Владимир Васильев, ректор ИТМО в ходе совещания представил проект стратегии инновационного развития «Делаем науку в России»:
Проект формировался интенсивно и быстро, поэтому проект до конца не сформирован и предложения принимаются.
Проект предполагает 7 инициатив и с другой стороны имеют и временной горизонт быстрых побед, это 2022 год, среднесрочных результатов и долгосрочных результатов - 2030 год.
1. Регуляторика для талантов/ Карьера ученого
Здесь речь идет о некоторой грантовой системе, грантовой социальной поддержки ученых, долгосрочном финансировании исследований и устранение административных барьеров, включая 223 ФЗ и 44 ФЗ.
2. Управление изменений в НИОКР
блоки, которые можно отметить:
- создание комиссии по научно-технологическому развитию при Правительстве РФ;
- система открытого форсайта для определения тех фронтиров, на которые должны быть сосредоточены управление научными, исследовательскими и опытно-конструкторскими работами;
3. Налоговый маневр в науке
Инициатива вызывает большие вопросы, будет каким-то образом скорректирована, потому что речь идет о соответствующем изменении налога на прибыль, НДС, социальный налог. Этот вопрос еще предполагает дискуссии и другие вопросы.
4. Инвестиционный маневр в науке.
Суть заключается в том, что некоторые университеты имеют неэффективные и даже излишние квадратные метры, позволить им рефинансировать через реализацию соответствующего имущества, заводить эти финансовые ресурсы в те программы развития, которые будут обозначены в проектах развития.
5. Новые организационные формы организации исследований: Гражданская (волонтерская) наука
Гражданская не имеется в виду оборонного значения и гражданская наука. Это волонтерская наука, или так называемые трансдисциплинарные исследования, когда проведению научных исследований и прежде всего к сбору данных, обработке данных, привлекаются волонтерские движения. И такие опыты мы знаем по тем областям науки, которые являются приоритетными. Привлечение от школьников до серебряных волонтеров, которые тоже могут принимать участие в проведении научных исследований. Они могут вносить и вносят существенный вклад в эту часть.
6. Цифровое мета-пространство науки в России
На название не обращайте внимания, Валерий Николаевич критикует его. Мы сейчас лихорадочно думаем как назвать. Но суть заключается в том, чтобы сосредоточить акценты на научных группах, руководителях научных групп, прежде всего на молодых ученых, которые могли бы и будут работать в виртуальном пространстве.
Причем это не предоставление цифровых сервисов, а речь идет о юридически значимой кардинально меняющей организацию науки, она практически становится без границ, и с созданием временных трудовых коллективов: не важно в какой организации находишься и в какой стране, главное, желание работать на Россию. Через цифровых помощников-аватаров, которые обучаются, взаимодействуют между собой. Избавиться от всех промежуточных звеньев, от всей отчетности, работать только на результат. Значимое юридическое виртуальное пространство.
7. Наука без ведомственных границ.
Инициатива предложена «Росатомом» для того, чтобы расширить, создать и провести некоторые крупные проекты.
Проект формировался интенсивно и быстро, поэтому проект до конца не сформирован и предложения принимаются.
Проект предполагает 7 инициатив и с другой стороны имеют и временной горизонт быстрых побед, это 2022 год, среднесрочных результатов и долгосрочных результатов - 2030 год.
1. Регуляторика для талантов/ Карьера ученого
Здесь речь идет о некоторой грантовой системе, грантовой социальной поддержки ученых, долгосрочном финансировании исследований и устранение административных барьеров, включая 223 ФЗ и 44 ФЗ.
2. Управление изменений в НИОКР
блоки, которые можно отметить:
- создание комиссии по научно-технологическому развитию при Правительстве РФ;
- система открытого форсайта для определения тех фронтиров, на которые должны быть сосредоточены управление научными, исследовательскими и опытно-конструкторскими работами;
3. Налоговый маневр в науке
Инициатива вызывает большие вопросы, будет каким-то образом скорректирована, потому что речь идет о соответствующем изменении налога на прибыль, НДС, социальный налог. Этот вопрос еще предполагает дискуссии и другие вопросы.
4. Инвестиционный маневр в науке.
