НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
На форуме «Машук» в Пятигорске стартовала офлайн-смена «Лидеры изменений». Она проводится при поддержке платформы «Россия — страна возможностей».

В смене примут участие 300 человек из регионов Северо-Кавказского федерального округа, наиболее ярко проявивших себя по итогам трех смен онлайн-форума. Рейтинг составлялся по результатам активности участников во всех мероприятиях форума. Баллы зачислялись за посещение и работу в рамках образовательной программы, публикации в сервисах онлайн-платформы, выполнение заданий на альтернативных площадках, участие в культурно-развлекательной программе и других активностях.

Они пройдут обучение по трем трекам: «Цифровой бизнес», «Цифровое управление», «Цифровое образование». Образовательные треки для участников форума проведут руководители различных проектов президентской платформы «Россия — страна возможностей», а также победители конкурса управленцев «Лидеры России».

По итогу форума каждый участник получит цифровое портфолио, содержащее результаты диагностики и рекомендации по развитию личных компетенций. 30 лучших участников будут трудоустроены в ведущие компании и институты округа или будут поддержаны иным образом. Смена продлится до 20 сентября.
“Наука” предпринимательства

Вчера на площадке пресс-центра ТАСС в прямом эфире Минобрнауки в лице Министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова и общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "Опора России" в лице президента Александра Калинина подписали соглашение о сотрудничестве. Отношения между структурами складывались на протяжении многих лет и наконец были узаконены.

Валерий Фальков отметил, что обе стороны заинтересованы в максимизации вклада в достижении национальной цели “Достойный эффективный труд и успешное предпринимательство”.

Министерство стремится привлечь как можно больше партнеров для решения задачи трудоустройства выпускников и студентов вузов. Важно также, чтобы выпускники не только занимали рабочие места, но и создавали их, особенно это касается технологических предпринимателей.

Сегодня в России отсутствуют специализированные предпринимательские вузы, но есть модель предпринимательского университета, где целенаправленно развиваются соответствующие компетенции.

В данном вопросе многое зависит от ректора: вузы разного профиля и ведомственной принадлежности. 30-40 вузов хорошо себя проявили в этом направлении, отметил Министр. Подавляющее большинство из них расположено в Москве и Санкт-Петербурге.

Сотрудничество с “Опорой России” и развитие предпринимательства нацелено на абсолютно все вузы, уже есть и образовательные программы, и эффективные форматы, например, проект “Стартап как диплом” был, в частности, реализован в Дальневосточном федеральном университете. Практика не нова, но внедрена еще не повсеместно.

Чем хорошо предпринимательство - мы не знаем, в ком сидит предприниматель, в ком эта жилка предпринимательская есть изначально. Эффективные практики появляются только в результате взаимодействия”, - подчеркнул Валерий Фальков.
Необходимо дать возможность попробовать каждому самореализоваться через предпринимательство.

В рамках нацпроекта “Наука” будут развиваться студенческие студии технологического предпринимательства, на эти цели выделены дополнительные бюджетные средства.

Хороший университет - среда, где студент должен попробовать создать свое первое дело, поскольку он дает не только опыт, но и грамотных наставников, уверен Министр.

В планах заложено масштабирование проекта, чтобы он был массовым и доступным. Это поможет решить проблему излишней миграции из регионов, так как будут появляться новые рабочие места.

Александр Калинин подчеркнул, что предпринимательство как социальное и экономическое явление многогранно, но в центре его стоит человек, который делает осознанный выбор профессии. У студентов есть интерес к предпринимательству, главное в сотрудничестве, насколько в системе высшего образования студент будет вовлечен в современные технологии и то, как вести бизнес. Важна также роль преподавателя, который ведет тематику, тесно связанную с предпринимательством. Он должен обладать компетенциями из практики. Обмен навыками и кадрами крайне необходим для современного предпринимательства.

Сегодня многие бизнес-лидеры сами преподают в вузах. Залогом успеха, по мнению Александра Калинина, должен стать процесс трансформации академических и практических знаний.

Еще один важный аспект для бизнеса в процессе сотрудничества - коммерциализация научно-технологических патентов.

