Многопутье молодежи (1/2)
На сессии «Ответственность, воля, усердие» форума «Университеты и развитие геостратегических территорий России» участники и модераторы искали те инструменты, которые бы позволили установить «замковый камень» в здание молодежной политики.
В фокусе внимания выступавших оказался очень интересное и многогранное пространство пересечений молодежной политики, soft skills, воспитания и (само)развития студентов. Здесь сплетаются в единый клубок и обучение, и воспитательная работа, и развитие личности студентов.
Одного ответа на все вопросы просто не существует, потому на многочисленных распутьях спикеры выбирали каждый свои пути и направления, предполагая, что все они ведут в общем-то в одну и ту же точку. То самое пространство, где находится Грааль молодежной политики.
Сверху вниз
В самом конце 2020 года вступил в силу долгожданный федеральный закон «О государственной молодежной политике». Это рамочный документ, который вводят единое понятийно-смысловое поле всему направлению работы.
Проблема с этой «дорогой» в том, что для реальной работы закона требуется огромная пачка поясняющих и детализирующих документов. Все они нужны и важны – этим сейчас как раз занимается Минобрнауки, о чем рассказал Денис Аширов. Однако, баланс в регламентации нащупать всегда бывает сложно. А значит, есть возможность серьезного «обрубания» необычных, но эффективных практик, «втискивания» работы в заданные методичками рамки. Также есть опасность буквально «задушить» активность университетов и самих студентов, причем в ряде случаев – в самом зародыше.
Снизу вверх
Студенческое самоуправление находится в фокусе внимания администраторов и идеологов научно-образовательной политики. Предполагается, что университеты должны создавать условия для появления и проявления всего многообразия форм студенческой культуры – особенно, клубной.
В студентах это движение должно в первую очередь заложить ответственность – в том числе, за собственные инициативы. Основное препятствие заключается в том, что необходимы равноправные отношения между студентами с одной стороны и преподавателями, а также администрацией с другой. Нынешние студенты уже демонстрируют, что они воспринимают своих педагогов или руководство университетов скорее как партнеров (и необязательно «старших»), но никак не с точки зрения непререкаемых авторитетов. И смена мировоззрения на самом деле нужна именно у преподавателей и администрации вузов, к чему готовы далеко не все.
Вширь
Многие выступающие делились своими лучшими практиками. И не раз возникала очевидная идея – собирания и тиражирования самых успешных из них. Подобная работа, например, в механике организации дистанционного обучения, действительно хорошо зарекомендовала себя.
Однако, воспитание, soft skills, в принципе работа на уровне личности и идентичности студента – это поле во многом более эмоциональное, чем рациональное. Все кейсы университетов глубоко практичны – это и дает подтверждение их эффективности, и затрудняет механический перенос в другие регионы или вузы.
Тем более, что воспитание начинается в школе, которая погружена в социально-культурный контекст значительно больше вузов. В итоге нужно «идти в школьный народ», потому что на студенческом уровне воспитывать часто уже поздно, нужно перевоспитывать, да и то не всегда возможно.
Вглубь
Президентская платформа «Россия – страна возможностей» демонстрирует иной подход. Будучи системным актором и носителем универсальных практик и компетенций, как рассказал Дмитрий Гужеля, РСВ хочет создать в каждом вузе единую точку входа. А университеты должны сформировать «одно окно» для профессионального и личностного роста студентов, причем в своей работе дойти до каждого обучающегося. Это продуктивный, но сложный в реализации подход – пока что мы в самом начале этого пути.
Подробнее: https://svfu.mmco-expo.ru/program/otvetstvennost-volya-i-userdie
На сессии «Ответственность, воля, усердие» форума «Университеты и развитие геостратегических территорий России» участники и модераторы искали те инструменты, которые бы позволили установить «замковый камень» в здание молодежной политики.
В фокусе внимания выступавших оказался очень интересное и многогранное пространство пересечений молодежной политики, soft skills, воспитания и (само)развития студентов. Здесь сплетаются в единый клубок и обучение, и воспитательная работа, и развитие личности студентов.
Одного ответа на все вопросы просто не существует, потому на многочисленных распутьях спикеры выбирали каждый свои пути и направления, предполагая, что все они ведут в общем-то в одну и ту же точку. То самое пространство, где находится Грааль молодежной политики.
Сверху вниз
В самом конце 2020 года вступил в силу долгожданный федеральный закон «О государственной молодежной политике». Это рамочный документ, который вводят единое понятийно-смысловое поле всему направлению работы.
Проблема с этой «дорогой» в том, что для реальной работы закона требуется огромная пачка поясняющих и детализирующих документов. Все они нужны и важны – этим сейчас как раз занимается Минобрнауки, о чем рассказал Денис Аширов. Однако, баланс в регламентации нащупать всегда бывает сложно. А значит, есть возможность серьезного «обрубания» необычных, но эффективных практик, «втискивания» работы в заданные методичками рамки. Также есть опасность буквально «задушить» активность университетов и самих студентов, причем в ряде случаев – в самом зародыше.
Снизу вверх
Студенческое самоуправление находится в фокусе внимания администраторов и идеологов научно-образовательной политики. Предполагается, что университеты должны создавать условия для появления и проявления всего многообразия форм студенческой культуры – особенно, клубной.
В студентах это движение должно в первую очередь заложить ответственность – в том числе, за собственные инициативы. Основное препятствие заключается в том, что необходимы равноправные отношения между студентами с одной стороны и преподавателями, а также администрацией с другой. Нынешние студенты уже демонстрируют, что они воспринимают своих педагогов или руководство университетов скорее как партнеров (и необязательно «старших»), но никак не с точки зрения непререкаемых авторитетов. И смена мировоззрения на самом деле нужна именно у преподавателей и администрации вузов, к чему готовы далеко не все.
