Forwarded from О чём поёт вотячка
Бородачи тут? 🧔🏻 Выяснила происхождение бород. Будьте впредь осторожнее, прося счастья для своих пчёл 🐝:
Из книги Т. Г. Владыкиной «Удмуртский фольклорный миротекст»
В одном из этиологических преданий говорится об обретении мужчинами бороды, которая появилась после того, как один мужчина вместо муш шуд (пчелиное счастье) второпях произнёс туш шуд («счастье на бороду») [муш – туш: игра слов]. С тех пор, как утверждает предание, мужчины стали носить бороды.
Из книги Т. Г. Владыкиной «Удмуртский фольклорный миротекст»
😁26❤8🐳5🎉1
ЧВК сталинских времен. Самый успешный теневой бизнесмен сталинского Союза на войне и в мирной жизни
Иван Давыдов рассказывает невероятную историю Николая Павленко — талантливого предпринимателя, который во время Великой Отечественной войны создал собственную частную военную компанию, руководил сотнями людей и ворочал миллионами...
https://telegra.ph/CHVK-stalinskih-vremen-11-19
Иван Давыдов рассказывает невероятную историю Николая Павленко — талантливого предпринимателя, который во время Великой Отечественной войны создал собственную частную военную компанию, руководил сотнями людей и ворочал миллионами...
https://telegra.ph/CHVK-stalinskih-vremen-11-19
Telegraph
ЧВК сталинских времен.
Жизнь и смерть капиталиста Николая Павленко
👍18🔥14
Forwarded from Заповедный Север
Вот мы и добрались до рассказа о Владимирском храме, построенном в 1745-1757 годах - одном из моих самых любимых на всём Севере. (Предыдущие серии: вот и вот).
Этот храм по праву считается хрестоматийным образцом и этапным памятником северного деревянного зодчества. Перед нами удивительно гармоничное сочетание крещатой конструкции с кубоватым покрытием и трёхлопастной бочкой апсиды. Величественное 30-метровое сооружение при этом не выглядит тяжеловесным - оно словно устремлено вверх. Особенно впечатляет решение главок: венчающие четыре прируба восьмигранные пирамидки поднимают маковки до уровня куба. Первоначально храм имел девять глав, но до наших дней не сохранились главка и шатёр на западной стороне. Тем не менее, даже в нынешнем виде он напоминает сказочный замок-терем.
Церковь закрыли в 1930-х годах. Некоторое время в здании располагался клуб, затем его использовали как склад, но уже к 1980-м годам из-за аварийного состояния от хозяйственного использования отказались.
Несмотря на долгие годы запустения, в храме чудом сохранилось расписное "небо". В 2018-2020 годах волонтёры проекта "Общее дело" провели консервационные и противоаварийные работы. Знаковым событием стала Божественная литургия 6 июля 2018 года - первая после десятилетий забвения. Хотя разрушение удалось приостановить, памятник по-прежнему нуждается в полноценной реставрации.
Не могу здесь не привести очень поэтическую цитату из книги Г.П. Гунна "Каргополье – Онега" (1974):
P.S. В 2019 году Владимирский храм в Подпорожье удостоился особого внимания — его посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Во время визита Предстоятель Русской Православной Церкви особо подчеркнул важность сохранения и восстановления уникальных деревянных храмов Русского Севера. Однако, к сожалению, вопрос о полноценной научной реставрации памятника остаётся открытым.
#Архангельская_область #храм
Заповедный Север
Этот храм по праву считается хрестоматийным образцом и этапным памятником северного деревянного зодчества. Перед нами удивительно гармоничное сочетание крещатой конструкции с кубоватым покрытием и трёхлопастной бочкой апсиды. Величественное 30-метровое сооружение при этом не выглядит тяжеловесным - оно словно устремлено вверх. Особенно впечатляет решение главок: венчающие четыре прируба восьмигранные пирамидки поднимают маковки до уровня куба. Первоначально храм имел девять глав, но до наших дней не сохранились главка и шатёр на западной стороне. Тем не менее, даже в нынешнем виде он напоминает сказочный замок-терем.
Церковь закрыли в 1930-х годах. Некоторое время в здании располагался клуб, затем его использовали как склад, но уже к 1980-м годам из-за аварийного состояния от хозяйственного использования отказались.
Несмотря на долгие годы запустения, в храме чудом сохранилось расписное "небо". В 2018-2020 годах волонтёры проекта "Общее дело" провели консервационные и противоаварийные работы. Знаковым событием стала Божественная литургия 6 июля 2018 года - первая после десятилетий забвения. Хотя разрушение удалось приостановить, памятник по-прежнему нуждается в полноценной реставрации.
