Дополнительное – равноправное (1/2)
На форуме «Университеты 2030: наука – компетенции – молодежь» тема дополнительного образования стала одной из основных. Участники искали совместный ответ на вопрос: какова роль университетов в переобучении населения?
Нацпроект
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков отметил, что нацпроекты первого поколения «Наука» и «Образование» были перекомбинированы и интегрированы в нацпроект второго поколения «Наука и университеты». Федеральный проект «Новые возможности для каждого» переходит в нацпроект «Наука и университеты» из «Образования». Акцент сделан на непрерывном образовании и (пере)подготовки взрослых.
Эта функция заложена в Программу стратегического академического лидерства, в которую были интегрированы некоторые федпроекты и отдельные мероприятия. Помимо задач наследуется и финансирование.
Равноправие
Дополнительное образование более не рассматривается Министерством в качестве «бонуса», но его важность признается равной высшему. Сложность и одновременно парадокс ДПО в том, что основной его рынок формирует государство, а ключевые запросы идут со стороны бизнеса.
Механизм развития – помогать созданию полноценных систем ДПО в вузах и их конкуренции.
Цифра
Президент РАН Александр Сергеев акцентировал внимание на цифровых и онлайн-технологиях. Масштабный переход в дистант стимулирование и их развитие, и соперничество за слушателя. Мобильность, модульность, свободный график – все это делает ДПО особенно привлекательным в формате онлайн.
Регионы
Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин рассказал о двух моделях повышения качества кадров – на школьном уровне (совместный проект с НИУ ВШЭ и РАНХиГС), а также в переподготовке чиновников (с Президентской академией). Спрос на ДПО в регионах очень высок.
Блеск и нищета вузов
Министр Валерий Фальков обозначил ключевую проблему с развитием ДПО: на этом поле успешны частные компании, а университеты всерьез отстают от них. Этот огромный рынок и большие доходы проходят мимо университетов. Для решения проблемы нужно изменить парадигму мышления.
«Классическая система образования уже отстроилась, что касается ДПО, редкий университет понимает, что со взрослым образованием надо работать по-другому. По ДПО надо брать людей, которые никогда не работали в университетах, чтобы они четко понимали рынок и формировали предложения, за которые человек готов платить. Важно отстроить систему обучения во время всей жизни, чтобы слушатель приходил на разные курсы и после», - подчеркнул он.
Время и среда
Старший вице-президент «ВЭБ.РФ» Михаил Алашкевич указал на то, что системная работа через профстандарты с привлечением бизнеса проигрывает в оперативности – они устаревают раньше внедрения. «Бизнесу сегодня требуются компетенции со свободным владением предметом», - то есть фундаментальность и адаптивность. Университет должен развиваться в контексте городской среды и одновременно как драйвер ее трансформации.
Синтез и разделение
Ректор РАНХиГС Владимир Мау акцентировал внимание на том, что ДПО (совсем уже не дополнительное) объединяет все уровни образование, является «сквозным». Важно, чтобы студент мог менять специализацию – синтезируя свою уникальную образовательную программу. В рамках ДПО нужно грамотно формировать группы – чтобы обучающимся было интересно и формировался синергетический эффект от совместной работы. При этом, сейчас еще не до конца сформирован «язык ДПО» - нет терминологического описания того, что делается в формате непрерывного образования.
Программы для обучения безработных нужно отделять от образования как фактора карьеры и успеха. В том числе, как считает Владимир Мау, разводить по разным учебным заведениям.
На форуме «Университеты 2030: наука – компетенции – молодежь» тема дополнительного образования стала одной из основных. Участники искали совместный ответ на вопрос: какова роль университетов в переобучении населения?
Нацпроект
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков отметил, что нацпроекты первого поколения «Наука» и «Образование» были перекомбинированы и интегрированы в нацпроект второго поколения «Наука и университеты». Федеральный проект «Новые возможности для каждого» переходит в нацпроект «Наука и университеты» из «Образования». Акцент сделан на непрерывном образовании и (пере)подготовки взрослых.
Эта функция заложена в Программу стратегического академического лидерства, в которую были интегрированы некоторые федпроекты и отдельные мероприятия. Помимо задач наследуется и финансирование.
