Валерий Фальков:
В первую очередь, хочу сказать по вопросам координации и внедрения разработок.
В госпрограмме Научно-технологического развития консолидированы затраты на фундаментальные исследования. Прикладные исследования проанализированы аналитически, они проводятся 53-мя ГРБС.
Предлагается и уже реализуется комплекс работ по повышению эффективности механизма координации разработок, финансируемых из госбюджета.
Также предлагается перейти к работам в сфере исследований и разработок в соответствии с уровнем готовых технологий.
С учетом постоянного сжатия инновационного цикла предлагаем обеспечить распределение расходов на фундаментальные исследования с учетом результативности и исследователя, и коллектива.
Мы создаем 7 площадок – научно-образовательных карбоновых полигонов. Будут расположены на базе ведущих научных и образовательных организаций. Необходимо сразу втянуть в эту работу студентов.
В первую очередь, хочу сказать по вопросам координации и внедрения разработок.
В госпрограмме Научно-технологического развития консолидированы затраты на фундаментальные исследования. Прикладные исследования проанализированы аналитически, они проводятся 53-мя ГРБС.
Предлагается и уже реализуется комплекс работ по повышению эффективности механизма координации разработок, финансируемых из госбюджета.
Также предлагается перейти к работам в сфере исследований и разработок в соответствии с уровнем готовых технологий.
С учетом постоянного сжатия инновационного цикла предлагаем обеспечить распределение расходов на фундаментальные исследования с учетом результативности и исследователя, и коллектива.
Мы создаем 7 площадок – научно-образовательных карбоновых полигонов. Будут расположены на базе ведущих научных и образовательных организаций. Необходимо сразу втянуть в эту работу студентов.
Молодой ученый из Новосибирска Анастасия Проскурина (лауреат премии президента) в открытую говорит о низких зарплатах, о незначительных надбавках, о бюрократии в получении грантов, о практике перевода сотрудников на доли ставок для выполнения «майских указов».
Также Анастасия высказалась в защиту РФФИ, который может быть слит с РНФ.
Третий вопрос – о внедрении разработок в практику. «Пока что это совсем не работает никак. Мы не знаем, куда податься. Где искать, где реализовывать, чтобы наши разработки дошли до людей? Я услышала про быструю поставку реактивов – но пока это нововведение не дошло до Сибири.
Также Анастасия высказалась в защиту РФФИ, который может быть слит с РНФ.
Третий вопрос – о внедрении разработок в практику. «Пока что это совсем не работает никак. Мы не знаем, куда податься. Где искать, где реализовывать, чтобы наши разработки дошли до людей? Я услышала про быструю поставку реактивов – но пока это нововведение не дошло до Сибири.
Антон Силуанов: По Новосибирской области у нас данные, что ученые обеспечены заработной платой на уровне 200% по региону. Было сказано про работу на полставки – тогда и оплата распределяется. По субъектам фонд сформирован, вопрос в дележке фонда заработной платы внутри.
Анастасия Проскурина: Мы все работаем на полную ставку, но нам предлагают перейти на полставки, чтобы достичь показателей. Мы не пошли на эти уловки и подтасовку данных. Это было указание откуда-то из СО РАН [Сибирского отделения РАН].
Владимир Путин: Андрей Александрович, средний уровень заработной платы какой?
Андрей Травников: 39 тысяч.
Владимир Путин: У нее должно быть почти 80 тысяч. Где деньги-то? Антон Германович, где деньги Зин?
Антон Силуанов: У нас информация даже 210 процентов.
Владимир Путин: Ну вот же она сидит в телевизере. У нее 25 тысяч, а должно быть 78. Так где они? Давайте вы вместе с Фальковым займитесь этим делом.
Если вас, Анастасия Сергеевна, за этот наш диалог будут ущемлять – сразу позвоните в Администрацию Президента, я поговорю с вами по телефону.
Анастасия Проскурина: Мы все работаем на полную ставку, но нам предлагают перейти на полставки, чтобы достичь показателей. Мы не пошли на эти уловки и подтасовку данных. Это было указание откуда-то из СО РАН [Сибирского отделения РАН].
Владимир Путин: Андрей Александрович, средний уровень заработной платы какой?
Андрей Травников: 39 тысяч.
Владимир Путин: У нее должно быть почти 80 тысяч. Где деньги-то? Антон Германович, где деньги Зин?
Антон Силуанов: У нас информация даже 210 процентов.
Владимир Путин: Ну вот же она сидит в телевизере. У нее 25 тысяч, а должно быть 78. Так где они? Давайте вы вместе с Фальковым займитесь этим делом.
Если вас, Анастасия Сергеевна, за этот наш диалог будут ущемлять – сразу позвоните в Администрацию Президента, я поговорю с вами по телефону.
Владимир Литвиненко (ректор Горного университета):
Нужно четкое определение, кто заказчик и кто получатель результатов. [Если есть Министерство науки и высшего образования,] все что, например, касается фундаментальных исследований – должно проходить через министерство.
Я рад, что вы как президент уделяете большое внимание привлечению именно крупного капитала.
Нужно четкое определение, кто заказчик и кто получатель результатов. [Если есть Министерство науки и высшего образования,] все что, например, касается фундаментальных исследований – должно проходить через министерство.
Я рад, что вы как президент уделяете большое внимание привлечению именно крупного капитала.
Владимир Литвиненко открыто ставит вопрос о недостаточной квалификации управленческих кадров, которые занимаются вопросами Арктики и Антарктики.
Иван Оселедец (Сколтех) дает советы новосибирским молодым ученым, говорит о том, что нужно поставить цели и какое-то время не трогать.
Владимир Путин отмечает, что и деньги выделялись очень хорошие.
[Конечно, видна явная оторванность Сколтеха от реальности – прим. НОП].
