НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Интервью НОП Роберта Уразова, генерального директора Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», в рамках конференции EdCrunch on Demand

Как Вы оцениваете влияние ДПО на рынок экспорта образовательных услуг?

Давайте будем честны, у нас очень мало игроков, которые способны сейчас продавать что-то на российском рынке. Если вы хотите всерьез продавать что-то за границей, то вы должны как минимум комфортно себя чувствовать в России. Здесь есть 2 хорошие новости и 2 плохие новости. Диплом российского университета еще ценится. Для китайского или азиатского рынка это реально круто, и многие готовы в это инвестировать, особенно на азиатском рынке, на котором сейчас переизбыток людей, а учить их негде. Они готовы, например, пойти на однолетний русский диплом. Мы из страны, которая все время что-то придумывает, это создает некий бренд для людей, которые мыслят более прагматично.

Среди плохого то, что достаточно много конкурентов. Мы ничего не делаем, с точки зрения поддержки общего мейнстрима, который позволял бы игрокам продавать. К примеру, есть филиал МГУ, вы можете себе представить, что государство будет помогать таким игрокам, как Skyeng или даже нам? Это достаточно сложно, мы привыкли работать с большими массивными историями, а вот попробовать продать наиболее эффективную узкопрофильную программу вуза уже сложно.

Вторая тема - это конкуренция. Есть игроки, которые на мировом рынке уже давно. Например, Корея вкладывается в Африку уже лет 10. Мы ничего там не делаем. Например, Азербайджан как рынок для ДПО мы уже проиграли, потому что там корейские компании, корейское образование. Плюс новые игроки, такие как Google, планируют экспансию по однолетнему высшему образованию. Когда вы получаете выбор: либо вы учитесь 4 года в классической истории, либо год в короткой, но, в том числе, еще с гарантией того, что вас возьмут в крутую компанию, поверьте, это вопрос времени, как быстро сломается эта система. К сожалению, пока это проблема.

Что можно сделать? Если мы боимся экспериментировать в стране, давайте начнем экспериментировать с экспортом - почему бы не сделать однолетнюю программу? Дайте русский бренд, налет академического образования и привлекательную практическую составляющую. И мы можем занять те рынки, которые пока слишком большие, чтобы все места там были заняты.

Программы ДПО в Третьей Миссии университета, какова их эффективность?

Есть кейсы, когда университеты научились с этим работать, они понимают, как делать практикоориентированные программы, потому что для взрослого населения это наиболее интересно, то есть продать им академические знания или лексику почти невозможно - это невкусно, люди за это не будут платить. То, что приносит либо удовлетворение, либо реализацию, либо открытие собственного дела - хорошо бы стреляло. Мне казалось бы, что университетам нужно на это более внимательно смотреть, особенно в логике того, что старая парадигма “подготовили-ты устроился в индустриальную систему”, разрушается.

То есть текущие пандемийные ограничения стран, снижение темпов развития экономики показывают, что все больше растет единственный фактор - это платформенная занятость. Мне кажется, что университетам, колледжам, системе ДПО пора двигаться в логику, когда мы готовим не под работодателя, а под самозанятость - малое, но собственное предпринимательство. Это пока является ответом на те вызовы, которые есть сейчас.

Если университеты будут готовы к такому кардинальному сдвигу, то есть это значит, что нужно отказаться от государства как заказчика, нужно видеть под заказчиком человека, это означает, что многие дисциплины, которые очень полезны, то есть никто не отрицает необходимость фундаментального образования, но, вероятнее всего, придется расставлять для себя приоритеты, в том числе по времени - что-то давать раньше, что-то в течение жизни. Нужно идти к новым смелым решениям, а это уже запрос, в том числе к ректорскому сообществу, выйти из зоны комфорта.
Полная версия программы с директором Московской Шуваловской школы Ольгой Дмитриевой

