НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Новое грантовое мышление

«Фондовая перестройка» в рамках реформы институтов развития завершится вливанием РФФИ в РНФ. Одним из первых прореагировал Клуб «1 июля», а точнее – самая радикальная его часть. Было выпущено обращение с патетическим названием: «Против упразднения РФФИ».

Воззвание изобилует традиционными клише и штампами: изменения якобы делаются в интересах чиновников, оптимизация – зло, в СССР все было хорошо, а сейчас нужно поддерживать все фонды и стимулировать конкуренцию.

Сосредоточимся на важных деталях обращения и покажем, где и в чем ошибаются первоиюльцы.

«Это решение принимается бюрократическим государственным аппаратом
исключительно для того, чтобы упростить администрирование затрат на науку».
На самом деле: для большей унификации формальных и бюрократических процедур, четкого структурирования грантовых линеек, создания сквозных систем поддержки исследований и ученых.

«Правительством М.В. Мишустина не было сделано даже попытки понять аргументы научного сообщества, неоднократно выступавшего против такого объединения».
На самом деле: Правительство в лице Минобрнауки (министра Валерия Фалькова, его заместителей, руководителей департаментов) не раз обсуждали предстоящие трансформации с Академией наук. Основные возражения были связаны с инициативным конкурсом «а». Его в итоге запустили в перезагруженном формате – научному сообществу он показался не идеальным, потому его в дальнейшем будут корректировать.

«Мнимая же минимизация затрат при устранении многоканальности приводит к снижению конкуренции, чревата возникновением единого «правильного взгляда» на то, что есть научная проблема и как следует ее решать, и это всегда и везде ведет к упадку и застою в научных исследованиях».
На самом деле: многоканальность финансирования закладывается требованиям к конкретным грантам. Реформа нацелена на то, чтобы было единство форм заявок и отчетов, рубрикатора, экспертизы. О чем регулярно просило научное сообщество.

«Пример неудачного по своим последствиям слияния РГНФ с РФФИ мы уже имеем – это резко ослабило и качество работы фондов, и их общие позиции, чему яркое подтверждение – нынешние планы Правительства».
На самом деле: опасения, что гуманитарные науки останутся вообще без грантов, не оправдались. В рамках РФФИ реализовывалось даже больше конкурсов, чем в РГНФ.

«Ликвидация РФФИ путем поглощения его РНФ нанесет новый удар по фундаментальным исследованиям в России, и без того находящимся в сложном положении…»
На самом деле: все ключевые линейки грантов будут сохранены: инициативные, молодежные (на базе Президентской программы РНФ), лабораторные, для ведущих ученых, комплексные, региональные, международные.

«…в результате непрекращающихся атак на Российскую Академию наук и ее институты»
Российскую академию наук никто всерьез уже не атакует. Александр Сергеев бывает у Президента Владимира Путина чаще многих губернаторов и министров. А усиливающиеся дискуссии (подчас острые) являются следствием увеличения политического веса РАН и ее главы.

«Мы надеемся, что в ходе административной реформы разделение РНФ и РФФИ как взаимодополняющих, но альтернативных источников поддержки оригинальных научных работ будет сохранено».
На самом деле: в этом и есть цель реформы. Проведут ревизию грантовых линеек, выявят лакуны, обиженные финансированием, снимут излишнее дублирование. В итоге условные «грантовые пространства» РНФ и РФФИ станут полностью комплементарными, взаимодополняющими. А значит, отпадет и надобность в двух различных структурах, каждой со своими правилами и требованиями.

«Более того, финансирование обоих фондов будет увеличено…»
На самом деле: так и будет происходить. Бюджет РФФИ вольется в РНФ, а на грядущие годы запланировано повышение финансирования.

Итог
Суть дискуссии сводится к сакраментальному «шашечки или ехать». Научному сообществу нужны доступные гранты с понятными и прозрачными требованиями. А какое юридическое лицо будет выдавать их – для честных соискателей разницы не играет.