Не могу здесь не привести очень поэтическую цитату из книги Г.П. Гунна "Каргополье – Онега" (1974):
Простор всюду, куда ни взглянь. Там Онега вышла из теснин порогов и, обогнув горку, уходит вдаль широким руслом к виднеющемуся вдали городу. Здесь уже сказывается действие приливов: река становится полноводной в прилив и обсыхает, сужается, в отлив.
Некогда церкви на горке встречали всех проплывших пороги. Они были поставлены с расчетом на дальний обзор. Сначала были видны вершины церквей, но за поворотом здания представали во всей красе. Церквей было две: кубоватая пятиглавая Троицкая с приделом, крытым кубом с одной главой (1725-1727), и Владимирская. Была и колокольня середины XIX века. Сохранилась доныне одна Владимирская.
Церковь в Подпорожье достойно завершает блестящую серию онежского кубоватого зодчества.<...> Владимирская церковь вызывала восторги многих исследователей, начиная с академика В.Суслова, в свое время зарисовавшего ее и сделавшего обмер.
P.S. В 2019 году Владимирский храм в Подпорожье удостоился особого внимания — его посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Во время визита Предстоятель Русской Православной Церкви особо подчеркнул важность сохранения и восстановления уникальных деревянных храмов Русского Севера. Однако, к сожалению, вопрос о полноценной научной реставрации памятника остаётся открытым.
#Архангельская_область #храм
Заповедный Север
❤32❤🔥8🔥2
Forwarded from Записки о старообрядчестве
Зачатие Иоанна Предтечи (Целование Захария и Елизаветы)
Новгород, вторая половина XV в.
Вчера Церковь отмечала Праздник — зачатие честнаго и славнаго пророка и Предотечи Крестителя Господня Иоанна. Икона Празднику из Музея им. Андрея Рублева. "Как установил В. Н. Сергеев при работе над научным каталогом собрания Музея имени Андрея Рублева, местность, откуда происходит икона, — исконно новгородская, входившая в состав Бежецкой пятины; в конце XV в. и позже здесь были владения новгородских дворян Нелединских-Мелецких. Художественная и культурная деятельность в этом крае во второй половине XV в. связана с Краснохолмским монастырем, который был основан в 1461 г. Антонием, иноком Кирилло-Белозерского монастыря. Можно предполагать, что культура Краснохолмского монастыря — через Кирилло-Белозерский — восходила к московской художественной традиции. Между тем в деревнях сохранялась традиция иная, новгородская, для этих мест более древняя, давно укоренившаяся. Именно к ней принадлежит «Зачатие Иоанна Предтечи»."
Записки о старообрядчестве
Новгород, вторая половина XV в.
Вчера Церковь отмечала Праздник — зачатие честнаго и славнаго пророка и Предотечи Крестителя Господня Иоанна. Икона Празднику из Музея им. Андрея Рублева. "Как установил В. Н. Сергеев при работе над научным каталогом собрания Музея имени Андрея Рублева, местность, откуда происходит икона, — исконно новгородская, входившая в состав Бежецкой пятины; в конце XV в. и позже здесь были владения новгородских дворян Нелединских-Мелецких. Художественная и культурная деятельность в этом крае во второй половине XV в. связана с Краснохолмским монастырем, который был основан в 1461 г. Антонием, иноком Кирилло-Белозерского монастыря. Можно предполагать, что культура Краснохолмского монастыря — через Кирилло-Белозерский — восходила к московской художественной традиции. Между тем в деревнях сохранялась традиция иная, новгородская, для этих мест более древняя, давно укоренившаяся. Именно к ней принадлежит «Зачатие Иоанна Предтечи»."
Записки о старообрядчестве
❤30
Forwarded from Митрополичьи палаты в Ярославле
Ярославские иконописцы в XVII в. принимали участие в монументальных работах. Опыт стенописных работ формировал особенный взгляд на форму и цвет: лаконичность, выразительность, контрастность. Ничего лишнего. В экспозиции Митрополичьих палат экспонируется икона "Архидиакон Стефан со сценами жития" второй половины XVII в., которая является убедительным примером того, как стенописная дисциплина способствует построению совершенной композиции и максимальной выразительности. А наше любимое сочетание "красный-желтый-зеленый" выглядит изысканным. А лик юного первомученика может считаться одним из самых прекрасных, созданных в это время в Ярославле
❤25👍6
Forwarded from Saratov Project
Новое в саратовском краеведении. Из дневника журналиста «Правды» Лазаря Бронтмана, 6 декабря 1944 года:
«Позавчера был у Мержановых. Встретил там Леньку Кудреватых – военкора «Известий». Рассказал любопытную вещь. Его приятель был в Саратове. В столовой смотрит: сидит человек с квадратной головой. Вспомнил, что очень походит на памятник («бегемот») Александру III в Ленинграде. Оказалось – сын. Император был в Саратове. Прислуживала подавальщица. Поставил. Родился сын. Сообщили. Приказал воспитывать за счет губернаторства, дать образование. Сейчас он профессор, заслуженный деятель науки.