03:32 — «С точки зрения ребенка», или О домашнем задании «сделать замок из природного материала»
15:14 — О детях, у которых «нет мечты»
16:35 — О попытках быть «идеальным родителем»
20:38 — О ЕГЭ
26:30 — Слушает ли Ольга Дмитриева Моргенштерна, Фараона и Хаски?
29:20 — «Мы пытаемся наших деток уберечь от страданий»
40:16 — Об одном посте Ольги Дмитриевой в Facebook, который вызвал бурную реакцию
45:46 — Просит ли директор прощения у учеников и учителей?
50:14 — О дружбе и дистанции между учителем и учеником

https://www.youtube.com/watch?v=R2JBxQOiK2s
В центре внимания кейс-сессии “Редизайн образовательных программ: как магистратура уходит на онлайн-платформы” на конференции EdCrunch on Demand оказался вопрос эффективности реализации дистанционных программ магистратуры.

В сессии приняли участие:

Наталья Трухановская, Директор Департамента координации деятельности организаций высшего образования Министерства науки и высшего образования РФ

Таисья Погодаева, проректор ТюмГУ

Сергей Солодов, Директор Института информационных технологий и автоматизированных систем управления НИТУ “МИСиС”

Евгения Герман, Руководитель департамента развития бизнеса онлайн-университета Skillbox

Лев Наганов, Студент онлайн-магистратуры Data Science НИТУ “МИСиС”

Модератором дискуссии выступила Дарья Гриц, директор по работе с вузами Zavtra.online powered by SkillFactory.

Успешными кейсами и проблемами в реализации программ поделились представители вузов. При этом все они были едины в важности и пользе масштабирования онлайн-магистратур, которые смогут сочетать в себе передовые практики образования и запросы рынка труда.

Как представитель органа власти Наталья Трухановская подчеркнула, что “магистратура - четкий тюнинг того, что необходимо работодателю”. Онлайн все больше внедряется в структуру образования, сегодня он помогает донастраивать интересы работодателя в образовательной программе. Потребитель должен четко понимать цели. От этого зависит донастройка программ. Появляется возможность расширить доступность и повысить качество. В совокупности данный формат близок идеологии ПСАЛ, он представляет собой коллаборацию структур, которые объединяют экономику, с точки зрения образования и рынка труда.

При этом, у любой области есть риски и преимущества. В онлайне зона, на которую надо обратить внимание, - качество и способы его измерения.

Основываясь на комментарии Натальи Трухановской про магистратуру как тюнинг компетенций для работодателя, НОП взял у нее эксклюзивный комментарий: исходя из запросов работодателей, являются ли программы краткосрочного образования альтернативой магистратуре? И как в онлайн развивать лидерские качества, навыки работы в команде и другие софтскиллс, необходимые для работы?

Наталья Трухановская для НОП:

Я бы не противопоставляла магистратуру и любую форму ДПО, потому что это предназначено для разных целевых аудиторий. Все объединено интересом работодателя, мы не зря идем на повышение квалификации или переподготовку или выбираем себе магистерскую программу, но вместе с тем, это немного разные запросы и потребности. Магистратура - это серьезное углубление того, что уже есть либо это долговременная переориентация в пространстве.

ДПО - это не такое долговременное, это когда мне нужно быстро и это более узко, то есть мне нужно что-то прокачать и на чем-то очень быстро сконцентрироваться. Магистратура же - это когда мне нужно в целом сформировать и углубиться в какую-то большую предметную область.

Я бы здесь не занималась противопоставлением, вместе с тем, цель одна. Как правило, и на программы магистратуры, и на программы ДПО приходят люди, у которых базовые софтскиллс уже сформированы. Лидерство, тимбилдинг - это все этап бакалавриата, это очень важно. Когда мы говорим про магистратуру, там уже набирают массу немного другие скиллы, то, что можно приобрести при необходимости и при желании и в онлайн-формате за счет непосредственного общения. Человек, который идет в магистратуру или на программу ДПО, это человек с уже сформированными компетенциями, который хочет их продолжать и наращивать, то есть он умеет учиться и может научиться и софтскиллам.
📃 Завершила работу Международная школа Росатома для специалистов в области образования

