Всероссийские кружки
Олимпиада Кружкового движения Национальной технологической инициативы может получить статус всероссийской уже в этом году.
1 сентября Президент России Владимир Путин подписал поручение Правительству совместно с Общественной палатой РФ, Агентством стратегических инициатив и Ассоциацией участников технологических кружков, согласно которому во Всероссийскую олимпиаду школьников должны войти междисциплинарные соревнования на основе опыта Олимпиады Кружкового движения НТИ.
Поздравляем наших друзей из Кружкового движения НТИ, которые за пять лет при поддержке АСИ, Платформы НТИ, РВК и президентской платформы «Россия – страна возможностей» прошли путь от бутикового хакатона для юных тенхо-энтузиастов – до настоящей национальной технологической олимпиады, основного социального лифта для молодежи, увлеченной современными технологиями.
Желаем коллегам вместе с Минпросвещения и Рособрнадзором найти способ уже в этом году включить междисциплинарные командные инженерные соревнования во Всерос, положение о котором как раз сейчас планируется обновить.
Специально для НОП эту новость прокомментировал лидер рабочей группы НТИ «Кружковое движение» и проректор по развитию ДВФУ Дмитрий Земцов:
«Олимпиада Кружкового движения НТИ за пять лет заслужила авторитет среди ведущих университетов как поставщик подготовленных и мотивированных абитуриентов; и любовь школьников, которые называют ее «айфон среди олимпиад».
В прошлом году в ОНТИ приняло участие более 80 000 юных инженеров и программистов. Благодаря поддержке Президента мы можем на базе Олимпиады НТИ создать настоящую Национальную технологическую олимпиаду, социальный лифт для каждого увлеченного технологиями школьника в России. Организационно мы готовы развернуть новое направление во всеросе уже в этом учебном году при положительном решении Министерства».
Олимпиада Кружкового движения Национальной технологической инициативы может получить статус всероссийской уже в этом году.
1 сентября Президент России Владимир Путин подписал поручение Правительству совместно с Общественной палатой РФ, Агентством стратегических инициатив и Ассоциацией участников технологических кружков, согласно которому во Всероссийскую олимпиаду школьников должны войти междисциплинарные соревнования на основе опыта Олимпиады Кружкового движения НТИ.
Поздравляем наших друзей из Кружкового движения НТИ, которые за пять лет при поддержке АСИ, Платформы НТИ, РВК и президентской платформы «Россия – страна возможностей» прошли путь от бутикового хакатона для юных тенхо-энтузиастов – до настоящей национальной технологической олимпиады, основного социального лифта для молодежи, увлеченной современными технологиями.
Желаем коллегам вместе с Минпросвещения и Рособрнадзором найти способ уже в этом году включить междисциплинарные командные инженерные соревнования во Всерос, положение о котором как раз сейчас планируется обновить.
Специально для НОП эту новость прокомментировал лидер рабочей группы НТИ «Кружковое движение» и проректор по развитию ДВФУ Дмитрий Земцов:
«Олимпиада Кружкового движения НТИ за пять лет заслужила авторитет среди ведущих университетов как поставщик подготовленных и мотивированных абитуриентов; и любовь школьников, которые называют ее «айфон среди олимпиад».
В прошлом году в ОНТИ приняло участие более 80 000 юных инженеров и программистов. Благодаря поддержке Президента мы можем на базе Олимпиады НТИ создать настоящую Национальную технологическую олимпиаду, социальный лифт для каждого увлеченного технологиями школьника в России. Организационно мы готовы развернуть новое направление во всеросе уже в этом учебном году при положительном решении Министерства».
Научно-образовательный нацпроект (1/2)
Стала известна предварительная конфигурация перезагрузки нацпроекта «Наука» и ряда мероприятий «Образования».
Формируется новый нацпроект – «Наука и университеты». В нем будут сосредоточены все мероприятия по вектору исследований и развития высшего образования. Это является основным стратегическим изменением. Теперь новый национальный проект в значительно большей степени сопряжен с госпрограммой «Научно-технологическое развитие», а также полностью замкнут на Министерство науки и высшего образования.
В рамках «НиУ» предусмотрено 4 федеральных проекта:
1. «Интеграция» – Программа стратегического академического лидерства; научно-образовательные центры мирового уровня; кооперация образование-наука-производство; инжиниринговые центры.
2. «Исследовательский потенциал» – научные центры мирового уровня; федеральные научно-технические программы – развития генетических технологий, а также синхротронных и нейтронных исследований, масштабные исследовательские проекты; селекционно-семеноводческий и селекционно-племенные центры; Центры компетенций НТИ; центры трансфера технологий.
3. «Инфраструктура» – мегасайенс; оборудование; центры коллективного пользования; научно-исследовательский флот; поддержка ведущих университетов и научных организаций; цифра и суперкомьютеры; цифровая перезагрузка ВАК.
