Русский шаффл – Telegram
Русский шаффл
43.9K subscribers
1.48K photos
463 videos
2 files
2.44K links
Музыкальный критик Олег Кармунин. @obs23

https://knd.gov.ru/license?id=676557d56aa9672b96f7ea9d&registryType=bloggersPermission
Download Telegram
Грустная история: наша Kedr Livanskiy стала резидентом лондонского NTS Radio, потом пришли комментаторы, устроили срач в каментах и заставили ее убрать.

Не первый раз уже подобное.
Forwarded from Kedr4ik_
Я не понимаю, как, через уничтожение внутреннего достоинства и самоуважения, стирание культуры, пытаются типа «исправить нацию» …Испытав на себе лютый вичхантинг в прошедшие недели, скажу , что у этого цель одна- стереть самоуважение, а без этого человек просто превращается в пыль, в червяка. Я никому не позволю это сделать с собой, уничтожить самоуважение может только один человек - это я сама .
П/с меня сняли с резиденства NTS , и да, я это ожидала и готовилась к этому с самого начала. Ну чтож, попытка, не пытка.
И я буду пытаться дальше. Потому что я хочу нести в этот мир, как и раньше, как и всегда - творчество и культуру , а не ненависть и злобу.
И так же я не собираюсь участвовать в чьих-то чужих играх, в которые меня активно пытаются втянуть . Подпитывать этого Голема, нет уж, спасибо
«Don’t be grey»? Fuck off - серый мой любимый цвет
Всем добра.
Загадка иностранного MTV в России 1990-х.

Есть тайна, которую я хочу с вашей помощью разгадать.

До середины 1997 года я жил в городе Челябинске. Но при этом я отчетливо помню, что смотрел западный MTV по телевизору. Прямо тот самый оригинальный MTV, с серым логотипом и теми самыми культовыми-психоделическими заставками. Естественно, задолго до официального открытия MTV в России.

Я знаю наизусть абсолютно все зарубежные культовые клипы начала-середины 1990-х, потому что в самом раннем детстве видел их по сто раз. И кукла Барби, которая плавится в гриле, пока девочка ест мороженое, до сих пор стоит у меня перед глазами.
https://www.youtube.com/watch?v=3mbBbFH9fAg

Beck — Loser, Soundgarden — Black Hole Sun, Cranberries — Zombie, Erasure — Always. Все это — клипы моего детства.

Но я до сих пор так и не понял, почему в России в 1990-х широко вещал западный MTV. И даже в Челябинске люди могли смотреть его по телевизору бесплатно.

Что это было? Расскажите, если знаете.
Русский шаффл
Сегодня выпуск про затерянные хиты нулевых. Моя любимая тема. https://www.youtube.com/watch?v=sFGqJlRNq2M
Мне нравится, когда под моим последним видео пишут: ни одну песню я никогда не слышал.

Это очень интересно, потому что так и пишется наша с вами общая история. Так мы с вами выясняем, что в разных городах России, слушали совершенно разную музыку. Очевидно, в каждом регионе были свои песенки-мемы. У каждой возрастной группы свои.

Я тоже должен сказать — половину песен из моего последнего ролика я услышал впервые только во время написания сценария. Я ориентировался по просмотрам на перезаливах. Если видел несколько миллионов — значит, песня популярная. И комментарии "Наконец-то я ее нашел!".

От себя могу сказать вот что. Я услышал песню "8 800 555 35 35 ПРОЩЕ ПОЗВОНИТЬ ЧЕМ У КОГО ТО ЗАНИМАТЬ" впервые в жизни примерно неделю назад. Даже представить не могу, где она играла и почему я ее пропустил.
https://www.youtube.com/watch?v=b7cWjL2Ly40

Зато я очень хорошо знаю репертуар XS Project — песенки про колбасеров, которые многим не очевидны. А у нас в Питере это был супер-мем.

И таких примеров масса. Одни знают одно — другие другое.

Тема анонимных песен по-прежнему моя любимая. И если начать изучать ее в контексте регионов нашей страны, то может получиться целая энциклопедия географии народных музыкальных мемов.
Старые песни никогда не устареют, потому что новый хит — это убыстренная версия песни "зима в сердце", кавер на "Гостей из будущего" от группы "Моя Мишель". Причем двухгодичной давности.
https://www.youtube.com/watch?v=qeNUUArG7v0

Сейчас эта песня в чартах, в первой десятке. У "Моей Мишели" количество слушателей за последний месяц выросло на лям. И это только официальная статистика. Я думаю на самом деле — кратно. Два года песня была почти никому не нужна, и вот пожалуйста.