4 декабря завершила работу Международная школа Росатома для специалистов в области образования – одно из событий серии обучающих мероприятий, которые проходят в рамках реализации проекта Госкорпорации «Росатом» «Международное сотрудничество в ядерном образовании». Школа прошла в онлайн-формате.
Целью проведения мероприятия стало повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и руководства вузов стран, принявших решение о развитии ядерной энергетики. Организатором выступила Техническая академия Росатома. Мероприятие прошло в формате краткосрочного курса «Train-The-Тrainers», зарекомендовавшего себя как эффективный метод передачи знаний целевым аудиториям.
В течение двух недель 25 представителей из 15 стран мира (Бангладеш, Египет, Замбия, Индонезия, Иордания, Ирак, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Марокко, Нигерия, Сербия, Узбекистан, Шри-Ланка и Эфиопия) в рамках лекционных и практических занятий прошли обучение по организационным и методическим аспектам развития ядерного образования и познакомились с лучшими практиками в развитии учебных программ.
С ключевыми докладами в ходе работы школы выступили: глава секции управления ядерными знаниями МАГАТЭ Дэвид Друри; технический руководитель МАГАТЭ в области менеджмента и наращивания человеческого потенциала Педро Поррас; президент Европейской сети ядерного образования Йорг Штарфлингер; старший аналитик Секретариата проекта NEST и координации многосторонних проектов в области образования, информирования и управления знаниями Агентства по ядерной энергии Организации экономического сотрудничества и развития (АЯЭ ОЭСР) Антонелла Ди Трапани; специалист секции ядерной медицины и диагностики МАГАТЭ Кармен дель Пилар Ореллана; менеджер по обучению Всемирного ядерного университета Сара Каллен. Всего в команду экспертов школы были включены 29 представителей 17 крупнейших зарубежных и российских организаций ядерной отрасли и опорных вузов: МАГАТЭ, ENEN, АЯЭ ОЭСР, Всемирного ядерного университета, Госкорпорации «Росатом», АО «Росэнергоатом», «Росатом Западная Европа» (региональный центр ЧУ «Русатом - Международная сеть»), ВНИИАЭС, АНО ДПО «Техническая академия Росатома», МИФИ, МГУ, ТПУ, УрФУ, СПбПУ, ВГУ, НГТУ, РУДН.
«Международная школа Росатома для специалистов в области образования» является продолжением и развитием ежегодной международной конференции Технической Академии «Подготовка кадров для ядерной индустрии» (Capacity Building for Nuclear Industry), уже зарекомендовавшей себя в качестве площадки для взаимодействия между представителями высшего образования России и стран-реципиентов российских ядерных технологий, а также международных организаций», - сказал в своем приветственном слове к участникам ректор Технической Академии Юрий Селезнёв.
По мнению директора проекта проектного офиса по повышению качества образования, международному сотрудничеству и администрированию проектов Росатома Валерия Карезина, «предложенный Технической академией Росатома формат проведения краткосрочных курсов для преподавателей вузов и экспертов стран-новичков в рамках реализации зарубежных проектов Госкорпорации «Росатом» по различным аспектам жизненного цикла сооружения и эксплуатации объектов использования атомной энергии (ОИАЭ) зарекомендовал себя как новый образовательный продукт, отвечающий задачам бизнеса и востребованный со стороны потенциальных партнеров и зарубежных заказчиков. Посредством проведения краткосрочных курсов в формате «Train-The-Trainers» мы обеспечиваем прямой трансфер российского ядерного образования в интересах развития национальных ядерных программ стран-партнеров и формируем устойчивую систему коммуникаций между российскими и зарубежными вузами в рамках реализации совместных образовательных программ»

Университет и работодатель: практики взаимодействия НИЯУ МИФИ

Свои лучшие практики организации образовательного процесса представит Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ – один из лидеров Проекта «5-100», входит в ТОП-100 мировых рейтингов по физическим наукам и астрономии.

