НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Упоминаемость в СМИ ректоров российских вузов за август 2020 года

1. (8 место в июле) Анатолий Торкунов, Московский государственный институт международных отношений 171 упоминание.
2. (4) Григорий Заславский, Российская академия театрального искусства 169.
3. (1) Виктор Садовничий, Московский государственный университет им. Ломоносова 121.
4. (28) Виктор Гришин, Российская экономическая академия им Плеханова (до 28 августа) 92.
5. Лобанов Иван, Российская экономическая академия им Плеханова (врио ректора с 28 августа) 78.
6. (3) Ильшат Гафуров, ректор Казанский (Приволжский) федеральный университет 48.
7. (20) Николай Цискаридзе, Академия русского балета им Вагановой 34.
8. Владимир Богатырев, Самарский национальный исследовательский университет им. Королева 25.
9. (18) Ярослав Кузьминов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 25.
10. (17) Елена Кудряшова, Северный (Арктический) федеральный университет им. Ломоносова 25.
11. Алексей Демидов, Санкт-Петербургский университет технологий и дизайна 24.
12. Владимир Зарудницкий, начальник Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ.
13. Владимир Васильев, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) 22.
14. (48) Евгений Князев, Театральный института им Щукина 21.
15. (7) Сергей Колодяжный, Воронежский государственный технический университет (в СМИ упоминается как экс-ректор, однако на сайте вуза указан в качестве ректора).
16. Владимир Литвиненко, Санкт-Петербургский горный университет 21.
17. (14) Михаил Федорук, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет 21.
18. (9) Дмитрий Беспалов, Северо-Кавказский федеральный университет 20.
19. Александр Тормасов, ректор Университета Иннополис 20.
20. (36) Александр Яковенко, Дипломатическая академия МИД России 20.
21. (22) Александр Мажуга, Российский химико-технологический университет им Менделеева.
22. (2) Владимир Мау, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ 17.
23. (35) Анатолий Николаев, Северо-восточный федеральный университет им. Аммосова 17.
24. (12) Виктор Кокшаров, Уральский федеральный университет им. Ельцина 16.
25. Маргарита Русецкая, Государственный институт русского языка им Пушкина 16.

Остальные ректоры здесь: https://davydov.in/education/upominaemost-v-smi-rektorov-rossijskix-vuzov-za-avgust-2020-goda/

Подготовлено фондом «Петербургская политика» совместно с «Давыдов.Индекс»
Attention, Interest, Desire, Action от Дмитрия Чернышенко

Сегодня в завершающем “Диалоге на равных” на форуме “Территория смыслов” @terra_scientia перед участниками шестой смены “Цифровая экономика” выступил заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко.

Обеспечивая смысловую "стыковку" с темой смены, он отметил, что по профильному образованию является программистом, и оно привело его к тому, чем он сейчас занимается - отвечает за цифровое развитие. Была отмечена активная “цифровая” позиция премьер-министра Михаила Мишустин, очень продвинут в данном направлении.

Начал общение с участниками Дмитрий Чернышенко с вопроса о роли искусственного интеллекта. ИИ разбивается о то, что не заработали еще квантовые процессоры. Сейчас над ними работают сотрудники Росатома.

Что касается цифровой трансформации, то ее в числе 5 национальных целей развития страны выделил Президент РФ. Спикер отметил, что оценить важность момента сейчас крайне сложно. Беспорядочное движение не приводит к цели, однако глобальная цель должна быть поставлена всегда. Правительство Михаила Мишустина в серии стратегических сессий определило, что вектор развития должен быть клиентоцентричным. Такая логика согласуется с духом стартапов: ориентация на хорошо изученного потребителя. Подход позволяет строить новые технологии в госсекторе на основе первичных данных.

Первое что было сделано после смены Правительства - в каждом ведомстве назначены заместители министров, которые отвечают за цифровую трансформацию. “Данные - это новая нефть, новое золото и новая валюта”, - подчеркнул Дмитрий Чернышенко. Одна из самых важных компетенций сегодня - умение работать с данными. По поручению премьера создан центр, куда стекается информация всех информационных систем, которую сами сотрудники негласно называют “Бункер”.

#Лайфхак от Дмитрия Чернышенко:
Если ты хочешь определить свою миссию, надо ответить на 3 вопроса, вернее, поставить одну точку в трехмерной системе координат: хочу, могу, надо. Точка является компромиссом между 3 осями. Это #ХОЧУМОГУНАДО Правительство вынесло в то, что оно хочет сделать жизнь человека лучше.

