Русский шаффл – Telegram
Русский шаффл
43.9K subscribers
1.48K photos
463 videos
2 files
2.44K links
Музыкальный критик Олег Кармунин. @obs23

https://knd.gov.ru/license?id=676557d56aa9672b96f7ea9d&registryType=bloggersPermission
Download Telegram
Друзья! Скоро премия Jager Music Awards.
С этого дня на сайте www.jagermusicawards.net стартует прием заявок. Участники будут бороться за главный приз в области независимой музыки. 
Их ждут 10 номинаций и еще больше призов в категории Young Blood. 56 членов экспертного совета и тысячи онлайн-голосов определят музыкальных лидеров момента, а также героев будущего. 
 
Новинка этого года — кураторы. Звезды нашей независимой сцены, чьи песни вы слушаете на репите. Вот они: https://www.youtube.com/watch?v=1Rvml7IpEbY
Антоха МС, Mujuice и участница «Хадн дадн» Варя Краминова составят свой лайн-ап артистов, которые выступят на итоговой церемонии Jager Music Awards.
 
23 сентября старт голосования. Не пропустите. По его итогам, мы узнаем, кто записал лучший альбом, снял лучшее видео, стал лучшим артистом в своем жанре. И какое событие стало ключевым в этом году.
Подробности — скоро. Заходите на www.jagermusicawards.net, там все есть.
Я работаю скаутом Universal Music Russia и постоянно ищу новых артистов. И это очень тяжелая, конкурентная работа.

Дело в том, что музыканту на Руси сегодня живется замечательно. Лейблы сшибают друг друга с ног, пытаясь найти и подписать очередного рэпера, который 5 минут назад научился читать.

Вы представить себе не можете, какими промышленными масштабами в стране рекрутируют новых артистов. Подписывают всех! Человек еще не успел вылупиться, записал один неплохой трек, а ему уже суют котлету денег, называют открытием года, распихивают по стриминг-сервисам.

Музыканты быстро просекают правила шоу-бизнеса и начинают наглеть. Они вкладываются в одну хорошую демку, рассылая ее веером во все инстанции. Собирают все ответы, ходят на переговоры и выбирают наиболее выгодные условия.

Но даже подписанные музыканты продолжают озираться по сторонам и грозиться уйти. И уходят сразу, как находят лучшее предложение. Контракты сегодня травоядные и краткосрочные, так что все происходит быстро и безболезненно. И музыканты всегда остаются в плюсе.

Зуб даю, что любой 20-летний рэпер с 20 тысячами подписчиков подписан на мэйджор-лейбл. В инстаграме он улыбается и флексит. Он — король жизни.

Так устроена российская сцена в 2019 году.
«Я Лиза и я не крутая, я даже джинсы не ношу. Катаюсь только на метро и трамвае, контрольные по алгебре плохо пишу», — так пела Монеточка несколько лет назад. Сегодня она, верхом на единороге, гарцует по пустыне Блэк-Рок на самом люксовом фестивале мира Burning Man. Сгонять туда стоит около $5000, не считая единорога.
Муд-видео — самый недооцененный жанр попсовых музыкальных клипов. Под них на Ютубе создают специальные каналы, которые набирают сотни миллионов просмотров. Масштабы явления потрясают.

Муд-видео — это едущие по безлюдной дороге, как на кавказской свадьбе, тонированные дорогие автомобили. Под эту картинку идеально ложится абсолютно любая попсовая песня нашего времени. Вот самый характерный пример:
https://www.youtube.com/watch?v=HsZ91GNGQ40

Пока у попсового артиста нет денег снять клип, за него выпускают муд-клип народные умельцы. Берут кадры едущего автомобиля БМВ и накладывают музыку. Результат — 16 млн просмотров. Население города Москвы.

И вся страна, затаив дыхание, смотрит на эти черные, страшные автомобили, которые беззвучно рассекают ветер. Потом нажимает репит и смотрит снова. О чем думает моя страна? О том, что так едет начальство? Обычный человек ведь не имеет ничего общего с водителем этого автомобиля. Зачем такие видео смотрят?

В последнее время стало модно смеяться над провинцией. Саша Гудков снимает бабок с авоськами, дядек в алкоголичках и гопников, как будто все эти типажи до сих пор актуальны. Все самые передовые клипы снимаются в коровнике, по щиколотку в навозе. Так модно.

А в деревне, тем временем, люди смотрят на чистые, черные, блестящие автомобили, которые катят по идеальному асфальту в рассвет. Это особый вид русской народной медитации.
В начале карьеры группу «Руки вверх» слили с лейбла, потому что не увидели в ней коммерческих перспектив.