Полный текст обращения: http://www.1julyclub.org/node/359
Нацквантлаб

В пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялся запуск нового федерального проекта — Национальной квантовой лаборатории. Консорциум создается под эгидой Госкорпорации «Росатом». Первыми в него вступили 7 структур: СП «Квант» (Росатом), НИУ «ВШЭ», НИТУ «МИСиС», МФТИ (НИУ), Физический институт имени П.Н. Лебедева РАН, Российский квантовый центр и Фонд «Сколково».

Подобные Национальные программы уже запущены на зарубежных рынках.

На территории Сколково будет построен центр нанофабрикации, а также передовой лабораторный комплекс.

Консорциум приступит к запуску образовательных программ по квантовой тематике начиная со школьного уровня и внедрит стандарты подготовки/переподготовки специалистов. Особое внимание участники НКЛ уделят привлечению зарубежных экспертов. Студенты, аспиранты и постдоки смогут перенять опыт мировых ученых и использовать его в разработке отечественного квантового компьютера на 4 основных платформах: сверхпроводниках, ионах, нейтральных атомах и фотонах.

Члены консорциума получат всю необходимую поддержку. Команды стартапов среди прочего — приоритетный доступ к инкубатору и акселератору.

Генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, комментируя создание НКЛ, назвал квантовые технологии одним из главных направлений, определяющих будущее научно-технического прогресса: «Квантовые вычисления и квантовый компьютер сегодня – это поле конкуренции мировых научных школ и технологических гигантов. Идет серьезное соревнование за лидерство в этом направлении. Убежден, что Национальная квантовая лаборатория внесет существенный вклад в то, чтобы позиции нашей страны в этой сфере были высокими».

Директор по цифровизации ГК Росатом, Екатерина Солнцева в своем обращении к членам консорциума подчеркнула, что создание НКЛ является шагом к построению в России устойчивой экосистемы квантовых вычислений и ее представлению на международном уровне.

«Опыт мировых лидеров в области квантовых вычислений показывает, что добиться значительных результатов можно только создав Национальные программы с поддержкой на самом высоком государственном уровне», — сообщил руководитель проектного офиса по квантовым технологиям ГК Росатом Руслан Юнусов.

Ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова в комментарии для НОП отметила:

«Квантовые технологии – одно из стратегических приоритетных направлений развития НИТУ «МИСиС», основа для которого была заложена еще в прошлом веке коллективом ученых под руководством нобелевского лауреата, профессора Алексея Абрикосова. Закономерным продолжением стали исследования в области сверхпроводимости и создание лаборатории «Сверхпроводящие метаматериалы» под руководством профессора Алексея Устинова, победителя конкурса мегагрантов. Сегодня разработками в этой области занимается Центр НТИ «Квантовые коммуникации, созданный в вузе в 2018 году, и еще четыре лаборатории университета.

За последний год учеными НИТУ «МИСиС» представлены: первый в России действующий прототип квантового компьютера, алгоритмы квантовой криптографии, видеодетектор одиночных фотонов для сверхзащищенной спутниковой связи. Дальнейшее развитие квантовых технологий невозможно без подготовки специалистов, а начинать обучение необходимо уже в школе. МИСиС реализует программу ДПО для учителей физики «Квантовые методы коммуникации». В 2019 году был осуществлен первый набор на интегрированную программу iPhD «Квантовое материаловедение», ведущую подготовку магистрантов и аспирантов.

Консорциум НКЛ призван обеспечить глобальную конкурентоспособность российских научных исследований в области телекоммуникаций, вычислений для современного материаловедения, криптографии, квантовой химии и оптимизации различных процессов».

Также в запуске НКЛ участвовали: Аркадий Дворкович (Сколково), Михаил Филонов (проректор МИСиС), Виталий Баган (проректор МФТИ), Валерия Касамара (проректор НИУ ВШЭ), Томмазо Каларко (автор и соруководитель Европейской программы развития квантовых технологий Quantum Flagship), Чэо-Янг Лу (глава трех направлений Национальной лаборатории по квантовым вычислениям в Китае).
У редакции НОП есть вопросы ко всем.

