НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Podcast No.58
Andrey Sebrant
Что пандемия и удаленка изменили и какие процессы ускорили в вузовском образовании — и почему эти изменения во благо.

Подкаст «Вузы в пандемию и потом»

Разговор директора по маркетингу сервисов компании «Яндекс» Андрея Себранта с ректором Высшей школы экономики Ярославом Кузьминовым.

Добавляй в избранное. А послушать можно потом 💁‍♀️ 🎧

Если остались вопросы — @asebrant
Библия: адаптации и возможности

В интернете, соцсетях и Телеграм-каналах идет обсуждение немецкой инициативы по созданию «Библии для зумеров» - адаптированного варианта для новых поколений. Текст сократили, разбили на более короткие предложения и снабдили справочным аппаратом для сложных понятий и событий.

За поверхностным хайпом, в который ударились многие комментаторы, стоит увидеть реальную значимость данной инициативы.

Библию вообще достаточно часто сокращали и адаптировали. Напомним, современный состав Библии был определен не сразу, он претерпевал изменения с течением времени. Разные ветви христианства придерживаются своих трактовок относительно каноничности некоторых частей Библии.

Библейский текст переводился на разные языки – сначала на латынь, а в рамках Реформации – и на многие европейские языки. И конечно, любой язык наполняет текст своим смыслом.

От формы (состава) перейдем к содержанию. Адаптации Библии для более широкого круга читателя или конкретной целевой аудитории предпринимались уже давно. Достаточно вспомнить различные варианты Библии для детей. Или православные календари (отрывные, например), которые дают краткие и «упакованные» сведения на каждый день. Также есть множество фильмов, в которых описываются те или иные библейские события.

Так что нет ничего удивительного или крамольного в том, что теперь создается версия для молодежи.

В принципе библейский текст не столь прост для восприятия. А часть предложений вообще может быть опущена без потери смысла. Подчеркнем, что в этом упрощении не должен теряться смысл, ключевые идеи нельзя исключать. Другой вопрос – что важнее: форма или содержание?

Различные версии Библии (по форме и содержанию) также служат цели распространения веры. И здесь, конечно, востребованы те форматы, которые более близки и понятны широким массам. Конечно, все адаптированные версии должны служить тому, чтобы в итоге человек обратился к каноническим текстам. Библия по своей сути – эта та книга, к которой можно и нужно обращаться несколько раз. Так что «зумерская» версия имеет право на существование – для знакомства с духовными ориентирами христианства ее будет достаточно, а при более глубоком вхождении в пространство веры и религии человек сам обратится к первоисточнику.

Заметим, что по содержанию Библия достаточно интересна – даже если брать поверхностно, не углубляясь в духовное измерение, это история войн и чудес, пророков и героев, поиска себя. Не секрет, что многие популярные книги или сериалы в той или иной степени черпали идеи именно в библейских сюжетах.

Мы считаем, что «Библия в ТикТоке» - это вполне здравая и важная идея. Ведь важно не только само средство коммуникации, но и содержание сообщений. Многие представители различных вероисповеданий освоили соцсети и даже Телеграм.

Вообще религии (как, кстати, и науки) в информационном пространстве не может быть слишком много, особенно по форме средства коммуникации. Единственное требование – относиться к тексту Библии и вере с должным уважением. Все остальное – это уже дело персональных отношений человека и Бога.

Также заметим, что создание адаптированных версий – это хороший способ для самой церкви еще раз сформулировать толкования Библии, а также важное лекарство от неадекватных трактовок.

Новость о «Библии для зумеров»: https://www.gazeta.ru/lifestyle/style/2021/01/a_13451654.shtml?updated
Красноярский «Вернадский»

Сибирский федеральный университет возглавил научно-образовательный консорциум «Вернадский – Красноярский край». Меморандум о создании консорциума в регионе был подписан 25 января 2021 года. Документ завизировали Александр Усс, губернатор Красноярского края и президент СФУ, а также Виктор Садовничий, ректор МГУ, президент Российского союза ректоров.

Напомним, инициатором программы «Вернадский» выступил Виктор Садовничий. Её цель - формирование научно-образовательных консорциумов, интегрирующих возможности университетов, научных организаций, высокотехнологичных компаний в целях социально-экономического и инновационного развития регионов, эффективного использования передовых достижений образования, науки и технологий.

Александр Усс подчеркнул, что консорциум призван, прежде всего, объединить усилия по исследованиям фундаментального и прикладного характера.

«Конечно, Московский государственный университет и Сибирский федеральный университет взаимодействовали и раньше, но подписание меморандума делает эту работу более системной.

В настоящее время инициативу по вхождению в консорциум проявила компания РУСАЛ. Мы считаем, что в ближайшее время статус наших индустриальных партнёров приобретёт «Норникель» и «Полюс», СГК и другие компании, работающие на территории Красноярского края. Это позволит им за счёт научного потенциала СФУ внедрять современные разработки в практику, а образование сделать более практико-ориентированным, -
отметил специально для НОП Александр Усс, губернатор Красноярского края. - СФУ по определению является координатором научно-образовательной жизни в Красноярском крае, это предопределено его масштабом. Если мегавуз – это весь Красноярский край, то ядро и сердце, применительно к консорциуму – это СФУ».

О координирующей роли СФУ в составе консорциума «Вернадский – Красноярский край» рассказал НОП Максим Румянцев, ректор СФУ:

«Подготовка программы развития СФУ, в том числе для участия в программе стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», выводит взаимодействие с нашими индустриальными и академическими партнёрами на новый уровень.

Сегодня уже недостаточно просто точечных сетевых проектов, необходим комплексный план сотрудничества по широкому спектру вопросов со всеми участниками экономической, научно-образовательной, культурной, спортивной и общественной деятельности целого макрорегиона.

Понимание неизбежности пересечений интересов и готовность совместно реализовывать мероприятия, необходимые для достижения поставленных задач, привели нас к выстраиванию различных консорциумных моделей.

В этом смысле Консорциум «Вернадский – Красноярский край» - это эффективный инструмент для того, чтобы отстроить региональную систему реализации научной, технологической и образовательной повестки в интересах наших индустриальных партнёров – ведущих производственных компаний России, и в интересах жителей края, прежде всего молодого и подрастающего поколения
».
Ученый как дипломат и турист

Сотрудничество ученых стало константой мировой политики – даже в эпоху «холодной войны» исследователи на практике формировали «мостик доверия». Тем самым они сближали страны – отсюда и родился термин «научная дипломатия».

Есть у нее, естественно, два трека – первый (высокая политика) – это про совместные межгосударственные проекты, сотрудничество в рамках мегасайенс и решение масштабных задач. В качестве яркого примера можно привести не только ЦЕРН, но Объединенный институт ядерных исследований, который должен стать модельным для создания аналогичных центров вокруг создаваемых объектов мегакласса в России.

Второй трек – собственно дипломатия персон, коллабораций, обмена идеями и мнениями. В ней активно участвуют университеты, научные институты, исследовательские центры.

Многообразие форм международного сотрудничества делает грань между данными векторами весьма расплывчатой, чаще всего конкретное взаимодействие несет в себе много различных черт научной дипломатии – например, «академическая научная дипломатия», которая представляет собой взаимодействие на уровне академий наук (или аналогичных институтов) различных стран.

Стоит напомнить, что именно Российская академия наук является одним из ключевых участников научной дипломатии – данный функционал прямо закреплен в Уставе. С государственных позиций теми же вопросами занимается Россотрудничество и частично МИД с сетью зарубежных представительств.

Научная дипломатия может восприниматься двояко – как «побочный полезный продукт» взаимодействия ученых и как важный инструмент в рамках «мягкой силы». Границы опять же весьма условны.

Коронавирус принес с собой новое явление – «вакцинную дипломатию». В ней соседствует и гуманитарный аспект (когда, например, Россия готова поставлять свой «Спутник V» в другие страны по сути – в рамках гуманитарной помощи), и политэкономический (почти за всеми другими вакцинами стоят мощные ТНК и соответствующее фармацевтическое лобби). В наибольшей степени гуманитарное измерение «вакцинной дипломатии» проявилось чуть ранее – в рамках разработки вакцины против вируса Эбола российскими учеными и медиками.

На одном из мероприятий, посвященном научной дипломатии, Гульнара Краснова (РАНХиГС) напомнила слова французского мыслителя ХХ столетия Раймона Арона, который считал, что «главными действующими лицами мировой политики выступают солдат и дипломат. Сменяя друг друга, они регулируют отношения между народами, помогая защищать национальные интересы и восстанавливать мир». Думается, заметила профессор, что сегодня усилий двух названных акторов для преодоления локальных и глобальных кризисов, включая продолжающуюся пандемию, недостаточно. В сложившихся обстоятельствах как никогда насущна необходимость институционального и полноформатного подключения ученых к процессам мировой политики.

Впрочем, основную часть истории на роль «третьего» претендовал скорее не Ученый, а Купец. Именно торговля сплетала страны, становилась препятствием для войны.

Ученый вышел на арену уже после Второй мировой войны, однако, на тот момент уже изменилась парадигма восприятия международных отношений. Развивая идеи Раймона Арона, Джеймс Розенау выдвинул на передний план двух других ключевых акторов – туриста и террориста. И именно для этой пары Ученый является подходящим «третьим».

На поле научной дипломатии России сейчас много участников – РАН, МИД и Россотрудничество, научные фонды, университеты и научные институты. Есть даже определенные целевые установки в рамках Стратегии научно-технологического развития. Тем не менее, сила научной дипломатии как раз в многообразии форм, уровней и векторов. И жесткая централизация скорее навредит. Зато государство может создавать условия, в которых научное взаимодействие будет еще эффективнее работать на имидж страны и укрепление ее положения на мировой арене.

См. также: https://poisknews.ru/science-politic/vosstanavlivaya-mir-dlya-preodoleniya-krizisov-soldat-i-diplomatov-malo-nuzhny-uchenye/
Студенты - герои пандемии

Ко Дню студента в фотографиях о своих героях рассказал Северо-Восточный федеральный университет @svfunews. В историческом парке «Россия - Моя история» была презентована фотовыставка «Университет героев», посвященная студентам и ординаторам Медицинского института вуза, которые оказали помощь в борьбе с COVID-19. Цель выставки - поблагодарить и поддержать молодых героев вуза. Она продлится до 15 февраля.

Анатолий Николаев, ректор СВФУ
, поделился с НОП своим впечатлением от выставки: «Я с другого ракурса посмотрел на своих студентов: на то какими они веселыми и жизнерадостными были до пандемии и какими серьезными и взрослыми стали сейчас. Перед нами на этих фотографиях предстали очень сильные характеры и я рад, что мы готовим действительно благородных специалистов.

С началом пандемии более 1200 ординаторов и студентов встали на борьбу с коронавирусом. Если бы тут были собраны фотографии всех этих ребят, то даже в таком большом парке, как «Россия – моя история» не хватило бы места. Наши ребята шли и в «красную» зону, занимались непосредственным лечением заболевших, помогали младшему медицинскому персоналу.

Этот момент надо было запечатлеть, захватить эти лица. Я очень впечатлен».


Подробнее: https://www.s-vfu.ru/news/detail.php?SECTION_ID=19&ELEMENT_ID=146756
@szhenov для @scienpolicy и @youthpolicy

"Сверил часы" с @vladimirlegoyda, главой Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, профессором МГИМО.

У Владимира Романовича очень здравый и ясный взгляд на приоритеты развития высшей школы и работу с молодёжью.

Говорили об искусственном интеллекте и цифровой трансформации образования, задачах и дилеммах воспитания и просветительской деятельности в студенческой среде. Конечно, обсудили и недавние волнения молодёжи и связанные с этим вызовы для власти.

Всегда рад нашим встречам: у проф. Легойды очень прогрессивное видение и понимание акцентов. Огромная часть школьников, студентов, учителей и преподавателей являются прихожанами Церкви. И конечно, последняя не дистанцируется от участия в диалоге на самые актуальные темы: как в молодёжке, так и в более тяжеловесных сферах образования и науки.

На встрече обсудили тесное взаимодействие наших команд в 2021 году - ждите ярких, умных и нужных проектов и мероприятий.
Министерство для студентов (1/2)

В рамках важной университетской даты Дня студента Министерство науки и высшего образования предприняло ряд важных шагов.

Что Год грядущий нам готовит?
После онлайн-встречи Президента России Владимира Путина со студентами Валерий Фальков провел оперативное совещание, по итогам которого дал ряд поручений.

В частности, Министр заявил о том, что программа по трудоустройству студентов и выпускников вузов, будет продолжена в 2021 году. Ответственный департамент получил задачу в течение двух недель представить предложения по улучшению программы с учетом комментариев, озвученных в прямом эфире, а также развития направления наставничества и трудоустройства студентов на научно-исследовательские позиции.

Валерий Фальков также поручил проработать вопрос о создании прямой линии для сбора предложений, направленных на включение дополнительных мероприятий в план Года науки и технологий. Отдельно была озвучена задача проработать меры и механизмы поддержки студенческих объединений – в первую очередь, научных.

«У каждого без исключения гражданина России должна быть возможность поучаствовать в подготовке и реализации плана Года науки и технологий, – в ходе совещания заявил Валерий Фальков. – Необходимо обеспечить создание соответствующих условий, чтобы у людей была возможность присылать свои предложения в любом удобном для них формате. Особое внимание необходимо уделить теме популяризации отечественной науки и технологий».

О спорт – ты студенческий мир
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков принял участие в круглом столе о развитии студенческого спорта в рамках Всероссийского студенческого фестиваля «Студенческая спортивная ночь 2021».

На мероприятии состоялось подписание соглашения о сотрудничестве в сфере развития студенческого спорта. Документ подписали глава Минобрнауки России Валерий Фальков, Министр спорта РФ Олег Матыцин, Президент Российского студенческого спортивного союза Сергей Сейранов.

«Спорт, наука и высшее образование немыслимы друг без друга. Вместе они формируют характер и позволяют студентам проявлять его лучшие черты. Спортивная экосистема развита в университетах всего мира. Важно, чтобы все, кто приходит на университетские спортивные площадки в российских вузах, чувствовали себя комфортно и имели возможность совершенствоваться», – сказал Валерий Фальков.

Трус не играет в хоккей
Глава Минобрнауки России Валерий Фальков возглавил хоккейную команду на Всероссийском фестивале «Студенческая спортивная ночь 2021».

Соперники гала-матча, который проходит в День студента, – хоккейный клуб «Красные Звезды» и сборная команды Студенческой хоккейной лиги, капитаном которой является Валерий Фальков.

В матче также принимают участие Министр спорта Российский Федерации Олег Матыцин, Президент Российского студенческого спортивного союза Сергей Сейранов, именитые хоккеисты Владислав Третьяк, Алексей Яшин, Алексей Морозов, Андрей Николишин, а также ректоры российских вузов и руководители студенческих хоккейных команд.
Министерство для студентов (2/2)

Самоуправляйся!
В День российского студенчества, результаты работы студенческих советов презентовали заместителю Главы Минобрнауки России Дмитрию Афансьеву лидеры органов студенческого самоуправления города Москвы. На встрече также обсуждались плюсы и минусы удаленного обучения и формат организации образовательной деятельности наступающего семестра.

Участниками встречи стали лидеры 15 крупных университетов, среди них МГУ, Высшая школа экономки, МГИМО, РАНХиГС, РУДН, МГТУ имени Баумана, МИФИ, НИТУ «МИСиС», РЭУ имени Плеханова, Сеченовский университет, РГУ нефти и газа имени Губкина, Финансовой университет, Московский государственный университет пищевых производств, Российский государственный геологоразведочный университет, Московская государственная консерватория имени Чайковского и Российский государственный аграрный университет имени Тимирязева.

Председатели студенческих советов и активисты вузов рассказали о своих проектах, которые помогли им организовать полноценную жизнь университетов в дистанционном формате.

«Самоуправление – это, в первую очередь, со-управление. Исторически так сложилось, что университет – это корпорация преподавателей и студентов, которая вместе управляет образовательной организацией. Студенты должны всегда приходить на помощь вузу, вместе с администрацией искать то решение, которое полезно всему университету. Вы – прекрасный пример такой деятельности», – отметил Дмитрий Афанасьев.

На встрече была презентована акция взаимопомощи пенсионерам во время пандемии «МИСиС вместе». Также обсуждалось, как студсовет РАНХиГС совместно с медицинским центром университета организовал центр онлайн и офлайн психологической помощи, РГУ нефти и газа – систему онлайн-обучения для старост, а РУДН – горячую линию для иностранных студентов и онлайн-тренинги по русскому языку.

Одной из главной тем обсуждения стали минусы и плюсы удаленного обучения.

Недостатками Комитет по качеству образования Высшей школы экономики обозначил стрессовую психологическую обстановку, а Комиссия мониторинга по качеству образования РЭУ имени Плеханова – отсутствие цифровых навыков у преподавателей старшего возраста, рассеянность студентов и отсутствие мотивации к обучению.

«Мы решаем вопрос о формате работы вузов во втором семестре с 8 февраля. Решения будут приниматься с учетом эпидемиологической ситуации в каждом регионе и мнения органов студенческого самоуправления вузов. В случае перехода в очный формат в университетах должны будут соблюдаться все меры предупреждения распространения инфекции. Этот вопрос будет активно обсуждаться в ближайшие дни на заседании Совета Российского союза ректоров, и окончательное решение объявит Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков», – сказал замминистра. Он призвал лидеров студенческого совета найти возможность компромисса в вопросе гибридного обучения, который устроит и студентов и администрацию университета.
Коллективы экспертно-аналитического центра и ТГ- канала «Научно - образовательная политика» поздравляют нашего многолетнего друга и эксперта НОП Ольгу Петрову с назначением на должность исполняющей обязанности министра образования, науки и молодежной политики Нижегородской области.

Другой наш друг и коллега, занимавший пост министра Сергей Злобин, будет курировать реализацию проекта «Школа 800», а также станет советником губернатора.
Глава области Глеб Никитин так прокомментировал новые назначения:

«В последние годы в сфере образования и науки стартовал ряд знаковых проектов, каждый из которых требует постоянного вовлечения. В частности, это Научно-образовательный центр мирового уровня и «Школа 800». Ольга Петрова всю жизнь работает в регионе, прекрасно погружена в проблематику высшего образования, курировала ряд важных направлений в Нижегородском государственном университете имени Лобачевского, включена в базу перспективных специалистов и управленцев программы «Команды правительства». Мне бы хотелось, чтобы все начинания последних лет были продолжены и усилены, так как всегда есть куда развиваться и как совершенствоваться. Одно из основных направлений – это, конечно, реализация национального проекта «Образование», в частности, создание новых мест в школах и детских садах.

Ключевыми задачами для Сергея Злобина будет реализация проекта «Школа 800». Это не только крупный инфраструктурный проект, но и создание школы с новым качественным образованием. Наша задача - чтобы к сентябрю была разработана передовая образовательная методика, а «Школа 800» стала одной из лучших в стране. За прошедшие годы удалось накопить большой опыт и задать важнейшие направления развития. Сейчас важно продолжить эту работу»
.

От редакции: Ольга, даже не вздумай забывать родной ННГУ им. Н.И. Лобачевского!
Хотя, и Глеб Сергеевич не даст забыть - планов на юбилейный Год науки и технологий в Нижнем Новгороде очень много.

https://news.1rj.ru/str/laboratoria2030/173