Так что, если вы спрашиваете, зачем российские музыканты постоянно делают каверы на старые хиты, я отвечу вам: потому что вы их слушаете.
Изумительный альбом выпустила Екатерина Яшникова. Песни-коротыши, куплеты-минутки, шлягеры-анекдоты. Я такого никогда не слышал.
А может и слышал, но вспомнить не могу. Называется «Шорты».

https://band.link/shorts

Каждая песня примерно по полторы минуты, на любую тему:

Про осеннюю хандру, девичью ревность, зимнюю сессию, разговоры на свидании, назойливый день святого Валентина, летний трип, ПМС, кто во всем виноват, что делать и как симметрично нарисовать брови.

Звучит абсолютно свежайше, как новое музыкальное веяние, как другое отношение к тому, что из себя должен представлять альбом. Ведь в самом деле, в современном свайпнутом мире, не обязательно выдавать Великие Произведения Искусства, которые оформлены и поданы так, словно это музыка, которую вы должны услышать, прежде, чем умереть.

В современном мире никто ничего не должен. И чем проще отношение к песням — тем спокойнее. Чем меньше ожиданий — тем проще понравиться.

А такие песенки-коротульки, ладненько сочиненные и сыгранные, — с тонким интеллигентным юмором — прекрасная разрядка, посреди мира звериной серьезности.
В комментариях зашел разговор про субкультуры. Тут я вспомнил, как правильно петь «Мою оборону». На лавке, в три часа ночи, с пакетированным винцом, разлитым в пластиковые стаканчики. После концерта очередной, никому сейчас (и тем более ранее) неизвестной местной группы, в полном составе с ней же, прихватив у барной стойки парочку, и еще одну девицу с торбой «Кредл оф цилц» на плече.

Я вспомнил:

Мы отправлялись по адищу города в самое нутро дворов-колодцев, блуждая в холоде, в лабиринте питерских трущоб, потом находили режущий неприятным неоном магазин «24 часа», согревались, вооружались, чем хотели, и отправлялись дальше — штурмовать детские площадки своим нелицеприятным видом.

Это отвратительно и прекрасно, в этом наплевательском, горьком ощущении была какая-то сиюминутная, еле ощущаемая свежесть, когда ты забываешь о вчера, и о завтра, а просто блуждаешь, как животное, как насекомое, щупая туловище соседки, глядя только вперед, угадывая в темноте белую лавочку, которую нужно оседлать уровнем выше, чем простолюдины.

Мы садились, за знакомство, кто-то доставал гитару и начинался праздничный концерт без праздника — у таких людей всегда праздник. Именно в подобные моменты постигался подлинно народный репертуар — пелось всё самое важное, всё что можно вспомнить с первых переборов струн — «Сплин», «Агата», «Цой», скажем, «Ария», и конечно «Гроб». Я пел со всеми, покачиваясь, безмятежно отдаваясь призраку ночи и бессонному состоянию, чему-то летучему, несовершенному, но настоящему.

И хорошо, и странно было.
Самый дикий поп-проект девяностых — "Полиция нравов". Я пересматриваю их видео и не могу поверить, что это существовало на самом деле. Две лысые женщины в коже, с намеком на лесбо и садо-мазо, пели непристойные песни, под руководством продюсера Аркадия Укупника.

Мне кажется, стоило бы сделать про них видео, но Ютуб такое пессимизирует, ставит метку "18+" и убирает в теневой бан. Так что расскажу о своем впечатлении пока тут.

Вот их лучшее видео.
https://www.youtube.com/watch?v=mup4zq8Q_0M

Место действия: концертный зал «Россия», 1994 год. Трое школьников стоят на сцене и рассматривают порножурналы. Из-за кулис выходят две лысые женщины в коже и латексе, смотрят на детей строго и грозят пальчиком. Ребята бросают журналы и усаживаются смотреть на лысых женщин.

Лысые женщины поют:

«Все кому не лень, учат жизни тебя
То нельзя и это — это тоже нельзя
Но клёвые журналы, новые друзья
Портят-портят-портят тебя день ото дня.

Порой бываешь ты зол и суров
После этих самых эротических снов
Ну что ты скажешь, напряжение снимай
Ах, руки-руки-руки-руки, ай-яй-яй».

И тут дети выбегают на сцену и начинают игриво танцевать:

«Эй, тинейджер, эй, тинейджер, бэд!
Ты хочешь-хочешь секса, а не конфет
Тебе уже ТРИНАДЦАТЬ лет
И ты назло идешь на красный свет».

В конце песни один из мальчиков делает выпад с цитатой из Майкла Джексона: «who's bad?». И игриво улыбается.

Сегодня такое нельзя показывать, по-моему, нигде. А раньше было можно. Святые девяностые, как говорится.
Есть еще одна любимая тема. Не знаю, как правильно ее назвать

Знаменитости, которых никогда не показывали по телевизору?
Очень культовые в очень узких кругах?
Люди, чью музыку слушают без напоминания?
Надо подумать.

