СберСтартап – Telegram
СберСтартап
79.7K subscribers
2.45K photos
155 videos
27 files
1.5K links
Это канал стартап-сообщества Сбера 💚

Мы любим стартапы, технологии и венчур и говорим о них с инвесторами, предпринимателями и корпорациями.

Присоединяйтесь к SberUnity https://sberunity.ru
Download Telegram
#ВопросИнвестору

§2.1 Как вы выбираете соинвесторов?

Я всегда стараюсь встать на сторону предпринимателя. Кого бы на его месте я хотел видеть у себя в акционерах?

Это должны быть инвесторы с хорошей репутацией и важными для моего бизнеса компетенциями: отраслевой или технический опыт, широкий нетворк.

Есть базовые красные флаги, которые легко проверяются:
- существуют ли публичные конфликты с предыдущими портфельными компаниями?
- есть ли судебные разбирательства?
- насколько опыт инвестора релевантен стартапу?
- как долго он занимается венчурными инвестициями?

Стоит собрать обратную связь на инвестора у его прошлых соинвесторов, фаундеров портфельных компаний, бывших партнеров или сотрудников.

Постепенно у каждого инвестора складывается круг партнеров, с которыми комфортно работать.
Например, Fort Ross Ventures совершил 2 и более сделок с Lightspeed, Khosla Ventures, Bessemer, Softbank.
___

Денис Ефремов
Принципал Fort Ross Ventures
Венчурный партнер Seedstars
___

Задайте свой анонимный вопрос 💬
#ОхотанаЕдинорога

Visier — большие данные для управления персоналом

Облачная платформа использует big data аналитику, чтобы помочь компаниям оценить работу сотрудников, снизить кадровую текучку, эффективно планировать найм и оплату труда. В базе Visier более 12 млн историй сотрудников из 75 стран, что позволило компании создать более 2000 готовых модулей аналитики и прогнозных моделей, которые можно встраивать в сайты и приложения. Клиентская база компании – более 8000 брендов, включая Uber, Adobe и Wayfair.

Благодаря переходу на удаленную работу на фоне пандемии потребность компаний в HR-аналитике стала более актуальной. В июне Visier провел инвестраунд на $125 млн, в результате чего получил статус единорога. Стартап стал одним из немногих поставщиков HR-технологий, собравших более $100 млн в рамках одного раунда. Инвестиция может дать Visier преимущество на переполненном рынке HR-технологий в США, который эксперты оценивают в $9,4 млрд.
___

Екатерина Голуб
Аналитик | Spektr Agency
#СтартапPR

§2 А нужен ли вам личный бренд?

Тема личного пиара интересует каждого второго предпринимателя. Но личный бренд нужен не всем.

Решите, какая у вас цель и найдите ответы на вопросы ниже. Они помогут не только понять ваши сильные стороны и отстроиться от конкурентов, но и в целом решить, а стоит ли использовать в качестве инструмента личный бренд.

1. Кто я?
2. Что я умею делать?
3. Кому я могу быть полезен?
4. Что меня выделяет среди коллег / конкурентов?
5. Что я хотел бы, чтобы обо мне говорили люди?
6. Как я буду измерять свой успех?
7. Насколько я готов рисковать и заявлять о себе?

Четкие ответы на эти вопросы – уже полдела. Они – основа вашего будущего образа. Если же четких ответов нет, то не торопитесь. В таком случае я советую взять консультацию у специалиста. Личный бренд эффективен только при максимальной осознанности.
___

Дина Мостовая
Global PR-consultant
Mindset Consulting
#ПитчТайм

§6 Зачем и для кого вы делаете продукт

Вот формулы, как описать суть продукта в одном предложении.

1. Мы помогаем X добиться Y. X — аудитория, Y — главное полезное действие продукта. Например, суть Facebook можно описать как «мы помогаем людям оставаться на связи».

2. X — это как Y для пользователя. Продукт сравнивается с другим знакомым бизнесом. Например: «Wright Electric — это Boeing в мире электросамолетов». 