Лучшие работодатели сегодня - в основном технологические компании, в то время как в 2012 году верхние строчки рейтинга занимал госсектор. Ландшафт меняется и в мире - например, в конце 1990-х годов в топе были нефтедобывающие компании. Чтобы быть успешными и состояться надо ориентироваться на лидеров.

Приоритетные государства задачи измеримы, и вот каковы они сегодня:
1. Чтобы у всех был интернет, включая 97% домохозяйств. Критерий оценки - рост траффика от каждого конкретного потребителя. Равная возможность недискриминационного доступа к интернету.
2. Национальные и федеральные проекты оцифровывают многие услуги, чтобы они оказывались онлайн.
3. Достижение цифровой зрелости.
4. К 2030 году увеличить в 4 раза вложения в отечественные IT-решения.

Чем может помочь государство молодым людям:
1. Через вузы прокачивать большие цифровые модули, чтобы обучать как можно больше специалистов различным IT-специальностям. Проблема сегодня в том, что должны учить те, кто реально в этом разбирается. Идеальный сценарий развития в настоящая время - настроить систему, при которой преподаватели запускают стартапы вместе со студентами, потому что преподаватель получает дополнительный доход от студентов, оставаясь в вузе.
2. Субсидирование дополнительного образования не менее чем на 50% с возможностью получения возврата средств за обучение.
3. Расширить в 3 раза количество подготовленных IT-специалистов в вузах, увеличивая направления и число мест подготовки.

Помимо этого создаются центры развития сквозных технологий, центры компетенций, которые получают деньги для развития стартапов.

Общаясь с ребятами, Дмитрий Чернышенко обратил их внимание, что применил в беседе принцип АИДА (Attention, Interest, Desire, Action), чтобы обратить их внимание, вызвать и интерес и желание, а также побудить к действию.

Источник: https://vk.com/video-89015898_456239813
Новый Телеграм-канал о ходе реализации национальных проектов от команды АНО " Национальные приоритеты" Софии Малявиной.

Поддерживаем.

https://news.1rj.ru/str/nationalprojectsru
Едва уволившись по собственному желанию из Вышки и поблагодарив университет, профессор Гусейнов примкнул к коллективу любителей грантов западных НКО преподавателей, которым стало тесно в стенах классических университетов.

Коллеги запускают школу подготовки боевых хомяков курсы неформального обучения, намекая на поддержку проекта от "партнёрских учебных заведений других стран".

Заинтересованы в вербовке студентов лучших вузов, которых стало сложнее обрабатывать в стенах alma mater "мотивированных студентах бакалавриатов и магистратур, как людях, наиболее ориентированных на академические ценности, которые мы защищаем".

По старой традиции, начали со сбора донатов.

Студентов, зачисленных на курсы, мы попросим сделать символическое пожертвование – для того, чтобы все участники семинаров более ответственно относились к своей дальнейшей работе.

Наша задача – выстроить университет заново, избавив преподавателей от всякого административного диктата.

Дальнейшее развитие «Свободного университета» может предполагать создание систематической учебной программы.

Мы думаем над возможностями официальной сертификации наших студентов в будущем.

Мы начинаем с онлайн-формата в надежде, что хотя бы к концу первого семестра или года мы сможем познакомиться с нашими студентами лично –на зимних или летних школах, в партнерских учебных заведениях России и других стран.

Мы хотим поддерживать качественное, свободное и доступное высшее образование на русском языке.

https://freemoscow.university/courses
Фундамент и прорыв (1/2)

Сегодня президент Владимир Путин в режиме видеоконференции принял участие во Всероссийском открытом уроке «Помнить – значит знать».

В словах президента отчетливо читались два основных смысла, вокруг которых строится идеология России будущего: фундаментальные ценности и системный прорыв.

Нынешние школьники живут в абсолютно новом и крайне динамичном мире, где «новой нефтью» становятся знания и технологии.

«Вы растёте, взрослеете, всё это происходит в стремительно меняющемся мире, где бурно развиваются технологии, которые оказывают влияние на самые разные сферы нашей жизни, где новые научные достижения сегодня позволяют делать то, что ещё вчера казалось абсолютной фантастикой», - обратился к ученикам президент.