Вниманию участников стажировки будет представлено разнообразие тематических практик партнерского взаимодействия университета с отраслевым работодателем ГК «Росатом»: от набора абитуриентов до трудоустройства выпускников на предприятия отрасли, формирование отраслевого заказа на подготовку кадров, опыт совместной разработки и модернизации образовательных программ – дуальных, сетевых и междисциплинарных, практика сотрудничества в разработке онлайн-курсов, внедрения смешанного обучения, проведения независимой оценки качества образования, участия студентов в движении WorldSkills, привлечение иностранных студентов в интересах партнера-работодателя, организация ДПО в регионах присутствия университета.

В стажировке примет участие директор департамента координации деятельности организаций высшего образования Минобрнауки России Наталья Трухановская.

Стажировка состоится 10 декабря, в 12:00 мск, в форме вебинара, в ходе которого зарегистрированные участники смогут задать интересующие их вопросы и высказать свое мнение.

Организаторы семинара:
• Ассоциация «Глобальные университеты»
• Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
• Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ
• Экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика»

Модераторы семинара:
Карелина Ирина Георгиевна, Исполнительный директор Ассоциации «Глобальные университеты»;
Нагорнов Олег Викторович, первый проректор НИЯУ МИФИ

Для участия в семинаре необходимо пройти регистрацию по ссылке https://clck.ru/RjhUz
Семинар можно будет также смотреть на YouTube без регистрации, ссылка https://www.youtube.com/watch?v=EckImJEqi00&feature=youtu.be будет актуальна за 15 минут до начала вебинара.
Елена Дружинина, заместитель Министра науки и высшего образования, на Edcrunch on Demand

Образовательная система должна откликнуться на веяния от молодежи.
Поэтому молодежное предпринимательство выделено во всех ипостасях на уровне (полномочий-НОП) Минобрнауки.
Все направлено на поддержку молодого поколения.
Программы которые были запущены- "стартап как диплом".
Первые инициаторы-ДВФУ.
Мы предметно встречались и разбирали все кейсы, которые предлагались в рамках защиту ВКР.
Опирались на опыт ведущих университетов.
Последние дискуссии ведутся по требованиям к студентам, чтобы они защищали свои дипломы в виде стартапа. Формирование команды участников, например.
Роли и компетенции,коллаборации команд и унифицированные правила обсуждаются.
Однако это надо учитывать при защите диплома.
Старт формирования бизнес проекта и соответствия рынку, его финансовый план, план запуска, оценка рисков-сейчас формируются такие регламенты.
Не каждый стартап проект в дальнейшем будет успешен
.
Дмитрий Земцов, проректор ДВФУ, лидер Кружкового движения НТИ:

Важно (в вузах-НОП) создавать культуру студенческого сообщества, чтобы создание студенческого бизнеса было нормой.

Эта культура основывается на следующих столпах:

1. Продуктовый настрой технологической команды - это поможет найти решение, которое будет ценно.

2. Вера в то, что бывают те люди, которым можно этот продукт продать.

Мы когда строим в университете инновационную экосистему, чтобы любой студент мог попробовать сделать продукт. При этом рядом с ним есть люди, которые помогут упаковать новый продукт.

Таким образом, формируется 2 "ноги"- продуктовая и маркетинговая.
Forwarded from Научный хлам
❗️ Главное здание РАН в Москве "заминировали" - правоохранители проверяют здание академии наук на юго-западе Москвы после анонимного сообщения о минировании. Проводится ли в здании эвакуация на данный момент неизвестно.

НАУЧНЫЙ ХЛАМ
«Университет и работодатель: практики взаимодействия НИЯУ МИФИ»

Продолжается серия виртуальных стажировок по обмену университетскими практиками «Университет: какой он?».

🎓 В семинаре «Университет и работодатель: практики взаимодействия НИЯУ МИФИ» примет участие директор Департамента координации деятельности организаций высшего образования Минобрнауки России Н.С. Трухановская.

Участники вебинара узнают о сотрудничестве университета с ГК «Росатом». Также представители НИЯУ МИФИ расскажут о способах трудоустройства выпускников на предприятия, сотрудничестве с отраслевым работодателем при разработке онлайн-курсов, участии студентов в движении WorldSkills и поддержке иностранных студентов.