3. Универсальная формула: «Мы делаем продукт [название], помогающий пользователям [описание аудитории] решать проблему [формулировка проблемы] при помощи технологии [описание технологии]». Например: «Мы делаем игру, которая помогает продактам решать настоящие кейсы без потерь для бизнеса».

Главную мысль можно повторить в начале питча и в конце — так слушатели запомнят, что делает ваша команда.

Попробуйте описать суть вашего бизнеса по одной из формул. То, что получилось, присылайте в комментарии вместе с ссылкой на продукт.
___

Юлия Глазкова
Тренер по публичным выступлениям | Глагол
#СтартапДайджест

1. Zoom купит разработчика облачного ПО для колл-центров Five9 за $14,7 млрд. Компания хочет использовать ресурсы и базу клиентов Five9 для развития облачной телефонии Zoom Phone и создать продукт для контакт-центров. 

Мнение:
Скоро в Zoom: Здравствуйте, а каким провайдером интернета вы пользуетесь? 👩‍💻

2. Unnoscriptd Ventures собрал фонд на €100 млн для инвестиций в deeptech-стартапы из Восточной Европы. Фонд будет вкладывать суммы от €500 тысяч до €2 млн в стартап, а всего планирует проинвестировать по 12 deeptech-стартапов в год в обмен на долю от 10%.

Мнение:
Объявляется охота на единорога 🦄

3. Бывшие сотрудники WhatsApp запустили соцсеть HalloApp. Приложение не собирает данные о пользователях и шифрует все чаты. Добавить друзей можно только по их номеру телефона.

Мнение:
Интересно, а там можно редактировать отправленные сообщения? 📝
#ЗаметкиоПродажах

§23 Три группы клиентов

Все клиенты делятся на три группы:
1. Те, кто купит при любых обстоятельствах
2. Те, кто купит, если ты продашь
3. Те, кто не купит, как ни старайся

В данном контексте задача сейлза — понять с компанией из какой группы он имеет дело и верно распределить свои ресурсы. А задача руководителя — дать сейлзу инструменты для правильной оценки и прививание чуйки к этому делу.

Важно понимать, что третьей категории часто можно продать, передав компанию другому сейлзу.
___

Александр Еремеев
Sales expert
CCO «Таксиагрегатор», финтех-стартап QIWI
Мы знаем — вы ждали! Новый выпуск подкаста от нашего сообщества 🔥

#ТРИЗАПЯТЫЕ
Подкаст, в котором фаундеры разбираются, как изменить мир и попутно заработать заветный миллиард.

КАК ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА

В студии:
Виктор Орловский – основатель и управляющий партнер Fort Ross Ventures.
Валерий Шарипов – основатель Malivar, выпускник Sber500.

Мы обсудили внутреннюю венчурную кухню, путь стартапа в России, для чего нужны фонды ранних стадий и как привлечь их внимание.

Смотрите на YouTube
Слушайте на СберЗвук

*PS Да, да, да. Выпуск на 1 ч. 46 мин. Мы вообще крейзи. Но оно того стоит. Всем, кто спешит, рекомендуем смотреть на скорости х1.5 🙌🏻
___

Prod: Neopoleon Studio
#СтартапКейс

Как инсайт от Sber500 помог увеличить конверсию на 80%

Основатели Leadhero, Роман Хохлов (СЕО) и Юлия Гончарова (PM), прошли буткемп Sber500 и рассказали, как инсайт, который они получили во время обучения, помог им вывести стартап на новый уровень.

Leadhero.ru — сервис по увеличению продаж с помощью интеллектуальных голосовых роботов и чат-ботов с оплатой за лиды. Получил взрывной рост во время буткемпа.

Что помогло увеличить продажи? - читайте в нашем блоге на VC.RU.
#СтартапPR

§3 Репутационный капитал

Каждое слово и действие имеют значение для репутации. Что важно учитывать уже сегодня?