Равноправие
Дополнительное образование более не рассматривается Министерством в качестве «бонуса», но его важность признается равной высшему. Сложность и одновременно парадокс ДПО в том, что основной его рынок формирует государство, а ключевые запросы идут со стороны бизнеса.
Механизм развития – помогать созданию полноценных систем ДПО в вузах и их конкуренции.
Цифра
Президент РАН Александр Сергеев акцентировал внимание на цифровых и онлайн-технологиях. Масштабный переход в дистант стимулирование и их развитие, и соперничество за слушателя. Мобильность, модульность, свободный график – все это делает ДПО особенно привлекательным в формате онлайн.
Регионы
Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин рассказал о двух моделях повышения качества кадров – на школьном уровне (совместный проект с НИУ ВШЭ и РАНХиГС), а также в переподготовке чиновников (с Президентской академией). Спрос на ДПО в регионах очень высок.
Блеск и нищета вузов
Министр Валерий Фальков обозначил ключевую проблему с развитием ДПО: на этом поле успешны частные компании, а университеты всерьез отстают от них. Этот огромный рынок и большие доходы проходят мимо университетов. Для решения проблемы нужно изменить парадигму мышления.
«Классическая система образования уже отстроилась, что касается ДПО, редкий университет понимает, что со взрослым образованием надо работать по-другому. По ДПО надо брать людей, которые никогда не работали в университетах, чтобы они четко понимали рынок и формировали предложения, за которые человек готов платить. Важно отстроить систему обучения во время всей жизни, чтобы слушатель приходил на разные курсы и после», - подчеркнул он.
Время и среда
Старший вице-президент «ВЭБ.РФ» Михаил Алашкевич указал на то, что системная работа через профстандарты с привлечением бизнеса проигрывает в оперативности – они устаревают раньше внедрения. «Бизнесу сегодня требуются компетенции со свободным владением предметом», - то есть фундаментальность и адаптивность. Университет должен развиваться в контексте городской среды и одновременно как драйвер ее трансформации.
Синтез и разделение
Ректор РАНХиГС Владимир Мау акцентировал внимание на том, что ДПО (совсем уже не дополнительное) объединяет все уровни образование, является «сквозным». Важно, чтобы студент мог менять специализацию – синтезируя свою уникальную образовательную программу. В рамках ДПО нужно грамотно формировать группы – чтобы обучающимся было интересно и формировался синергетический эффект от совместной работы. При этом, сейчас еще не до конца сформирован «язык ДПО» - нет терминологического описания того, что делается в формате непрерывного образования.
Программы для обучения безработных нужно отделять от образования как фактора карьеры и успеха. В том числе, как считает Владимир Мау, разводить по разным учебным заведениям.
Дополнительное – равноправное (2/2)
Россия – не Европа
Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов обратил внимание на особенности отечественного ДПО. Оно менее популярно, чем в Европе. Одна из причин – в России оно в подавляющем большинстве платное, хотя есть мощный исторический бэкграунд бесплатного ДПО. С другой стороны, в Европе от трети до половины слушателей за курсы не платят. Университеты должны заниматься непрерывным образованием, поскольку замены им нет – в России отсутствуют НКО, которые бы этим занимались.
Ярослав Кузьминов также подчеркнул два принципиально важных момента. Первый – благотворительность. Ее не стоит чураться – даже если вуз предлагает какой-то курс бесплатно, он может подтолкнуть слушателя к тому, что ему надо поучаствовать в будущем университета. Примерно в этой же логике действуют эндаумент-фонды.
Второй – университет, образно говоря, «знак качества», делает человеку «культурную прививку», выделяя его среди остальных. Эту миссию университете должен обязательно сохранить.
Проблемы и запросы
Исполнительные президент РСПП Федор Прокопов сфокусировался на системных проблемах. Первая – на стыке СПО и ДПО, когда предполагается обучение профессии. Вторая – те профессии и специальности, где требуется постоянная переподготовка, которая становится формальностью.
С другой стороны, есть направление для роста и развития: «Есть ниша повышения спроса на короткие образовательные программы, которые завершаются профессиональным сертификатом. Профессиональный модуль должен быть согласован и поддержан работодателями, тогда получится система выпуска бакалавров или магистров с набором компетенции ДПО».
