Русский шаффл – Telegram
Русский шаффл
43.9K subscribers
1.48K photos
463 videos
2 files
2.44K links
Музыкальный критик Олег Кармунин. @obs23

https://knd.gov.ru/license?id=676557d56aa9672b96f7ea9d&registryType=bloggersPermission
Download Telegram
1988 год, хэви-металлическая группа "Магнит" исполняет антисталинский хит "Мы живем, под собою не чуя страны" на стихи Мандельштама.
https://www.youtube.com/watch?v=UnzwlEJUdHg

В клипе лидер Магнита просыпается под "Широка страна моя родная", на стене висит картина девушки. Лидер Магнита присматривается — а это не девушка, а Сталин! Музыкант кричит, весь экран заливает кровью.

Начинается песня. Под тяжелый металл лидер "Магнита" убегает из дома, на улице толпа с авоськами стоит в очереди за хлебом. Все очень мрачно. Музыкант бегает по трущобам, желая спастись, но красное изображение Сталина преследует его до конца.

Что ни казнь у него — то малина,
И широкая грудь осетина.

Это не какой-то кассетный андеграунд вроде группы "Коммунизм", выпускался "Магнит" фирмой грамзаписи "Мелодия". Не устану повторять, что поздний СССР был в тысячу раз свободнее, чем нынешняя РФ.
Клевая новость — на "Дикую мяту" приедут иностранные продюсеры, чтобы отсматривать наших артистов и двигать их на Западе и Востоке. У Монеточки и Нейромонаха Феофана появится шанс прийти на рынок Китая и Европы. Я думаю, это самый логичный следующий шаг, потому что Россию русская музыка уже переросла — пора идти дальше, начинать экспансию.

Шоукейс называется Mint Music Showcase и организуется при поддержке компании «МегаФон». Оператор оплачивает приезд иностранных продюсеров и отправку на гастроли тех наших музыкантов, кого выберут.

Знаете, в последнее время у западных продюсеров была мода приезжать в глубокую африканскую дыру, откапывать там музыкантов, которые играют в поле на детском синтезаторе и везти их на большие фестивали. Тем временем в России выросла и встала на ноги шикарная сцена.

Отлично.

С новостями шоукейса можно будет познакомится в социальных сетях артистов по хэштегу #MegaFon_Vibe
Лидер Little Big Илья Прусикин в интервью Собчак подтвердил все наши догадки про триумф русской музыки.

— Дело в том, что украинские и русские ребята делают музыку гораздо лучше, чем в Европе. В Европе же не осталось звезд. Только старые мэтры вроде H.I.M. и Rammstein, которых я тоже очень люблю. А в целом с музыкой проблемы. Поверьте мне, мы выступаем на всех больших фестивалях и слушаем главных звезд какой-нибудь Франции — и это прямо дичь. В Европе музыке она как бы ну такая. Россия сильно впереди. Вы даже не представляете, насколько.
Песня "Метро" Високосного Года, несмотря на интонацию доброго радиоведущего, — страшная. Она про тридцатилетних потерянных людей, мужчину и женщину, которые живут в своем сером маленьком мире, ездят по серой ветке от Альтуфьево до Пражской, чтобы периодически друг с другом тайно переспать. Им это не доставляет уже никакого удовольствия. Все ушло, осталась привычка. Они устали.

Это песня про разбитые надежды. Про то, что жизнь состоит из рутины, которая настойчиво, день за днем, перемалывает все ваши лучезарные подростковые мечты. Про то, что даже любовь превращается в ежедневность. Про то, что в какой-то момент вы просыпаетесь утром и понимаете, что уже 5 лет подряд просыпаетесь утром на этом же месте, но за это время ничего не поменялось.

Да и Илья Калинников поет так, будто устало разговаривает. От "Високосного Года" у меня всегда было ощущение, что поет добрый, но глубоко уставший человек.

Земля пухом.

https://www.youtube.com/watch?v=zgtO2jfCeiU
Приехал в Екатеринбург, здесь оказывается живы огромные музыкальные магазины с дисками. Нашел там альбом с лучшей обложкой века.
«Уральская ночь музыки» по масштабу как день города. В центре Екатеринбурга на каждом углу активности. На площади играет оркестр виртуозов, в уютном барчике — джаз, в сквере пляшут рейверы, в Ельцин-центре — пост-панк. Ходишь между ними, пьешь сок, кайфуешь. Туда зашел, сюда зашел, везде побывал.

Так идея выглядела на бумаге.

На деле получилось иначе.

На фестивале «Уральская ночь музыки» нельзя было попасть абсолютно никуда. Да, на каждом углу активности, но в любую забегаловку стояла огромная очередь. Чтобы купить попить, нужно отстоять 20 минут, чтобы пописать — 40. Это настоящий фестиваль очередей.