Суть заключается в том, что некоторые университеты имеют неэффективные и даже излишние квадратные метры, позволить им рефинансировать через реализацию соответствующего имущества, заводить эти финансовые ресурсы в те программы развития, которые будут обозначены в проектах развития.
5. Новые организационные формы организации исследований: Гражданская (волонтерская) наука
Гражданская не имеется в виду оборонного значения и гражданская наука. Это волонтерская наука, или так называемые трансдисциплинарные исследования, когда проведению научных исследований и прежде всего к сбору данных, обработке данных, привлекаются волонтерские движения. И такие опыты мы знаем по тем областям науки, которые являются приоритетными. Привлечение от школьников до серебряных волонтеров, которые тоже могут принимать участие в проведении научных исследований. Они могут вносить и вносят существенный вклад в эту часть.
6. Цифровое мета-пространство науки в России
На название не обращайте внимания, Валерий Николаевич критикует его. Мы сейчас лихорадочно думаем как назвать. Но суть заключается в том, чтобы сосредоточить акценты на научных группах, руководителях научных групп, прежде всего на молодых ученых, которые могли бы и будут работать в виртуальном пространстве.
Причем это не предоставление цифровых сервисов, а речь идет о юридически значимой кардинально меняющей организацию науки, она практически становится без границ, и с созданием временных трудовых коллективов: не важно в какой организации находишься и в какой стране, главное, желание работать на Россию. Через цифровых помощников-аватаров, которые обучаются, взаимодействуют между собой. Избавиться от всех промежуточных звеньев, от всей отчетности, работать только на результат. Значимое юридическое виртуальное пространство.
7. Наука без ведомственных границ.
Инициатива предложена «Росатомом» для того, чтобы расширить, создать и провести некоторые крупные проекты.
Регионы: прорыв и пересборка
На совещании под председательством вице-премьера Дмитрия Чернышенко «Кадры для будущего» ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов сделал важное заявление: большая часть регионов сейчас не участвует в инновационной деятельности, а их головные университеты не могут удерживать студентов и выполнять функцию производства инноваций и подготовки инноваторов.
Вывод же из этого Ярослав Кузьминов сделал очень системный: «или мы закрываем регион, присоединяем его к кому-то, или в этом регионе должен быть нормальный университет».
Здесь в очередной раз очень тесно соприкоснулись две стратегии – пространственного развития, с одной стороны, и научно-технологического развития, с другой.
Напомним, что в Стратегии пространственного развития уже сформировано несколько макрорегионов. Та же логика «консорциума регионов» заложена во многих научно-образовательных центрах, причем, как мирового уровня, так и региональных. Эти процессы комплиментарны формированию единого научно-технологического пространства, которое заложено как ориентир в Стратегии НТР. Но в итоге – через создаваемую Стратегию социально-экономического развития, должно сформироваться единой пространство страны в вопросах экономики и социального развития.
По большому счету, речь идет о том, что в высших стратах экспертных кругов страны всерьез обсуждается вопрос о переходе в районировании страны от исторического принципа к иным основам – причем в спектре от формирования «консорциумов» (чему примеры НОЦ или в частном случае – комплексный инвестиционный проект «Енисейская Сибирь») до фактического объединения.
«Региональное развитие» начинает все более осознаваться не просто как развитие имеющихся субъектов федерации (которые надо как конструктор объединять в различные структуры), но скорее как «зонтичные оргуправленческие явления». То есть «регион» - это не феодальная структура, но некое сетевое пространство, в котором могут пересекаться самые разные измерения взаимодействий – сотрудничество университетов и научных институтов, партнерские программы с бизнесом и т.п.
«Регионом» в новом смысле слова становятся пространственные координаты сгустков этих процессов с привязкой к тому, как происходит социально-экономическое функционирование связанных с ними территорий.
Регион – это то, что может, должно и будет эффективно развиваться. А связанность страны и ее общее развитие может быть только сетевым.
В свое время, в России состоялась война объединений регионов – было много споров, но в целом новые более крупные субъекты федерации показали более уверенные результаты как в социально-экономическом, так и в научно-технологическом развитии.
Уже сейчас, в целом, ясно, что прорыв страны возможен только как синергия региональных прорывов. А для этого нужны серьезные локомотивы – такие регионы существуют. И уже на практике ясно, что у их «проблемных» соседей, собственно, альтернатив в развитии нет – это глубокая интеграция (различных форм и уровней) с более мощным лидером.
Здесь внутренняя региональная политика очень хорошо соотносится с политикой научно-образовательной. В рамках Стратегии инновационного развития, а конкретнее – в программе Приоритет-2030 и некоторых других инициатив – заложены две ключевых идеи: уровневая поддержка для всех вузов (сохранение акцента на ведущие университеты, но не замыкание на нем) плюс активная консорциумная интеграция.
Однако, в вопросах регионального (пространственного) развития допустим только один сценарий – когда будут двигаться вперед все регионы, все пространство страны. Следовательно – интеграция регионов неизбежна. В ряде случаев возможно это делать в консорциумном режиме, в иных – скорее всего, скоро встанет вопрос о фактическом слиянии.
Здесь отметим два важных обстоятельства. Первое – появление федеральных территорий. Они сформируют центры роста, прорыва и превосходства. Второе – это формат «тюменской матрешки» (более мягкий вариант, чем полное слияние в единый регион).
О многих этих сюжетах мы писали еще год назад: https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/7285
На совещании под председательством вице-премьера Дмитрия Чернышенко «Кадры для будущего» ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов сделал важное заявление: большая часть регионов сейчас не участвует в инновационной деятельности, а их головные университеты не могут удерживать студентов и выполнять функцию производства инноваций и подготовки инноваторов.
Вывод же из этого Ярослав Кузьминов сделал очень системный: «или мы закрываем регион, присоединяем его к кому-то, или в этом регионе должен быть нормальный университет».
Здесь в очередной раз очень тесно соприкоснулись две стратегии – пространственного развития, с одной стороны, и научно-технологического развития, с другой.
Напомним, что в Стратегии пространственного развития уже сформировано несколько макрорегионов. Та же логика «консорциума регионов» заложена во многих научно-образовательных центрах, причем, как мирового уровня, так и региональных. Эти процессы комплиментарны формированию единого научно-технологического пространства, которое заложено как ориентир в Стратегии НТР. Но в итоге – через создаваемую Стратегию социально-экономического развития, должно сформироваться единой пространство страны в вопросах экономики и социального развития.
По большому счету, речь идет о том, что в высших стратах экспертных кругов страны всерьез обсуждается вопрос о переходе в районировании страны от исторического принципа к иным основам – причем в спектре от формирования «консорциумов» (чему примеры НОЦ или в частном случае – комплексный инвестиционный проект «Енисейская Сибирь») до фактического объединения.
«Региональное развитие» начинает все более осознаваться не просто как развитие имеющихся субъектов федерации (которые надо как конструктор объединять в различные структуры), но скорее как «зонтичные оргуправленческие явления». То есть «регион» - это не феодальная структура, но некое сетевое пространство, в котором могут пересекаться самые разные измерения взаимодействий – сотрудничество университетов и научных институтов, партнерские программы с бизнесом и т.п.
«Регионом» в новом смысле слова становятся пространственные координаты сгустков этих процессов с привязкой к тому, как происходит социально-экономическое функционирование связанных с ними территорий.
Регион – это то, что может, должно и будет эффективно развиваться. А связанность страны и ее общее развитие может быть только сетевым.
В свое время, в России состоялась война объединений регионов – было много споров, но в целом новые более крупные субъекты федерации показали более уверенные результаты как в социально-экономическом, так и в научно-технологическом развитии.
Уже сейчас, в целом, ясно, что прорыв страны возможен только как синергия региональных прорывов. А для этого нужны серьезные локомотивы – такие регионы существуют. И уже на практике ясно, что у их «проблемных» соседей, собственно, альтернатив в развитии нет – это глубокая интеграция (различных форм и уровней) с более мощным лидером.
Здесь внутренняя региональная политика очень хорошо соотносится с политикой научно-образовательной. В рамках Стратегии инновационного развития, а конкретнее – в программе Приоритет-2030 и некоторых других инициатив – заложены две ключевых идеи: уровневая поддержка для всех вузов (сохранение акцента на ведущие университеты, но не замыкание на нем) плюс активная консорциумная интеграция.
