НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
МГУ: «школьная» пересборка

Комплексные программы и проекты, сквозные технологии, конвергентные технологии, меж- и трансдициплинарные исследования – всё это стимулирует трансформацию организационной структуры организаций, которые ими занимаются. Самым серьезные изменения происходят в университетах, исторически сложившееся дисциплинарное деление на факультеты и кафедры которых не всегда способно обеспечить адекватную реакцию на новые реалии научно-образовательного развития.

Вслед за некоторыми ведущими вузами системную перестройку планирует провести и Московский государственный университет.

5 октября в МГУ прошла конференция трудового коллектива, на которой была представлена и рассмотрена новая программа развития университета до 2030 года. На конференции присутствовало около 400 делегатов, в том числе министр науки и высшего образования Валерий Фальков. По словам президента Российского Союза ректоров и ректора университета Виктора Садовничего, тенденции развития МГУ будут общими для российской системы образования.

В ходе конференции была разработана программа, в рамках которой предусмотрено открытие новых научных школ Московского университета. «Это создание групп учёных разных факультетов, объединённых общей целью исследования по данному направлению и подготовка новых кадров в соответствии с этими исследованиями», – сообщил Виктор Садовничий. Задача таких школ – новейшие научные достижения и подготовка кадров.

На конференции было озвучено семь школ:

«Космос»
«Сохранение мирового культурно-исторического развития»
«Мозг, когнитивные системы и искусственный интеллект»
«Математические методы анализа сложных систем»
«Молекулярные технологии живых систем и синтетической биологии»
«Фотонные и квантовые технологии»
«Будущее планеты: глобальный экономический мониторинг»

Основными исследовательскими направления первой школы стали космос и гравитация, космическое приборостроение и робототехника, фундаментальные и прикладные исследования Земли и тел Солнечной системы из космоса.

Школа «Сохранение мирового культурно-исторического наследия» направлена на изучение языков и культур коренных народов России и на создание моделей реализации стратегии национальной безопасности.

Третья школа направлена на изучение мозга, искусственного интеллекта и процесса автоматизации.

Школа «Математические методы анализа сложных систем» связана с изучением больших систем, хаоса и самоорганизации.

Школу молекулярных технологий живых систем и синтетической биологии будет отличать включение направления синтетической биологии, когда из неживых тканей создают живые клетки.

В рамках школы «Фотонные и квантовые технологии» стратегические проекты преследуют цель обосновать процессы передачи информации с помощью квантовых технологий, обосновать устройство новых линий связи, квантовых возможностей общаться.

Школа «Будущее планеты: глобальный экономический мониторинг» изучит актуальные проблемы планеты.

Школы будут включать в себя ряд проектов. В их число вошли математический центр мирового уровня МГУ, проект «Мозг и информация: от естественного интеллекта к искусственному» совместно с учеными Российской академии наук, а также медицинский роботизированный модуль МГУ.

Формирование школ внутри Московского государственного университета планируется проводить по механизму консорциумов – то есть факультеты и институты сохраняют свой самостоятельный статус, а функционирование школы заключается в сопряжении усилий и систематизации работы. С этой точки зрения, они позволят более активно включиться в системные форматы научно-технологического развития – будь то «неты» НТИ, комплексные научно-технические программы и проекты или работу научно-образовательных и научных центров мирового уровня.

Критики решения указывают на его недостаточную проработанность, размывание полномочий деканов, а также на усиление властной вертикали – поскольку на выбор глав школ, судя по всему, прямого влияния у коллектива и студентов МГУ не будет.

Подробнее о научных школах, а также о дистанте и фестивале «Nauka0+».
Восстановление – наука и образование

Правительство утвердило «Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике».

Выделим научно-образовательные сюжеты.

Минобрнауки ответственно за 9 мер:
1. Реализация программы финансовой и методической поддержки цифровизации образовательных организаций высшего образования (совместно с Минцифры).
2. Построение в рамках реализации Национальной технологической инициативы инновационной технологической инфраструктуры следующего поколения с участием РВК.
3. Реализация мероприятий по развитию среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, в том числе обеспечивающих опережающую подготовку кадров по новым и востребованным профессиям (совместно с Минпросвещения и Минтрудом).
4. Разработка и реализация мероприятий по повышению привлекательности условий предоставления образовательных кредитов.
5. Реализация программы стратегического академического лидерства (в сфере науки и высшего образования).
6. Разработка и реализация мероприятий по поддержке занятости выпускников образовательных организаций высшего образования.
7. Создание единых организационных и правовых механизмов координации научной и научно-технической деятельности на всех уровнях готовности НИОКР (совместно с Минэкономразвития и Минфином).
8. Строительство медицинских центров в субъектах Российской Федерации, оснащение (переоснащение) коечного фонда в медицинских организациях (вместе с Минобороны, МЧС, ФМБА и регионами).
9. Укрепление кадрового потенциала эпидемиологической службы (совместно с Роспотребнадзором, Минздравом и Минтрудом).

