scheme of things – Telegram
scheme of things
517 subscribers
286 photos
1 video
2 files
101 links
Download Telegram
Вчера ночью случайно нашел фотографии с выставки 2016 года «Пиранези. До и после». Чудные (в обоих смыслах) проекты периода «освоения классики» 1930–1940-х. В конкурсном проекте Андрея Белогруда, ученика Ивана Фомина, без труда угадывается замок Ангела. Лев Руднев к десятилетию Октября предлагал материализовать новозаветную метафору («…и на сем камне Я создам Церковь мою…», Мф. 16:18). Конкурсный проект арки героев на Можайском шоссе Леонида Павлова настолько живо напоминает муссолиниевский Palazzo della Civiltà Italiana, что едва верится, что проект предложен в 1942-м, когда фашисты еще не слишком далеко от Москвы (хотя постконструктивизм вообще довольно созвучен некоторым исканиям итальянских архитекторов 1920-30-х гг.). Колонна Траяна легко читается в проекте триумфальной колонны Сергея Нанушьяна (1947) (кстати, могла бы стоять на Манежной площади). Прелесть же.
👍17😐7😱1
Я так понимаю, национальный мессенджер будет разрабатываться в русле традиционных ценностей – взаимодействия «на троих», потому что остаться там наедине с собеседником будет проблематично.
😢18😐9👍5
На прошлой неделе был опубликован очень любопытный Национальный рейтинг по трудоустройству выпускников. Над ним работала очень приличная команда специалистов, оперировавшая максимально доступным массивом данных (насколько я понимаю). Вузы и ссузы ранжировались по уровню «трудоустройства на второй год после завершения обучения и медианной заработной платы за этот период». Данные, конечно, поразили примерно всех, так как признанные топы далеко не всегда оказывались на вершине рейтинга, а тот же МГУ по гуманитарным наукам скатился аж на 14-е место, уступив вузам, где с качеством образования явно хуже (при всем моем очень скептическом отношении к этому университету). К рейтингу, конечно, масса вопросов. Во-первых, понятно, что данные по реальной заработной плате доступны далеко не полностью. В 2025-м прозрачность, конечно, сильно выше, чем в 1990-х или 2000-х, но все же. Во-вторых, высшее образование в принципе не про зарплату на второй год после выпуска, что бы ни думали студенты. Дать в зубы актуальный здесь и сейчас набор знаний и навыков, с которым можно завтра утром выходить на рынок труда и неплохо себя там чувствовать, – это модель средне-специальных учебных заведений (нормальных, а не из шуток и анекдотов). Хорошее высшее образование проявляет себя на длинной дистанции, когда рынок труда ощутимо меняется, часто не единожды, но ты достаточно хорошо умеешь учиться и перестраиваться, чтобы к этим изменениям адаптироваться, видеть и пользоваться новыми возможностями. В-третьих, выпускники топ-вузов достаточно часто имеют возможность вообще не думать о зарплате на второй, третий или пятый год после выпуска, и выстраивать длинные карьерные траектории, начальный этап которых подчас сопряжен со скромными в материальном плане, но потенциально перспективными должностями, обычно в госсекторе. В короткой дистанции они альма-матери статистику портят, а в длинной только улучшают. Список претензий и возражений можно продолжать еще очень долго, но из этого не следует, что рейтинг совершенно бесполезный. Что-то он про практикоориентированность и качество образования вузов все же говорит, пусть и далеко не всё (как и любой другой рейтинг).
👍24😐6😱2
Если еще не успели прочитать биографию Ким Ин Сена by Федор Тертицкий, то очень советую. На русском языке про него написано не так много. Том Андрея Балканского в ЖЗЛ ну аж слишком комплиментарный. «Август, 1956 год. Кризис в Северной Корее» Андрея Ланькова — книга выдающаяся, но подробно описывает один эпизод в этой длинной истории, пусть и исключительно важный (кроме того, автор недавно предупреждал, что будет очень существенно переработанное переиздание, но только на корейском и китайском). А «К северу от 38-й параллели» того же автора по большей почти про посткимирсеновскую КНДР. Тертицкий ничего радикально нового про вождя не сообщает, но несколько интересных штришков добавляет. Что-то даже меня поразило. Вообще-то Пхеньян нас приучил ничему не удивляться, но вот то, что там более десятилетия вообще не публиковались законы, на госучреждениях не висели таблички с названием, а состав свежеизбранного Верховного народного собрания 1977 года просто не стали сообщать публике (оригинальная интерпретация принципа тайны голосования) и прочие чудачества эпохи Высокого Кимирсенизма совсем равнодушными не оставляют. Короче, читайте, не пожалеете.
👍18😐8
Первыми в мире признавать Афганистан – вполне себе скрепа. СССР (ну почти) в 1919-м признал только что освободившийся от британского протектората эмират (тогда еще без определения «исламский»), РФ повторила опыт. И в обоих случаях мотивация одинаковая – антиимпериалистическая. Только империи разные. Впрочем, все они для нас «англосаксы». Завораживающая цикличность.