Однако, в вопросах регионального (пространственного) развития допустим только один сценарий – когда будут двигаться вперед все регионы, все пространство страны. Следовательно – интеграция регионов неизбежна. В ряде случаев возможно это делать в консорциумном режиме, в иных – скорее всего, скоро встанет вопрос о фактическом слиянии.
Здесь отметим два важных обстоятельства. Первое – появление федеральных территорий. Они сформируют центры роста, прорыва и превосходства. Второе – это формат «тюменской матрешки» (более мягкий вариант, чем полное слияние в единый регион).
О многих этих сюжетах мы писали еще год назад: https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/7285
Telegram
Научно-образовательная политика
Объединение регионов: тренды и возможности
Вопросы объединения субъектов России в более масштабные образования все громче звучат в политических дискуссиях.
Самым вероятным представляется объединение Еврейской автономной области (кстати, единственной в таком…
Вопросы объединения субъектов России в более масштабные образования все громче звучат в политических дискуссиях.
Самым вероятным представляется объединение Еврейской автономной области (кстати, единственной в таком…
Дмитрий Чернышенко, вице-премьер правительства РФ:
В совещании более 450 участников. Я надеюсь, что скоро сможем встретиться с каждым ректором лично. Нам есть о чём с вами поговорить.
Готовы ли вы вместе с Дмитрием Николаевичем и Валерием Николаевичем осуществить прорыв в науке и образовании?
Вы все участвуете в создании фронтальной стратегии социально-экономического развития России.
Очень важный вопрос: это кадры.
Хотелось бы более серьезного результата.
Ключевая роль-за вами, руководителями вузов. Это не только подготовка, но и переподготовка, переобучение граждан. Это практически все выпускники (вузов-НОП).
Такие специалисты будут строить инновационную экономику России.
За подготовку этих кадров отвечаете вы, руководители вузов.
Вы осуществляете реализацию заказа государства на кадры.
От редакции НОП: Дмитрий Николаевич в своём выступлении "подколол" ректоров в том, что они ждали поручение президента РФ в части подготовки кадров для ЦЭ, и сами особо не начинали.
Сигнал!
В совещании более 450 участников. Я надеюсь, что скоро сможем встретиться с каждым ректором лично. Нам есть о чём с вами поговорить.
Готовы ли вы вместе с Дмитрием Николаевичем и Валерием Николаевичем осуществить прорыв в науке и образовании?
Вы все участвуете в создании фронтальной стратегии социально-экономического развития России.
Очень важный вопрос: это кадры.
Хотелось бы более серьезного результата.
Ключевая роль-за вами, руководителями вузов. Это не только подготовка, но и переподготовка, переобучение граждан. Это практически все выпускники (вузов-НОП).
Такие специалисты будут строить инновационную экономику России.
За подготовку этих кадров отвечаете вы, руководители вузов.
Вы осуществляете реализацию заказа государства на кадры.
От редакции НОП: Дмитрий Николаевич в своём выступлении "подколол" ректоров в том, что они ждали поручение президента РФ в части подготовки кадров для ЦЭ, и сами особо не начинали.
Сигнал!
⚡️⚡️Дмитрий Чернышенко:
Поручение Минобрнауки: ввести "цифровой спецназ" в университетах на уровне проректоров.
В вузах появятся "цифровые" проректоры.
Поручение Минобрнауки: ввести "цифровой спецназ" в университетах на уровне проректоров.
В вузах появятся "цифровые" проректоры.
Олег Подольский, управляющий директор Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики «Университет 2035»:
Прошлый год был как стресс-тест для всех для нас, для системы образования. Он подчеркнул 3 болевых точки: цели образования, содержание и форма. Как бы это не звучало просто, но это сложная проблема, которая находится на стадии решения. Начнем с цели: система образования - это инструменты и среда развития гармоничной личности и профессионального, и в целом развития человека. И здесь мы должны рисовать траекторию, давать какую-то точку впереди и рассказывать, чего человек достигнет, начиная с самого младшего возраста.
Большие беды, которые сейчас есть у молодежи, как последствия депрессии и несамореализации - это неправильное целеполагание. И в этом смысле, основная цель, которую нужно сегодня зафиксировать на всех уровнях образования, задача педвузов готовить педагогов, воспитателей, тьюторов, фасилитаторов, людей, которые проводят в мир и помогают ставить цели для ребенка, студента и человека, который в течение всей жизни учится.
