Русский шаффл – Telegram
Русский шаффл
43.9K subscribers
1.48K photos
463 videos
2 files
2.44K links
Музыкальный критик Олег Кармунин. @obs23

https://knd.gov.ru/license?id=676557d56aa9672b96f7ea9d&registryType=bloggersPermission
Download Telegram
Ловушка микрорайона — это когда тебе не надо выезжать в центр города. Например, если ты работаешь продавцом. Или, если ты школьник.

Нас окружали пустыри и грузовики со строительным мусором. На пустырях возникали новые дома и магазины "Пятерочка". Чтобы быстрее попасть в магазин, нужно перейти дорогу в неположенном месте.

Мы так делали.

В шесть утра трамваи шли из депо и ужасно скулили колесами на повороте. Это значит, скоро вставать. Взрослым — стоять в очереди в маршрутку, толкаться, чтобы первым сесть в вагоне метро. Мне — идти по дороге из одного двора в другой. Два светофора, потом срезать через детский сад и пройти по футбольному полю.

Все дороги микрорайона прямые и голые. Тротуар окружают коричневые дома и урны. Деревьев нет. В ушах — затычки с музыкой, так интереснее ходить.

У метро было все. Вещевой рынок, игровые автоматы, и хаотично разбросанные фанерные павильоны с барахлом. В одном из таких я купил альбом группы Linkin Park, пиратский, за 59 рублей. Перед покупкой нужно всегда проверять лазерный диск на царапины, а то мало ли.

Я принес его домой и включил — первая песня была Papercut:
https://www.youtube.com/watch?v=vjVkXlxsO8Q
Невиди́мка (ударение на и́) — это группа, состоящая из серьезного бородача и упоротого человека в белом пальто. Если бы они пели вдвоем, то стали бы Die Antwoord из спального района города Кургана. Звучит их музыка так, словно на рейверской вечеринке запел пьяный звукорежиссер.

Вершина творчества невиди́мки — песня "карнавалка" в содружестве с Аудиопреступлением. Это философское произведение с пульсирующим битом звучит, как спарринг "Сектора Газа" и "Ласкового мая".

"карнавалка нас с тобой здесь свела
я запомню это лето навсегда", — поет гнусавый человек.

Затем звучит божественное соло из космоса.

Мне кажется, именно так и выглядят настоящие хиты.

Карнавалка
https://www.youtube.com/watch?v=FW5mR1XIcoE

Клип "Полная луна" — смотреть обязательно
https://www.youtube.com/watch?v=45I8H2CXT2A

Группа Вк
https://vk.com/nevidimkadimka
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Группа Невиди́мка в полном составе
Что можно сделать на деньги иностранного фонда? Раньше — много чего. В 2005 году лидер группы "Аукцыон" Леонид Федоров и композитор-минималист Владимир Мартынов написали оперу про Усама Бин Ладена. Называлась она "Бин Ладен, святой Франциск и конец времени композиторов". Оплачивал музыку Фонд Форда.

Сыграть хотели прямо в Концертном зале им. Чайковского. Но потом зассали и концерт отменили "по техническим причинам". Произведение было довольно радикальным по музыке и содержанию. Вот, к примеру, текст песни главной композиции оперы:

"Хуй на ны и хуй на ладан.
… Хуе морген, хуе Ладен,
Не boy ist — лупи по латам.
Небо исть — вставай, как Лазарь,
Не пизди — ты не вдов ладом."

Любопытно, что из журналистов 2005 года ни один не написал, какого хера про Бен Ладена делают целую оперу. Художники, очевидно, хотели сделать скандальную акцию и прославиться, но российского журналиста не прошибешь сенсацией. Культурные обзоры 2005 года сегодня читаются так: "Музыкант засунул себе в жопу черенок от лопаты и сыграл на флейте две пьесы. Играл плохо — во второй части сфальшивил. Это напомнило мне альбом группы The Shaggs 1968 года".

Спустя десять лет деятельность Фонда Форда была признана нежелательной на территории Российской федерации.
Писать про музыку. Писать о том, как писать про музыку. Читать анализ того, как не надо писать про музыку.

Как это все надоело.

