10 узлов по Томи
За тринадцать дней работ мы уже посетили все писаницы Томи. Поверхностей с рисунками не так много, но добраться до каждого - целое приключение. Писаницы Крутая и Висячий Камень недоступны без лодки, до Тутальской нужно долго ехать по лесу, а ещё везде надо спуститься к пойме и долго идти по обломкам скал. Но где-то уже есть успехи: Новоромановская писаница закрыта полностью, а на Томской и Тутальской писаницах завершены съёмки петроглифов, недоступных без альпснаряжения.
#вести_с_полей #наскальное_икусство@rssdalab
#Томская_писаница
За тринадцать дней работ мы уже посетили все писаницы Томи. Поверхностей с рисунками не так много, но добраться до каждого - целое приключение. Писаницы Крутая и Висячий Камень недоступны без лодки, до Тутальской нужно долго ехать по лесу, а ещё везде надо спуститься к пойме и долго идти по обломкам скал. Но где-то уже есть успехи: Новоромановская писаница закрыта полностью, а на Томской и Тутальской писаницах завершены съёмки петроглифов, недоступных без альпснаряжения.
#вести_с_полей #наскальное_икусство@rssdalab
#Томская_писаница
❤18🔥7🥰2💅2⚡1
Forwarded from ЯрГУ | Демидовский университет
При сотрудничестве с музеем-заповедником «Томская Писаница» исследователи проводят документирование петроглифов (изображений, высеченных на камне).
Взаимодействие с Лабораторией RSSDA было инициировано по итогам экспедиционно-образовательного интенсива «Цифровые методы изучения археологического наследия: от теории к практике», который состоялся в ЯрГУ в мае 2025 года. Организаторы интенсива — исторический факультет, научно-образовательная лаборатория @pre_industrial_society «Россия и Европа: сравнительное изучение доиндустриальных обществ» ЯрГУ и участники проекта #демарх.
Больше фотографий с экспедиции найдете здесь 👈
#музейбезграниц #музей4_0
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥11❤2
Forwarded from МАМОНТ | Археология Приангарья (Анастасия)
Новости с полей...
В данный момент наш специалист Анастасия работает на памятниках наскального искусства р. Томь и проходит стажировку по геодезической съемке, фиксации и фотограмметрии археологических объектов.
Всего известно о 8 местонахождениях петроглифов на р. Томь, один из них удалось музеефицировать на базе музея-заповедника «Томская писаница». Однако все они находятся под угрозой уничтожения в связи с естественным разрушением (выветриванием и обрушением скальных поверхностей) и деятельностью человека. Именно поэтому перед исследователями стоит задача документации поверхностей, в которой нам и помогают цифровые методы фиксации. Благодаря им, помимо сохранения памятника, мы можем делать новые открытия на уже известных местонахождениях с многолетней историей изучения.
Команда АНО ЦИКИ «Археология Приангарья» выражает огромную благодарность лаборатории RSSDA за подробное и интересное обучение нашего специалиста, а также коллективу Музея-заповедника «Томская Писаница» и в особенности Ирине Васильевне Аболонковой и Вадиму Сергеевичу Горяеву за бережное отношение к культурному наследию и их работе, без которых этот проект бы не состоялся.
В данный момент наш специалист Анастасия работает на памятниках наскального искусства р. Томь и проходит стажировку по геодезической съемке, фиксации и фотограмметрии археологических объектов.
Всего известно о 8 местонахождениях петроглифов на р. Томь, один из них удалось музеефицировать на базе музея-заповедника «Томская писаница». Однако все они находятся под угрозой уничтожения в связи с естественным разрушением (выветриванием и обрушением скальных поверхностей) и деятельностью человека. Именно поэтому перед исследователями стоит задача документации поверхностей, в которой нам и помогают цифровые методы фиксации. Благодаря им, помимо сохранения памятника, мы можем делать новые открытия на уже известных местонахождениях с многолетней историей изучения.
Команда АНО ЦИКИ «Археология Приангарья» выражает огромную благодарность лаборатории RSSDA за подробное и интересное обучение нашего специалиста, а также коллективу Музея-заповедника «Томская Писаница» и в особенности Ирине Васильевне Аболонковой и Вадиму Сергеевичу Горяеву за бережное отношение к культурному наследию и их работе, без которых этот проект бы не состоялся.
Telegram
Лаборатория RSSDA
«Videmus invidiam, metimini immensum»
Telegram–канал Лаборатории RSSDA: технологии и котики.
Официальный сайт: https://rssda.su/
Telegram–канал Лаборатории RSSDA: технологии и котики.