К уважаемым коллегам из @maydecree, которые пишут о "ключевых целях нацпроекта "Образование", не вникнув, что мероприятия вузов (кроме педуниверситетов) давно выведены из этого нацпроекта в другой. Какой? "Майский указ" должен это знать не хуже НОП.

К ректору ВГУ Дмитрию Ендовицкому, которому в следующий раз нужно глужбе обдумывать ответ по тематике поддержки студентов, особенно если он звучит как "нет, конечно".

А относительно вопроса к Татьяне Москальковой, НОП писал подробно ранее.

https://news.1rj.ru/str/maydecree/4820
Михаил Краснянский, ректор ТГТУ, специально для НОП о работе университета и поддержке студентов:

Образовательный процесс осуществляется в смешанном формате. Группы на дистант переводятся точечно, в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора. Сейчас таких групп не очень много. Мы готовы к любому формату, так как весной мы наладили все необходимые процессы.

У многих преподавателей к моменту начала пандемии уже были наработки в плане открытых образовательных курсов, в условиях удаленки они получили дальнейшее развитие.

Мы применяем в числе инструментов организации удаленного обучения Moodle, ИАИС ТГТУ «Личный кабинет преподавателя» и «Личный кабинет студента». Задействована система VitaLMS ТГТУ – это система интерактивного обучения. Активно используются ресурсы социальной сети «ВКонтакте», мессенджеры, различные образовательные платформы.

Во всех корпусах есть доступ в Интернет.

Волонтерский центр ТГТУ активно оказывает помощь студентам, проживающим в общежитиях.
Сложно найти руководителя и эксперта, вовлечённого в научно-образовательную политику больше Алексея Комиссарова.

Через его "Школу губернаторов" (ВШГУ РАНХиГС) прошла добрая половина Госсовета. В его "Лидерах России" наставниками выступает вся элита страны, включая Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина. Его АНО "Россия-страна возможностей" возглавляет Владимир Путин.
Важным приоритетом для РСВ стала работа с вузами, а одним из главных координаторов ПСАЛ является Сергей Кириенко.

Как будет развиваться конкурс "Лидеры России" в 2021 году?
И будет ли больше назначений победителей трека "Лидеры Россия, Наука"?

Что способно удивить Алексея Комиссарова?

Как живёт "Сенеж" и другие знаковые проекты РСВ на "удалёнке"?

Что является испытанием и вызовом для самого Алексея Комиссарова?

Есть ли наставник и учитель у того, кого самого называет главным наставником половина управленческой элиты России?

Прямой эфир завтра в 14:00 на платформе ММСО:
https://vk.com/video-89014401_456239303?list=3b0e0e71b524d53d75
25 ноября. Цитаты дня

Алексей Оверчук
заместитель Председателя Правительства РФ

(в рамках VI Международной конференции по оценке качества образования):

Перед государством стоит задача организовать образовательный процесс так, чтобы помочь новому поколению выбрать нужную профессию. Мы живем в эпоху глобальной трансформации. За последние десять лет на наших глазах исчезли целые отрасли и возникли новые. Технологии стремительно развиваются, и в течение нескольких лет появятся такие, о которых мы сейчас пока даже не подозреваем.

Герман Греф
Президент, Председатель Правления Сбербанка


(В рамках онлайн- встречи лидеров школьного образования, посвящённой гуманной педагогике в цифровом образовании. Модератор: Марина Ракова, вице-президент, директор дивизиона «Цифровые образовательные платформы» Сбербанка):