MTV запускает сайт и ищет мастеров слова. По итогам конкурса выяснилось, что мастеров слова нет. Все пишут плохо — по тем или иным причинам.

http://maximilyahov.ru/blog/all/mtv-text/

Культ писательства про музыку придумали в старых музыкальных журналах. Там оплачивалось каждое слово, поэтому критики старались писать побольше. Они городили какую-то порнографию из эпитетов, названий жанров и музыкальных терминов. Этот бред читали дети, которые мечтали вырасти и писать так же сложно (им казалось "круто"). Так в модных изданиях появились словосочетания "солнечная балеарика" и "странные аналоговые аномалии".

Нет никаких сил. Вся современная музыкальная критика — это оттягивание кота за хвост. Это перекатывание слюны во рту и расписывание на три абзаца того, что в комментариях не нуждается.

Совершенно похуй, как вы пишете. Пишите как угодно. Правил не существует. Хоть с ошибками и без запятых.

Главное — другое. Вам есть, что сказать? Вы знаете интересную историю? Вы бы рассказали эту историю своему другу? Вы бы дали послушать эту музыку своему коллеге?

Я бы организовал именно такой конкурс. Конкурс не сраных писателей, которые ковыряются гусиным пером в носу, а людей, которые знают клевые вещи и готовы ими поделиться.

Канал "Русский шаффл" на две недели уходит в отпуск, посты будут появляться реже. Пишите свои интересные истории про русскую музыку сюда: @obs23
"Видеоклип посмотрели более 100 миллионов раз. В нем Сергей Шнуров показывает правду, о которой не говорят кремлевские СМИ. Это история девушки, которая отчаянно влюбилась в Запад. На ее стене висит постер Виктории Бэкхем. На протяжении клипа девушка пытается найти все шмотки, которые носит Бэкхем, чтобы выглядеть как настоящая западная чика. Ей это удается, но все рушится. Героиня спотыкается и падает лицом на пол. А красавец-ухажер, тем временем, звонит в дверь.

Девушка в видеоклипе олицетворяет Россию. Шнуров показывает страну, которая пыталась влезть в западные шмотки и пойти на свидание с цивилизованным миром".

Музыкальная аналитика от журнала The Economist:
https://www.facebook.com/TheEconomist/videos/10155669445899060/
Lucidvox — это мощнейшие девчонки, которые играют пост-панк вперемешку с фолком. Делают они это как будто в формате джема, ведь рецепт классной психоделики — это просто собраться и играть. Подмигивать друг другу и понимать друг друга по взгляду и наклону головы.

Музыка Lucidvox льется, как вода. Моя самая любимая песня — "Время прочь". Я давно не слышал такой крутейшей сыгранности. На протяжении трека нарастает темп, бас гитара хлещет по щщам, все кругом ноет и деребезжит, зрачки расширяются.

"Время идет, свое берет. Раз два, раз два", — поет певица. На слове "два" возникает эхо и мы слышим: "ва ва ва ва".

Офигеть.
https://www.youtube.com/watch?v=5zr_sf-s-p8

Группа ВК
https://vk.com/lucidvox
Послушайте альбом моего друга, музыканта из Новосибирска, пишущего под псевдонимом ФДЕЛИО. Не буду скрывать, именно так должна звучать крутая электронная музыка из России:

Внутри альбома семплы хитов 1990-х, классический рейв, ботинки на платформе, кровь на танцполе и трагическое слоутемпо о гибели Виктора Цоя. Так бы звучала программа "Намедни-95", если бы была музыкой.

ФДЕЛИО это экстракт ностальгии, полученный из размагниченной пленки. Если бы у меня был семплер, я бы наверное делал что-то в таком же духе. Брал старое, знакомое русскому уху, препарировал бы на составные части и пересобирал. Мне кажется, это единственный художественный метод, который сегодня работает безотказно.

Слушать альбом ВК:
https://vk.com/wall-61039469_33

Танцующее поколение - ваш новый рейв-гимн
https://www.youtube.com/watch?v=QnYIBBnnlnM
Сергей Шнуров начинал карьеру вместе с Дмитрием Нагиевым, Бачинским и Стиллавиным. Все они работали на питерской радиостанции "Модерн", где Шнуров был пиар-менеджером. Он редко ходил на работу, так как писал альбом "Мат без электричества". История умалчивает, чем конкретно занимался Шнуров и как он пиарил радиостанцию. Есть данные, что он нарисовал логотип.

Зато известно, что он довольно ловко использовал свое служебное положение, притаскивая новые песни "Ленинграда" в эфир. Так группировка получила свою первую широкую аудиторию.

Нагиев вместе с Сергеем Ростом (он тоже с "Модерна") тогда делали ситком "Осторожно, модерн!". Сценарии выпусков писала Анна Пармас, ныне известная как режиссер клипа про лабутены.

В общем, питерский мир тесен. Послушайте вот Шнурова в гостях у Бачинского и Стиллавина, ностальгический эфир:
https://www.youtube.com/watch?v=3J5XqalhsGM

И подписывайтесь на @dobroeutrovietnam.
"Доброе утро, Вьетнам" - это отличный канал Нарека Арутюнянца, ведущего Радио Jazz, музыканта и диджея. Мемесы, интересные наблюдения, качественная музыка, и богемные повествования о жизни. Классика телеграм-контента прямо здесь.
"Русский шаффл" возвращается из отпуска.

До отпуска я попросил читателей присылать интересные истории про русскую музыку.

Очень рад, что некоторые откликнулись. Вот, например, прекрасная история про Андрея Макаревича:

http://telegra.ph/Istoriya-pro-Andreya-Makarevicha-ot-chitatelya-08-14

Начинаем второй сезон.
Группа "Мы" это новый московский бит. Он звучит глухо, как будто заложило уши после клуба. В поп-музыке неважно о чем петь, вот вы и не услышите, о чем поет группа "Мы". Главное — не тексты. Главное — настроение.

Молодые люди выходят из промзоны, жмутся в предрассветном морозе, курят и молчат в ожидании такси. Мимо проезжает поливальная машина и слегка обдает щиколотки.

Ваш водитель — Рамазан.

За окном бетонный город, который еще не скоро проснется. Ведь воскресенье.

Примерно в таком антураже стоит слушать некоторые песни группы "Мы".

Например, песню "Навсегда". Звучит она, как если бы Иван Дорн стеснялся петь. Отлично.
https://www.youtube.com/watch?v=vkwIJJh41NM

Группа ВК
https://vk.com/iqw_music
У музыканта есть два пути.

Первый — делать простые вещи. Писать несложную музыку и ясные тексты. Так, чтобы одинаково быстро вкуривали таксист-гастарбайтер и студент МИФИ. Народный артист поет про чувства. "Детка, ты пахнешь, как космос".

Второй путь — писать замороченное говно. Выступать на сложных щщах. Цитировать Бодлера, Маркса и Лакана. Пиарить себя, как первопроходца нового жанра. Понтоваться. Выпускать концептуальные альбомы.

Первый путь гораздо сложнее, чем второй. Потому что нет ничего более сложного, чем делать простые вещи. И нет ничего более глупого, чем писать концептуальный альбом.

Концептуальный альбом — это худшее, что случалось с музыкой. Его придумали пафосные рокеры-шестидесятники, когда узнали, что выступать на сцене можно не только в пиджаке. В 1965 году это было новостью.

В музыке, оказывается, можно делать все что угодно! Пилить 12-минутное гитарное соло, трясти хайром, кидать в толпу разноцветную рубашку-сеточку. "Мы — свободные художники, и мы творим искусство", — решили музыканты. И начали писать симфонии с сюжетом, написанным под ЛСД. Симфонии объединялись в дилогии и квадралогии. Фанаты пытались расшифровывать таинственные послания, но не могли, потому что тоже были под наркотой. К счастью, пир духа длился всего лет шесть. К 1971 году многие музыканты умерли, а народ перешел на диско. Сейчас концептуальный альбом записывают только маргиналы и школьники.

Концептуальный альбом это 5D кинотеатр. Аттракцион для люмпенов. Литература для тех, кто не умеет читать. Заниженная тонированная "девятка". Ашан-байк.

Гнойный победил Оксимирона, потому что у него нет концептуального альбома.
В 1996 году провинциальные диджеи Алексей Потехин и Сергей Жуков создают группу "Руки вверх". Они пишут музыку вдвоем, живут по-братски, делят койку и мечтают взорвать шоу-бизнес.