Минпросвещения упомянуто еще 4 раза:
1. Организация в субъектах РФ обучения по программам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования с привлечением инфраструктуры Союза «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) лиц:
– находящихся под риском увольнения;
– выпускников образовательных организаций;
– ищущих работу граждан
2. Разработка и внедрение Цифровой образовательной среды.
3. Обеспечение условий для профессионального развития педагогических работников, в том числе методической помощи.
4. Организация методической поддержки образовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся (вместе с Рособрнадзором).

Примечательны два пассажа:

Дистант
Развитие новых форм занятости и обучения, прежде всего, дистанционных, создает потенциал для кардинальных структурных изменений на рынке труда, в сфере образования и переквалификации. Возможно существенное повышение гибкости рынка труда и образования как со стороны спроса, так и со стороны предложения, быстрая и во многом саморегулируемая подстройка системы образования и переквалификации к потребностям экономики, снятие территориальных барьеров и объединение региональных рынков труда и образования для многих профессий в один федеральный рынок с усилением конкуренции, повышением качества оказания услуг, ростом производительности труда. Дистанционный труд в связке с дистанционной системой переподготовки персонала может стать основой решения проблемы эффективной занятости населения в целом по стране.

Цифра
Цифровизация может стать драйвером технологического прорыва, роста производительности труда во многих секторах экономики. Меры по стимулированию технологического развития в целом и цифровизации различных отраслей и сфер экономики как важнейшего элемента такого развития будут не просто способствовать ускорению восстановления экономики, но и принципиально новому качеству устойчивого экономического роста за пределами периода восстановления.

Итог
По подавляющему большинству направлений работы в научно-образовательной сферы уже реализуются практические меры, предусмотренные Планом. Особенно правительственные эксперты отмечают эффективность работы Минобрнауки – министра Валерия Фалькова и его управленческой команды.

Текст Плана размещен каналом «Майский указ»: https://news.1rj.ru/str/maydecree/4463
Профессионалы о «профессионалах»

Много шума наделала олимпиада «Я - профессионал». Настолько много, что в пресс-центр МИА Россия Сегодня на обсуждение приехали и из Правительства, и из Администрации Президента РФ.

Подробнее: https://telegra.ph/Professionaly-o-professionalah-10-08
Блогерство как социальный лифт

О запуске нового проекта “ТопБЛОГ” АНО “Россия - страна возможностей” 6 октября рассказал генеральный директор президентской платформы Алексей Комиссаров и популярные актеры, тиктокеры и инстаблогеры, которые примут в нем участие.

Цель проекта - создание нового социального лифта в цифровой среде. Опросы показали, что 67% молодежи получают информацию через социальные сети. Так родилась идея создания конкурса, который сможет обучить всех желающих сделать собственные аккаунты яркими интересными и популярными. При этом возрастные ограничения для участия в конкурсе отсутствуют.

Другой важной задачей “ТопБЛОГа” станет обучение критическому мышлению в части выявления и противодействия фейкньюс.

Кроме того, стоит отметить, что проект будет включать в себя образовательную составляющую: помимо наставников-блогеров будут участвовать ведущие вузы - РАНХиГС, Вышка, Московский Политех. Политизации проекта не планируется.

«Соцсети сегодня стали, пожалуй, самым быстрым социальным лифтом для молодежи. Мы стремимся научить как можно большее количество людей правильно использовать все его возможности, овладеть инструментами, которые позволят не только быстро стать популярным, но и удержаться на взятой высоте, завоевать доверие аудитории. В задачи проекта входит создание коммуникационной онлайн-площадки для обмена опытом между участниками, содействие их дальнейшему развитию и распространению лучших практик в сфере новых медиа», – рассказал Алексей Комиссаров.

В ходе презентации блогеры совместно приняли манифест блогерства, который включил в себя такие качества:
- честность;
- актуальность;
- ответственность;
- целеустремленность;
- эйфорию;
- свободу;
- юмор;
- противодействие буллингу;
- рост и творчество;
- орфографию оператора.

Последнее “качество” РСВшного блогерства заложил Алексей Комиссаров, им стала смелость.