Никакой прорыв невозможен без точки опоры – только имея ее, можно перевернуть мир. «Каким бы быстрым ни был темп изменений, есть вещи, которые останутся фундаментальными, незыблемыми. И уверен, будут для вас прочной моральной основой, надёжным ориентиром, который всегда поможет найти правильный путь в жизни», - отметил Владимир Путин.

Моральная триада – это история, культура, традиции. Важнейшим элементом российской идеологии была, есть и будет Великая Отечественная война, что было четко отражено и в теме открытого урока. Данному сюжету президент уделил очень много внимания – что неудивительно, ведь чем дальше те роковые годы, чем меньше остается в живых ветеранов, тем сложнее донести до подрастающих поколений то ощущение «одной на всех» Победы. И здесь четко прозвучала мысль президента – предлагать нужную форму и содержание для трансляции фундаментальных ценностей должны сами молодые.

Название открытого урока «Помнить – значит знать» не о введении «Победного домостроя», а про то, что знание прошлого дает моральные и душевные силы, определяют высокий нравственный ориентир, являются примером титанических свершений.

Тема наставничества как естественная связь не только между учителем и учеником, но и сквозь поколения проходить красной нитью через все важнейшие идеологические выступления Владимира Путина – точно так же, как и ключевой социальный «клей» России 2.0 – волонтерство.

Фундаментальные ценности и прорыв неразрывно связаны – а в их синергии рождается «консервативное прогрессорство», которое стало одним из modus operandi российской политической системы.

Образование становится непрерывным в течение жизни и неотрывным от труда – как с точки зрения совмещения учебы и работы, так и в рамках четкой практикоориентированности и основных стратагем научно-технологического развития, так и всех процессов в высшей школе. Отдельное внимание президент уделил довузовскому образованию, что подчеркивает значимость и связки университет-школа, и лишний раз обозначает ценность различных гибридных форматов – в рамках СПО и ДПО.

Коронавирус разделил школьное обучение на эпоху офлайна и нынешнее время смешанных и дистанционных форматов. Это время больших перемен, по словам Владимира Путина, показало – что с точки зрения и технологий, и кадров Россия оказалась готова к дистанту. Процесс дальнейшего развития и совершенствования дистанционных форм будет продолжен.

Знания, кадры и технологии – это действительно главный ресурс XXI века. «Мы всё-таки не только «страна-бензоколонка», как некоторые пытаются нас представить, а страна с ярко выраженными новыми технологическими возможностями, которые мы в состоянии быстро развивать, адаптировать к вызовам сегодняшнего дня», - подчеркнул президент.

При всем этом образование останется очным – только так можно наработать soft skills, значимость которых прозвучала в словах Владимира Путина. Никакого сворачивания традиционной школы нет и не планируется.

Аналогичным образом – киберспорт не может заменить физические нагрузки традиционных видов спорта, но при этом будет развиваться.

Роль государства в развитии личности велика, но ключевая сфера ответственности – создание условий и режимов наибольшего благоприятствования.

Стенограмма открытого урока: http://kremlin.ru/events/president/news/63983
Фундамент и прорыв (2/2)

Научно-технологический прорыв – фундаментальная составляющая прорыва социально-экономического. И крайне важным являются слова президента, адресованные школьникам:

«У нас есть концепция нашего технологического развития. Там семь важнейших направлений выделено, вызовов, с которыми сталкивается наша страна. Это и демографические вызовы, это и технологические, это и природные, изменение климата и так далее. Много задач перед нами стоит. Все из них важны. Не решая одну из них, мы рискуем оказаться где-то на обочине развития мировой цивилизации, а решать их эффективно, конкурентными способами, добиваясь нужного нам эффекта, результата, можно исключительно на основе современных знаний. Причём это везде, в любой сфере: и в области биологии, и в области энергетики, и в области искусственного интеллекта, который, по сути, будет в ближайшей перспективе, даже среднесрочной, лежать в основе любого возможного успеха любой страны.

И более того, я уже говорил, но, может быть, это не та аудитория, у нас всё-таки открытый урок в основном для школьников, я тем не менее скажу, я уже говорил это и более взрослой аудитории: от того, насколько эффективно мы сможем решать эти задачи, насколько конкурентоспособными мы окажемся, зависит будущее, без всякого преувеличения, будущее нашей страны и вообще российской цивилизации в широком смысле этого слова».