Мы говорили про содержание образования. Мы говорим про компетенции 21 века, но если посмотреть на шумерские глиняные таблички, там уже все вопросы были пройдены: и критическому мышлению учили, и астрономии. Там ставили вопросы восприятия действительности должным образом. Все уже придумано до нас. Цифра - это не самоцель, это инструмент развития, повышения эффективности профессиональной деятельности, в том числе и самореализации.
В этой связи наше предложение, так называемое, цифровое ядро, потому что цифровые технологии, цифровая грамотность - тот ядерный компонент, который должен быть инкорпорирован во все формы образования. Мы понимаем, что нужны разные уровни владения этими компетенциями. 41-й приказ Минэкономразвития в рамках федерального проекта зафиксировал первый уровень. Это серьезная, но длинная работа со всеми стандартами должна произойти в течение ближайших нескольких лет.
Мы считаем, что инструменты цифрового ГТО это, по сути дела, уже не поднятие гири, а умение программировать для решения определенных задач. Должно стать инструментом и развитие этой культуры, и продвижение умений использовать эти технологии вне зависимости, чем ты занимаешься.
Прошлый год был как стресс-тест для всех для нас, для системы образования. Он подчеркнул 3 болевых точки: цели образования, содержание и форма. Как бы это не звучало просто, но это сложная проблема, которая находится на стадии решения. Начнем с цели: система образования - это инструменты и среда развития гармоничной личности и профессионального, и в целом развития человека. И здесь мы должны рисовать траекторию, давать какую-то точку впереди и рассказывать, чего человек достигнет, начиная с самого младшего возраста.
Большие беды, которые сейчас есть у молодежи, как последствия депрессии и несамореализации - это неправильное целеполагание. И в этом смысле, основная цель, которую нужно сегодня зафиксировать на всех уровнях образования, задача педвузов готовить педагогов, воспитателей, тьюторов, фасилитаторов, людей, которые проводят в мир и помогают ставить цели для ребенка, студента и человека, который в течение всей жизни учится.
Мы говорили про содержание образования. Мы говорим про компетенции 21 века, но если посмотреть на шумерские глиняные таблички, там уже все вопросы были пройдены: и критическому мышлению учили, и астрономии. Там ставили вопросы восприятия действительности должным образом. Все уже придумано до нас. Цифра - это не самоцель, это инструмент развития, повышения эффективности профессиональной деятельности, в том числе и самореализации.
В этой связи наше предложение, так называемое, цифровое ядро, потому что цифровые технологии, цифровая грамотность - тот ядерный компонент, который должен быть инкорпорирован во все формы образования. Мы понимаем, что нужны разные уровни владения этими компетенциями. 41-й приказ Минэкономразвития в рамках федерального проекта зафиксировал первый уровень. Это серьезная, но длинная работа со всеми стандартами должна произойти в течение ближайших нескольких лет.
Мы считаем, что инструменты цифрового ГТО это, по сути дела, уже не поднятие гири, а умение программировать для решения определенных задач. Должно стать инструментом и развитие этой культуры, и продвижение умений использовать эти технологии вне зависимости, чем ты занимаешься.
Валерий Фальков:
В приличном университете сегодня немыслима подготовка (специалистов) без цифровых модулей.
Без науки нормальной подготовки кадров не будет.
До конца года мы разработаем новый стандарт преподавателя высшей школы.
О прикладном бакалавриате: если отрасль (IT) поддержит, почему бы на это не пойти?
В приличном университете сегодня немыслима подготовка (специалистов) без цифровых модулей.
Без науки нормальной подготовки кадров не будет.
До конца года мы разработаем новый стандарт преподавателя высшей школы.
О прикладном бакалавриате: если отрасль (IT) поддержит, почему бы на это не пойти?
Оксана Тарасенко, заместитель министра экономического развития РФ, круглый стол «Искусственный интеллект»:
Федпроект «ИИ» уникальный - про кадры, науку, образование и исследования. Там есть все прогрессивные связки, которые позволят ИИ в стране консолидироваться и продвинуть Россию на международной арене.
ИИ должен внедряться в соответствии с нацстратегией.
Показатели отраслевой трансформации по данным ПАО «Сбер»:
- Сейчас в мире 25% крупных компаний проинвестировали в ИИ;
- Еще 20% планирует такие инвестиции.
