Русский шаффл – Telegram
Русский шаффл
43.8K subscribers
1.48K photos
461 videos
2 files
2.44K links
Музыкальный критик Олег Кармунин. @obs23

https://knd.gov.ru/license?id=676557d56aa9672b96f7ea9d&registryType=bloggersPermission
Download Telegram
Кстати, про уличных музыкантов — вижу, инди-артисты разного уровня (в том числе вполне популярные) периодически практикуют уличные концерты. Замечаю это уже не первый раз. Смотрю сейчас серию про Андрея Волобуева (soltwine) — музыканта с сотнями тысяч слушателей, который рассказывает, как он периодически выходил выступать с концертами в центр Москвы, причем делал это без разрешения, убегая от полиции с комбиком в руках.

Могу понять, почему музыканты это делают. Уличный концерт — это, наверное, самый базовый формат выступления на протяжении истории человечества. Он сразу дарит бурю эмоций выступающему, а также зрителям, потому что сцена и зрительный зал могут образоваться в любом людном месте совершенно случайно. Музыканты делали так на протяжении столетий — просто выходили и пели, свои и чужие песни. Особенно это важно делать сегодня, по многим причинам.

Soltwine, наверное, идеальный артист для формата уличного концерта — я бы отнес его к волне "новых добрых". Он поет комфортные песни про кипящий чайник, жизнь с котом, сонную весну и юношескую любовь. Про кота, кстати, самая популярная песня — звучит, как ответ на песню про бобра, только про кота.

Очень хотел бы попасть на его уличный концерт. Жаль, наверное, уже не проводит.

А сериал "Громко и честно" советую посмотреть. Настоящая летопись нашей инди-сцены.
Встаю на защиту "плохих текстов" группы "Бонд с кнопкой", о которых разгорелась твиттер-дискуссия. Якобы, писать "свобода цвета кителя Сталина" — это зашквар и графомания. (Хотя на мой взгляд, это ироничный абсурд — ну сами вдумайтесь — свобода цвета кителя Сталина, ох).

Так, с точки зрения "правильности" можно докопаться до большинства текстов поэзии русского рока, как делали предыдущие поколения критиков, придумав мем про Синдром Поиска Глубинного Смысла. Глубинного смысла, якобы, на самом деле не существует.

Согласно этой логике, Илья Лагутенко, Дмитрий Порубов, Иван Демьян и Вячеслав Бутусов пели в свое время какую-то дребедень. "Смотpит в щелочку штоp на отpяд", — что это такое?
"В жёлтом облаке Сансары вертолёт страдает старый", — а это?
Я уже молчу про аллюминиевые огурцы, которые сажал Виктор Цой.

Думаю, большинство рокеров всегда писали свою лирику против академических правил, — с одной стороны от незнания этих правил, а с другой — просто в рамках дерзости жанра. И это всегда было совершенно нормально. По правилам пусть сочиняют студенты литинститута на парах, а художник может позволить себе выходить за пределы — и творить дичь.

Писать можно как угодно, ставя интересные слова в неожиданном порядке. Еще веселее — находить в этом смысл.

Далее процитирую свой старый пост про песню "Ты узнаешь ее" группы "Корни":

По сюжету песни, у девушки изумрудные брови, машинный-наскальный почерк, а профиль выглядит, как сон тишины (то есть, никак). При этом она любит пугливую речь и аппликацию леса, в вертикальной реке. Образ этот высечен в сердце ароматами гладиолуса, который не имеет запаха (то есть, не высечен).

И дальше припев: ТЫ УЗНАЕШЬ ЕЕ ИЗ ТЫСЯЧИ.

Во-первых это остроумно. А во-вторых — действительно романтично.
Это честный абсурдисткий текст в духе Велимира Хлебникова, с поправкой на поп-музыку. С гениальным расчетом — чтобы люди сидели перед телевизором и обсуждали, что это все означает.

