Русский шаффл – Telegram
Русский шаффл
43.9K subscribers
1.48K photos
463 videos
2 files
2.44K links
Музыкальный критик Олег Кармунин. @obs23

https://knd.gov.ru/license?id=676557d56aa9672b96f7ea9d&registryType=bloggersPermission
Download Telegram
Постигаю детективы Джоан Роулинг. Для тех, кто вырос на Гарри Поттере — это самое оно.

Мне кажется, детективы это абсолютно идеальный жанр для усталых, едущих в автобусе на работу горожан. Которые хотят добавить в свою офисно-будничную жизнь перчинку, но не понимают, как. Это все мы, — и я в том числе. Бывший любитель книг про волшебство, который больше не верит ни в какую магию, но с интересом следит за расследованиями убийств.

Что же с нами стало?

Мы повзрослели.

А если кому лень читать, можно посмотреть сериал «Страйк», там в принципе все ясно. Серия в день — вечером в среду, после работы. Для усталых, хмурых людей.

Классика жанра — про частного детектива, который берет дела и расследует их с балабановскими затемнениями в самых острых моментах. Вот бы у нас были частные детективы, думаю я. Палить сюжет не буду, сами посмотрите.

И еще забавное. В книге "Дурная кровь" мужчина Деннис Крид переодевается в женщину для убийства женщин. Это спровоцировало волну критики в адрес Роулинг, из-за, якобы, трансфобии. Потому что писательница таким образом оскорбляла переодетого в женщину мужчину.

Пикантный факт заключается в том, что сама Джоан Роулинг публикует свои детективы под псевдонимом Роберт Гэлбрейт. То есть, натурально, "переодевается" в мужчину.

Но критики этого не заметили.

Кстати, еще очень рекомендую саундтрек. Там есть трек, который я обожаю — Palaces of Montezuma проекта Grinderman. Ну, то есть, Ника Кейва.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Флэш-клип 2004 года, который объясняет ситуацию в мире прямо сейчас.

Творчество депутата Ивана Мусатова из ЛДПР.
Читать старые рецензии музыкальных критиков очень забавно. Дело в том, что НИКТО НИКОГДА не угадывает.

Алексей Мажаев выложил свой обзор на первый альбом "Ленинграда".

«Ленинградцы упорно считают свой изрядно загаженный город культурной столицей России. С этим утверждением никто особенно не спорят. Поэтому откровенно маргинальное творчество группы "Ленинград" приняли за культурное явление, грубые плоские тексты - за изощренный стеб, мелодическую несостоятельность - за иронию постмодернизма, а неприятный ор вместо вокала - за отоларингологические последствия морского климата».
https://dzen.ru/a/ZSUPuLJMpQom4H8R

Дальше он говорит, что в творчестве "Ленинграда" ничего нового нет, потому что это буквальное повторение музыки Гарика Сукачева. Банально, пошло и неинтересно.

Такие рецензии нужны, чтобы в очередной раз убедиться — большое видится издалека. А некоторые музыкальные явления становятся понятными только лет через десять.

Посмотрите на тех, кого сегодня ругают критики. Может быть среди них — будущие легенды нашей музыки?
Обсуждение про культуру баров показалось мне интересным.
https://news.1rj.ru/str/voicemedia/4926

Согласно теории, есть два подхода — европейский и российский.

В Европе люди ходят в любимые места. Пьют пиво, общаются и заодно слушают живое выступление. Они доверяют вкусу худрука своего любимого бара — ходят ради атмосферы места — и таким образом, на концертах всегда равное количество публики. Завсегдатаев.

В России люди ходят на любимых артистов. Концерт при этом может проходить где угодно, и люди приходят в незнакомый бар один раз в жизни, просто чтобы послушать своего исполнителя. В российском баре сегодня может быть аншлаг, а завтра — пусто. Потому что завсегдатаев мало.

Что скажете?

И как ходите вы — в любимый барчик или на концерты в любом незнакомом месте?
А кто-нибудь знает, почему на обложке Bloodsport электронщиков Sneaker Pimps — побитый диджей Грув?
Есть культовые артисты, а есть не культовые.

Не культовые меня интересуют даже больше.

Всем, например, наплевать на певицу Нюшу. Пусть она меня простит, если это прочитает, но никогда в жизни меня не просили сделать видео про певицу Нюшу. Никто не присылает про нее любопытные факты. А под ее видеоклипами не собирается сотня тысяч плачущих поклонников, которые вспоминают свою беззаботную юность.

Это совершенно непонятно. В одно время была одинаковая русская попса, но одни проекты со временем стали великими, а другие совсем забылись. Почему?

Пытаюсь понять, не могу.

