Зачем шрифтовому дизайнеру изучать скоропись?
Скорописные буквы — это кириллические строчные. Без их понимания не сделать полноценные русские шрифты (кроме мачтовых). Сходу изучить их и перейти к делу не получится: есть одна сложность.
Вариантов скорописных букв много, какие из них выбрать в качестве основных — не ясно. Первое время каждый, кто займётся русскими шрифтами, столкнется с этой задачей. Нужно изобразить все варианты, выбрать те из них, которые создают нужную рифму; устранить возможные совпадения форм (букворазличимость); учесть частотность сочетаний пар букв, чтобы буквы с выносными элементами не мешали друг другу и не появлялись слишком часто. Одновременно решается проблема кириллического «забора», точнее не создаётся. В результате будут выработаны оптимальные наборы знаков для условного прямого начертания, курсива, других стилей и начертаний. Постепенно выкристаллизуются группы шрифтов, одни из которых будут основаны на конкретных исторических стилях, другие будут их интерпретацией и развитием. Вот задача для шрифтовика.
Скорописные буквы — это кириллические строчные. Без их понимания не сделать полноценные русские шрифты (кроме мачтовых). Сходу изучить их и перейти к делу не получится: есть одна сложность.
Вариантов скорописных букв много, какие из них выбрать в качестве основных — не ясно. Первое время каждый, кто займётся русскими шрифтами, столкнется с этой задачей. Нужно изобразить все варианты, выбрать те из них, которые создают нужную рифму; устранить возможные совпадения форм (букворазличимость); учесть частотность сочетаний пар букв, чтобы буквы с выносными элементами не мешали друг другу и не появлялись слишком часто. Одновременно решается проблема кириллического «забора», точнее не создаётся. В результате будут выработаны оптимальные наборы знаков для условного прямого начертания, курсива, других стилей и начертаний. Постепенно выкристаллизуются группы шрифтов, одни из которых будут основаны на конкретных исторических стилях, другие будут их интерпретацией и развитием. Вот задача для шрифтовика.
Вкратце об отличиях между прописными и строчными буквами. И о том, как эти свойства и правила использовать при работе с кириллицей.
1-е отличие: форма и её происхождение
Форма заглавных и строчных букв латиницы как правило разная: Aa, Bb, Dd… Причина в том, что прописные происходят от римского капитального письма, а строчные — от каролингского минускула. Соединились они в одну шрифтовую систему в эпоху Возрождения, но и сами по себе они уже имели свойства прописных и строчных (об этом ниже).
В искусственном гражданском шрифте большинство строчных получены уменьшением прописных: Вв, Гг, Дд, Жж… Из-за этого они не приобрели необходимые свойства, такие как выносные элементы и простоту формы.
К чему стремиться: сохранять различие, существовавшее до введения гражданского шрифта. Кириллические строчные — это скоропись, в качестве заглавных использовались буквы устава или развившиеся из них особые «большие» буквы скорописи. С ними и работать.
1-е отличие: форма и её происхождение
Форма заглавных и строчных букв латиницы как правило разная: Aa, Bb, Dd… Причина в том, что прописные происходят от римского капитального письма, а строчные — от каролингского минускула. Соединились они в одну шрифтовую систему в эпоху Возрождения, но и сами по себе они уже имели свойства прописных и строчных (об этом ниже).
В искусственном гражданском шрифте большинство строчных получены уменьшением прописных: Вв, Гг, Дд, Жж… Из-за этого они не приобрели необходимые свойства, такие как выносные элементы и простоту формы.
К чему стремиться: сохранять различие, существовавшее до введения гражданского шрифта. Кириллические строчные — это скоропись, в качестве заглавных использовались буквы устава или развившиеся из них особые «большие» буквы скорописи. С ними и работать.