😢13😐8👍6
На Большом Харитоньевском заканчивают строительство нового корпуса РАНХиГС. Не слишком оригинальный по задумке, но интересный проект (подробнее про него здесь). Самое любопытное, конечно, подборка мыслителей, которым нашлось место на фасадных панелях. Интересно, как она составлялась. Едва ли такую ответственную миссию поручили архитектурному бюро. Подозреваю, что список все-таки формировал заказчик. И по нему хорошо видно, что от Западной интеллектуальной традиции мы себя даже в эпоху «развитого суверенитета» отделить не можем. Конфуцию, Лао Цзы, Омару Хайяму и Аль Хорезми место нашлось, причем на первом ярусе, рядом с Платоном, Аристотелем и Сенекой (Махатма Ганди – фигура пограничная). А вот дальше сплошь наши старые друзья, причем иногда не самые очевидные (при всем уважении к Хайеку и Франклину им можно было подыскать и более очевидные и менее либеральные замены). Кстати, нашлось место и перестроечным героям – Гайдару и Лихачеву. А вот Ивана Ильина нет. А еще нет ни одного представителя Латинской Америки и Африки, как и вообще «глобального Юга» (кроме уже упомянутого Ганди). Где Франц Фанон или Джулиус Ньерере, где великая латиноамериканская литература? Нет ответа. Вернее, ответ есть, конечно, но неправильный.
👍21😐9😱1😢1
Полю Бийя 92 года, у власти он уже 43 года, собирается баллотироваться на новых выборах осенью (срок полномочий – 7 лет):
Final Results
48%
Правильно, нужно продолжать
52%
Пора это отпустить
😐10😢4👍2
Как же я все-таки люблю сказки про эволюционный скачок нового поколения к заоблачным высотам мультизадачности и колоссальной скорости обработки информации. Прекрасный комментарий обнаружил под репостом дорогого друга и коллеги: «…это цифровое поколение с другим типом мышления. Их мозг заточен на быструю обработку информации, они многозадачны от природы. Нужно не бороться, а адаптировать методы под них: больше интерактива, визуала и геймификации».
Природа, мать наша, прямо какие-то чудеса творит: за считанные годы перестраивает работу мозга у целого поколения, причем, судя по пафосу высказывания, делает это совершенно безошибочно, на высоком идейно-художественном уровне. Ф-а-н-т-а-с-т-и-к-а. Ну ладно, просто ничем не подтвержденная дурь, конечно. Но дурь с последствиями: когда школа окончательно «адаптируется» под плоды эволюционных чудес, нужно не забыть бирочку соответствующую повесить: «продукт многозадачный, функционал неизвестный». Иначе в большом мире за пределами школы монозадачные тормознутые бумеры не поймут, как правильно использовать.
Адаптация – дело хорошее, но доадаптироваться под специфику мышления нового поколения можно так, что за пределами адаптированной среды мы получим совершенно нефункционального индивида. А это означает, что адаптация все-таки должна быть более-менее взаимной (и система образования под них, и они под систему образования), и насколько возможно равномерной во всех подсистемах общества. А все эти «прогрессивные» декларации никак достижению этой цели не способствуют, возлагая миссию по адаптации только на систему образования.
👍31😐12😱4😢2
Группа называлась Black Sabbath, и в те далекие годы многие меломаны приходили от ее музыки в недоумение. Одноименный дебют ансамбля звучал слишком странно, чтобы его можно было однозначно причислить к какому-либо жанру: он стартовал со звуков дождя, затем вступали колокола, и уже после этого — гитара и бас, надрывающиеся в унисон, но как будто на замедленной скорости. Голос солиста, наперекор рок-н-ролльным традициям, и не думал обещать слушателям хорошо провести время. "Что это стоит передо мной? — хрипел он. — Это фигура в черном, которая указывает на меня!" Минут через пять темп ускорялся, зловещий медленный шаг сменялся напряженным галопом — и это воспринималось как облегчение. Black Sabbath звучали экстремально и, несмотря на редкие радиоротации, пользовались экстремальной популярностью — по слухам, многие функционеры их рекорд-лейбла были изрядно этим удивлены.
Келефа Сане, «Крупные формы. История популярной музыки в семи жанрах» (2024)


Теперь это уже классика, а Оззи сегодня ушел.
😢29👍1😐1
А вот интересно, когда ЦБ ключевую ставку снижает в полном соответствии с ожиданиями большинства аналитиков, это потому, что аналитики такие умные, или потому, что в таких чувствительных вопросах в принципе лучше действовать в соответствии с ожиданиями? Вопрос, конечно, выходит далеко за пределы банковского сектора.
👍10😐8😱2
Любопытная статья. Авторы очень аккуратно оценивают взаимодействие системы образования и рынка труда как «негармоничное партнерство» и довольно точно выделяют ключевые факторы, которые обеспечивают неудовлетворительное положение вещей:
(1) отсутствие продуманной стратегии сближения образовательной и экономико-трудовой сфер (отсутствие системы «конвертации» освоенных выпускниками компетенций в требуемые на рынке труда квалификации);
(2) отсутствие надежного межрегионального взаимодействия;
(3) отсутствие у молодых людей компетенций по грамотному поиску работы, правильному написанию резюме и предъявления своих навыков (сюда же, кстати, относится и неадекватность запросов юных специалистов, которые часто не только выше рынка в финансовом плане, так еще и при очень специфических представлениях о том, как вообще устроены взаимоотношения между сотрудником и работодателем).