Там же живет сестра Николая II – Ирина Александровна. Во номер, если только – не треп!»
👍14😁9🔥5
Forwarded from Музей имени Андрея Рублева
Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублева
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ, С ЖИТИЕМ
Около 1510 года. Москва, мастерская Феодосия
Дерево, темпера. 136 × 97,5 см
КП 3395
Преподобный Сергий Радонежский (1314-1392) родился в Ростове в боярской семье, переселившейся в 1328 году в Радонеж. После кончины родителей удалился с братом в лес для пустынножительства, где позднее основал монастырь во имя Святой Троицы и стал его ишуменом в 1354 году. Святой пользовался высоким духовным авторитетом, по преданию, он благословил великого князя Димитрия Донского перед битвой на Куликовом поле.
Житийная икона преподобного Сергия Радонежского написана для местного ряда иконостаса построенного в 1510-х годах Успенского собора в городе Дмитрове. Литературной основой изображений в клеймах стала первая редакция Жития святого, написанная Пахомием Логофетом в середине XV века на основе жизнеописания, составленного учеником преподобного и иноком Троице-Сергиева монастыря Епифанием Премудрым.
Живопись иконы стилистически следует тскусству прославленного московского иконописца Дионисия, но отличается большей твердостью рисунка и насыщенностью цвета. Ее авторство приписывается сыну Дионисия Феодосию.
Состав клейм: 1) Рождение Варфоломея (Сергия); 2) Старец благословляет отрока Варфоломея (Научение грамоте); 3) Пострижение святого; 4) Изгнание бесов молитвами святого; 5) Поставление в диаконы; 6) Поставление в иереи; 7) Изведение источника; 8) Моление святого над умершем младенцем; 9) Святой возвращает живого младенца отцу; 10) Служение Божественной Литургии святым Сергием с ангелом. Видение Божественного огня на Литургии; 11) Явление Богоматери преподобному Сергию; 12) Приход послов от патриарха Константинопольского Филофея; 13) Исцеление бесноватого вельможи; 14) Исцеление Захарии Бороздина; 15) Исцеление бесноватого вельможи; 16) Погребение святого; 17) Исцеление слепого у гроба святого.
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ, С ЖИТИЕМ
Около 1510 года. Москва, мастерская Феодосия
Дерево, темпера. 136 × 97,5 см
КП 3395
Преподобный Сергий Радонежский (1314-1392) родился в Ростове в боярской семье, переселившейся в 1328 году в Радонеж. После кончины родителей удалился с братом в лес для пустынножительства, где позднее основал монастырь во имя Святой Троицы и стал его ишуменом в 1354 году. Святой пользовался высоким духовным авторитетом, по преданию, он благословил великого князя Димитрия Донского перед битвой на Куликовом поле.
Житийная икона преподобного Сергия Радонежского написана для местного ряда иконостаса построенного в 1510-х годах Успенского собора в городе Дмитрове. Литературной основой изображений в клеймах стала первая редакция Жития святого, написанная Пахомием Логофетом в середине XV века на основе жизнеописания, составленного учеником преподобного и иноком Троице-Сергиева монастыря Епифанием Премудрым.
Живопись иконы стилистически следует тскусству прославленного московского иконописца Дионисия, но отличается большей твердостью рисунка и насыщенностью цвета. Ее авторство приписывается сыну Дионисия Феодосию.
Состав клейм: 1) Рождение Варфоломея (Сергия); 2) Старец благословляет отрока Варфоломея (Научение грамоте); 3) Пострижение святого; 4) Изгнание бесов молитвами святого; 5) Поставление в диаконы; 6) Поставление в иереи; 7) Изведение источника; 8) Моление святого над умершем младенцем; 9) Святой возвращает живого младенца отцу; 10) Служение Божественной Литургии святым Сергием с ангелом. Видение Божественного огня на Литургии; 11) Явление Богоматери преподобному Сергию; 12) Приход послов от патриарха Константинопольского Филофея; 13) Исцеление бесноватого вельможи; 14) Исцеление Захарии Бороздина; 15) Исцеление бесноватого вельможи; 16) Погребение святого; 17) Исцеление слепого у гроба святого.
👍9❤5