Владимир Путин отмечает, что и деньги выделялись очень хорошие.
[Конечно, видна явная оторванность Сколтеха от реальности – прим. НОП].
Дмитрий Медведев:
Нам надо подняться над ведомственной разобщенностью.
У нас на ближайшие три года 37 программ и 53 главных распорядителя бюджетных средств. При этом из 1,6 трлн руб. – на долю Минобрнауки приходится только 666 млрд руб.
Ведомственная принадлежность мешает достижению результата. Перераспределение возможностей по управлению развитием было бы правильным.
Большинство программ и ГРБС должны быть выведены на более высокий уровень принятия решений – мне представляется правильным. Правительственная комиссия – тоже возможный вариант.
Нам надо подняться над ведомственной разобщенностью.
У нас на ближайшие три года 37 программ и 53 главных распорядителя бюджетных средств. При этом из 1,6 трлн руб. – на долю Минобрнауки приходится только 666 млрд руб.
Ведомственная принадлежность мешает достижению результата. Перераспределение возможностей по управлению развитием было бы правильным.
Большинство программ и ГРБС должны быть выведены на более высокий уровень принятия решений – мне представляется правильным. Правительственная комиссия – тоже возможный вариант.
Владимир Путин:
Именно от уровня научного и технологического развития зависит конкурентоспособность национальной экономики и отечественных компаний, напрямую с этим связано благополучие людей и безопасность. Конкуренция за знания растет. Кто вырвется вперед – тот будет определять дальнейшее развитие человечество. Потому научный, технологический суверенитет – вопрос настоящего и будущего России. У нас есть все, чтобы быть в числе лидеров в науке. Потенциал нужно наращивать.
Разобщенность, слабые коммуникации между министерствами и ведомствами, научными центрами [приводят к истощению этого потенциала]. Отсюда дублирование, распыление финансовых ресурсов. Чтобы двигаться в будущее, надо оставить межведомственные дрязги в прошлом. Нужно двигаться консолидированным фронтом.
Обозначу конкретные решения:
Прошу коллег из Администрации вместе с Правительством подготовить указ, направленный на изменение механизмов управления государственной научно-технической политикой. Изменить состав и механизм формирования Совета по науке и образованию – включить членов правительства и совета безопасности.
Также считаю создать комиссию по научно-технологическому развитию при Правительстве. Туда должны войти персонально ответственные представители ведомств на уровне не ниже замминистра, а также представители Совбеза.
Прошу Правительство подготовить и принять новую Программу научно-технологического развития. На деле необходимо обеспечить общее планирование и реализацию НИОКРов, проведение экспертизы. Предусмотреть участие частных компаний.
Именно от уровня научного и технологического развития зависит конкурентоспособность национальной экономики и отечественных компаний, напрямую с этим связано благополучие людей и безопасность. Конкуренция за знания растет. Кто вырвется вперед – тот будет определять дальнейшее развитие человечество. Потому научный, технологический суверенитет – вопрос настоящего и будущего России. У нас есть все, чтобы быть в числе лидеров в науке. Потенциал нужно наращивать.
Разобщенность, слабые коммуникации между министерствами и ведомствами, научными центрами [приводят к истощению этого потенциала]. Отсюда дублирование, распыление финансовых ресурсов. Чтобы двигаться в будущее, надо оставить межведомственные дрязги в прошлом. Нужно двигаться консолидированным фронтом.
Обозначу конкретные решения:
Прошу коллег из Администрации вместе с Правительством подготовить указ, направленный на изменение механизмов управления государственной научно-технической политикой. Изменить состав и механизм формирования Совета по науке и образованию – включить членов правительства и совета безопасности.
Также считаю создать комиссию по научно-технологическому развитию при Правительстве. Туда должны войти персонально ответственные представители ведомств на уровне не ниже замминистра, а также представители Совбеза.
Прошу Правительство подготовить и принять новую Программу научно-технологического развития. На деле необходимо обеспечить общее планирование и реализацию НИОКРов, проведение экспертизы. Предусмотреть участие частных компаний.
Forwarded from ВЯЧЕСЛАВ НИКОНОВ
Уважаемые друзья! Дорогие коллеги!
От имени Комитета Государственной Думы по образованию и науке и от себя лично сердечно поздравляю всех ученых с Днем российской науки!
Наша наука – это явление мировой цивилизации. Планета во многом обязана российской науке. Трудно назвать область современных знаний, в которой Россия не выступала бы первопроходцем – химия, радио, телевидение, космос, ядерная энергетика, лазерные технологии, гуманитарные знания. Мы вправе гордиться выдающимися учеными и научными школами, определившими магистральные направления научно-технического развития.
Наших ученых всегда отличало глубокое понимание своей миссии, самоотверженность, любовь к Отечеству. Эти традиции несет и нынешнее поколение людей науки.
Современная российская наука стоит на плачах гигантов, имеет солидные заделы фундаментальных знаний, накопленных поколениями исследователей. И нет ничего удивительного в том, что именно наши ученые первыми предложили самую эффективную вакцину от коронавируса. Сегодня мы обращаем к ним слова искренней признательности за их поистине доблестный труд, который сохранит жизнь и здоровье миллионам людей.
Уровень развития фундаментальной и прикладной науки - ключевой фактор социально-экономического развития страны, обеспечения ее конкурентоспособности и безопасности, повышения уровня жизни.
Сегодня, когда объем накапливаемой человечеством информации каждый год удваивается, научные прорывы, наращивание интеллектуального потенциала, быстрота освоения и внедрения в жизнь новых знаний - в числе важнейших государственных приоритетов. И закономерно, что 2021 год объявлен Президентом России Годом науки и технологий.
Предстоит поднять престиж науки и труда ученых, привлечь молодые таланты, добиться достойного финансирования научно-образовательной сферы, создать инновационную инфраструктуру исследований, механизмы воплощения в жизнь достижений наших ученых.
Уверен, Год науки позволит нарастить ее потенциал, расширить горизонты познания.
Желаю вам, дорогие друзья, крепкого здоровья, творческого настроения, новых открытий и свершений!
От имени Комитета Государственной Думы по образованию и науке и от себя лично сердечно поздравляю всех ученых с Днем российской науки!
Наша наука – это явление мировой цивилизации. Планета во многом обязана российской науке. Трудно назвать область современных знаний, в которой Россия не выступала бы первопроходцем – химия, радио, телевидение, космос, ядерная энергетика, лазерные технологии, гуманитарные знания. Мы вправе гордиться выдающимися учеными и научными школами, определившими магистральные направления научно-технического развития.
Наших ученых всегда отличало глубокое понимание своей миссии, самоотверженность, любовь к Отечеству. Эти традиции несет и нынешнее поколение людей науки.
Современная российская наука стоит на плачах гигантов, имеет солидные заделы фундаментальных знаний, накопленных поколениями исследователей. И нет ничего удивительного в том, что именно наши ученые первыми предложили самую эффективную вакцину от коронавируса. Сегодня мы обращаем к ним слова искренней признательности за их поистине доблестный труд, который сохранит жизнь и здоровье миллионам людей.
Уровень развития фундаментальной и прикладной науки - ключевой фактор социально-экономического развития страны, обеспечения ее конкурентоспособности и безопасности, повышения уровня жизни.
Сегодня, когда объем накапливаемой человечеством информации каждый год удваивается, научные прорывы, наращивание интеллектуального потенциала, быстрота освоения и внедрения в жизнь новых знаний - в числе важнейших государственных приоритетов. И закономерно, что 2021 год объявлен Президентом России Годом науки и технологий.
Предстоит поднять престиж науки и труда ученых, привлечь молодые таланты, добиться достойного финансирования научно-образовательной сферы, создать инновационную инфраструктуру исследований, механизмы воплощения в жизнь достижений наших ученых.
Уверен, Год науки позволит нарастить ее потенциал, расширить горизонты познания.
Желаю вам, дорогие друзья, крепкого здоровья, творческого настроения, новых открытий и свершений!
Forwarded from Минобрнауки России
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Поздравление Министра науки и высшего образования Российской Федерации Валерия Фалькова с Днем российской науки.
#ДеньНауки #МинобрнаукиРоссии #МинистрФальков
#ДеньНауки #МинобрнаукиРоссии #МинистрФальков
Прямо сейчас в прямом эфире на России-24 министр науки и высшего образования Валерий Фальков
Научно-политическая революция: структура и стратегия
Сегодня в рамках заседания Совета при Президенте РФ по науке и образованию состоялся старт нового этапа развития научной политики государства.
Стратегия
Первые выступления членов Совета четко обрисовали все черты новой научно-технологической политики. Она предусматривает системную перезагрузку по ключевым направлениям: финансы, безальтернативный переход к модели «квалифицированного заказчика» (с включением в нее частного бизнеса), единая сквозная система координации, администрирования, оценки, контроля и прогнозирования научно-технологического развития.
Безопасность
Наука и технологии окончательно закреплены как ключевые элементы безопасности, независимости и суверенитета России. Здесь явно победила позиция Михаила Ковальчука, части консервативного и силового блоков.
Интеграция
Ведомственная разобщенность, сложность коммуникации между различными министерствами и различными организациями – несколько раз были озвучены, в том числе, президентом, как ключевое препятствие для научно-технологического развития.
Задача – создание единой экосистемы исследований, НИОКР, технологического предпринимательства и высокотехнологичного бизнеса.
Полный цикл
Акцент будет делаться именно на проектах и программах полного инновационного цикла – за образец взяты комплексные (в том числе – федеральные) научно-технические программы и составляющие их проекты.
Система управления
Новая структура администрирования науки будет выглядеть следующим образом: обновленный Совет по науке и образованию как высший и эпизодически собирающийся коллегиальный орган под управлением президента.
На уровне кабинета министров: Правительстванная комиссия по научно-технологическому развитию под председательством премьер-министра. По сути, это реинкарнация Госкомитета по науки и технологиям (ГКНТ). Комиссия будет обладать надведомственными полномочиями, выступать главным координатором и администратором исследований и разработок в стране.
Взаимодействие всех участников научно-образовательной и научно-технологической политики приобретает новое системное измерение – это выдвигает повышенные требования к управленческим командам по взаимодействию в многостороннем формате.
Стенограмма заседания: http://kremlin.ru/events/president/news/64977
Сегодня в рамках заседания Совета при Президенте РФ по науке и образованию состоялся старт нового этапа развития научной политики государства.
Стратегия
Первые выступления членов Совета четко обрисовали все черты новой научно-технологической политики. Она предусматривает системную перезагрузку по ключевым направлениям: финансы, безальтернативный переход к модели «квалифицированного заказчика» (с включением в нее частного бизнеса), единая сквозная система координации, администрирования, оценки, контроля и прогнозирования научно-технологического развития.
Безопасность
Наука и технологии окончательно закреплены как ключевые элементы безопасности, независимости и суверенитета России. Здесь явно победила позиция Михаила Ковальчука, части консервативного и силового блоков.
Интеграция
Ведомственная разобщенность, сложность коммуникации между различными министерствами и различными организациями – несколько раз были озвучены, в том числе, президентом, как ключевое препятствие для научно-технологического развития.
Задача – создание единой экосистемы исследований, НИОКР, технологического предпринимательства и высокотехнологичного бизнеса.
Полный цикл
Акцент будет делаться именно на проектах и программах полного инновационного цикла – за образец взяты комплексные (в том числе – федеральные) научно-технические программы и составляющие их проекты.
Система управления
Новая структура администрирования науки будет выглядеть следующим образом: обновленный Совет по науке и образованию как высший и эпизодически собирающийся коллегиальный орган под управлением президента.
На уровне кабинета министров: Правительстванная комиссия по научно-технологическому развитию под председательством премьер-министра. По сути, это реинкарнация Госкомитета по науки и технологиям (ГКНТ). Комиссия будет обладать надведомственными полномочиями, выступать главным координатором и администратором исследований и разработок в стране.
Взаимодействие всех участников научно-образовательной и научно-технологической политики приобретает новое системное измерение – это выдвигает повышенные требования к управленческим командам по взаимодействию в многостороннем формате.
Стенограмма заседания: http://kremlin.ru/events/president/news/64977
Президент России
Заседание Совета по науке и образованию
В День российской науки под председательством Владимира Путина в режиме видеоконференции состоялось заседание Совета по науке и образованию.
Научно-политическая революция: элитные игры
По итогам заседания Совета при Президенте РФ по науке и образованию однозначную поддержку получил «Атом» - Курчатовский институт и Росатом, то есть Михаил Ковальчук и Сергей Кириенко. Михаил Ковальчук в очередной раз играл ключевую партию (по программе меганауки), хотя это не нравится многим акторам нашей сферы.
Подтверждены высокие позиции Андрея Фурсенко – именно Александр Хлунов (гендиректор Российского научного фонда – детища Андрея Фурсенко) озвучивал важные финансовые проблемы. Напомним, что именно на базе РНФ формируется единый научный фонд страны через присоединение Российского фонда фундаментальных исследований. Кроме того, запущена ФНТП по экологическому развитию Российской Федерации и климатических изменений, которую Андрей Фурсенко анонсировал еще на «Валдае».
Между ним и Михаилом Ковальчуком успешно состоялось разделение зон влияния, причем к выгоде и удовольствию обоих сторон. «Старая гвардия» научной политики все так же на коне.
Традиционно сильно прозвучала Елена Шмелева – «Сириус» окончательно закреплен в качестве идеальной модели развития науки и образования. Добавим к этому и создание федеральной территории.
Дмитрий Медведев (ныне – заместитель председателя Совбеза) возвращается в активную научную политику. Причем он весьма мудро и дальновидно начал действовать на уровне методики и методологии.
Для Российской академии наук и ее президента Александра Сергеева (который тоже вышел на системный уровень игры) открывается новое окно вызовов-возможностей. Реализована давняя идея академического сообщества о «новом ГКНТ». С другой стороны, у РАН появится новый партнер, с которым необходимо выстраивать взаимодействие. Впрочем, создание правительственной комиссии, по сути своей, находится в той же логике, что и возможное придание Академии особого статуса.
Выступление Анастасии Проскуриной всерьез подорвало позиции Андрея Травникова как губернатора Новосибирской области, а он сам в качестве председателя комиссии Госсовета по науке смог только солидаризироваться с предыдущими выступавшими по вопросам новой научно-политической системы.
Для Минобрнауки наступают сложные времена – ведомство находится в центре всех заявленных системных и структурных преобразований научной политики. Министерство получает над собой еще одно звено координации – правительственную комиссию с широкими полномочиями. Впрочем, сложнее - и интереснее.
Зато Антон Силуанов продемонстрировал свои тефлоновые качества – он быстро перевел стрелки на распределение финансов на уровне регионов. В итоге, правда, президент поручил ему и Валерию Фалькову разобраться с проблемой зарплаты молодой лауреатки премии президента для молодых ученых. Впрочем, не меньшие претензии обозначены и в адрес Андрея Травникова.
Один из главных победителей по итогам сегодняшнего Совета по науке и образованию остался в тени – это вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Именно он курирует и науку, и инновации. А также возглавляет рабочую группу «Национальная инновационная система» в рамках формирования новой Стратегии социально-экономического развития.
Как мы не раз отмечали, случайных выступлений на Совете по науке и образованию не бывает. Практически не бывает – и яркий кейс Анастасии Проскуриной лишь подтверждает общую динамику. На заседаниях традиционно озвучиваются уже подготовленные и проработанные предложения, которые затем оперативно реализуются после утверждения президентом поручений.
И очевидно, что новая система научной политики, которую озвучили первые выступавшие (каждый по своему направлению) тесно связана с теми идеями, что уже сформулированы в рамках работы «группы Чернышенко». Напомним, что уже 11 февраля она должна сделать свой первый доклад премьер-министру Михаилу Мишустину (выступив пионером среди всех пяти групп по подготовке Стратегии социально-экономического развития).
По итогам заседания Совета при Президенте РФ по науке и образованию однозначную поддержку получил «Атом» - Курчатовский институт и Росатом, то есть Михаил Ковальчук и Сергей Кириенко. Михаил Ковальчук в очередной раз играл ключевую партию (по программе меганауки), хотя это не нравится многим акторам нашей сферы.
Подтверждены высокие позиции Андрея Фурсенко – именно Александр Хлунов (гендиректор Российского научного фонда – детища Андрея Фурсенко) озвучивал важные финансовые проблемы. Напомним, что именно на базе РНФ формируется единый научный фонд страны через присоединение Российского фонда фундаментальных исследований. Кроме того, запущена ФНТП по экологическому развитию Российской Федерации и климатических изменений, которую Андрей Фурсенко анонсировал еще на «Валдае».
Между ним и Михаилом Ковальчуком успешно состоялось разделение зон влияния, причем к выгоде и удовольствию обоих сторон. «Старая гвардия» научной политики все так же на коне.
Традиционно сильно прозвучала Елена Шмелева – «Сириус» окончательно закреплен в качестве идеальной модели развития науки и образования. Добавим к этому и создание федеральной территории.
