Русские буквы – Telegram
Русские буквы
1.44K subscribers
238 photos
7 files
77 links
Меня зовут Александр Зуев, здесь я пишу о русской письменности и шрифтах.

Написать автору
@zetetic
Download Telegram
Зачем шрифтовому дизайнеру изучать скоропись?

Скорописные буквы — это кириллические строчные. Без их понимания не сделать полноценные русские шрифты (кроме мачтовых). Сходу изучить их и перейти к делу не получится: есть одна сложность.

Вариантов скорописных букв много, какие из них выбрать в качестве основных — не ясно. Первое время каждый, кто займётся русскими шрифтами, столкнется с этой задачей. Нужно изобразить все варианты, выбрать те из них, которые создают нужную рифму; устранить возможные совпадения форм (букворазличимость); учесть частотность сочетаний пар букв, чтобы буквы с выносными элементами не мешали друг другу и не появлялись слишком часто. Одновременно решается проблема кириллического «забора», точнее не создаётся. В результате будут выработаны оптимальные наборы знаков для условного прямого начертания, курсива, других стилей и начертаний. Постепенно выкристаллизуются группы шрифтов, одни из которых будут основаны на конкретных исторических стилях, другие будут их интерпретацией и развитием. Вот задача для шрифтовика.
Вкратце об отличиях между прописными и строчными буквами. И о том, как эти свойства и правила использовать при работе с кириллицей.

1-е отличие: форма и её происхождение

Форма заглавных и строчных букв латиницы как правило разная: Aa, Bb, Dd… Причина в том, что прописные происходят от римского капитального письма, а строчные — от каролингского минускула. Соединились они в одну шрифтовую систему в эпоху Возрождения, но и сами по себе они уже имели свойства прописных и строчных (об этом ниже).
В искусственном гражданском шрифте большинство строчных получены уменьшением прописных: Вв, Гг, Дд, Жж… Из-за этого они не приобрели необходимые свойства, такие как выносные элементы и простоту формы.

К чему стремиться: сохранять различие, существовавшее до введения гражданского шрифта. Кириллические строчные — это скоропись, в качестве заглавных использовались буквы устава или развившиеся из них особые «большие» буквы скорописи. С ними и работать.
2-е отличие: членение по высоте строки

Прописные. По высоте имеют одно- или двухчастную структуру, то есть состоят либо из одной части: С, D, I, L, …, либо из двух: A, B, E, F, …

Строчные. Высота строчных почти в два раза меньше высоты прописных, поэтому они имеют максимально простое членение: c, i, m, n, o, … Деление на две части скорее исключение: a, e, k, x. В гражданском шрифте таких сложных букв гораздо больше, что не идет ему на пользу.

К чему стремиться: не усложнять строчные копированием прописных.
3-е отличие: особенности формы и ритм

Прописные. Стоят свободно и почти независимо. Важен не столько ритм, сколько равновесие и соотношение черного и белого. Прописные имеют любую простую форму: прямоугольную (N, H), круглую (O, C), треугольную (A, V).

Строчные. Из-за необходимости равномерного набора на первый план выходит ритм строки. Самые простые букв имеют одну «ось»: i, j, l. Большинство — две «оси»: n, h, b, p… Редко — три: m и (условно) w.

К чему стремиться: не забывать про ритм. Тройная т (как перевёрнутая ш) может оказаться лучше гражданской т с пустотами по бокам, и так далее.
4-е отличие: выносные элементы

Прописные. Выносов почти нет. В латинице есть Q, хвостик которой может лежать на строке, а может и свисать с неё, и J, которая в редких шрифтах вынесена вниз. В гражданском шрифте есть Д, Ц, Щ с маленькими хвостиками.

Строчные. Выносные элементы — важная часть этих букв. Буква сжимается линиями строки, упрощается, а то, что не вошло в строку, выносится вверх или вниз. Считается, что такие характерные зацепки помогают чтению. В латинице каждая третья буква имеет вынос, в гражданской кириллице — лишь каждая пятая, если считать невнятные засечки д, ц, щ.

К чему стремиться: не бояться использовать в строчных буквах кириллицы выносные элементы.
Эволюция буквы я
Буква Я имеет интересную историю. Первоначально это была уставная буква Ѧ (малый юс). В скорописи она эволюционировала до буквы, похожей на современную я. Одновременно существовали как минимум две формы: большая Ѧ в заголовках и один из вариантов маленькой я в основном тексте. Эта маленькая я похожа на а с ножкой и эволюционировала медленнее чем а, как бы вдогонку.