2-е отличие: членение по высоте строки
Прописные. По высоте имеют одно- или двухчастную структуру, то есть состоят либо из одной части: С, D, I, L, …, либо из двух: A, B, E, F, …
Строчные. Высота строчных почти в два раза меньше высоты прописных, поэтому они имеют максимально простое членение: c, i, m, n, o, … Деление на две части скорее исключение: a, e, k, x. В гражданском шрифте таких сложных букв гораздо больше, что не идет ему на пользу.
К чему стремиться: не усложнять строчные копированием прописных.
Прописные. По высоте имеют одно- или двухчастную структуру, то есть состоят либо из одной части: С, D, I, L, …, либо из двух: A, B, E, F, …
Строчные. Высота строчных почти в два раза меньше высоты прописных, поэтому они имеют максимально простое членение: c, i, m, n, o, … Деление на две части скорее исключение: a, e, k, x. В гражданском шрифте таких сложных букв гораздо больше, что не идет ему на пользу.
К чему стремиться: не усложнять строчные копированием прописных.
3-е отличие: особенности формы и ритм
Прописные. Стоят свободно и почти независимо. Важен не столько ритм, сколько равновесие и соотношение черного и белого. Прописные имеют любую простую форму: прямоугольную (N, H), круглую (O, C), треугольную (A, V).
Строчные. Из-за необходимости равномерного набора на первый план выходит ритм строки. Самые простые букв имеют одну «ось»: i, j, l. Большинство — две «оси»: n, h, b, p… Редко — три: m и (условно) w.
К чему стремиться: не забывать про ритм. Тройная т (как перевёрнутая ш) может оказаться лучше гражданской т с пустотами по бокам, и так далее.
Прописные. Стоят свободно и почти независимо. Важен не столько ритм, сколько равновесие и соотношение черного и белого. Прописные имеют любую простую форму: прямоугольную (N, H), круглую (O, C), треугольную (A, V).
Строчные. Из-за необходимости равномерного набора на первый план выходит ритм строки. Самые простые букв имеют одну «ось»: i, j, l. Большинство — две «оси»: n, h, b, p… Редко — три: m и (условно) w.
К чему стремиться: не забывать про ритм. Тройная т (как перевёрнутая ш) может оказаться лучше гражданской т с пустотами по бокам, и так далее.
4-е отличие: выносные элементы
Прописные. Выносов почти нет. В латинице есть Q, хвостик которой может лежать на строке, а может и свисать с неё, и J, которая в редких шрифтах вынесена вниз. В гражданском шрифте есть Д, Ц, Щ с маленькими хвостиками.
Строчные. Выносные элементы — важная часть этих букв. Буква сжимается линиями строки, упрощается, а то, что не вошло в строку, выносится вверх или вниз. Считается, что такие характерные зацепки помогают чтению. В латинице каждая третья буква имеет вынос, в гражданской кириллице — лишь каждая пятая, если считать невнятные засечки д, ц, щ.
К чему стремиться: не бояться использовать в строчных буквах кириллицы выносные элементы.
Прописные. Выносов почти нет. В латинице есть Q, хвостик которой может лежать на строке, а может и свисать с неё, и J, которая в редких шрифтах вынесена вниз. В гражданском шрифте есть Д, Ц, Щ с маленькими хвостиками.
Строчные. Выносные элементы — важная часть этих букв. Буква сжимается линиями строки, упрощается, а то, что не вошло в строку, выносится вверх или вниз. Считается, что такие характерные зацепки помогают чтению. В латинице каждая третья буква имеет вынос, в гражданской кириллице — лишь каждая пятая, если считать невнятные засечки д, ц, щ.
К чему стремиться: не бояться использовать в строчных буквах кириллицы выносные элементы.
Буква Я имеет интересную историю. Первоначально это была уставная буква Ѧ (малый юс). В скорописи она эволюционировала до буквы, похожей на современную я. Одновременно существовали как минимум две формы: большая Ѧ в заголовках и один из вариантов маленькой я в основном тексте. Эта маленькая я похожа на а с ножкой и эволюционировала медленнее чем а, как бы вдогонку.
