Минпросвещения будет работать гораздо эффективнее в 2021 году, если будет укреплять командную работу с:
Anonymous Poll
38%
1. Минобрнауки России
17%
2. Российской Академией Наук
5%
3. Издательским домом "Просвещение"
20%
4. АСИ , АНО "Россия - страна возможностей", World Skills Russia
24%
5. Лидерами IT-индустрии: Яндексом, Сбербанком, Skieng, Учи.Ру и т.д.
5%
6. ОЭСР
28%
7. Я - Ольга Юрьевна Васильева
Минобрнауки будет работать гораздо эффективнее в 2021 году, если будет укреплять командную работу с:
Anonymous Poll
14%
1. Коллегами - Минпросвещения, Минцифры, Минтруда
34%
2. Российской Академией Наук и научными институтами
3%
3. ТПП, РСПП, Опорой России
18%
4. Сетью подведомственных университетов
23%
5. СМИ, блогерами, экспертным сообществом
33%
6. Ведущими мировыми университетами и научными центрами
8%
7. АСИ , АНО "Россия - страна возможностей", World Skills Russia
Чья позиция и управленческий стиль из курирующих вице-премьеров (бывших и действующих) вам нравится больше?
Anonymous Poll
14%
1. Ольга Голодец
26%
2. Татьяна Голикова
43%
3. Дмитрий Чернышенко
21%
4. Аркадий Дворкович
Телеграм - главная дискуссионная площадка научно-образовательной элиты. Вы хотите, чтобы лидеры нашей сферы вели свои личные ТГ-каналы?
Anonymous Poll
24%
1. С большим интересом буду читать личные каналы коллег- ректоров/проректоров, но сам не заведу
33%
2. С большим интересом буду читать каналы ведущих учёных и популяризаторов науки, но сам не заведу
11%
3. У меня уже есть личный ТГ-канал или планирую скоро завести
7%
4. Анонимно сотрудничаю с известными телеграм-каналами, пишущими о науке и образовании
39%
5. Нет, мне достаточно существующей экосистемы в телеграм-сообществе
МТУСИ: цифра, дистант, партнеры
Связь и информатика – неотъемлемые черты цифровой экономики. О новых технологиях, проектах с бизнесом, а также о человеке как мере беспилотников – в эксклюзивном интервью НОП с ректором МТУСИ Сергеем Ерохиным.
Подробнее: https://telegra.ph/MTUSI-cifra-distant-partnery-12-23
Связь и информатика – неотъемлемые черты цифровой экономики. О новых технологиях, проектах с бизнесом, а также о человеке как мере беспилотников – в эксклюзивном интервью НОП с ректором МТУСИ Сергеем Ерохиным.
Подробнее: https://telegra.ph/MTUSI-cifra-distant-partnery-12-23
Telegraph
МТУСИ: цифра, дистант, партнеры
В интервью НОП ректор МТУСИ Сергей Ерохин рассказал об основных трендах коммуникаций и информатики, как меняется в современных условиях вуз и что наш ждет в ближайшем «цифровом» будущем. НОП: Сейчас идёт активная цифровизации всех сторон жизни. В каких направлениях…
ГосНацпроектСовет (1/2)
Под председательством Владимира Путина в режиме видеоконференции прошло совместное заседание Государственного Совета и Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам.
Президент озвучил два постулата – «коронавирус не отменяет повестки развития» и «движение – жизнь»:
«Для нашей страны качественное, непрерывное движение вперёд имеет абсолютно стратегическое, принципиальное, жизненно важное значение. Учитывая при этом всю совокупность демографических, геополитических, экономических и технологических факторов, мы не можем себе позволить остановиться, в разных форматах мы постоянно об этом говорим, паузы в развитии, как бы ни складывалась текущая обстановка, не можем себе позволить ни на минуту».
Премьер-министр Михаил Мишустин обрисовал формулу развития и восстановления: Единый план = нацпроекты + госпрограммы. Содержание плана по науке и образованию можно представить в рамках суммы нацпроекта «Наука и университеты» (стартует с 1 января 2021 года) и госпрограммы «Научно-технологическое развитие». Основной парадигмальной рамкой в этих вопросах выступает Стратегия научно-технологического развития. Это особенность нашей сферы.
Вице-премьер Татьяна Голикова обозначила те установки, которые являются универсальными для любого уровня образования – дистанционные технологии будут развиваться как мощный вспомогательный ресурс к очному обучению. А ключевым во всех прорывах и процессах является учитель. На подготовку и поддержку педагогов выделяются значительные ресурсы – например, в рамках программы «Земский учитель». Отметим, что в различных формах уже реализуются некоторые «прекурсоры» возможного «Земского ученого».
Президент в качестве реакции на выступление Татьяны Голиковой заострил внимание на формировании инфраструктуры для дополнительного образования детей. Заметим, что именно оно лежит в основе сквозных траекторий непрерывного образования. Речь не только о творческих кружках. Например, на базе «Кванториумов» идет привлечение детей к инженерно-техническому творчеству (то есть – соответствующим профессиям), а в «Базовых школах РАН», головном «Сириусе» и его региональных «филиалах» - проводится серьезная «агитация» за сферу исследований и разработок.
В рамках сопряжения образования и социально-экономического развития все больше усиливается положение WorldSkills Russia и Роберта Уразова. В частности, вице-премьер Андрей Белоусов в своем докладе сделал отдельный акцент на вопросах образования – на необходимости развития системы (пере)подготовки рабочих кадров вместе с рационализаторством. Причем, что было четко зафиксировано Андреем Белоусовым – именно в рамках WorldSkills Russia.
Выступление вице-премьера Дмитрия Чернышенко было в наибольшей степени заряжено научно-образовательными вопросами. Он обозначил две ключевых проблемы в рамках цифровизации (и дистантизации социально-экономических процессов): цифровое неравенство и цифровой суверенитет.
Первое – это неравномерность обеспечения граждан качественным интернетом и «железом» для дистанционных практик. Второе – зависимость России от иностранного программного обеспечения.
Дмитрий Чернышенко в обобщенном виде начал презентовать кейс непродления лицензии для вузов, но Владимир Путин уже был в курсе – и очень активно и с явным возмущением по поводу сложившейся ситуации пояснял – «Бауманка! Бауманка!». Судя по всему, именно МГТУ им. Баумана предстоит стать форпостом суверенизации «железа» и софта в цифровом прорыве.
Стенограмма: http://kremlin.ru/events/president/news/64736
Под председательством Владимира Путина в режиме видеоконференции прошло совместное заседание Государственного Совета и Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам.
Президент озвучил два постулата – «коронавирус не отменяет повестки развития» и «движение – жизнь»:
«Для нашей страны качественное, непрерывное движение вперёд имеет абсолютно стратегическое, принципиальное, жизненно важное значение. Учитывая при этом всю совокупность демографических, геополитических, экономических и технологических факторов, мы не можем себе позволить остановиться, в разных форматах мы постоянно об этом говорим, паузы в развитии, как бы ни складывалась текущая обстановка, не можем себе позволить ни на минуту».
Премьер-министр Михаил Мишустин обрисовал формулу развития и восстановления: Единый план = нацпроекты + госпрограммы. Содержание плана по науке и образованию можно представить в рамках суммы нацпроекта «Наука и университеты» (стартует с 1 января 2021 года) и госпрограммы «Научно-технологическое развитие». Основной парадигмальной рамкой в этих вопросах выступает Стратегия научно-технологического развития. Это особенность нашей сферы.
Вице-премьер Татьяна Голикова обозначила те установки, которые являются универсальными для любого уровня образования – дистанционные технологии будут развиваться как мощный вспомогательный ресурс к очному обучению. А ключевым во всех прорывах и процессах является учитель. На подготовку и поддержку педагогов выделяются значительные ресурсы – например, в рамках программы «Земский учитель». Отметим, что в различных формах уже реализуются некоторые «прекурсоры» возможного «Земского ученого».
Президент в качестве реакции на выступление Татьяны Голиковой заострил внимание на формировании инфраструктуры для дополнительного образования детей. Заметим, что именно оно лежит в основе сквозных траекторий непрерывного образования. Речь не только о творческих кружках. Например, на базе «Кванториумов» идет привлечение детей к инженерно-техническому творчеству (то есть – соответствующим профессиям), а в «Базовых школах РАН», головном «Сириусе» и его региональных «филиалах» - проводится серьезная «агитация» за сферу исследований и разработок.
В рамках сопряжения образования и социально-экономического развития все больше усиливается положение WorldSkills Russia и Роберта Уразова. В частности, вице-премьер Андрей Белоусов в своем докладе сделал отдельный акцент на вопросах образования – на необходимости развития системы (пере)подготовки рабочих кадров вместе с рационализаторством. Причем, что было четко зафиксировано Андреем Белоусовым – именно в рамках WorldSkills Russia.
Выступление вице-премьера Дмитрия Чернышенко было в наибольшей степени заряжено научно-образовательными вопросами. Он обозначил две ключевых проблемы в рамках цифровизации (и дистантизации социально-экономических процессов): цифровое неравенство и цифровой суверенитет.
Первое – это неравномерность обеспечения граждан качественным интернетом и «железом» для дистанционных практик. Второе – зависимость России от иностранного программного обеспечения.
Дмитрий Чернышенко в обобщенном виде начал презентовать кейс непродления лицензии для вузов, но Владимир Путин уже был в курсе – и очень активно и с явным возмущением по поводу сложившейся ситуации пояснял – «Бауманка! Бауманка!». Судя по всему, именно МГТУ им. Баумана предстоит стать форпостом суверенизации «железа» и софта в цифровом прорыве.
Стенограмма: http://kremlin.ru/events/president/news/64736
ГосНацпроектСовет (2/2)
Вопросы образования глубоко интегрированы в один из ключевых интегрированных показателей в достижении «цифровой» цели развития – цифровой зрелости.
Первый блок – цифровизация и цифровая зрелость отраслей и регионов. Здесь особое внимание онлайнизации, дистантизации и цифровизации науки и высшего образования.
Отдельно подчеркнем – в сжатые сроки вице-премьер Дмитрий Чернышенко (безусловно в рамках поручений президента и премьер-министра) создал одну из очень немногих структур, которые бы пронизывали как уровни власти, так и все отрасли. Руководители цифровой трансформации (РЦТ) теперь есть во всех ФОИВах и регионах, а их проникновение уже доходит до муниципального уровня. Очевидно, что «нервная система» системы единой публичной власти будет именно цифровой.
Второй блок – развитие человеческого капитала. В 2,5 раза наращивается количество бюджетных мест по «цифровым» направлениям. А во все образовательные программы (без исключения) и курсы будет погружена подготовка по цифровым компетенциям.
Третий блок – массовая цифровая (пере)подготовка. Дмитрий Чернышенко объявил, что в 20 самых сильных вузах сейчас внедряются инновационные программы с акцентом на новые технологии, искусственный интеллект, робототехнику, квантовые вычисления и т.п.
Также вице-премьер прорыва озвучил интересный вариант кэшбэка – разрабатывается механизм, по которому гражданам будет компенсирована половина стоимости цифровой переподготовки в случае успешной сдачи контрольных тестов. Кажется, Дмитрий Чернышенко нашел еще один гениально простой и эффективный способ удерживать слушателей программ ДПО и повышения степени их освоения.
В целом сфера непрерывного образования становится «становым хребтом» цифровизации и цифровой экономики. В частности, один из важных векторов работы, обозначенной вице-премьером – переподготовка (в том числе – цифровая) тех кадров, что будут высвобождаться как раз в процессе цифровизации процессов.
Отдельно Дмитрий Чернышенко выделил важный блок по информационной безопасности. Государство, как он подчеркнул, обязано защитить гражданина в цифровой среде. Важны два взаимосвязанных компонента - защищенность систем и цифровая осведомленность граждан. Необходимо создание доверительных защищенных каналов коммуникации граждан и бизнеса.
Также Дмитрий Чернышенко подтвердил – в следующем году все школы (как и фельдшерско-акушерские пункты) будут подключены к качественным каналам интернета.
Кейс Бауманки лишний раз подчеркнул, что цифровизация будет идти под флагом суверенизации «железа» и технологий. Именно так планируется развивать технологии 5G – остается надеяться, что это будет не в формате замены шильдиков. А инвестиции в отечественный IT сейчас - в процессе роста в 4 раза.
С 1 января 2021 года начнется эра нацпроектов версии 2.0. В них будут пересобраны, переосмыслены и дополнены мероприятия, которые реализуются в настоящее время. Научно-технологическое и научно-образовательное развитие ответственно за формирование фундамента, базы, стартового стола для всех нацпроектов. Единый план и национальные цели развития «скрепляются» в различных своих компонентах сквозными технологиями, образовательными траекториями и цифровизацией.
Вопросы образования глубоко интегрированы в один из ключевых интегрированных показателей в достижении «цифровой» цели развития – цифровой зрелости.
Первый блок – цифровизация и цифровая зрелость отраслей и регионов. Здесь особое внимание онлайнизации, дистантизации и цифровизации науки и высшего образования.
Отдельно подчеркнем – в сжатые сроки вице-премьер Дмитрий Чернышенко (безусловно в рамках поручений президента и премьер-министра) создал одну из очень немногих структур, которые бы пронизывали как уровни власти, так и все отрасли. Руководители цифровой трансформации (РЦТ) теперь есть во всех ФОИВах и регионах, а их проникновение уже доходит до муниципального уровня. Очевидно, что «нервная система» системы единой публичной власти будет именно цифровой.
Второй блок – развитие человеческого капитала. В 2,5 раза наращивается количество бюджетных мест по «цифровым» направлениям. А во все образовательные программы (без исключения) и курсы будет погружена подготовка по цифровым компетенциям.
Третий блок – массовая цифровая (пере)подготовка. Дмитрий Чернышенко объявил, что в 20 самых сильных вузах сейчас внедряются инновационные программы с акцентом на новые технологии, искусственный интеллект, робототехнику, квантовые вычисления и т.п.
Также вице-премьер прорыва озвучил интересный вариант кэшбэка – разрабатывается механизм, по которому гражданам будет компенсирована половина стоимости цифровой переподготовки в случае успешной сдачи контрольных тестов. Кажется, Дмитрий Чернышенко нашел еще один гениально простой и эффективный способ удерживать слушателей программ ДПО и повышения степени их освоения.
В целом сфера непрерывного образования становится «становым хребтом» цифровизации и цифровой экономики. В частности, один из важных векторов работы, обозначенной вице-премьером – переподготовка (в том числе – цифровая) тех кадров, что будут высвобождаться как раз в процессе цифровизации процессов.
Отдельно Дмитрий Чернышенко выделил важный блок по информационной безопасности. Государство, как он подчеркнул, обязано защитить гражданина в цифровой среде. Важны два взаимосвязанных компонента - защищенность систем и цифровая осведомленность граждан. Необходимо создание доверительных защищенных каналов коммуникации граждан и бизнеса.
Также Дмитрий Чернышенко подтвердил – в следующем году все школы (как и фельдшерско-акушерские пункты) будут подключены к качественным каналам интернета.
Кейс Бауманки лишний раз подчеркнул, что цифровизация будет идти под флагом суверенизации «железа» и технологий. Именно так планируется развивать технологии 5G – остается надеяться, что это будет не в формате замены шильдиков. А инвестиции в отечественный IT сейчас - в процессе роста в 4 раза.
С 1 января 2021 года начнется эра нацпроектов версии 2.0. В них будут пересобраны, переосмыслены и дополнены мероприятия, которые реализуются в настоящее время. Научно-технологическое и научно-образовательное развитие ответственно за формирование фундамента, базы, стартового стола для всех нацпроектов. Единый план и национальные цели развития «скрепляются» в различных своих компонентах сквозными технологиями, образовательными траекториями и цифровизацией.
#словоРАН – Иная сторона прорыва
Резкие суждения, острые формулировки и масса поводов задуматься – в интервью академика Роберта Нигматулина.
Виноваты и мы, учёные. Тихо сидим, молчим, пытаемся не вмешиваться ни во что, оправдываясь тем, что это политика и мы в ней не специалисты. Виновато и руководство страны. Общество и руководство страны должны понимать, что стратегию страны должны разрабатывать не чиновники, а высшие лица совместно с учёными. А если руководители не опираются на науку – это верный признак того, что они наделают принципиальных ошибок.
В экономике преобладают непрофессионалы.
Всякое может быть, учёные не святые. Но зачем месяцами вести следствие и месяцами держать людей в тюрьме, мучить их?
В наших условиях президент несёт ответственность за [чиновников], что может создать нестабильность в обществе. Чтобы этого не произошло, во-первых, необходима ответственность назначенных министров перед парламентом и другими представительными органами. Во-вторых, необходима система действенной критики высших чиновников со стороны общества. Только при этих условиях государственная власть устойчива в историческом масштабе. А я за устойчивость критикуемой власти.
Когда я начинаю говорить что-то поперёк общего славословия, мне говорят, что я всё очерняю. Нет! Это вы враги нашей власти! Те, которые всё хвалят и не прислушиваются к критике.
Знаете, я не хочу [Андрея Фурсенко] критиковать. <…> Я уважаю Андрея Александровича, он мой коллега по науке и здравый человек. Я бы не хотел всё сваливать на него. Наверное, надо было бы ему более активно отстаивать интересы науки. Но приближённость к власти людей меняет. У нас все, кто во власти или около неё, боятся ставить коренные вопросы и говорить о провалах.
У нас во власти люди, наверное, не глупые, раз достигли таких высот. Но они же начинают ратовать за то, в чём вообще мало что понимают. Вот и довели наше народное образование по американским лекалам до плачевного. Получается – всю эту ересь придумывают те, кто дорвался до власти и на этом основании считает, что умнее академиков. А академики сидят тихие и смирные.
Мы так воспитаны десятилетиями. Наш народ привык робеть перед властью. Нам действительно очень тяжело прийти к руководителю государства и сказать ему прямо о наболевшем. Это очень тяжело, когда тебе надо что-то попросить и даже выпросить. Ты всегда боишься сказать что-то лишнее, потому что это может сказаться на твоей корпорации, на твоих коллегах, за которых ты отвечаешь. Это наш цивилизационный русский недостаток, сформировавшийся за ХХ век. Мы боимся критиковать власть. Вся Европа и Америка критикуют. А у нас всегда первые лица почти святые. А на самом деле они должны быть заинтересованы в правде без прикрас и славословий.
Когда ослабевает государство, ослабевает и наука. При советской власти, несмотря на все репрессии и страшные жертвы, страна росла, власть усиливалась. Росла мощь, и учёные поддерживались, была поддержка науки. За счёт научных достижений власть ещё больше усиливалась, причём в созидательном направлении. Это взаимосвязанные процессы. Сильная наука – сильная власть для созидания. Слабая власть – слабая наука.
Науку нужно уважать и любить. Наука – это искусственное создание, как домашнее растение. Если вы не будете его поливать и ухаживать, оно зачахнет. Если государственный деятель жалуется, что от науки нет пользы, значит, он никуда не годен. Наука может быть эффективной. Надо, во-первых, в неё вкладывать ресурсы и, во-вторых, настоятельно обращаться к ней за ответами на важнейшие вопросы. Только тогда от науки может быть отдача.
Пусть правительство критикует нас. Пусть критикует наш президиум. Но оно же ничего не критикует! Оно просто нас не слушает.
Так что на главный вопрос нашей беседы «кто виноват?» ответ такой. Виноваты мы, учёные, потому что сидим тихо и миримся с происходящим, и виноваты власть, руководители государства. Нам всем нужно меняться. <…> И совместно поднимать нашу цивилизацию, укреплять нашу экономику и технологический суверенитет.
Резкие суждения, острые формулировки и масса поводов задуматься – в интервью академика Роберта Нигматулина.
Виноваты и мы, учёные. Тихо сидим, молчим, пытаемся не вмешиваться ни во что, оправдываясь тем, что это политика и мы в ней не специалисты. Виновато и руководство страны. Общество и руководство страны должны понимать, что стратегию страны должны разрабатывать не чиновники, а высшие лица совместно с учёными. А если руководители не опираются на науку – это верный признак того, что они наделают принципиальных ошибок.
В экономике преобладают непрофессионалы.
Всякое может быть, учёные не святые. Но зачем месяцами вести следствие и месяцами держать людей в тюрьме, мучить их?
В наших условиях президент несёт ответственность за [чиновников], что может создать нестабильность в обществе. Чтобы этого не произошло, во-первых, необходима ответственность назначенных министров перед парламентом и другими представительными органами. Во-вторых, необходима система действенной критики высших чиновников со стороны общества. Только при этих условиях государственная власть устойчива в историческом масштабе. А я за устойчивость критикуемой власти.
Когда я начинаю говорить что-то поперёк общего славословия, мне говорят, что я всё очерняю. Нет! Это вы враги нашей власти! Те, которые всё хвалят и не прислушиваются к критике.
Знаете, я не хочу [Андрея Фурсенко] критиковать. <…> Я уважаю Андрея Александровича, он мой коллега по науке и здравый человек. Я бы не хотел всё сваливать на него. Наверное, надо было бы ему более активно отстаивать интересы науки. Но приближённость к власти людей меняет. У нас все, кто во власти или около неё, боятся ставить коренные вопросы и говорить о провалах.
У нас во власти люди, наверное, не глупые, раз достигли таких высот. Но они же начинают ратовать за то, в чём вообще мало что понимают. Вот и довели наше народное образование по американским лекалам до плачевного. Получается – всю эту ересь придумывают те, кто дорвался до власти и на этом основании считает, что умнее академиков. А академики сидят тихие и смирные.
Мы так воспитаны десятилетиями. Наш народ привык робеть перед властью. Нам действительно очень тяжело прийти к руководителю государства и сказать ему прямо о наболевшем. Это очень тяжело, когда тебе надо что-то попросить и даже выпросить. Ты всегда боишься сказать что-то лишнее, потому что это может сказаться на твоей корпорации, на твоих коллегах, за которых ты отвечаешь. Это наш цивилизационный русский недостаток, сформировавшийся за ХХ век. Мы боимся критиковать власть. Вся Европа и Америка критикуют. А у нас всегда первые лица почти святые. А на самом деле они должны быть заинтересованы в правде без прикрас и славословий.
Когда ослабевает государство, ослабевает и наука. При советской власти, несмотря на все репрессии и страшные жертвы, страна росла, власть усиливалась. Росла мощь, и учёные поддерживались, была поддержка науки. За счёт научных достижений власть ещё больше усиливалась, причём в созидательном направлении. Это взаимосвязанные процессы. Сильная наука – сильная власть для созидания. Слабая власть – слабая наука.
Науку нужно уважать и любить. Наука – это искусственное создание, как домашнее растение. Если вы не будете его поливать и ухаживать, оно зачахнет. Если государственный деятель жалуется, что от науки нет пользы, значит, он никуда не годен. Наука может быть эффективной. Надо, во-первых, в неё вкладывать ресурсы и, во-вторых, настоятельно обращаться к ней за ответами на важнейшие вопросы. Только тогда от науки может быть отдача.
Пусть правительство критикует нас. Пусть критикует наш президиум. Но оно же ничего не критикует! Оно просто нас не слушает.
Так что на главный вопрос нашей беседы «кто виноват?» ответ такой. Виноваты мы, учёные, потому что сидим тихо и миримся с происходящим, и виноваты власть, руководители государства. Нам всем нужно меняться. <…> И совместно поднимать нашу цивилизацию, укреплять нашу экономику и технологический суверенитет.
Forwarded from Валерия Касамара
Коллеги из Института образования НИУ ВШЭ отмечают “высокую региональную дифференциацию высшего образования”. Иными словами, возможности для абитуриентов как бы равны, но неоднородны. ”Эффект Матфея” в образовании выглядит именно так: основная доля магистрантов сконцентрирована всего в 45 вузах и всего в нескольких регионах.
Уже можно говорить о том, что сложилась “группа риска”: регионы, где общая неблагоприятная экономическая ситуация наложилась на потерю интереса к местному высшему образованию. Лидирующие позиции по привлечению лучших абитуриентов держат несколько субъектов,- “регионы-магниты”, - в их числе Москва, Санкт-Петербург, Томская область, Татарстан. А вот сокращение доступности высшего образования (для населения в возрасте 17-25 лет) зафиксировано в 64 регионах – то есть на большей части территории страны.
Регионам пора включаться и заняться созданием условий для доступности и востребованности местных вузов.
Уже можно говорить о том, что сложилась “группа риска”: регионы, где общая неблагоприятная экономическая ситуация наложилась на потерю интереса к местному высшему образованию. Лидирующие позиции по привлечению лучших абитуриентов держат несколько субъектов,- “регионы-магниты”, - в их числе Москва, Санкт-Петербург, Томская область, Татарстан. А вот сокращение доступности высшего образования (для населения в возрасте 17-25 лет) зафиксировано в 64 регионах – то есть на большей части территории страны.
Регионам пора включаться и заняться созданием условий для доступности и востребованности местных вузов.
Forwarded from НОП. Научно-образовательная политика
Уважаемый Владимир Легойда @vladimirlegoyda "копнул" одну из главных скорых стратегических проблем для высшей школы, о которой сегодня почти никто не говорит.
В России более 700 вузов.
Около 100 из них станут победителями в отборе ведущих университетов по линии Минобрнауки (Приоритет 2030, бывшая "ПСАЛ") и получат чёткую траекторию развития - будут укрепять исследовательскую компоненту или станут опорой для подготовки кадров для своего региона (в кооперации с бизнесом, при особой поддержке губернатора). Ещё 20-30 университетов уже вошли в элиту - их уважают не только в России, но и за рубежом. Это вузы прямого подчинения Правительству РФ, часть федеральных университетов, часть участников проекта "5-100" и отраслевые гранды типа МГИМО или Сеченовки. Ещё около 20 университетов "осмыслены" через попадание в консорциумы, которые продвигают главы регионов и госкорпорации. В первую очередь, это участники НОЦ мирового уровня. Есть ещё очень небольшая группа особых вузов с проработанной концепцией развития. Например, Сколтех, Европейский университет или Иннополис. Итого - 150-160 университетов, чьи студенты и преподаватели с гордостью обоснуют вам почему их вуз это Университет с большой буквы.
Но это меньше четверти от числа вузов в России. Более 550 университетов де- факто сегодня функционируют без генеральной стратегии развития. Ранее одним из решений для вузов-средняков была программа опорных вузов Минобрнауки, но она закончилась.
Я не раз обсуждал с руководителями Минобрнауки эту отложенную задачу - "средние" вузы нуждаются в менторстве, в программе развития, в "смыслах" от учредителя. В противном случае они начнут терять лучшие кадры, доверие абитуриентов, поддержку губернаторов, партнёров и будут деградировать.
С первого дня работы Министра Валерия Фалькова я поддерживаю его работу и горжусь успехами Минобрнауки, но нужно честно признать - для "обычных", не брендовых вузов, сегодня нужна внятная программа развития, с учётов вызовов пандемии covid-19, иначе они скоро начнут тянуть всю систему высшей школы вниз.
Этот вопрос я обсуждал с многими архитекторами и методологами системы образования - такими как Андрей Волков , Исак Фрумин, Дмитрий Песков, Роберт Уразов, ректоры топ-университетов и т.д. У коллег разные мнения, но общее понимание существующей проблемы.
Очень хочется, чтобы в рамках реализации Нацпроекта "Наука и университеты", отдельных федпроектов НП "Образование" и "Цифровая экономика" эта проблема в новом, 2021 году, была обсуждена и "докручена".
Обилие вспомогательных инструментов от АСИ или АНО "Россия - страна возможностей" упростит задачу, а существующие центры компенции (от МШУ "Сколково" и Инобра Вышки до НОП) помогут методически.
И вот тогда проблема идентичности университетов в широком смысле, поднятая Владимиром Романовичем, может быть полностью решена.
https://news.1rj.ru/str/karaulny/248651
В России более 700 вузов.
Около 100 из них станут победителями в отборе ведущих университетов по линии Минобрнауки (Приоритет 2030, бывшая "ПСАЛ") и получат чёткую траекторию развития - будут укрепять исследовательскую компоненту или станут опорой для подготовки кадров для своего региона (в кооперации с бизнесом, при особой поддержке губернатора). Ещё 20-30 университетов уже вошли в элиту - их уважают не только в России, но и за рубежом. Это вузы прямого подчинения Правительству РФ, часть федеральных университетов, часть участников проекта "5-100" и отраслевые гранды типа МГИМО или Сеченовки. Ещё около 20 университетов "осмыслены" через попадание в консорциумы, которые продвигают главы регионов и госкорпорации. В первую очередь, это участники НОЦ мирового уровня. Есть ещё очень небольшая группа особых вузов с проработанной концепцией развития. Например, Сколтех, Европейский университет или Иннополис. Итого - 150-160 университетов, чьи студенты и преподаватели с гордостью обоснуют вам почему их вуз это Университет с большой буквы.
Но это меньше четверти от числа вузов в России. Более 550 университетов де- факто сегодня функционируют без генеральной стратегии развития. Ранее одним из решений для вузов-средняков была программа опорных вузов Минобрнауки, но она закончилась.
Я не раз обсуждал с руководителями Минобрнауки эту отложенную задачу - "средние" вузы нуждаются в менторстве, в программе развития, в "смыслах" от учредителя. В противном случае они начнут терять лучшие кадры, доверие абитуриентов, поддержку губернаторов, партнёров и будут деградировать.
С первого дня работы Министра Валерия Фалькова я поддерживаю его работу и горжусь успехами Минобрнауки, но нужно честно признать - для "обычных", не брендовых вузов, сегодня нужна внятная программа развития, с учётов вызовов пандемии covid-19, иначе они скоро начнут тянуть всю систему высшей школы вниз.
Этот вопрос я обсуждал с многими архитекторами и методологами системы образования - такими как Андрей Волков , Исак Фрумин, Дмитрий Песков, Роберт Уразов, ректоры топ-университетов и т.д. У коллег разные мнения, но общее понимание существующей проблемы.
Очень хочется, чтобы в рамках реализации Нацпроекта "Наука и университеты", отдельных федпроектов НП "Образование" и "Цифровая экономика" эта проблема в новом, 2021 году, была обсуждена и "докручена".
Обилие вспомогательных инструментов от АСИ или АНО "Россия - страна возможностей" упростит задачу, а существующие центры компенции (от МШУ "Сколково" и Инобра Вышки до НОП) помогут методически.
И вот тогда проблема идентичности университетов в широком смысле, поднятая Владимиром Романовичем, может быть полностью решена.
https://news.1rj.ru/str/karaulny/248651
Telegram
Караульный
Разные, но университеты!
Благодарю коллег из @scienpolicy за внимание к моей небольшой заметке.
Безусловно согласен с тем, что «лидерами не могут быть все». Но я вел речь все же не о характеристиках вузов-лидеров, а о самом принципе высшего образования.…
Благодарю коллег из @scienpolicy за внимание к моей небольшой заметке.
Безусловно согласен с тем, что «лидерами не могут быть все». Но я вел речь все же не о характеристиках вузов-лидеров, а о самом принципе высшего образования.…
Forwarded from Владимир Легойда
Очень важный акцент. Университет не может плодотворно развиваться без внятной стратегии развития, без целей, определённых учредителем. И, кстати, «попадание в международные рейтинги» точно не может быть такой целью. Разве что, одним из результатов, в случае правильно реализуемой стратегии.
https://news.1rj.ru/str/szhenov/1102
https://news.1rj.ru/str/szhenov/1102
Telegram
Евгений Сжёнов
Уважаемый Владимир Легойда @vladimirlegoyda "копнул" одну из главных скорых стратегических проблем для высшей школы, о которой сегодня почти никто не говорит.
В России более 700 вузов.
Около 100 из них станут победителями в отборе ведущих университетов по…
В России более 700 вузов.
Около 100 из них станут победителями в отборе ведущих университетов по…
Фондовая перестройка – еще раз о «за» и «против»
В «Независимой газете» вышла статья Ирины Дежиной (д.э.н., в.н.с. Института Гайдара), которая содержит обобщение звучащих в научном и экспертном сообществе аргументов за и против реформы институтов развития в науке, которая предусматривает присоединение РФФИ к РНФ.
Аргументы за слияние фондов на базе РНФ
1. Устранение дублирования (сейчас у фондов есть похожие конкурсы), оптимизация административного аппарата.
2. Упрощение администрирования бюджетных затрат на науку.
3. Нацеленность на качественный результат – именно РНФ добился большого прогресса в наращивании числа публикаций в международных базах данных (правда, выдвигая достаточно жесткие требования как к научным заделам, так и обязательствам по написанию статей).
4. Логично присоединение фонда с сокращающимся бюджетом к фонду с растущими ассигнованиями из госбюджета.
5. Выстраивание единой политики грантовой поддержки (своего рода бесшовность); например, победитель молодежного конкурса затем по понятным процедурам может обращаться уже за поддержкой в рамках «взрослых» конкурсов.
В перечисленных доводах очевидно спорным можно назвать только первый. Дублирование программ фондов если и есть, то незначительное, так как функционал РФФИ и РНФ был жестко разделен и их целевая ориентация разная.
Далее, оптимизации административного аппарата может и не произойти. Исследования опыта слияний и поглощений, например в университетской среде, показывают, что нередко они дают обратный эффект, а именно – приводят к росту административного аппарата.
Может возникнуть и сомнение насчет того, действительно ли качество научных результатов выше в РНФ.
Аргументы против слияния фондов
1. Сохранение разнообразия (во всех развитых научных державах есть многообразие научных фондов). Монополизм приведет к волюнтаризму в политике фонда, поскольку она ограничена взглядами членов правления и экспертного совета, их пониманием перспектив развития той или иной области знания. Как следствие будут, например, поддерживаться проекты, которые «ближе и угоднее руководству и сотрудникам фонда».
2. Нормативно-правовые соображения: РФФИ – прямой получатель бюджетных средств, РНФ не является бюджетной организацией. При присоединении РФФИ к РНФ в стране не останется ни одного государственного научного фонда. Здесь, правда, есть одно «но»: РНФ создан по инициативе президента страны, его деятельность регулируется отдельным федеральным законом; такой особый статус дает на данный момент больше плюсов, чем минусов.
3. Недопущение усиления расслоения: в случае единственного фонда гранты еще больше будут сконцентрированы в ведущих организациях, и пострадают в первую очередь региональные исследователи, в том числе потому, что пропадет поддерживающий и создающий среду конкурс «а».
4. Важность сохранения посевного финансирования на апробацию идей, развитие которых не обязательно приводит к публикациям в «нужных» изданиях (тот же конкурс «а»).
5. Необходимость поддержки, как минимум на прежнем уровне, социогуманитарных наук. Здесь есть прецедент, связанный с историей РФФИ и Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). [Когда РГНФ вернули в РФФИ] суммарное бюджетное финансирование фактически не изменилось, однако внутреннее перераспределение внутри РФФИ произошло, и социогуманитарный блок не оказался в выигрыше. Соответственно есть опасность повторения этого опыта при присоединении РФФИ к РНФ. Тем более что общественные и гуманитарные науки не дают существенного вклада в результативность при измерении ее по базе данных Web of Science, как это делает РНФ.
Но стоит резюмировать: решение уже принято, и теперь пора опустить копья и конструктивно работать.
Подробнее: https://www.ng.ru/science/2020-12-22/9_8046_fund.html
В «Независимой газете» вышла статья Ирины Дежиной (д.э.н., в.н.с. Института Гайдара), которая содержит обобщение звучащих в научном и экспертном сообществе аргументов за и против реформы институтов развития в науке, которая предусматривает присоединение РФФИ к РНФ.
Аргументы за слияние фондов на базе РНФ
1. Устранение дублирования (сейчас у фондов есть похожие конкурсы), оптимизация административного аппарата.
2. Упрощение администрирования бюджетных затрат на науку.
3. Нацеленность на качественный результат – именно РНФ добился большого прогресса в наращивании числа публикаций в международных базах данных (правда, выдвигая достаточно жесткие требования как к научным заделам, так и обязательствам по написанию статей).
4. Логично присоединение фонда с сокращающимся бюджетом к фонду с растущими ассигнованиями из госбюджета.
5. Выстраивание единой политики грантовой поддержки (своего рода бесшовность); например, победитель молодежного конкурса затем по понятным процедурам может обращаться уже за поддержкой в рамках «взрослых» конкурсов.
В перечисленных доводах очевидно спорным можно назвать только первый. Дублирование программ фондов если и есть, то незначительное, так как функционал РФФИ и РНФ был жестко разделен и их целевая ориентация разная.
Далее, оптимизации административного аппарата может и не произойти. Исследования опыта слияний и поглощений, например в университетской среде, показывают, что нередко они дают обратный эффект, а именно – приводят к росту административного аппарата.
Может возникнуть и сомнение насчет того, действительно ли качество научных результатов выше в РНФ.
Аргументы против слияния фондов
1. Сохранение разнообразия (во всех развитых научных державах есть многообразие научных фондов). Монополизм приведет к волюнтаризму в политике фонда, поскольку она ограничена взглядами членов правления и экспертного совета, их пониманием перспектив развития той или иной области знания. Как следствие будут, например, поддерживаться проекты, которые «ближе и угоднее руководству и сотрудникам фонда».
2. Нормативно-правовые соображения: РФФИ – прямой получатель бюджетных средств, РНФ не является бюджетной организацией. При присоединении РФФИ к РНФ в стране не останется ни одного государственного научного фонда. Здесь, правда, есть одно «но»: РНФ создан по инициативе президента страны, его деятельность регулируется отдельным федеральным законом; такой особый статус дает на данный момент больше плюсов, чем минусов.
3. Недопущение усиления расслоения: в случае единственного фонда гранты еще больше будут сконцентрированы в ведущих организациях, и пострадают в первую очередь региональные исследователи, в том числе потому, что пропадет поддерживающий и создающий среду конкурс «а».
4. Важность сохранения посевного финансирования на апробацию идей, развитие которых не обязательно приводит к публикациям в «нужных» изданиях (тот же конкурс «а»).
5. Необходимость поддержки, как минимум на прежнем уровне, социогуманитарных наук. Здесь есть прецедент, связанный с историей РФФИ и Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). [Когда РГНФ вернули в РФФИ] суммарное бюджетное финансирование фактически не изменилось, однако внутреннее перераспределение внутри РФФИ произошло, и социогуманитарный блок не оказался в выигрыше. Соответственно есть опасность повторения этого опыта при присоединении РФФИ к РНФ. Тем более что общественные и гуманитарные науки не дают существенного вклада в результативность при измерении ее по базе данных Web of Science, как это делает РНФ.
Но стоит резюмировать: решение уже принято, и теперь пора опустить копья и конструктивно работать.
Подробнее: https://www.ng.ru/science/2020-12-22/9_8046_fund.html
www.ng.ru
В прорыв – единым научным фондом! / Наука / Независимая газета
Нужно ли делать так, чтобы в стране остался только один безальтернативный источник грантового финансирования науки
ЦАДИ для МАДИ
Инжиниринговые центры – хорошо зарекомендовавший себя механизм преодоления «долины смерти» между исследованиями и производством. Именно подобные центры составляют важный элемент инновационных поясов университетов – а в частности, выступают одними из главных бенефициаров создания ИНТЦ (технологических долин).
В рамках четкой нацпроектной ориентации программных мероприятий на синтез науки-образования-бизнеса инжиниринговые центры особенно нужны, в том числе – для запуска на их основе и при их активном участии более масштабных форматов (например, научно-образовательных центров).
Из 65 заявок в последней волне конкурса было определено 11 победителей. Гранты рассчитаны на 3 года (2021-2023). Заметим, что максимальный размер господдержки составляет 300 млн руб., к которым операторы инжиниринговых центров обязуются привлечь внебюджетное финансирование – максимум до 130 млн руб.
Подобный масштаб свидетельствует о серьезной «заряженности» центров на решение широкого спектра задач – от стимулирования технологического предпринимательства до привлечения коммерческих контрактов для университетов, от выстраивания крепких отношений с бизнесом до интеграции с другими институциональными форматами.
Разобраться в том, что такое инжиниринговые центры в реальности – лучше всего на примере одного из них.
МАДИ получит грант в размере 241 миллиона рублей на создание центра. Реализация проекта начнется в январе.
Компетенции Центра автомобильно-дорожного инжиниринга затронут:
- цифровые интеллектуальные технологии в машиностроении;
- машиностроение для лесопромышленного, сельскохозяйственного и строительно-дорожного комплекса;
- транспортное машиностроение;
- интеллектуальное проектирование уникальных транспортных объектов и систем, в том числе, для климатических условий Арктики.
Основной специализацией ЦАДИ станет внедрение цифровых технологий при разработке инновационных изделий и их систем в перечисленных отраслях промышленности. Центр займется внедрением передовых цифровых технологий в виде взаимосвязанного комплекса инжиниринговых и образовательных услуг для крупных заказчиков, которые, в рамках своих научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок получат и выдающийся технический результат, и инженерные кадры.
Высокий спрос на услуги ЦАДИ обусловлен тем, что в настоящее время сложились предпосылки для активного развития инжиниринга и создания инновационной отечественной продукции в транспортном машиностроении, автомобилестроении и машиностроении для дорожно-строительного комплекса – эти отрасли являются ведущими и крупнейшими в российской экономике.
На данном примере мы видим, что инжиниринговые центры становятся сквозными институтами, развитие которых охватывает несколько приоритетов Стратегии научно-технологического развития. В случае с МАДИ – это и цифровизация, и новые технологии в машиностроении, и транспортная связанность территории страны. Отдельный сюжет – Арктика, которой, по словам президента Владимира Путина, будет прирастать Россия. Очевидно, что без транспорта и дорог никакое освоение пространства практически невозможно.
Отметим, что для самого МАДИ получение инжинирингового центра – логичное развитие его активных контактов с ключевыми игроками транспортной отрасли: от КАМАЗА до Дептранса Москвы.
Подробнее: новость на сайте МАДИ, протокол отбора.
Инжиниринговые центры – хорошо зарекомендовавший себя механизм преодоления «долины смерти» между исследованиями и производством. Именно подобные центры составляют важный элемент инновационных поясов университетов – а в частности, выступают одними из главных бенефициаров создания ИНТЦ (технологических долин).
В рамках четкой нацпроектной ориентации программных мероприятий на синтез науки-образования-бизнеса инжиниринговые центры особенно нужны, в том числе – для запуска на их основе и при их активном участии более масштабных форматов (например, научно-образовательных центров).
Из 65 заявок в последней волне конкурса было определено 11 победителей. Гранты рассчитаны на 3 года (2021-2023). Заметим, что максимальный размер господдержки составляет 300 млн руб., к которым операторы инжиниринговых центров обязуются привлечь внебюджетное финансирование – максимум до 130 млн руб.
Подобный масштаб свидетельствует о серьезной «заряженности» центров на решение широкого спектра задач – от стимулирования технологического предпринимательства до привлечения коммерческих контрактов для университетов, от выстраивания крепких отношений с бизнесом до интеграции с другими институциональными форматами.
Разобраться в том, что такое инжиниринговые центры в реальности – лучше всего на примере одного из них.
МАДИ получит грант в размере 241 миллиона рублей на создание центра. Реализация проекта начнется в январе.
Компетенции Центра автомобильно-дорожного инжиниринга затронут:
- цифровые интеллектуальные технологии в машиностроении;
- машиностроение для лесопромышленного, сельскохозяйственного и строительно-дорожного комплекса;
- транспортное машиностроение;
- интеллектуальное проектирование уникальных транспортных объектов и систем, в том числе, для климатических условий Арктики.
Основной специализацией ЦАДИ станет внедрение цифровых технологий при разработке инновационных изделий и их систем в перечисленных отраслях промышленности. Центр займется внедрением передовых цифровых технологий в виде взаимосвязанного комплекса инжиниринговых и образовательных услуг для крупных заказчиков, которые, в рамках своих научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок получат и выдающийся технический результат, и инженерные кадры.
Высокий спрос на услуги ЦАДИ обусловлен тем, что в настоящее время сложились предпосылки для активного развития инжиниринга и создания инновационной отечественной продукции в транспортном машиностроении, автомобилестроении и машиностроении для дорожно-строительного комплекса – эти отрасли являются ведущими и крупнейшими в российской экономике.
На данном примере мы видим, что инжиниринговые центры становятся сквозными институтами, развитие которых охватывает несколько приоритетов Стратегии научно-технологического развития. В случае с МАДИ – это и цифровизация, и новые технологии в машиностроении, и транспортная связанность территории страны. Отдельный сюжет – Арктика, которой, по словам президента Владимира Путина, будет прирастать Россия. Очевидно, что без транспорта и дорог никакое освоение пространства практически невозможно.
Отметим, что для самого МАДИ получение инжинирингового центра – логичное развитие его активных контактов с ключевыми игроками транспортной отрасли: от КАМАЗА до Дептранса Москвы.
Подробнее: новость на сайте МАДИ, протокол отбора.
СТАНКИН-Италия: технологии машиностроения
Словосочетание «российско-итальянское сотрудничество» чаще вызывает в памяти туризм, быстрые автомобили и пищевую промышленность. Однако, Италия – крупный центр машиностроения. На территории именно этой страны делают некоторые компоненты для крупнейших научных проектов России.
Более 10 лет в МГТУ «СТАНКИН» работает Лаборатория технологий изготовления и контроля режущего инструмента Российско-итальянского технологического центра обучения в области машиностроения и металлообработки. Создана она в качестве образовательной площадки для обучения студентов, переподготовки и повышения квалификации специалистов российских машиностроительных предприятий на современном итальянском оборудовании. Это площадка экспериментальная – для отработки новых технологий, а также информационно-аналитическая – по сбору, анализу и распространению информации о потребностях российского рынка и предложениях итальянских компаний в области машиностроительных технологий.
Приоритетным технологическим направлением работы лаборатории является производство современного металлорежущего инструмента.
Уже 7 лет Российско-итальянский центр принимает участие в организации ежегодных мероприятий в рамках международной программы Italian Machine Tool Technology Award: студенты и молодые ученые СТАНКИНа посещают крупнейшие предприятия машиностроительной отрасли, а также ведущие научно-образовательные организации Италии.
В рамках студенческого конкурса «Лучший инновационный проект в области металлообработки» студенты Станкина посетили всемирно известную машиностроительную выставку EMO Milano. А учащиеся Миланского политехнического университета прошла стажировку в МГТУ «СТАНКИН».
С итальянскими партнерами также реализуются научные проекты. Например, совместный российско-итальянский проект Российского фонда фундаментальных исследований и Национального исследовательского совета Италии, посвященный передовым решениям для роботизированной механообработки.
Проведение практических семинаров стало доброй традицией лаборатории и итальянского партнера. Представители ведущего производителя высокотехнологической инструментальной оснастки d'Andrea провели для студентов и сотрудников «СТАНКИНа» семинар, посвященный концепции гибкого производства с использованием современного станочного оборудования и инструментальной оснастки. В свою очередь, научные сотрудники миланского Института промышленных систем и технологий современного машиностроения организовали серию семинаров по практическому внедрению концепции Индустрии 4.0 в машиностроении, передовым разработкам в области промышленной робототехники и станкоинструментальной промышленности.
Елена Катаева, ректор МГТУ «СТАНКИН», прокомментировала специально для НОП: «Ряд научных и образовательных проектов, выполненных МГТУ «СТАНКИН» совместно с Агентством по продвижению внешнеэкономической деятельности итальянских компаний (ИЧЕ, ICE) при содействии Ассоциации итальянских производителей станков, роботов и средств автоматизации UCIMU – SISTEMI PER PRODURRE (УЧИМУ – СИСТЕМИ ПЕР ПРОДУРРЕ), позволяет говорить о крепком, плодотворном и успешном Российско-итальянском сотрудничестве, которое остается приоритетным направлением международной деятельности нашего университета».
Словосочетание «российско-итальянское сотрудничество» чаще вызывает в памяти туризм, быстрые автомобили и пищевую промышленность. Однако, Италия – крупный центр машиностроения. На территории именно этой страны делают некоторые компоненты для крупнейших научных проектов России.
Более 10 лет в МГТУ «СТАНКИН» работает Лаборатория технологий изготовления и контроля режущего инструмента Российско-итальянского технологического центра обучения в области машиностроения и металлообработки. Создана она в качестве образовательной площадки для обучения студентов, переподготовки и повышения квалификации специалистов российских машиностроительных предприятий на современном итальянском оборудовании. Это площадка экспериментальная – для отработки новых технологий, а также информационно-аналитическая – по сбору, анализу и распространению информации о потребностях российского рынка и предложениях итальянских компаний в области машиностроительных технологий.
Приоритетным технологическим направлением работы лаборатории является производство современного металлорежущего инструмента.
Уже 7 лет Российско-итальянский центр принимает участие в организации ежегодных мероприятий в рамках международной программы Italian Machine Tool Technology Award: студенты и молодые ученые СТАНКИНа посещают крупнейшие предприятия машиностроительной отрасли, а также ведущие научно-образовательные организации Италии.
В рамках студенческого конкурса «Лучший инновационный проект в области металлообработки» студенты Станкина посетили всемирно известную машиностроительную выставку EMO Milano. А учащиеся Миланского политехнического университета прошла стажировку в МГТУ «СТАНКИН».
С итальянскими партнерами также реализуются научные проекты. Например, совместный российско-итальянский проект Российского фонда фундаментальных исследований и Национального исследовательского совета Италии, посвященный передовым решениям для роботизированной механообработки.