Думаю об этом, глядя на видео 14-летней Ани Шурочкиной, которая поет в составе группы "Ласковый май Next" — видимо, какой-то тинейджер-кавер проект.
https://vk.com/video-16967487_456239058

Факт, который мало кому интересен, кроме меня.
Первый в России клип на мобильный телефон сняла Ирина Миронова для Полины Гагариной в 2006 году. Сегодня этим никого не удивить, а тогда звучало, как событие.
https://www.youtube.com/watch?v=jaeSbPbKfgQ

Но тот, кто ожидает увидеть модную картинку с трясущейся камерой, обломается. Потому что клип Полины Гагариной на телефон ничем не отличается от любого другого клипа Полины Гагариной.

Виной всему маркетинг.

Это была реклама Nokia N93, и задача режиссера была сделать так, чтобы никто не понял — телефон это или настоящая кинокамера. Ирина Миронова приклеила мобильник к крану, и снимала долгие красивые планы с отъездами. Медленно и плавно.

И никто не понял, что это снято на телефон.
Тося Чайкина выпустила свою песню для титров.
https://band.link/hope_tosyachaikina

Бывает такая музыка, под которую хочется представлять себя персонажем фильма.

Песня "Надежда" звучит так, что хочется смотреть на осенний дождь и окончательно понимать смысл вещей. Как в кино — после последнего сюжетного поворота.

Играет музыка, — а ты идешь по городу в наушниках, фланируя на фоне исписанных стен и бетонных заборов, с задумчивым видом, рассекая колючие капли и человеческое море.
Среди всех людей на свете, камера почему-то выбирает именно тебя.

Затемнение.

Надеюсь, у вас такое было.

Клип https://www.youtube.com/watch?v=scIAxsf61F4
Злая музыка дарит счастье. Грустная — успокаивает. Я не знаю, работает ли наоборот, но тут — зуб даю.

Домашнее задание. Больничный свет жужжащих ламп. Тетрадки сорок восемь листов. Оттирание черных полос на полу. Протекающая ручка. Контрольная. Столпотворение в столовой. Зубрение стихов. Сколько еще уроков осталось?

Все это я терпел ради того, чтобы прибежать домой и врубить Holy Wood Мэрилина Мэнсона.

Я предполагаю, что "Буерак" тоже так делали — иначе они бы не стали писать альбом в духе нашей любимой музыки прошлого — эмтивишного рока, который спасал от реальности.

Кстати, он называется "Ожидание/Реальность". И это название идеально описывает столкновение с миром, когда тебе четырнадцать. Ежедневность брутальнее, чем бридж в ню-металлическом боевике, что бы по этому поводу не думали взрослые. Они — привыкли. А мы еще нет.

Поэтому мы жили внутри музыки — любимых альбомов, макабрических клипов, текстов песен, выходя за пределы наушников только, когда очень заставляют. Я знал, на каком моменте моей любимой песни захватывает дух, и старался каждый раз себя морально подготовить — чтобы ощущалось еще круче, еще точнее.

А потом я вырос и ощущение забылось. Теперь и музыка — не та. И впечатления — пустые, съеденные повседневностью. Ведь я уже взрослый.

Но в новом "Буераке" есть такой момент, — удивительно, как я снова это почувствовал. Момент истины — такой, что я нажал кнопку “повторять по кругу».

На припеве трека "Путы" я на одну минуту я перестал быть отцом, а сам, как будто только что пришел из школы.

Я дома.

https://cutt.ly/PwmVdmJp
Из серии певиц-однодневок, очень типичная история.

София Бубнова, исполнительница песни про "Девочку-чукчу".
https://www.youtube.com/watch?v=evG1-WE2b1I

Приехала из Иркутска. Устроилась работать массажисткой рядом с "Останкино". Однажды к ней на массаж пришел тогдашний коммерческий директор ОРТ — Джозеф Кей (тоже интересный чувак, банкир, настоящее имя Иосиф Какалашвили, погуглите).

Так София Бубнова стала знаменитой исполнительницей песни про "Девочку-чукчу", которую крутили по всем радио и телеканалам. Говорят, "Первый канал" вложил в певицу более 200 000 долларов.

И еще был одноименный альбом, красиво изданный, с песнями Кирилла Крастошевского и Германа Витке. Все как положено — карьера под ключ.

Однако успех закончился где-то через год, когда у девушки случился разлад с продюсером. Она моментально исчезла с экранов, а история успеха на этом закончилась.

Сколько таких было? Не сосчитать.
Рецензия на концерт Шамана в Кремле.

Это был бы нормальный концерт для начинающего певца в баре "Пивная бочка" на окраине города. Все очень скромно — музыканты играют, певец поет, на двух песнях выходит небольшая подтанцовка. Световик включает то синий цвет, то белый, то красный. Лампочки мигают, Шаман поет, люди машут розданными флажками.

