Русский шаффл – Telegram
Русский шаффл
43.9K subscribers
1.48K photos
463 videos
2 files
2.44K links
Музыкальный критик Олег Кармунин. @obs23

https://knd.gov.ru/license?id=676557d56aa9672b96f7ea9d&registryType=bloggersPermission
Download Telegram
"Русский шаффл" возвращается из отпуска.

До отпуска я попросил читателей присылать интересные истории про русскую музыку.

Очень рад, что некоторые откликнулись. Вот, например, прекрасная история про Андрея Макаревича:

http://telegra.ph/Istoriya-pro-Andreya-Makarevicha-ot-chitatelya-08-14

Начинаем второй сезон.
Группа "Мы" это новый московский бит. Он звучит глухо, как будто заложило уши после клуба. В поп-музыке неважно о чем петь, вот вы и не услышите, о чем поет группа "Мы". Главное — не тексты. Главное — настроение.

Молодые люди выходят из промзоны, жмутся в предрассветном морозе, курят и молчат в ожидании такси. Мимо проезжает поливальная машина и слегка обдает щиколотки.

Ваш водитель — Рамазан.

За окном бетонный город, который еще не скоро проснется. Ведь воскресенье.

Примерно в таком антураже стоит слушать некоторые песни группы "Мы".

Например, песню "Навсегда". Звучит она, как если бы Иван Дорн стеснялся петь. Отлично.
https://www.youtube.com/watch?v=vkwIJJh41NM

Группа ВК
https://vk.com/iqw_music
У музыканта есть два пути.

Первый — делать простые вещи. Писать несложную музыку и ясные тексты. Так, чтобы одинаково быстро вкуривали таксист-гастарбайтер и студент МИФИ. Народный артист поет про чувства. "Детка, ты пахнешь, как космос".

Второй путь — писать замороченное говно. Выступать на сложных щщах. Цитировать Бодлера, Маркса и Лакана. Пиарить себя, как первопроходца нового жанра. Понтоваться. Выпускать концептуальные альбомы.

Первый путь гораздо сложнее, чем второй. Потому что нет ничего более сложного, чем делать простые вещи. И нет ничего более глупого, чем писать концептуальный альбом.

Концептуальный альбом — это худшее, что случалось с музыкой. Его придумали пафосные рокеры-шестидесятники, когда узнали, что выступать на сцене можно не только в пиджаке. В 1965 году это было новостью.

В музыке, оказывается, можно делать все что угодно! Пилить 12-минутное гитарное соло, трясти хайром, кидать в толпу разноцветную рубашку-сеточку. "Мы — свободные художники, и мы творим искусство", — решили музыканты. И начали писать симфонии с сюжетом, написанным под ЛСД. Симфонии объединялись в дилогии и квадралогии. Фанаты пытались расшифровывать таинственные послания, но не могли, потому что тоже были под наркотой. К счастью, пир духа длился всего лет шесть. К 1971 году многие музыканты умерли, а народ перешел на диско. Сейчас концептуальный альбом записывают только маргиналы и школьники.

Концептуальный альбом это 5D кинотеатр. Аттракцион для люмпенов. Литература для тех, кто не умеет читать. Заниженная тонированная "девятка". Ашан-байк.

Гнойный победил Оксимирона, потому что у него нет концептуального альбома.
В 1996 году провинциальные диджеи Алексей Потехин и Сергей Жуков создают группу "Руки вверх". Они пишут музыку вдвоем, живут по-братски, делят койку и мечтают взорвать шоу-бизнес.

Когда взорвали, Алексей Потехин очень радовался. Он прыгал перед синтезатором и вскидывал руки, как настоящая рок-звезда. Давал интервью, убегал от бешеных фанаток и позировал для журналов. Он наслаждался жизнью популярного артиста.

Сергею Жукову было недостаточно "Рук вверх". Он начал мутить бизнес.