Зарегистрированные участники смогут задать вопросы и высказать свое мнение.

📍 Семинар состоится 10 декабря в 12:00 (Мск). Для участия в семинаре необходимо пройти регистрацию по ссылке или посмотреть на YouTube без регистрации.

Организаторы семинара:
• Ассоциация «Глобальные университеты»
• Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
• Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ
Экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика»

#МинобрнаукиРоссии
Эксклюзивный комментарий НОП об онлайн-образовании и онлайн-воспитании на конференции EdCrunch on Demand дал Сергей Марданов, директор направления по связям с вузами в Mail.ru Group:

В прошлом году на конференции было большое количество людей, с которыми можно было пообщаться вживую и обсудить актуальную образовательную повестку. Здесь был большой срез всего российского образования, погруженного в “цифру”. EdCrunch прекрасная площадка для коммуникаций всех участников образовательного процесса. Пандемия поменяла формат как самой конференции, так и сферы образования в целом.

При этом в образовании важен
человеческий контакт, доверие и авторитет учителя, все это можно сформировать полноценно только лично. В онлайне эмоциональный контакт и доверие наладить гораздо сложнее.

Что касается онлайн-воспитания, то сегодня
это тоже возможно. Буквально пару дней назад на конференции мы показывали общение с голосовым помощником Марусей. Это пример взаимоотношения человека с нейросетью. Раньше такое было невозможно, сегодня такая коммуникация появляется. Это тоже элемент воспитания. При этом голосовой ассистент может рассказывать много интересных вещей и фактов, есть возможность с ней играть и прочие функции.

Онлайн-
образование – это не будущее, а наше настоящее. Развитие образовательных технологий имеет принципиальное значение для всех. Хотя бы потому, что повсеместный доступ к онлайн-обучению устраняет неравенство по географическому признаку. Технологии позволяют получать качественное образование людям, где бы они не находились. Поэтому такие мероприятия, как конференция EdCrunch, помимо всего прочего, выполняют еще и важную социальную функцию.
Академия: грани политики (1/3)

Прошел второй день Общего собрания РАН. Вчера Атом и Академия подтвердили курс на совместную работу на ниве научно-технологического и социально-экономического прорыва. С научно-политической точки зрения это настоящая «дипломатическая революция» - ключевые акторы стали взаимодействовать на основании прагматики интересов и единства целей.

Сегодня в рамках дискуссии громко звучали более конкретные, но оттого не менее острые сюжеты научно-академической политики.

Политика и наука
Одним из нервов, прозвучавшим во всех выступлениях стал спор о том, насколько и в принципе должна ли Академия обособляться от политики. Сформулированы три позиции.

Первая – президентско-государственническая, в духе «хороший царь, плохие бояре». Известный своими радикальными высказываниями Роберт Нигматуллин ярко критиковал Правительство и профильные ведомства, при этом постоянно подчеркивая, что «Академия за президента», ему нужно более жестко и ярко доносить свои проблемы. Спикер предложил громко и недвусмысленно заявить, что РАН ставит неудовлетворительную оценку работе Парламента и Правительства.

Вторая – отстраненно-профессиональная. Ее наиболее четко сформулировал сам президент РАН Александр Сергеев: не нужно привносить в работу личные или эмоциональные оценки, они только вредят.

Третья – объективно-прагматичная. Ее выразителем стал Михаил Угрюмов. Он четко провел линию на синтез науки и власти, ученых и управленцев. Ни гуманитарные или социально-экономические науки не могут существовать без взаимного проецирования с реальностью, ни практика в этих отраслях не должна отрываться от научного осмысления.

По итогу дискуссии произошел синтез двух последних вариантов – Академия критикует не власть как таковую, а выносит оценку конкретным действиям.

Оппозиция
Академия – уникальное явление в российской политике. Это пространство свободного выражения своего мнения. При полном понимании того, что могут поступить не менее острые и провокационные возражения. Эта свобода мнений – один из фундаментов РАН и залог ее будущего.

