This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
🔍 Работы на Старом кладбище в Таганроге
Команда RSSDA провела насыщенные дни в Таганроге! 📸 Мы снимали надгробия XIX-XX вв. с несколькими целями: на части из них есть надписи, однако из-за их плохой сохранности чтение текста затруднительно — и тут на помощь приходят методы трехмерного моделирования, другие памятники ждут своей очереди на реставрацию, а что, как не детальная 3D модель, поможет провести все необходимые обмеры и составить реставрационный проект. Всего мы задокументировали 10 надгробных памятников, модели которых уже находятся в процессе создания.
Освещение оказалось сложным, но благодаря Елене Алексеенко, смотрителю Старого Таганрогского кладбища, была организована необходимая помощь и затенение. 🙌 Елена отлично подготовила объекты — без неё они всё ещё были бы в снегу и льду.
Перед отъездом Миша Дынин поделился с нашими таганрогскими коллегами особенностями обработки трёхмерных моделей. 🏛 🗿
Благодарим всех, кто помогал нам в этом интересном и важном проекте! 💪
#RSSDA #Археология #3Dмодели #Таганрог #Фотограмметрия
Команда RSSDA провела насыщенные дни в Таганроге! 📸 Мы снимали надгробия XIX-XX вв. с несколькими целями: на части из них есть надписи, однако из-за их плохой сохранности чтение текста затруднительно — и тут на помощь приходят методы трехмерного моделирования, другие памятники ждут своей очереди на реставрацию, а что, как не детальная 3D модель, поможет провести все необходимые обмеры и составить реставрационный проект. Всего мы задокументировали 10 надгробных памятников, модели которых уже находятся в процессе создания.
Освещение оказалось сложным, но благодаря Елене Алексеенко, смотрителю Старого Таганрогского кладбища, была организована необходимая помощь и затенение. 🙌 Елена отлично подготовила объекты — без неё они всё ещё были бы в снегу и льду.
Перед отъездом Миша Дынин поделился с нашими таганрогскими коллегами особенностями обработки трёхмерных моделей. 🏛 🗿
Благодарим всех, кто помогал нам в этом интересном и важном проекте! 💪
#RSSDA #Археология #3Dмодели #Таганрог #Фотограмметрия
🔥11❤4👏3
🧐 Как учёные за камнями следили
В 2017, 2018, 2019 и 2021 годах мы пристально следили за сикачи-алянскими петроглифами. Причиной стала дискуссия в историографии Сикачи-Аляна о движении валунов с петроглифами. При сравнении глазомерных чертежей А.П. Окладникова (сделавшего первую полную публикацию этого памятника) и топографических планов 2003 г., было даже мнение, что они перемещаются вверх по течению реки.
Для решения этой проблемы мы в течение нескольких лет проводили мониторинг с БПЛА, а затем сравнивали между собой цифровые модели рельефа, чтобы выявить изменения в рельефе памятника. После наблюдений за памятником в течение многих лет стало ясно, что в 2017-2019 годах ни один из камней не был перемещён льдом или паводками. Лишь отдельные валуны сдвинулись на небольшие расстояния. Но в 2020-2021 годах мы наблюдали более значительные движения. Несколько валунов сдвинулось на 40 см, а некоторые даже немного повернулись. Однако перемещения вверх по течению зафиксированы не были, что подтвердило ошибочность предыдущих выводов.🔍
Подробнее:
https://aurockart.ru/monitoring/
#RSSDA #Археология #мониторинг #наскальноеискусство
В 2017, 2018, 2019 и 2021 годах мы пристально следили за сикачи-алянскими петроглифами. Причиной стала дискуссия в историографии Сикачи-Аляна о движении валунов с петроглифами. При сравнении глазомерных чертежей А.П. Окладникова (сделавшего первую полную публикацию этого памятника) и топографических планов 2003 г., было даже мнение, что они перемещаются вверх по течению реки.