Вширь
Многие выступающие делились своими лучшими практиками. И не раз возникала очевидная идея – собирания и тиражирования самых успешных из них. Подобная работа, например, в механике организации дистанционного обучения, действительно хорошо зарекомендовала себя.
Однако, воспитание, soft skills, в принципе работа на уровне личности и идентичности студента – это поле во многом более эмоциональное, чем рациональное. Все кейсы университетов глубоко практичны – это и дает подтверждение их эффективности, и затрудняет механический перенос в другие регионы или вузы.
Тем более, что воспитание начинается в школе, которая погружена в социально-культурный контекст значительно больше вузов. В итоге нужно «идти в школьный народ», потому что на студенческом уровне воспитывать часто уже поздно, нужно перевоспитывать, да и то не всегда возможно.
Вглубь
Президентская платформа «Россия – страна возможностей» демонстрирует иной подход. Будучи системным актором и носителем универсальных практик и компетенций, как рассказал Дмитрий Гужеля, РСВ хочет создать в каждом вузе единую точку входа. А университеты должны сформировать «одно окно» для профессионального и личностного роста студентов, причем в своей работе дойти до каждого обучающегося. Это продуктивный, но сложный в реализации подход – пока что мы в самом начале этого пути.
Подробнее: https://svfu.mmco-expo.ru/program/otvetstvennost-volya-i-userdie
Многопутье молодежи (2/2)
Извне
Весь блок гибких навыков, воспитания, молодежной политики, профессиональной и личной самореализации – это системная задача, которая имеет множество измерений и преломлений.
Но все эти процессы помещаются в более широкий контекст. У молодежи есть ясно запрос на справедливость, результаты «здесь и сейчас», реальные дела с быстрой, понятной и практической отдачей.
Справедливость проявляется, в первую очередь, на равный, свободный и недискриминационный доступ к различным благам – например, к социальным лифтам. На этом поле успешно работает президентская платформа «Россия – страна возможностей».
В области soft skills нужно продемонстрировать молодежи быструю отдачу их освоения. Не менее важен акцент, который сделала Мария Афонина – необходимо учить учиться. Образование становится непрерывным, потому нужно научать людей трезво оценивать свои компетенции, предлагаемую информацию или пути развития как профессионального, так и личностного.
Политические обстоятельства привели к тому, что образовательно-воспитательное сообщество клюнул, выражаясь словами Валерия Легойды, «не жареный, а сгоревший петух» - и начался поиск решений. Часто сумбурный и суетливый. Волонтерство – один из реальных механизмов ответа на эти вызовы. Но явно и внутри университетов должна формироваться среда, где молодежь сможет реализовать свои эмоции, а не только амбиции.
Владимир Легойда раз за разом говорит о формировании эмоционального интеллекта, о непреходящих ценностях, о мировоззренческих установках. Это и есть тот более широкий контекст, на котором можно и нужно работать, чтобы создать условия для решения задач более низкого, но все равно системного уровня. И именно такая работа даст самой молодежи ориентиры, чтобы не заблудиться на тех дорогах, что создаются для нее.
В части воспитания (особенно патриотического), как отмечали многие спикеры, важна именно гражданская составляющая. Здесь ключевой ценностью должна стать ответственность – на то направлено и волонтерство, и стимулирование студенческого самоуправления.
Платформы и институты
В ходе дискуссии не раз звучали слова о необходимости как можно большего числа площадок для общения молодежи. С этим связана инициатива создания крупных кампусов мирового уровня – они должны стать вместилищем того самого «креативного бульона», что будет генерировать и инноваторов, и патриотов.
Личности
Инфраструктура и экосистемы – это характеристики условий для реализации молодежной политики, воспитания, наработки soft skills. Однако, есть и иное измерение – личностное. Об этом особенно глубоко рассуждал в ходе дискуссии Владимир Легойда – задача в формировании отношений наставничества. Нужно научиться учиться всех – и учителей, и учеников. Но первых особенно важно наставлять в том, как выучить таких детей и молодых людей, чтобы те почитали за ключевую моральную установку – не разочаровать учителя.
В воспитании студентов скорее речь идет о самостоятельном поиске нравственных ориентиров, потому и востребована работа на этих тонких материях – мировоззрения, идентичности, отличения допустимого и недопустимого, добра и зла. Важно создавать условия для самовоспитания, скорее чем для формализованной административной работы.
Очень предварительный итог
«Из точки А в точку Б вышел поезд» - примерно в этой парадигме многие бы хотели видеть работу в молодежной политике, воспитании, soft skills или социальных лифтах. На самом же деле мы имеем дело с «принципом неопределенности Гейзенберга» - стремясь оценить, в каком положении мы находимся в вопросах ответственности, воли и усердия, теряем понимание, куда происходит движение. Установив же его направление (реальное или желаемое), часто не имеем представления о действительном положении вещей.
Чтобы формировать личность «россиянина 2.0» – а речь идет именно об этом в контексте молодежной политики, компетенций молодежи и ее воспитания – нужно всем участникам процесса пройти ту же эволюцию и скорректировать мировоззрение. Для того и нужны ответственность, воля, усердие.
На этом пути двигаться нужно по всем доступным дорогам.
Извне
Весь блок гибких навыков, воспитания, молодежной политики, профессиональной и личной самореализации – это системная задача, которая имеет множество измерений и преломлений.
Но все эти процессы помещаются в более широкий контекст. У молодежи есть ясно запрос на справедливость, результаты «здесь и сейчас», реальные дела с быстрой, понятной и практической отдачей.