Однако, известно, что некоторые представители академического сообщества прямо эксплуатируют эту свободу для достижения собственных узких интересов. В частности, принципиально важно, что, пожалуй впервые на столь высоком уровне, открыто прозвучала критика в отношение радикально-настроенной оппозиции. Александр Глико заявил, что некоторые члены Клуба «1 июля» доставляют ему неприятности и приходится с их экстремизмом работать.

Фондовая перестройка
Естественно, самой горячей темой на Общем собрании стала фондовая перестройка – в рамках реформы институтов развития РФФИ вольется в РНФ.

Многие ожидаемо протестовали – с разной степенью радикализма. Достаточно быстро, впрочем, возобладал прагматичный фатализм – РФФИ ликвидируют, решение об этом принято. Однако, можно и нужно сохранить все лучшие практики и уникальные линейки конкурсов.

Глава РФФИ Владислав Панченко дозвонился до Александра Сергеева, в итоге видеосвязь наладили и руководитель фонда поставил точку в дебатах – аргументы в пользу оптимизации для власти перевесили, грантовые линейки (инициативный конкурс «а», (меж)региональные, международные и прочие) будут сохранены в том или ином виде уже под эгидой РНФ.

При этом практически единодушно была поддержана позиция о необходимости участия РАН в процессе трансфера полномочий от РФФИ к РНФ. Академия претендует на то, чтобы быть активным наблюдателем и контролером. По сути, выступить как универсальная нейтральная экспертная организация, которая может быть и арбитром, и третейским судьей. Именно подобный статус резко поднимет политический вес РАН.

Подробнее: https://scientificrussia.ru/articles/copy-of-obshchee-sobranie-chlenov-ran-den-vtoroj-pryamaya-translyatsiya
Академия: грани политики (2/3)

РАН: внутренняя политика
Прозвучала и тема возврата институтов в лоно Академии. Роберт Нигматуллин ожидаемо призвал ученых обратить к президенту с просьбой вернуть НИИ под полное прямое руководство РАН (в основном, в части науки и денег, хозяйственные вопросы можно оставить и Министерству).

Голосом разума выступил Александр Глико, который заявил – с тем качеством работы внутри Академии, что есть сейчас, принять институты назад невозможно.

Борис Кашин же высказал мнение о том, что бюрократия душит не только науку, но и саму РАН. А одной из ключевых задач должна стать оценка эффективности каждого из руководителей РАН.

Не всем критика функционирования самой Академии пришлась по душе, но вектор на внутреннюю перестройку РАН был озвучен не случайно. Он, не только поддерживается президентом Александром Сергеевым, но и активно реализуется на практике. В первую очередь, в вопросах информационной открытости и цифровой трансформации, а также отладки механизма взаимодействия – будь то в вопросах проведения экспертизы или функционирования отдельных органов внутри Академии.

Подобный внутренний аудит необходим самой РАН, он позволит повысить эффективность работы, а следовательно – значимость мнения Академии для власти.

Чтобы слышали
Лейтмотивом Общего собрания стала идея о том, что необходимо создать новую площадку, на которой представители РАН и органов власти могли бы по существу обсудить результативность политики и реформ в области науки и образования, а также сформулировать единый план по выходу из научно-технологического и социально-экономического пике. Данное предложение было высказано Валерием Рубаковым, а поддержано практически всеми выступавшими. Особенно со стороны президента Александра Сергеева и Михаила Угрюмова.

Не секрет, что уже давно РАН продвигает идею о необходимости возрождения Госкомитета по науке и технологиям. Очевидно, что в виде надведомственного органа он вряд ли сможет воплотиться. А вот межведомственная комиссия – это отличный вариант. К работе в ней будут привлечены Совбез, Совфед, Госдума, Правительство, министерства.

Именно эта комиссия должна провести комплексную оценку состояния науки в стране и предложить стратегию развития. Причем не только по науке как отдельному феномену, но и в комплексе – по всему социально-экономическому процессу.

Отметим, что, будучи созданной, подобная Стратегия будет прекрасно сочетаться с Планом восстановления экономики. А их соотношения и сопряжение будут аналогичны отношениям между научно-технологическим и социально-экономическим прорывами, а более детально – между нацпроектом «Наука и университеты» и остальными нацпроектами, в которых он будет служить фундаментальной основой развития.