1. Следите за публикациями в соцсетях и на личных сайтах. Проверяйте каждое слово и будьте аккуратны с табуированными темами.
2. Внимательно относитесь к тому, с кем на фото появляетесь. Не бойтесь сказать нет, если понимаете, что кадр с человеком не принесёт пользы для вашей репутации.
3. Диверсифицируйте контент. Присутствуйте на разных площадках и говорите на релевантные темы.
4. Создавайте запасной аэродром. Если в будущем планируете выводить бизнес на зарубежные рынки, работайте над международной репутацией уже сейчас.
5. Прошлого не бывает. Если вы неоднозначно высказывались публично, вопросы об этом будут преследовать всегда. Не пытайтесь бежать от них – будьте к ним готовы.
6. Наймите личного специалиста, который будет модерировать публичную информацию.
7. Отзывы и рекомендации – это главное.
___

Дина Мостовая
Global PR-consultant
Mindset Consulting
#СтартапДайджест

1. HR-стартап Facancy Алены Владимирской привлек $300 тысяч при оценке $3 млн. В компанию проинвестировали: сооснователь Qiwi Борис Ким, директор 1С-Битрикс Сергей Рыжиков, бывший член правления «Альфа-банка» Алексей Марей, ресторатор Александр Сысоев, бизнес-ангелы Иван Тягунов и Егор Гилев.

Мнение:
Мощная компания соинвесторов 🚀

2. Власти Китая запретили образовательным платформам получать прибыль, привлекать деньги и выходить на биржу. Акции китайских онлайн-репетиторов упали на 54-98% из-за новых запретов в частном секторе образования.

Мнение:
Акция! Занятия с репетитором по математике со скидкой 75%! Только на чёрном рынке Китая! 🥷🏻

3. Марк Цукерберг хочет превратить Facebook в метавселенную. Основатель и глава Facebook признался, что в следующие пять лет хочет изменить представление о своей социальной сети и превратить ее в настоящую «метавселенную» — полноценный мир виртуальной реальности.

Мнение:

Звучит как сценарий нового фильма Marvel 🦸🏻‍♂️
#ПитчТайм

§7 Диалоговая подача

Часто питчинг состоит из сухого контента: что сделали, что планируем сделать, цифры, графики. Это важно, но слушателям сложно воспринимать только факты. 

Чтобы упростить восприятие и заинтересовать — добавьте эмоции. Необязательно вставлять мемы или шутки, используйте диалоговую подачу.

Один из способов получить отклик зала: не просто назвать проблему, а подвести аудиторию к ней. Например, попросите слушателей представить ситуацию из жизни, вспомнить свой опыт. А затем назовите проблему и предложите решение. 

Такое вступление поможет установить контакт со слушателями и показать, что проблема актуальна.

Посмотрите, как этот прием использует Настя Макеенок из Watchout!AI. Она не сразу переходит к цифрам, а в начале показывает пример негативного контекста для бренда. Проблема, о которой аудитория вряд ли задумывалась, становится весомой и интересной.
___

Юлия Глазкова
Тренер по публичным выступлениям | Глагол
#ПравонаСтартап

§6 Договорные лайфхаки
 
Нужно правильно оформлять интеллектуальную собственность (ИС), чтобы защититься от воровства кода, неудобных вопросов инвесторов и нападений конкурентов.
 
1. Заключайте трудовые договоры.
В должностные обязанности сотрудника включайте создание новых технических решений и давайте поручения на разработку продуктов в письменном виде (используйте Jira для постановки и приема задач).
 
2. Проводите разъяснительные работы
(семинары юристов, образовательный курсы и тд). В противном случае сотрудники могут не сообщить об изобретении, подать заявку на патент от своего имени или передать право на использование конкуренту.
 
3. При заказной разработке заключайте договоры в письменной форме.
В документе можно урегулировать права на ИС, предусмотрев отчуждение или предоставление исключительного права на использование ИС.
___

Борис Герасин
Руководитель патентного направления | Сбер
#ЗаметкиоПродажах

§24 Не заканчивайте фразы за собеседника

У многих людей есть вредная привычка заканчивать предложения за другого человека.
При этом делать это с соглашающимся выражением лица. Сейлзу это делать строго запрещено!

Во-первых, в 99 из 100 случаев, вы скажете не то, что хотел сказать ваш собеседник, и поставите его в неловкое положение.

Во-вторых, вы покажете своё неумение слушать.