Справедливость проявляется, в первую очередь, на равный, свободный и недискриминационный доступ к различным благам – например, к социальным лифтам. На этом поле успешно работает президентская платформа «Россия – страна возможностей».
В области soft skills нужно продемонстрировать молодежи быструю отдачу их освоения. Не менее важен акцент, который сделала Мария Афонина – необходимо учить учиться. Образование становится непрерывным, потому нужно научать людей трезво оценивать свои компетенции, предлагаемую информацию или пути развития как профессионального, так и личностного.
Политические обстоятельства привели к тому, что образовательно-воспитательное сообщество клюнул, выражаясь словами Валерия Легойды, «не жареный, а сгоревший петух» - и начался поиск решений. Часто сумбурный и суетливый. Волонтерство – один из реальных механизмов ответа на эти вызовы. Но явно и внутри университетов должна формироваться среда, где молодежь сможет реализовать свои эмоции, а не только амбиции.
Владимир Легойда раз за разом говорит о формировании эмоционального интеллекта, о непреходящих ценностях, о мировоззренческих установках. Это и есть тот более широкий контекст, на котором можно и нужно работать, чтобы создать условия для решения задач более низкого, но все равно системного уровня. И именно такая работа даст самой молодежи ориентиры, чтобы не заблудиться на тех дорогах, что создаются для нее.
В части воспитания (особенно патриотического), как отмечали многие спикеры, важна именно гражданская составляющая. Здесь ключевой ценностью должна стать ответственность – на то направлено и волонтерство, и стимулирование студенческого самоуправления.
Платформы и институты
В ходе дискуссии не раз звучали слова о необходимости как можно большего числа площадок для общения молодежи. С этим связана инициатива создания крупных кампусов мирового уровня – они должны стать вместилищем того самого «креативного бульона», что будет генерировать и инноваторов, и патриотов.
Личности
Инфраструктура и экосистемы – это характеристики условий для реализации молодежной политики, воспитания, наработки soft skills. Однако, есть и иное измерение – личностное. Об этом особенно глубоко рассуждал в ходе дискуссии Владимир Легойда – задача в формировании отношений наставничества. Нужно научиться учиться всех – и учителей, и учеников. Но первых особенно важно наставлять в том, как выучить таких детей и молодых людей, чтобы те почитали за ключевую моральную установку – не разочаровать учителя.
В воспитании студентов скорее речь идет о самостоятельном поиске нравственных ориентиров, потому и востребована работа на этих тонких материях – мировоззрения, идентичности, отличения допустимого и недопустимого, добра и зла. Важно создавать условия для самовоспитания, скорее чем для формализованной административной работы.
Очень предварительный итог
«Из точки А в точку Б вышел поезд» - примерно в этой парадигме многие бы хотели видеть работу в молодежной политике, воспитании, soft skills или социальных лифтах. На самом же деле мы имеем дело с «принципом неопределенности Гейзенберга» - стремясь оценить, в каком положении мы находимся в вопросах ответственности, воли и усердия, теряем понимание, куда происходит движение. Установив же его направление (реальное или желаемое), часто не имеем представления о действительном положении вещей.
Чтобы формировать личность «россиянина 2.0» – а речь идет именно об этом в контексте молодежной политики, компетенций молодежи и ее воспитания – нужно всем участникам процесса пройти ту же эволюцию и скорректировать мировоззрение. Для того и нужны ответственность, воля, усердие.
На этом пути двигаться нужно по всем доступным дорогам.
Русский как образ развития
Инновационный научно-технологический центр на базе Дальневосточного федерального университета позволит сконцентрировать во Владивостоке усилия по разработке и выводу на рынок новых технологий, заявил глава Минвостокразвития РФ Алексей Чекунков. До 2024 года ИНТЦ примет больше 100 резидентов, работающих и по трем направлениям: мировой океан, биотехнологии, информационные технологии.
О преимуществах создания такого центра на Дальнем Востоке специально для НОП рассказала проректор по перспективным проектам и новой инфраструктуре ДВФУ и генеральный директор Фонда развития ИНТЦ Елена Харисова:
«ИНТЦ появится на острове Русский по инициативе Дальневосточного федерального университета и станет площадкой, объединяющей студентов, ученых и представителей бизнеса. Это обеспечит развитие инновационных проектов и образовательных программ для наукоемкого производства, а также предоставит возможность для реализации амбициозных проектов талантливым ученым и технологическим предпринимателям с Дальнего Востока и со всего мира. Здесь будут создавать инновационные цифровые платформы, тестировать передовые разработки и запускать пилотные проекты. А благодаря своему уникальному местоположению Центр станет связующим звеном между Россией и странами АТР в вопросах проведения исследований и взаимной интеграции в рыночное пространство.
Создание ИНТЦ «Русский» — это, в том числе, уникальный проект территориального развития, один из наиболее масштабных градостроительных проектов Дальнего Востока, направленный на создание многогранной экосистемы для формирования новых сообществ, способных менять мир».
Напомним, что именно формат технологической долины (ИНТЦ) был избран для развития уникальной научной, образовательной и технологически-инновационной инфраструктуры под эгидой ДВФУ на острове Русский. В рамках этой парадигмы функционирует сам университет, цифровой центр, инжиниринговые центры высокотехнологичных госкорпораций и компаний с государственным участием.
Комплиментарным технологической долине является НОЦ, с которым ДВФУ со всеми основаниями претендует на статус мирового уровня при отборе третьей тройки центров по нацпроекту «Наука и университеты».