Но разгадка заложена в мелодичном припеве — "Ты узнаешь ее" — и этот музыкальный панч должен быть понятен даже сухарям. Так описываются чувства глубоко влюбленного человека, у которого путаются слова и мысли.

Это песня про любовь. И она прекрасна.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Одна из самых необычных песен Игоря Николаева — "Программа передач на завтра", исполненная Александром Барыкиным.

Кроме легендарного припева — "Нет-нет-нет-нет, мы хотим сегодня", нужно признать, что это в целом гениально придумано и сделано. Многие вещи, которые в Советском Союзе проходили в формате "шутки", сегодня смотрятся офигенно.

Я напомню, на дворе 1986 год, публика еще не знает никакого Василия Шумова, а по советскому телеку творится уже вот такой диско-постмодерн.
Продолжаю смотреть сериал "Громко и честно", и если раньше они брали базовых инди-персонажей, то в четвертой серии сняли сюжет про челябинскую рэгги-панк группу Truckdrivers, абсолютно по-моему неизвестную. Что самое забавное, раньше группа называлась "Три лоха". Идеальное название, сразу хочется заценить, что же они там играют.

Песни группы четко делятся на два направления — суровое рэгги про панельки (очень по-челябински), и веселый панк-угар про разбитые витрины макдональдса (без негатива). Получается бешеное сочетание, если играет подряд — я ничего подобного никогда не слышал, но пока слушал, осознал, что одно другому не мешает, а даже очень подходит. Воистину, получилась уральская инновация — миксовать мошпит с безмятежным рэгги, поработал и отдохнул.

Без этого сериала я бы, наверное, их никогда не услышал — но кручу сейчас альбом "Делай, что должен, и будь, что будет", и даже радостно.
А это во всем мире такая истерия по симфоническим оркестрам, или только у нас?

(Афиша на ноябрь)
Палю новые видео на новом музыкальном Ютубе, рассказываю вам.

Shuffle Chamber про Гранж. Классический телеграмер, музыкальный журналист Георгий Володин вышел в Ютуб с большим эссе про гранж. Классика формата.
https://www.youtube.com/watch?v=_QF99qdtRO0

Обзор на трилогию Мэрилина Мэнсона от любителя вайперов. Я, как фанат со стажем, посмотрел с радостью и умилением.
https://www.youtube.com/watch?v=3Er06ggZw-I

Зумер про раннего Мэрилина Мэнсона. Нравится подача. В натуре, Мэрилин Мэнсон — модная фигура современности.
https://www.youtube.com/watch?v=ir4YwaEQW7A

"Короче, слушай" делает обзор на "Чартову дюжину". Каналов, у которых в названии есть слово "слушать" уже несколько, и вот еще один — довольно бодрое начало, хорошая съемка, ролики выходят постоянно.
https://www.youtube.com/watch?v=IC6dksj_4KA

Грустный рассказ про группу "Високосный год" от Никитина.
https://www.youtube.com/watch?v=2NW5pS9mRiA

Почему Юрий Антонов звучит круто? На канале "Звучит круто" все видео о том, почему тот или иной звучит круто. Про Антонова особенно круто.
https://www.youtube.com/watch?v=Zr49JcQ0VNY

Ганз Грибочек о том, почему русский рок — говно. Опрос у магазина "Кастл-рок". Сам формат уже замечательный, напоминает ранний Ютуб, давно такого не было.
https://www.youtube.com/watch?v=V9dGRXpzDkc

"Русский рэп — говно". Рассказ от релоканта, который выяснил, что в русском рэпе в основном все украдено. Количество примеров радует, в целом видео про "плагиат" не мой любимый жанр, но тут вполне уместно.
https://www.youtube.com/watch?v=b_OK-Jth6DM

Ну а вот, как выглядит западный музыкальный ютуб. Продакшен, до которого нам еще далековато. "6 секунд которые поменяли музыку". Все знают историю про драм-семплы, но видео сделано, как музыкальный трек — его надо прям слушать. Вершина.
https://www.youtube.com/watch?v=9zmEDzsMkqE

Если есть еще каналы и видосы — кидайте.
Субкультура «Шура»
целое поколение мечтает вернуться в зиму 2021 года
Вечное возвращение.