Для решения этой проблемы мы в течение нескольких лет проводили мониторинг с БПЛА, а затем сравнивали между собой цифровые модели рельефа, чтобы выявить изменения в рельефе памятника. После наблюдений за памятником в течение многих лет стало ясно, что в 2017-2019 годах ни один из камней не был перемещён льдом или паводками. Лишь отдельные валуны сдвинулись на небольшие расстояния. Но в 2020-2021 годах мы наблюдали более значительные движения. Несколько валунов сдвинулось на 40 см, а некоторые даже немного повернулись. Однако перемещения вверх по течению зафиксированы не были, что подтвердило ошибочность предыдущих выводов.🔍
Подробнее:
https://aurockart.ru/monitoring/
#RSSDA #Археология #мониторинг #наскальноеискусство
Петроглифы Нижнего Амура и Уссури
Мониторинг
Плавающие камни Сикачи-Аляна Объективный мониторинг Упоминания о перемещении камней с петроглифами под воздействием естестенных процессов — воздействия паводков и ледоходов — являются…
🔥13❤6👍2
Каждый год на Пегтымеле мы открываем все новые петроглифы – изображения северных оленей, морских животных и людей, выбитые в скалах. Совместными усилиями с Центром палеоискусства ИА РАН мы создаём цифровой образ памятника.
Пегтымельские петроглифы - самый северный памятник наскального искусства Азии и один из самых северных в России. Это огромный памятник, состоящий из трёх отдельных местонахождений, насчитывает более 500 поверхностей с петроглифами. С 2021 по 2024 года мы провели в тундре три сезона и собрали террабайты данных с памятника.
О том, как была открыта традиция наскального искусства древних зверобоев Чукотки, о новых методах и данных, которые мы получили в ходе полевых работ по гранту Русского географического общества в 2024 году, расскажут Елена Леванова и Юрий Свойский 20 марта 2025 года в 19:00.
Зарегистрироваться
#RSSDA #Пегтымель
Источник
Пегтымельские петроглифы - самый северный памятник наскального искусства Азии и один из самых северных в России. Это огромный памятник, состоящий из трёх отдельных местонахождений, насчитывает более 500 поверхностей с петроглифами. С 2021 по 2024 года мы провели в тундре три сезона и собрали террабайты данных с памятника.
О том, как была открыта традиция наскального искусства древних зверобоев Чукотки, о новых методах и данных, которые мы получили в ходе полевых работ по гранту Русского географического общества в 2024 году, расскажут Елена Леванова и Юрий Свойский 20 марта 2025 года в 19:00.
Зарегистрироваться
#RSSDA #Пегтымель
Источник
🔥11👍5❤3✍1👾1
Наша лекция про Пегтымельские петроглифы
20 марта мы провели лекцию в Музее Востока, посвященную петроглифам Пегтымеля. Сколько тайн, сколько загадок, и никаких ответов! Пегтымельские местонахождения - вероятно самые изолированные местонахождения наскального искусства в мире. Ближайшие петроглифы находятся в двух тысячах километрах и не имеют с пегтымельскими ничего общего.
Кто и когда оставил эти материальные свидетельства духовной культуры? И что же изображали древние художники? Некоторые животные и сцены явно узнаваемы: олени, лоси, лисы, волки, собаки, люди в лодках. Почему-то нет на скалах ни моржа, ни евражки - местного суслика. Но самую большую загадку представляют женские фигуры с грибовидным завершением на голове. Что это: прическа, головной убор или свидетельства чукотского культа мухомора - можно только строить гипотезы.
Петроглифы Пегтымеля подвергаются природным факторам разрушения. Именно поэтому необходимо как можно точнее задокументировать этот памятник. Юрий Свойский рассказал о методах цифрового документирования и картографирования, о промежуточных результатах экспедиции. А кроме этого, Дмитрий Павлов поделился со зрителями коротким выступлением о том, как археологи работают с трёхмерными моделями наскальных изображений, чтобы выявлять последовательность нанесения фигур и приблизиться к пониманию происхождения памятников наскального искусства.