Именно такие черты у новых звезд соцсетей планирует взращивать команда президентской платформы вместе в партнерами, чтобы каждый участник проекта понимал и брал на себя ответственность за информацию, транслируемую в соцсетях.

Внимание аудитории привлек вопрос, почему сам Алексей Комиссаров не является блогером. Несостоявшийся блогер - глава АНО РСВ поделился своим неудачным опытом: “Я представляю, с каким количеством хейтерства приходится сталкиваться вам. Я никогда не забуду, у меня был период в жизни, когда я работал в Правительстве Москвы. Это было недолго, я был предпринимателем много лет, другими вопросами занимался. Я слепил на даче с детьми пельмени, и помню, как в Инстаграм выложил, как мы делаем эти пельмени. Мне посыпались такие сообщения типа: “В стране жрать нечего, а они там пельмени едят!” Я так удивился, у меня был шок культурный, после этого я вообще стал поменьше что-то публиковать из личной жизни, но иногда это все-таки делаю.

Экспертами встречи стали молодежные лидеры мнений социальных медиа - Василиса Даванкова, Антон Каравайцев, Настя Рыжик, Анастасия Луч, Фармин Велиев и другие. Все участники презентации запустили обратный отсчет до старта приема заявок в «ТопБЛОГ». Регистрационная кампания начнется в ноябре.

Взаимодействие АНО РСВ с лидерами мнений современных медиа и взращивание собственных, безусловно, помогает развивать социальные лифты, оставаясь в тренде. Оборотная сторона этой медали заключается в том, что полученные новыми звездами компетенции могут быть использованы в разных направлениях.

Так, блогер Юрий Дудь берет интервью у самых известных людей из различных сфер деятельности. При этом им снято 11 документальных фильмов, некоторые из которых вызвали общественный резонанс и привлекли внимание власти. Таким образом, блогеры способны влиять на политическую повестку, и организаторы проекта «ТопБЛОГ» не смогут помешать этому процессу, если кто-то из выпускников программы решит общаться со своими подписчиками на провокационные темы.
9 октября в Тюмень с рабочей поездкой вылетели заместитель председателя правительства России Татьяна Голикова и министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

https://amp.ura.news/news/1052453390
Особенности старт-«а»

Председатель Совета Российского фонда фундаментальных исследований Владислав Панченко в интервью «Поиску» рассказал о перезагрузке конкурса «а» (инициативных проектов).

Конкурс «а» никуда и не исчезал. Это был, пожалуй, единственный конкурс, который был профинансирован в текущем году без сокращений, в полном объеме, несмотря на заметное сокращение бюджетов Фонда. Об этом я дважды докладывал на заседании Президиума Российской академии наук.

По поручению Министерства науки и высшего образования Совет Фонда провел работу по оптимизации деятельности РФФИ и согласовании функционала с Российским научным фондом. В первую очередь задержка была связана и с финансовыми проблемами, необходимостью обеспечивать мероприятия по борьбе с пандемией коронавируса. Прежде чем объявлять самый массовый и, соответственно, самый затратный конкурс, мы должны были просчитать свои возможности, причем не на один, а на два-три года вперед.

Конкурс проводится почти тридцать лет, и все это время его правила оставались фактически неизменными. К ним накопилось много вопросов. Так, в последние годы раздавалась критика о том, что Фонд финансирует проекты, имеющие продолжающийся характер. Их ведут сильные команды, возглавляемые авторитетными учеными, и исследователям со свежими идеями зачастую бывает трудно выиграть конкурс.

Подчеркну, изначально замысел конкурса «а» состоял как раз в том, чтобы поддерживать новые направления, так сказать, фундаментальные стартапы. А продолжающиеся темы должны «подхватывать» уже другие программы – и нашего Фонда, и других организаций поддержки науки.

Именно поэтому введено правило, что теперь в конкурсе не могут участвовать исследователи, включенные в работы по другим проектам, которые относятся к категории «а». Когда одни и те же люди участвуют сразу в нескольких работах, появляется вопрос, правильно ли эти проекты отобраны, нацелены ли они на реализацию оригинальных научных идей.

Разрабатывая условия конкурса, Бюро Совета РФФИ детально и многократно их обсуждало, понимая, насколько чувствительна эта тема для научного сообщества. Прежде всего новые правила ориентированы на расширение круга участников программы. Научная молодежь относится к ним с одобрением.

[Давать гранты на два, а не на три года решено] по уже названным причинам. Сохраняется некоторая неопределенность с финансированием на долгосрочный период; окончательно не завершен пересмотр полномочий РФФИ.