Что сделал Петр Алексеевич? Он поступил нестандартно: взял маленькую я и из неё сделал большую Я (с другими буквами было наоборот). Буква как буква, похожа на R. Но естественным путем она бы не появилась: писать её нужно с правого верхнего угла, сделав большой отступ, и повернув перо неудобным образом. Букву R писать удобно, Я — нет. В латинице много букв, у которых дополнительные штрихи крепятся к основному справа: B, D, E, F, K, L, P, R и нет букв, направленных влево, кроме, пожалуй, J.
Что сделал Петр Алексеевич? Он поступил нестандартно: взял маленькую я и из неё сделал большую Я (с другими буквами было наоборот). Буква как буква, похожа на R. Но естественным путем она бы не появилась: писать её нужно с правого верхнего угла, сделав большой отступ, и повернув перо неудобным образом. Букву R писать удобно, Я — нет. В латинице много букв, у которых дополнительные штрихи крепятся к основному справа: B, D, E, F, K, L, P, R и нет букв, направленных влево, кроме, пожалуй, J.
Представим, как может выглядеть «правильная» заглавная Я. Очевидный кандидат — уставная Ѧ и ее поздние варианты. Вспомним, что прописные буквы могут расширяться книзу или кверху, не имея строго вертикальных границ: A, L, T, V. Наша Ѧ из того же ряда. Она чуть сложнее, но если с ней поработать, можно добиться приемлемой формы. Причем возможны (и необходимы) варианты, напоминающие гражданскую Я, на зря же генетически это одна и та же буква.
Ещё один аргумент в её пользу. В любой письменности есть буквы, которые составляют графические рифмы, то есть схожи по форме. Например, это EF, PR, OCG, VW, KR. В кириллице это были треугольные АДЛѦ, которые в гражданском шрифте потеряли рифму. А осталась почти как есть, ДЛ прямоугольные. Буквы АѦ составят хорошую пару.
В качестве строчной подойдет обычная я, лучше с выносным элементом, которых сейчас так не хватает.
Ещё один аргумент в её пользу. В любой письменности есть буквы, которые составляют графические рифмы, то есть схожи по форме. Например, это EF, PR, OCG, VW, KR. В кириллице это были треугольные АДЛѦ, которые в гражданском шрифте потеряли рифму. А осталась почти как есть, ДЛ прямоугольные. Буквы АѦ составят хорошую пару.
В качестве строчной подойдет обычная я, лучше с выносным элементом, которых сейчас так не хватает.
Варианты букв расположены последовательно, по мере ускорения и упрощения написания.
1. Самый первый вариант, перешедший из полуустава, пишется в 4-5 штрихов.
1а. Ускоренное написание предыдущей буквы.
2. Ещё одна вариация полууставной Б. Пишется 3-4 штрихами.
3. Типичный скорописное написание 2-3 штрихами.
4. «Круглая» б, пишется в два приёма. В гражданском шрифте используется в качестве строчной (чаще её изменённый вариант: о + пламеневидный элемент).
5. Самый скорый вариант, пишется в один приём. Современная строчная рукописная б.
#скоропись #графемы
1. Самый первый вариант, перешедший из полуустава, пишется в 4-5 штрихов.
1а. Ускоренное написание предыдущей буквы.
2. Ещё одна вариация полууставной Б. Пишется 3-4 штрихами.
3. Типичный скорописное написание 2-3 штрихами.
4. «Круглая» б, пишется в два приёма. В гражданском шрифте используется в качестве строчной (чаще её изменённый вариант: о + пламеневидный элемент).
5. Самый скорый вариант, пишется в один приём. Современная строчная рукописная б.
#скоропись #графемы
Названия некоторых частей буквы
Черта — прямой горизонтальный штрих вверху или внизу буквы. (Черта — одновременно «прямая линия» и «граница, рубеж».). Может продолжаться далеко влево или вправо, соединяясь с последующей буквой.
Подчёрток — черта, ограничивающая букву снизу (буквы ш, ц).
Надчёрток — черта, ограничивающая букву сверху (буквы п, г).
