друзья, в связи с чем вспомнили мы одно стихотворение Николая Клюева. Посвященное, как это в данном случае ни странно, любви поэта к женщине. Оно довольно длинное и сначала поэт описывает первую встречу с возлюбленной. Однако мы позволим себе сразу перейти к финалу:
О, не лети в туманы пташкой!
Года уйдут в седую мглу —
Ты будешь нищею монашкой
Стоять на паперти в углу.
И, может быть, пройду я мимо,
Такой же нищий и худой…
О, дай мне крылья херувима
Лететь незримо за тобой!
Не обойти тебя приветом,
И не раскаяться потом…
Любви начало было летом,
Конец — осенним сентябрем.
Так вот, к чему мы это… Ах, да. Мы просто надеемся, что конец любви между редакцией мегапроекта «Север» и преданными читателями того же мегапроекта осенним сентябрем не случится. Хотя, конечно, боимся этого. Мы всегда боимся вас потерять. И у вас есть прекрасная возможность страхи наши умерить и показать, что вы все еще с нами. Достаточно просто развязать шелковые тесемки электронных кошельков. Зачем вам по туманам-то летать пташками? Займите себя лучше похвальными делами благотворительности. А номера карт – ниже:
Сбербанк:
"Т" Банк
на картинке: Эдвард Мунк. Один из вариантов картины «Ревность» из цикла «Фриз жизни»
О, не лети в туманы пташкой!
Года уйдут в седую мглу —
Ты будешь нищею монашкой
Стоять на паперти в углу.
И, может быть, пройду я мимо,
Такой же нищий и худой…
О, дай мне крылья херувима
Лететь незримо за тобой!
Не обойти тебя приветом,
И не раскаяться потом…
Любви начало было летом,
Конец — осенним сентябрем.
Так вот, к чему мы это… Ах, да. Мы просто надеемся, что конец любви между редакцией мегапроекта «Север» и преданными читателями того же мегапроекта осенним сентябрем не случится. Хотя, конечно, боимся этого. Мы всегда боимся вас потерять. И у вас есть прекрасная возможность страхи наши умерить и показать, что вы все еще с нами. Достаточно просто развязать шелковые тесемки электронных кошельков. Зачем вам по туманам-то летать пташками? Займите себя лучше похвальными делами благотворительности. А номера карт – ниже:
Сбербанк:
5469 3800 7744 0823"Т" Банк
2200 7017 4594 2638на картинке: Эдвард Мунк. Один из вариантов картины «Ревность» из цикла «Фриз жизни»
❤21
Forwarded from В лесах
Один из самых интригующих героев проекта «Прожито» — Виктор Иванов. Только послушайте: агроном, инженер-картограф, офицер, а также театрал, завсегдатай консерватории и любитель чтения. Настоящий человек эпохи Возрождения, он находил время не только на свои множественные увлечения, но и на рассказ о них в дневниках, которые вел в 1950–1990-х годах.
Среди записей встречаются и описания путешествий — например, в подмосковную Коломну 1 марта 1969 года, когда рецепт пастилы был еще крепко забыт, а храмы не отреставрированы.
📌 Следите за новостями «Прожито» в канале проекта
Среди записей встречаются и описания путешествий — например, в подмосковную Коломну 1 марта 1969 года, когда рецепт пастилы был еще крепко забыт, а храмы не отреставрированы.
Суббота. Ездили в Коломну. Выехали в 8-34, приехали в 10-50. Вышли на пл. Коломна и упорно стремились на восток, тогда как надо было, наоборот, на запад. Нескоро добрались до центра, осмотрели жалкие остатки кремля — все разрушено, все загажено.
Осмотрели, снаружи, разумеется, Успенский собор (заглядывали в щели — много хорошо сохранившейся росписи), массивную шатровую колокольню, Маринкину башню, были в краеведческом музее, расположенном в бывшей церкви Вознесения. В музее есть неплохие картины, в том числе Аполлинария Васнецова и др. Но в общем все заброшено и провинциально.
Неожиданно неплохо пообедали в столовой в самом центре, и весьма недорого. Возвратились в 18-30, перемерзли в поезде и метро. Почти ничего не сфотографировали — фотоаппарат сломался. Но в общем получили удовлетворение, надо ездить и в другие города.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍15❤7