«Руками вверх» тогда занимался продюсер Андрей Маликов. Он пристроил своих подопечных на танцевальное подразделение «Союза» — Electric Records. Там группа записала свой первый хит «Студент». Но песня слишком отличалась от формата лейбла, была попсовой и несерьезной. От группы стыдливо избавились.

Даю слово продюсеру Андрею Маликову:

— В ноябре 1996 года я встретился с Александром Яковлевым, директором Electric Records, подлейбла студии «Союз». Материал ему понравился, и он взял группу к себе. Однако, Яковлев занимался тогда электронно-танцевальной, клубной музыкой. А ребята делали романтический поп. Когда альбом «Дышите равномерно» уже был готов, Яковлев, видимо, испугался ответственности и передал проект в ведение вышестоящей организации – студии «Союз». Когда я позвонил Алёне Михайловой, которая должна была заниматься «Руками», выяснилось, что она даже не может найти нашей кассеты – после недолгой беседы она попросту попросила перезвонить дней через десять. Я не мог столько ждать.

Вот так главную сенсацию попа 1990-х слили с главного лейбла. Это, конечно, немыслимая история. Первый альбом группы выпускался на лейбле J.S.P.
https://www.youtube.com/watch?v=tIC2YV7SPXk
Наталья Ветлицкая возвращается в Россию из Испании. Желтые сайты пишут гадости, что у певицы нет денег, что она гастарбайтер, едет на заработки чесать концерты.

Я не верю в это. Я думаю, все наоборот. Это Наталья Ветлицкая делает одолжение России, возвращаясь.

Россия много лет звала Наталью Ветлицкую намеками. Наши гламурные видеографы пересматривали ее клипы, музыканты пели ее песни, журналисты писали лучезарные биографические полосы. Много разных певиц мелькало в девяностых, но в памяти народа осталась одна — сияющая Наталья Ветлицкая со знаменитой улыбкой чеширского кота.

Теперь Наталья Ветлицкая услышала наши воздыхания. Она, так уж и быть, возвращается домой, где ее ждет денежный тур.

Осталось только выкупить у Андрея Зуева песню «Посмотри в глаза». Потому что сейчас Наталье Ветлицкой ее петь нельзя. Не с новыми песнями же она поедет, правильно?
Я всегда был противником русских, поющих на английском. Всех, кто присылает мне свои англоязычные песни, я разочаровываю. Говорю: "Извините, это не ко мне".

Я давно убежден, что петь надо на родном языке. Не каждый способен написать даже нормальный русский текст, с чего люди решили, что могут сочинить что-то приличное на иностранном? Аргумент всегда очень смешной: "Мне так проще". Ну а самое простое, наверное, ничего не писать. Почему должно быть проще?

Теперь я работаю в русском подразделении компании Universal и подтвердил свои убеждения статистикой. Когда нам на прослушивание присылают какой-нибудь отечественный англоязычный инди-рок, песню не дослушивают до трети и молча выключают. Пытаться раскрутить таких людей сложнее, чем вывести в чарты рэгги. Это нерентабельно и нерыночно.

Обычно защитники английского языка приводят в пример меметичную группу Little Big. Они говорят: "А как же Ильич? Он же поет на английском!"

Что тут можно ответить? Группа Little Big успешно продает на Западе восточнославянский трэш. Они стригутся под гопников, танцуют с балалайками, хлещут водку и стреляют из автомата Калашникова. Они экспортируют самые лютые мифы о России, доводя их до предела. Однако все, кто приводит в пример эту сумасшедшую группу, защищая английский язык, играют обязательно какой-нибудь дремучий софт-рок. Самую унылую музыку в мире.

Поэтому вот мое наставление еще раз: не пойте на английском.
Менеджер начинающего рэпера прислал мне свой маркетинг-план.
Смотрите, какой хороший гуманитарный проект. Ко дню глухих трое молодых музыкантов — Луна, Эрика Лундмоен и Феликс RSAC Бондарев дали интервью о том, как они сочиняют музыку, что их вдохновляет на это, а также рассуждают о природе звука и тишины.

Некоторые моменты видео прямо очень пронзительные. Например, во время интервью Феликс Бондарев признался, что он глухой на одно ухо и поэтому не может сводить музыку в наушниках. Я, например, не знал.

Да и мало кто помнит, что вокруг нас тысячи слабослышащих людей. Их повседневный быт никого не интересует. Только иногда случается, когда заказываешь такси и в приложении написано: «ваш водитель — слабослышащий». Только тогда вспоминаешь.

Помните о глухих не только в день глухих. Будьте внимательны к ним.
Продюсер Гречки Александр Ионов выступает, как эксперт. Он знает, где искать будущих звезд инди-сцены.
Рэпер i61 чуть не заплакал на сцене. На московском концерте он признался, что пишет смски Фараону, Биг Бейби Тейпу и Гон-Фладу, а те читают и не отвечают.