Вне профессии и дипломов
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда обратил внимание на два важных фактора. Первый – непрерывное образование должно повышать не только профессиональные навыки, но и общий уровень человека (в который входит умение широко мыслить и смотреть на мир). Второй – корпоративное образование, которое дает возможность карьерного роста без университетских дипломов.
На практике
Спикеры рассказали об успешных проектах и системных выводах.
Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Эдуард Омаров отметил эффективность программы, реализуемой в Тюменском госуниверситете при поддержке Минобрнауки, а также важность рейтинга работодателей и студентов, который планируют масштабировать на всю страну.
Директор по обучению и развитию Академии Ростеха Ольга Балашова подчеркнула, что корпоративные университеты являются самыми эффективными способами продуктивного взаимодействия бизнеса и образования. При этом, не менее важно выстраивание партнерских программ с вузами – одна из таких успешно развивается с МГТУ СТАНКИН.
Его ректор Елена Катаева рассказала о широких возможностях, которые использует вуз в рамках дополнительного и непрерывного образования – и в рамках программ с госкорпорациями, и через взаимодействие с Кружковым движением НТИ. Также она акцентировала внимание на «брошенных поколениях» - то есть людях старше 60 лет, программ для которых (особенно по остро необходимой цифровой грамотности) практически нет.
Россия – не Европа
Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов обратил внимание на особенности отечественного ДПО. Оно менее популярно, чем в Европе. Одна из причин – в России оно в подавляющем большинстве платное, хотя есть мощный исторический бэкграунд бесплатного ДПО. С другой стороны, в Европе от трети до половины слушателей за курсы не платят. Университеты должны заниматься непрерывным образованием, поскольку замены им нет – в России отсутствуют НКО, которые бы этим занимались.
Ярослав Кузьминов также подчеркнул два принципиально важных момента. Первый – благотворительность. Ее не стоит чураться – даже если вуз предлагает какой-то курс бесплатно, он может подтолкнуть слушателя к тому, что ему надо поучаствовать в будущем университета. Примерно в этой же логике действуют эндаумент-фонды.
Второй – университет, образно говоря, «знак качества», делает человеку «культурную прививку», выделяя его среди остальных. Эту миссию университете должен обязательно сохранить.
Проблемы и запросы
Исполнительные президент РСПП Федор Прокопов сфокусировался на системных проблемах. Первая – на стыке СПО и ДПО, когда предполагается обучение профессии. Вторая – те профессии и специальности, где требуется постоянная переподготовка, которая становится формальностью.
С другой стороны, есть направление для роста и развития: «Есть ниша повышения спроса на короткие образовательные программы, которые завершаются профессиональным сертификатом. Профессиональный модуль должен быть согласован и поддержан работодателями, тогда получится система выпуска бакалавров или магистров с набором компетенции ДПО».
Вне профессии и дипломов
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда обратил внимание на два важных фактора. Первый – непрерывное образование должно повышать не только профессиональные навыки, но и общий уровень человека (в который входит умение широко мыслить и смотреть на мир). Второй – корпоративное образование, которое дает возможность карьерного роста без университетских дипломов.
На практике
Спикеры рассказали об успешных проектах и системных выводах.
Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Эдуард Омаров отметил эффективность программы, реализуемой в Тюменском госуниверситете при поддержке Минобрнауки, а также важность рейтинга работодателей и студентов, который планируют масштабировать на всю страну.
Директор по обучению и развитию Академии Ростеха Ольга Балашова подчеркнула, что корпоративные университеты являются самыми эффективными способами продуктивного взаимодействия бизнеса и образования. При этом, не менее важно выстраивание партнерских программ с вузами – одна из таких успешно развивается с МГТУ СТАНКИН.
Его ректор Елена Катаева рассказала о широких возможностях, которые использует вуз в рамках дополнительного и непрерывного образования – и в рамках программ с госкорпорациями, и через взаимодействие с Кружковым движением НТИ. Также она акцентировала внимание на «брошенных поколениях» - то есть людях старше 60 лет, программ для которых (особенно по остро необходимой цифровой грамотности) практически нет.