НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Сибирь и Татарстан: углеродное сотрудничество

Сокращение «углеродного следа» и использование растительного сырья для производства биоразлагаемой упаковки — таковы новые направления сотрудничества Сибирского отделения РАН и «Татнефти», обсуждавшиеся на недавней встрече глав этих организаций. Сотрудничество в области нефтедобычи, нефтепереработки и нефтехимии уже воплотились в несколько совместных проектов, но стороны пришли к необходимости расширения фронта исследований и разработок.

До того, как глава «Татнефти» Наиль Маганов с коллегами приехал в новосибирский Академгородок, прошло более 20 дистанционных совещаний с руководством и институтами СО РАН в целях актуализации направлений и форматов ранее заключенного соглашения о сотрудничестве. В ходе рабочих встреч на территории Института цитологии и генетики СО РАН и Института катализа им. Г.К. Борескова СО РАН» гостям были представлены результаты исследований по возможным и перспективным направлениям совместной деятельности.

«Сначала в Институте цитологии и генетики наши специалисты продемонстрировали, на какой стадии находятся разработки по возможности промышленного выращивания травянистого растения мискантус и его использования для крупномасштабного производства целлюлозы, — информировал председатель СО РАН академик Валентин Пармон. — Это тема очень актуальна в связи с тем, что нашей стране предстоят строгие ограничения на использование не биоразлагаемых пластиков типа полиэтилена и полипропилена, на западе это уже происходит».

Мискантус может стать хорошей альтернативой для производства биоразлагаемой упаковки. Кроме того, он очень хорошо и в большом количестве поглощает из воздуха СО2. А это также сейчас крайне важно, так как существует высокая вероятность введения огромных налогов для российских производителей на выбросы СО2 («углеродный след») при экспорте продукции за рубеж.

«В Институте катализа мы уже более подробно обсуждали возможные пути использования биомассы мискантуса, — продолжает председатель СО РАН. — Самое важное для нас, Сибирского отделения, заключалось в следующем: компания «Татнефть» достаточно мобильна, открыта к взаимодействию и готова воспринимать совсем новые разработки. Также мы обсудили и другие вопросы сотрудничества, в том числе, по проблеме малотоннажной химии, которая сейчас волнует всех в России».

Во встречах принимали участие руководители и научные сотрудники Института химии и химических технологий КНЦ СО РАН, Новосибирского института органической химии им. Н.Н. Ворожцова СО РАН, Института проблем химико-энергетических технологий СО РАН (г. Бийск).

Со своей стороны гости обозначили стратегические задачи, стоящие перед ПАО «Татнефть» в производственной сфере, рассказали о реализуемых образовательных проектах для молодых специалистов и проектах сохранения окружающей среды. Все это тоже перспективные направления сотрудничества компании с Сибирским отделением.

Напомним, что создание «карбоновых полигонов» является одним из важных направлений как в рамках всего научно-технологического прорыва, так и мероприятий Года науки и технологий. На открытие первого научно-образовательного полигона присутствовал помощник Президента Андрей Фурсенко.

Также стоит подчеркнуть глубокую связь направлений сотрудничества между Сибирским отделением РАН и Татнефтью с готовящейся Федеральной научно-технической программой по экологии и климату.

Стоит обратить внимание еще на один важный компонент – сейчас взята траектория на минимизацию свалок мусора. Биоразлагаемая упаковка является одной из очень перспективных тематик. Вместе с тем, сама по себе мусорная реформа связана со строительством мусоросжигающих комплексов – здесь приоритет интересов у Ростеха и Сергея Чемезова.

Сам по себе Институт цитологии и генетики находится в сфере интересов Михаила Ковальчука (по генетическим траекториям), а Институт катализа является ключевым участником строительства синхротрона СКИФ (программа мегасайенс также координируется Курчатовским институтом). А Университет Иннополис (Татарстан) - один из флагманов цифрового прорыва.
Прорыв в АПК: центры, программы, стратегии

В России в рамках нацпроекта «Наука и университеты» создадут еще 8 селекционно-семеноводческих и селекционно-племенных центров.

Центры будут созданы по семи приоритетным направлениям: птицеводство, мясное и молочное скотоводство, овцеводство и козоводство, лубяные культуры, виноградарство и питомниководство, картофель, кукуруза, пчеловодство. Выбор отраслей определен федеральным проектом «Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям», входящим в состав нацпроекта «Наука и университеты».