Массово вводятся должности региональных аналогов двойников федеральных замминистров по ИИ.
Требования к специалистам в сфере ИИ:
- Специалисты по разработке алгоритмов фундаментальных технологий ИИ (драйверы - ведущие научно-образовательные центры);
- Специалисты в области инжиниринга и систем ИИ (здесь больше роль играет Иннополис как интегратор подготовки специалистов среди вузов).
Мировые фронтиры в сфере ИИ:
Быстро развивающиеся технологии:
- Вычисление на конечных устройствах;
- Распознавание образов мультимедиа-данных;
- Обучение с подкреплением для самообучающийся роботов.
Зарождающиеся тренды:
- Нейроморфные вычисления и генеративно-состязательные сети;
- Системы дополнительного интеллекта.
Основные компетенции в области ИИ в России сформированы МГУ - будет презентация в правительстве по направлениям:
- Психокогнитивные исследования и нейробиология;
- Машинное зрение и компьютерная графика;
- NLP, новые подходы NL;
- Предикативная аналитика;
- Распознавание текстов;
- ИИ в физике и химии;
- Разработка лекарств;
- Отраслевые приложения ИИ (точное земледелие, нефтегазовый инжиниринг и др.).
Есть определенные требования к профстандартам, поэтому есть потребность альянса Минобрнауки и Минэкономразвития для построения правильных траекторий обучения, а соответственно необходима также оценка качества образования.
На науку мы будем тратить достаточно!
Федпроект «ИИ» уникальный - про кадры, науку, образование и исследования. Там есть все прогрессивные связки, которые позволят ИИ в стране консолидироваться и продвинуть Россию на международной арене.
ИИ должен внедряться в соответствии с нацстратегией.
Показатели отраслевой трансформации по данным ПАО «Сбер»:
- Сейчас в мире 25% крупных компаний проинвестировали в ИИ;
- Еще 20% планирует такие инвестиции.
Массово вводятся должности региональных аналогов двойников федеральных замминистров по ИИ.
Требования к специалистам в сфере ИИ:
- Специалисты по разработке алгоритмов фундаментальных технологий ИИ (драйверы - ведущие научно-образовательные центры);
- Специалисты в области инжиниринга и систем ИИ (здесь больше роль играет Иннополис как интегратор подготовки специалистов среди вузов).
Мировые фронтиры в сфере ИИ:
Быстро развивающиеся технологии:
- Вычисление на конечных устройствах;
- Распознавание образов мультимедиа-данных;
- Обучение с подкреплением для самообучающийся роботов.
Зарождающиеся тренды:
- Нейроморфные вычисления и генеративно-состязательные сети;
- Системы дополнительного интеллекта.
Основные компетенции в области ИИ в России сформированы МГУ - будет презентация в правительстве по направлениям:
- Психокогнитивные исследования и нейробиология;
- Машинное зрение и компьютерная графика;
- NLP, новые подходы NL;
- Предикативная аналитика;
- Распознавание текстов;
- ИИ в физике и химии;
- Разработка лекарств;
- Отраслевые приложения ИИ (точное земледелие, нефтегазовый инжиниринг и др.).
Есть определенные требования к профстандартам, поэтому есть потребность альянса Минобрнауки и Минэкономразвития для построения правильных траекторий обучения, а соответственно необходима также оценка качества образования.
На науку мы будем тратить достаточно!
Виктор Садовничий, ректор МГУ:
Уже с 1 сентября мы будем активно готовить цифровых специалистов для нашей страны.
Кроме этого, МГУ выдвинул идею "долины" - я бы хотел послушать Иннополис, потому что мы близки друг-другу.
Мы должны думать о том, чтобы молодые талантливве ребята оставались работать у нас. Я выступаю за то, чтобы в аспирантуре мы оставались самой сильной державой мира.
Уже с 1 сентября мы будем активно готовить цифровых специалистов для нашей страны.
Кроме этого, МГУ выдвинул идею "долины" - я бы хотел послушать Иннополис, потому что мы близки друг-другу.
Мы должны думать о том, чтобы молодые талантливве ребята оставались работать у нас. Я выступаю за то, чтобы в аспирантуре мы оставались самой сильной державой мира.