В 2025 году Лаборатория RSSDA продолжила программу стажировок для студентов, осваивающих современные технологии картографирования и документирования в археологии. Эти стажировки проводятся на реальных проектах Лаборатории (моделирование археологических находок, документирование эпиграфических памятников, картографирование и документирование местонахождений наскального искусства). Стажировки бесплатны и открыты для всех желающих, но к ним допускаются только студенты, успешно выполнившие некоторое «шаолиньское испытание». В этом году в стажировках участвовали студенты Новгородского, Иркутского и Ярославского университетов – они создавали трехмерные модели находок из подводного раскопа в Фанагории, документировали старорусские надгробия в музеях и монастырях Ярославской области и картографировали петроглифы на восьми памятниках наскального искусства в долине реки Томь, в том числе на Томской писанице. Если вы заинтересованы в аналогичной стажировке - пишите на rssda@rssda.su. И лучше до 15 сентября.
❤15👍10❤🔥1
Жесть как она есть🐞
Никогда не знаешь, где лежат те грабли, на которые наступишь…. В этот раз это были кокцинеллиды, а если без наукообразия – то божьи коровки. Много. Тысячи, а может и миллионы, кто ж их считал… Внезапное появление тучи этих насекомых в течение десяти минут сделало съемку наскальных росписей пещеры Старая Брянь технически невозможной – поверхности с рисунками в привходовой части были облеплены жуками…. Завтра – вторая попытка. Надеемся, что холодная и мокрая ночь вернет насекомых туда, откуда они прилетели.
#вести_с_полей #наскальное_икусство@rssdalab #Бурятия
Никогда не знаешь, где лежат те грабли, на которые наступишь…. В этот раз это были кокцинеллиды, а если без наукообразия – то божьи коровки. Много. Тысячи, а может и миллионы, кто ж их считал… Внезапное появление тучи этих насекомых в течение десяти минут сделало съемку наскальных росписей пещеры Старая Брянь технически невозможной – поверхности с рисунками в привходовой части были облеплены жуками…. Завтра – вторая попытка. Надеемся, что холодная и мокрая ночь вернет насекомых туда, откуда они прилетели.
#вести_с_полей #наскальное_икусство@rssdalab #Бурятия
😱15😨10🔥2❤🔥1❤1😎1
«…Над Томию рекою град, рекомый Томской. А верх Томи же реки острог Кузнецкой, тамо варят железо, железо же земли тоя добро. А не дошед того острогу на край реки Томи лежит камень велик и высок, на нем писано звери, скоти и птицы и всякие подобия, а егда по некоему прилучаю оторжется камень, а внутри того писано, яко же и на край…»
С этих строк, написанных почти 400 лет назад безымянным автором рукописи «О градех и о реках того Сибирскаго Царства», началась в России наука о наскальном искусстве. Однако сами наскальные рисунки Томских писаниц до настоящего времени оставались полностью не документированными и не опубликованными.
Камень действительно велик и высок (48 поверхностей с петроглифами пришлось фотографировать, вися на веревках), да и не один он, камень этот – на участке долины Томи от Колмогорово до Юрги известно уже десять местонахождений наскального искусства: три Тутальских и три Никольских писаницы, писаницы Крутая, Висячий Камень, Новоромановская и Томская. Первые экспериментальные съемки мы выполнили здесь в далеком теперь 2019 году, но только неделю назад удалось завершить цифровое документирование всех известных на сегодня наскальных рисунков. Метод «сплошного чёса» себя оправдал - последняя неделя работ была осложнена тем, что начали находиться новые скальные поверхности с рисунками.
Итог на сегодня: на Томских писаницах выполнено цифровое документирование 207 изобразительных поверхностей, определены их точные координаты, осуществлено документирование контекстов, сделаны спектроколориметрические измерения и отобраны пробы для петрографического анализа.
А теперь все это нужно обработать…
#вести_с_полей #наскальное_икусство@rssdalab #Томская_писаница
С этих строк, написанных почти 400 лет назад безымянным автором рукописи «О градех и о реках того Сибирскаго Царства», началась в России наука о наскальном искусстве. Однако сами наскальные рисунки Томских писаниц до настоящего времени оставались полностью не документированными и не опубликованными.
Камень действительно велик и высок (48 поверхностей с петроглифами пришлось фотографировать, вися на веревках), да и не один он, камень этот – на участке долины Томи от Колмогорово до Юрги известно уже десять местонахождений наскального искусства: три Тутальских и три Никольских писаницы, писаницы Крутая, Висячий Камень, Новоромановская и Томская. Первые экспериментальные съемки мы выполнили здесь в далеком теперь 2019 году, но только неделю назад удалось завершить цифровое документирование всех известных на сегодня наскальных рисунков. Метод «сплошного чёса» себя оправдал - последняя неделя работ была осложнена тем, что начали находиться новые скальные поверхности с рисунками.