Чтобы глубже окунуться в тему чукотских петроглифов, рекомендуем посмотреть:
- ФИЛЬМ
- Виртуальный тур
#RSSDA #Пегтымель
20 марта мы провели лекцию в Музее Востока, посвященную петроглифам Пегтымеля. Сколько тайн, сколько загадок, и никаких ответов! Пегтымельские местонахождения - вероятно самые изолированные местонахождения наскального искусства в мире. Ближайшие петроглифы находятся в двух тысячах километрах и не имеют с пегтымельскими ничего общего.
Кто и когда оставил эти материальные свидетельства духовной культуры? И что же изображали древние художники? Некоторые животные и сцены явно узнаваемы: олени, лоси, лисы, волки, собаки, люди в лодках. Почему-то нет на скалах ни моржа, ни евражки - местного суслика. Но самую большую загадку представляют женские фигуры с грибовидным завершением на голове. Что это: прическа, головной убор или свидетельства чукотского культа мухомора - можно только строить гипотезы.
Петроглифы Пегтымеля подвергаются природным факторам разрушения. Именно поэтому необходимо как можно точнее задокументировать этот памятник. Юрий Свойский рассказал о методах цифрового документирования и картографирования, о промежуточных результатах экспедиции. А кроме этого, Дмитрий Павлов поделился со зрителями коротким выступлением о том, как археологи работают с трёхмерными моделями наскальных изображений, чтобы выявлять последовательность нанесения фигур и приблизиться к пониманию происхождения памятников наскального искусства.
Чтобы глубже окунуться в тему чукотских петроглифов, рекомендуем посмотреть:
- ФИЛЬМ
- Виртуальный тур
#RSSDA #Пегтымель
🔥13👍3👏1👾1
21 марта Анна Зиганшина и Михаил Дынин выступили в Центре популяризации науки Станислава Дробышевского с лекцией о документировании средневековой русской эпиграфики. Зрители узнали о многообразии памятников старорусской письменности, о современных методиках её изучения и документирования, о той информации, которую несёт нам эпиграфика, и о сохранении этого уникального культурного наследия Московской Руси.
Запись лекции есть в вк:
https://vk.com/video-25011561_456240388?list=ln-UcTczzJOJzJnM4Lap7
#RSSDA #Дробышевский
Запись лекции есть в вк:
https://vk.com/video-25011561_456240388?list=ln-UcTczzJOJzJnM4Lap7
#RSSDA #Дробышевский
🔥12❤2👏2
Анонс лекции «Наскальное искусство Капских гор в объективе российских исследователей»
Мы уже рассказывали, что в январе 2025 года состоялась «научная экспедиция общественного движения популяризации науки «Проекты Станислава Дробышевского» в ЮАР» (руководитель экспедиции Станислав Владимирович Дробышевский). Российские исследователи отправились в путешествие в поисках наскального искусства Южной Африки.
Целью экспедиции была разведка памятников наскального искусства культуры Сан (преимущественно рисунки в гротах и на открытых скальных поверхностях) и их цифровое документирование. Десять тысяч фоточек под вопли бабуинов, запечатлевшие красочные образы аборигенов. Приходите, будет не только познавательно, но и красиво!
Лекция состоится 02 апреля 2025 г. в 19:00 в Московском лектории РГО Адрес: Новая пл., д. 10, стр. 2
Для посещения обязательна предварительная запись.
Зарегистрироваться
Вход бесплатный — по списку и документу, удостоверяющему личность.
Ссылка на онлайн-трансляцию появится позже.
Мы уже рассказывали, что в январе 2025 года состоялась «научная экспедиция общественного движения популяризации науки «Проекты Станислава Дробышевского» в ЮАР» (руководитель экспедиции Станислав Владимирович Дробышевский). Российские исследователи отправились в путешествие в поисках наскального искусства Южной Африки.
Целью экспедиции была разведка памятников наскального искусства культуры Сан (преимущественно рисунки в гротах и на открытых скальных поверхностях) и их цифровое документирование. Десять тысяч фоточек под вопли бабуинов, запечатлевшие красочные образы аборигенов. Приходите, будет не только познавательно, но и красиво!
Лекция состоится 02 апреля 2025 г. в 19:00 в Московском лектории РГО Адрес: Новая пл., д. 10, стр. 2
Для посещения обязательна предварительная запись.