Людей было так много, что я не смог попасть даже на группу «Перемотка», которая впервые в своей жизни увидела в зале абсолютный аншлаг. Зрители висели на люстрах, как будто это последний концерт на земле.

Что уж говорить про более популярных артистов. Огромные тучи народа заполонили все центральные площади. Не было даже разговора о том, чтобы прийти и посмотреть Little Big. Не мечтайте! За концерты нужно страдать. Так вынуждала логика фестиваля и полное отсутствие на улицах полиции. Добрым людям приходилось звереть, пролезать через ограждения, распихивать детей локтями, идти по головам, драться, чтобы с расстояния сто метров увидеть силуэт знаменитости.

Самая жара случилась на рэп-сцене, где из-за давки отменили выступления Хаски и ЛСП. Толпа отвечала в тысячу глоток: «Ор-га-низаторы пи-да-ра-сы!» Это было логичное завершение безумного вечера.

Фестиваль «Уральская ночь музыки» — воплощение мема про ожидания и реальность.
По итогам провального Ural Music Night в администрации Екатеринбурга жара. Летят головы, люди лишаются работы. Пиарщики пытаются бороться с негативом в СМИ. После фестиваля все пишут про давку и отмену концертов Хаски и ЛСП, а не про то, как чудесно выступили Brainstorm на рассвете.

И вместо того, чтобы сказать правду: "простите нас, мы обосрались", дирекция Ural Music Night начинает врать.

Вот что сказал директор фестиваля Евгений Горенбург про отмену концерта Хаски: «Каждый хедлайнер для такой толпы – безусловный авторитет. Если он попросит – люди его послушают. Мы обращались к Хаски с просьбой утихомирить толпу, однако он отказался. Кстати, это многое говорит о его отношении к поклонникам. Чтобы избежать действительно серьезных последствий, мы приняли такое решение».

Евгений Горенбург не считает, что перед сценой нужно нормально организовать пространство, чтобы не было давки. Нет. Он обвиняет в срыве концерта хедлайнера фестиваля! Оказывается, тот не призывал быдло успокоиться.

Ну и кто к вам после этого поедет?

Но Евгений Горенбург нагло врет. Потому что любой человек, который владеет интернетом, может убедиться, что Хаски в своей манере призывал толпу успокоиться. Таймкод: 20:01
https://vk.com/video?z=video-53911449_456244977%2Fpl_cat_updates

Ural Music Night — позор Урала. Музыканты, не участвуйте в этом фестивале. Если вдруг организаторы опозорятся, все косяки повесят на вас.
Пора разбивать стереотипы. Послушайте психоделический инди-фолк из Грозного.
https://www.youtube.com/watch?v=9Q-jBs8jOV8

Песни совершенно очаровательные. Как будто написаны не на юге России, а на севере Англии. Про любовь и природу. Про птиц и рыб. Тихие, умиротворенные. Дуэт периодически дает концерты в местных заведениях, что находятся на проспекте Путина (в Грозном есть такой проспект).

Если честно, от слова "Грозный" у меня до сих пор детская травма. Ассоциации работают и спустя 20 лет. Наверное поэтому совершенно заурядный инди-фолк я слушаю затаив дыхание, пытаясь расслышать в нем призраки прошлого.

И вдруг мужчина поет: "Если природа решит на время умолкнуть, с ней умолкнут и дети войны".

Я вздрагиваю.

Группа ВК
https://vk.com/eccho_islands
Первый концерт The Prodigy в России состоялся в 1995 году и страшно провалился. Есть очень смешное видео, где Лирой, Флинт и Максим пляшут перед пустым залом и изображают энергетику.

Смотреть с 30 минуты:
https://www.youtube.com/watch?v=K-ng8AE0sO0

У группы тогда была фишка — Флинт выкатывался в толпу в надувном шаре (зорбе), а люди его подхватывали. В России было некому подхватить, публика состояла из 50 сонных торчков. Это был полный провал.

Организовал выступление промоутер и любитель техно Евгений Жмакин. Он лично договаривался с группой и гордился тем, что привозит в Россию модную музыку. Но сделано все было из рук вон плохо: выступление прошло в 2 часа ночи с четверга на пятницу, билеты стоили 20 долларов (безумно дорого). В общем, убытки были большие.

Деньги на концерт давал один серьезный бизнесмен, он не особо обеднел. А вот Евгению Жмакину пришлось невесело. По странному стечению обстоятельств примерно через полгода промоутер погиб в автокатастрофе.

