Виктор Фицнер, который, который недавно занялся кириллицей, сотворил такую штуку: https://vk.com/wall164798284_1957.
В центре — абстрактная уставоподобная надпись, по бокам — текст «уставописью» (соединение устава и скорописи с привкусом вязи, как он сам определил). Начало псалма 54, если что. Порадовало, что буквы получились совершенно в русском духе. Найдите, например лигатуры “ся” и “оя” или несколько вариантов заглавных “В”. Какие живые, яркие формы! Аж залюбовался.
Возможно, текст вам покажется трудночитаемым. Но! В последнее время я ограничиваю свои визуальные впечатления допетровской кириллицей, успел к ней привыкнуть, и написанное Виктором прочитал почти бегло. То есть буквы правильные и красивые, нужна лишь привычка, зрительный опыт.
В центре — абстрактная уставоподобная надпись, по бокам — текст «уставописью» (соединение устава и скорописи с привкусом вязи, как он сам определил). Начало псалма 54, если что. Порадовало, что буквы получились совершенно в русском духе. Найдите, например лигатуры “ся” и “оя” или несколько вариантов заглавных “В”. Какие живые, яркие формы! Аж залюбовался.
Возможно, текст вам покажется трудночитаемым. Но! В последнее время я ограничиваю свои визуальные впечатления допетровской кириллицей, успел к ней привыкнуть, и написанное Виктором прочитал почти бегло. То есть буквы правильные и красивые, нужна лишь привычка, зрительный опыт.
VK
Viktor Fitsner
Макеты и эскизы — не для меня. Люблю делать сразу, быстро, сочно. Но сегодня ночью я поступился этим принципом, потому что с лёту сделать то, что представилось в голове не так просто и не так быстро, как хотелось бы. Если коротко, то эта длинная штуковина…
(Поясню, что я имел в виду под русским духом и правильностью букв. Обычно современные эксперименты в русском стиле выглядят новоделом: несколько приёмов-штампов, в остальном — фантазия автора и банальная латиница. Здесь чувствуется понимание традиции. Это пока редкость.)
Я недавно писал, что современная кириллица (гражданский шрифт) — это неудачно латинизированная допетровская кириллица. Не самостоятельная алфавитно-шрифтовая система, а довесок к латинице, который вынужден вечно плестись у неё в хвосте. Сделать с ней что-нибудь хорошее очень трудно. Всё хорошее — это либо чисто латинская составляющая, то, что можно использовать напрямую, либо редкие остатки «настоящей» кириллицы, например строчная “б“.
Это означает, что отечественные типографика и шрифтостроение абсолютно зависимы от западных. Настоящая жизнь — ТАМ. У нас в лучшем случае подражание и попытка соответствовать, а чаще — просто потребление. Как и в музыке, кино и тысяче других вещей.
Это означает, что отечественные типографика и шрифтостроение абсолютно зависимы от западных. Настоящая жизнь — ТАМ. У нас в лучшем случае подражание и попытка соответствовать, а чаще — просто потребление. Как и в музыке, кино и тысяче других вещей.
Есть два пути решения проблемы.
1. Избавление от приживалки и развитие допетровской кириллицы. У большинства с последней связаны не очень вдохновляющие ассоциации: православие, Древняя Русь, сказочные иваны-дураки. Старина, а никак не современность и будущее. Сказывается советская практика использования «русского стиля» и несколько веков его полузабвения. И всё-таки у кириллицы (буду её так по-простому называть, в отличие от современной кириллолатиницы) шикарные перспективы.
До реформы русская письменность развивалась по нарастающей. 13–14 век — сохранение традиции, 15 — появление полуустава, 17 — взрывной рост числа самобытных, чисто русских стилей. Если принять разнообразие устава за единицу, то полуустав будет 2-3 единицы, а скоропись — все 50-100, как и вязь. Развитие было эволюционным, без государственного давления, а это означает что шёл поиск и естественный отбор оптимальных решений в графике букв, удобстве письма, орфографии. То, что это период плохо известен, еще не значит что не было самого Явления. Если его презентовать так, как это делают на Западе со своей историей каллиграфии и шрифта, ситуация радикально изменится. Необходимо грамотное презентирование: оцифровка архивов и публичный доступ к ним, книги, статьи, интервью, лекции, курсы. Внимательное изучение и практика, применение в подходящем контексте, постоянное повышение качества и ассортимента.