Экспертная процедура в Фонде является трехступенчатой и соответствует всем принятым мировым стандартам. Мы намерены проводить отбор проектов еще более тщательно. За последние два года серьезно перестроена работа экспертных советов Фонда, проведена заметная ротация экспертного пула. Сейчас обсуждаются новые принципы проведения экспертизы по конкурсу «а».

[Увеличение максимального размера поддержки с 1,25 до 1,5 миллиона рублей в год приведет к уменьшению числа грантов]. Мы работаем в рамках выделенного бюджета. Но мнение членов Бюро Совета было единым: увеличивать гранты надо.

[Смысл трехмесячного разрыва между этапами]. По окончании каждого этапа исполнители должны представить отчет, который должен пройти экспертизу, на основании которого Экспертный совет принимает решение о финансировании следующего этапа. На это нужно время.

Целью конкурса «а» является выявление и апробация новых научных идей. Новая формулировка – это, скорее, констатация того факта, что принятая в нашей стране Стратегия научно-технологического развития, программный документ высшего уровня, устанавливает приоритеты в данной сфере. Фундаментальную науку Стратегия НТР рассматривает как базу для развития технологий, а выбор направлений исследований оставляет за научным сообществом.

Посмотрим на реакцию участников программы. Мы внимательно прислушиваемся к мнению научного сообщества. Если по каким-то моментам будут представлены аргументированные замечания, постараемся их учесть.

Полный текст интервью: https://poisknews.ru/magazine/vnimaniyu-startuyushhih/
In memoriam – Геннадий Куцев

9 октября в возрасте 82 лет ушел из жизни Куцев Геннадий Филиппович, доктор философских наук, профессор, академик Российской академии образования, научный руководитель Тюменского госуниверситета. Коллектив вуза выражает соболезнования родным и близким Геннадия Филипповича.

«Сегодня ушел из жизни Геннадий Филиппович Куцев. Геннадия Филипповича всегда отличали высочайший профессионализм и выдающиеся способности организатора. Чувство чести, верность долгу, последовательность и решимость в служении университету вызывали мое искреннее восхищение. Таких людей не забывают. Имя Геннадия Филипповича навсегда вписано в летопись Тюменской области. Он был настоящим учителем, общественным деятелем, известным ученым, человеком, который прошел путь от рабочего до заместителя руководителя министерства. Геннадий Филиппович был всецело предан служению системе российского образования, активно отстаивал интересы высшей школы. Искренние слова глубокого соболезнования родным и близким. Светлая и добрая память о большом человеке и настоящем подвижнике навсегда останется в наших сердцах».
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

«Это большая потеря для университета, для всего российского образования. От нас ушел талантливый и мудрый человек, блистательный организатор, Геннадий Филиппович возглавлял вуз более 20 лет. Благодаря ему ТюмГУ стал не только ведущим инновационным вузом региона, но и вошел в когорту лучших классических университетов страны. Это личная потеря для тысяч тюменцев, именно Геннадий Филиппович построил современные корпуса университета, создал академическую гимназию при ТюмГУ, открыл перспективные направления подготовки. Его умение идти вперед, действовать на благо коллектива было феноменальным. Я глубоко соболезную родным и близким Геннадия Филипповича Куцева. Скорблю вместе с вами».
Врио ректора ТюмГУ Иван Романчук.
МИСиС и CERN дают IT в массы

Образовательная программа «Новые технологии для поиска новых физических эффектов» стартовала в НИТУ «МИСиС» совместно с Европейской организацией по ядерным исследованиям (CERN) два года назад, и продолжает успешно реализовываться. Она носит междисциплинарный характер, работая на стыке физики высоких энергий, материаловедения и наук о данных.

Целью программы является подготовка молодых специалистов для разработки перспективных технологий и материалов для поиска новых физических эффектов в экспериментах CERN. Лучших выпускников CERN приглашает к себе на стажировки.

Нововведения третьего сезона проекта касаются формата обучения. Среди вузов-партнеров программы Imperial College of London, University «Federico II» of Naples, University of Zurich, EPFL. Из-за существующих въездных ограничений курсы перейдут в дистант, что позволит сделать программу доступной не только для жителей столицы, но и для регионов.

Отдельное внимание уделено теме «Современные принципы получения, обработки и анализа физических данных с использованием методов машинного обучения и искусственного интеллекта», по итогам обсуждений было принято решении о создании соответствующего курса.

IT-составляющая становится все более и более актуальной, поэтому было принято решение об увеличении доли нагрузки по информационным технологиям, что привело к изменению пропорций в рамках всего курса.