Итог на сегодня: на Томских писаницах выполнено цифровое документирование 207 изобразительных поверхностей, определены их точные координаты, осуществлено документирование контекстов, сделаны спектроколориметрические измерения и отобраны пробы для петрографического анализа.
А теперь все это нужно обработать…
#вести_с_полей #наскальное_икусство@rssdalab #Томская_писаница
🔥16❤🔥5🆒5❤2😎1
Тем временем вторая полевая группа Лаборатории завершила полевые работы в бассейнах Орхона и Селенги, в пределах Монголии (совместно с монгольскими исследователями) и Бурятии.
Основной целью работ было документирование наскальных росписей охрой, выполненных в так называемом «селенгинском стиле». Но… иногда так трудно пройти мимо попавшегося на пути оленного камня. Хуже, когда попадается не известное науке (или известное по двум плохим фотографиям и абзацу описания) местонахождение петроглифов… тут часом работы не отделаешься.
Итог – 11 полностью документированных местонахождений наскального искусства (263 поверхности с росписями и петроглифами) плюс 11 оленных камней, одна пещера с божьими коровками, три терабайта сырых данных… километры не считали. Далее – Байкал.
#вести_с_полей #наскальное_искусство@rssdalab #Монголия #Бурятия
Основной целью работ было документирование наскальных росписей охрой, выполненных в так называемом «селенгинском стиле». Но… иногда так трудно пройти мимо попавшегося на пути оленного камня. Хуже, когда попадается не известное науке (или известное по двум плохим фотографиям и абзацу описания) местонахождение петроглифов… тут часом работы не отделаешься.
Итог – 11 полностью документированных местонахождений наскального искусства (263 поверхности с росписями и петроглифами) плюс 11 оленных камней, одна пещера с божьими коровками, три терабайта сырых данных… километры не считали. Далее – Байкал.
#вести_с_полей #наскальное_искусство@rssdalab #Монголия #Бурятия
❤21🔥6❤🔥5👍2🙏1😎1
Старорусская эпиграфика… этот термин прочно ассоциируется с монументальными надписями старым, “допетровским” полууставом или вязью, происходящими с территории Московской Руси. Надписи эти разбросаны по городам и весям Русской равнины - от Астрахани до Архангельска и от Днепра до Урала. Отдельные старорусские надписи, почти не отличимые от московских, встречаются и за пределами этого ареала - в Грузии, Прикарпатье, Беларуси, Литве, Эстонии, Германии и Дании, но большая их часть находится в Европейской России.
Совершенно особенная группа таких памятников находится в Сибири - в Томске, Нерчинске, Новоселенгинске и, как теперь выяснилось - еще и в Иркутске. Иркутские надписи на надгробиях - поздние, они сделаны во второй половине XVIII века и выполнены уже гражданским шрифтом, содержащим, однако, ряд архаических элементов - титла, выведенные из употребления графемы, выносные буквы. Буквенной цифири уже нет, но в некоторых случаях даты арабскими цифрами указываются от сотворения мира. Иногда резчики, имитируя древнее письмо, забавно злоупотребляли архаизацией и вставляли архаично выглядящие буквы “где надо и где не надо”.
Надписи этого периода - прекрасный материал для изучения эволюции языка и письменности эпохи, последовавшей за петровскими реформами. На сегодняшний день в Иркутске выявлено и оцифровано уже 9 таких памятников, пять из них - позавчера.
#эпиграфика@rssdalab #вести_с_полей #Иркутск
Совершенно особенная группа таких памятников находится в Сибири - в Томске, Нерчинске, Новоселенгинске и, как теперь выяснилось - еще и в Иркутске. Иркутские надписи на надгробиях - поздние, они сделаны во второй половине XVIII века и выполнены уже гражданским шрифтом, содержащим, однако, ряд архаических элементов - титла, выведенные из употребления графемы, выносные буквы. Буквенной цифири уже нет, но в некоторых случаях даты арабскими цифрами указываются от сотворения мира. Иногда резчики, имитируя древнее письмо, забавно злоупотребляли архаизацией и вставляли архаично выглядящие буквы “где надо и где не надо”.
Надписи этого периода - прекрасный материал для изучения эволюции языка и письменности эпохи, последовавшей за петровскими реформами. На сегодняшний день в Иркутске выявлено и оцифровано уже 9 таких памятников, пять из них - позавчера.
#эпиграфика@rssdalab #вести_с_полей #Иркутск
❤16👍8🔥6❤🔥2