Инновационный научно-технологический центр на базе Дальневосточного федерального университета позволит сконцентрировать во Владивостоке усилия по разработке и выводу на рынок новых технологий, заявил глава Минвостокразвития РФ Алексей Чекунков. До 2024 года ИНТЦ примет больше 100 резидентов, работающих и по трем направлениям: мировой океан, биотехнологии, информационные технологии.
О преимуществах создания такого центра на Дальнем Востоке специально для НОП рассказала проректор по перспективным проектам и новой инфраструктуре ДВФУ и генеральный директор Фонда развития ИНТЦ Елена Харисова:
«ИНТЦ появится на острове Русский по инициативе Дальневосточного федерального университета и станет площадкой, объединяющей студентов, ученых и представителей бизнеса. Это обеспечит развитие инновационных проектов и образовательных программ для наукоемкого производства, а также предоставит возможность для реализации амбициозных проектов талантливым ученым и технологическим предпринимателям с Дальнего Востока и со всего мира. Здесь будут создавать инновационные цифровые платформы, тестировать передовые разработки и запускать пилотные проекты. А благодаря своему уникальному местоположению Центр станет связующим звеном между Россией и странами АТР в вопросах проведения исследований и взаимной интеграции в рыночное пространство.
Создание ИНТЦ «Русский» — это, в том числе, уникальный проект территориального развития, один из наиболее масштабных градостроительных проектов Дальнего Востока, направленный на создание многогранной экосистемы для формирования новых сообществ, способных менять мир».
Напомним, что именно формат технологической долины (ИНТЦ) был избран для развития уникальной научной, образовательной и технологически-инновационной инфраструктуры под эгидой ДВФУ на острове Русский. В рамках этой парадигмы функционирует сам университет, цифровой центр, инжиниринговые центры высокотехнологичных госкорпораций и компаний с государственным участием.
Комплиментарным технологической долине является НОЦ, с которым ДВФУ со всеми основаниями претендует на статус мирового уровня при отборе третьей тройки центров по нацпроекту «Наука и университеты».
Что такое цифровая зрелость высшего образования (1/2)
Ответ на вопрос искали в ходе дискуссии «Цифра в образовании эпохи постпандемии». О состоянии цифрового образования, табу, перспективах для вузов и общества есть разный взгляд от экспертов, рынка и участников образовательных процессов. Это разные истории, которые должны найти общие точки и не смотреть друг на друга с расстояний противоположных полюсов.
Дефекты цифровой трансформации
Игорь Ашманов, генеральный директор компании «Ашманов и партнеры», председатель совета директоров компании «Наносемантика»:
«Движение в сторону цифрового образования имеет несколько очевидных дефектов. Есть такой азарт, что нужно делать все цифровым, потому что это правильно, стильно, модно, молодежно. Я ни разу не слышал аргументов почему это нужно делать, кроме того, что на западе уже делают, это тренд. Все, что я видел про цифровое образование говорит о том, что о правах граждан и о том, что будут риски, что законы о цифровом образовании будут приниматься, пока никто в голову не берет. Например, часто говорят траектория, образовательная траектория, это история с попыткой получить цифровую власть над обучающимся и определять по какому коридору его надо вести.
Очень небольшой процент того, что можно услышать, придумано здесь. В основном, нам рассказывают кальки с иностранного. Сами императивы что надо сделать так, должно быть так, ничем не подкреплены кроме копирования чужих мыслей. Я не видел никаких изобретений в области цифрового образования, сделанных в России. Широким фронтом мы начинаем заимствовать внешние технологии, повышая цифровую зависимость.
Право человека на отказ от цифрового мира и цифрового обучения никто не рассматривает. Конечно, высшее образование во многом штука добровольная, а когда это касается школьников, особенно несовершеннолетних, это прямо сейчас вопиющее нарушение прав граждан. Но и с траекториями и навязыванием цифрового обучения молодым людям тоже не все просто. Поэтому такие слова типа «траектория» лучше бы не употреблять, потому что они токсичны».
Цикличная цифровая реинкарнация
Дмитрий Гужеля, руководитель департамента АНО «Россия – страна возможностей»:
Я бы по-другому назвал состояние российского высшего образования: цикличная цифровая реинкарнация. Никакой зрелости цифровой в российском высшем образовании нет, есть постоянное открытие дивного нового мира. Каждый раз, когда что-то происходит на уровне университета, на уровне региона, на уровне министерства, на уровне постановлений правительства, каждый раз открывается новый дивный мир: создаются новые целевые программы по цифровой трансформации образования.
О цифровой зрелости я бы говорить не стал, потому что отсутствует цифровая преемственность, постоянное воспроизведение одних и тех же идей, и эти идеи не доводятся до логического конца.
За счет этих постоянных возобновлений, постоянных подходов к снаряду, получаются очень интересные вещи. База большая, наработок много, специалистов много, но почему-то их регулярно вымывает из этой области куда-то в сторону, а на их место приходят другие люди, тоже профессионалы, но с другими компетенциями и начинают с нуля, нового велосипеда.
Подробнее: https://svfu.mmco-expo.ru/program/tsifra-v-obrazovanii-epokhi-postpandemii
Ответ на вопрос искали в ходе дискуссии «Цифра в образовании эпохи постпандемии». О состоянии цифрового образования, табу, перспективах для вузов и общества есть разный взгляд от экспертов, рынка и участников образовательных процессов. Это разные истории, которые должны найти общие точки и не смотреть друг на друга с расстояний противоположных полюсов.