Зарегистрироваться
Вход бесплатный — по списку и документу, удостоверяющему личность.
Ссылка на онлайн-трансляцию появится позже.
❤8👏2👍1
Лаборатория RSSDA
Анонс лекции «Наскальное искусство Капских гор в объективе российских исследователей» Мы уже рассказывали, что в январе 2025 года состоялась «научная экспедиция общественного движения популяризации науки «Проекты Станислава Дробышевского» в ЮАР» (руководитель…
Началась трансляция нашей лекции в РГО
https://vk.com/wall-27130517_2950
https://vk.com/wall-27130517_2950
VK
Московский лекторий РГО. Пост со стены.
Трансляция лекции Елены Левановой, Юрия Свойского, Екатерины Романенко о наскальной живописи ЮАР - с... Смотрите полностью ВКонтакте.
🔥8
ИА РАН опубликовал тезисы участников VIII конференции молодых ученых «Новые материалы и методы археологического исследования: территории и границы в археологическом измерении». Предлагаем вам ознакомиться с тезисами нашего сотрудника, Павлова Дмитрия, посвящённые пространственному анализу памятников наскального искусства Яманка I, II (Карачаево-Черкесская республика).
🔥12🙏1
Лаборатория RSSDA
ИА РАН опубликовал тезисы участников VIII конференции молодых ученых «Новые материалы и методы археологического исследования: территории и границы в археологическом измерении». Предлагаем вам ознакомиться с тезисами нашего сотрудника, Павлова Дмитрия, посвящённые…
2025_Тезисы_КМУ_VIII.pdf
568.5 KB
❤7🔥1
Работы на Нижнем Амуре
Мы вернулись из крошечного милого села Сикачи-Алян. В этом году погода на Амуре была совсем против нас, река затопила большую часть личин🗿, а постоянные дожди привели к тому, что из 5 дней работ у нас получилось выйти на памятник лишь трижды. Но результаты есть: мы мы пересняли в большей детальности ряд изображений на Кие, сняли большое панно на Сикачи-Алян III (которое упоминается у А.П. Окладникова как часть камня 84), а также задокументировали новое местонахождение Сикачи-Алян VII, обнаруженное в прошлом году Е.В. Черниковым (про него мы уже пишем отдельную статью)
Подробнее о петроглифах Нижнего Амура: https://aurockart.ru/
Мы вернулись из крошечного милого села Сикачи-Алян. В этом году погода на Амуре была совсем против нас, река затопила большую часть личин🗿, а постоянные дожди привели к тому, что из 5 дней работ у нас получилось выйти на памятник лишь трижды. Но результаты есть: мы мы пересняли в большей детальности ряд изображений на Кие, сняли большое панно на Сикачи-Алян III (которое упоминается у А.П. Окладникова как часть камня 84), а также задокументировали новое местонахождение Сикачи-Алян VII, обнаруженное в прошлом году Е.В. Черниковым (про него мы уже пишем отдельную статью)
Подробнее о петроглифах Нижнего Амура: https://aurockart.ru/
🔥13❤3👍3
Только что наши сотрудники Михаил Дынин и Юрий Свойский на конференции "Эпиграфика и Эстампажи" прочитали доклад, который был посвящён документированию эстампажей греческих надписей из Апамеи Киботос методом фотограмметрии. Пока мы пишем об этом полноценную статью, вот вам длиннопост о проблеме👇
🔥11👏3🥰2
❓Что такое эстампаж?
Это техника оттиска рельефных изображений и надписей на бумагу, которая даёт возможность зафиксировать негатив с рельефа. За время исследования эпиграфики в музейных фондах по всему миру накопились тысячи эстампажей самых разных древних надписей, которые надо как-то оцифровать. Какие есть методы решения:
Это техника оттиска рельефных изображений и надписей на бумагу, которая даёт возможность зафиксировать негатив с рельефа. За время исследования эпиграфики в музейных фондах по всему миру накопились тысячи эстампажей самых разных древних надписей, которые надо как-то оцифровать. Какие есть методы решения:
🤔8🔥2
Shape from Shading (SFS) - использует информацию о том, как свет на фотографии отражается от объекта, чтобы определить его трехмерную геометрию. Эстампажи дважды снимаются с помощью планшетного сканера, при втором сканировании лист поворачивается на 90 градусов, за счет чего на сканах получается разное направление освещения. Затем результат объединяется в трехмерную модель (в специальном ПО). Дальше надпись читается либо по самой модели, с возможностью управления светом, либо по таким визуализациям модели как матрица высот и карта нормалей.