У кириллицы есть скрытые ресурсы, которые перекрывают собой все недостатки.
• Если латиница благодаря поступательному и неограниченному развитию исчерпала себя процентов на 90, то кириллица, наоборот, настолько же не реализована. Работы — на поколения. Да, во многих вещах латиница опередила кириллицу, но это даже полезно — использовать чужой опыт.
• Кириллица потенциально разнообразнее латиницы. Из-за особенностей графики около трети будущих кириллических шрифтов не имеет аналогов в латинице. Не последнюю роль сыграет пресловутая заборность кириллицы, которая сейчас используется не по назначению. Правильно применённая, она даст отличные результаты.
• Эффект новизны с привкусом знакомости. Качественная, обновленная кириллица будет выглядеть современно и при этом своей, родной. Сейчас источник новизны (и выгодополучатель) — это Запад. Мы можем производить собственный уникальный продукт, возможно и на экспорт.
1. Избавление от приживалки и развитие допетровской кириллицы. У большинства с последней связаны не очень вдохновляющие ассоциации: православие, Древняя Русь, сказочные иваны-дураки. Старина, а никак не современность и будущее. Сказывается советская практика использования «русского стиля» и несколько веков его полузабвения. И всё-таки у кириллицы (буду её так по-простому называть, в отличие от современной кириллолатиницы) шикарные перспективы.
До реформы русская письменность развивалась по нарастающей. 13–14 век — сохранение традиции, 15 — появление полуустава, 17 — взрывной рост числа самобытных, чисто русских стилей. Если принять разнообразие устава за единицу, то полуустав будет 2-3 единицы, а скоропись — все 50-100, как и вязь. Развитие было эволюционным, без государственного давления, а это означает что шёл поиск и естественный отбор оптимальных решений в графике букв, удобстве письма, орфографии. То, что это период плохо известен, еще не значит что не было самого Явления. Если его презентовать так, как это делают на Западе со своей историей каллиграфии и шрифта, ситуация радикально изменится. Необходимо грамотное презентирование: оцифровка архивов и публичный доступ к ним, книги, статьи, интервью, лекции, курсы. Внимательное изучение и практика, применение в подходящем контексте, постоянное повышение качества и ассортимента.
У кириллицы есть скрытые ресурсы, которые перекрывают собой все недостатки.
• Если латиница благодаря поступательному и неограниченному развитию исчерпала себя процентов на 90, то кириллица, наоборот, настолько же не реализована. Работы — на поколения. Да, во многих вещах латиница опередила кириллицу, но это даже полезно — использовать чужой опыт.
• Кириллица потенциально разнообразнее латиницы. Из-за особенностей графики около трети будущих кириллических шрифтов не имеет аналогов в латинице. Не последнюю роль сыграет пресловутая заборность кириллицы, которая сейчас используется не по назначению. Правильно применённая, она даст отличные результаты.
• Эффект новизны с привкусом знакомости. Качественная, обновленная кириллица будет выглядеть современно и при этом своей, родной. Сейчас источник новизны (и выгодополучатель) — это Запад. Мы можем производить собственный уникальный продукт, возможно и на экспорт.
2. Второй путь не такой очевидный. Он заключается в пересмотре шрифтовой реформы Петра, устранении её недостатков. Нужно честно признать: это именно латинизация алфавита. Провести ревизию: что было, что стало; где ошибки, как их исправить. Совпадения в написании и звучании сохранить, убрать ошибочные пересечения, отличия подчеркнуть, сделав некоторые буквы более кириллическими, поработать со строчными, и так далее. Нужна смелость и чувство собственника, чтобы по-хозяйски и одновременно с любовью проделать те операции, после которых наш алфавит сможет стать достойной частью латиницы.
