Русский шаффл – Telegram
Русский шаффл
43.9K subscribers
1.48K photos
461 videos
2 files
2.44K links
Музыкальный критик Олег Кармунин. @obs23

https://knd.gov.ru/license?id=676557d56aa9672b96f7ea9d&registryType=bloggersPermission
Download Telegram
Кинопрофессия года — музред. Сериалы у нас довольно часто снимают про условные "девяностые-нулевые", и создать антураж эпохи лучше всего через музыкальную тему.

Я считаю, что выцепить из эпохи трек — с одной стороны узнаваемый, а с другой — не заезженный ретро-дискотекой — это нетривиальная задача.

В отечественном кинематографе музыке наконец начали уделять внимание, это чувствуется во многих проектах. В ностальгирующем по нулевым "Камбэке" подбор треков соотвествующий. Конечно, есть "Кислотный диджей" — видимо, чтобы был один беспроигрышный хит, — но остальные треки более любопытные, взятые в основном из каталога Дельфина взрослого периода. Музыка у него была гениальная, и она реально работает, как машина времени, помогая воссоздать эстетику эпохи.

А еще там есть музыкальная пасхалка в виде трека Муджуса (сегодняшнего именинника). Казалось бы, трек Undeground вышел в 2020 году, и не имеет никакого отношения к времени действия сериала. Но он тоже удивительным образом работает. Музыкальным продюсером сериала выступает Дмитрий Ланской, известный многим подросткам нулевых как участник бойзбенда "Премьер-министр".

В этом, я считаю, и есть художественная тонкость создания красивой подборки — иногда свежий трек гораздо лучше отражает старую эпоху, чем музыка из той самой эпохи.

Это звучит абсурдно, но именно так устроено наше мышление. Мы вспоминаем старую эпоху на основе наших новых воспоминаний о том, как было раньше. Воспоминания часто путаются, и в итоге получается картина в жанре импрессионизма, где все смешалось.

Самое главное, что это работает.
С интересом перечитываю рецензию "Афиши" на предыдущий русскоязычный альбом Ивана Дорна.

Пластинка «Randorn», обложка которой случайно или специально подрезана у дебютника Spice Girls, как раз и скучна тем, что это повторение пройденного. Иван Дорн больше всего напоминает поющего диск-жокея Сергея Минаева, который во второй половине 1980-х переводил западную поп-музыку — от Майкла Джексона до Modern Talking и London Beat — на русский, сначала внаглую, потом более изощренно. Тексты у него были такие же абсурдные, а вот голосовые данные даже побогаче, чем у Дорна. Когда-то Сергей Минаев был большой звездой, собирал стадионы и выступал с грузовика на Красной площади в поддержку президента Ельцина, но закончилось-то это все известно чем — победой русского шансона в нулевых. Полагаю, что Ивану Дорну не добраться даже до грузовика.

Тяжело расставаться с надеждами, но Иван Дорн — это никакая не «перезагрузка матрицы российской поп-музыки», это обычный русский попс, у которого мало чего своего за душой. Как пел Егор Летов, «выруби ты это на …».

Денис Бояринов, 2014.
А какие вы знаете самые СПОРНЫЕ обложки?

Я вот вспомнил три.
Валерия НЕ номинирована на "Грэмми". Она попала в огромный лонг-лист, куда ежегодно попадают тысячи артистов — эдакая "номинация на номинацию" по заявкам лейблов. Шансов даже номинироваться у нее нет примерно никаких.

Мне кажется, "Грэмми" делает такие лонг-листы ради пиара, чтобы каждый лишний раз рассказал у себя в соцсетях про "Грэмми", и сделал прогрев — чем больше участников, тем лучше. Я думаю таких, как Валерия, сотни или тысячи по всему миру.

Каждый год одно и то же.
Электронная Земфира — непрожитая жизнь.

Никогда не понимал, почему Земфира долгие годы не вылезала из формата "женского рока". Она ведь могла на пике славы позволить себе что угодно.

Буквально сразу после первых альбомов, ей стали доступны любые продюсеры, форматы и звуковые ухищрения, имя "Земфира" уже было брендом — от нее бы приняли, наверное, любую музыку, сделав новый альбом предметом общенационального обсуждения на "Первом канале".

А чего терять? Один раз живем.

Именно победители чартов способны устраивать музыкальную дичь, потому что они всем всё уже доказали. Так делал Том Йорк – ее кумир; так делал Деймон Албарн, так делали Канье и Леннон.

Русским Kid A почти стал альбом "Вендетта". Альбом на треть состоит из электронных аранжировок Игоря Вдовина — но этого мува оказалось недостаточно для стилистического поворота Земфиры в другом направлении. Она не смогла уйти от рокерства. Последующие альбомы, за исключением сайд-проектов, были выполнены в стилистике условного "Нашего радио". И только в последние годы она пытается коллаборировать с Муджусом и своим братом, делая Ачпочмак.