Программа предназначена для студентов последних курсов, обучающихся по направлениям подготовки: «физика», «инженерные науки», «материаловедение»; которые планируют связать свою дальнейшую деятельность с наукой и продолжить обучение в аспирантуре или принять участие в международных проектах в области физики фундаментальных свойств материи. Обучение бесплатное, cлушатели, успешно сдавшие экзамен в апреле 2021 года, получат сертификат о прохождении курса, выданный совместно CERN и НИТУ «МИСиС».

Ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова ректор НИТУ «МИСиС» специально для НОП рассказала о проекте: «Стартовал третий сезон уникальной совместной образовательной программы НИТУ «МИСиС» и Европейской организации по ядерным исследованиям (CERN) «Новые технологии для поиска новых физических эффектов». Ее основная цель — подготовка молодых специалистов для разработки перспективных технологий и материалов для поиска новых физических эффектов в экспериментах CERN.

В этом году фокус в обучении будет направлен на обработку и анализ физических данных с использованием методов машинного обучения и искусственного интеллекта. За два года слушателями программы стали 250 студентов, аспирантов и молодых ученых из ведущих российских университетов, лучшие из которых были приглашены на стажировку в CERN
».

Подробнее: https://misis.ru/university/news/science/2020-10/6976/
Forwarded from АСИ
Гендиректор АСИ Светлана Чупшева дала ответы на вопросы о форуме "Сильные идеи для нового времени". О том, в каком формате будет проходить форум, читайте в интервью ТАСС. Выбрали самое интересное. Часть 1:

О датах форума: «Даты не меняем – это по-прежнему 11-12 ноября».

Об отборе идей: «Во-первых, для отбора использовали народное голосование – лайки, комментарии. Во-вторых, идеи оценивали более 900 экспертов – давали комментарии по доработке, принимали участие в дальнейшем отборе топ-1000».

О необычных и самых популярных идеях: «...Была идея крокодилов разводить на теплотрассах. Но в целом россияне ответственно подошли к подаче идей. Всего с платформы было удалено 1426 идей, из которых 1234 – это дубли и "пустышки". Самыми популярными треками стали «Новая социальная стратегия», «Новая молодежная повестка», «Новые компетенции». Идеи подавались гражданами в возрасте от 12 до 80+ лет, всего подано около 15 тысяч идей».

О поддержке идей: «Мы направили в каждый регион реестр идей и предлагаем местным властям рассмотреть и обсудить самые актуальные и сильные. Также у нас уже есть запросы от крупных компаний на инвестирование, в том числе от ВЭБ.РФ, «Уралхима», Mail.ru Group, «Р-фарма». Чем дальше в конкурсе прошла идея, тем шире пакет мер поддержки».

https://tass.ru/interviews/9667645

#ФорумСильныхИдей #ФорумИдей #100идейАСИ2020 #Росконгресс #АСИ #ФорумАСИиРосконгресса2020
⚡️Вице-премьер Татьяна Голикова объявила о начале конкурсного отбора второй очереди научно-образовательных центров мирового уровня (НОЦ)

#МинобрнаукиРоссии
Из биографии задержанного
И.о. министра образования Архангельской области Гнедышева, по своему любящего социальные сети.

В июле 2012 г. завершил обучение по Президентской программе подготовки управленческих кадров.
Четыре раза отмечен благодарностями губернатора Архангельской области за подготовку победителей региональной олимпиады по программированию. Редко имеющееся свободное время посвящает изучению информационных технологий и программирования.

Это к слову об ответственности чиновников. Красивые факты в биографии - не защита на все случаи жизни.
НОЦ-отбор: критерии

Вступил в силу Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 23.09.2020 № 1227 «Об утверждении критериев отбора программ деятельности научно-образовательных центров мирового уровня».

