Русские буквы.JPEG @rustype_jpeg — иллюстрации из книг, схемы, рукописи, фотографии. В основном то, с чем в данный момент работаю.
Буквове́дение @rustype_book — литература о кириллице: монографии, учебники, справочники, статьи, каталоги шрифтов. Каждый день одна книга или статья.
Необходимо сделать два пояснения. Первое касается границ рассматриваемого явления — русской письменности. (Словом «письменность» я бы предпочёл называть только то, что написано — каллиграфия, книгописание, — а не напечатано, но более подходящего универсального слова нет.)
Предлагаю упрощенное определение: письменность — это система графических знаков, созданных некоторым способом. То есть, письменность имеет как минимум три стороны: 1) изобразительную, 2) знаковую, 3) техническую. Если явление относится только к одной или двум сторонам, то оно не является письменностью. Примеры: речь — это знаковая система (2), но не графическая, а звуковая; живопись — изображение (1) и техника (3), но не знаковое сообщение.
Внутри сторон никаких ограничений нет. Например, знаковая система может быть любой — не только фонетической (буквы), но и математической, музыкальной и т. д. Попытки ограничить письменность только буквами безуспешны: кроме них и среди них есть знаки препинания, диакритические знаки, цифры, математические и химические формулы, ноты… Певческие знамёна можно не «принять» в письменность, но они пишутся на такой же бумаге, теми же чернилами, среди строк обычного текста и имеют отдалённое родство с акцентными знаками. Певческая азбука — письменность, зарубки на бирке — письменность, монограмма на монете — письменность, все символы шрифтового файла — письменность.
Казалось бы, очевидные вещи, но если их не проговорить, понимание письменности остаётся произвольным. «Это — изучаем, это — нет». В результате образуются белые пятна, которыми никто не занимается.
Предлагаю упрощенное определение: письменность — это система графических знаков, созданных некоторым способом. То есть, письменность имеет как минимум три стороны: 1) изобразительную, 2) знаковую, 3) техническую. Если явление относится только к одной или двум сторонам, то оно не является письменностью. Примеры: речь — это знаковая система (2), но не графическая, а звуковая; живопись — изображение (1) и техника (3), но не знаковое сообщение.
Внутри сторон никаких ограничений нет. Например, знаковая система может быть любой — не только фонетической (буквы), но и математической, музыкальной и т. д. Попытки ограничить письменность только буквами безуспешны: кроме них и среди них есть знаки препинания, диакритические знаки, цифры, математические и химические формулы, ноты… Певческие знамёна можно не «принять» в письменность, но они пишутся на такой же бумаге, теми же чернилами, среди строк обычного текста и имеют отдалённое родство с акцентными знаками. Певческая азбука — письменность, зарубки на бирке — письменность, монограмма на монете — письменность, все символы шрифтового файла — письменность.
Казалось бы, очевидные вещи, но если их не проговорить, понимание письменности остаётся произвольным. «Это — изучаем, это — нет». В результате образуются белые пятна, которыми никто не занимается.
И второе. Поскольку нет специальной научной дисциплины, изучающей письменность (как не было и чёткого её определения), пришлось сделать вид, что она существует. К ней я отнёс всю литературу, описывающую одну из перечисленных сторон.
— Почти всё из палеографии, эпиграфики, а также сфрагистики, нумизматики;
— В лингвистике: орфография — правила употребления буквенных знаков, история алфавита;
— Различные техники создания изображений: письмо пером и кистью, резьба по камню, вышивка, гравюра — источники самые разные, от руководств по каллиграфии и черчению до ремесленных руководств и технических справочников.
— История орнамента, инициалы;
— История книгопечатания, типографское и издательское дело;
— Каталоги шрифтов;
— Книги по шрифтовому дизайну и типографике.
Некоторые темы, как я написал, остались за бортом основных наук. Их можно найти, вооружившись ситом, в другой литературе: археологической, искусствоведческой, исторической, филологической.
Далее, источники следует распределить по разделам: знаковые системы, графика букв, техники письма и другие.
Всё, теперь у нас есть наука о письменности (ещё бы название для неё найти).
— Почти всё из палеографии, эпиграфики, а также сфрагистики, нумизматики;
— В лингвистике: орфография — правила употребления буквенных знаков, история алфавита;
— Различные техники создания изображений: письмо пером и кистью, резьба по камню, вышивка, гравюра — источники самые разные, от руководств по каллиграфии и черчению до ремесленных руководств и технических справочников.
— История орнамента, инициалы;
— История книгопечатания, типографское и издательское дело;
— Каталоги шрифтов;
— Книги по шрифтовому дизайну и типографике.
Некоторые темы, как я написал, остались за бортом основных наук. Их можно найти, вооружившись ситом, в другой литературе: археологической, искусствоведческой, исторической, филологической.
Далее, источники следует распределить по разделам: знаковые системы, графика букв, техники письма и другие.
Всё, теперь у нас есть наука о письменности (ещё бы название для неё найти).