Хотя, как вы помните, ранние, до-Бурлаковские песни, еще уфимские — были сделаны в форме трип-хопа, — "Суицид" и "Джим Бим" — и я бы заценил параллельную реальность, где Земфира продолжала бы выпускать такую музыку.

Она сейчас доделала трек "Джим Бим". Звучит хорошо, но это как будто "привет" из 2005 года, от того самого Игоря Вдовина, который ставил электронный саунд на альбоме "Вендетта".
https://www.youtube.com/watch?v=HiMEsJ5jZnk

Кстати, когда вы упоминаете Земфиру, можно не писать, что она иноагент. Так нужно делать, только если вы цитируете ее высказывания. А говорить, что у нее крутые песни можно сколько угодно — без плашки.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
У нас, кстати, есть новый феномен молодежной литературы — серия книг «Канашибари», которая в прошлом году вошла в топ-5 самых продаваемых в России. Ее написали сестры — Ангелина и Вероника Шэн.

И сейчас в VK Музыке эксклюзивно вышла первая серия финального тома аудиосериала. Он доступен до печатной версии, и первую серию уже можно послушать в стриминге.

А еще к аудиосериалу выходит саундтрек, который сделала невероятная Green Apelsin совместно с Luverance. У них получился такой мрачный якутский барочный фолк-поп.

Вот что говорит певица: «Саундтрек финала записан от лица демона сотого кайдана: он более жуткий, с издевательской насмешкой. Я испытала искренний восторг, примерив роль всемогущего и неизбежного зла».

Песня вышла особенно мрачной, по-моему. Но тем и хороша.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
У певицы Наоко из Питера, которую арестовали сейчас на 13 суток, неделю назад вышел альбом, называется "Последняя песня". Инди-акустика под фортепиано.

Текст заглавного трека:

"Нет во мне больше света, нет больше звука во мне.
То, что ты слышишь — это просто разрыв изнутри.
Кожа горит, но холод все выел, и петь больней
Связки на дереве оставлю и брошу, смотри

Я больше не спою тебе, я предатель и ирод
В меня смотри,
Во мне тысячи дырок от пуль твоих
Лицемерных и ложных,
Заставь меня
Мой язык под подошву твою заткнуть,
Раздави мои руки,
Сломай меня, как бездушную куклу.
Я просто здесь полежу, не заплачу,
Мои слова
Все равно ничего не значат"
Дорндом — музыка перемирия.

Иван Дорн выгрузил альбом на все российские площадки, чтобы мы безнапряжно послушали, а в предпоследнем треке спел: "Я к вам лечу поставить знамя, и объявить войне войну". Что может быть яснее?

Альбом интересный даже не музыкой, а историей своего появления. Он должен был выйти весной 2022, но не вышел — по понятным причинам, — а вышел только сейчас, — вам понятны причины?

Сам Иван Дорн, видимо, почувствовал, что наступило другое время — ему виднее, и пока слушаешь, все больше ему веришь.

Добрый, пляжный, взрослый фанки-грув, — музыка без попыток обуздать моду, или поразить воображение — Дорн иронизирует над своим скуферством обложкой-залысиной, выдавая азбучный лаунж-трип, музыку для отдыха, волейбола и чилла. Тучи расходятся, перкуссия сыпет, басок гудит, грув стелит, все поют хором "хапкидо", и нету никаких причин ссориться, потому что все свои.

Конечно, Иван Дорн не приедет с концертами в Москву, мы вряд ли увидимся в ближайшие годы, но интернет-музыка затем и придумана, что ее можно послушать вот так — через расстояние, перепрыгнув границы, представив себе, как бы оно было, если бы мы жили в другом мире. Как ни странно, этот "привет" из прошлого дарит надежду на будущее — хотя бы на те 54 минуты, что альбом играет.

Любопытно, что именно сегодня вышел сингл Хаски под названием "Я объявляю вам войну". Он вообще про другое, но получился случайный ответ миролюбивому Ивану Дорну.

Это возвращает в реальность, но стимулирует еще много раз переслушать альбом Дорндом.
Кстати, про уличных музыкантов — вижу, инди-артисты разного уровня (в том числе вполне популярные) периодически практикуют уличные концерты. Замечаю это уже не первый раз. Смотрю сейчас серию про Андрея Волобуева (soltwine) — музыканта с сотнями тысяч слушателей, который рассказывает, как он периодически выходил выступать с концертами в центр Москвы, причем делал это без разрешения, убегая от полиции с комбиком в руках.