Сначала были десятилетия — шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые. Общий взгляд на эпоху, который породил индустрию продажи ностальгии.

Потом было приближение — стали выцеплять по годам — девяносто девятый, две тысячи седьмой, чуть позже — 2017. Анализ под лупой. Я думаю, в коллективной памяти еще не раз всплывет какой-нибудь важный год, и все будут о нем думать.

Новая тема — заценивать сезоны— теперь поколение вспоминает зиму 2021-2022 и ее микро-тренды.

Мне нравится эта штука, потому что она уже не про ностальгию, а про современность. Чем лучше ты шаришь, что и когда происходило, тем яснее видится, чего теперь нету. Это важно разбирать на части, потому что иначе все забудется, и жизнь застынет в формалине.

История только для плохих школьных учителей состоит из дат. На самом деле она состоит из явлений, которые происходили, пока на них никто не обращал внимание.

В этот фрактал можно погружаться бесконечно.
2025 — лучший год в русской музыке за восемь лет.

Я не могу отделаться от ощущения, что в этом году у нас случилась огромная музыкальная революция, как в 2017, или даже больше.

У нас появилось немыслимое количество новых артистов, а старые артисты выпустили фантастически крутые альбомы — именно в этом году. И каждую пятницу список обновляется — становится только больше и лучше.

Только сегодня вышли Рушана, Золотые зубы, Союз и Глум — прям большие альбомы, великолепные. Неделю назад вышел Дорн и Бонд с кнопкой. Вчера вышел клип пазнякса с букером (офигительный). В рэпе в целом происходит культурная революция, тут одно только перечисление займет экран.

Это особенно удивительно наблюдать, учитывая мировой хаос, войну и ежедневный кошмар новостей. Наверное, правы были те, кто считал, что художнику лучше пишется в суровые времена. Наверное, так устроено — погода была ужасная, принцесса была прекрасная. Страшно и радостно представить, что нас ждет дальше, и куда это все занесет.

Если это называется "темные двадцатые", то звучит оно уже гораздо лучше, чем "светлые десятые", или "сытые нулевые".

Я ужасом и радостью смотрю в будущее.
В прошлом году, когда у меня спрашивали про любимую песню, я почти не раздумывая называл "Я буду жить" Еркатта, — в определенный момент это дошло уже до автоматизма, и я понял, что пора придумать другой ответ. Однако "Я буду жить" мне правда очень нравится, наверное, она стала одной из ключевых песен пятилетия лично для меня.

Последняя серия "Громко и честно" (раз уж начал, надо досмотреть) — про Еркатта, и он просто лучший. Мне иногда странно видеть, как артистов насильно впихивают под выдуманные тренды, но Еркатт и правда "новый добрый" — настолько добрый, что хочется прямо укутаться в его музыку, и светлый настрой.

Самое забавное, что он начинал с "кальянного рока", и первый его трек — "Волк убийца", как он сам говорит, музыка для того, чтобы поняли ребята из родного поселка. Сначала так, а потом уже можно усложнить.

Хотя новая музыка Еркатта, мне кажется, понятна абсолютно любому человеку.
Наконец-то я дожил до момента, когда этот клип выглядит, как будто его снимали модные ироничные клипмейкеры в 2025 году.

https://www.youtube.com/watch?v=lNjNeR0bcdQ
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Прикольный у Жанны Агузаровой был альбом с Василием Шумовым. Почему-то его обычно пропускают, хотя это абсолютно уникальный коллаб. Записан во время эмиграции, в Лос-Анжелесе в 1993 году.

Тут жесткое синтезаторное мясо, сделанное на абсолютном лоу-фай саунде, — слышно, что писалось в дешевых условиях, буквально на коленке, на одном синтезаторе, но звук почти не состарился, особенно с учетом современной истерии по винтажу.