В-третьих, ваша версия может оказаться полной противоположностью тому, что хотел сказать человек.
Последствия представить довольно легко.

P.S. Прерывание собеседника фразой «Я понимаю, что вы имеете ввиду» — это идентичный грех.
___

Александр Еремеев
Sales expert
CCO «Таксиагрегатор», финтех-стартап QIWI
1
#ВопросИнвестору

§2.2 Как вы выбираете соинвесторов?

Мы разделяем критерии выбора на два блока:

1. Формальные
Важно, чтобы соинвестор не находился в санкционных списках и было понятно происхождение его денег.
На этапе привлечения инвестиций за рубежом это станет препятствием.

2. Неформальные
– Репутация.
– Общая адекватность: соблюдение сроков, выдвигаемые условия, гибкость.
Бывает, что договариваетесь об одном, а в документах появляются новые пункты не в вашу пользу.
– Понимание рисков.
Важно понять как инвестор поведет себя в «плохую погоду»: поможет или будет спасать только свой капитал, поставив проект в сложное положение.

В первых сделках мы тоже допускали ошибки. Изучив принципы работы в Долине и поучаствовав в десятке соинвестиций, мы поняли как вести бизнес.

Главное – соблюдать баланс между придирчивостью и интересами бизнеса. Идеальных инвесторов не бывает, всегда есть человеческая составляющая.
___

Федор Яковлев
Управляющий партнер | Startup Lab
___

Задайте свой анонимный вопрос 💬
#ОхотанаЕдинорога

SmartAsset — маркетплейс для поиска финансовых консультантов


Американский стартап предлагает пользователям персонализированный подбор финансового консультанта за несколько минут. На платформе можно пройти небольшой опросник, после чего сервис находит трех специалистов для решения вопросов о пенсии, накоплениях, ипотеке и др. Кроме того, на площадке можно найти калькуляторы расчета пенсии, налогов, ипотечные калькуляторы, инструмент для подбора кредитной карты, а также полезные гайды.

Компания берет комиссию с консультантов за подбор клиентов. Ежемесячно SmartAsset обслуживает более 100 млн человек, с платформой, по данным компании, сотрудничают тысячи консультантов.

Недавно стартап закрыл раунд серии D на $110 млн, после чего его оценка превысила $1 млрд. С момента предыдущего инвестраунда в 2018 году SmartAsset увеличил выручку в 10 раз, а показатель рентабельности инвестиций (Accounting Rate of Return) приблизился к $100 млн.
___

Екатерина Голуб
Аналитик | Spektr Agency
#СтартапДайджест

1. «Ростех» планирует начать инвестировать в EdTech и HRTech стартапы. Компания создаст фонд на 3–4 млрд руб. для инвестиций в проекты на поздних стадиях.

Мнение:
EdTech, HRTech, ребят, для вас хорошие новости💰

2. «М.Видео-Эльдорадо» внедрила нейросеть для ответов на вопросы покупателей. Она поможет продавцам найти выход из 5000 различных ситуаций. Эксперты утверждают, что искусственный интеллект в таком формате в сети федерального масштаба в России применяется впервые.

Мнение:
Интересно, чат-боты консультанты тоже будут предлагать установку ПО за доп плату? 🤖

3. «Мегафон» запустил голосового помощника «Еву». Она умеет отвечать на звонки, записывать разговоры и присылать расшифровку.

Мнение:
А вы пользуетесь голосовыми помощниками? Ставьте в комментариях + или - 💬
#СтартапPR

§4 Интервью – самый желанный формат продвижения в СМИ

Как фаундеру стать интересным для журналистов и получить приглашение на персональное интервью?

– Сильный инфоповод. Само существование компании – не повод о ней написать.
– Эксклюзив. Гонка за информацией не прекращается – каждый журналист хочет писать первым о новостях и событиях.
– Медийная, но закрытая личность. Журналисту неинтересно общаться с тем, кто высказывается в медиа по любому поводу.
– Интересный рынок. Всех волнует рынок продуктов питания, образования, медицины. Если вы работает на узком рынке, придется «доказать» журналисту актуальность темы.
– Истории. Умейте говорить о провалах и неудачах, нельзя только хвалить себя.
– Цифры. Интервью без цифр не бывает. Если вы не готовы «светить выручку и инвестиции», то довольствуйтесь комментариями.