Вот краткий список проектов Жукова: кондитерская Cupcake Story, частный детский сад "Икс-Кидз", сервис для арендаторов квартир "ТутНайдут", магазин "Товары из прошлого", сервис "БериДари", каталог легальной музыки mp3.ru. Ну и наконец, бренд "Руки вверх!". Про него пишет Форбс и Репаблик.

Алексей Потехин ушел от Жукова и организовал группу "Поднимаем Руки Вверх!". С этой группой он выступает на поселковых дискотеках, исполняя старые песни для отдыхающих и алкоголиков. Потехин дает унизительные интервью о том, что "слава ему никогда не была интересна" и пытается убедить корреспондента, что "ему и так нормально".

Любопытно, что во всех клипах "Рук вверх", где есть главный герой и злодей, хорошего парня играет Жуков, а плохого — Потехин. В этом есть какой-то кармический знак.

Нечего было отбивать девчонку у простого пацана, студент.
https://www.youtube.com/watch?v=tIC2YV7SPXk
Когда я говорил, что русским музыкантам надо припасть к корням, а не копировать запад, я имел в виду что-то типа группы Громыка. Мужик с накрашенными бровями косит под Шаляпина и зычно поет психоделический панк — офигеть!

Текст моей любимой песни такой:

"Говорил я вам!
Не прислушались!
Так и получилось!
Так и получилось,
Как говорил я вам"

Мир Громыки — это СССР, который не распался и дожил до 2017 года. По Красной площади маршируют пионеры со смартфонами "Электроника-8С", стиляги выходят из рюмочной на патриарших прудах и слушают The Kinks на магнитофоне, влюбленные пары пилят фотки в инстаграм на фоне Дворца советов, школьники выходят из "Детского мира" с мороженым "Лакомка" за 28 копеек, по телевизору рассказывают, что Америка — наш враг.

Да здравствует Великая октябрьская социалистическая революция!
https://www.youtube.com/watch?v=V1noby9YOq8
Михаил "третье сентября" Шуфутинский в свое время был начальником Кипелова и Расторгуева. Он руководил ансамблем "Лейся, песня", куда входили будущие лидеры "Любэ" и "Арии". У Кипелова был псевдоним Мальчик, а у Расторгуева Киллис. Сначала группа "Лейся, песня" пела какие-то одухотворенные песни про колосящуюся рожь, день победы и зеленые глаза. С приходом Шуфутинского началась оттепель: было решено скопировать западный жанр "новая волна".

Ансамбль "Лейся, песня" начал исполнять песни, которым больше подошло бы название "Скрежещуют гитары" или "Чпонькают синтезаторы".

Вот хороший пример — песня про каратэ.
https://www.youtube.com/watch?v=ai91kaabzP8

"Даже юным девушкам каратэ и тем уже нужен, пропускают лекции посещают секции дружно".

Под эту песню в городе Брежнев пацаны дрались стенка на стенку.

А ты с какого микрорайона?
Я не понимаю почему, но самый популярный формат в российской музыке — парень плюс девушка. Он пишет электронную музыку, она — поэтесса и певица.

Именно такая группа AИГЕЛ. Это очень утонченные ребята, будьте с ними поосторожнее плиз.

Моя любимая их песня — "Царапки" про истерические отношения между мужчиной и женщиной. Либо между женщиной и котом, я не очень понял. Женщина обижается на героя, который "нанес ей царапки". Сексуально-сосочно она произносит свой коварный план по отмщению, снова и снова вспоминая эпизод, когда царапки были ей нанесены. Эту песню постоянно хочется выключить, но не получается — гипнозирует.

Это какой-то новый уровень русской поэзии, я серьезно.

Музыка состоит из пуков и щелчков, но звучит отлично. Ее автор участвовал в проектах "Елочные игрушки" и "2h company", если вы помните такие. Он умеет накручивать электронику.