Дефекты цифровой трансформации
Игорь Ашманов, генеральный директор компании «Ашманов и партнеры», председатель совета директоров компании «Наносемантика»:
«Движение в сторону цифрового образования имеет несколько очевидных дефектов. Есть такой азарт, что нужно делать все цифровым, потому что это правильно, стильно, модно, молодежно. Я ни разу не слышал аргументов почему это нужно делать, кроме того, что на западе уже делают, это тренд. Все, что я видел про цифровое образование говорит о том, что о правах граждан и о том, что будут риски, что законы о цифровом образовании будут приниматься, пока никто в голову не берет. Например, часто говорят траектория, образовательная траектория, это история с попыткой получить цифровую власть над обучающимся и определять по какому коридору его надо вести.
Очень небольшой процент того, что можно услышать, придумано здесь. В основном, нам рассказывают кальки с иностранного. Сами императивы что надо сделать так, должно быть так, ничем не подкреплены кроме копирования чужих мыслей. Я не видел никаких изобретений в области цифрового образования, сделанных в России. Широким фронтом мы начинаем заимствовать внешние технологии, повышая цифровую зависимость.
Право человека на отказ от цифрового мира и цифрового обучения никто не рассматривает. Конечно, высшее образование во многом штука добровольная, а когда это касается школьников, особенно несовершеннолетних, это прямо сейчас вопиющее нарушение прав граждан. Но и с траекториями и навязыванием цифрового обучения молодым людям тоже не все просто. Поэтому такие слова типа «траектория» лучше бы не употреблять, потому что они токсичны».
Цикличная цифровая реинкарнация
Дмитрий Гужеля, руководитель департамента АНО «Россия – страна возможностей»:
Я бы по-другому назвал состояние российского высшего образования: цикличная цифровая реинкарнация. Никакой зрелости цифровой в российском высшем образовании нет, есть постоянное открытие дивного нового мира. Каждый раз, когда что-то происходит на уровне университета, на уровне региона, на уровне министерства, на уровне постановлений правительства, каждый раз открывается новый дивный мир: создаются новые целевые программы по цифровой трансформации образования.
О цифровой зрелости я бы говорить не стал, потому что отсутствует цифровая преемственность, постоянное воспроизведение одних и тех же идей, и эти идеи не доводятся до логического конца.
За счет этих постоянных возобновлений, постоянных подходов к снаряду, получаются очень интересные вещи. База большая, наработок много, специалистов много, но почему-то их регулярно вымывает из этой области куда-то в сторону, а на их место приходят другие люди, тоже профессионалы, но с другими компетенциями и начинают с нуля, нового велосипеда.
Подробнее: https://svfu.mmco-expo.ru/program/tsifra-v-obrazovanii-epokhi-postpandemii
Что такое цифровая зрелость высшего образования (2/2)
От слов к практике, но нет дидактики
Дмитрий Земцов, проректор по развитию Дальневосточного федерального университета:
«Цифровая зрелость - это не только зрелость цифры. Это зрелость методики и методологии работы с цифровой. Для меня вопрос о цифровой зрелости не только образовательных организаций, но и всей системы образования, это вопрос о том, признаем ли мы, что методическая, методологическая часть этих технологий является для нас пространством развития, что мы должны заниматься развитием методики и методологией, и что мы не можем судить об эффективности цифровых образовательных технологий в тот момент, когда методика и методология еще не развиты.
Цифровая зрелость - это готовность, признавая, что цифровые технологии существуют, вкладываться в новую дидактику, в развитие методики и методологии этого типа образования. Глупо и неакадемично судить по неготовой технологии о качестве, о применимости этой технологии в сфере образования. Цифровая зрелость должна включать в себя не только зрелость цифры, но и зрелость подходов методики развития этой цифры».
Метрики цифровой зрелости
Нина Яныкина, ректор «Университета 20.35»:
«Цифровая зрелость, с точки зрения термина, это состояние, в котором находятся организации отрасли. Когда мы говорим о цифровой зрелости мы должны подумать, какими метриками померить эту зрелость. Термин цифровая зрелость в отношении системы образования, должен идти в паре с еще двумя понятиями, состояниями системы, которые крайне важны не только с точки зрения человека, но и с точки зрения системы, государства и общества. Эти два состояния - цифровое превосходство и цифровой суверенитет. Все шаги к цифровой зрелости в конечном итоге должны нас вести к этому самому превосходству и определенному суверенитету.
Цифрово зрелым мы можем назвать университет в том случае, если решения принимаются на основании данных. Когда люди, принимающие решения, умеют с этими данными работать. Это ключевой фактор потенциальных метрик цифровой зрелости. Мы можем говорить о таких метриках как доля процессов с искусственным интеллектом, с цифрой, в электронном виде в университете».
Метафора цифровой зрелости
Анатолий Николаев, ректор Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова:
«Главное, какой степени зрелость. В любое время, любой этап развития это какая-то степень, какой-то горизонт развития.
В 2020 году мы приняли план цифровой трансформации нашего университета, достаточно амбициозный в образовательной части, в части управления университетом. Надо внедрять кадры, технологии и так далее. Например, проректор по хозяйственной части сидит, думает, каким же образом с пульта управления будут управлять всеми нашими объектами: тепло, свет и так далее. То с этой точки зрения, мы еще не созрели. Но в прошлом году мы за 1 день перешли на дистанционное обучение, без срывов. Значит, в какой-то мере мы созрели. В какой-то мере мы должны не только созреть, но и не перезреть, не пропустить момент сбора урожая. В этом вообще смысл университета».