Это, к примеру, Константин Ступин, Пророк Санбой или Веня Д'ркин. Кстати, кто еще?

Этих артистов мало что объединяет, кроме странного свойства их популярности: большинство обычных людей не знает об их музыке — но те, кто знают, — возводят их песни в ранг культа. Я считаю, что это абсолютно уникальные явления — вокруг Ступина, Санбоя и Д'ркина образовались своеобразные фанатские религии.

Судьба всех троих абсолютно мученическая, карьеры по меркам шоу-бизнеса неудачные, но этим их судьба и завораживает — несмотря на бытовые передряги, они смогли донести свою музыку до сотен тысяч людей. И, в каком-то смысле, не достигнув личного успеха, они сделали успешной собственную музыку. Потому что народ стал ее слушать — и распространять без помощи телевидения и радио — передавая из рук в руки.

В некоторых случаях — уже после смерти авторов.

Так настоящее искусство побеждает продюсерски-попсовый холодный расчет.

Об этом хочется думать.
Лейблы снова нужны.

Недавно мы разговорились в комментариях про то, как было раньше, и я вот о чем подумал.

Десять лет назад было ошибочное представление, будто музыкант может выпускать музыку самостоятельно, без лейбла, просто выкладывая ее в интернет. Я хорошо помню эти наивные времена. Считалось, что лейбл — это вредная прокладка между музыкантом и слушателем, от которой следует освободиться, чтобы любовь между кумирами и поклонниками не имела границ, и все слились в бесконечном экстазе.

Эти мечты оказались сказками, потому что без лейблов ничего не получилось. Алексей "А мы не ангелы, парень" Понамарев, наверное, жалеет, что в свои годы не подписался на лейбл, чтобы заработать свой миллион. В 2008 году он просто выложил музыку в сеть — и остался на долгие годы никем. Только сегодня люди узнали его имя.

История на этом примере учит нас не делать поспешных выводов. Лейблы переформатировались — и снова воспряли. И теперь они опять нужны — как было всегда.

Это самый потрясающий поворот в истории современной музыки — лейблы сначала ушли, под натиском интернета, а потом вернулись с новой силой, взяв свою власть обратно. А все борцы за бесплатную музыку и антикопирайт куда-то делись.

Музыканты за последние годы выяснили простую вещь — без лейбла трудно обойтись. Не для того, чтобы напечатать пластинки. Ведь кто-то должен заниматься маркетингом, продвижением, бухгалтерией и "скучной" работой, которой не будет заниматься творец. Но именно эта работа приносит, в конечном итоге, профит.

Я, например, с интересом смотрю, как развиваются местные лейблы — взять хотя бы DNK Music, у которого на прошлой неделе был юбилей. Давно за ними слежу и выражаю свой респект.

5 лет они собирают у себя самую передовую музыку. Там, к примеру, выпускались 9mice и Kai Angel, — главные трикстеры современного рурэпа, а также 10Age, cold carti и даже мой личный герой тима ищет свет.

Из их каталога, главное мое открытие — русскоязычные артисты timmies и nineteen95, которые исполняют бедрум-поп на английском и собирают море слушателей на иностранных сервисах. У timmies два ляма на спотике. Вы знали об этом?

Я считаю, что музыкальный кризис, который мы пережили, случился именно из-за "падения" музыкальных лейблов. А сегодня, когда лейблы вернулись, ситуация с музыкой гораздо лучше.

Так что вывод простой — лейблы это институции поддержания музыки. Когда их нет, музыке становится плохо.

Но у нас они снова есть. И это хорошо.
В тему про музыкальный кризис — уже лет десять храню эти скриншоты.

Это закрытый, только по приглашениям, торрент-трекер What.cd — главное музыкальное приключение всей моей жизни.

Я не преувеличиваю.

Это был настоящий гиковский рай для любителя музыки. Для тех, кто любит поизучать поглубже.

Там была любая музыка, в любых форматах, в неограниченном количестве. Бесконечность разнообразия, разложенная по полочкам.

Плейлисты пользователей. Сборки по жанрам. Сборки по лейблам. Сборки всех мировых изданий. Вся музыка, за всю историю звукозаписи, от Бритни Спирс до вьетнамской психоделии конца шестидесятых, выложенная кропотливо, с любовью и правильными тегами, сграбленная с винила, кассет и CD — на выбор каждый релиз. Качай — обкачайся.

Я залипал там часами, неделями, годами. Я не выключал компьютер месяцами только для того, чтобы раздавать людям скачанную музыку — чтобы делиться (и повышать свой рейтинг).

Я никогда не слушал столько новой, неожиданной, авангардной, фантастической, неизвестной музыки, как в годы существования этого сайта.