Дмитрий Медведев (ныне – заместитель председателя Совбеза) возвращается в активную научную политику. Причем он весьма мудро и дальновидно начал действовать на уровне методики и методологии.
Для Российской академии наук и ее президента Александра Сергеева (который тоже вышел на системный уровень игры) открывается новое окно вызовов-возможностей. Реализована давняя идея академического сообщества о «новом ГКНТ». С другой стороны, у РАН появится новый партнер, с которым необходимо выстраивать взаимодействие. Впрочем, создание правительственной комиссии, по сути своей, находится в той же логике, что и возможное придание Академии особого статуса.
Выступление Анастасии Проскуриной всерьез подорвало позиции Андрея Травникова как губернатора Новосибирской области, а он сам в качестве председателя комиссии Госсовета по науке смог только солидаризироваться с предыдущими выступавшими по вопросам новой научно-политической системы.
Для Минобрнауки наступают сложные времена – ведомство находится в центре всех заявленных системных и структурных преобразований научной политики. Министерство получает над собой еще одно звено координации – правительственную комиссию с широкими полномочиями. Впрочем, сложнее - и интереснее.
Зато Антон Силуанов продемонстрировал свои тефлоновые качества – он быстро перевел стрелки на распределение финансов на уровне регионов. В итоге, правда, президент поручил ему и Валерию Фалькову разобраться с проблемой зарплаты молодой лауреатки премии президента для молодых ученых. Впрочем, не меньшие претензии обозначены и в адрес Андрея Травникова.
Один из главных победителей по итогам сегодняшнего Совета по науке и образованию остался в тени – это вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Именно он курирует и науку, и инновации. А также возглавляет рабочую группу «Национальная инновационная система» в рамках формирования новой Стратегии социально-экономического развития.
Как мы не раз отмечали, случайных выступлений на Совете по науке и образованию не бывает. Практически не бывает – и яркий кейс Анастасии Проскуриной лишь подтверждает общую динамику. На заседаниях традиционно озвучиваются уже подготовленные и проработанные предложения, которые затем оперативно реализуются после утверждения президентом поручений.
И очевидно, что новая система научной политики, которую озвучили первые выступавшие (каждый по своему направлению) тесно связана с теми идеями, что уже сформулированы в рамках работы «группы Чернышенко». Напомним, что уже 11 февраля она должна сделать свой первый доклад премьер-министру Михаилу Мишустину (выступив пионером среди всех пяти групп по подготовке Стратегии социально-экономического развития).
Научные «Лидеры России»
Наука очень требовательна к качеству кадров. Чтобы совершать научные открытия и технологические прорывы, нужно готовить исследователей – причем делать это массовым и качественным образом. При этом усиливать возможности для выстраивания индивидуальных карьерных траекторий. В разговорах о студентах и аспирантах, создании новых лабораторий и вручения грантов нельзя упускать из виду качество управленческих кадров.
Как наука должна стать основой форсированного развития, так и кадровая политика в секторе исследований и разработок находится в фокусе внимания всех органов и ветвей власти. Управленческие конкурсы и социальные лифты действуют в науке и высшем образовании – уже дают результат.
Стоит особо подчеркнуть запуск трека «Наука» в рамках конкурса «Лидеры России» президентской платформы «Россия – страна возможностей».
«В нашей стране 2021 год объявлен Президентом России годом Науки и технологий. Россия обладает мощнейшим интеллектуальным потенциалом, и главная задача – предоставить новые возможности для талантливой молодежи, направить их усилия на научно-технологическое развитие страны. В третьем сезоне конкурса «Лидеры России» была запущена специализация «Наука», призванная отобрать управленцев в этой сфере – ключевых исследователей, ученных, популяризаторов науки, профессиональных лидеров-администраторов, готовых добиваться результата, совершать научные прорывы, развивать научные центры и образовательные учреждения, и, конечно, повышать престиж страны на международной арене. И я рад, что этот эксперимент удался. Восемь Лидеров от специализации «Наука» после конкурса получили высокие назначения, кто-то – гранты, а кто-то совершил удивительные открытия», – рассказал генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров.
После завершения конкурса «Лидеры России 2020» по специализации «Наука» новые назначение на сегодняшний день получили 8 участников:
• 20 мая 2020 года победитель специализации «Наука» конкурса «Лидеры России 2020» Екатерина Митягина назначена на должность проректора по развитию на основе анализа данных Вятского государственного университета.
• 19 июня 2020 года финалист специализации «Наука» конкурса «Лидеры России 2020» Андрей Келлер назначен временно исполняющим обязанности ректора Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).
• 30 июня 2020 года победитель конкурса «Лидеры России 2020» и победитель специализации «Наука» конкурса «Лидеры России 2020» Иван Ефремов назначен заместителем директора Департамента проектной деятельности Минобрнауки России.
• 8 июля 2020 года финалист специализации «Наука» конкурса «Лидеры России 2020» Михаил Кузьмин назначен проректором по международной деятельности Байкальского государственного университета.
• 26 июля 2020 года победитель основного конкурса и победитель специализации «Наука» конкурса «Лидеры России 2020» Александр Самардак назначен проректором по научной работе Дальневосточного федерального университета.
• 29 июля 2020 года финалист специализации «Наука» конкурса «Лидеры России 2020» Антон Шашкин назначен начальником отдела сопровождения проектов Фонда содействия инновациям.
• 31 июля 2020 года финалист специализации «Наука» конкурса «Лидеры России 2020» Сергей Шершень назначен на должность начальника отдела внедрения инновационных технологий и бюджетирования АО «Федеральная пассажирская компания».
• 25 января 2021 года победитель специализации «Наука» конкурса «Лидеры России 2020» Александр Некрасов назначен заместителем директора департамента – начальником управления стратегического планирования департамента экономики ЯНАО.