Попробуйте учесть все пункты и тогда face-to-face не заставит себя ждать.
___

Дина Мостовая
Global PR-consultant
Mindset Consulting
#СтартапДайджест

1. Сбер запускает сервис «Мобильный кассир», который позволит использовать персональные гаджеты в качестве кассовых аппаратов «Эвотор». Опция подходит как для ИП, единолично осуществляющих расчёты, так и для работы нескольких кассиров или операторов.

Мнение:
Как же это удобно 🙏

2. Эстонский такси-сервис Bolt привлёк $713 млн при оценке в $4,75 млрд. Сейчас он работает в Украине, Армении и ещё около 40 городах Европы, Азии и Африки. В раунде поучаствовали Sequoia, управляющие фондами Tekne и Ghisallo и другие.

Мнение:
Сервис увеличил оценку более чем в 2 раза за год. Вот это скорость! «Меня зовут Bolt, Usain Bolt» 🏃🏿‍♂️

3. Московский метрополитен тестирует оплату через распознавание лиц Face Pay. Эксперимент проходит на Филевской линии. На первом этапе будут участвовать 1000 пассажиров. Технологией уже пользуются сотрудники метро, они совершили более 1 млн поездок.

Мнение:
Хм, как думаете, а где еще в скором времени мы сможем «платить лицом»? 🥸
#ЗаметкиоПродажах

§25 Задавайте сложные вопросы сами

Что бы вы ни продавали, у каждого продукта есть неудобные вопросы, которых сейлзы обычно избегают. А когда сталкиваются с ними, не могут ответить.

Задавайте такие вопросы сами и именно в той формулировке, в которой вам будет удобно на них отвечать.

Например, в PJ (сервис подбора линейного персонала) у нас было два таких вопроса: «Чем вы отличаетесь от hh.ru?» и «Какая у вас база соискателей?». Но, если затронуть этот вопрос самому и в нужном тебе контексте, то ответ становится очень простым.

Рассказывая о продукте, мы говорили: «Почему мы никогда не отслеживаем общую базу соискателей? Потому что мы не hh.ru, мы заточены под линейный персонал, который не ищет работу больше пары дней. Мы считаем ежедневную аудиторию, она у нас составляет N человек в день».
Вуаля!

А какие неудобные вопросы задают вам?
Давайте потренируемся в комментариях 💬
___

Александр Еремеев
Sales expert
CCO «Таксиагрегатор», финтех-стартап QIWI
#СтартапДайджест

1. Совместное предприятие Сбера и Cognitive Technologies — Cognitive Pilot будет продавать на американском рынке систему управления беспилотной сельхозтехникой Cognitive Agro Pilot.

Мнение:
Cognitive News 🗞

2. ЦИАН планирует провести IPO до конца 2021 года. Компания выбрала для будущего размещения координаторов в лице Morgan Stanley, Goldman Sachs и JPMorgan. Выручка сервиса по итогам 2020 года выросла на 14% до 4,1 млрд рублей.

Мнение:
По традиции первой на IPO зайдет кошка 🐈

3. Skillbox купил 30% в управляющей компании онлайн-школы английского языка КЭСПА и опцион на приобретение дополнительных долей сервиса.

Мнение:
Интересно, появится ли курс «Спикер международных конференций»: от «Лет ми спик фром май харт» до PRO 🇬🇧
#ВстречаВыпускников

Andata привлек $900 тыс на выход в США

В сделке приняли участие фонд Starta Capital, члены клуба Angelsdeck и частные венчурные инвесторы. Оценка компании по результатам раунда составила $5.9 млн.

Andata — облачный сервис мультиканальной веб-аналитики. На основании больших данных и машинного обучения оптимизирует закупку интернет-рекламы и значительно сокращает стоимость конверсионного действия.

Проект является выпускником второй волны акселератора Sber500.

Поздравляем ребят 🚀
___

Andata | Sber500
CEO: Алексей Бирюков