Когда взорвали, Алексей Потехин очень радовался. Он прыгал перед синтезатором и вскидывал руки, как настоящая рок-звезда. Давал интервью, убегал от бешеных фанаток и позировал для журналов. Он наслаждался жизнью популярного артиста.

Сергею Жукову было недостаточно "Рук вверх". Он начал мутить бизнес.

Вот краткий список проектов Жукова: кондитерская Cupcake Story, частный детский сад "Икс-Кидз", сервис для арендаторов квартир "ТутНайдут", магазин "Товары из прошлого", сервис "БериДари", каталог легальной музыки mp3.ru. Ну и наконец, бренд "Руки вверх!". Про него пишет Форбс и Репаблик.

Алексей Потехин ушел от Жукова и организовал группу "Поднимаем Руки Вверх!". С этой группой он выступает на поселковых дискотеках, исполняя старые песни для отдыхающих и алкоголиков. Потехин дает унизительные интервью о том, что "слава ему никогда не была интересна" и пытается убедить корреспондента, что "ему и так нормально".

Любопытно, что во всех клипах "Рук вверх", где есть главный герой и злодей, хорошего парня играет Жуков, а плохого — Потехин. В этом есть какой-то кармический знак.

Нечего было отбивать девчонку у простого пацана, студент.
https://www.youtube.com/watch?v=tIC2YV7SPXk
Когда я говорил, что русским музыкантам надо припасть к корням, а не копировать запад, я имел в виду что-то типа группы Громыка. Мужик с накрашенными бровями косит под Шаляпина и зычно поет психоделический панк — офигеть!

Текст моей любимой песни такой:

"Говорил я вам!
Не прислушались!
Так и получилось!
Так и получилось,
Как говорил я вам"

Мир Громыки — это СССР, который не распался и дожил до 2017 года. По Красной площади маршируют пионеры со смартфонами "Электроника-8С", стиляги выходят из рюмочной на патриарших прудах и слушают The Kinks на магнитофоне, влюбленные пары пилят фотки в инстаграм на фоне Дворца советов, школьники выходят из "Детского мира" с мороженым "Лакомка" за 28 копеек, по телевизору рассказывают, что Америка — наш враг.

Да здравствует Великая октябрьская социалистическая революция!
https://www.youtube.com/watch?v=V1noby9YOq8
Михаил "третье сентября" Шуфутинский в свое время был начальником Кипелова и Расторгуева. Он руководил ансамблем "Лейся, песня", куда входили будущие лидеры "Любэ" и "Арии". У Кипелова был псевдоним Мальчик, а у Расторгуева Киллис. Сначала группа "Лейся, песня" пела какие-то одухотворенные песни про колосящуюся рожь, день победы и зеленые глаза. С приходом Шуфутинского началась оттепель: было решено скопировать западный жанр "новая волна".

Ансамбль "Лейся, песня" начал исполнять песни, которым больше подошло бы название "Скрежещуют гитары" или "Чпонькают синтезаторы".

Вот хороший пример — песня про каратэ.
https://www.youtube.com/watch?v=ai91kaabzP8

"Даже юным девушкам каратэ и тем уже нужен, пропускают лекции посещают секции дружно".

Под эту песню в городе Брежнев пацаны дрались стенка на стенку.

А ты с какого микрорайона?
Я не понимаю почему, но самый популярный формат в российской музыке — парень плюс девушка. Он пишет электронную музыку, она — поэтесса и певица.

Именно такая группа AИГЕЛ. Это очень утонченные ребята, будьте с ними поосторожнее плиз.

Моя любимая их песня — "Царапки" про истерические отношения между мужчиной и женщиной. Либо между женщиной и котом, я не очень понял. Женщина обижается на героя, который "нанес ей царапки". Сексуально-сосочно она произносит свой коварный план по отмщению, снова и снова вспоминая эпизод, когда царапки были ей нанесены. Эту песню постоянно хочется выключить, но не получается — гипнозирует.

Это какой-то новый уровень русской поэзии, я серьезно.

Музыка состоит из пуков и щелчков, но звучит отлично. Ее автор участвовал в проектах "Елочные игрушки" и "2h company", если вы помните такие. Он умеет накручивать электронику.

Царапки
https://www.youtube.com/watch?v=2Xl6aVj4QzY

Группа ВК
https://vk.com/aigelmusic
Поклонская передала привет Enjoykin и снялась в клипе про кораблик. В оригинале "Няш Мяш", как вы помните, прокурор посылала кораблик на Украину. Теперь по-другому: https://youtu.be/A1BWFeyU2Ag
Самая смешная группа на свете — "Божья коровка", исполнители хита про "гранитный камушек в груди". По сюжету песни задрот пытается отговорить девушку от встреч с более успешным парнем. Девушка явно собирается сходить налево, но задрот ноет над ухом:

Ты останешься одна среди берёз,
Ты прольёшь ещё немало горьких слёз.
Он тебя не пожалеет, не простит,
Твоё сердце разобьётся о гранит.

Святая наивность.

Мало кто знает, что много лет спустя "Божья коровка" стала глубоко религиозной группой. Их название заиграло новым смыслом, но песню "Гранитный камушек" не петь нельзя, все-таки единственный хит. Как быть? Лидер группы Владимир Воленко придумал гениальный ход.

Он рассказывает на концертах, что Бог открыл ему новый смысл песни.

По сюжету христианин отговаривает атеиста от встречи с Диаволом. Верующий как бы говорит: "Не греши! Сладок диавольский яд, но ты попадешь в Ад".

— В песне лежит глубокий библейский смысл. Она предупреждает человека, куда ходить не надо, — говорит лидер коллектива.

https://www.youtube.com/watch?v=IzpJqSyjOo8

Кто знает, может быть и песня "Он тебя целует, говорит, что любит" тоже про Дьявола?
Группа "Фивы" — мастера чудовищного гула, от которого трясется пол, звякают фужеры в серванте и вибрирует грудная клетка. Это питерский пост-рок про томный вечер посреди Моря Дождей. Вокалистка поет так, словно читает заклинания. Музыка группы "Фивы" стала бы отличным саундтреком к фильму Андрея Звягинцева.

Осень. Пруд в микрорайоне. Утки.

Пропал ребенок. Красная ленточка на дереве. Гул.

Страшно.

В данный момент группа никому не известна, но уже успела напонтоваться в интервью, называя критику в свой адрес "птичей бранью". Молодцы — так держать!

Возврат
https://www.youtube.com/watch?v=sD2fKQEWqEM

Группа ВК
https://vk.com/fivyfivy
В новом клипе Тимати передает своей бабе письмо о расставании. Там написано "на краю пропости" и "в прочем". https://youtu.be/vnYm_kguurE
10 лет назад все продюсеры считали, что у артиста должна быть легенда. Они брали бездарных сыновей богатых родителей и придумывали им имидж. Недостаточно было просто причесать и переодеть. По законам старого шоубиза нужно было придумать артисту историю, связанную с травмой детства.

Реально вот сидела команда креативщиков и сочиняла какую-то сказку в духе самых помойных женских журналов.

"Она пела свои песни в переходе"
"Он пять лет употреблял тяжелые наркотики"
"Они прошли пешком 500 километров чтобы отнести свои демки продюсеру"

И все в таком духе.

Был такой певец — "Ворон", его раскручивал Максим Фадеев в 2008 году. У парня густо накрашенные глаза в духе субкультуры "эмо", пел он грустные песни про любовь и кровь. Этого пиарщикам было недостаточно.

Почему певец "Ворон" поет грустные песни? Он пережил страшную автокатастрофу, клиническую смерть, познал бренность бытия и после этого стал творить. Так и писали.

"Леонид, начинающий певец, поэт и художник, приглашен в Москву знаменитым продюсером Максом Фадеевым. В разгар съемок своего первого клипа на песню под названием «Я хочу быть с тобой» юноша попадает в аварию и лишается памяти. Теперь все свои переживания Леонид выражает в творчестве: в стихах, рисунках он отражает внутреннее состояние".

Я не знаю, как было на самом деле. Но этот пресс-релиз выглядит отвратительно.

Как хорошо, что сейчас такие пиар-ходы уже не прокатывают.

https://www.youtube.com/watch?v=O7_VC5fDt4U