Мозгами я понимаю, что пиратство — это плохо. Но, душой я там — на закрытом, запрещенном торрент-трекере.

Этого меломанского счастья не повторится больше никогда.
Я, кстати, не сомневаюсь в успехе нейромузыки. Мы с вами проверяли месяц назад, что сегодня компьютер может по запросу сочинять вполне средненькую музыку. Не стоит бояться слова "средненькая", потому что большинство людей музицирует хуже.

Мне нравится отбивать смешной аргумент противников нейромузыки — дескать, робот банален и генерирует только то, что уже было (на основании реально существующих примеров, которые в него загрузили). "Никакой новой музыки робот не придумает!", — говорят они.

На это я отвечаю — а разве люди не хотят послушать ТО, ЧТО УЖЕ БЫЛО? Разве наши топ-чарты не состоят из тысячекратных повторений пройденного? Вспомните за последние годы хоть один пример нового звука, подхода, направления. Такого почти нет.

Современная музыка состоит из бесконечных отсылок в 60-е, 70-е, 90-е — на выбор каждому поколению. Из смешиваний реально существующих жанров, отсылок и скрещивании стилей. То есть, из контента, который МОЖЕТ заменить нейросеть.

Жду такой проект в России. Вот начало, разработка от Сбера.
https://lenta.ru/news/2023/11/03/zapustili/

Любопытен абзац:
"Все новые треки проекта созданы с помощью разработанной Сбером нейросети SymFormer. Она сгенерировала для каждой мелодии собственный музыкальный рисунок на основе известных мелодий"

То есть, иными словами, в России уже есть своя разработка нейросети, которая генерирует музыку.

Очень интересно будет послушать.
Сборник "Поднебесная №1" — любопытнейший артефакт 2004 года, последний вздох Ивана Шаповалова в качестве продюсера. Там нет шедевров, но каждый трек по отдельности дико интересен. Помимо пронзительной культовой "Белочки" в исполнении Лены Катиной, и брейк-битовой "Чорчовон" от нового теракт-проекта N.A.T.O., на сборнике есть вот кто:

Минимал-поп певица Хеля, расхлябанный инди-бард Витя Шимченко, готик-рокер Художник, а также растаман-банда "МАО", предлагающая Володе Путину устроить всероссийский легалайз. Кроме того — космический хит от Кати Нечаевой и нецензурный, которые сегодня даже цитировать страшно, рэп от "Бонч Бру Бонч". Каждый трек — что-то с чем-то. Интересно слушать и предвкушать, что будет дальше.

Все вместе похоже на какой-то современный шоукейс модного инди-лейбла.

Я нашел полный официальный пресс-релиз "Поднебесной", зачитался.
https://telegra.ph/Oficialnyj-press-reliz-sbornika-Podnebesnaya-1-11-04

А послушать-переслушать тут.
https://www.youtube.com/watch?v=l_tJ163t2s8
А вот интересный фестиваль — "Рок против террора" 1991 года. На сцене "Наутилус", "Бригада С", "ДДТ", "Ва-Банкъ", ну и другие.
https://www.youtube.com/watch?v=PR_7gJZDxO0

Вы спросите — а что это за террор был в 1991 году? Против чего выступают музыканты? А история названия интересная.

"Весной 91-го на Арбате Гарик Сукачев нарвался на ментов, его избили. Кто-то посоветовал ему провести по этому поводу фестиваль "Рок против милицейского террора". Гарик загорелся идеей, и мы стали уговаривать Шевчука. А тот ответил, мол, ну и что, что Гарику морду набили? "Меня вообще над Невой подвешивали, я что, фестивали по этому поводу должен устраивать?" Но когда идея трансформировалась в "Рок против террора", Шевчук дал добро", — это говорит Дмитрий Гройсман.

Слово "милицейского" из названия убрали, чтобы не злить милиционеров. В результате рокеры провели фестиваль против социального и морального террора. Это когда на вас, например, ругаются в очереди. И когда кругом атмосфера ненависти. Так понимали террор в 1991 году.

Счастливые люди, не знающие настоящего террора.
Превосходный сингл "Се ля ви" вышел на новом лейбле Стереополины. Проект IMYA ROZI.
https://band.link/A0Slq

Музыка — я не знаю, как людям это удается — та самая саднящая золотая секвенция, вызывающая ностальгическую тоску — как будто в душе нажали кнопку "Лето Девяносто Шестого".
Уважаемые знатоки. Это сочетание нот? Звуков? Голоса и синтезатора? Почему именно такая музыка — вот этот восьмидесятнический стиль — лучше всего подходит для воспоминаний о былом? Даже для тех, кто в восьмидесятые не жил.

Почему русская музыка такая грустная? Я думаю, потому что грусть таких песен укутывает, как старое советские шерстяное одеяло. И становится совершенно не грустно. А тепло.