Сейчас много говорится о необходимости улучшать имидж науки, привлекать молодежь в сектор исследования и разработок, начинать работу со школьной скамьи. Президент же четко сформулировал – нужно не говорить, а делать. Всё и «по полной программе». Только так есть возможность для развития и достойной жизни – человека, общества, России.

Ключевым капиталом России, что было недвусмысленно и несколько раз проговорено Владимиром Путиным, является не нефть, а люди.

«Даже те, кто впервые пришёл сегодня за парту, пришёл в школу, переступил школьный порог и только начал учиться в первом классе, он уже решает важнейшую для страны задачу, получая необходимые для себя знания и создавая условия для движения страны вперёд. Если каждый из нас будет двигаться вперёд, это будет означать безусловное движение вперёд всей страны», - сказал президент в заключение открытого урока.

А значит, творцами будущего выступают все без исключения россияне – и стар, и млад. Именно к такому со-творчеству в построении собственной жизни, а также будущего страны и пригласил школьников президент Владимир Путин.
Завершилась 6-я (и последняя) смена образовательного форума "Территория смыслов".

Это было прекрасное время в "Сенеже". Это было хорошо, друзья.

https://news.1rj.ru/str/stranavozmojnostey/2053
Ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова специально для НОП:

Поздравляю всех с Днем знаний и началом учебного года! Желаю здоровья, успехов, неиссякаемой творческой энергии и выдающихся достижений!

Для первокурсников в НИТУ «МИСиС» в течение 2 недель пройдет проект «Погружение», в рамках которого они узнают о традициях университета, получат ответы на актуальные вопросы об образовательном процессе, научно-исследовательской и внеучебной деятельности от своих наставников – студентов старших курсов.

Отдельная адаптационная программа предусмотрена для магистрантов.

1 сентября на площадке университета состоялся всероссийский открытый урок для школьников «Помнить – значит знать!», приуроченный к Году памяти и славы. На вопросы учащихся ответил Президент России Владимир Путин. 

День знаний НИТУ «МИСиС» впервые прошел в смешанном онлайн-оффлайн формате. Для студентов 1-го курса был организован яркий праздник с участием известных выпускников и друзей университета, выступлением творческих коллективов, научным стендапом и мотивационной лекцией промышленного дизайнера, директора центра прототипирования высокой сложности «Кинетика» НИТУ «МИСиС» Владимира Пирожкова.


Ссылка на трансляцию Дня знаний НИТУ «МИСиС» в ВКонтакте: https://vk.com/video-62258607_456240355
Врио ректора Томского политехнического университета Андрей Яковлев специально для НОП:

Коллеги, первокурсники, все студенты, друзья! Поздравляю вас с началом учебного года!

День знаний — торжественный и радостный день, который открывает новый период в жизни каждого из нас. Первокурсники уже одержали свою первую большую победу — стали студентами. Любите свою alma-mater, используйте все возможности, которые вам открылись. Студентам старших курсов желаю успехов в учебе и науке, трудолюбия и целеустремленности. Цените каждый день, проведенный в стенах университета, не упускайте ни одного шанса получить знания, опыт и мудрость от ваших учителей и наставников. Преподавателям и сотрудникам вузов — новых свершений, творческих побед и талантливых студентов!

Этот год мы начинаем в необычной ситуации, но я не сомневаюсь: ограничения не помешают нам учиться и учить, готовить высококлассных специалистов для России и мира.

В Томском политехническом университете 1 сентября к занятиям приступили студенты всех курсов. Ребята, которые пока не приехали в Томск, в том числе наши иностранные студенты, занимаются дистанционно. Мы подготовили аудитории и медиаоборудование, у нас есть профессиональные люди, компетенции, технические и материальные ресурсы, чтобы организовать полноценный учебный процесс и комфортные условия для студентов и преподавателей. Университет обеспечил все необходимые меры безопасности в корпусах и общежитиях и готов гибко реагировать на любое изменение ситуации.

Наши первокурсники первые две недели будут знакомиться с университетом и проходить входные тестирования. В День знаний для них стартовал онлайн-квест по кампусу, а студенты старших курсов делились с новобранцами советами, как лучше организовать учебу и жизнь в ТПУ. Думаю, что ребята уже почувствовали: за них — большая и сильная команда Томского политеха!

Мы очень рады, что в университете закипела жизнь. Приемная кампания ТПУ в этом году проходила под девизом «Учим на инженера!». За 124 года мы подготовили больше 170 тысяч первоклассных инженеров и подготовим еще. Потому что у наших выпускников особая миссия — решать, как именно изменится мир.