Бизнес заинтересован и отмечает особую важность привлечения талантливой молодежи в созидательную предпринимательскую деятельность.

Таким образом, подписанное соглашение стало не просто очередным документом о сотрудничестве. Оно является первым документом в числе множества других на фоне череды грядущих изменений: Министр публично анонсировал, что цели и задачи данного соглашения без привязки к конкретным организациям будут заложены в обновленном варианте нацпроекта “Наука”.

Источник: https://tass.ru/press/11113
Российско-германское научно-образовательное партнерство - пространство вне политики (1/2)

15 сентября в Берлине состоялась торжественная церемония закрытия Российско-германского года научно-образовательных партнерств 2018-2020 гг.

6 лет назад был открыт центр Российско-германского сотрудничества, в его задачи входило показать, что восток и запад могут кооперироваться в мировом масштабе.

Посол России в Германии Сергей Нечаев зачитал обращение Министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова к участникам церемонии. Он поздравил и выразил признательность всем участникам перекрестного года за успешное развитие научных и образовательных проектов. Сторонами был разработан план дальнейшего взаимодействия научно-технологического развития между странами. Россия и Германия заинтересованы в дальнейшем углублении кооперации и устойчивом инновационном социально-экономическом развитии отношений в сфере науки и высшего образования.

От российской делегации к участникам торжества обратился также Михаил Швыдкой, экс-министр культуры РФ, профессор МГУ и видный деятель в сфере развития отечественных СМИ. Он отметил большие достижения, рождающиеся в результате объединения людей из России и Германии. Партнерство и академические обмены обеспечили 2 года совместной, живой, научной и образовательной работы, которые показали, что страны опираются на связывающие их глубокие традиции. Интеллектуальные отношения государств закладывались столетиями и сейчас становятся только теснее.

25 совместных проектов России и Германии получили награды. Среди российских научных и образовательных организаций традиционно представлены институты РАН, МГУ и СПбГУ, но и другие научно-исследовательские, федеральные и опорные вузы смогли себя проявить.

Одним из российских вузов-лауреатов стал Сибирский федеральный университет. Специально для НОП о победе в конкурсе рассказал ректор СФУ Максим Румянцев: «С Германией нас связывает многостороннее сотрудничество в научной и образовательной сферах. Речь идёт о проектах в области лингвистики, экологии и рекультивации промышленных территорий, сравнительном правоведении. Это всегда взаимообогащающие отношения, и я рад, что выбором экспертов стал на наш совместный проект с Университетом Пассау.

Это старейший партнёр университета, сотрудничество началось еще в 90-е годы прошлого столетия. Если изначально участниками академической мобильности были студенты и преподаватели, то в настоящее время сотрудничество стало более интенсивным и многогранным. Особенно следует выделить немецкоязычный курс обучения «Немецкое право» (DSG), включённое обучение для студентов обеих сторон и программу магистратуры двух дипломов «Немецкое и российское право».

Попадание в пул проектов, поддержанных в рамках конкурса Российско-германского года научно-образовательных партнёрств, мы воспринимаем как высокую оценку нашего труда и знак доверия со стороны германской стороны
».

Запись церемонии: https://youtu.be/bCFY9MADgek
Российско-германское научно-образовательное партнерство - пространство вне политики (2/2)

Организаторы церемонии выразили отдельные слова благодарности НИТУ «МИСиС» за активное содействие развитию партнерских отношений. Сергей Салихов, первый проректор НИТУ «МИСиС» рассказал НОП, как это было: «Основным вызовом для научного сообщества в связи с пандемией стала угроза самоизоляции стран и, как следствие, локализация научной повестки. Но ученые смогли ответить на этот вызов максимально продуктивно, перейдя на новый уровень взаимодействия.

Однако даже самые современные дистанционные технологии не заменят живого общения, необходимости доступа к установкам, обмена образцами и идеями, особенно в экспериментальных областях науки.

