Русские буквы – Telegram
Русские буквы
1.44K subscribers
238 photos
7 files
77 links
Меня зовут Александр Зуев, здесь я пишу о русской письменности и шрифтах.

Написать автору
@zetetic
Download Telegram
Forwarded from Буквове́дение
Щепкинъ_В_Н_Вязь_Древности_Труды.pdf
24.8 MB
Щепкинъ В. Н. Вязь : Съ 17 таблицами // Древности. Труды Императорскаго Московскаго археологическаго общества. Т. 20. — М., 1904. — С. 57–80.
Forwarded from Буквове́дение
Классическая статья крупнейшего специалиста по русской палеографии и славистике, профессора Московского университета Вячеслава Николаевича Щепкина. В ней автор вводит терминологию; подробно разбирает приёмы вязи — типы сокращений и украшений, способы достижения соразмерности надписи; описывает историческое развитие вязи в Византии, у южных славян и на Руси; объясняет причины богатства и уникальности русской вязи при неразвитости предшествующей византийской вязи. Статью сопровождают 17 страниц иллюстраций. Чтобы во время чтения не перескакивать к иллюстрациям и обратно, их можно открыть отдельно или скачать: Щепкин 1904

Вячеслав Николаевич сумел в нескольких строках передать суть вязи: «Идеальная вязь эластична: она должна умѣть расширяться и сжиматься съ одинаковой легкостью. Гдѣ бы ни появлялась вязь — въ заглавной строкѣ рукописи, на ободкѣ сосуда, на иконѣ, на церковной фрескѣ или могильномъ камнѣ, — мѣсто ея заранѣе отмѣрено декоративными соображеніями, а размѣры надписи заранѣе опредѣлены ея содержаніемъ: это — названиіе литературнаго памятника, имя или титулъ лица, молитва, изреченіе, памятная надпись или «летопись». Задача всегда состоитъ въ томъ, чтобы опредѣленное число буквъ красиво размѣстить на опредѣленномъ пространствѣ. Надо умѣть втѣснить длинную надпись въ узкую рамку или разбросать краткую по широкому полю, скрывая отъ глаза некрасивые, скучные пробѣлы. Въ первомъ случаѣ каллиграфъ усиленно прибѣгаетъ къ сокращеніямъ, въ послѣднемъ — к украшеніямъ…» (курсив мой)

Основные положения статьи были использованы автором в его «Учебникѣ русской палеографіи» (1918). В последующие сто лет ничего существенно нового на эту тему написано не было. В учебниках палеографии и Большой советской энциклопедии — только пересказы его работы.
Вязь появилась на рубеже ХІѴ–ХѴ веков. А что было до неё? До неё был другой декоративный стиль надписей, который использовался в тех же случаях, что и вязь — в заглавиях книг, на ценных предметах. С этим стилем знакомы все, кто просматривал рукописи того времени.

Описать этот стиль лучше всего через его происхождение. http://telegra.ph/Predshestvennik-vyazi-06-06
Forwarded from Из жизни букв (Александр Зуев)
Forwarded from Из жизни букв (Александр Зуев)
Латинообразные надписи в кириллице встречались уже в ХѴІ–ХѴІІ веках, задолго до реформы Петра І. Часто они напоминали причудливую смесь антиквы, греческих букв и вязи
Forwarded from Из жизни букв (Александр Зуев)
Предлог и приставку «от» традиционно писали с помощью лигатуры Ѿ (омега + надстрочная т). Буква-лигатура Ѿ занимала в кириллице то же место, что и & в латинице и иногда включалась в азбуку между Х и Ц
Forwarded from Из жизни букв (Александр Зуев)
Советский леттеринг по мотивам традиционной кириллицы в исполнении Риммы Васильевны Былинской. Титульные кадры диафильмов 1964–1985 гг.
Forwarded from Из жизни букв (Александр Зуев)
Forwarded from Из жизни букв (Александр Зуев)
Виктор Дмитриевич Замирайло (1868—1939). Титулы из книги: Грабарь И. Исторiя русскаго искусства. Томъ VI. Живопись. Исторiя живописи. Томъ I. До-петровская эпоха — М., И. Кнебель, 1910.
Forwarded from Из жизни букв (Александр Зуев)
Созревание русской кириллицы началось в ХѴ веке. В ХѴІ, ХѴІІ веке кириллица жила полной жизнью. Экспериментировала, принимала разные формы — от повседневных и деловых до возвышенных и торжественных. Она ещё не сформировалась, не приобрела окончательный вид с собственными канонами.

В начале ХѴІІІ века кириллицу уложили в красивый деревянный футляр латиницы. С тех пор её собственное развитие прекратилось. То, что мы принимаем за развитие — будем честными с собой — это попытки удобно уложить её в этом ящике. Подогнать под латинские рамки, собрать из тех же понятных деталей. Придать максимально европейский вид. Так, чтобы к любому латинскому шрифту можно было легко добавить кириллическую часть — вот, собственно, и вся нынешняя форма существования кириллицы.

То, что принимают за особенности кириллицы — это её «недолатинскость», недоделанности разного рода: изначальные — по глупости, и с тех пор закостеневшие, или вынужденные, из-за неполной совместимости двух систем письма. Эта кириллица напоминает настоящую, прежнюю кириллицу не больше, чем Советский союз — Россію до 1917 года.

Понятно, что ждёт «современную кириллицу»: продолжение сближения с оригиналом. Эта кириллица никогда не сможет быть ни самостоятельной, ни тем более образцом для латиницы. Только следовать в хвосте, а в идеале — окончательно породниться, зажить с ней одной жизнью.

Русская, «естественная» кириллица не исчезла триста лет назад, но и не достигла своей зрелости. Она существует до сих пор в качестве «народного», но маргинального элемента нашей культуры. От неё мало толку: это лишь отголоски в роли типографических матрёшек, батюшек и балалаек.

Чтобы увидеть и понять настоящую кириллицу, нужно вернуться к ХѴІІ веку и раньше. В наши дни это стало возможным благодаря доступности архивов, оцифровке рукописных собраний. Становится ясно, что кириллица — нечто другое и гораздо больше того, что мы привыкли видеть.
Как известно, в латинице заглавные и строчные буквы отличаются по рисунку: строчные обычно проще, треть из них имеет выносные элементы и т. д. В гражданском шрифте эта логика была нарушена. Большинство строчных букв были получены уменьшением прописных букв, и лишь около восьми из них — «правильные» строчные (латинские а, е, р, с, у, кириллические б, ф).

На примере одной буквы попробую показать, как можно изменить буквы современной кириллицы, чтобы сблизить их с буквами латиницы. Строчная з с мелкими полуовалами — копия заглавной З, отличие обычно лишь в окончаниях штрихов. Ближайший родственник — буква в, ещё более трудная и нелюбимая шрифтовиками.

В кириллице з всегда имела выносы. Я ещё не встречал случая, чтобы она целиком помещалась в строку. Древняя форма её была похожа на Z со свисающим вниз хвостиком, более поздняя — приближалась к современной З, с загибающимся влево подстрочным хвостом. И только в гражданском шрифте з съёжилась до высоты строки.

Первые антиквы появились во второй половине ХѴ века. А вот как выглядела буква з в грамотах конца ХѴ века: