НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Имеет ли EdTech перспективы в России? Нужно ли Правительству России, институтам развития и различным фондам поддерживать российский бизнес, который развивает отечественные цифровые образовательные технологии? (можно выбрать несколько ответов)
Anonymous Poll
23%
Конечно, наши лидеры EdTech имеют прекрасные перспективы. Посмотрите на Учи.ру
21%
Прямых денег бизнесу выделять не нужно. Налоговый IT-манёвр даст рост
31%
Верю в совместные проекты ведущих вузов и лидеров EdTech
4%
В России лидер один и это Университет "Синергия"
9%
Нет смысла. Компании как Coursera или Udemy всегда будут впереди нас
27%
Я против развития EdTech
Мишустин утвердил программу фундаментальных научных исследований до 2030 года
 
👨🏻‍🔬Развитие интеллектуального потенциала российской науки, создание эффективной системы управления научными исследованиями для повышения их значимости и востребованности для экономики – таковы основные задачи новой десятилетней программы, которую разработала РАН при участии министерств и
научных организаций.

👩🏼‍🔬Документ ориентирован на развитие всех направлений фундаментального научного знания, в том числе таких направлений, как компьютерные науки, нанотехнологии, клиническая и профилактическая медицина. Новая программа будет финансироваться по госпрограммам «Научно-технологическое развитие России» и «Развитие здравоохранения». Общий объем финансирования – более 2,1 трлн. рублей.
Фундаментальные перспективы (1/2)

Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил Программу фундаментальных научных исследований до 2030 года. Они являются базой для развития науки и технологий согласно Стратегии научно-технологического развития, а сам документ – неотъемлемая ее часть.

ПФНИ разработана Российской академией наук с привлечением министерств и ведущих научных институтов. Координатором программы выступает РАН. Это лишний раз подчеркивает ее ведущую роль в развитии фундаментальных исследований. Исполнители – помимо Академии, все ключевые министерства и ведомства, а также правительственные научно-образовательные подведы (МГУ, Курчатовский институт и пр.).

Цель – получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, природы, необходимых для устойчивого научно-технологического, социально-экономического и культурного развития страны, укрепления ее национальной безопасности и обеспечения научного лидерства в определении мировой научной повестки на долгосрочный период.

Формулировка акцентирует внимание на приоритет (ж) Стратегии НТР: «Обеспечение возможности эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применения методов гуманитарных и социальных наук». Вследствие этого данный приоритет в итоге получает свое истинное звучание – как меж- и трансдисциплинарный, с акцентом в системной реакции на большие вызовы с использованием привносимых ими большими возможностями. Ранее этот приоритет в основном трактовался как «резервация» для общественно-гуманитарных наук, теперь же он, по сути, становится ключевым в научно-технологическом развитии.

Задачи можно сформулировать по нескольким векторам:
- эффективное управление для эффективных исследований;
- условия для свободного научного творчества;
- справедливая и честная конкуренция за поддержку;
- ответственность исполнителей за результат и технологический трансфер;
- распознавание больших вызовов и формирование системной реакции на них;
- работа в интересах обороны и безопасности (здесь реализован функционал РАН для ОПК);
- повышение статуса отечественной науки и привлечение иностранных партнеров;
- распространение научных знаний и популяризация науки.

Направления реализации ПФНИ сконцентрированы на системный анализ и целеполагание развития страны; формирования ресурсной базы для прорывных результатов, в том числе в рамках мегасайенс; развитие системы поддержки науки; интеграция в форме развития различных вариантов коллабораций (здесь и сотрудничество с реальным сектором экономики, и взаимодействие наука-образование; и международное измерение).

В Программу входит 6 подпрограмм:
1. Аналитические и прогнозные исследования, направленные на выявление больших вызовов и совершенствование системы стратегического планирования, обеспечение конкурентоспособности и научного лидерства РФ;
2. Фундаментальные и поисковые научные исследования (далее – ФПНИ);
3. ФПНИ, проводимые на крупных научных установках и объектах класса «мегасайенс»;
4. ФПНИ по направлениям Стратегии НТР;
5. Инициативные фундаментальные и поисковые научные исследования, финансируемые фондами поддержки научной и научно-технической и инновационной деятельности;
6. ФПНИ в интересах обороны страны и безопасности государства (секретная).

Основной источник прямого финансирования ПФНИ – госпрограмма «Научно-технологическое развитие». А также – «непрограммное направление расходов «обеспечение деятельности отдельных ФОИВ». Это означает явное «собирание» всех средств на фундаментальную и поисковую науку, которая стартовала с аналитической консолидации бюджетных расходов, предпринятой в рамках госпрограммы НТР. Теперь сделан еще один шаг если не к выделению отдельных строк бюджетной классификации на науку, то как минимум – к «окрашиванию» части из расходов. Общий объём финансирования до 2030 года – более 2,1 трлн руб., без учета секретной подпрограммы 6.

Текст ПФНИ.
Фундаментальные перспективы (2/2)

Срок реализации Программы фундаментальных научных исследований – 2021-2030 гг. ПФНИ синхронизирована по своим срокам с нацпроектами, хотя сама Стратегия НТР охватывает период до 2035 года. При этом ПФНИ четко синхронизирована с госпрограммой «Научно-технологическое развитие РФ» (она тоже часть СНТР и действует до 2030 г.), а также Планом реализации второго этапа СНТР.

Целевые индикаторы Программы ожидаемы и традиционны: количественный и качественный состав исследователей, привлечение молодежи, научные публикации, коллаборации. Эти показатели четко сопряжены со Стратегией НТР и госпрограммой «Научно-технологическое развитие».

Первые три целевые индикатора обозначены в виде процента вклада ПФНИ в достижение целей нацпроекта «Наука и университеты», а также госпрограммы НТР. Это лишний раз подчеркивает сопряжение всех доктринальных документов научно-образовательной сферы.

Руководство ПФНИ стандартно – координационный совет как высший орган и координатор с широкими полномочиями.

РАН с помощью Программы получает подтверждение своей ключевой роли в научном развитии страны. В качестве первого принципа реализации ПФНИ указано «обеспечение Российской академией наук координации фундаментальных и поисковых научных исследований, проводимых в рамках Программы с целью непрерывности получения и освоения научных знаний».

Особенно стоит отметить указанное использование единых подходов и инструментов реализации ПФНИ, в частности – «современной цифровой инфраструктуры обмена научно-технической информацией <…> с учетом интеграции имеющихся и планируемых к созданию информационных систем, используемых для осуществления мониторинга, планирования научных исследований и представления отчетности». Научно-технологический прорыв четко сопряжен с цифровизацией.

Из этого следуют два вывода:
1. Российской академии наук предстоит форсированная цифровизация. Это становится фактически последним крупным «экзаменом» на эффективность.
2. В рамках цифрового управления идет формирование единых платформ с бесшовным переходом, а в идеале – формирование комплексных информационных систем. Очевидно, что для науки необходима разработка и внедрение функционала «одного окна», то есть единой точки предоставления данных для мониторинга, подачи заявок на гранты, а также формирования планов и отчетов.

По обоим этим векторам работы добавляет уверенности тот факт, что курирующий вице-премьер Дмитрий Чернышенко отвечает как за науку с высшим образованием, так и за цифру. В синергии усилий РАН, Правительства и Минобрнауки масштабная и эффективная цифровизации науки представляется вполне достижимой.

Важной частью ПФНИ является План ее реализации, который содержит детализацию в разрезе областей наук и перспективных направлений исследований. Основой для создания Плана является оценка Академией наук реализации ПФНИ РФ на 2013-2020 гг., а также ПФНИ государственных академий наук на 2013-2020 гг. Предусмотрено обновление Плана не реже 1 раза в 5 лет.

Направления фундаментальных и прикладных научных исследований по верхним уровням иерархии достаточно четко соотносятся с новой номенклатурой научных специальностей. Это однозначно повысит эффективность мониторинга и оценки.

План реализации (содержащий направления научных исследований) в рамках Детализированного плана будет разбиваться через ожидаемые результаты и целевые показатели в их взаимосвязи с участниками, исполнителями, сроками и объемами финансирования. Детализированный план должен обновляться не реже 1 раза в 3 года, поскольку финансы рассчитываются именно на три года, что связано с бюджетным циклом.

Итог
ПФНИ предполагает рубрикацию и приоритизацию научных исследований, а также подчеркивает ключевую роль РАН в развитии российской науки. Все ключевые документы по научно-технологическому прорыву: Стратегия и госпрограмма НТР, а также ПФНИ и нацпроекта «Наука и университеты» - формируют единую смысловую матрицу. А все вместе они являются научным фундаментом для реализации других нацпроектов.
Forwarded from Септимий Север
А так с избирателями в VK общается депутат молодёжной Думы Ульяновска от «Единой России» Гафур Гасымов

Депутат от гопников Ульяновска
Всё это, на самом деле, хорошо. В разрезе коммуникаций в social media. Потому что основные игроки на виду у всего мира себя обрезают я..ца. Понятно зачем, и свои профиты они получат.
Но!
Уникальная ситуация, когда на волне недоверия к обоср..ся традиционным соцсетям могут выстрелить новые. И не только соцсети, но и новые эплстор и гуглплей (Китай, Индия, азиатские тигры, вы где?)
Ребята, ну не спите.

https://news.1rj.ru/str/infantmilitario/50509
В горячих точках науки и образования

Сегодня день рождения у Алексея Хохлова – вице-президента Российской академии наук.

В современной научно-образовательной политике можно выделить два важных этапа его карьеры. С 2008 по 2018 год он работал ключевым проректором Московского государственного университета. Попал на этот ответственный пост он не через «задние двери», а будучи признанным специалистом в своей области. Это назначение означало продолжение управленческой династии – напомним, Рем Хохлов в свое время был ректором МГУ.

МГУ с особым статусом в образовании и науки последние десятилетия являет собой не только модель классической высшей школы, но и структуры управления. Проверенные в советский период, эти приемы показали свою эффективность. Алексей Хохлов прекрасно вписался в нее, а его влияние на работу ведущего вуза страны продолжает сохраняться и по сей день.

Так же, с открытым забралом, а не с «черного хода», он пошел на выборы президента Российской академии наук. Чтобы не искушать судьбу возможным появлением научно-образовательного левиафана МГУ+РАН, Правительство не согласовало его кандидатуру. В итоге, он призвал своих сторонников голосовать за Александра Сергеева – выбор, как показала история, был одним из наиболее удачных в истории РАН постсоветского периода. А сам Хохлов стал вице-президентом. РАН прошла по тонкой грани, выбрав нового президента, который предан не какой-то элитной группе, а Академии и отечественной науке как таковой.

В МГУ Алексей Хохлов также был начальником Управления инновационной политики и международного сотрудничества. На межгосударственном поле ему удалось установить продуктивные связи с зарубежными партнерами, которые не потерялись после его перехода в РАН – напротив, они стали еще более плодотворными. Важно, что речь идет не только о коллаборациях в научных исследованиях, но и о финансовых потоках из-за рубежа, которые удалось привлечь в российскую науку и высшее образование.

Как пишет в своих мемуарах Алексей Ремович, организационной и политической работы он специально не искал – она сама нашла его. Что в МГУ, что в РАН – он и горячие точки научно-образовательной политики всегда совпадали во времени и пространстве.

Известна работа Алексея Хохлова на посту председателя Совета по науке при Минобрнауки в то время, когда ведомство отвечало за науку и все образование. Консультативный орган открыто высказывал свое мнение, часто вставая в оппозицию решениям органов власти. Однако, в эпоху Министерства науки и высшего образования подобная структура оказалась не слишком востребованной – поскольку главы ведомства предпочитали укреплять продуктивные рабочие отношения с президентом РАН.

В настоящее время Алексей Ремович курирует в РАН два важных направления – развитие журналов и научную этику. Это темы острые и дискуссионные – в них переплетаются и сталкиваются различные точки зрения. Общественные активисты выступают за санацию, люстрацию и нулевую толерантность к плагиату. Они спешат как можно скорее поведать миру обо всех своих находках. А многие представители академического сообщества настаивают на необходимости прозрачной методологии и серьезного обсуждения в профессиональной среде. Между этими двумя крайностями приходится маневрировать Алексею Хохлову. Его работа и активная позиция, в частности, стали причиной серьезного улучшения правил функционирования Комиссии по противодействия фальсификации научных исследований при Президиуме РАН и усиления ее состава.

Совсем перед Новым годом, 28 декабря 2020 г., «за большой вклад в развитие науки и многолетнюю добросовестную науку» Алексей Хохлов был удостоен Ордена Почета.

Желаем академику Хохлову научных успехов в его исследовательской страсти – полимерах, а в организационно-управленческих вопросах – сил придерживаться четкой и открытой позиции, без всяких полумер.
14 января начнет работу Гайдаровский форум «Россия и мир после пандемии».

Традиционно это мероприятие уже в одиннадцатый раз открывает и во многом определяет экспертно- дискуссионную повестку на весь год.

НОП - официальный информационный партнёр форума. Уже очень скоро и эксклюзивно для наших подписчиков главные новости, инсайды, и конечно - аналитика с полей Гайдаровского форума.

Мы будем работать на всех ключевых мероприятиях, включая эти:

14 января 2021 года

13:30–14:15 Экспертная дискуссия ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ. ШКОЛА И ВУЗ - ЧЕЙ ВКЛАД ВЕСОМЕЕ?

Модератор:
Рубен Варданян, предприниматель, филантроп
Участники:
Сергей Кравцов, Министр просвещения Российской Федерации
Валерий Фальков, Министр науки и высшего образования Российской Федерации

14:45–15:45 Экспертная дискуссия
УНИВЕРСИТЕТ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН: ВКЛАД УНИВЕРСИТЕТА В РАЗВИТИЕ ГОРОДА, РЕГИОНА, СТРАНЫ
Модератор: Сергей Зуев, ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинка)
Участники: Вадим Волков, ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Рубен Ениколопов, ректор Российской экономической школы (РЭШ) Александр Кулешов, ректор Сколковского института науки и технологий (Сколтех) Валерий Фальков, Министр науки и высшего образования Российской Федерации

15 января 2021 года

11:00–12:30 Экспертная дискуссия
КАК УНИВЕРСИТЕТУ СТАТЬ ТОЧКОЙ РОСТА РЕГИОНА?

• Кто является главным в партнерстве вуза и региона? Кто задает повестку развития? Как видит свою роль в «совместном проекте» развития региона ректор и губернатор?
• Чем регион может заинтересовать тех, кто станет драйвером развития территории?
• Как университет может поучаствовать в развития региона присутствия?
• Как регион может капитализировать интеллектуальный потенциал университета?
• Нужна ли новая регуляторика для реализации серьезных и масштабных проектов развития региона на базе партнерства субъекта РФ и федеральных университетов на его территории?
• Каков потенциал и каковы риски (экономические, политические, социальные) реализации проектов с передачей дополнительных полномочий вузам как ключевым игрокам развития территории?
• Как субъект федерации оценивает потенциал притока частных инвестиций, структурирования концессионных и ГЧП-проектов для развития территории? Как университеты могут поучаствовать в реализации таких проектов?

Модераторы:
Михаил Алашкевич, старший вице-президент ВЭБ.РФ
Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»
 
Участники:
1. Сергей Жвачкин, губернатор Томской области
Эдуард Галажинский, ректор Томского государственного университета
2. Дмитрий Азаров, губернатор Самарской области
Владимир Богатырёв, ректор Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королёва
3. Антон Алиханов, губернатор Калининградской области
Александр Федоров, ректор Балтийского федерального университета имени И. Канта

Все мероприятия форума будут транслироваться в YouTube: в русскоязычном: https://www.youtube.com/c/rusacademy/featured и англоязычном: https://www.youtube.com/channel/UCi-kvbjk1kSVm_1VGuGU2Sg официальных каналах Президентской академии.

Одновременно будут идти трансляции по девяти каналам.
Теперь дискуссия о молодёжной политике в Telegram будет ещё живее.

Приветствуем Артёма Метелева,
Председателя Совета Ассоциации волонтерских центров, Члена общественной палаты РФ.

Будем спорить, часто не соглашаться с мнением, но ведь телега идеальна именно как дискуссионная коммуникационная площадка думающей элиты.

t.me/artemmetelev
Специально для НОП @scienpolicy

Социальный рейтинг.

В Китае с 1 января 2021 года заработала «Система социального кредита». Возможно, вы о ней слышали. Рассказываю подробно.

Социальный рейтинг – это ваш рейтинг с точки зрения государства, на сколько вы «образцовый» гражданин. Он стимулирует граждан и компании быть добросовестными. За плохое поведение приготовлен «кнут», за хорошее — «пряник». К рейтингу привязывается ваш доступ к различным возможностям, либо для вас возникают ограничения.

Хорошее поведение поощряют — например, освобождают от необходимости вносить обязательный депозит при аренде госжилья либо приоритетно окажут медицинскую помощь. Понизят же рейтинг, если вы совершите поездку без билета, курите в запрещённых местах, не оплачиваете судебные штрафы, громко включаете музыку в поезде, слишком много играете в видеоигры или распространяете fakenews в соцсетях.

Людям, с социальным рейтингом ниже определенного уровня, могут запретить работать в госкомпаниях и крупных банках или просто уволить, вам аннулируют билеты на самолёт, ограничат доступ в интернет, откажут детям в поступлении в школу из-за антиобщественного поведения их родителей или даже конфискуют домашнее животное.

Систему большинство принимает за механизм оценивания правительством граждан и компаний, но это искажённое представление, скорее это сервис обмена данными, напоминающий крупный национальный API. Федеральные власти Китая не присваивают баллы, а хранят их в центральной базе данных. Доступ к ней предоставляют городским властям, компаниям, банкам и общественности, чтобы они могли сделать выводы о человеке или компании самостоятельно.

Правительство стимулирует создание всевозможных приложений, использующих данные, и от региона к региону правила варьируются. Например, мини-программа для WeChat в провинции Хэбэй показывает людей в радиусе 500 метров, которые находятся в финансовом черном списке. В другой провинции пошли еще дальше и добавили звуковое предупреждение, когда граждане звонят «паразиту». Набираете вы новому знакомому, а в телефоне слышите: «Здравствуйте, народный суд округа Пуань напоминает вам, что человек, номер которого вы набрали, включен в список дискредитированных лиц, будьте осторожны, если вы общаетесь с ним». И делаете вывод.

В мегаполисе Нанкин полиция начала наказывать нарушителей ПДД, занижая их социальный рейтинг. При более серьезных проступках нарушители становятся фигурантами публичной базы данных позора. В Пекине местные власти заминусуют вас, если вы ели или занимаете более одного места в поездах метро. В городе Жунчэн отличникам, которые волонтерствуют, сдают кровь или занимаются другой полезной активностью, выставляют меньший счет за коммунальные услуги, проводят им бесплатный медосмотр. Их же заносят на доску почета.

Город Жунчэн вообще считается образцовым. Там у каждого жителя есть стартовый рейтинг в 1000 баллов. Единый информационный центр анализирует человека по 160 тысячам различных параметров, получаемых из 142 учреждений.

Если у тебя рейтинг больше 1050 баллов, то ты - образцовый гражданин и маркируешься индексом ААА. С 1000 баллов можно рассчитывать на А+, а с 900 – на B. Если твой рейтинг упал ниже 849 — ты мутный тип и подозрительный носитель категории C, который запросто может быть уволен.

Те, у кого 599 баллов и ниже попадают в группу D, это сравнимо с «черной меткой». Тебя не возьмут на работу даже таксистом, не дадут кредит, не продадут билеты на самолёт и даже могут отказать в аренде велосипеда. Для сравнения, человеку с рейтингом А+ велосипед в аренду дадут без депозита и включат полчаса бесплатной поездки. С людьми из категории D добропорядочные граждане будут стараться даже не разговаривать, потому что кто-то может сообщить властям, что ты общаешься с человеком из «черного списка» и твой рейтинг могут понизить.

Баллы в основном даются за благотворительность, заботу о пожилых членах семьи, помощь бедным. В общем, социальный лифт по-китайски - делать добрые дела. Но вообще страшно, это сценарий одной из серий «Чёрного зеркала», где у каждого человека был свой социальный рейтинг.