Никакая онлайн-школа не может заменить офлайн, но, к сожалению, ни вузы, ни школы не были готовы к тому, что в какой-то момент они временно будут отрезаны от очного обучения. Вместе с вами, экспертами и лидерами школьного образования, мы пытаемся реализовать видение новой современной школы, в которой главными элементами являются учитель и ученик. Мы хотим построить такую платформу, к которой учителя смогут легко адаптироваться, которая снимет с них рутинную нагрузку и освободит время для творчества, общения, поддержки учеников. Мы стремимся сделать обучение в школе увлекательным, «фановым», чтобы дети хотели учиться, а учителя хотели учить. Цифровые технологии не подменяют школу, а дополняют её.
Forwarded from ТАСС
Уголовное дело о мошенничестве в особо крупных размерах и злоупотреблении должностными полномочиями возбуждено по результатам проверки прокуратурой вуза в Якутии. Ректор Арктического государственного агротехнологического университета (АГАТУ) задержан.
Анатолий Николаев, ректор СВФУ, специально для НОП о работе университета и поддержке студентов:

Сначала студентам и преподавателям было непривычно вести занятия удаленно, но они быстро научились пользоваться различными цифровыми платформами.

СВФУ работает через систему электронного обучения Moodle. Преподаватели СВФУ активно применяют и сторонние цифровые инструменты для взаимодействия со студентами - Zoom, мессенджеры, социальные сети и электронная почта.
 
С момента перехода на дистанционное обучение большинство студентов уехали домой. Это обучающиеся из отдаленных районов Якутии, где низкая пропускная мощность интернета не позволяет в полной мере проходить обучение онлайн, а также студенты-иностранцы.

Сейчас составляются списки финансовой помощи студентам. Рассматривается возможность компенсации расходов за проезд иногородним.

Волонтеры профсоюзной организации студентов регулярно доставляют продукты, медикаменты, средства личной гигиены. Проводится полное медицинское и психологическое сопровождение.
Руководителям университетов ⚡️

Виртуальная стажировка по обмену практиками вузов «ТГУ: передовые технологии для смешанного образования»

Продолжаем семинары по обмену вузовскими практиками «Виртуальные стажировки в университетах: «Университет: какой он?».

Лучшие практики применения передовых технологий в условиях смешанного образования представит участникам вебинара Национальный исследовательский Томский государственный университет – один из лидеров Проекта «5-100».

Вниманию участников стажировки будет представлено разнообразие практик по применению передовых образовательных технологий, включая управление образовательным процессом на основе больших данных, цифровые сервисы и платформы для конструирования адаптивного образовательного контента, новых подходов к трудоустройству студентов и выпускников.

В работе семинара примут участие директор департамента координации деятельности организаций высшего образования Минобрнауки России Наталья Трухановская и директор департамента проектной деятельности Минобрнауки России Наталья Гвоздева, которые дадут экспертную оценку по тематическим кейсам ТГУ.

Семинар состоится в режиме онлайн уже через час, в 12:00 мск.

Организаторы семинара:
Министерство науки и высшего образования РФ
Ассоциация «Глобальные университеты»
Экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика»
Институт образования НИУ ВШЭ
ТГУ

В начале семинара научный руководитель ЭАЦ «НОП», ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ Евгений Сжёнов представит результаты исследования по обсуждаемой теме.

Для участия в семинаре необходимо пройти регистрацию по ссылке https://clck.ru/RjhF3.

Семинар можно будет также смотреть на YouTube без регистрации, ссылка https://www.youtube.com/watch?v=RB_o8ru0_5k&feature=youtu.be будет актуальна за 15 минут до начала вебинара.
Наука: мост и поле битвы

На прошедшем заседании Президиума РАН в центре внимания были отношения России и США. Важную роль в них играет взаимодействие в научной сфере.

«Международное сотрудничество, которое безусловно является в науке основным фактором развития, не должно приводить к тому, чтобы вектор потока интеллекта уходил из нашей страны. Мы все понимаем, что утечка интеллекта из страны – это гораздо более серьёзная история, чем просто утечка капитала.

Наука, являясь международным полем деятельности, это выстраивание мостов между странами. И даже в самые сложные времена выстраивания взаимоотношений между странами, мы должны обязательно продолжать вот это выстраивание мостов», – обозначил абрис грядущей дискуссии президент РАН Александр Сергеев.