Несмотря на то, что с закрытием границ общение между учеными не прекратилось, например, исследователи НИТУ «МИСиС» продолжали работать над созданием элементов мюонной защиты для экспериментов CERN, вели проекты с XFEL и DESY, без личного взаимодействия достичь хороших результатов стало сложнее.

Уверен, что российско-германский год, который мы сегодня формально закрываем, придаст новый импульс сотрудничеству между учеными двух стран. Объединив усилия, используя научную инфраструктуру двух стран, мы сможем реализовать масштабные проекты, достигнуть результатов, которые позволять нам решить актуальные задачи, стоящие сегодня перед человечеством в самых разных областях знаний
».

Международное сотрудничество - исключительно важный аспект развития науки и высшего образования, потому что только в тесной кооперации страны могут обмениваться лучшими практиками и смотреть по-новому на изучаемые предметы и явления, достигая эффекта синергии. Конечная цель науки - служить на благо всего человечества, по этой причине никакие политические мотивы не должны становиться преградой для сотрудничества ученых, а также служить на благо корыстных интересов отдельных государственных лидеров и государств.

Российско-германское научное и научно-техническое сотрудничество является ярким примером того, что наука вне политики. Стороны договорились о дальнейшем усилении интеграции и что торжественная церемония закрытия, скорее формальность, чем окончание партнерских отношений.
⚡️Валерий Фальков начал свое выступление в Государственной Думе

Прямая трансляция: https://www.youtube.com/watch?v=fID013ji-qg
Заместитель Руководителя Администрации Президента, председатель президиума Совета по межнациональным отношениям Магомедсалам Магомедов и директор Службы внешней разведки, председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин приняли участие во Всероссийском молодёжном историческом Форуме «Моя страна. Моя история. Моя Победа», в рамках конкурса
«Моя страна - моя Россия».

Всероссийский конкурс
«Моя страна - моя Россия» - стратегический партнер
Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика».

http://kremlin.ru/events/administration/64037
Forwarded from Якутия 2100
15 сентября в режиме ВКС глава Якутии Айсен Николаев провел первое заседание Набсовета научно-образовательного центра «Север: территория устойчивого развития» с участием представителей профильных федеральных министерств и ведомств, институтов развития, научных центров, высших учебных заведений и крупных индустриальных компаний.
В ходе заседания участники Набсовета единогласно утвердили программу деятельности НОЦ, представленную направлениями: «Человек на Севере», «Рациональное недропользование», «Эффективная социально-экономическая инфраструктура», в рамках которых планируется реализовать девять проектов, отвечающих приоритетам научно-технологического развития России. Также участники заседания приняли ряд положений, которые создадут необходимую правовую основу для деятельности управляющего совета и проектного офиса НОЦ «Север: территория устойчивого развития».
НОЦ «Север: территория устойчивого развития» был создан в сентябре 2019 года в рамках реализации нацпроекта «Наука». В его деятельности кроме Якутии, принимают участие Магаданская и Сахалинская области, Чукотский автономный округ и Камчатский край. Состав участников центра представлен 11 научными институтами, 5 вузами, институтами развития, налажено партнёрство с зарубежными университетами и научными организациями.

#НОЦСевер #АЗРФ #Якутия #Набсовет #АйсенНиколаев
Открытый разговор с Сергеем Вдовиным (1/2)

10 сентября состоялся открытый разговор ректора Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарева Сергея Вдовина с научным руководителем ЭАЦ «Научно-образовательная политика» Евгением Сжёновым. Спикеры поговорили о достижениях, планах и вызовах в ежедневной работе университета.

За последние 10 лет в вузе была проведена очень глубокая модернизация инфраструктуры научных исследований. Большое внимание университет уделяет развитию кадрового потенциала. К настоящему моменту удалось создать прочный фундамент учебного заведения нового качества, обладающего серьезным потенциалом развития. Вуз сегодня является по праву федеральной и региональной площадкой в самых различных сферах деятельности.

Университет планирует принять участие в программе стратегического академического лидерства в качестве опорного. Еще в прошлом году совместно с партнерами в МГУ им. Огарева были определены контуры университета будущего в перспективе до 2035 года. Вуз длительное время представляет собой источник квалифицированных специалистов и точка роста региона. При этом делается акцент на важности выполнения 3 миссии университета. Свою роль в ПСАЛ Мордовский госуниверситет видит в создании и приумножении человеческого капитала.