В качестве преимущества методики выделяются сравнительная ценовая доступность необходимого оборудования и скорость техпроцесса – порядка 15 минут. Однако, отсканировать эстампажи большого размера этим методом нельзя. А ограничение сканеров по детальности не позволяет оцифровать надписи тонкой резьбы (например, граффити).
В качестве преимущества методики выделяются сравнительная ценовая доступность необходимого оборудования и скорость техпроцесса – порядка 15 минут. Однако, отсканировать эстампажи большого размера этим методом нельзя. А ограничение сканеров по детальности не позволяет оцифровать надписи тонкой резьбы (например, граффити).
🔥4👍2
(RTI) - трехмерная визуализация, которая создается с помощью серии фотографий из одного положения камеры при освещении под разными углами. Для создания серии фотоснимков с равномерным расстоянием между углами освещения конструируется своеобразный «купол», в верхней точке которого фиксируется камера, а на трех уровнях ниже – осветители. Процесс фотосъемки автоматизирован и включает в себя 32 кадра, которые затем объединяются в трехмерную модель, которая позволяет создавать такие визуализации как карта нормалей. Скорость процесса у этого метода – в пределах 40 минут.
Однако, и тут есть ряд проблем:
Фотографирование из одной точки может привести к искажению геометрии модели, в особенности на краях эстампажа, а детальность модели уменьшается от центра к краям эстампажа. Кроме того, конструкция купола не позволяет так же легко проводить фотосъемку тех эстампажей, диагональ которых превышает 60 см.
Однако, и тут есть ряд проблем:
Фотографирование из одной точки может привести к искажению геометрии модели, в особенности на краях эстампажа, а детальность модели уменьшается от центра к краям эстампажа. Кроме того, конструкция купола не позволяет так же легко проводить фотосъемку тех эстампажей, диагональ которых превышает 60 см.
❤7🔥1
Сканирование структурированным светом - технология, основанная на сочетании фотограмметрической съемки с помощью нескольких камер одновременно и проецирования на поверхность сканируемого объекта серии световых линий, искажение которых при взаимодействии с поверхностью объекта и фиксируют камеры. Этот подход позволяет получить в идеальных условиях неплохую детальность моделей, однако имеет ряд проблем, таких как невысокое разрешение встроенных в сканер камер и зависимость точности сканирования от окружающего освещения.
❤7🔥1😱1
Фотограмметрия - способ трехмерного моделирования, при котором получение информации о пространственных координатах объекта происходит на основании общих точек на ряде фотографий, сделанных с разных ракурсов. Этот подход был опробован нами на коллекции эстампажей надписей из Апамеи Киботос. Чтобы максимально наглядно визуализировать надпись, модели были дополнительно обработаны с помощью математического алгоритма. Как известно, существует большое количество алгоритмов, преобразовывающих поверхность модели, тем самым проявляя ее рельеф. На наш взгляд, одним из наиболее удачных является алгоритм мультимасштабного интегрального инварианта (MSII), который рассчитывает кривизну поверхности модели через вписанные в каждый узел модели сферы с заданным радиусом. Затем эти значения кривизны можно визуализировать множеством способов.
❤6👍2🔥1😱1😎1
В рамках проекта «Свод русских надписей» сотрудники Лаборатории продолжают документировать старорусские надписи в Москве. В этот раз мы проводили фотосъемку надгробий XVI-XVII вв. в Донском монастыре, отсняв за два полевых выхода в общей сложности более 30 плит.
Благодарим студентов РГГУ и ПСТГУ за помощь при документировании!
Благодарим студентов РГГУ и ПСТГУ за помощь при документировании!
❤11🔥8❤🔥2