Подробнее: https://svfu.mmco-expo.ru/program/tsifra-v-obrazovanii-epokhi-postpandemii
От слов к практике, но нет дидактики
Дмитрий Земцов, проректор по развитию Дальневосточного федерального университета:
«Цифровая зрелость - это не только зрелость цифры. Это зрелость методики и методологии работы с цифровой. Для меня вопрос о цифровой зрелости не только образовательных организаций, но и всей системы образования, это вопрос о том, признаем ли мы, что методическая, методологическая часть этих технологий является для нас пространством развития, что мы должны заниматься развитием методики и методологией, и что мы не можем судить об эффективности цифровых образовательных технологий в тот момент, когда методика и методология еще не развиты.
Цифровая зрелость - это готовность, признавая, что цифровые технологии существуют, вкладываться в новую дидактику, в развитие методики и методологии этого типа образования. Глупо и неакадемично судить по неготовой технологии о качестве, о применимости этой технологии в сфере образования. Цифровая зрелость должна включать в себя не только зрелость цифры, но и зрелость подходов методики развития этой цифры».
Метрики цифровой зрелости
Нина Яныкина, ректор «Университета 20.35»:
«Цифровая зрелость, с точки зрения термина, это состояние, в котором находятся организации отрасли. Когда мы говорим о цифровой зрелости мы должны подумать, какими метриками померить эту зрелость. Термин цифровая зрелость в отношении системы образования, должен идти в паре с еще двумя понятиями, состояниями системы, которые крайне важны не только с точки зрения человека, но и с точки зрения системы, государства и общества. Эти два состояния - цифровое превосходство и цифровой суверенитет. Все шаги к цифровой зрелости в конечном итоге должны нас вести к этому самому превосходству и определенному суверенитету.
Цифрово зрелым мы можем назвать университет в том случае, если решения принимаются на основании данных. Когда люди, принимающие решения, умеют с этими данными работать. Это ключевой фактор потенциальных метрик цифровой зрелости. Мы можем говорить о таких метриках как доля процессов с искусственным интеллектом, с цифрой, в электронном виде в университете».
Метафора цифровой зрелости
Анатолий Николаев, ректор Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова:
«Главное, какой степени зрелость. В любое время, любой этап развития это какая-то степень, какой-то горизонт развития.
В 2020 году мы приняли план цифровой трансформации нашего университета, достаточно амбициозный в образовательной части, в части управления университетом. Надо внедрять кадры, технологии и так далее. Например, проректор по хозяйственной части сидит, думает, каким же образом с пульта управления будут управлять всеми нашими объектами: тепло, свет и так далее. То с этой точки зрения, мы еще не созрели. Но в прошлом году мы за 1 день перешли на дистанционное обучение, без срывов. Значит, в какой-то мере мы созрели. В какой-то мере мы должны не только созреть, но и не перезреть, не пропустить момент сбора урожая. В этом вообще смысл университета».
Подробнее: https://svfu.mmco-expo.ru/program/tsifra-v-obrazovanii-epokhi-postpandemii
Прямо сейчас начинается открытое заседание ученого совета ИСП РАН. В ходе заседания сотрудники расскажут о направлениях, которые развиваются в институте.
Формальное, казалось бы, мероприятие сопряжено ещё с праздничным событием. Свой юбилей отмечает директор ИСП РАН Арутюн Аветисян.
Работа - это важная неотъемлемая часть жизни, отрадно, что свой день рождения Арутюн Ишханович празднует здесь, со своими коллегами.
Команда НОП поздравляет Арутюна Ишхановича, желает ему новых прорывных идей, которые изменят мир!
Формальное, казалось бы, мероприятие сопряжено ещё с праздничным событием. Свой юбилей отмечает директор ИСП РАН Арутюн Аветисян.
Работа - это важная неотъемлемая часть жизни, отрадно, что свой день рождения Арутюн Ишханович празднует здесь, со своими коллегами.
Команда НОП поздравляет Арутюна Ишхановича, желает ему новых прорывных идей, которые изменят мир!
Детская космическая столица в Нальчике
С 10 по 25 марта 2021 года в Нальчике проходит Космическая программа «Сириус-2021» - заключительный этап проекта «Дежурный по планете».
Организаторами программы выступают Фонд «Талант и успех», Фонд содействия инновациям, Сколковский институт науки и технологий, Госкорпорация «Роскосмос», Кружковое движение НТИ.
Среди партнеров программы - высокотехнологичные компании - «Лоретт», «СКАНЭКС» - и вузы: НИУ ВШЭ, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Санкт-Петербургский политехнический университет и другие.
В год шестидесятилетия первого полета человека в космос программа проходит в Кабардино-Балкарии – в Региональном центре выявления и поддержки одаренных детей «Антарес» и «Детской академии творчества «Солнечный город».
Те ребята, которые прошли конкурсный отбор по программе «Дежурный по планете», смогут представить свои проекты в следующих номинациях:
- Делаем станцию приема данных в L-диапазоне с метеорологических спутников своими руками;
- Космическая робототехника – Роверы;
- Terra Notum;
- Цифровой лесничий;
- Космическая автоматическая идентификация объектов и искусственный интеллект;
- Прикладные космические системы - Научные эксперименты.
Владимир Гершензон, генеральный директор ООО «Лоретт», эксперт направления «Делаем станцию приема данных в L-диапазоне с метеорологических спутников своими руками» специально для НОП:
С огромной скоростью увеличивается количество спутников, появляются их новые модификации, очень быстрый прогресс камер, линий сброса данных и т.д. И, конечно, возникает задача адекватного приема этого гигантского информационного потока.
Традиционный способ получения информации – большие радиотелескопы, следящие за спутником и считывающие с него информацию. Но такая антенна может следить только за одним аппаратом. Кроме того, это капиталоемкие, крупные, сложные в обслуживании устройства. Именно поэтому возник вопрос, как делать распределенные центры.