При этом он признал, что США сейчас – ведущая научная держава, потому в отношения с ней нужно использовать все ресурсы и возможности. Ярким примером внеполитичности науки является заключение (продление) соглашения между РАН и Национальными академиями наук США.

Направления
Россия и США, при всем потенциале науки к сближению стран, конкурируют по целому спектру исследовательских фронтов. При этом сохраняется необходимость совместной работы над проектами общемирового уровня – например, исследования глубокого космоса.

При этом, наука и технологии (особенно – цифра) все больше становятся полем серьезных политических игр ведущих держав. Усиливаются соображения глобального соперничества, безопасности и суверенитета всех мировых игроков.

Директор ИМЭМО РАН Фёдор Войтоловский отметил, что американских государственных агентств и служб действительно есть ограничения на сотрудничество с некоторыми российскими организациями и ведомствами, например с Росатомом, но таких ограничений на сотрудничество с российскими научными организациями нет, либо они не столь существенны.

Тем не менее, контакты ученых с зарубежными коллегами достаточно часто попадают в фокус особого внимания компетентных органов.

Президент РАН Александр Сергеев обратил особое внимание на потенциал ученых-соотечественников, проживающих в США, а также американцев из числа иностранных членов Академии. В основном они ориентированы на серьезное и глубокое сотрудничество.

Основная проблема заключается в том, что эти ученые, как правило, представляют старшие поколения. И потенциал российской научной диаспоры постепенно иссякает в силу естественных причин. Отсюда необходимость активизировать работу здесь и сейчас, но всегда вмешивается высокая политика.

Научному сотрудничеству как никогда необходимы несколько спокойных лет, чтобы период затишья в политике (пускай и относительного). Иначе циклы реализации серьезных проектов банально перекрываются очередными кризисами, в рамках которых наука хоть и сохраняет свой функционал «моста» между соперниками, но испытывает мощное охлаждение со стороны истеблишмента двух государств.

Наука сближает страны – сомнений нет. Но в этих вопросах удается рассуждать либо слишком глобально (на уровне универсальных ценностей для всех ученых), либо на уровне конкретных проектов. На Президиуме РАН прозвучала единственная апелляция – к Пагуошскому движению. Пагуош, конечно, борозды не портит, но само движение переживает поколенческий кризис и нуждается в перезагрузке. Симптоматично, что никто толком не упомянул ЮНЕСКО.

Во время выступления и дискуссий звучали мнения о том, что турбулентность мировой системы приведет к обособлению научных пространств, которые будут формировать союзы и вести «войны» исходя из совсем не научных мотиваций. С другой стороны, есть опыт «холодной войны», когда наука все равно так или иначе становилась универсальным полем, где прогресс невозможно разделить на континенты и государства.

Научная дипломатия явно становится одним из ключевых форматов международных отношений – но и она сама явно нуждается в перезагрузке – системной, политической, цифровой.

Подробнее: https://indicator.ru/humanitarian-science/mir-posle-rffi-i-trampa.htm
Вместе с Ириной Карелиной (Ассоциация "Глобальные Университеты") открыли очередной семинар-стажировку: сегодня на базе ТГУ. У Томского университета (как и у коллег-вузов из Томска, например, Томского политеха) есть ряд перспективных кейсов, которые университетам можно брать на вооружение в условиях "новой нормальности".
Важно, что Семинар традиционно проходит с непосредственным участием коллег из Минобрнауки. Для сети "подведов" важно, что "сутевые" департаменты решают проблемы вместе с ними.
Forwarded from ScienceULTRAS
Ответ Русского research, или от создателей "Вы не понимаете, это другое".
Все остальные смелые из интернета молчат, не смеют.
https://news.1rj.ru/str/trueresearch/743
Открытый диалог с Алексеем Комиссаровым начался:
https://vk.com/video-89014401_456239303?list=3b0e0e71b524d53d75

Включайтесь. Будет очень интересно!