Царапки
https://www.youtube.com/watch?v=2Xl6aVj4QzY

Группа ВК
https://vk.com/aigelmusic
Поклонская передала привет Enjoykin и снялась в клипе про кораблик. В оригинале "Няш Мяш", как вы помните, прокурор посылала кораблик на Украину. Теперь по-другому: https://youtu.be/A1BWFeyU2Ag
Самая смешная группа на свете — "Божья коровка", исполнители хита про "гранитный камушек в груди". По сюжету песни задрот пытается отговорить девушку от встреч с более успешным парнем. Девушка явно собирается сходить налево, но задрот ноет над ухом:

Ты останешься одна среди берёз,
Ты прольёшь ещё немало горьких слёз.
Он тебя не пожалеет, не простит,
Твоё сердце разобьётся о гранит.

Святая наивность.

Мало кто знает, что много лет спустя "Божья коровка" стала глубоко религиозной группой. Их название заиграло новым смыслом, но песню "Гранитный камушек" не петь нельзя, все-таки единственный хит. Как быть? Лидер группы Владимир Воленко придумал гениальный ход.

Он рассказывает на концертах, что Бог открыл ему новый смысл песни.

По сюжету христианин отговаривает атеиста от встречи с Диаволом. Верующий как бы говорит: "Не греши! Сладок диавольский яд, но ты попадешь в Ад".

— В песне лежит глубокий библейский смысл. Она предупреждает человека, куда ходить не надо, — говорит лидер коллектива.

https://www.youtube.com/watch?v=IzpJqSyjOo8

Кто знает, может быть и песня "Он тебя целует, говорит, что любит" тоже про Дьявола?
Группа "Фивы" — мастера чудовищного гула, от которого трясется пол, звякают фужеры в серванте и вибрирует грудная клетка. Это питерский пост-рок про томный вечер посреди Моря Дождей. Вокалистка поет так, словно читает заклинания. Музыка группы "Фивы" стала бы отличным саундтреком к фильму Андрея Звягинцева.

Осень. Пруд в микрорайоне. Утки.

Пропал ребенок. Красная ленточка на дереве. Гул.

Страшно.

В данный момент группа никому не известна, но уже успела напонтоваться в интервью, называя критику в свой адрес "птичей бранью". Молодцы — так держать!

Возврат
https://www.youtube.com/watch?v=sD2fKQEWqEM

Группа ВК
https://vk.com/fivyfivy
В новом клипе Тимати передает своей бабе письмо о расставании. Там написано "на краю пропости" и "в прочем". https://youtu.be/vnYm_kguurE
10 лет назад все продюсеры считали, что у артиста должна быть легенда. Они брали бездарных сыновей богатых родителей и придумывали им имидж. Недостаточно было просто причесать и переодеть. По законам старого шоубиза нужно было придумать артисту историю, связанную с травмой детства.

Реально вот сидела команда креативщиков и сочиняла какую-то сказку в духе самых помойных женских журналов.

"Она пела свои песни в переходе"
"Он пять лет употреблял тяжелые наркотики"
"Они прошли пешком 500 километров чтобы отнести свои демки продюсеру"

И все в таком духе.

Был такой певец — "Ворон", его раскручивал Максим Фадеев в 2008 году. У парня густо накрашенные глаза в духе субкультуры "эмо", пел он грустные песни про любовь и кровь. Этого пиарщикам было недостаточно.

Почему певец "Ворон" поет грустные песни? Он пережил страшную автокатастрофу, клиническую смерть, познал бренность бытия и после этого стал творить. Так и писали.

"Леонид, начинающий певец, поэт и художник, приглашен в Москву знаменитым продюсером Максом Фадеевым. В разгар съемок своего первого клипа на песню под названием «Я хочу быть с тобой» юноша попадает в аварию и лишается памяти. Теперь все свои переживания Леонид выражает в творчестве: в стихах, рисунках он отражает внутреннее состояние".

Я не знаю, как было на самом деле. Но этот пресс-релиз выглядит отвратительно.