Кроме того, планируется обширное развитие современной инфраструктуры в республике и расширение количества фундаментальных и прикладных исследований. Отдельное внимание будет уделено университетскому кампусу. Управленческая команда вуза рассматривает университет как мультипликатор территориального развития с ориентацией на национальные цели.

Сергей Вдовин отмечает важность формирования партнерств и консорциумов, они позволят обеспечить трансформацию всех сфер деятельности университета. Планируемые направления сотрудничества для вуза: медицина будущего, биомедицинский кластер, центры превосходства материалов в области фотоники. Регион ориентируется на то, что связано с развитием региона и цифровыми технологиями.

Вуз уже участвует в объединении НОЦ Самарской области «Инженерия будущего» как центр компетенций НТИ по развитию сквозной технологии фотоники. Отдельно сейчас создается консорциум «Радиофотоника».

Еще одно важное направление для Мордовии - индустриально-аграрный сектор, в этой связи есть также ориентир на производство экологически чистой сельхозпродукции.

В регионе активно работает лифт развития и поддержки уникальных молодых людей, в частности, 2 выходца университета стали победителями в суперфинале конкурса управленцев «Лидеры России» - Алексей Грибанов и Алексей Алтынов. Вуз доказал свою компетенцию давать путевку в жизнь своим выпускникам.

Источник: https://vk.com/videos-89014401?z=video-89014401_456239269%2Fclub89014401%2Fpl_-89014401_-2
Открытый разговор с Сергеем Вдовиным (2/2)

Одним из наиболее успешных векторов работы МГУ им. Огарева является работа с молодежью. Вуз позиционирует себя как центр молодежных инициатив в республике и имеет прочную репутацию во всем Поволжье. В молодежной политике университет руководствуется 3 приоритетами:
- вуз открыт для молодежных инициатив в регионе;
- поддерживает и развивает молодежные площадки онлайн и оффлайн;
- ориентирован на длительную траекторию обучения от школьника до аспиранта, где внедряется наставничество технического профиля.

Мордовский госуниверситет - центр молодежной жизни региона. У вуза хорошие традиции студенческого самоуправления. Студентами университета создано 12 НКО. Вся эта работа направлена на формирование софтскиллс, это важно, потому что в таком объеме это не дать в рамках больших образовательных программ. Профессиональная успешность выпускников, участвовавших в суд объединениях подтверждается статистикой. Обилие конкурсов и программ создает возможности для самореализации и развития талантов

Работа с талантами ведется вузом еще со школьных классов. В республике сформирована - система развития молодых талантов. Центр одаренных детей первоначально базировался на базе университета. Функционирует также лицей при МГУ им. Огарева. В соответствии с федеральным проектом «Успех каждого ребенка» был открыт дом научной коллаборации, где реализована сегментно-ориентированная модель подготовки.

Ректор рассказал, что в августе в онлайн-формате был реализован проект Сберкампус, в котором приняли участи более 100 школьников Саранска. Он отметил, что пока не все возможности университета задействованы в формировании траекторий развития, но планируется расширение в рамках ПСАЛ.

Университет следит и за ростом собственных студентов с 1 курса. Молодых людей привлекают для работы в проектных группах. Для поддержки начинающих исследователей учреждаются гранты из средств эндаумент-фонда. Студенты регулярно принимают участие в проектах президентской платформы «Россия - страна возможностей»: «Моя страна - моя Россия», «Я-профессионал» и других.

Сергей Вдовин отметил, что университетская команда работает адресно и индивидуально с каждым студентом, который хочет развиваться.

На фоне вызовов пандемии ректор подчеркнул важность коммуникации и обратил внимание, что для технологической трансформации необходимо формировать проектное мышление у студентов и качественную цифровую культуру.