Утверждено 8 научно-исследовательских организаций, на базе которых создаются селекционные центры:

1. Федеральный исследовательский центр животноводства, Всероссийский научно-исследовательский институт животноводства имени академика Л.К. Эрнста (мясное и молочное скотоводство, овцеводство и козоводство);
2. Федеральный научный центр «Всероссийский научно-исследовательский и технологический институт птицеводства» РАН (птицеводство);
3. Федеральный научный центр пчеловодства (пчеловодство);
4. Кемеровский научно-исследовательский институт сельского хозяйства, филиал ФГБУН Сибирского федерального научного центра агробиотехнологий РАН (картофель);
5. Федеральный научный центр лубяных культур (лубяные культуры);
6. Всероссийский национальный научно-исследовательский институт виноградарства и виноделия «Магарач» РАН (виноградарство и питомниководство);
7. Всероссийский научно-исследовательский институт кукурузы (кукуруза);
8. Федеральный научный центр агробиотехнологий Дальнего Востока имени А.К. Чайки (картофель).

Ранее в рамках нацпроекта было создано 33 селекционно-семеноводческих центра, на базе которых ведется системная работа по основным сельскохозяйственным культурам, создаются новые сорта и гибриды.

Стоит обратить внимание на то, что данный нацпроектный формат находится в тесной логической связи с реализацией подпрограмм Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства – в их рамках проходит реализация комплексных научно-технических проектов по основным сельхозкультурам и отраслям сельского хозяйства.

Отдельно стоит отметить генетический вектор – это сближает работу центров, а также реализацию КНТП по ФНТП развития сельского хозяйства с другой федеральной научно-технической программой – развития генетических технологий.

Напомним, что в области АПК отсутствует единый нацпроект, однако научно-технологическое развитие отрасли как раз обеспечивается в синергии мероприятия по созданию профильных селекционных центров в рамках нацпроекта «Наука и университеты» (ранее – «Наука»), а также реализации ФНТП – развития сельского хозяйства и развития генетических технологий (по сопряженным тематикам).

Отдельно стоит отметить нацпроектную связь работы селекционно-семеноводческих и селекционно-племенных центров с функционированием профильных научно-образовательных центров. Наиболее яркие представители – это НОЦ мирового уровня «Инновационные решения в АПК» Белгородской области, а также созданный региональный АгроНОЦ в Новосибирской области.

Реализация «прорыва в АПК» связана с двумя ключевыми доктринами развития страны – Стратегии продовольственной безопасности, а также Стратегии научно-технологического развития. Особый акцент, как и в других областях, делается на полноте инновационного цикла – создания новых сортов, ввод на рынок новых сортов отечественной селекции, масштабирование производства семенного и племенного материала. Одной из важнейших задач является достижения технологической независимости (то есть – суверенитета) страны в этих вопросах.

Подробнее о новых 8 центрах: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=29391
С 24 по 26 февраля на базе Томского государственного педагогического университета состоится полуфинал конкурса "Учитель будущего.Студенты", участниками которого станут 100 студентов, набравших наибольшее количество баллов по итогам дистанционного тестирования из Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

Торжественное открытие состоится 24 февраля в 11.00 с участием представителей АНО "Россия- страна возможностей", Министерства просвещения Российской Федерации, правительства Томской области, руководства РАО, представителей университетской и научной общественности, почетных гостей.

Модератор - Евгений Сжёнов, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ.
Forwarded from Научный хлам
С 18 по 20 февраля 2021 года в Минске пройдет 19-я международная специализированная выставка образовательных услуг «ОБРАЗОВАНИЕ и КАРЬЕРА». В этом году на выставке будут представлены сразу 30 вузов России.

НАУЧНЫЙ ХЛАМ
В РАНХиГС стартовал третий модуль программы Executive Master in Public Policy

Программа реализуется ВШГУ РАНХиГС в партнерстве с Мастерской управления «Сенеж» и разработана специально для победителей конкурса «Лидеры России. Политика». Ее цель — сформировать у слушателей набор компетенций для успешной общественно-политической и законотворческой деятельности.