Жмакин так и не узнал, что совсем скоро группа Prodigy станет русскому уху ближе Аллы Пугачевой. Кассеты будут продавать в каждом лотке у метро, а переполненная Манежная площадь будет биться в истерике под Smack My Bitch Up. В общем, какая-то тотальная несправедливость и печаль.
На переднем плане — Евгений Жмакин, промоутер первого концерта Prodigy в России.
Интересно, почему все попсовые клипы середины нулевых были адски жёлтые? Мода всегда необъяснима, но это было прямо какое-то помешательство.

Смотришь Эмтиви и каждый раз чувствуешь себя дальтоником. Хорошо, что так больше не делают.
Посмотрите самый наркоманский клип группы "Сплин" на жуткую песню — "Мотоциклетная цепь". Его не крутили по телевизору, потому что такое нельзя показывать никому.

В былые годы Саша Васильев с подачи своего друга автора «Масяни» Олега Куваева увлекся мультипликацией. На официальном сайте группы он выкладывал трешовые мультики в стиле галлюцинаций под ЛСД. Один из них стал клипом.

Васильев с гордостью описывал видео так: "Здесь полностью компьютерная графика — бегают пятьсот Мэрилинов Мэнсонов с хвостами и лапами. Супер нарисовано".
https://www.youtube.com/watch?v=C4QfwQm6gnU
Кстати завтра в павильоне "Книги" на ВДНХ покажу и обсужу всякие новые, не самые очевидные русские клипы.
https://fgbuk-gmvts-rosizo.timepad.ru/event/1009248/

Приходите, если вечером делать нечего.

У нас с организаторами лекции сначала было недопонимание. Ребята попросили набрать крутые новые русские клипы, "которые должен увидеть каждый", но у которых нет миллиона просмотров. Эта задачка даже меня ввела в ступор, так как крутые клипы, которые должен увидеть каждый, по любому имеют миллион просмотров.

А дальше у нас начался идеологический спор о том, что такое настоящее искусство и должно ли оно быть популярным.

Продолжение спора — в павильоне "Книги".
А послушайте совершенно лютый индастриал-рэп. Я редко встречаю музыку, которая отличается от общего потока однообразной жвачки, но это очень здорово.

Молодому музыканту zavet было скучно читать обычный рэп для школьников, поэтому он вооружился отбойным молотком и начал крошить им рэп-минуса, которые продаются Вконтакте 4 рубля за штуку. Он разрубил их всех на части и из обломков построил свой ржавый, черный, острый звук.

zavet — невозможно прекрасная музыка, как атомный взрыв в американских фильмах.

Ну и главный хит — "атака". Трек, который расстреливает слушающего из пулемета. "Некогда здесь, некогда там, некогда ТАТАТАТАТАТАТА!"
https://youtu.be/QNaRDrvy9Qo

Неплохо.

Группа ВК
https://vk.com/zavetzavet
Путешествие одной идеи.

27 мая
Олег Кармунин, подкаст "Русский шаффл":
— В 2011 году я приехал на Пикник "Афиши" и изумился, как там все замечательно. Это было очень приятно. Сейчас этот стиль называется "собянинским". Сегодня в Москве ты приходишь в любой парк он похож на старый пикник "Афиши", только без музыки. А тогда это было что-то новое. И люди приходили туда семьями послушать музыку, поиграть в пляжный волейбол и поваляться на солнышке, потому что нигде больше такого не было.
Мне очень интересно думать, что у нашего поколения был фестиваль в виде семейного праздника — пикника. Хорошего, приятного времяпрепровождения без алкоголя. А у современных подростков — фестиваль под названием "Боль", который проводится в индустриальных, страшных местах с пивом.

7 июня
Александр Горбачев, пост в ФБ:
— Это уже общее место: реформа имени Сергея Капкова превратила ЦПКиО, бывший неуютным темным пятном на карте города, в ежедневный Пикник «Афиши». Вскоре этот же подход распространился на пространство Москвы в целом: благоустройство, велодорожки, ресторанный бум и прочие дела — всем друг с другом как будто бы и правда удобно. <...> «Боль» — это именно что про этот зазор, разлом, разрыв ткани московской повседневности, прекрасно научившейся маскировать вполне реальные бесприютность, отчаяние, бесправие и тлен. «Боль» создает не зону комфорта, а именно что зону ДИСКОМФОРТА. Симптоматична сама среда, в которой проходит этот фестиваль, — это не садово-парковые идиллии, это суровый асфальт, фабричные углы, рабочее движение.

8 июня
Николай Овчинников, "Афиша Дейли":
— Долгое время все — и мы в том числе — пропагандировали фестивальную культуру как часть городского досуга, где вместе с музыкой ты получаешь сотни новых развлечений, от фуд-корта до каких‑нибудь занятий по рисованию. Это правильно, это сбалансированный досуг для выходных. «Боль» не про это. «Боль» только про музыку. «Боль» — это реакция на реакцию: он появился в середине 2010-х, когда всем было не до музыки, он разросся из условно маргинального действа до трехдневного фестиваля с кучей спонсоров, но при этом не растерял своего отшельнического шика. Это поиск новой музыки в токсичном поле. Симптоматично, что поиск этот происходит в декорациях рок-клубовских: неуютный ДК, неуютные дворы, суровый советский брутализм и конструктивизм.