Это совершенно не производит впечатления феерического заключительного шоу главного певца страны в Госудаственном Кремлевском Дворце Съездов. Для такого зала этот концерт слишком маленький и совершенно не амбициозный. Как будто не хватает творческого размаха занять все пространство помещения.

Я абсолютно уверен, что музыканты такого уровня известности не могут себе позволить просто петь песни и выступать с ощущением "ничего, что я тут постою?"

Ведь ты — Шаман. Ты — русский. О тебе круглосуточно говорят по всему миру, как про великого и ужасного зет-певца, который ведет за собой миллионы.

Ну сделай ты грандиозный спектакль! С реющими полотнищами, бронзовыми колоколами, живым хором и симфоническим оркестром под руководством Владимира Спивакова. Чтобы показать всем настоящую ярость Большого Русского Стиля.

Родной, у тебя что, денег нет?

Я пишу это исключительно из патриотических соображений. Хочется, чтобы у нас были крутые концерты. И своя великая культура шоу. Чтобы кадры с концерта Шамана пересылали друг другу по воцапу и писали: "Вы посмотрите, ЧТО он творит".

А сейчас пересылают странный выход в сопровождении бородатых охранников, который видели только сидящие у прохода. Я сидел сбоку, и не понимал, что происходит — какая-то толкучка в зале. И это первое появление артиста! Ключевое событие концерта. Ну как так?

Посмотрите, как появлялся Майкл Джексон в туре 1993 года. Он выпрыгивал прямо из сцены под оглушительный взрыв — и стоял неподвижно в свете софитов, как памятник самому себе. Никакой музыки — только взрыв и рев двадцатитысячной толпы. Бдыщь! Аааа!

Шаману можно начать с воровства идей у американцев. Смотреть великие концерты прошлого, составлять конспекты, учить наизусть. Все уже придумано до нас. И не у нас. Осталось только повторять. В этом нет ничего плохого, ведь в повторении — мать учения.

Может быть тогда у нас, наконец, состоится великий русский концерт.
Как появился Шаман и как мог бы появиться Шаман.

Штош.
Оказывается, первая песня группы "Винтаж" — это демка "Гостей из будущего".
https://www.youtube.com/watch?v=pCzwBG_A6AM

Сначала Анна Плетнева спела эту песню в проекте "Кофе с дождем", а потом еще раз перепела для "Винтажа", чуть с другой подачей.

Но факт остается фактом — все началось с Евы! И Юры, разумеется.
Самые красивые диски издавались во второй половине девяностых, когда появились вот эти разноцветные коробочки, сделанные под дизайн обложки.

Для меня такие диски приятнее и дороже любого винила.

В нулевые все испортилось — начался поток, тираж, дешевый пластик и прозрачные джевел-кейсы. Диски стали обыденностью, перестали выглядеть красиво и дорого. Дизайнеры как будто не старались. Рисовали быстрые картинки в фотошопе и отдавали в печать.

Я отличу коробку девяностых от коробки нулевых по весу. Диск нулевых — легенький и дешевый. Диск девяностых — тяжелый и серьезный.
Kedr Livanskiy, Ушко и Kate NV.

На российской инди-сцене есть три девушки, о которых плотно пишут западные издания. Каждый их релиз сопровождается забористой пиар-поддержкой со стороны ключевых англоязычных музыкальных медиа — Dazed, Pitchfork и Stereogum. У них берут парадные первополосные интервью, на их альбомы делают подробнейшие рецензии.

Надо сказать, что сегодня россиянам продвигаться на Запад довольно сложно, и я не могу сказать, что есть большое количество успешных кейсов. Случайный залет в тикток тренды не считаем. Однако эти три девушки каким-то образом сломали систему. Они попали в обойму.

Собственно, у меня вопрос к знатокам. Расскажите, в чем секрет?

А может, есть и другие примеры?
Простой человек скажет — воровство. Образованный назовет отсылкой, цитатой, реминисценцией.

Обвинять режиссера в том, что он повторил кадры из популярного клипа так же абсурдно, как обвинять музыкантов, которые написали похожую мелодию.

Криками про воровство легко устроить скандал, но правда в том, что поп-культура на нем основана. От джаза к блюзу, от краут-рока к техно. От рэпа к новому рэпу. Так и происходит эволюция — когда берут одно, и на его основе делают другое. Вдохновляются.

Самый дешевый, голимый и подлый жанр обличения — это показывать кадр мужчины, держащего ребенка за руки и говорить, что он украден. По этой безумной логике, после Кендрика Ламара больше нельзя снимать мужчин и детей вместе.

Таким любителям новизны я предлагаю ходить на фестивали авангардной современной музыки, где играют пенопластом по стеклу и пилой на скрипке. Или авангардного кино, где час пятнадцать показывают голубой экран.

Но что-то желающих мало.