Старт программе дали ректор РАНХиГС Владимир Мау и директор ВШГУ РАНХиГС, генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей», руководитель конкурса «Лидеры России» Алексей Комиссаров.

В течение четырех учебных дней слушатели программы под руководством экспертов и бизнес-тренеров будут развивать компетенции по работе с информационной повесткой.

Среди спикеров программы:

▫️министр просвещения РФ Сергей Кравцов;

▫️заместитель председателя Госдумы РФ Алексей Гордеев;

▫️заместитель руководителя Аппарата Правительства РФ Леонид Левин и др.

Узнать больше 👈

@stranavozmojnostey
Автодороги: флагман проектирования

По итогам многолетней работы ученых МАДИ 9 февраля Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ утвердило обновленный Свод Правил по проектированию автомобильных дорог (СП 34.13330.2021).

Документ, включающий все положения по проектированию улиц и автомобильных дорог, разработан сотрудниками МАДИ под руководством заведующего кафедрой «Изыскания и проектирование дорог», профессора Павла Поспелова.

Разработчики масштабно подошли к решению вопросов, накопившихся еще с советских времен. Последние редакции Свода часто были поверхностны и отставали от реалий времени. Экспертам МАДИ удалось переломить эту тенденцию и ввести важные положения, влияющие на снижение аварийности и стоимости строительства дорог, а также увеличение сроков их службы.

Сегодня в мире при проектировании автомобильные дорог и разделяют на категории – магистрали предназначаются для дальних поездок, а местные дороги обеспечивают подъезд к прилегающим строениям. До введения в действие нового Свода в отечественных документах такого разделения не было, что существенно повышало аварийность. В новом Своде Правил предусмотрено разделение транзитного и местного движения, устройство боковых проездов и обеспечение однородности транспортного потока. Это позволит в будущем снизить количество ДТП на 5-20%.

Специалистами МАДИ были переработаны требования к проектированию разноуровневых пересечений автомобильных дорог. Действовавшие ранее правила предполагали, что многоуровневые развязки строятся лишь на пересечении магистралей, причем преимущественно в форме «клеверного листа». В условиях малого количества машин это было вполне понятно. Сегодня же нужны направленные съезды и коллекторно-распределительные дороги, способные разделить потоки. Они дадут увеличение пропускной способности дорог и, в среднем, на 6% повысят безопасность движения.

«Кольцевые пересечения уменьшают аварийность за счет принудительного снижения скоростей. На ряде дорог они позволяют в полтора раза снизить количество ДТП – это очень высокий показатель. При этом нормативная документация по ним в России утверждена впервые, – рассказал Алексей Косцов, ответственный разработчик проекта, доцент, специально для НОП. – На территории Москвы уже есть несколько тестовых участков, которые находятся под наблюдением специалистов МАДИ».

Еще одно нововведение касается дорожно-строительных материалов. За последние 10 лет был разработан ряд новых ГОСТов на их рецептуру – они нашли отражение в обновленном Своде. Это даст существенный экономический эффект, увеличив межремонтные сроки службы дорог.

Важно упомянуть инициативу Зампредседателя Правительства России Марата Хуснуллина в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» о разделении встречных потоков на многополосных дорогах высоких категорий. Ученые МАДИ проработали и учли все предложения о требованиях к управлению «встречкой», актуализировали требования к ровности, коэффициенту сцепления и габаритам дорог.

Новый документ гармонизирован с международными требованиями – разработчики смогли избежать разночтений между международными и отечественными стандартами. Следующая доработка Свода Правил планируется уже через два года, чтобы идти в ногу со временем.

«МАДИ в очередной раз доказал свой статус флагмана в научно-методическом и нормативном обеспечении дорожной отрасли», – подчеркнул Андрей Келлер, врио ректора МАДИ, в разговоре с НОП.

Подробнее: http://www.madi.ru/5249-uchenye-madi-razrabotali-novyy-svod-pravil-po-proektirovaniy.html
Абсолютно по такой схеме и с финансовой поддержкой этих же лиц (фондов и эмиссаров спецслужб) работает машина западной пропаганды в отношении сферы науки и образования в России.

Вы эти «СМИ» (включая и ТГ-каналы) видите каждый день. Тематика таких информационных площадок – подчёркивание и преувеличение проблем в академических институтах, вузах, школах России, работе с молодёжью. Авторы всегда отстаивают позицию, что всё плохо и хуже день ото дня. А государство, конечно же, спит и не замечает проблем.