I. Критерии, характеризующие научно-исследовательский, экономический (инновационный), кадровый и инфраструктурный потенциал научно-образовательного центра мирового уровня:
1.1 Количество патентов на изобретения по областям, определяемым приоритетами научно-технологического развития РФ, зарегистрированных в РФ и (или) имеющих правовую охрану за рубежом.
1.2 Количество статей в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития РФ, в научных изданиях, индексируемых в международных базах данных «Web of Science» и «Scopus» (для федеральных государственных образовательных организаций высшего образования и научных организаций).
1.3 Объем выполненных работ и услуг, завершившихся изготовлением, предварительными и приемочными испытаниями опытного образца (опытной партии) (рублей).
1.4 Количество разработанных и переданных для внедрения в производство в организациях, действующих в реальном секторе экономики, конкурентоспособных технологий и высокотехнологичной продукции.
1.5 Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей.
1.6 Доля работников организаций, участвующих в создании научно-образовательного центра мирового уровня (далее - центр), прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам в соответствии с направлениями деятельности центра.
1.7 Количество иногородних обучающихся по образовательным программам высшего образования, прибывших из субъектов РФ, не участвующих в создании центра, а также иностранных обучающихся.
1.8 Количество лиц, завершивших обучение в центрах развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий в интересах развития региона.
1.9 Доля новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции в общем объеме отгруженной продукции.
1.10 Техническая вооруженность сектора исследований и разработок (балансовая стоимость машин и оборудования в расчете на одного исследователя).
1.11 Количество новых высокопроизводительных рабочих мест.
1.12 Численность исследователей в субъекте РФ, выполнявших научные исследования и разработки, на 10 000 занятых в экономике субъекта РФ.

II. Критерии, характеризующие вовлеченность субъекта РФ в реализацию программы деятельности центра:
2.1 Объем финансовой поддержки из бюджета субъекта и (или) субъектов РФ, на территории которых осуществляют деятельность участники центра, программы деятельности центра с использованием всех инструментов региональной поддержки.
2.2 Наличие в субъекте РФ инструментов развития: территорий опережающего развития, особых экономических зон, промышленных технопарков, индустриальных (промышленных) парков, промышленных кластеров, территориальных инновационных кластеров, инновационных научно-технологических центров.
2.3 Доля внебюджетных средств в общем объеме финансового обеспечения программы деятельности центра.

III. Критерии, характеризующие научно-технологический потенциал субъекта РФ в соответствии со Стратегией пространственного развития РФ на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р:
3.1 Наличие в субъекте РФ центра, включенного в перечень перспективных центров экономического роста, в которых сложились условия для формирования научно-образовательных центров мирового уровня.
3.2 Наличие в перспективной экономической специализации субъекта РФ отрасли «Деятельность профессиональная, научная и техническая».
3.3 Вхождение субъекта РФ в перечень приоритетных геостратегических территорий РФ.

Критерии в полной мере отражают те задачи, которые возлагаются на НОЦ: научные открытия, связь с реальным сектором экономики, пересборка региональных научно-образовательно-инновационных пространств, геостратегическое развитие.

Полный текст Приказа.
И научить, и дать работу – опыт СФУ

Мы много говорим о том, чему пандемия научила вузы: переход в дистант, работа в быстро меняющихся условиях, цифровизация всех процессов. Это все здорово и важно, но есть одна тема, которую учтиво обходят стороной - не принято у нас открыто говорить о деньгах.

Коронавирус ударил по кошельку всех категорий населения, а по студенческому – особенно. Вопрос поиска новых официальных источников дохода остро встал и перед теми, кто получал помощь от родителей, зарплаты которых с переходом на удалёнку тоже упали, и перед теми, кто крутился на неофициальных подработках и оказался не у дел без выплат и компенсаций.

В этом смысле оперативно и по зову времени перестраивать работу на новые лады вынуждена была не только учебная часть, но и вузовские центры карьеры, которые должны были помочь студентам найти официальную работу здесь, сейчас и без ущерба для образования.

Примечателен опыт Сибирского федерального университета. СФУ всегда был площадкой, где студенты работают и совмещают это с получением диплома. А с началом пандемии там запустили сервис поиска вакансий удалённой работы, работы с гибким графиком или частичной занятостью. К публикации информации о вакантных должностях, где профстандарты не требуют наличия законченного высшего образования, привлекли бизнес-партнеров университета.

В настоящее время на этой цифровой платформе выложено не менее 300 актуальных вакансий и 600 резюме соискателей из числа студентов и выпускников СФУ. Есть возможность организовать и провести онлайн мероприятия с работодателями: дистанционное собеседование, виртуальную встречу с работодателем, онлайн-ярмарку вакансий.

В конце учебного года Центр картеры и Управление молодёжной политики СФУ провели большую аналитическую работу – актуализировали мониторинг занятости и провели опрос среди студентов, где они предпочитают работать во время обучения. Выяснилось, что в первую очередь студенты хотят работать на кампусе университета, желательно с возможностью гибкого графика и частичной занятости. Это и понятно, на рабочем месте все прекрасно понимают твой статус и идут навстречу, плюс, не нужно тратить время на дорогу.