Отдельное внимание в разговоре было уделено системе дополнительного образования. Время требует высокой мобильности и гибкости образовательных траекторий для подготовки востребованных кадров на рынке труда в регионе, считает Сергей Вдовин. Нужно провести реинжиниринг системы с включением цифровых технологий и формированием системы непрерывного образования. Немало важно активно включать в этот процесс работодателей.

МГУ им. Огарева является региональным монополистом системы ДПО, что нашло подтверждение во время пандемии. В активном долголетии граждан большую роль играет дополнительное образование (как часть непрерывного), поэтому вуз должен интегрироваться в кадровую систему развития региона. Сегодня особое место занимают программы по цифровым компетенциям.

Большие планы Мордовского госуниверситета демонстрируют активную и открытую позицию в системе высшего образования. У вуза хорошие перспективы для взаимодействия по таким востребованным направлениям как медицина и химия, что дает все шансы стать точкой притяжения науки и образования в регионе в рамках Программы стратегического академического лидерства и принять самое активное участие в деятельности научно-образовательных центров - как региональных, так и мирового уровня.
Валерий Фальков в Государственной Думе: тезисы и аналитика в режиме реального времени

- Минобрнауки России и лично министр Валерий Фальков, в сравнении с тем, как это было до, имеют полную поддержку со стороны вузов и ректоров.

- Политика интеграции науки и высшего образования получила поддержку со всех сторон и, самое главное, от Российской академии наук. Это стало возможным благодаря очень разумному и качественному выстраиванию взаимоотношений Минобрнауки и РАН.

- Минобрнауки реализует очень важную стратегию пространственного развития страны - выравнивания столиц и регионов. Эта политика чрезвычайно важна для реализации национальных приоритетов и одобрена руководством страны.

- Минобрнауки на деле определяет и формирует политику в сфере науки и высшего образования, чего не было раньше.

- Эффективность команды видна в том числе по тому, что впервые распределение бюджетных мест вызвало позитивную реакцию.

- Еще можно сказать про полную поддержку со стороны думских фракций.

Выступая перед депутатами Государственной Думы, министр Валерий Фальков отметил, что новая реальность, в которой оказались миллионы студентов в период пандемии, потребовала от министерства нестандартных решений в работе с молодежью и способствовала динамичному развитию новых форматов воспитания.

С переходом вузов «на удаленку» выяснилось, что формальные молодежные структуры прекратили свою деятельность.

При этом, те студенческие организации и клубы, которые были реально добровольными объединениями и имели свою представленность в социальных сетях, в значительной степени сохранили продуктивную деятельность.

Ключевое и очень удачное решение команды Валерия Фалькова было найдено в организации волонтерской деятельности: по этому направлению вузами уже был накоплен значительный опыт до пандемии, а во время распространения коронавируса студенты еще более активно включились в волонтерское движение по представлению помощи пожилым людям. Множество студентов стали волонтерами для поддержки обучения школьников, для помощи учителям школ и вузовским преподавателям в использовании цифровых технологий.

Важной особенностью работы студентов-волонтеров в этот период стал учет профилей их обучения. Фактически, студенты не только вносили весомый вклад в борьбу с коронавирусом, но и развивали свои профессиональные навыки: волонтеры-медики – в оказании медицинской помощи, психологи и юристы – в области консультирования, студенты технических специальностей работали «цифровыми волонтерами».

Фальков отметил, что эту работу необходимо продолжить, внедряя новые форматы воспитания, соответствующие вызовам времени, создавая в университетах условия для реализации огромного потенциала студентов, поддерживая их самые разнообразные инициативы.

Министр отметил три ключевые момента:

1.Наряду с волонтерством и развитием студенческих клубов, мы будем более активно привлекать молодежь в исследовательские проекты, в развитие науки и технологий, в том числе технологического предпринимательства. Принципиально важно сконцентрировать внимание на создании в каждом регионе, на создание в каждом университете комфортных условий для научно-технического творчества молодежи, появления новых идей и их последующего внедрения.

Инфраструктура наших университетов должна быть адаптирована с учетом современных форматов взаимодействия молодежи: необходимы открытые пространства для коллективной работы и одновременно индивидуального развития с доступом 24/7, переход от поточных лекционных аудиторий к трансформируемым учебным залам для проектной работы.