Могу понять, почему музыканты это делают. Уличный концерт — это, наверное, самый базовый формат выступления на протяжении истории человечества. Он сразу дарит бурю эмоций выступающему, а также зрителям, потому что сцена и зрительный зал могут образоваться в любом людном месте совершенно случайно. Музыканты делали так на протяжении столетий — просто выходили и пели, свои и чужие песни. Особенно это важно делать сегодня, по многим причинам.

Soltwine, наверное, идеальный артист для формата уличного концерта — я бы отнес его к волне "новых добрых". Он поет комфортные песни про кипящий чайник, жизнь с котом, сонную весну и юношескую любовь. Про кота, кстати, самая популярная песня — звучит, как ответ на песню про бобра, только про кота.

Очень хотел бы попасть на его уличный концерт. Жаль, наверное, уже не проводит.

А сериал "Громко и честно" советую посмотреть. Настоящая летопись нашей инди-сцены.
Встаю на защиту "плохих текстов" группы "Бонд с кнопкой", о которых разгорелась твиттер-дискуссия. Якобы, писать "свобода цвета кителя Сталина" — это зашквар и графомания. (Хотя на мой взгляд, это ироничный абсурд — ну сами вдумайтесь — свобода цвета кителя Сталина, ох).

Так, с точки зрения "правильности" можно докопаться до большинства текстов поэзии русского рока, как делали предыдущие поколения критиков, придумав мем про Синдром Поиска Глубинного Смысла. Глубинного смысла, якобы, на самом деле не существует.

Согласно этой логике, Илья Лагутенко, Дмитрий Порубов, Иван Демьян и Вячеслав Бутусов пели в свое время какую-то дребедень. "Смотpит в щелочку штоp на отpяд", — что это такое?
"В жёлтом облаке Сансары вертолёт страдает старый", — а это?
Я уже молчу про аллюминиевые огурцы, которые сажал Виктор Цой.

Думаю, большинство рокеров всегда писали свою лирику против академических правил, — с одной стороны от незнания этих правил, а с другой — просто в рамках дерзости жанра. И это всегда было совершенно нормально. По правилам пусть сочиняют студенты литинститута на парах, а художник может позволить себе выходить за пределы — и творить дичь.

Писать можно как угодно, ставя интересные слова в неожиданном порядке. Еще веселее — находить в этом смысл.

Далее процитирую свой старый пост про песню "Ты узнаешь ее" группы "Корни":

По сюжету песни, у девушки изумрудные брови, машинный-наскальный почерк, а профиль выглядит, как сон тишины (то есть, никак). При этом она любит пугливую речь и аппликацию леса, в вертикальной реке. Образ этот высечен в сердце ароматами гладиолуса, который не имеет запаха (то есть, не высечен).

И дальше припев: ТЫ УЗНАЕШЬ ЕЕ ИЗ ТЫСЯЧИ.

Во-первых это остроумно. А во-вторых — действительно романтично.
Это честный абсурдисткий текст в духе Велимира Хлебникова, с поправкой на поп-музыку. С гениальным расчетом — чтобы люди сидели перед телевизором и обсуждали, что это все означает.

Но разгадка заложена в мелодичном припеве — "Ты узнаешь ее" — и этот музыкальный панч должен быть понятен даже сухарям. Так описываются чувства глубоко влюбленного человека, у которого путаются слова и мысли.

Это песня про любовь. И она прекрасна.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Одна из самых необычных песен Игоря Николаева — "Программа передач на завтра", исполненная Александром Барыкиным.

Кроме легендарного припева — "Нет-нет-нет-нет, мы хотим сегодня", нужно признать, что это в целом гениально придумано и сделано. Многие вещи, которые в Советском Союзе проходили в формате "шутки", сегодня смотрятся офигенно.

Я напомню, на дворе 1986 год, публика еще не знает никакого Василия Шумова, а по советскому телеку творится уже вот такой диско-постмодерн.
Продолжаю смотреть сериал "Громко и честно", и если раньше они брали базовых инди-персонажей, то в четвертой серии сняли сюжет про челябинскую рэгги-панк группу Truckdrivers, абсолютно по-моему неизвестную. Что самое забавное, раньше группа называлась "Три лоха". Идеальное название, сразу хочется заценить, что же они там играют.

Песни группы четко делятся на два направления — суровое рэгги про панельки (очень по-челябински), и веселый панк-угар про разбитые витрины макдональдса (без негатива). Получается бешеное сочетание, если играет подряд — я ничего подобного никогда не слышал, но пока слушал, осознал, что одно другому не мешает, а даже очень подходит. Воистину, получилась уральская инновация — миксовать мошпит с безмятежным рэгги, поработал и отдохнул.

Без этого сериала я бы, наверное, их никогда не услышал — но кручу сейчас альбом "Делай, что должен, и будь, что будет", и даже радостно.
А это во всем мире такая истерия по симфоническим оркестрам, или только у нас?

(Афиша на ноябрь)