«Но я рад за них», — сказал i61, сделав вид, что ему не нужны слава и деньги. Ну конечно, ты рад за них.
https://news.1rj.ru/str/sncmag/8890

К слову, вы даже представить не можете, какие страсти кипят в кругах "новых рэперов". Там ни одна коллаборация не может продержаться и года, потому что все друг с другом ссорятся. У каждого рэпера вот такой список претензий к коллегам по цеху. Многих нельзя пригласить вместе. Рэперы постоянно меряются, у кого больше денег, интервью и глянцевых снимков. Следят за каждым шагом соседа. Жуть!
Не знаю, как группа «Хадн дадн» попала на вчерашний митинг, но целевая аудитория ее не оценила.

Самое веселое, что группа спела протестующим, мокнущим под дождем, песню «Мы сегодня дома». Гимн апатии и пофигизма.

Текст там такой: «Мы сегодня дома. Завтра тоже дома, послезавтра дома, послепослезавтра тоже дома. Выезжайте там без нас, погуляйте там за нас». Эта песня теперь — символ московских протестов.
Вслушайтесь в старые песни Александра Буйнова. Вроде песни как песни, а на самом деле какой-то кошмар. Например, хит "Падают листья".

"Падают, падают, падают, падают листья
Ну и пусть! Зато прозрачней свет.
В памяти, в памяти, в памяти, в памяти лица
Тех, кого сегодня рядом нет"

Из текста очевидно: Александр Буйнов рад, что умирают люди. "Ну и пусть", — говорит исполнитель, "меньше народу — больше кислороду". Никак по-другому это понимать нельзя.

Но есть и более дикий пример. Для его разгадки мне потребуются специалисты по садо-мазо. Песня Александра Буйнова "Парле Франсе":

"Парле, парле франсе
Пальчик в твоем кольце
Ты на одном конце
И на другом тоже ты"

Народный артист поет песню любимой женщине. Его возлюбленная находится на одном конце. И на другом конце тоже находится она. Как это можно понять? Какие идеи? Я запутался.

На песню снят совершенно порнографический клип, где обколотая филлерами женщина обнимается с Александром Буйновым в золотом дворце, а потом режет себе вены в ванной и умирает.
https://www.youtube.com/watch?v=vizbfgZMOcw
Самая пост-ироничная песня про Владимира Путина — "Вовочка" группы "Тутси". В 2007 году она прошла совершенно незамеченной.

Припев там такой: "Ути-пути-пути-пути-пути-пути, ути-пути!" Лютый стеб.
https://www.youtube.com/watch?v=5XZYFpV_glI

Сочинил ее Игорь Кезля, в девяностых известный, как "Господин Дадуда".
Не могу не процитировать. Со стрима Олега Кашина.

Вопрос слушателя:
— А почему Артемий Троицкий — дутая фигура? Разве он никаких рокеров не продвигал в свое время?

Ответ:
— Ну извините, и Стас Намин продвигал, и Алла Пугачева продвигала, и что теперь? Троицкий — это чувак, который, будучи потомственной номенклатурой, имел больше доступа к ресурсам и поэтому, в отсутствии конкуренции, как-то расцвел. Вплоть до передачи «Кафе Обломов» на НТВ. Когда конкуренция стала полноценной, демократической, его смыло, потому что он не умен и не талантлив.
Коллега из соседнего телеграм-канала @miserable_doughnut (подписывайтесь, кстати) вспомнил старую лекцию Андрея Горохова. Лет 10 назад я на ней вырос.

Идея лекции в том, что есть три истории музыки.

Первая — конвенциональная. Мир условного Артемий Троицкого. Музыка, о которой знают все. Она начинается Битлз, продолжается Роллинг Стоунз, Лед Зеппелин и заканчивается Мадонной.
Вторая — электронная. Начинается с регги, переходит в диско и заканчивается танцевальной музыкой.
Третья — история по Андрею Горохову. Шумовая музыка, индастриал, краут-рок, эмбиент, психоакустика. То, о чем не знает обычный человек.

В свое время меня это очень тронуло, что можно по-разному смотреть на одно и то же. И вы посмотрите лекцию, если не видели.

Со своей стороны я тоже готов предложить другую историю русской музыки. Потому что о ком обычно пишут критики? Про Илью Кормильцева, Бориса Гребенщикова, Егора Летова. В крайнем случае — про Евгения Хавтана.