Проведение практических семинаров стало доброй традицией лаборатории и итальянского партнера. Представители ведущего производителя высокотехнологической инструментальной оснастки d'Andrea провели для студентов и сотрудников «СТАНКИНа» семинар, посвященный концепции гибкого производства с использованием современного станочного оборудования и инструментальной оснастки. В свою очередь, научные сотрудники миланского Института промышленных систем и технологий современного машиностроения организовали серию семинаров по практическому внедрению концепции Индустрии 4.0 в машиностроении, передовым разработкам в области промышленной робототехники и станкоинструментальной промышленности.
Елена Катаева, ректор МГТУ «СТАНКИН», прокомментировала специально для НОП: «Ряд научных и образовательных проектов, выполненных МГТУ «СТАНКИН» совместно с Агентством по продвижению внешнеэкономической деятельности итальянских компаний (ИЧЕ, ICE) при содействии Ассоциации итальянских производителей станков, роботов и средств автоматизации UCIMU – SISTEMI PER PRODURRE (УЧИМУ – СИСТЕМИ ПЕР ПРОДУРРЕ), позволяет говорить о крепком, плодотворном и успешном Российско-итальянском сотрудничестве, которое остается приоритетным направлением международной деятельности нашего университета».
В рамках финала проекта Sprint Up, организованного Департаментом предпринимательства и инновационного развития города Москвы, уже через 10 минут, в 14:30, начнётся Панельная дискуссия о развитиии молодёжного предпринимательства в вузах.
В разговоре примут участие ректоры университетов, представители бизнеса и победители конкурса Sprint Up.
Модераторы дискуссии:
Евгений Сжёнов, научный руководитель ЭАЦ "Научно-образовательная политика"
Дмитрий Гужеля, руководитель департамента АНО "Россия -страна возможностей"
Николай Бажитов, директор Института молодёжной политики.
https://vk.com/video-199962688_456239025
В разговоре примут участие ректоры университетов, представители бизнеса и победители конкурса Sprint Up.
Модераторы дискуссии:
Евгений Сжёнов, научный руководитель ЭАЦ "Научно-образовательная политика"
Дмитрий Гужеля, руководитель департамента АНО "Россия -страна возможностей"
Николай Бажитов, директор Института молодёжной политики.
https://vk.com/video-199962688_456239025
Vk
Финал онлайн-курса Sprint Up: образовательная конференция
ПРОГРАММА 11:00-12:40 – Открытие, питчинг финалистов 12:40-13:30 – Лекции образовательной программы Sprint Up о технологическом, социальном и международном предпринимательстве Спикеры: – Борис Бобровников, основатель и главный исполнительный директор IT-фирмы…
Владимир Путин поручил МГУ (ректор – Виктор Садовничий) подключиться к решению в масштабах всей страны задач по обобщению практик развития цифрового потенциала вузов, сочетанию различных форм обучения и образовательных технологий. На их базе нужно сформулировать предложения об успешных подходах к совмещению удаленных форматов с практической и исследовательской работой.
Виктор Садовничий (ректор МГУ) в качестве основного результата работы университета за последние годы в очередной раз обозначил проект «Ноев ковчег». Он, конечно, очень важный и значимый. Однако, с 2015 года у ведущего университета страны должны быть и иные результаты экстра-класса.
Технологическая долина - не воробей
Особый акцент во вступительном слове на попечительском совете МГУ президент Владимир Путин сделал на технологической долине «Воробьевы горы». Он напомнил, что история проекта идет с 2013 года. Несмотря на то, что это был пилотный проект и приходилось «распутывать узлы», как считает глава государства, все условия для реализации проекта созданы – нужно обеспечивать качественное наполнение работы.
«Воробьевы горы» - это во многом проект «старой гвардии» научной политики. Не случайно президент озвучил, что Андрей Фурсенко не раз говорил о проекте ИНТЦ.
Владимир Путин подчеркнул – есть возможность запустить основное ядро технологической долины в течение 1,5-2 лет. Он отметил, что Правительство Москвы активно участвует в реализации проекта – выделило 10 млрд руб. на строительство кластера «Ломоносов» - стартовой площадки ИНТЦ.
Отдельно президент подчеркнул – строительство нужно начинать с лабораторий и исследовательских площадок, а не административных зданий. В этих словах и отражение особого контроля со стороны государства, и внимание к науке, образованию и инновациям. В принципе, этот сигнал был не столько Виктору Садовничему (имея в виду административные здания), сколько мэру Москвы Сергею Собянину – дабы не вышло так, что жилые кварталы и коммерческие объекты построены, а лаборатории на стадии котлована.
Срок реализации проекта ИНТЦ четко обозначен Владимиром Путиным – он должен быть полностью развернут к 275-летию МГУ (это 2030 год).
В связи с «Воробьевыми горами» важны два замечания. Первое – глава государства не слишком доволен пробуксовками проекта ИНТЦ. Уже сформировано несколько других «технологических долин», потому у московской есть все шансы потерять статус пилотной, а следовательно – и центра компетенций в данном вопросе.
Особенно важно, что неформальным куратором всего проекта «Воробьевы горы» (а также и МГУ) является Екатерина Тихонова (глава «Иннопрактики»). Именно она отвечает за бесшовность и бесконфликтность трансфера власти в ведущем вузе страны, который проходит, несмотря на продление срока полномочий Виктора Садовничего.
Особый акцент во вступительном слове на попечительском совете МГУ президент Владимир Путин сделал на технологической долине «Воробьевы горы». Он напомнил, что история проекта идет с 2013 года. Несмотря на то, что это был пилотный проект и приходилось «распутывать узлы», как считает глава государства, все условия для реализации проекта созданы – нужно обеспечивать качественное наполнение работы.
«Воробьевы горы» - это во многом проект «старой гвардии» научной политики. Не случайно президент озвучил, что Андрей Фурсенко не раз говорил о проекте ИНТЦ.
Владимир Путин подчеркнул – есть возможность запустить основное ядро технологической долины в течение 1,5-2 лет. Он отметил, что Правительство Москвы активно участвует в реализации проекта – выделило 10 млрд руб. на строительство кластера «Ломоносов» - стартовой площадки ИНТЦ.
Отдельно президент подчеркнул – строительство нужно начинать с лабораторий и исследовательских площадок, а не административных зданий. В этих словах и отражение особого контроля со стороны государства, и внимание к науке, образованию и инновациям. В принципе, этот сигнал был не столько Виктору Садовничему (имея в виду административные здания), сколько мэру Москвы Сергею Собянину – дабы не вышло так, что жилые кварталы и коммерческие объекты построены, а лаборатории на стадии котлована.
Срок реализации проекта ИНТЦ четко обозначен Владимиром Путиным – он должен быть полностью развернут к 275-летию МГУ (это 2030 год).
В связи с «Воробьевыми горами» важны два замечания. Первое – глава государства не слишком доволен пробуксовками проекта ИНТЦ. Уже сформировано несколько других «технологических долин», потому у московской есть все шансы потерять статус пилотной, а следовательно – и центра компетенций в данном вопросе.
Особенно важно, что неформальным куратором всего проекта «Воробьевы горы» (а также и МГУ) является Екатерина Тихонова (глава «Иннопрактики»). Именно она отвечает за бесшовность и бесконфликтность трансфера власти в ведущем вузе страны, который проходит, несмотря на продление срока полномочий Виктора Садовничего.
Тема междисциплинарности, озвученная Виктором Садовничим как прорывная идея, на самом деле давно уже вошла в список требований «по умолчанию» для эффективного развития университетов и научных институтов.