Странно, что этот путь практически не обсуждается нашими шрифтовиками. То ли для них непререкаем авторитет Петра, то ли они не чувствуют что им это позволено. Не знаю.
На практике, скорее всего, возможен симбиоз этих двух путей. Свободная конкуренция двух «партий» пошла бы только на пользу.
Странно, что этот путь практически не обсуждается нашими шрифтовиками. То ли для них непререкаем авторитет Петра, то ли они не чувствуют что им это позволено. Не знаю.
На практике, скорее всего, возможен симбиоз этих двух путей. Свободная конкуренция двух «партий» пошла бы только на пользу.
Зачем шрифтовому дизайнеру изучать скоропись?
Скорописные буквы — это кириллические строчные. Без их понимания не сделать полноценные русские шрифты (кроме мачтовых). Сходу изучить их и перейти к делу не получится: есть одна сложность.
Вариантов скорописных букв много, какие из них выбрать в качестве основных — не ясно. Первое время каждый, кто займётся русскими шрифтами, столкнется с этой задачей. Нужно изобразить все варианты, выбрать те из них, которые создают нужную рифму; устранить возможные совпадения форм (букворазличимость); учесть частотность сочетаний пар букв, чтобы буквы с выносными элементами не мешали друг другу и не появлялись слишком часто. Одновременно решается проблема кириллического «забора», точнее не создаётся. В результате будут выработаны оптимальные наборы знаков для условного прямого начертания, курсива, других стилей и начертаний. Постепенно выкристаллизуются группы шрифтов, одни из которых будут основаны на конкретных исторических стилях, другие будут их интерпретацией и развитием. Вот задача для шрифтовика.
Скорописные буквы — это кириллические строчные. Без их понимания не сделать полноценные русские шрифты (кроме мачтовых). Сходу изучить их и перейти к делу не получится: есть одна сложность.
Вариантов скорописных букв много, какие из них выбрать в качестве основных — не ясно. Первое время каждый, кто займётся русскими шрифтами, столкнется с этой задачей. Нужно изобразить все варианты, выбрать те из них, которые создают нужную рифму; устранить возможные совпадения форм (букворазличимость); учесть частотность сочетаний пар букв, чтобы буквы с выносными элементами не мешали друг другу и не появлялись слишком часто. Одновременно решается проблема кириллического «забора», точнее не создаётся. В результате будут выработаны оптимальные наборы знаков для условного прямого начертания, курсива, других стилей и начертаний. Постепенно выкристаллизуются группы шрифтов, одни из которых будут основаны на конкретных исторических стилях, другие будут их интерпретацией и развитием. Вот задача для шрифтовика.
Вкратце об отличиях между прописными и строчными буквами. И о том, как эти свойства и правила использовать при работе с кириллицей.
1-е отличие: форма и её происхождение
Форма заглавных и строчных букв латиницы как правило разная: Aa, Bb, Dd… Причина в том, что прописные происходят от римского капитального письма, а строчные — от каролингского минускула. Соединились они в одну шрифтовую систему в эпоху Возрождения, но и сами по себе они уже имели свойства прописных и строчных (об этом ниже).
В искусственном гражданском шрифте большинство строчных получены уменьшением прописных: Вв, Гг, Дд, Жж… Из-за этого они не приобрели необходимые свойства, такие как выносные элементы и простоту формы.
К чему стремиться: сохранять различие, существовавшее до введения гражданского шрифта. Кириллические строчные — это скоропись, в качестве заглавных использовались буквы устава или развившиеся из них особые «большие» буквы скорописи. С ними и работать.
1-е отличие: форма и её происхождение
Форма заглавных и строчных букв латиницы как правило разная: Aa, Bb, Dd… Причина в том, что прописные происходят от римского капитального письма, а строчные — от каролингского минускула. Соединились они в одну шрифтовую систему в эпоху Возрождения, но и сами по себе они уже имели свойства прописных и строчных (об этом ниже).
В искусственном гражданском шрифте большинство строчных получены уменьшением прописных: Вв, Гг, Дд, Жж… Из-за этого они не приобрели необходимые свойства, такие как выносные элементы и простоту формы.