И никто не изучает музыку второго сорта. Историю Игоря Николаева, Валерии, группы "Мечтать", Органической леди и Олега Газманова. Попса для критиков всегда зашквар, ее не воспринимают всерьез, над ней шутят. Хотя у нас отличная попса. И сейчас я готовлю небольшой проект, — пишу заново историю русской попсы.
Что такое саунд?
Это не очередной выпуск игры «Что? Где? Когда?», поэтому минутной паузы не будет.
А вот на вопрос ответит знаменитый музыкальный критик Андрей Горохов со своей лекцией из донецкого фонда «Изоляция», где он раскладывает по полочкам историю современной музыки, нещадно посыпая всё это юмором и метафорами.
Андрей известен прежде всего своей передачей «Музпросвет»(вылилась в создание одноимённой книги), которую он вёл на радиостанции Deutsche Welle в промежуток с 1996-го по 2010-й год(если не известен, то прикладываю ссылку на его замечательный блог).
Легендарный человек во всех смыслах и отношениях.
Когда в 90-х соотечественники просили его ставить песни группы Scorpions и Depeche Mode, Андрей рассказывал им про минимал-техно.
Как бывший студент музыкального колледжа могу сказать, что именно такой информации мне не хватало, когда я учился, поэтому в мир электронной музыки я залетел с большим опозданием.
К сожалению, среди академических заведений в России не котируется свежий взгляд на музыку.
Но об этом как-нибудь в другой раз.
А пока что желаю вам приятного уикенда.
На днях брал интервью у Руслана Мирошника, организатора "Рока на баррикадах" 1991. Защитник Белого дома во время путча, в девяностых он работал при первой администрации президента, делал государственные массовые праздники.

В 1993 году он из защитника превратился в нападавшего. Руководил народными дружинами. Одобрял танки по парламенту. Для многих ельцинистов так повернулась судьба — вчера ты герой демократии, а сегодня оправдываешь убийства.

Я специально на него насел, мне было интересно, как это укладывается в голове:

— Но ведь убили сто тридцать человек. В Москве, средь бела дня, расстреляли из автоматов сто тридцать человек. Как это?

Он ответил:
— У Ельцина не было другого выхода, — с такой интонацией, как будто говорит очевидное.

— А студентов 20-летних зачем убили?
— А зачем они пошли на штурм Останкино?
— Расстреляли зачем? Ведь можно не убивать.
— Вы не знаете, что тогда творилось в городе. У Ельцина не было другого выхода.

У Ельцина не было другого выхода. Я слышал эту фразу много раз.

А песню про 1993 исполняет группа ЗУТ. Послушайте.
https://www.youtube.com/watch?v=fxdo5ROaMXI
«У Ельцина не было другого выхода»
Наткнулся на список американских мертвых рэперов. В нем семьдесят человек, из них семь с приставкой "lil", то есть "маленький". В Америке рэперы мрут, как мухи уже три десятилетия. Причины в основном криминальные: их режут, их бьют, в них стреляют, им подбрасывают вещества. Настоящая злая бандитская тема. Семьдесят человек в могилах!

И тут я задумался — а почему в России ни один рэпер не умер по криминальным причинам? Только не подумайте ничего плохого! Я никому не желаю смерти, пусть живут сто лет. Но тенденция интересная, правда?

Создается ощущение, что рэп в Америке — это настоящая гангстерская тема. Там люди не просто так читают про темные улицы, а живут на них и умирают в молодом возрасте в перестрелке. Со времен Тупака ничего принципиально не изменилось.

А у нас рэп — это карнавал. Круглогодичный хэллоуин, где русские ботаники зачем-то наряжаются в костюмы американских гангстеров и на камеру читают стихи с выражением. Стихи суровые, про "сук" и "ментов", произносятся строгим голосом. Но потом эти ботаники возвращаются домой, переодеваются в пижаму, моют руки с мылом, ужинают (мама сварила вкусный супчик) и прилежно делают домашнее задание. Завтра на уроке могут спросить!

Им бы на скрипке играть, а они рэп читают.
Вышло хорошее интервью с режиссером клипа "Никаких больше вечеринок" Крем Соды и "Комната" СБПЧ Александром Иринарховым. Здесь полностью раскрывается вопрос современного клипмейкерства. Это невероятно тяжелое, продуманное до мелочей, дело. Снимать клип так же сложно, как снимать рекламу.

Впрочем, современные клипы, зачастую, и есть реклама.

Самый эмоциональный момент:
— Смен было две, и вторая смена была ад, потому что была сто процентная вероятность дождя по восемнадцати сервисам. Это было очень нервно, я очень плохо спал ночью, расстраивался. Проснулся, зная, что мы ничего не доснимем. А потом появился Саша Привалов, механик и фокусник, он посмотрел движение осадков, и получилось, что мы поснимали до дождя, затем во время ливня мы двигались на другую локацию, и он остался позади.