Подобные станции приема позволяют ускорить, упростить и удешевить прием данных со спутников в режиме реального времени. В этом направлении работают и наши подопечные. Так, в прошлом году на Космической программе «Сириус-2020» команда «Цойжив» стала победителем с уникальной системой, работающей принципиально иначе. Была изменена схема, сделаны шаговые двигатели. В итоге движутся только облучатели, а тарелка остается неподвижной.
В этом году команды направления решают задачу - прием снимка со спутника L-диапазона с помощью перемещения дрона над горизонтальным зеркалом приемной станции. Для этого участникам предстоит самостоятельно изготовить облучатель антенны; поработать над конструктивом дрона и разместить на нем облучатель и микрокомпьютер; научить дрон стабильно летать по оптическим маркерам с учетом нужной траектории и высоты; принять сигнал спутника и дешифровать его.
Идея пришла школьникам в голову на одной из программ «Сириуса». Конечно, это потребовало от нас, взрослых, специальной подготовки – закупки дронов, которые дети могли бы собрать, проверки некоторых гипотез. Да, в этом году мы не постеснялись выйти с очень сложной задачей. Но и ребята в этом году очень сильные.
Мы заражены идеей наращивания техногенома во взаимодействии с детьми, потому что у них незашоренное, безбарьерное мышление. И в разговоре с ними специалисты могут понять и продвинуть совместные решения и вопросы.
Общение с детьми, их мотивация на идеи, наша фильтрация этих идей, последующее воплощение – это и есть наращивание техногенома. Это цепочка растущих историй от школы, через образовательные проекты к вузам и отраслевым компаниям.
На подобных программах мы встречаемся с новым типом исследователей, за которыми будущее космических технологий. Это уже совсем другие дети - честолюбивые, артистичные, талантливые. Некоторые из них уже сейчас представляют собой редкую комбинацию менеджера и ученого. И таких ребят нам надо отслеживать, растить, пиарить и всячески поощрять.
С 10 по 25 марта 2021 года в Нальчике проходит Космическая программа «Сириус-2021» - заключительный этап проекта «Дежурный по планете».
Организаторами программы выступают Фонд «Талант и успех», Фонд содействия инновациям, Сколковский институт науки и технологий, Госкорпорация «Роскосмос», Кружковое движение НТИ.
Среди партнеров программы - высокотехнологичные компании - «Лоретт», «СКАНЭКС» - и вузы: НИУ ВШЭ, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Санкт-Петербургский политехнический университет и другие.
В год шестидесятилетия первого полета человека в космос программа проходит в Кабардино-Балкарии – в Региональном центре выявления и поддержки одаренных детей «Антарес» и «Детской академии творчества «Солнечный город».
Те ребята, которые прошли конкурсный отбор по программе «Дежурный по планете», смогут представить свои проекты в следующих номинациях:
- Делаем станцию приема данных в L-диапазоне с метеорологических спутников своими руками;
- Космическая робототехника – Роверы;
- Terra Notum;
- Цифровой лесничий;
- Космическая автоматическая идентификация объектов и искусственный интеллект;
- Прикладные космические системы - Научные эксперименты.
Владимир Гершензон, генеральный директор ООО «Лоретт», эксперт направления «Делаем станцию приема данных в L-диапазоне с метеорологических спутников своими руками» специально для НОП:
С огромной скоростью увеличивается количество спутников, появляются их новые модификации, очень быстрый прогресс камер, линий сброса данных и т.д. И, конечно, возникает задача адекватного приема этого гигантского информационного потока.
Традиционный способ получения информации – большие радиотелескопы, следящие за спутником и считывающие с него информацию. Но такая антенна может следить только за одним аппаратом. Кроме того, это капиталоемкие, крупные, сложные в обслуживании устройства. Именно поэтому возник вопрос, как делать распределенные центры.
Подобные станции приема позволяют ускорить, упростить и удешевить прием данных со спутников в режиме реального времени. В этом направлении работают и наши подопечные. Так, в прошлом году на Космической программе «Сириус-2020» команда «Цойжив» стала победителем с уникальной системой, работающей принципиально иначе. Была изменена схема, сделаны шаговые двигатели. В итоге движутся только облучатели, а тарелка остается неподвижной.
В этом году команды направления решают задачу - прием снимка со спутника L-диапазона с помощью перемещения дрона над горизонтальным зеркалом приемной станции. Для этого участникам предстоит самостоятельно изготовить облучатель антенны; поработать над конструктивом дрона и разместить на нем облучатель и микрокомпьютер; научить дрон стабильно летать по оптическим маркерам с учетом нужной траектории и высоты; принять сигнал спутника и дешифровать его.
Идея пришла школьникам в голову на одной из программ «Сириуса». Конечно, это потребовало от нас, взрослых, специальной подготовки – закупки дронов, которые дети могли бы собрать, проверки некоторых гипотез. Да, в этом году мы не постеснялись выйти с очень сложной задачей. Но и ребята в этом году очень сильные.
Мы заражены идеей наращивания техногенома во взаимодействии с детьми, потому что у них незашоренное, безбарьерное мышление. И в разговоре с ними специалисты могут понять и продвинуть совместные решения и вопросы.
Общение с детьми, их мотивация на идеи, наша фильтрация этих идей, последующее воплощение – это и есть наращивание техногенома. Это цепочка растущих историй от школы, через образовательные проекты к вузам и отраслевым компаниям.
На подобных программах мы встречаемся с новым типом исследователей, за которыми будущее космических технологий. Это уже совсем другие дети - честолюбивые, артистичные, талантливые. Некоторые из них уже сейчас представляют собой редкую комбинацию менеджера и ученого. И таких ребят нам надо отслеживать, растить, пиарить и всячески поощрять.