Что сделал Петр Алексеевич? Он поступил нестандартно: взял маленькую я и из неё сделал большую Я (с другими буквами было наоборот). Буква как буква, похожа на R. Но естественным путем она бы не появилась: писать её нужно с правого верхнего угла, сделав большой отступ, и повернув перо неудобным образом. Букву R писать удобно, Я — нет. В латинице много букв, у которых дополнительные штрихи крепятся к основному справа: B, D, E, F, K, L, P, R и нет букв, направленных влево, кроме, пожалуй, J.
Вычеркнутые рукой Петра варианты бувы Я (Азбука гражданская с нравоучениями, 1710)
Представим, как может выглядеть «правильная» заглавная Я. Очевидный кандидат — уставная Ѧ и ее поздние варианты. Вспомним, что прописные буквы могут расширяться книзу или кверху, не имея строго вертикальных границ: A, L, T, V. Наша Ѧ из того же ряда. Она чуть сложнее, но если с ней поработать, можно добиться приемлемой формы. Причем возможны (и необходимы) варианты, напоминающие гражданскую Я, на зря же генетически это одна и та же буква.

Ещё один аргумент в её пользу. В любой письменности есть буквы, которые составляют графические рифмы, то есть схожи по форме. Например, это EF, PR, OCG, VW, KR. В кириллице это были треугольные АДЛѦ, которые в гражданском шрифте потеряли рифму. А осталась почти как есть, ДЛ прямоугольные. Буквы АѦ составят хорошую пару.

В качестве строчной подойдет обычная я, лучше с выносным элементом, которых сейчас так не хватает.
Заглавные А, Я, Л (например)
Наваял картинок про букву Б
Варианты написания скорописной Б
#скоропись #графемы
Варианты букв расположены последовательно, по мере ускорения и упрощения написания.

1. Самый первый вариант, перешедший из полуустава, пишется в 4-5 штрихов.
1а. Ускоренное написание предыдущей буквы.
2. Ещё одна вариация полууставной Б. Пишется 3-4 штрихами.
3. Типичный скорописное написание 2-3 штрихами.
4. «Круглая» б, пишется в два приёма. В гражданском шрифте используется в качестве строчной (чаще её изменённый вариант: о + пламеневидный элемент).
5. Самый скорый вариант, пишется в один приём. Современная строчная рукописная б.

#скоропись #графемы
Названия некоторых частей буквы

Черта — прямой горизонтальный штрих вверху или внизу буквы. (Черта — одновременно «прямая линия» и «граница, рубеж».). Может продолжаться далеко влево или вправо, соединяясь с последующей буквой.

Подчёрток — черта, ограничивающая букву снизу (буквы ш, ц).

Надчёрток — черта, ограничивающая букву сверху (буквы п, г).

Отсечка (отсе́чина) — маленький штрих, завершающий горизонтальную черту в буквах Б, Г, Т. Может иметь форму зубчика (если пишется ширококонечным пером с поворотом), прямоугольника (пишется без поворота), косого штриха или крючка (в скорописи).

Ковш — петля с «ручкой», элемент круглых букв Б, В, Ъ, Ы, Ь, Ѣ.

Волна, или пламеневидный элемент — волнообразный штрих в верхней (Б, Г) или нижней (З, S) части буквы.

Обратный штрих — штрих, противоположный скорому (https://news.1rj.ru/str/rustype/115). Завёрнут по часовой стрелке, направляя перо влево и замедляя письмо. Правый штрих в буквах о, р.

Верх буквы Б (и Г) не следует путать с навесом в буквах А, Д, Л. В первом случае это обязательный букворазличительный элемент, во втором — украшение.

#терминология
Эволюция некоторых форм буквы Б #скоропись
1 → 1а
Перо не переносится над бумагой, а пишется неотрывно.

3 → 4
Волна получается из черты, когда та не выходит влево, как засечка, а плавно соединяется с ковшом.

4 → 5
Самое интересное тут нижний ряд, показывающий появление последнего варианта буквы б. Исходная буква писалась в два приёма: ковш + волна. Конец первого штриха и начало второго не совпадают. Если писать неотрывно, они соединяются, а начало штриха опускается так, чтобы получился ровный овал.
Расположение буквы на строке
1. Заглавная или начальная буква может находиться на «оси» строки.
2. Привычное нам расположение на базовой линии строки.
3. В редких случаях буква может располагаться целиком в строке. Это стили письма, похожие на капитель, без выносных элементов (18 век).

Подробнее про осевое расположение букв: https://news.1rj.ru/str/rustype/49
Буквы Б: исторические примеры