4. «Кадры» – КЦП; программы дополнительной подготовки и переподготовки; стартапы; научная аспирантура; внедрение «постдокторантуры»; мегагранты; академическая и студенческая мобильность; кадровый резерв и «прокачка» управленческих команд.
Куратором «Науки и университетов» является вице-премьер Татьяна Голикова, руководителем – министр науки и высшего образования Валерий Фальков, администратором – замминистра Андрей Омельчук.
Важной новеллой нового нацпроекта является четко очерченный круг структур, участвующих в его реализации – этим будет заниматься Минобрнауки совместно с Российским фондом фундаментальных исследований и Курчатовским институтом. В этом еще один стратегический успех Михаила Ковальчука – очевидно, что Курчатник будет участвовать в реализации нацпроектов не только как координатор двух ФНТП – генетической и синхротронно-нейтронной, но и в качестве мощнейшего гравитационного центра прорыва и системного think-tank.
Показатели нацпроекта «Наука и университеты» представляют собой не сумму от таковых по «Науке» и профильным федпроектам «Образования», но одновременный синтез, корректировку и комплексную перезагрузку.
Пока рано делать выводы, но у редакции НОП и ряда наших экспертов вызывает опасение «онаучивание» ряда целей и задач, которые имеют отношение исключительно к тематике образования. Будем очень внимательно наблюдать за ходом их реализации.
Ключевые ориентиры, как и содержание мероприятий, остаются неизменными. В ряде случаев есть расширение фронта работ – например, по центрам трансфера технологий, постдокам, цифровому развитию вузов, перезагрузке ВАК и ряду других. В тоже время, очевидно сужение – в частности, по линии ДПО.
Стала известна предварительная конфигурация перезагрузки нацпроекта «Наука» и ряда мероприятий «Образования».
Формируется новый нацпроект – «Наука и университеты». В нем будут сосредоточены все мероприятия по вектору исследований и развития высшего образования. Это является основным стратегическим изменением. Теперь новый национальный проект в значительно большей степени сопряжен с госпрограммой «Научно-технологическое развитие», а также полностью замкнут на Министерство науки и высшего образования.
В рамках «НиУ» предусмотрено 4 федеральных проекта:
1. «Интеграция» – Программа стратегического академического лидерства; научно-образовательные центры мирового уровня; кооперация образование-наука-производство; инжиниринговые центры.
2. «Исследовательский потенциал» – научные центры мирового уровня; федеральные научно-технические программы – развития генетических технологий, а также синхротронных и нейтронных исследований, масштабные исследовательские проекты; селекционно-семеноводческий и селекционно-племенные центры; Центры компетенций НТИ; центры трансфера технологий.
3. «Инфраструктура» – мегасайенс; оборудование; центры коллективного пользования; научно-исследовательский флот; поддержка ведущих университетов и научных организаций; цифра и суперкомьютеры; цифровая перезагрузка ВАК.
4. «Кадры» – КЦП; программы дополнительной подготовки и переподготовки; стартапы; научная аспирантура; внедрение «постдокторантуры»; мегагранты; академическая и студенческая мобильность; кадровый резерв и «прокачка» управленческих команд.
Куратором «Науки и университетов» является вице-премьер Татьяна Голикова, руководителем – министр науки и высшего образования Валерий Фальков, администратором – замминистра Андрей Омельчук.
Важной новеллой нового нацпроекта является четко очерченный круг структур, участвующих в его реализации – этим будет заниматься Минобрнауки совместно с Российским фондом фундаментальных исследований и Курчатовским институтом. В этом еще один стратегический успех Михаила Ковальчука – очевидно, что Курчатник будет участвовать в реализации нацпроектов не только как координатор двух ФНТП – генетической и синхротронно-нейтронной, но и в качестве мощнейшего гравитационного центра прорыва и системного think-tank.
Показатели нацпроекта «Наука и университеты» представляют собой не сумму от таковых по «Науке» и профильным федпроектам «Образования», но одновременный синтез, корректировку и комплексную перезагрузку.
Пока рано делать выводы, но у редакции НОП и ряда наших экспертов вызывает опасение «онаучивание» ряда целей и задач, которые имеют отношение исключительно к тематике образования. Будем очень внимательно наблюдать за ходом их реализации.
Ключевые ориентиры, как и содержание мероприятий, остаются неизменными. В ряде случаев есть расширение фронта работ – например, по центрам трансфера технологий, постдокам, цифровому развитию вузов, перезагрузке ВАК и ряду других. В тоже время, очевидно сужение – в частности, по линии ДПО.
Научно-образовательный нацпроект (2/2)
В целом, тон задаёт логика координации обновлённого нацпроекта с задачами проекта ПСАЛ.
На наш взгляд, преимущество состоит в унификации многих организационно-управленческих и контрольных линий обновленного нацпроекта.
Слабая сторона – пока не очень ясна роль и возможность участия в проекте небольших вузов, которым не «светят» вхождение в Программу стратегического академического лидерства, а также статусы НИУ или НОУ.