Два наноспутника проекта «Space Pi» отправятся в космос
20 марта в 09:07 с космодрома Байконур ракета-носитель «Союз-2.1.а» выведет на орбиту 38 наноспутников из 18 стран мира, два из которых созданы в рамках всероссийского проекта “Space Pi”.
Организатором проекта «Space Pi» по запуску миниатюрных спутников в космос выступает Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) совместно с Российским движением школьников при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Проект впервые реализован на отечественной платформе с использованием исключительно российского программного обеспечения. В рамках проекта «Space Pi» планируется вывести на орбиту около 100 кубсатов в течение нескольких лет попутной нагрузкой при пусках ракет-носителей «Союз-2», осуществляемых компанией «Главкосмос пусковые услуги».
Одна из главных задач проекта «Space Pi» – привлечение школьников к изучению космических технологий. В рамках программы «Дежурный по планете», которая объединяет конкурсы космической тематики с разной специализацией, при поддержке СПбПУ проводится проект «Научное ориентирование: Открытый космос». Ребята в возрасте от 12 до 16 лет предлагают свои исследовательские или практические идеи для применения на орбитальном наноспутнике. На конкурс было принято более 1000 заявок, из которых были отобраны 20 лучших проектов. Победители будут воплощать свои идеи в жизнь с помощью данных, полученных с наноспутников.
«Мы живем в потрясающее время. Время, когда каждый может прикоснуться к изучению космоса, да что там прикоснуться – по-настоящему исследовать его. Петербургский Политех всегда вносил свой существенный вклад в развитие этого направления, и сегодня мы рады передавать свои знания школьникам, которые вскоре станут покорителями космоса – инженерами, конструкторами, учеными», – подчеркнул в разговоре с НОП ректор СПбПУ академик РАН Андрей Рудской.
В ноябре 2021 года с космодрома «Восточный» будут запущены наноспутники, в числе которых два кубсата, разработанных учеными Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Эти наноспутники предназначены для дистанционного зондирования земли.
Сверхмалые искусственные спутники под названием «кубсаты» представляют собой кубики размером 10*10 см, их внешние поверхности оснащены солнечными батареями. Внутри спутника находятся микроэлектронные элементы питания, передачи сигналов и др. Наиболее удобно объединять наноспутники в конструкции из трех кубиков. Это позволяет разместить внутри кубсата максимальное количество оборудования. Также кубсаты оснащены видеокамерами для проведения космической съемки поверхности Земли.
Ссылка на трансляцию: https://www.youtube.com/watch?v=MdYUXfhZst8
20 марта в 09:07 с космодрома Байконур ракета-носитель «Союз-2.1.а» выведет на орбиту 38 наноспутников из 18 стран мира, два из которых созданы в рамках всероссийского проекта “Space Pi”.
Организатором проекта «Space Pi» по запуску миниатюрных спутников в космос выступает Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) совместно с Российским движением школьников при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Проект впервые реализован на отечественной платформе с использованием исключительно российского программного обеспечения. В рамках проекта «Space Pi» планируется вывести на орбиту около 100 кубсатов в течение нескольких лет попутной нагрузкой при пусках ракет-носителей «Союз-2», осуществляемых компанией «Главкосмос пусковые услуги».
Одна из главных задач проекта «Space Pi» – привлечение школьников к изучению космических технологий. В рамках программы «Дежурный по планете», которая объединяет конкурсы космической тематики с разной специализацией, при поддержке СПбПУ проводится проект «Научное ориентирование: Открытый космос». Ребята в возрасте от 12 до 16 лет предлагают свои исследовательские или практические идеи для применения на орбитальном наноспутнике. На конкурс было принято более 1000 заявок, из которых были отобраны 20 лучших проектов. Победители будут воплощать свои идеи в жизнь с помощью данных, полученных с наноспутников.
«Мы живем в потрясающее время. Время, когда каждый может прикоснуться к изучению космоса, да что там прикоснуться – по-настоящему исследовать его. Петербургский Политех всегда вносил свой существенный вклад в развитие этого направления, и сегодня мы рады передавать свои знания школьникам, которые вскоре станут покорителями космоса – инженерами, конструкторами, учеными», – подчеркнул в разговоре с НОП ректор СПбПУ академик РАН Андрей Рудской.
В ноябре 2021 года с космодрома «Восточный» будут запущены наноспутники, в числе которых два кубсата, разработанных учеными Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Эти наноспутники предназначены для дистанционного зондирования земли.
Сверхмалые искусственные спутники под названием «кубсаты» представляют собой кубики размером 10*10 см, их внешние поверхности оснащены солнечными батареями. Внутри спутника находятся микроэлектронные элементы питания, передачи сигналов и др. Наиболее удобно объединять наноспутники в конструкции из трех кубиков. Это позволяет разместить внутри кубсата максимальное количество оборудования. Также кубсаты оснащены видеокамерами для проведения космической съемки поверхности Земли.
Ссылка на трансляцию: https://www.youtube.com/watch?v=MdYUXfhZst8
GK Launch Services
38 СПУТНИКОВ ИЗ 18 СТРАН БУДУТ ВЫВЕДЕНЫ НА ОРБИТУ С КОСМОДРОМА БАЙКОНУР 20 МАРТА - GK Launch Services
20 марта в 9:07 мск с космодрома Байконур запланирован старт ракеты-носителя (РН) «Союз-2» с разгонным блоком (РБ) «Фрегат», которые выведут на три солнечно-синхронные орбиты 38 космических аппаратов (КА) из 18 стран: Космический аппарат (КА) CAS500-1. Корейский…