2. Важнейшей задачей университетов является включение целого поколения образованной и активной части молодёжи в процесс выработки решений и принятия на себя ответственности за будущее страны. А это невозможно сделать без конструктивного взаимодействия между поколениями.

3.Не менее важная тема – формирование у молодежи уважения к истории родной страны, культуре и традициям населяющих ее народов. Страна у нас большая, сложная, разнообразная, она основана на разных традициях, но в то же время у нас общая история и общие ценности.
В фокусе вопросов депутатов к министру: наука, молодёжь, иностранцы. Есть и предметные вопросы по отдельным вузам (например, РУДН).
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Сложно поспорить с Председателем Госдумы Вячеславом Володиным по итогам отчёта Министра Валерия Фалькова перед депутатами.
ТПУ банзай!

Неотъемлемой частью научно-технологического прорыва является занятие передовых позиции в мировых исследовательских и инновационных фронтах. Решение этой задачи неразрывно связано с повышением конкурентоспособности страны – в науке, высшем образовании, производстве высокотехнологичной продукции.

Это означает, что российские университеты и научные институты должны активно выходить на рынки других стран. И если подобное проникновение на рынки развивающихся стран вполне осуществимо, то пробиться в конкурентную среду наиболее технологически развитых государств неизмеримо сложнее.

Тем ценнее и уникальнее достижение Томского политехнического университета, который готовится штурмовать Японию – страну, которая по уровню развития технологий уже долгие годы играет в своей собственной наивысшей лиге.

Лидер рынка оборудования для вузов Японии компания SPECS Tokyo Instruments, Inc.(SPECS TII) готова представить на японских рынках технологии, разработанные в Томском политехническом университете. Заинтересовали представителей компании, в частности, технологии в сфере биомедицины и материаловедения, сообщил во вторник журналистам генеральный директор SPECS TII RUS Кавабэ Цунетака.

Японская делегация во вторник посетила Томский политехнический университет. В нее вошли представители SPECS TII RUS, которая поставляет во все японские университеты высокотехнологичное оборудование для научных исследований, а также импортирует установки для японских университетов и исследовательских центров, во главе с Кавабэ Цунетака, а также первый секретарь посольства Японии в России, научный атташе Есида Тору. Участники делегации намерены изучить разработки ученых томского вуза и обсудить возможные пути сотрудничества.

В частности, для компании интересны технологии в сферах материаловедения и биомедицины, развиваемые в вузе, уточнил генеральный директор SPECS TII RUS, однако ее представители изучат и другие направления работы ТПУ.

Как отметил на встрече с японской делегацией врио ректора ТПУ Андрей Яковлев, партнерами университета уже являются такие японские вузы как Университет Хиросимы, Столичный университет Токио, Университет Кинке. Томский университет заинтересован в развитии сотрудничества с Японией. «У нас развивается много направлений, в которых наше взаимодействие может развиваться. Например, у нас развито направление, связанное с ускорительной техникой. В это области мы решаем широкий спектр прикладных задач по плазмохимии, по исследованию материалов, модификации материалов», - сказал Андрей Яковлев.

Нет никаких сомнений, что высочайшие компетенции Томского политеха действительно позволят закрепиться на высокотехнологичном рынке Японии. Это станет важным прорывом как для самого университета, так и для всей России. Конкурировать на рынке оборудования как с японскими, так и с ведущими мировыми производителями означает, что у отечественного приборостроения есть хороший задел, чтобы обеспечить всю страну и зарубежных потребителей инструментами самого высокого мирового уровня. Напомним, что в рамках обновления приборной базы ведущих научных и образовательных организаций предусмотрен серьезный акцент на импортозамещение – и здесь ТПУ сможет выступить как один из ключевых центров компетенций.

Желаем Томскому политеху и его управленческой команде во главе с врио ректора Андреем Яковлевым с честью пройти этот «путь самурая»!

Подробнее: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/kompania-tokyo-instruments-gotova-pomoc-tomskomu-vuzu-vyvesti-razrabotki-na-rynki-aponii