И в СФУ таких возможностей много. Один из успешно реализованных весенних кейсов – студенческий отряд «Бастион», на примере которого видно, как студенты могут совмещать работу и учёбу. Основные функции отряда – охрана правопорядка. «Бойцы» патрулируют кампус и выходят в составе Добровольной народной дружины. На 30 ставок принято 104 человека. Студенты устроены на 0,5-0,25 ставки, при этом активная работа в отряде дает возможность получать еще и повышенную академическую стипендию.

Есть и студенческие инициативы, которые при поддержке СФУ получили официальный статус, а значит, и возможность трудоустройства на зарплату. Например, студенческий ресторан «Дом у озера», который открылся на острове Татышева при поддержке крупного ресторанного холдинга «Bellini Group». Официанты, хостес, повара – это все студенты Института гастрономии СФУ. Или «Медиапарк» – это не только о медиволонтерстве в университете, наиболее активные студенты становятся полноценными сотрудниками Департамент информационной политики вуза.

Таким образом, студенты СФУ, еще не закончив образование, получают официальное трудоустройство и первые навыки работы в коллективе. Хочется надеяться, что такая карьерная активность не пойдёт на спад, а организованная работа вузовских центров карьеры станет еще одним успешным кейсом в ответ на вызовы пандемии.

Пример Сибирского федерального университета очень показателен - для вуза коронавирус стал стимулом еще больше развить те удачные решения, что применялись и ранее. В вопросах трудоустройства студентов СФУ представляет собой ориентир, на которым многим вузам стоит равняться.
НОЦ: вторая волна

Официально объявлен старт второго этапа «гонки за НОЦ», которая по накалу страстей и объемах ставок уже давно превратилась в битву.

Напомним, что научно-образовательные центры мирового уровня создаются в рамках нацпроекта «Наука», а в новом национальном проекте «Наука и университеты» это мероприятие, естественно, сохранится.

На сегодняшний день уже функционирует первая пятерка центров, всего их планируется создать 15. У претендентов есть время до 9 ноября, чтобы оформить и подать свои заявки. Их рассмотрит конкурсная комиссия Минобрнауки, но решения принимает Совет научно-образовательных центров мирового уровня. Отобрать во вторую волну планируется 5 НОЦ.

Опыт первой пилотной волны показывает, что из неформальных критериев – умение работать в информационном поле, грамотно презентовать и продвигать проект НОЦ в СМИ и соцсетях имеет не менее важное значение, чем традиционный лоббизм и интеграция в элитные расклады.

На данный момент можно точно сказать, что фаворитами являются те претенденты, для которых создание научно-образовательного центра важно само по себе – как инструмент перезагрузки региональных (а также трансрегиональных) систем науки, образования, инноваций. Это те консорциумы, которые начали функционировать как НОЦ регионального уровня – с тем, чтобы затем уже претендовать на нацпроектный статус и финансирование.

И несколько меньше шансов у тех, кто действует по принципу «всё или ничего» - то есть НОЦ либо будет создан в рамках нацпроекта, либо вообще «не взлетит».

Круг претендентов очень широк. Общее количество заявок вполне может превысить половину сотни.

В рамках отбора НОЦ (здесь не стоит так уж сильно разделять вторую и третью волны, поскольку важнее общее количество оставшихся «в игре» мест) действуют несколько очень важных и при этом взаимосвязанных факторов.

Первый из них – создание научно-образовательных центров на Дальнем Востоке и в Арктической зоне РФ. Оба центра предусмотрены поручениями президента России Владимира Путина.

Второй – связь со Стратегией пространственного развития, где особое внимание уделяется геостратегическим – приграничным (фронтирным) – территориям.

Третий – связь с крупнейшими высокотехнологичными компаниями: здесь особое значение имеет выстраивание сотрудничества с госкорпорациями и лидерами цифрового развития.

Четвертый – целеполагание. Для НОЦ критически важным является фокусировка работы и развития по нескольким ключевым стратегическим векторам. Чрезмерное распыление усилий точно так же нежелательно, как и избыточно узкие тематики. Направления деятельности центров должны быть сквозными и системными.

Пятый – баланс между количеством участников консорциума и реальным их вкладом в развитие центра.

Шестой – восприятие центра его инициаторами и ключевыми участниками. НОЦ не является грантовой программой в классическом смысле этого слова, скорее это государственная поддержка лидерам. Поэтому практически бессмысленно подавать заявку, руководствуясь чисто финансовыми соображениями – научно-образовательные центры также про «третью миссию» и комплексное социально-экономическое развитие регионов.

Седьмой – «голубые столичные фишки». Важным для любого консорциума является привлечение ведущих университетов и научных институтов – особенно с учетом того, что в Москве и Санкт-Петербурге присутствует огромная концентрация крайне сильных игроков.