Уверен, что этот учебный год станет успешным и продуктивным! Желаю всем нам открытий, азарта в учебе и исследованиях, дерзких планов, верных единомышленников и настоящих друзей!


https://www.youtube.com/watch?v=nOOuHSymQTo&t=30s
Учение свет - неучение тьма, фермер!

В ТАСС прошла онлайн пресс-конференция, посвященная старту федерального образовательного проекта “Школа фермера”. В мероприятии приняли участие председатель правления Россельхозбанка Борис Листов, заместитель министра сельского хозяйства Оксана Лут, председатель комитета по аграрным вопросам Госдумы Владимир Кашин, главы регионов и др.

Проект инициирован Россельхозбанком совместно с Минсельхозом, руководством регионов, вузами и крупным бизнесом. Его цель - научить создавать и вести рентабельный бизнес в АПК. В качестве пилотных регионов было выбрано 4 с наибольшим количеством фермерских хозяйств: Ставропольский край, Новосибирская и Московская области, республика Башкортостан.

Борис Листов рассказал, что “Школа фермера” поможет людям реализовать себя и развить бизнес на селе. Планируется, что обучаться смогут как начинающие, так и состоявшиеся фермеры. В первый год будут изучаться основы профессии, в последующие – студентов научат вести рентабельный бизнес на примере успешных компаний. Ученики смогут познакомиться с новейшими агротехнологиями. Программа даже на старте пользуется большим спросом – конкурс доходит до 5 человек на место.

Банк заинтересован в развитии человеческого капитала в сельском хозяйстве, поэтому вкладывается в профильное образование. До настоящего момент реализовано много образовательных проектов, один в сотрудничестве с МГИМО, где есть кафедра торговых атташе.

Роль хозяйств постоянно растет, отметил Борис Листов. Если вклад фермеров в производство сельхоз продукции в 1992 году составлял 1%, то по итогам 2019 г. - 13.6%. По прогнозам экспертов рост будет продолжаться и может увеличиться до 18% за 5 лет. При этом фермерские хозяйства справляются не хуже агрохолдингов.

Оксана Лут подчеркнула, что “Школа фермеров” является одним из инструментов реализации федпроекта “Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации”. Это важно, потому что пока кооперация идет не так активно, проект поможет объединяться малым хозяйствам и больше зарабатывать. Фермерское движение из-за пандемии пострадало сильно, но меры поддержки увеличиваются. Отрасль должна развиваться с точки зрения кадров и повышения престижности. Чем будет выше уровень знания фермеров, тем будет выше шанс получить субсидию или грант на хозяйство. Министерство видит возможности за счет усиления фермерского движения изменить отношение общества к слову “колхозник”.

Особую роль проекта в реализации госпрограммы “Обеспечение продовольственной безопасности” отметил Владимир Кашин. Кроме того, без фермеров нельзя войти в программу “Второй целины”. Количество кадров не покрывает сегодня количество пахотных земель. Уровень знаний сегодня у работающих на селе сегодня снижен, поэтому важно подтянуть все на уровень современных цифровых технологий. Федеральная программа “Устойчивое развитие сельских территорий” также напрямую связана с реализацией проекта: начнется возрождение села.

Мы видим явное сотрудничество бизнеса, власти и профильных вузов. Тема кооперации плотно прослеживалась на протяжении всего диалога. А вектор развития направлен на создание и применение передовых научных технологий в сфере сельского хозяйства. Данная линия целиком вписывается в логику создания НОЦ и реализацию Программы стратегического академического лидерства. Одним из 5 НОЦ первое волны стал Белгородский НОЦ, направленный на развитие аграрных технологий. При этом в конференции не приняли участие ни представители Минобрнауки, ни РАН, ни Белгородского НОЦ, хотя их вклад в развитие проекта может быть весьма весомым.

Минсельхоз явно активизирует свою работу по образовательному вектору, в том числе – в рамках дополнительной (пере)подготовки студентов и практиков. Данный подход можно было бы только приветствовать, не выражайся он в строгой ведомственной замкнутости и оторванности от масштабных инициатив Минобрнауки и РАН. В любом случае Минсельхозу придется взаимодействовать с ними – и не привлечь их к пресс-конференции федпроекта было, на наш взгляд, несколько опрометчиво.

Источник: https://tass.ru/press/10981