Forwarded from Буквове́дение
Щепкинъ_В_Н_Вязь_Древности_Труды.pdf
24.8 MB
Щепкинъ В. Н. Вязь : Съ 17 таблицами // Древности. Труды Императорскаго Московскаго археологическаго общества. Т. 20. — М., 1904. — С. 57–80.
Forwarded from Буквове́дение
Классическая статья крупнейшего специалиста по русской палеографии и славистике, профессора Московского университета Вячеслава Николаевича Щепкина. В ней автор вводит терминологию; подробно разбирает приёмы вязи — типы сокращений и украшений, способы достижения соразмерности надписи; описывает историческое развитие вязи в Византии, у южных славян и на Руси; объясняет причины богатства и уникальности русской вязи при неразвитости предшествующей византийской вязи. Статью сопровождают 17 страниц иллюстраций. Чтобы во время чтения не перескакивать к иллюстрациям и обратно, их можно открыть отдельно или скачать: Щепкин 1904
Вячеслав Николаевич сумел в нескольких строках передать суть вязи: «Идеальная вязь эластична: она должна умѣть расширяться и сжиматься съ одинаковой легкостью. Гдѣ бы ни появлялась вязь — въ заглавной строкѣ рукописи, на ободкѣ сосуда, на иконѣ, на церковной фрескѣ или могильномъ камнѣ, — мѣсто ея заранѣе отмѣрено декоративными соображеніями, а размѣры надписи заранѣе опредѣлены ея содержаніемъ: это — названиіе литературнаго памятника, имя или титулъ лица, молитва, изреченіе, памятная надпись или «летопись». Задача всегда состоитъ въ томъ, чтобы опредѣленное число буквъ красиво размѣстить на опредѣленномъ пространствѣ. Надо умѣть втѣснить длинную надпись въ узкую рамку или разбросать краткую по широкому полю, скрывая отъ глаза некрасивые, скучные пробѣлы. Въ первомъ случаѣ каллиграфъ усиленно прибѣгаетъ къ сокращеніямъ, въ послѣднемъ — к украшеніямъ…» (курсив мой)
Основные положения статьи были использованы автором в его «Учебникѣ русской палеографіи» (1918). В последующие сто лет ничего существенно нового на эту тему написано не было. В учебниках палеографии и Большой советской энциклопедии — только пересказы его работы.
Вячеслав Николаевич сумел в нескольких строках передать суть вязи: «Идеальная вязь эластична: она должна умѣть расширяться и сжиматься съ одинаковой легкостью. Гдѣ бы ни появлялась вязь — въ заглавной строкѣ рукописи, на ободкѣ сосуда, на иконѣ, на церковной фрескѣ или могильномъ камнѣ, — мѣсто ея заранѣе отмѣрено декоративными соображеніями, а размѣры надписи заранѣе опредѣлены ея содержаніемъ: это — названиіе литературнаго памятника, имя или титулъ лица, молитва, изреченіе, памятная надпись или «летопись». Задача всегда состоитъ въ томъ, чтобы опредѣленное число буквъ красиво размѣстить на опредѣленномъ пространствѣ. Надо умѣть втѣснить длинную надпись въ узкую рамку или разбросать краткую по широкому полю, скрывая отъ глаза некрасивые, скучные пробѣлы. Въ первомъ случаѣ каллиграфъ усиленно прибѣгаетъ къ сокращеніямъ, въ послѣднемъ — к украшеніямъ…» (курсив мой)
Основные положения статьи были использованы автором в его «Учебникѣ русской палеографіи» (1918). В последующие сто лет ничего существенно нового на эту тему написано не было. В учебниках палеографии и Большой советской энциклопедии — только пересказы его работы.
Yandex Disk
Щепкин В. Н. Вязь
View and download from Yandex Disk
Вязь появилась на рубеже ХІѴ–ХѴ веков. А что было до неё? До неё был другой декоративный стиль надписей, который использовался в тех же случаях, что и вязь — в заглавиях книг, на ценных предметах. С этим стилем знакомы все, кто просматривал рукописи того времени.
Описать этот стиль лучше всего через его происхождение. http://telegra.ph/Predshestvennik-vyazi-06-06
Описать этот стиль лучше всего через его происхождение. http://telegra.ph/Predshestvennik-vyazi-06-06
Telegraph
Предшественник вязи
Удивительно непроработана история русской письменности. Мы заученно повторяем про «устав, полуустав, скоропись, вязь». Учебники содержат главы с такими названиями. Некоторые даже на основании этого перечня делают вывод, что русская каллиграфия до Петра выработала…
Forwarded from Из жизни букв (Александр Зуев)
Советский леттеринг по мотивам традиционной кириллицы в исполнении Риммы Васильевны Былинской. Титульные кадры диафильмов 1964–1985 гг.
Forwarded from Из жизни букв (Александр Зуев)
Виктор Дмитриевич Замирайло (1868—1939). Титулы из книги: Грабарь И. Исторiя русскаго искусства. Томъ VI. Живопись. Исторiя живописи. Томъ I. До-петровская эпоха — М., И. Кнебель, 1910.