Отсечка (отсе́чина) — маленький штрих, завершающий горизонтальную черту в буквах Б, Г, Т. Может иметь форму зубчика (если пишется ширококонечным пером с поворотом), прямоугольника (пишется без поворота), косого штриха или крючка (в скорописи).
Ковш — петля с «ручкой», элемент круглых букв Б, В, Ъ, Ы, Ь, Ѣ.
Волна, или пламеневидный элемент — волнообразный штрих в верхней (Б, Г) или нижней (З, S) части буквы.
Обратный штрих — штрих, противоположный скорому (https://news.1rj.ru/str/rustype/115). Завёрнут по часовой стрелке, направляя перо влево и замедляя письмо. Правый штрих в буквах о, р.
Верх буквы Б (и Г) не следует путать с навесом в буквах А, Д, Л. В первом случае это обязательный букворазличительный элемент, во втором — украшение.
#терминология
Черта — прямой горизонтальный штрих вверху или внизу буквы. (Черта — одновременно «прямая линия» и «граница, рубеж».). Может продолжаться далеко влево или вправо, соединяясь с последующей буквой.
Подчёрток — черта, ограничивающая букву снизу (буквы ш, ц).
Надчёрток — черта, ограничивающая букву сверху (буквы п, г).
Отсечка (отсе́чина) — маленький штрих, завершающий горизонтальную черту в буквах Б, Г, Т. Может иметь форму зубчика (если пишется ширококонечным пером с поворотом), прямоугольника (пишется без поворота), косого штриха или крючка (в скорописи).
Ковш — петля с «ручкой», элемент круглых букв Б, В, Ъ, Ы, Ь, Ѣ.
Волна, или пламеневидный элемент — волнообразный штрих в верхней (Б, Г) или нижней (З, S) части буквы.
Обратный штрих — штрих, противоположный скорому (https://news.1rj.ru/str/rustype/115). Завёрнут по часовой стрелке, направляя перо влево и замедляя письмо. Правый штрих в буквах о, р.
Верх буквы Б (и Г) не следует путать с навесом в буквах А, Д, Л. В первом случае это обязательный букворазличительный элемент, во втором — украшение.
#терминология
Telegram
Русские буквы
1 → 1а
Перо не переносится над бумагой, а пишется неотрывно.
3 → 4
Волна получается из черты, когда та не выходит влево, как засечка, а плавно соединяется с ковшом.
4 → 5
Самое интересное тут нижний ряд, показывающий появление последнего варианта буквы б. Исходная буква писалась в два приёма: ковш + волна. Конец первого штриха и начало второго не совпадают. Если писать неотрывно, они соединяются, а начало штриха опускается так, чтобы получился ровный овал.
Перо не переносится над бумагой, а пишется неотрывно.
3 → 4
Волна получается из черты, когда та не выходит влево, как засечка, а плавно соединяется с ковшом.
4 → 5
Самое интересное тут нижний ряд, показывающий появление последнего варианта буквы б. Исходная буква писалась в два приёма: ковш + волна. Конец первого штриха и начало второго не совпадают. Если писать неотрывно, они соединяются, а начало штриха опускается так, чтобы получился ровный овал.
1. Заглавная или начальная буква может находиться на «оси» строки.
2. Привычное нам расположение на базовой линии строки.
3. В редких случаях буква может располагаться целиком в строке. Это стили письма, похожие на капитель, без выносных элементов (18 век).
Подробнее про осевое расположение букв: https://news.1rj.ru/str/rustype/49
2. Привычное нам расположение на базовой линии строки.
3. В редких случаях буква может располагаться целиком в строке. Это стили письма, похожие на капитель, без выносных элементов (18 век).
Подробнее про осевое расположение букв: https://news.1rj.ru/str/rustype/49
Telegram
Русские буквы
Когда просматриваешь старые русские рукописи, не всегда понятно, как относиться к некоторым явлениям. Скажем, положение прописных букв на строке. Привычное и необсуждаемое правило — «прописные стоят на одной линии (так наз. базовой линии) со строчными» —…