Стоит отметить, что таких вузов в России подавляющее большинство и им предстоит участвовать в достижении национальных целей, отмеченных Владимиром Путиным ничуть не меньше, чем статусным коллегам, которые попадут в ПСАЛ.
Сроки реализации нацпроекта расширены в соответствии с поручением президента – они обозначены как 01.01.2021 – 30.12.2030. Показатели на данный момент прописаны только на период 2021-2024 гг., перспективы на пятилетку с 2025 по 2030 гг. будут определены позднее.
Новый нацпроект «Наука и университеты» это действительно версия 2.0 – в нем логичным образом «упакованы» и исследования, и высшее образование.
Новая структура проще и на первый взгляд эффективнее – по мнению коллег из Минобрнауки, она позволит системно работать в нацпроектной парадигме над интеграцией в рамках различных треугольников (наука-образование-бизнес) и четырехугольников (с участием регионов).
Вместе с тем, предложенная версия в большей степени является плодом работы чиновников, а не экспертного сообщества: изначально нацпроекты писали и обсуждали «всем миром» – от специалистов из вузов и академических институтов до чиновников профильных департаментов Минобрнауки.
Ответственность кураторов от министерства за достижение национальных целей через обновленный «инструментарий» нам представляется более высокой, чем ранее.
Важно, что «НиУ» будет в полной мере сопряжен с госпрограммой «Научно-технологическое развитие», а также в очередной раз усилена фокусировка на реализацию Стратегии научно-технологического развития – в частности, в рамках выработки и воплощения плана реализации второго этапа. Все это также позволит более системно подойти к реализации Программы фундаментальных научных исследований.
Ключевое пожелание от сети «подведов» к министерским администраторам (в первую очередь – к заместителям министра Андрею Омельчуку и Дмитрию Афанасьеву) – каждый этап реализации обновленных федпроектов должен идти в условиях активнейшего диалога с расширенным составом экспертного сообщества по принципам «центров компетенций».
Под этим мы подразумеваем, что есть вопросы (в основном, «тактического» характера), где «стратеги» из МШУ «Сколково» выглядят менее убедительно, чем «тактики» и сторонники равного доступа вузов, а также укрепления социальной миссии системы высшего образования из той же Вышки. И наоборот.
В целом, тон задаёт логика координации обновлённого нацпроекта с задачами проекта ПСАЛ.
На наш взгляд, преимущество состоит в унификации многих организационно-управленческих и контрольных линий обновленного нацпроекта.
Слабая сторона – пока не очень ясна роль и возможность участия в проекте небольших вузов, которым не «светят» вхождение в Программу стратегического академического лидерства, а также статусы НИУ или НОУ.
Стоит отметить, что таких вузов в России подавляющее большинство и им предстоит участвовать в достижении национальных целей, отмеченных Владимиром Путиным ничуть не меньше, чем статусным коллегам, которые попадут в ПСАЛ.
Сроки реализации нацпроекта расширены в соответствии с поручением президента – они обозначены как 01.01.2021 – 30.12.2030. Показатели на данный момент прописаны только на период 2021-2024 гг., перспективы на пятилетку с 2025 по 2030 гг. будут определены позднее.
Новый нацпроект «Наука и университеты» это действительно версия 2.0 – в нем логичным образом «упакованы» и исследования, и высшее образование.
Новая структура проще и на первый взгляд эффективнее – по мнению коллег из Минобрнауки, она позволит системно работать в нацпроектной парадигме над интеграцией в рамках различных треугольников (наука-образование-бизнес) и четырехугольников (с участием регионов).
Вместе с тем, предложенная версия в большей степени является плодом работы чиновников, а не экспертного сообщества: изначально нацпроекты писали и обсуждали «всем миром» – от специалистов из вузов и академических институтов до чиновников профильных департаментов Минобрнауки.
Ответственность кураторов от министерства за достижение национальных целей через обновленный «инструментарий» нам представляется более высокой, чем ранее.
Важно, что «НиУ» будет в полной мере сопряжен с госпрограммой «Научно-технологическое развитие», а также в очередной раз усилена фокусировка на реализацию Стратегии научно-технологического развития – в частности, в рамках выработки и воплощения плана реализации второго этапа. Все это также позволит более системно подойти к реализации Программы фундаментальных научных исследований.
Ключевое пожелание от сети «подведов» к министерским администраторам (в первую очередь – к заместителям министра Андрею Омельчуку и Дмитрию Афанасьеву) – каждый этап реализации обновленных федпроектов должен идти в условиях активнейшего диалога с расширенным составом экспертного сообщества по принципам «центров компетенций».
Под этим мы подразумеваем, что есть вопросы (в основном, «тактического» характера), где «стратеги» из МШУ «Сколково» выглядят менее убедительно, чем «тактики» и сторонники равного доступа вузов, а также укрепления социальной миссии системы высшего образования из той же Вышки. И наоборот.