НОЦ – это квинтэссенция политики научно-технологического прорыва, который сопряжен с прорывом социально-экономическим и является важнейшей составляющей внутренней политики. Количество заявок, участвующие регионы, состав участников консорциума – все это даст богатую почву для анализа, в том числе – даст представление о балансе сил между крупнейшими элитными группами как в федеральном масштабе, так и в конкретном региональном преломлении.

А уж дебаты на Совете НОЦ скорее всего затмят по своему нерву и накалу практически все научно-политические события второй половины 2020 года.

Объявление о «второй волне» и конкурсная документация.
Новости академий

Васильева Евгения Николаевна стала Почетным членом Российской академии художеств.

На сайте РАХ отмечено, что мастер Васильева является автором 15 монографий (в том числе, международных), и за последние годы приняла участие более чем в 30 выставках в 10 странах.

https://www.rah.ru/the_academy_today/the_members_of_the_academie/member.php?ID=56068
Берегите психику!

Сегодня Всемирный день психического здоровья. Это лишний повод обратить внимание на здоровье не только тела, но и ума с духом – причем не только на свое, но также близких и коллег.

Сфера науки и образования очень стрессовая, причем для всех участников процесса – проверки, экзамены, «трудные дети», неизбежные ЧП, трения внутри классов и групп, (кибер)буллинг и многое другое.

И по горькой иронии именно в научно-образовательной сфере очень высок «порог терпимости». Один из ключевых образов исследовательской среды – чудаковатый профессор, одержимый изобретатель, «горящий» своей работой педагог. Более того – подобное поведение является во многих смыслах одобряемым в этой социальной группе.

Увы, но часто коллектив долго закрывает глаза на все более странное поведение коллег. У преподавателей ситуация имеет дополнительный уровень измерения – они больше на виду, но и стресса у них все равно больше.

Соцсети, со своей стороны, предоставив уникальные возможности для общения и сотрудничества, одновременно всерьез увеличили информационное давление на традиционно склонных к более инкапсулированной работе ученых и исследователей. Учтем еще традиционную оппозиционность, свойственную части отечественной интеллигенции – и тут поводов для дополнительных переживаний просто масса.

Огромной проблемой современного российского общества является стигматизация тех людей, кто испытывает проблемы с психическим здоровьем. Традиционные советы «прибухнуть» соседствуют с сомнительными остротами про Кащенко. Практически все советы, как правило, сводятся к «не ныть», «видеть позитив», «перетерпеть» и «до свадьбы заживет», что разумно, если вы ободрали коленку, но сомнительно в случае открытого перелома.

В университетской среде также принято максимально скрывать свои психические/психологические проблемы – часто полагая, что обращение за помощью станет известно, а за этим последуют ограничения в работе с аудиторией. Хотя, реальные препятствия ставятся только перед теми, кто серьезно болен – точно так же, как вывих ноги отличается от ее отсутствия.

К сожалению, все указанные проблемы проецируются педагогами/преподавателями на своих учеников/студентов. Сказывается также катастрофическая нехватка навыков психологии, а также специалистов в данной области в школах, техникумах и вузах. А отсюда крайне трагическая статистика – от самоубийств до шутингов. И семья не всегда может помочь – старшие поколения мало знакомы с понятием психического здоровья как такового.

Много сейчас говорится о том, что сфера образования должна не только учить, но и воспитывать. Отсюда необходимо сделать следующий шаг – заботиться об учениках и студентах, в том числе, об их психическом самочувствии. Пожалуй, это и есть то качество, что отличает простого педагога или коуча от Учителя и Наставника.

Весенний дистант плавно перетекает во вторую волну коронавируса, еще больше обострив накопившиеся проблемы – опросы и исследования фиксируют, что уровень стресса и тревожности заметно поднялся как у учащихся, так и у педагогов.

Заболевания психики так же реальны, как больные зубы. А попытки следовать неумелым советам друзей и знакомых вместо обращения к врачу делают ситуацию только хуже, а уж алкоголь и тем более наркотики всегда делают ситуацию только хуже.

Быть здоровым не стыдно, как не должно быть стыдно обращаться за помощью и следовать советам врача.

Мы призываем всех причастных к научно-образовательной сфере внимательнее относится к своему психическому самочувствию, а также здоровью студентов, коллег и подчиненных.

Слова благодарности в этот день мы хотим сказать всем тем, кто борется с предрассудками и мифами вокруг психического здоровья – а отдельный низкий поклон врачам – психологам, психиатрам, психотерапевтам.