К чему стремиться: сохранять различие, существовавшее до введения гражданского шрифта. Кириллические строчные — это скоропись, в качестве заглавных использовались буквы устава или развившиеся из них особые «большие» буквы скорописи. С ними и работать.
2-е отличие: членение по высоте строки
Прописные. По высоте имеют одно- или двухчастную структуру, то есть состоят либо из одной части: С, D, I, L, …, либо из двух: A, B, E, F, …
Строчные. Высота строчных почти в два раза меньше высоты прописных, поэтому они имеют максимально простое членение: c, i, m, n, o, … Деление на две части скорее исключение: a, e, k, x. В гражданском шрифте таких сложных букв гораздо больше, что не идет ему на пользу.
К чему стремиться: не усложнять строчные копированием прописных.
Прописные. По высоте имеют одно- или двухчастную структуру, то есть состоят либо из одной части: С, D, I, L, …, либо из двух: A, B, E, F, …
Строчные. Высота строчных почти в два раза меньше высоты прописных, поэтому они имеют максимально простое членение: c, i, m, n, o, … Деление на две части скорее исключение: a, e, k, x. В гражданском шрифте таких сложных букв гораздо больше, что не идет ему на пользу.
К чему стремиться: не усложнять строчные копированием прописных.
3-е отличие: особенности формы и ритм
Прописные. Стоят свободно и почти независимо. Важен не столько ритм, сколько равновесие и соотношение черного и белого. Прописные имеют любую простую форму: прямоугольную (N, H), круглую (O, C), треугольную (A, V).
Строчные. Из-за необходимости равномерного набора на первый план выходит ритм строки. Самые простые букв имеют одну «ось»: i, j, l. Большинство — две «оси»: n, h, b, p… Редко — три: m и (условно) w.
К чему стремиться: не забывать про ритм. Тройная т (как перевёрнутая ш) может оказаться лучше гражданской т с пустотами по бокам, и так далее.
Прописные. Стоят свободно и почти независимо. Важен не столько ритм, сколько равновесие и соотношение черного и белого. Прописные имеют любую простую форму: прямоугольную (N, H), круглую (O, C), треугольную (A, V).
Строчные. Из-за необходимости равномерного набора на первый план выходит ритм строки. Самые простые букв имеют одну «ось»: i, j, l. Большинство — две «оси»: n, h, b, p… Редко — три: m и (условно) w.
К чему стремиться: не забывать про ритм. Тройная т (как перевёрнутая ш) может оказаться лучше гражданской т с пустотами по бокам, и так далее.
4-е отличие: выносные элементы
Прописные. Выносов почти нет. В латинице есть Q, хвостик которой может лежать на строке, а может и свисать с неё, и J, которая в редких шрифтах вынесена вниз. В гражданском шрифте есть Д, Ц, Щ с маленькими хвостиками.
Строчные. Выносные элементы — важная часть этих букв. Буква сжимается линиями строки, упрощается, а то, что не вошло в строку, выносится вверх или вниз. Считается, что такие характерные зацепки помогают чтению. В латинице каждая третья буква имеет вынос, в гражданской кириллице — лишь каждая пятая, если считать невнятные засечки д, ц, щ.
К чему стремиться: не бояться использовать в строчных буквах кириллицы выносные элементы.
Прописные. Выносов почти нет. В латинице есть Q, хвостик которой может лежать на строке, а может и свисать с неё, и J, которая в редких шрифтах вынесена вниз. В гражданском шрифте есть Д, Ц, Щ с маленькими хвостиками.
Строчные. Выносные элементы — важная часть этих букв. Буква сжимается линиями строки, упрощается, а то, что не вошло в строку, выносится вверх или вниз. Считается, что такие характерные зацепки помогают чтению. В латинице каждая третья буква имеет вынос, в гражданской кириллице — лишь каждая пятая, если считать невнятные засечки д, ц, щ.
К чему стремиться: не бояться использовать в строчных буквах кириллицы выносные элементы.
Буква Я имеет интересную историю. Первоначально это была уставная буква Ѧ (малый юс). В скорописи она эволюционировала до буквы, похожей на современную я. Одновременно существовали как минимум две формы: большая Ѧ в заголовках и один из вариантов маленькой я в основном тексте. Эта маленькая я похожа на а с ножкой и эволюционировала медленнее чем а, как бы вдогонку.
Что сделал Петр Алексеевич? Он поступил нестандартно: взял маленькую я и из неё сделал большую Я (с другими буквами было наоборот). Буква как буква, похожа на R. Но естественным путем она бы не появилась: писать её нужно с правого верхнего угла, сделав большой отступ, и повернув перо неудобным образом. Букву R писать удобно, Я — нет. В латинице много букв, у которых дополнительные штрихи крепятся к основному справа: B, D, E, F, K, L, P, R и нет букв, направленных влево, кроме, пожалуй, J.
Что сделал Петр Алексеевич? Он поступил нестандартно: взял маленькую я и из неё сделал большую Я (с другими буквами было наоборот). Буква как буква, похожа на R. Но естественным путем она бы не появилась: писать её нужно с правого верхнего угла, сделав большой отступ, и повернув перо неудобным образом. Букву R писать удобно, Я — нет. В латинице много букв, у которых дополнительные штрихи крепятся к основному справа: B, D, E, F, K, L, P, R и нет букв, направленных влево, кроме, пожалуй, J.
Представим, как может выглядеть «правильная» заглавная Я. Очевидный кандидат — уставная Ѧ и ее поздние варианты. Вспомним, что прописные буквы могут расширяться книзу или кверху, не имея строго вертикальных границ: A, L, T, V. Наша Ѧ из того же ряда. Она чуть сложнее, но если с ней поработать, можно добиться приемлемой формы. Причем возможны (и необходимы) варианты, напоминающие гражданскую Я, на зря же генетически это одна и та же буква.
Ещё один аргумент в её пользу. В любой письменности есть буквы, которые составляют графические рифмы, то есть схожи по форме. Например, это EF, PR, OCG, VW, KR. В кириллице это были треугольные АДЛѦ, которые в гражданском шрифте потеряли рифму. А осталась почти как есть, ДЛ прямоугольные. Буквы АѦ составят хорошую пару.
В качестве строчной подойдет обычная я, лучше с выносным элементом, которых сейчас так не хватает.
Ещё один аргумент в её пользу. В любой письменности есть буквы, которые составляют графические рифмы, то есть схожи по форме. Например, это EF, PR, OCG, VW, KR. В кириллице это были треугольные АДЛѦ, которые в гражданском шрифте потеряли рифму. А осталась почти как есть, ДЛ прямоугольные. Буквы АѦ составят хорошую пару.
В качестве строчной подойдет обычная я, лучше с выносным элементом, которых сейчас так не хватает.
Варианты букв расположены последовательно, по мере ускорения и упрощения написания.
1. Самый первый вариант, перешедший из полуустава, пишется в 4-5 штрихов.
1а. Ускоренное написание предыдущей буквы.
2. Ещё одна вариация полууставной Б. Пишется 3-4 штрихами.
3. Типичный скорописное написание 2-3 штрихами.
4. «Круглая» б, пишется в два приёма. В гражданском шрифте используется в качестве строчной (чаще её изменённый вариант: о + пламеневидный элемент).
5. Самый скорый вариант, пишется в один приём. Современная строчная рукописная б.
#скоропись #графемы
1. Самый первый вариант, перешедший из полуустава, пишется в 4-5 штрихов.
1а. Ускоренное написание предыдущей буквы.
2. Ещё одна вариация полууставной Б. Пишется 3-4 штрихами.
3. Типичный скорописное написание 2-3 штрихами.
4. «Круглая» б, пишется в два приёма. В гражданском шрифте используется в качестве строчной (чаще её изменённый вариант: о + пламеневидный элемент).
5. Самый скорый вариант, пишется в один приём. Современная строчная рукописная б.
#скоропись #графемы