Как хорошо, что сейчас такие пиар-ходы уже не прокатывают.

https://www.youtube.com/watch?v=O7_VC5fDt4U
А послушайте гимн нулевых — "Интро" группы "Последние танки в париже". Эту песню записали на саундчеке с первого раза — питерский поэт и панк Леха Никонов читал отрывки из своих сочинений, будучи, кажется, угашенным.

https://www.youtube.com/watch?v=53K0KZomaVY

Нулевые — это время, когда страшно ходить по улице. Кругом скинхеды, поганая молодежь и бабки с авоськами. У метро воняет тухлятиной и играет попса. Бомжи тянут свои культи у будки "Цветы". Продавщица с синими веками жует жвачку и выпускает дым в лица случайных прохожих. Собака спит на картоне. Солнечно.

Тогда группа ПТВП не казалась особенной. А сейчас кажется.

"У стада свои законы,
поэтому счастья нет.
Прожектор из ямы промышленной зоны
вырезает на небе след.
Конформизм поколения ясен,
потому что короткое лето,
и поэтому так прекрасны
огни твоего гетто"
Яна Кедрина появилась два года назад и придумала косить под попсу девяностых. Под псевдонимом "Кедр Ливанский" она выпускала абстрактные песни про то, что "не будет больше летнего дождя" и как "одна звезда сгорает от любви". Оказалось, что если спеть строчки из девичьих дневников на плохой микрофон и обрамить полутанцевальной аранжировкой со спертым звуком, получится круто. Как будто слушаешь запись старого радио.

Кедр Ливанский — это попса девяностых, которая немного потрепалась, пока путешествовала в машине времени. Про Яну написал Питчфорк и абсолютно все хипстерские издания, она выпустила хороший альбом и все быстро закончилось.

А спустя полгода возникла певица Луна.

И теперь никто уже не вспомнит о том, что когда-то существовала Яна. Так всегда бывает. В одиночку человеку никогда не победить машину шоу-бизнеса. Мудрые продюсеры посмотрели на опыт Яны Кедриной. В самом деле, закос под попсу девяностых это хорошее направление. Перспективное. И тексты у нее ничего. И стиль старых видеокассет. Только надо взять певицу посексуальнее. Чтобы сиськи и ноги. И клипы подороже — пусть это будет советская больница и стильные медсестры в колпаках. Тогда зайдет.

В общем, Яну закатали в асфальт. Теперь ее никто не услышит. Никто не узнает, что у нее вышел новый альбом.

И новый клип:

https://www.youtube.com/watch?v=3kM-NXin1Ec
Самая дикая из забытых российских групп 1990-х — "Огонь". Ребята ошивались в окололетовской тусовке, топили за Зюганова против Ельцина, играли панк для фашистов и членов Национал-большевистской партии.
Я не нашел ни одной видеозаписи концертов, но судя по рассказам, шоу "Огня" были великие. Дух настоящего панка потерялся где-то в девяностых.

Вот пара инцидентов с концентов. Где и когда такое возможно, кроме как в России 1990-х?

"Особо стоит отметить выходку в Киеве 13 апреля 1994 г. После концерта Леший и Мишин не ушли со сцены, а с воодушевлением стали распевать гимн Советского Союза. Видя, что их энтузиазм не разделяют в зале, друзья достали газовые пистолеты и, направив стволы на зрителей, заставили их таки встать и исполнить гимн"

А вот что произошло на разогреве у "Гражданской обороны":

"Один фанат "Обороны", попытавшийся вылезти на сцену и добраться до Лешего, получил от него микрофонной стойкой и упал в зал. Публика в негодовании требует Летова, скандируя: "Егор! Егор!" Все орут, чтобы Леший побыстрее заканчивал свое выступление. В ответ им несётся: "Быдло! Летова хотите? - Сейчас будет очень длинная песня..." и группа начинает играть 7-минутную вещь "Граница Края"."

Песня "Ночные цветы", на мой взгляд, лучшая:
https://www.youtube.com/watch?v=bGow39cilH0

Почитать и послушать:
https://vk.com/pages?oid=-17336481&p=%D0%9E%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D1%8C
Есть молодая группа "Глаза". Это пятеро ребят, которые собрались год назад и стали играть первоклассный инди-поп. На уровне Англии, но в России. Слушаешь их музыку и не веришь, что такая красота может сочиниться посреди зеленых заборов и вечной зимы. Солистку зовут Катя. Она поет так, что жюри шоу "Голос" раздолбали бы красную кнопку на первой секунде.

Послушайте их песню "Да".
https://www.youtube.com/watch?v=3tMCzVriLuQ

В их паблике вконтакте 500 подписчиков. Больше нет ничего.
https://vk.com/weareglaza

Есть еще одна молодая группа "Глаза". Это пятеро ребят, которых собрали год назад и заставили играть невозможную срань. Солистка поет про то, как хорошо, когда рядом есть мужик. "О боже, какой мужчина", ухудшенная версия. В составе группы, судя по данным на сайте, есть перкуссионисты и басисты, но музыка состоит только из радио-долбежки.

Группа "Глаза" подписана на лейбл, который выпускает пресс-релизы с такими оборотами: "восхитительно поет и сияет новизной глянцевой открытки Катя Лапшина".

Клип "Это он, мама!" набрал 90 тыс. просмотров на ютубе
https://www.youtube.com/watch?v=vL8p4vA12WQ

Не путайте группы "Глаза". Это две разные группы.
Все помнят песню про белые кораблики группы "Подъем". Там глазастый парень плохо изображал Сергея Жукова, а девочка Карина делала кавер на Шаинского. Клип про отъезд в армию стал хитом 2006 года. Но у группы были и другие шедевры:

https://www.youtube.com/watch?v=6k1NkSOLbQ0

Оцените сюжет. Две телки-близнецы влюблены в солиста группы "Подъем", но он берет в жены только одну из них. Втроем они напряженно едут в свадебном автомобиле. Внезапно из-за угла появляются мотоциклисты с автоматами Калашникова и расстреливают автомобиль, убивая телку, которую не взяли в жены и случайного прохожего. Солист группы "Подъем" наигранно плачет. Что делать? Надо исправлять ситуацию. Жених возвращается в прошлое в стиле "Эффекта бабочки", посылает в жопу невесту и спасает жизнь второй телке-близнецу.

Я бы за этот сценарий дал премию.

А что касается группы "Подъем" и Карины М, о них в интернете не пишут уже 9 лет. В определенный момент они просто исчезли. Это очень странно, учитывая то, какие зомби выступают на ретро-дискотеках. По слухам, солист Алексей Морев работает водителем в маленьком городе, а Карина М уехала жить за границу. Вот, кажется, ее профиль в ФБ: https://www.facebook.com/karina.motina
Рэпер Face — настоящий народный артист. Последний раз такой появлялся 30 лет назад — это был лидер "Сектора газа".

Юрий Хой — гений, у меня нет в этом сомнений. В то время, как рокеры сочиняли стихи про "порядковый номер на рукаве", он штамповал простые, как отвертка, тексты:

"Ты так хороша в своём нижнем белье,
Ты как богиня, ты нравишься мне,
Бюстгальтер небрежно соскальзывает вниз,
Я тянусь к твоим грудям, но боюсь сифилис."

Вся интеллигенция блевала, а народ его обожал. Эти песни легко цитировать и петь во дворе. А что еще надо? Вы вот не в курсе, а схема до сих пор рабочая.

Сегодня в моде рэп, цитаты из Ги Дебора и сложные панчи. Все обожают интеллектуалов Оксимирона и ATL. Такой человек, как Face просто обязан был появиться. Долой скуку! С людьми нужно разговаривать на понятном им языке:

"Он, конечно, у меня не такой уж и большой;
Ну а вроде и не маленький, что тоже хорошо.
Я привык брать их сзади и куда я захочу.
Помню, трахнул 10 за день, а потом пришёл к врачу."