Конечно, позиции гуманитариев в подобных рейтингах слабы (как, кстати, и естественников). Есть какой-то предел адаптации высшего образования под запросы рынка, просто потому что рынок труда в принципе динамичнее системы высшего образования, которой здоровый консерватизм (не путать с ретроградностью) никогда не вредил. Это, конечно, не значит, что гуманитарии уже так постарались, что достигли естественного предела адаптивности (не очень-то и стараются обычно), но местечко в подвале таблицы нам в любом случае гарантировано при любых раскладах. Другое дело, что можно в принципе ставить перед собой задачу по адаптации, а можно ее просто игнорировать, и работать так, как привыкли. Вот последний сценарий очевидно тупиковый. Придется всё «приземлять»: и учебные планы, и программы практической подготовки, и представления студентов о том, как рынок труда устроен и насколько они могут диктовать ему свои условия (спойлер: даже с учетом малочисленности поколения это практически невозможно, так что придется поумерить аппетиты и пересмотреть систему ценностных ориентиров). C'est la vie.
😐9👍7😢3
Приемная кампания в вузы – это какое-то сумасшествие. Безумная система позволяет подать невообразимое количество заявлений на несколько специальностей в несколько университетов, еще и результаты ЕГЭ действительны 4 года (ну давайте поверим, что таков срок годности тех знаний, которые получены при форсированной подготовке к этому низкопробному экзамену, ок). Переставлять приоритеты зачисления можно еще почти месяц после подачи заявления, а потом еще до последней минуты кампании решать, куда все-таки больше хочется (или куда выше шансы быть зачисленным). Госуслуги с этого (кажется) года еще и прогноз дают, правда непонятно, насколько быстро они аккумулируют и интегрируют данные о конкурсной ситуации из разных университетов, при том, что данные эти поступают в сами университеты из нескольких разных источников. Все это в совокупности выглядит какой-то извращенной заботой об абитуриенте, который скорее путается в хитросплетениях этой системы, чем извлекает из нее реальную пользу.
👍20😱11😐11😢5
Нет ничего более депрессивного, чем августовские рекламные кампании «снова в школу». Этакая memento mori для самых маленьких.
😢43👍16😐10
Кажется, я миллион раз рассказывал эту историю, но все равно с удовольствием вспоминаю ее накануне каждого учебного года. В третий визит в Стамбул мне захотелось пожить там, где и положено европейцу – на Grande Rue de Péra (Истикляль). Снял квартиру в доме над католической церковью Святой Марии Драперис (вход через внутренний церковный дворик), с видом на Босфор и выходом на крышу. По соседству с церковью располагается российское консульство, оно же бывшее царское посольство в столичном Константинополе (здание с любопытной историей, но это отдельная тема). На фото справа как раз видна часть корпуса. И все было хорошо до 1 сентября. Примерно в 7 утра я проснулся в каких-то тревожных чувствах. Подошел к окну, выглянул, прислушался и быстро понял, чем они вызваны. В консульстве в честь Дня знаний кто-то включил песенку про школу. До моих апартаментов она едва-едва доносилась, на видео ее вообще практически не слышно, только дебильно-мажорный мотивчик, сразу выдающий природу произведения (песенку я так и не опознал, видео публиковать не буду, чтобы лишний раз не травмировать читателей). Но мозг каким-то невообразимом образом расслышал все это во сне и поднял с кровати. И уснуть в тот день больше не получилось. Обожаю школу.
👍36😐12😱9😢6
Посетил Ельцин-центр. Это действительно хорошо сделанное музейное пространство, но общее впечатление скорее негативное. Мне Борис Николаевич представляется куда более неоднозначной фигурой, чем он представлен в экспозиции. Мое детство прошло во вполне сытой по меркам 1990-х Москве, семья была скорее бенефициаром реформ (хотя как посмотреть), так что никаких детских/семейных обид на первого президента у меня нет. Скорее наоборот: на выборах 1996-го я за него отчаянно болел (это вообще был первый эпизод активного интереса к политике, многое определивший в жизни). Но все-таки сложно не признать, что тогда было сделано множество ошибок, в том числе фатальных. И очень многое из того, что мне не нравится в сегодняшней России, родом не из 2000-х, а из 1990-х. И ничего (или почти ничего) из этого в экспозиции нет. Ну был 1993-й, да. Какие-то обормоты буянили. Дефолт 1998-го еще был, конечно. Ну вот такой путь к свободе, что поделать. И ведь все прекрасно понимают, что что-то тут явно недоговаривается. Обелить Ельцина до состояния мраморного монумент перед входом в центр не получится, пока еще не у всех окончательно отшибло память. Хотя если посмотреть на памятник сбоку, то невольно считывается аллюзия коленопреклонения. Не случайно же правление окончилось извинениями. И ведь было за что.
👍34😢4😐4