Отдельно многие выступавшие подчеркивали – РАН говорит, ее слушают и даже слышат. Но есть более серьезные аргументы, которые не позволяют, например, всерьез увеличить финансирование науки.

Лирическое отступление
Главный создатель мемов в Академии наук – это Роберт Нигматуллин. Сегодня на Общем собрании РАН запомнились две его фразы.

Если русский мужик не будет думать об экономике страны, грош цена этому мужику.
В этой формуле отражение реалий мышления – что интеллигенции, что глубинного народа. Но также и лишний аргумент к эффективному участию Академии в выработке социально-экономической политики страны.

Страсть нам нужна. Не хватает страсти в Академии наук.
Чего-чего, а страсти и горячего сердца в Роберте Нигматуллине предостаточно. Но представляется, что сейчас для блага и РАН, и России более востребован холодный расчет.
Академия: грани политики (3/3)

Сепаратизм
Самое яркое проявление внутриакадемической политики состоялось при обсуждении грядущей ликвидации территориальных управлений Минобрнауки. Она проводится в рамках оптимизации госуправления.

Ни судьба РФФИ, ни отношения Академии и Атома не интересовали председателя Сибирского отделения РАН Валентина Пармона. В контексте ликвидации территориальных управлений он решил усилить собственную власть – предложил расширить полномочия региональных отделений. Такая позиция понятна – известный своей оппозиционностью к головной РАН, Валентин Пармон пытался использовать Сибирское территориальное управления Минобрнауки как рычаг влияния и на Министерством, и на Академию.

Впрочем, фрондерство председателя СО РАН было сугубо эгоистичным. Александр Сергеев указал на то, что у Уральского и Дальневосточного отделений позиция иная и не стоит брать на себя право говорить за всех.

Валентин Пармон, который практически растерял свой политический вес, совершил роковую ошибку. Он не смог сдержать себя и в открытую, под запись начал говорить о том, что в таком случае «мы как сибиряки должны будем…». На этих словах его смогли остановить, и он свел все к необходимости особой структуры. Но сказано было уже достаточно – Валентин Пармон, по сути, открыто призвал к сепаратизму. И ему (как и его сторонникам) не стоит надеяться, что фраза Александра Сергеева об особом индивидуальном порядке для сибиряков относится к дополнительным правам или эксклюзивному статусу. Наоборот – это означает что Академия, которая сильна своими федеративными идеалами, сколь ревностно относится к сохранению единства, столь же негативно воспринимает сепаратизм.

Итог
Общее собрание с научно-политической точки зрения завершилось конструктивно и продуктивно.

Академия готова взять на себя ответственность за интеллектуальную мобилизацию страны. А также помогать государству и обществу в оценке эффективности принятых решений и стратегическом планировании развития.

В оценках фондовой перестройки все сильнее прагматика. С реформой основная часть академического сообщества внутренне смирилась: важнее сохранить лучшие грантовые линейки.

РАН готова эффективно работать (а именно это от нее и требует власть), но лишь на равноправных началах – ученых должны информировать о планируемых реформах в науке, оптимально – если будут учитывать их идеи и позицию, идеально – если в итоге их голос станет пусть не решающим, но равноправным с чиновничьим.

Академия из объекта научной политики усилиями президента Александра Сергеева превратилась в субъект. И глава РАН, и она сама выступают с универсальных позиций – проявляют обеспокоенность и заботу о благе всего государства и народа. Это то самое качество, которое столь ценится президентом Владимиром Путиным, а также воспитывается в новом управленческом классе.

Одно из ключевых направлений работы на ближайшее время – оптимизация функционирования самой РАН как организации – по отдельным вопросам (организация экспертизы), а также с точки зрения устройства и распределения властных полномочий (отношения с профильными или региональными отделениями).

Академия ориентируется на статус главного мозгового центра, а также неангажированного эксперта и арбитра как по научно-технологическому, так и социально-экономическому развитию.