Любой продюсер знает, что чем чаще повторять припев песни, тем быстрее она уйдет в народ. К примеру, в песне "Ветер с моря дул" Натали пропевает каждую строчку дважды, на закрепление. Рэпер Фэйс повторяет строчку "она жрет мой хуй, как будто это бургер" 11 раз за 2 минуты:

https://www.youtube.com/watch?v=yfF0RBxY1PY
Группа Мальбэк пришла к успеху и начала покупать тренды ютуба. Новый клип набрал пока 30 тыс. просмотров, но, я уверен, после поста в нашем уютном канале, наберет миллион. По крайней мере так было в прошлый раз.

Ребята теперь поняли, что сильная сторона группы Мальбэк — сиськи певицы Сюзанны. Именно их надо показывать, а не свалки, катакомбы и трущобы. Безусловно, красиво снятый летающий мусорный пакет — это искусство. Но есть, в конце концов, законы шоу-бизнеса. Надо их соблюдать.

Песня — замечательная, слушаю ее с мая на повторе каждый день.

https://www.youtube.com/watch?v=2l1MkA5dSmo
Представьте, что на дворе 1990-е, вы клипмейкер и у вас есть 20 тыс. долларов.

Есть два пути.

Можно снять одним днем и потратить все на декорации. Прийти в гигантский павильон "Мосфильма", налить в нем искусственный пруд, запустить в него русалок, золотых рыб и голого мужчину с саксофоном. Посреди пруда поставить певицу в вечернем платье и снять клип "Розовый фламинго".

А можно снимать 4 дня и потратить все на дорогу. Поехать всей группой по трассе Москва—Петербург, искать заправки и развалины, выставляться посреди деревень и полей, чтобы снять роуд-муви. Дать Валерию Панюшкину крылья и поджечь их. Так выглядит клип "Трасса Е95".

Кинчеву процесс съемок совершенно не нравился. Как настоящий язычник, он был против ангела в клипе и выносил на эту тему мозг режиссеру. Также Кинчев не хотел сниматься в день рождения своей дочери.

— А давай ты ее по телефону поздравишь? — предложил режиссер Андрей Лукашевич.

В итоге пришлось вставить поздравление в клип.

Получилось атмосферно.

https://www.youtube.com/watch?v=XzxFXEkWN38
Егор Летов испортил альбом Земфиры "Вендетта".

После взлета у Земфиры наступил кризис идей. Казалось, что все песни спеты и нужно искать новый подход. Для записи нового альбома позвали композитора и первого вокалиста группы "Ленинград" Игоря Вдовина. Поставили задачу — все поменять. Никакого сраного русского рока и радийных гитарных хитов. Земфира — новое слово в русской музыке и она должна соответствовать самой себе. Удивлять. Сводить с ума. Вплетать в стадионные хиты глитчи в духе Aphex Twin. Быть Томом Йорком в юбке.

Работа шла тяжело.

Вы все помните кислотную песню "Прогулка" — именно так должен был звучать новый альбом. И почти получилось.

Но внезапно появилась "Долгая счастливая жизнь" "Гражданской обороны". Звук на пластинке кошмарный, в фирменном летовском стиле. Это монолитная стена звука, состоящая из месива гитар, вокала и драм-машины. Глухое жужжание на средних частотах и тонна злости. Явно не пример для подражания для модной певицы.

Земфира слушала этот альбом сутки, потом пришла в студию и сказала.

— Нахуй электронику. Мы делаем рок-н-ролл.

Бедный Игорь Вдовин. Только представьте, что он пережил в этот момент.

Некоторые электронные песни он, конечно, отвоевал. Но на выходе альбом Земфиры стал выглядеть как черт знает что — половина песен в крутой обработке, вторая половина — русский рок.

Очень жаль.
https://www.youtube.com/watch?v=EOcb4tLqjMw