Эти «СМИ» сознательно торпедируют любые инициативы Президента, Правительства или профильных ведомств. Причем в своих сообщениях они придерживаются вектора строго на радикализацию дискурса. В сознание аудитории вбивается четкая формула о плохой власти и развале науки.

Цель у этих проводников западной пропаганды одна – показать слабость власти и государственных институтов. В данном случае – в области науки и высшего образования. Ни проблемы ученых, ни реальные задачи, стоящие перед научно-образовательным сообществом, их не интересуют.

Примечательно, что в своей погоне за западными грантами «редакции» подобных каналов (если речь идет о Телеграме) и руководство подобных «структур» старается быть еще более радикальным либералом, чем основная масса целевой аудитории. Парадоксальным образом это вредит либеральному крылу российского общества. На что уж оппозиционной всегда была Российская академия наук – и то в академической среде стали превалировать более умеренные оценки.

В исторической перспективе у огульных критиков власти и общества что в целом, что конкретно в научно-образовательной сфере - нет никаких шансов. И причин здесь две – во-первых, постоянная радикализация дискурса все больше и больше раскалывает само либеральное крыло. Как Навальный – это перебор для Явлинского, так и для традиционных критиков того же Минобрнауки, многое из того, что регулярно льется в медиа-пространство про науку и образование.

Конечно, мы за плюрализм мнений – могут быть оптимисты, пессимисты, реалисты. Но у каждой стороны должна быть позитивная повестка – конкретные предложения, анализ, системные наблюдения. И это во-вторых.

А у кого повестка только негативная – а мы таких людей знаем, что поднимаются на обливании помоями – и Минобрнауки, и лично министра, и НОП – то стоит сильно задуматься, они за плюрализм или за откровенный деструктив.

https://news.1rj.ru/str/rt_russian/59416
Юбилей РСО

Накануне дня Российских студенческих отрядов прошла пресс-конференция, на которой обсудили итоги 2020 года, повлиявшего и на молодежную организацию, а также поговорили о развитии РСО как двигателя активной молодежной повестки.

Руководитель молодёжной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» Михаил Киселев подвел итоги сложного 2020 года.

Пандемия затронула и молодежные движения, многие активисты не имели возможности выйти в летний трудовой семестр, особенно это заметно на примере педагогических отрядов.

Ежегодно РСО готовит порядка 50 тысяч вожатых, но в 2020 году из-за ограничений в летней оздоровительной кампании поработать в лагере удалось только 8 тысячам студентов, но активисты освоили новые форматы и провели совместно с «Орленком» профориентационную онлайн-смену «Труд крут».

Впервые с 2009 года из-за эпидемиологической обстановки не было организовано ни одной Всероссийской студенческой стройки.

Уже начата в 2021 году акция «Снежный десант». В ее рамках помощь получают 900 жителей отдаленных населенных пунктов. Участники оказывают помощь местным жителям, проводят просветительскую работу, решают проблемы благоустройства.

По заказу Минобрнауки и просьбе РСО впервые в современной истории страны ВЦИОМ провел масштабное исследование российского студенчества.

Валерий Федоров, генеральный директор ВЦИОМ, представил проведенную работу «Отношение населения и отдельных целевых аудиторий к студенческим отрядам, поиск векторов дальнейшего развития/движения». В ходе комплексного исследования среди молодежи разных возрастных групп выявляли отношение к студенческим отрядам, ознакомленность с их деятельностью и желание работать в свободное от учебы время.

Одним из самых привлекательных направлений РСО, по результатам опросов, с большим отрывом стали педагогические отряды. По результатам опроса отдельное внимание вызывает мотивация для вовлечения поколения Z, инструмент с которым необходимо работать, и он стоит на порядок выше дисциплины, чувства долга и т.д.

Также ВЦИОМ разработал ряд рекомендаций по дальнейшей работе РСО, включающие зонтичные бренды, локализацию и работу со старшеклассниками и их родителями.

Сегодня, 17 февраля, в Москве открывается мультиформатное пространство РСО, где ребята сами сделали ремонт в прошлом году, собрали интерактивный музей студенческих отрядов и создали новую точку притяжения.

Уже много лет РСО обеспечивает студентов СПО и ВПО работой в свободное от учебы время. Традиция, которая взяла начала еще в Советское время, до сих пор позволяет воспитывать молодое поколение и дисциплинировать подрастающее трудоспособное население.

Сегодня молодежная общероссийская общественная организация «Российские студенческие отряды» празднует свое 60-летие. Команда НОП желает ей дальнейшего процветания и новых достойных воспитанников!
Два юбилея - один герой

Сегодня в МТУСИ сразу по 2 торжественным случаям состоялось открытие бюста его выпускнику - легендарному разведчику, Герою России Александру Феклисову. 20 декабря 2020 года свой 100-летний юбилей отпраздновала Служба внешней разведки, 31 января 2021 года также 100 лет исполнилось МТУСИ.

В мероприятии приняли участие Директор СВР России Сергей Нарышкин, Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максут Шадаев, ректор МТУСИ Сергей Ерохин, а также дети и внуки Александра Феклисова.

Знаковая фигура Александра Феклисова играет особую роль и для СВР, и для университета. Скульптурная миниатюра была создана лауреатами премии СВР России в области литературы и искусства.

«Феклисов оставил заметный след в истории, он не раз участвовал в спасении мира в буквальном смысле этого слова. Полковник Александр Феклисов был членом группы российских разведчиков, выполняющих операцию «Энормоз» - выдающаяся разведывательная операцию по добыванию секретной информации, американских разработок в области атомного оружия. Я очень рассчитываю, что художественное воплощение образа Героя сподвигнет молодых студентов не только ознакомиться с жизнью этого замечательного человека, но и последовать его примеру. Не скрою, что надежная связь и передовые цифровые технологии - основа эффективности управления разведкой, поэтому специалисты, овладевшие уникальными знаниями и навыками, полученными в университете, очень востребованы в нашей службе», - выделил в своем выступлении Сергей Нарышкин.

Гости церемонии также произвели гашение почтовой марки, выпущенной специально к юбилею.

МТУСИ всегда был базовым образовательным учреждением для отрасли. Многие организации в сфере информационно-коммуникационных технологий находят в университете талантливые кадры.

«5G, задачи, связанные с кибербезопасностью, беспрецедентные налоговые льготы для разработчиков - это, конечно, та питательная среда, куда подготовленные выпускники могут вливаться и работать на благо нашей родины, на благо цифровой экономики. И очень важно, чтобы Россия в этой сфере прогрессировала. Поэтому все, кто учится в университете, находятся на передовой»,- отметил Максут Шадаев.

Министр сообщил о готовности Минцифры России оказывать ресурсную и материально-техническую поддержку университету и выразил надежду на дальнейшее благотворное сотрудничество.

«Знания и нравственные ориентиры, которые наши преподаватели вкладывают в становление студентов, создают достойные кадры для развития нашей отрасли, для создания обороны, экономического и научного потенциала нашей страны.

Александр Семёнович является примером высочайшего служения Отечеству. Его знания, опыт позволили ему самым эффективным способом решать задачи по защите интересов страны. Я уверен, что сегодня, среди наших выпускников, есть те, кем мы будем заслуженно гордиться через несколько лет,»
- прокомментировал Сергей Ерохин, ректор МТУСИ, специально для НОП.
Новые возможности ДПО в ТГУ: для самозанятых и педагогов (1/2)

Опыт и амбиции Томского госуниверситета в сфере дополнительного образования стали темой пресс-конференции в ИА «Росбалт». Сотрудники вуза представили успешные кейсы по трудоустройству студентов, переобучению педагогов, а также рассказали о новых проектах, которые готовятся к запуску.

Первый проректор ТГУ Виктор Дёмин открыл пресс-конференцию и рассказал о бэкграунде ТГУ в сфере развития новых компетенций студентов, связанных с запросами работодателей. В частности, о созданной три месяца назад умной платформе для трудоустройства, интегрированной с сервисом HeadHunter и Центром «Работа России». Платформа UniProfi – проект для содействия профессиональному самоопределению и временной занятости студентов в период обучения. Глобальная цель – помочь работодателю найти именно тех студентов, которые ему нужны, а студентам помочь найти релевантные им вакансии или же понять, какие навыки нужно «прокачать» для получения работы.

«Особенную важность для вуза представляют вопросы, связанные с трудоустройством выпускников, студентов, в том числе уже работающих, – и это неразрывно с системой дополнительного образования и переподготовки», – отметил Виктор Дёмин.

Уже 93 организации присоединились к сервису, и для авторов проекта это одно из самых динамичных направлений в работе по поиску соответствия навыков студентов тому, какие требования предъявляют работодатели.

«Сегодня ДПО – это инструмент, который позволяет быстро повысить квалификацию, поставить те или иные навыки, востребованные на рынке труда, и повысить шансы на трудоустройство. Но это и обучение уже устроенных сотрудников под задачи работодателя. ТГУ по обоим направлениям усиленно работает, участвует в программах», – поддержал коллегу Михаил Шепель, директор Межрегионального центра дополнительного профессионального образования и содействия занятости.

В 2013 году ТГУ выиграл конкурс Минэнерго России на обучение специалистов в области энергосберегающих технологий в СФО, в 12 регионах вуз с партнерами переподготовили более 5,5 тысяч человек. Координатором вузов-победителей со всей страны и методическим руководителем этого межведомственного проекта тогда выступил Евгений Сжёнов, директор Института качества высшего образования НИТУ МИСИС, обучение прошли более 30 000 энергетиков.

Позднее ТГУ участвовал в подготовке инженерно-технических кадров для нужд таких компаний, как «Микран», «ИСС им. М.Ф. Решетнева», «Газпром космические системы». Со многими подобными партнерами Томский госуниверситет тесно связывает и работа над конкретными комплексными проектами по созданию новой инновационной продукции.

Подробнее: https://www.rosbalt.ru/moscow/2021/02/17/1887764.html
Новые возможности ДПО в ТГУ: для самозанятых и педагогов (2/2)

В 2019-20 годах в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого» ТГУ вел подготовку педагогов в университетах и образовательных учреждениях. Программы пользовались большим спросом, так как их определяющими рамками стали новая реальность и цифровая дидактика. Только в 2020 году обучение прошли более 1300 человек.

Также участники пресс-конференции анонсировали запуск двух новых пилотных программ Томского государственного университета, которые начнут работу в ближайшее время. Это программа «Новые контуры педагогической деятельности в частном образовании», которая нацелена на освоение педагогами продуктивных технологий, и программа для подготовки бизнесменов и самозанятых «Предпринимательство: от идеи до старта».

Михаил Шепель, директор Межрегионального центра дополнительного профессионального образования и содействия занятости ТГУ, специально для НОП:

Программы ДПО университета есть по самому широкому профилю направлений: по инженерным программам, и в педагогической деятельности, в гуманитарном направлении. Самые востребованные сегодня – как у предприятий, так и на рынке физических лиц – это связанные с профессиональной реализацией в электронной среде, в онлайн. Это электронная коммерция, веб-дизайн, дата-аналитики. Вырос спрос на такие направления, как тренеры, коучи, тьюторы.

Илья Коршунов, заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ, методический лидер Минобрнауки в 2019-2020 гг. в рамках реализации ФП "Новые возможности для каждого" специально для НОП:

Как показывает наш опыт работы с университетским факультетами повышение квалификации, ДПО в вузе многолико. Чтобы обеспечить экономический эффект важна серьёзное аналитическая работа. Чтобы обеспечить достижение целевых индикаторов программы ФП Содействие занятости анализ требуется не столько по перечню вузовских программ, сколько по работодателям для которых они были разработаны, а также состоянию инвестиционного климата в субъектах федерации.

Учитывая наличие сразу трех федеральных операторов, не должно произойти разрушения тех связей, которые университеты уже построили с региональными министерствами труда, службами занятости, корпорациями развития. И конечно же для проекта в целом нужен единый аналитический мониторинг навыков, который исключит дублирование расходования средств.
Forwarded from НЕЗЫГАРЬ
Сегодня в Высшей школе государственного управления РАНХиГС стартовал очередной модуль образовательной программы «Мастер публичной политики», подготовленный академией специально для победителей конкурса «Лидеры России - Политика». Тема - работа с информационной повесткой.

Источник НЕЗЫГАРЯ среди слушателей программы поделился с нами инсайдом о том, кто и чему обучает в РАНХиГС людей, призванных в своем лице повысить профессиональное качество депутатского корпуса.

Итак, за четыре дня запланировано 12 занятий и мастер-классов, а также 2 тренинга и один «интеллектуальный баттл». Интересно, что «работа с информационной повесткой» плавно уходит от традиционных пресс-конференций и пресс-подходов (по ним будут как раз тренинги). Основная часть обучения – о современных трендах, включая работу в телеграм и даже работу в Tik-Tok.

Про выстраивание образа политика и основные принципы работы с повесткой расскажут известные политтехнологи, в числе которых Глеб Кузнецов. Свои мастер-классы проведут наставники конкурса - действующие депутаты. Много внимания в модуле уделено работе с молодежью, включая встречу слушателей курса с министром просвещения Сергеем Кравцовым.

Из того, что можно условно отнести к "личностному развитию" в курсе два выступления - про лидерство и личную трансформацию (от президента школы управления "Сколково" Андрея Шаронова) и про энергию слова и власти (от филолога Леонида Клейна).

Завершением обучения в РАНГХиГС в рамках модуля станет волонтёрство слушателей на социальных объектах. Прыжков со скал в программе пока не запланировано, возможно такие активности ждут "Лидеров России" позднее уже вне стен президентской академии.
✔️ На основании материалов УФСБ по Москве и Московской области Главным следственным управлением СКР по Москве возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК (Мошенничество в особо крупном размере) в отношении группы лиц из Московского политехнического университета, сотрудники которого подделывали отчетность по программам дополнительного обучения людей предпенсионного возраста и получали за невыполненные услуги бюджетные деньги от союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров (Worldskills Russia)»
РасСчётка на 5-100

Счетная палата завершила изучение результативности и эффективности проекта 5-100 и опубликовала свой аналитический отчет. Не раз в контексте обсуждений программы ПСАЛ Приоритет-2030 вставал вопрос о том, что было бы правильным вначале посмотреть да посравнить цели и результаты претдечи – то есть проекта 5-100. Счетная палата ответила делом на этот запрос представителей научно-образовательного сообщества – анализ проведен системный и глубокий.

Как и все мероприятия по аудиту и анализу Счетной палаты, данный был также сфокусирован – по датам (анализ сведений за 2016-2019 гг.), так и по объемам: особое внимание было уделено Казанскому (Приволжскому) федеральному университету, ИТМО и Университету Лобачевского (ННГУ). Тем не менее, представлены результаты исследования динамики всех участников проекта.

Самый главный (но не самый важный) вывод – с формальной точки зрения заявленные цели по занятию мест в рейтингах достигнуты не были. В принципе, это было интуитивно понятно практически сразу – а спустя какое-то время стало окончательно ясно, что сами по себе рейтинги не столь важны по сравнению с теми глубинными трансформациями, которые подобные программы поддержки вызывают и в вузах-участниках, и во всей системе высшего образования страны. Уже в рамках подготовки программы Приоритет-2030 был взят курс на отход от формализованного вычисления мест в мировых рейтингах.

Важнее трансформации мышления, структур и целевых ориентиров функционирования университетов. «Например, как неоднократно отмечали организаторы Проекта 5-100 и руководители вузов-участников в ходе серии глубинных интервью, у вузов кардинально изменилось понимание собственных функций и роли. Если раньше основной задачей университетов считалась подготовка студентов, а научные разработки и инновации воспринимались как дополнительный вид деятельности, то за время участия в Проекте 5-100 многим вузам удалось в полной мере осуществить переход от преимущественно образовательных организаций к исследовательским университетам», - отмечается в отчете Счетной палаты.

Отдельные интересные выводы

Вузы – участники Проекта 5-100 стали лидерами университетской науки в России
и по количественным, и по качественным показателям.

На уровне тематик научных публикаций вузов Проекта 5-100 воспроизводится
традиционная для России научная специализация, ориентированная на фундаментальные естественно-научные дисциплины. В этом, кстати, нет ничего удивительного – ведь форсированный рост возможен только на имеющемся заделе.

Реализация Проекта 5-100 сопровождалась дальнейшей поляризацией и усилением разрывов между вузами-участниками. А также ими и остальными университетами страны

Благодаря реализации Проекта 5-100 в России оформилась группа университетов-лидеров, заметных в мировом масштабе в том числе за счет их участия в международных рейтингах университетов.

Расширилось присутствие российских вузов в международных институциональных рейтингах.

За время реализации Проекта 5-100 отдельные вузы-участники не просто стали образцами для других игроков системы российского высшего образования, но и смогли сформировать механизмы передачи полезного опыта и лучших практик другим российским вузам.

Реализация Проекта 5-100 закрепила общий вектор государственной политики,
направленный на создание сети флагманских университетов международного, федерального и регионального уровней, вместе с тем, усилив различия между вузами Проекта 5-100 и основной массой российских университетов.

Проект 5-100 по характеру поставленных целей имел преимущественно догоняющий характер, однако его реализация привела к существенным изменениям в российском высшем образовании.

Итог
Счетная палата четко выявила все плюсы и минусы проекта 5-100. Ключевые достоинства по целеполаганию перекочевали в Приоритет-2030. Также в новой Программе учтены многие из рекомендаций Счетки. В целом, 5-100 сделал много больше в формировании экосистемы университетов прорыва, чем в достижении ряда формальных показателей.

Подробнее.
Совет директоров и научная политика

В Министерстве науки и высшего образования создан новый коллегиальный совещательный орган – Совет руководителей научных организаций. В него входят директоры научных институтов из числа подведов Минобрнауки. В первую очередь, Совет займется вопросами оплаты труда научных сотрудников.

Идея создать подобный орган зрела уже давно – подобные планы существовали еще в эпоху ФАНО. Однако, с воплощением постоянно возникали какие-то проблемы.

Официальный Телеграм-канал Минобрнауки сообщает: «Совет охватывает все субъекты РФ и состоит из четырех территориальных советов директоров подведомственных научных организаций: Дальневосточный, Сибирский, Уральский и Центральный. При этом в составе Центрального территориального совета руководители НИИ будут разделены на пять секций в соответствии с федеральными округами: [Центральный], Поволжский, Северо-Западный, Северо-Кавказский и Южный».

Собственно, это и есть та самая изначальная схема. Первые три «территориальных совета» явным образом соотносятся с тремя региональными отделениями Российской академии наук. Ранее идея состояла в том, чтобы усилить взаимодействие директоров научных институтов с территориальными управлениями. Однако, все территориальные управления Минобрнауки ликвидируются – потому роль советов (и макрорегиональных, и основного) явно усиливается.

Особенно примечательно, что именно с помощью совета директоров предполагалось (и предполагается поныне) решить «проблему Центра». Дело в том, что научное и научно-методическое руководство со стороны Российской академии наук научными институтами и университетами осуществляется двумя разными механизмами. Для институтов Дальневосточного, Уральского и Сибирского отделений это двухэтапный процесс – они координируются, в первую очередь, своим макрорегиональным отделением, а уже затем – головной РАН (условно говоря, центральным аппаратом).

Для организаций центральной части России действует прямое подчинение – то есть они координируются уже скорее отраслевыми отделениями и, конечно, Академией как таковой.

«Центральное отделение» РАН не существует, точно так же, как не было никакого особого «центрального территориального управления» ФАНО или Минобрнауки. Однако, у «Центра» есть важная особенность – а именно концентрация львиной доли всех научных институтов. Именно поэтому и предусматривается выделение секций на основе федеральных округов.

В свое время Совет директоров имел важную политическую нагрузку – это должна была быть структура, лояльная к ключевому научному ведомству. Сейчас ситуация изменилась – Минобрнауки и РАН связывают позитивные рабочие отношения. И теперь весь Совет и его составные части приобретают иное, но не менее важное научно-политическое звучание. Они могут выступать площадкой коммуникации и согласования – научно-экспертной (РАН), административно-финансовой (Минобрнауки) и практической (сами научные институты).

Успех Совета директоров не предопределен – многое будет зависеть от активности и продуктивности секций и макрорегиональных советов. А также – от того, как в итоге выстроятся отношения этих коллегиальных органов с Российской академией наук и ее региональными отделениями. По крайней мере, уже четко ясно, что Минобрнауки действительно намерено советоваться с директорами, получать обратную связь, открыто обсуждать проблемы и коллегиально искать для них решения.

https://news.1rj.ru/str/minobrnaukiofficial/1035
В «Точке кипения» в Москве проходит заседание комиссии Госсовета по направлению «Образование»