Официальный сайт: https://rssda.su/
❤10🔥5😎1
В 2025 году Лаборатория RSSDA продолжила программу стажировок для студентов, осваивающих современные технологии картографирования и документирования в археологии. Эти стажировки проводятся на реальных проектах Лаборатории (моделирование археологических находок, документирование эпиграфических памятников, картографирование и документирование местонахождений наскального искусства). Стажировки бесплатны и открыты для всех желающих, но к ним допускаются только студенты, успешно выполнившие некоторое «шаолиньское испытание». В этом году в стажировках участвовали студенты Новгородского, Иркутского и Ярославского университетов – они создавали трехмерные модели находок из подводного раскопа в Фанагории, документировали старорусские надгробия в музеях и монастырях Ярославской области и картографировали петроглифы на восьми памятниках наскального искусства в долине реки Томь, в том числе на Томской писанице. Если вы заинтересованы в аналогичной стажировке - пишите на rssda@rssda.su. И лучше до 15 сентября.
❤15👍10❤🔥1
Жесть как она есть🐞
Никогда не знаешь, где лежат те грабли, на которые наступишь…. В этот раз это были кокцинеллиды, а если без наукообразия – то божьи коровки. Много. Тысячи, а может и миллионы, кто ж их считал… Внезапное появление тучи этих насекомых в течение десяти минут сделало съемку наскальных росписей пещеры Старая Брянь технически невозможной – поверхности с рисунками в привходовой части были облеплены жуками…. Завтра – вторая попытка. Надеемся, что холодная и мокрая ночь вернет насекомых туда, откуда они прилетели.
#вести_с_полей #наскальное_икусство@rssdalab #Бурятия
Никогда не знаешь, где лежат те грабли, на которые наступишь…. В этот раз это были кокцинеллиды, а если без наукообразия – то божьи коровки. Много. Тысячи, а может и миллионы, кто ж их считал… Внезапное появление тучи этих насекомых в течение десяти минут сделало съемку наскальных росписей пещеры Старая Брянь технически невозможной – поверхности с рисунками в привходовой части были облеплены жуками…. Завтра – вторая попытка. Надеемся, что холодная и мокрая ночь вернет насекомых туда, откуда они прилетели.
#вести_с_полей #наскальное_икусство@rssdalab #Бурятия
😱15😨10🔥2❤🔥1❤1😎1
«…Над Томию рекою град, рекомый Томской. А верх Томи же реки острог Кузнецкой, тамо варят железо, железо же земли тоя добро. А не дошед того острогу на край реки Томи лежит камень велик и высок, на нем писано звери, скоти и птицы и всякие подобия, а егда по некоему прилучаю оторжется камень, а внутри того писано, яко же и на край…»
С этих строк, написанных почти 400 лет назад безымянным автором рукописи «О градех и о реках того Сибирскаго Царства», началась в России наука о наскальном искусстве. Однако сами наскальные рисунки Томских писаниц до настоящего времени оставались полностью не документированными и не опубликованными.
Камень действительно велик и высок (48 поверхностей с петроглифами пришлось фотографировать, вися на веревках), да и не один он, камень этот – на участке долины Томи от Колмогорово до Юрги известно уже десять местонахождений наскального искусства: три Тутальских и три Никольских писаницы, писаницы Крутая, Висячий Камень, Новоромановская и Томская. Первые экспериментальные съемки мы выполнили здесь в далеком теперь 2019 году, но только неделю назад удалось завершить цифровое документирование всех известных на сегодня наскальных рисунков. Метод «сплошного чёса» себя оправдал - последняя неделя работ была осложнена тем, что начали находиться новые скальные поверхности с рисунками.
Итог на сегодня: на Томских писаницах выполнено цифровое документирование 207 изобразительных поверхностей, определены их точные координаты, осуществлено документирование контекстов, сделаны спектроколориметрические измерения и отобраны пробы для петрографического анализа.
А теперь все это нужно обработать…
#вести_с_полей #наскальное_икусство@rssdalab #Томская_писаница
С этих строк, написанных почти 400 лет назад безымянным автором рукописи «О градех и о реках того Сибирскаго Царства», началась в России наука о наскальном искусстве. Однако сами наскальные рисунки Томских писаниц до настоящего времени оставались полностью не документированными и не опубликованными.
Камень действительно велик и высок (48 поверхностей с петроглифами пришлось фотографировать, вися на веревках), да и не один он, камень этот – на участке долины Томи от Колмогорово до Юрги известно уже десять местонахождений наскального искусства: три Тутальских и три Никольских писаницы, писаницы Крутая, Висячий Камень, Новоромановская и Томская. Первые экспериментальные съемки мы выполнили здесь в далеком теперь 2019 году, но только неделю назад удалось завершить цифровое документирование всех известных на сегодня наскальных рисунков. Метод «сплошного чёса» себя оправдал - последняя неделя работ была осложнена тем, что начали находиться новые скальные поверхности с рисунками.
Итог на сегодня: на Томских писаницах выполнено цифровое документирование 207 изобразительных поверхностей, определены их точные координаты, осуществлено документирование контекстов, сделаны спектроколориметрические измерения и отобраны пробы для петрографического анализа.
А теперь все это нужно обработать…
#вести_с_полей #наскальное_икусство@rssdalab #Томская_писаница
🔥16❤🔥5🆒5❤2😎1