Среди участников и победителей прошлых «сезонов» «Лидеров России» также немало тех, кто занял (а частично – все еще занимает) высокие управленческие позиции.
Качество управления – важный компонент успешности всей сферы исследований и разработок. Пристальное внимание внутриполитического блока Кремля к кадровой политики в этой области лишь подчеркивает ее значимость.
Наука очень требовательна к качеству кадров. Чтобы совершать научные открытия и технологические прорывы, нужно готовить исследователей – причем делать это массовым и качественным образом. При этом усиливать возможности для выстраивания индивидуальных карьерных траекторий. В разговорах о студентах и аспирантах, создании новых лабораторий и вручения грантов нельзя упускать из виду качество управленческих кадров.
Как наука должна стать основой форсированного развития, так и кадровая политика в секторе исследований и разработок находится в фокусе внимания всех органов и ветвей власти. Управленческие конкурсы и социальные лифты действуют в науке и высшем образовании – уже дают результат.
Стоит особо подчеркнуть запуск трека «Наука» в рамках конкурса «Лидеры России» президентской платформы «Россия – страна возможностей».
«В нашей стране 2021 год объявлен Президентом России годом Науки и технологий. Россия обладает мощнейшим интеллектуальным потенциалом, и главная задача – предоставить новые возможности для талантливой молодежи, направить их усилия на научно-технологическое развитие страны. В третьем сезоне конкурса «Лидеры России» была запущена специализация «Наука», призванная отобрать управленцев в этой сфере – ключевых исследователей, ученных, популяризаторов науки, профессиональных лидеров-администраторов, готовых добиваться результата, совершать научные прорывы, развивать научные центры и образовательные учреждения, и, конечно, повышать престиж страны на международной арене. И я рад, что этот эксперимент удался. Восемь Лидеров от специализации «Наука» после конкурса получили высокие назначения, кто-то – гранты, а кто-то совершил удивительные открытия», – рассказал генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров.
После завершения конкурса «Лидеры России 2020» по специализации «Наука» новые назначение на сегодняшний день получили 8 участников:
• 20 мая 2020 года победитель специализации «Наука» конкурса «Лидеры России 2020» Екатерина Митягина назначена на должность проректора по развитию на основе анализа данных Вятского государственного университета.
• 19 июня 2020 года финалист специализации «Наука» конкурса «Лидеры России 2020» Андрей Келлер назначен временно исполняющим обязанности ректора Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).
• 30 июня 2020 года победитель конкурса «Лидеры России 2020» и победитель специализации «Наука» конкурса «Лидеры России 2020» Иван Ефремов назначен заместителем директора Департамента проектной деятельности Минобрнауки России.
• 8 июля 2020 года финалист специализации «Наука» конкурса «Лидеры России 2020» Михаил Кузьмин назначен проректором по международной деятельности Байкальского государственного университета.
• 26 июля 2020 года победитель основного конкурса и победитель специализации «Наука» конкурса «Лидеры России 2020» Александр Самардак назначен проректором по научной работе Дальневосточного федерального университета.
• 29 июля 2020 года финалист специализации «Наука» конкурса «Лидеры России 2020» Антон Шашкин назначен начальником отдела сопровождения проектов Фонда содействия инновациям.
• 31 июля 2020 года финалист специализации «Наука» конкурса «Лидеры России 2020» Сергей Шершень назначен на должность начальника отдела внедрения инновационных технологий и бюджетирования АО «Федеральная пассажирская компания».
• 25 января 2021 года победитель специализации «Наука» конкурса «Лидеры России 2020» Александр Некрасов назначен заместителем директора департамента – начальником управления стратегического планирования департамента экономики ЯНАО.
Среди участников и победителей прошлых «сезонов» «Лидеров России» также немало тех, кто занял (а частично – все еще занимает) высокие управленческие позиции.
Качество управления – важный компонент успешности всей сферы исследований и разработок. Пристальное внимание внутриполитического блока Кремля к кадровой политики в этой области лишь подчеркивает ее значимость.
Первый день после дистанта
С сегодняшнего дня – 8 февраля – университеты страны начали постепенно выходить из дистанта. Происходит это в зависимости от эпидемиологической обстановки в регионе по решению руководства вузов.
Основная модель – переход из чисто дистанционного формата в смешанный. Приоритет очного обучения, как правило, дается семинарам, практическим и лабораторным работам. Лекции по возможности сохраняются в дистанте. Там, где позволяют условия, университеты полностью возобновляют оффлайн. Как правило, иногородним студентам, иностранцам и лицам из групп риска предоставляется выбор – продолжать учиться онлайн или вернуться в стены университета.Преподавателям серебряного возраста рекомендовано продолжить работу удаленно.
Особое внимание к медицинским вузам – возобновление очного обучения не должно оголить больницы, в которых работают студенты старших курсов. Руководство таких вузов принимает более гибкие решения.
Все университеты обязуются сохранять строгие меры по предотвращению распространения COVID.
По первым дням трансфера в смешанный формат можно будет делать выводы, насколько успешно управленческие команды университетов смогли обеспечить качество образовательного процесса в период дистанта, а также сформировать бесшовные модели между очным и онлайн форматом.
Опыт перехода вузов в удаленный формат и возврат из него будет изучаться и осмысливаться. Руководству университетов предстоит уже второй раз доказать свою состоятельность в работе в условиях неопределенности и системных вызовов.
Важно подчеркнуть – речь не идет о полном «откате» к доковидным практикам. Университеты должны на качественно ином уровне осмыслить возможности и ограничения дистанционных технологий, сформировать новое качество образовательной среды.
Как и «эвакуация в дистант», выход из него – это новый опыт и для университетов, и для администраторов научно-образовательной политики. Будут происходить обсуждения принимаемых мер, изучение и тиражирование лучших практик. Минобрнауки окажет университетам всю необходимую поддержку – в первую очередь, методическую.
С сегодняшнего дня – 8 февраля – университеты страны начали постепенно выходить из дистанта. Происходит это в зависимости от эпидемиологической обстановки в регионе по решению руководства вузов.
Основная модель – переход из чисто дистанционного формата в смешанный. Приоритет очного обучения, как правило, дается семинарам, практическим и лабораторным работам. Лекции по возможности сохраняются в дистанте. Там, где позволяют условия, университеты полностью возобновляют оффлайн. Как правило, иногородним студентам, иностранцам и лицам из групп риска предоставляется выбор – продолжать учиться онлайн или вернуться в стены университета.Преподавателям серебряного возраста рекомендовано продолжить работу удаленно.
Особое внимание к медицинским вузам – возобновление очного обучения не должно оголить больницы, в которых работают студенты старших курсов. Руководство таких вузов принимает более гибкие решения.
Все университеты обязуются сохранять строгие меры по предотвращению распространения COVID.
По первым дням трансфера в смешанный формат можно будет делать выводы, насколько успешно управленческие команды университетов смогли обеспечить качество образовательного процесса в период дистанта, а также сформировать бесшовные модели между очным и онлайн форматом.
Опыт перехода вузов в удаленный формат и возврат из него будет изучаться и осмысливаться. Руководству университетов предстоит уже второй раз доказать свою состоятельность в работе в условиях неопределенности и системных вызовов.
Важно подчеркнуть – речь не идет о полном «откате» к доковидным практикам. Университеты должны на качественно ином уровне осмыслить возможности и ограничения дистанционных технологий, сформировать новое качество образовательной среды.
Как и «эвакуация в дистант», выход из него – это новый опыт и для университетов, и для администраторов научно-образовательной политики. Будут происходить обсуждения принимаемых мер, изучение и тиражирование лучших практик. Минобрнауки окажет университетам всю необходимую поддержку – в первую очередь, методическую.
МИФИ после дистанта: что вынес для себя университет из этого периода, и каким будет 2021-й для учебного процесса?
Для чего МИФИ пойдёт в ПСАЛ и как сохранить высокие показатели в международных рейтингах после завершения программы "5-100"?
Как мировой тренд цифровизации образования отразится на миссии университета и на самой философии МИФИ?
РОСАТОМом ли единым?
Какие партнерства, какая наука и какие технологии определят вектор университета в Год науки и технологий?
Прямой эфир завтра в 19:00 (Мск):
https://vk.com/videos-89014401?z=video-89014401_456239307%2Fclub89014401%2Fpl_-89014401_-2
Для чего МИФИ пойдёт в ПСАЛ и как сохранить высокие показатели в международных рейтингах после завершения программы "5-100"?
Как мировой тренд цифровизации образования отразится на миссии университета и на самой философии МИФИ?
РОСАТОМом ли единым?
Какие партнерства, какая наука и какие технологии определят вектор университета в Год науки и технологий?
Прямой эфир завтра в 19:00 (Мск):
https://vk.com/videos-89014401?z=video-89014401_456239307%2Fclub89014401%2Fpl_-89014401_-2
Владимир Путин: У одного из наших коллег сегодня двойной праздник. У него еще День рождения. Поэтому давайте поздравим ректора Петербургского государственного университета Николая Михайловича Кропачева с Днём рождения. Всего самого доброго. Поздравляем Вас.
Николай Кропачев: Владимир Владимирович, у нас всех сегодня праздник – день рождения нашего университета.
Владимир Путин: Замечательно. Значит, и у меня тоже праздник двойной.
Присоединяемся к поздравлениям – Николай Кропачев уже более 12 лет уверенно ведет СПбГУ вперед. Университет без ненужной медийной шумихи и без избыточного внимания к политическим процессам продолжает готовить студентов, заниматься наукой, осуществлять технологический трансфер через широкие связи с бизнесом.
Напомним, что СПбГУ является одним из старейших высших учебных заведений в стране – он основан в 1724 году. Но и сейчас он является одним из самых эффективных драйверов развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Северо-Запада страны, а также всей России. СПбГУ – одна из ключевых колонн всей российской высшей школы, он имеет особый статус вместе с МГУ.
И в наши дни под руководством Николая Кропачева Санкт-Петербургский государственный университет самым активным образом интегрируется во все процессы научно-технологического прорыва.
Желаем Николаю Кропачеву и всему СПбГУ дальнейших научных и образовательных свершений.
Николай Кропачев: Владимир Владимирович, у нас всех сегодня праздник – день рождения нашего университета.
Владимир Путин: Замечательно. Значит, и у меня тоже праздник двойной.
Присоединяемся к поздравлениям – Николай Кропачев уже более 12 лет уверенно ведет СПбГУ вперед. Университет без ненужной медийной шумихи и без избыточного внимания к политическим процессам продолжает готовить студентов, заниматься наукой, осуществлять технологический трансфер через широкие связи с бизнесом.
Напомним, что СПбГУ является одним из старейших высших учебных заведений в стране – он основан в 1724 году. Но и сейчас он является одним из самых эффективных драйверов развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Северо-Запада страны, а также всей России. СПбГУ – одна из ключевых колонн всей российской высшей школы, он имеет особый статус вместе с МГУ.
И в наши дни под руководством Николая Кропачева Санкт-Петербургский государственный университет самым активным образом интегрируется во все процессы научно-технологического прорыва.
Желаем Николаю Кропачеву и всему СПбГУ дальнейших научных и образовательных свершений.
Сегодня также празднует свой день рождения глава Сбера - Герман Греф. В своей работе он уделяет особое внимание научно-образовательным вопросам.
Сбер постепенно становится одним из ключевых игроков в образовательной политики – в том числе, в онлайн-обучении. Также Сбер тесно интегрирован в форсированное развитие цифровых технологий.
Герман Греф последовательно формирует полноценную экосистему для жизни во всех ее проявлениях. Очень важно, что вопросы образования и науки получают в ней достойное место.
Отметим, что за многие образовательные проекты в команде Сбера отвечает Марина Ракова – она вице-президент и руководитель дивизиона «Цифровые платформы образования». Так что отдельно желаем Герману Грефу сохранить важное умение привлекать к работе настоящих профессионалов в своих областях.
Сбер постепенно становится одним из ключевых игроков в образовательной политики – в том числе, в онлайн-обучении. Также Сбер тесно интегрирован в форсированное развитие цифровых технологий.
Герман Греф последовательно формирует полноценную экосистему для жизни во всех ее проявлениях. Очень важно, что вопросы образования и науки получают в ней достойное место.
Отметим, что за многие образовательные проекты в команде Сбера отвечает Марина Ракова – она вице-президент и руководитель дивизиона «Цифровые платформы образования». Так что отдельно желаем Герману Грефу сохранить важное умение привлекать к работе настоящих профессионалов в своих областях.
«Знание» для российской науки
Празднование Дня российской науки сегодня широко отмечалось на различных площадках. НИТУ «МИСиС» отметил День науки большим научно-просветительским мероприятием, собравшим звездный состав ученых и популяризаторов науки. На площадке университета дан старт лекторию общества «Знание», который будет идти на протяжении всего Года науки и технологий на площадке университета. Открыл лекторий Артем Оганов, профессор «Сколтеха» и НИТУ «МИСиС», лекцией «Сверхпроводимость при комнатной температуре: сбывшаяся мечта».
В числе знаменитых гостей на открытии лектория в НИТУ «МИСиС» присутствовала Любовь Духанина, депутат Государственной думы РФ. Своим мнением она поделилась с НОП: «Российское общество «Знание» понимает историческую ценность и стратегическую важность развития науки. Как фундаментальной, так и прикладной. И нам, как организации, созданной по указу Президента, очень важно формировать мотивацию, познавательный интерес у детей к научным исследованиям. Работая со всеми слоями населения, мы формируем большую гражданскую группу поддержки наших ученых».
НИТУ «МИСиС» стал единственной площадкой пятой международной просветительской акции «Открытая лабораторная», где каждый желающий может проверить свою картину мира с точки зрения передовых знаний в области физики, астрономии, биологии, химии и технологий. Благодаря онлайн-формату все желающие смогли увидеть научно-популярное шоу от Алексея Иванченко и послушать лекции астрофизика и член-корреспондента РАН Юрия Ковалева, директора Центра компетенций НТИ «Квантовые коммуникации» НИТУ «МИСиС» Юрия Курочкина.
Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС» специально для НОП:
«Россия во все времена славилась своими научными школами, именами выдающихся ученых и изобретателей, оставивших яркий след в истории мировой научной мысли. Отечественная наука и система высшего образования наращивают научно-технологический потенциал страны, развивая приоритетные направления фундаментальных и прикладных исследований.
Сегодня мы не только отмечаем День российской науки. Мы открываем Год науки и технологий в НИТУ «МИСиС» - Университете науки и технологий, в рамках которого участников ждет множество мероприятий разного масштаба: научных фестивалей, конференций, лекций ведущих ученых России и мира, выставок и пр. Они помогут лучше познакомиться с удивительным миром науки, найти свой путь к вершинам познания».
Празднование Дня российской науки сегодня широко отмечалось на различных площадках. НИТУ «МИСиС» отметил День науки большим научно-просветительским мероприятием, собравшим звездный состав ученых и популяризаторов науки. На площадке университета дан старт лекторию общества «Знание», который будет идти на протяжении всего Года науки и технологий на площадке университета. Открыл лекторий Артем Оганов, профессор «Сколтеха» и НИТУ «МИСиС», лекцией «Сверхпроводимость при комнатной температуре: сбывшаяся мечта».
В числе знаменитых гостей на открытии лектория в НИТУ «МИСиС» присутствовала Любовь Духанина, депутат Государственной думы РФ. Своим мнением она поделилась с НОП: «Российское общество «Знание» понимает историческую ценность и стратегическую важность развития науки. Как фундаментальной, так и прикладной. И нам, как организации, созданной по указу Президента, очень важно формировать мотивацию, познавательный интерес у детей к научным исследованиям. Работая со всеми слоями населения, мы формируем большую гражданскую группу поддержки наших ученых».
НИТУ «МИСиС» стал единственной площадкой пятой международной просветительской акции «Открытая лабораторная», где каждый желающий может проверить свою картину мира с точки зрения передовых знаний в области физики, астрономии, биологии, химии и технологий. Благодаря онлайн-формату все желающие смогли увидеть научно-популярное шоу от Алексея Иванченко и послушать лекции астрофизика и член-корреспондента РАН Юрия Ковалева, директора Центра компетенций НТИ «Квантовые коммуникации» НИТУ «МИСиС» Юрия Курочкина.
Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС» специально для НОП:
«Россия во все времена славилась своими научными школами, именами выдающихся ученых и изобретателей, оставивших яркий след в истории мировой научной мысли. Отечественная наука и система высшего образования наращивают научно-технологический потенциал страны, развивая приоритетные направления фундаментальных и прикладных исследований.
Сегодня мы не только отмечаем День российской науки. Мы открываем Год науки и технологий в НИТУ «МИСиС» - Университете науки и технологий, в рамках которого участников ждет множество мероприятий разного масштаба: научных фестивалей, конференций, лекций ведущих ученых России и мира, выставок и пр. Они помогут лучше познакомиться с удивительным миром науки, найти свой путь к вершинам познания».