Так рождаются легенды.

Пятый фестиваль "Боль" стал легендарным.
Составил сборник новых замечательных русских песен для «Яндекс.Музыки».

Послушайте.

Тут о каждой композиции хочется написать эссе.

https://music.yandex.ru/users/russhuffle/playlists/1004
Интересно, почему у группы Pussy Riot всегда настолько отвратительные клипы и чудовищная музыка? Не понимаю. Им же открыты все возможности для создания самых крутых песен и клипов на свете. У них есть деньги, слава, их любит певица Мадонна и Хиллари Клинтон. Но каждый новый клип и песня Pussy Riot — позорище, вроде видосов, которые снимают офисные сотрудники для корпоратива.

Новый их клип — теперь с закосом под "Айспик".
https://www.youtube.com/watch?v=ss3ON0KKMN8

Стоит заметить, что Pussy Riot — лучшие из нас. Современные художники. Люди, которые знают, кто такой Жак Лакан разбираются в "Эстетике" Аристотеля. Философы из МГУ. Уж кто как не они должны показывать нам настоящий видео-арт, расширять сознание и ломать шаблоны.

Но так выходит, что даже у гопнического Элджея видео-арт лучше, чем у Pussy Riot.
Последнее появление Евгения Моргунова в роли Бывалого было в клипе "Дайте народу пиво". Клип группы "Зодчие" — издевательство над горбачевским "сухим законом". По сюжету Моргунов лежит на больничной каталке и умирает. Кадры перебиваются хроникой веселых музыкантов, праздничных шествий и партийных съездов. В конце клипа Моргунову приносят пиво, он радуется, надевает фрак и начинает смачно выпивать и закусывать. Но потом оказывается, что это предсмертная галлюцинация.

https://www.youtube.com/watch?v=axm_5KbVzJk
В одном из старых интервью Юрий Лоза поделился схемой откатов в шоу-бизнесе и рассказал, почему большие компании спонсируют артистов:

— Можно "законтачить" [артиста] с человеком из какого-нибудь крупного банка, крупной нефтяной или торговой компании. И чтобы этот человек из фирмы сказал на совете директоров: "Пора бы нам, ребятам, заработавшим много денег, поделиться с неимущими или поддержать российскую культуру. Давайте поддерживать артиста Б." Фирма выделяет под этого артиста деньги. Продюсер треть этих денег запускает на раскрутку артиста Б., треть тратит на себя и треть в виде отката возвращает человеку, который лоббирует в компании его интересы.

Есть другая схема – это когда фирма просто решила поддержать артиста без всякого отката. [Продюсерам] самое главное — развести лоха. Людям из больших компаний говорят: "Артист раскрутится, станет популярным и любимым публикой. А вы получите бесплатную рекламу на его концертах. А на самых пафосных выступлениях он вас выставит генеральным спонсором, и вы выйдете и на сцене с ним обниметесь".

Большинство таких денег идет артистам, которые и так неплохо себя чувствуют. Но им еще больше денег дают, потому что с ними можно постоять, обнявшись на сцене, вынести им огромный букет цветов.
Александр Гудков снимает странные клипы. Он берет обычные виды маленького городка — бабушек с укропом, гопников в девятке, рассаду в багажнике, мужиков у шиномонтажа, носки с сандалиями, и запихивает все это в клип Димы Билана.
https://www.youtube.com/watch?v=DpgKfbr6f88

Это такой новый юмор, основанный на несоответствии гламурного Димы Билана и настоящей, немытой России. Ведь как мы знаем, Дима Билан не может оказаться среди обычных людей на улице. Он не ходит в "Ашан" и не покупает там туалетную бумагу. А в клипах Александра Гудкова ходит и покупает. Даже больше — лежит посреди прилавков в смешных штанах, с прической под горшок, с дебильными усами.

Что заставляет Александра Гудкова снимать такие клипы? Моя версия — он продает жителям Москвы давно забытый ими провинциальный шик. Москвичи уже окончательно охуели со своей плиткой, фестивалями варенья, велодорожками и бесплатным вайфаем в метро. Их мир невыносимо скучный, как стеклопакет. Им хочется чего-то гадкого. Нажраться в придорожной забегаловке и орать в три часа ночи про белые розы.

Александр Гудков тут как тут. Он напоминает москвичам, что где-то есть огромная страна. Там носят леопардовые лосины и открывают пиво зажигалкой. Великая, забытая страна.