Тексты абсурдные, свойственные Василию Шумову (он автор всего альбома), — однако в исполнении Жанны Агузаровы, слушать их особенно весело, гораздо лучше, чем в исполнении самого Василия Шумова.

"Лифт, лифт, два раза в день.
Утром вниз, вечером вверх" — и так много раз.

Видно, что человек находился под впечатлением от группы Крафтверк, и пытался под электронную музыку писать машинные тексты, чтобы сделать, как бы, метафору технологичной эпохе, компьютерам, и однообразию серых будней.

Это мы понимаем. Однако шутку нельзя повторять пятьдесят раз. Она просто задалбывает.

Впрочем, Директор всего со мной поспорит.

"Одинокий Сергей" — лучший трек по-моему.
Для дела надо. Какие самые крутые русские музыкальные АЛЬБОМЫ с 1991 по 2025?

(первую полку не берем)
Наверное, этот итог уже можно подводить.

Концерт Zventa Sventana — лучший, на котором я был в этом году.

Вообще, на лайвах я всякое видал — мошпит, слэм, серкл-пит, "стену смерти" — или просто перетаптывание с ноги на ногу от долгого стояния. Чего я не видел (и не слышал) — чтобы половина зала начинала выделывать кадриль, взявшись за руки, пока умельцы артистично высвистывали в такт.

Кто умел — шел вприсяд, словно артист балета Игоря Моисеева. Кто не умел — просто улыбался. Я тоже стоял, полностью офигевая от происходящего. Такого я, конечно, не ждал. Было полное ощущение, что это не концерт в центре Москвы, а народные масленичные гуляния где-нибудь в Костроме.

Про русскую музыку принято говорить, что она грустная, и это отчасти справедливо. В представлении обычного человека русская народная песня состоит из протяжного репертуара про березку, ивушку и платочек. И отчасти современный тренд на возрождение Кадышевой — это попытка найти в русской музыке веселье.

Но я не имел понятия, что настоящий движ происходят на концертах Юрия Усачева и Тины Кузнецовой.

В прошлом году, когда я записывал интервью с Усачевым, я попытался с ним быстренько поболтать про русский фолк, но он почти отказался, сославшись на то, что для этого нужна отдельная встреча, — слишком большая тема.

И теперь я окончательно понял, почему.

То, что он делает сейчас в Zventa Sventana — это почти научная работа, деконструкция и реконструкция исконной русской музыки, "в современном звучании" — но не в том "современном звучании", как принято говорить про танцевальную аранжировку резиновой попсы.

Юрий Усачев и Тина Кузнецова дают русской музыке настоящего джаза — а такое надо еще поискать. Такого по-моему вообще никто не делал в истории нашей отечественной сцены.

Гениально абсолютно, фантастически музыкально и, главное, весело.

У меня нет видео концерта, потому что я ни разу не достал телефон.
В какой момент музыканты становятся бумерами?

Где та поворотная точка, когда юный музыкант вдруг понимает, что теперь он будет петь про старенькое? Про то, что "помните, раньше были времена", — айсикю, челки, эсэмэски и виджей чак. Это происходит однажды утром — он просыпается и понимает, что состарился? Или как?

Вот была группа — Джейн Эйр, которая в свои лучшие годы (в 2002, а не 2007) делала хамский нюметал про секс, вещества и безумие. Полнейшее мясо. Я помню, некоторые одноклассники даже скрывали эту музыку от родаков, потому что иногда звучало слишком нецензурно.

Прошли годы. Джейн Эйр выпустила альбом, на котором есть песня, пропитанная добренькой атмосферой "ностальгии", с использованием мема, который задолбал уже лет восемь назад. Это фиаско, братан. Лол вообще, омг, фейспалм.

Я считаю, что песни "про старенькое" это очень плохой симптом для музыканта. Однажды выпустив ностальгическую песню для стариков, люди как будто добровольно отправляют себя в бесконечное плавание по ретро-дискотеке.

Выбраться оттуда почти невозможно.