НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Геостратегические фланги: сознание и синтез

Крым представляет сейчас наиболее яркий пример системного форсированного развития. Потому именно здесь возникают инициативы синтезирования различных потоков и процессов.

Один из ярких примеров – «Таврида». Именно здесь точка притяжения и преломления креативности – которая не зря находится в сфере пристального внимания архитекторов «России 2.0» во главе с Сергеем Кириенко. Отсюда и амбициозная метазадача, про которую рассказал Сергей Першин на встрече президента Владимира Путина с общественностью Крыма и Севастополя:

«Мы хотим здесь объединить различные потоки, которые, может быть, в жизни не всегда пересекаются, например, менеджеров и управленцев, победителей, финалистов, полуфиналистов проекта «Лидеры России», родителей вместе с детьми из конкурса «Большая перемена», сектор НКО «Мы вместе», молодёжных блогеров и наших творцов. Мы надеемся, что эти потоки друг друга дополнят, «опылят», прокачают, и мы получим какое-то новое качество. Проектно мы назвали это мероприятие «Фестиваль лидеров изменений». Он пройдёт в начале сентября, с восьмого по двенадцатое».

Эта крымская инициатива особенно важна, поскольку формируемые социальные лифты, глобальные общероссийские системы поиска и поддержки талантов, как и те ценности, что составляют культурно-цивилизационный код «россиянина 2.0» должны иметь конкретику – в частности, географическую.

Уже сейчас формируется разноуровневая сеть таких «пространств» - от «Точек кипения» и научно-образовательных центров до Мастерской «Сенеже» и Тавриды.

Для новой национальной идеи, которая основана на философии Путина и социальной архитектуре Сергея Кириенко, особенно важны несколько компонентов – ответственность, конструктивная креативность, патриотизм участия.

В разговоре невозможно было обойтись без темы добровольчества. Президент открыто и четко обозначил: волонтеры – совесть чиновничества. Именно в этом ключе и выстраивается «новое гражданское общество» - как совесть не государства, а скорее его административно-бюрократической машинерии.

Президент сказал: «Мы всегда прибегаем к помощи волонтёров, и они всегда самым наилучшим образом себя проявляют. Особенно это характерно для социальной сферы, потому что, если где-то у чиновников что-то в душе зачерствело, то у волонтёров вся душа нараспашку. Это чрезвычайно важно для страны, для формирования нашего национального характера».

Рефлексия занимает все большее место в социальной архитектуре российского общества. Она постепенно заменяет остатки и «дикого рынка», и более древние артефакты командно-административного советского социума. Фундаментальные основы национального характера (которые неизбежно определяют многие характеристики гражданского общества) уходят корнями глубже – в том числе, в «крымскую колыбель духовного [христианского] самосознания».

Победа в Великой Отечественной войне остается ключевой максимой самосознания. Напрямую этой темы коснулся Андрей Мальгин, который рассказал о важности проекта «Без срока давности» и о создании мемориала на месте бывшего концлагеря в Симферопольском районе.

В ответном слове Владимир Путин сказал: «И то, что Вы делаете, то, что не даёте зарубцеваться памяти по поводу этих событий, трагических событий, конечно, чрезвычайно важно. Важно для нас, для нашего самосознания, для самосознания нашего народа, важно для всех, для всего мира».

Президент говорит о том, чтобы память не зарубцевалась, чтобы все «помнили». Но еще на недавней встрече с волонтерами один из участников поставил вопрос по-иному: нужно не помнить, а знать.

В этой дилемме прямая связь с воспитанием, особенно патриотическим – для молодежи категория «помнить» уже не работает, они могут только «знать». И следовательно, в том продуктивном трансфере от догматичных скреп к социальному клею, которое происходит в политической философии путинской России, вполне возможно назрел момент, когда «ране» все же нужно дать зарубцеваться. Особенно, если на этот важнейший «орган» самосознания мы планируем опираться и далее.
Первые итоги форума "Университеты и развитие геостратегических территорий России": 2 тысячи участников, из них 1,4 тысячи уникальных зарегистрированных участников онлайн, 600 человек - на площадках форума в Якутске.

Онлайн-трансляции мероприятий Форума смотрели участники из 16 стран, из 132 городов.

https://svfu.mmco-expo.ru/
Главное - человек

В рассуждениях об образовании и системе образования, об изменениях, которые происходят с ними, часто забывают о главном - о человеке, который проходит обучение, развивается и является ключевым элементом всей системы. Обсуждая «Цифровую трансформацию и формирование интеллектуальной экономики университета», спикеры форума говорили о людях, которые в современном мире становятся главным ресурсом, новой нефтью, и о том, какое развитие компетенций пора предложить новому человеку 21 века. Именно это и обязывает строить цифровую трансформацию университетов на больших данных.

Нина Яныкина, ректор «Университета 20.35»:
«‎Модель «‎Университета 20.35», которую мы реализуем совместно с нашими партнерами, единомышленниками, которые вместе с нами верят в то, что существует дополнительная или альтернативная, дополнительная к существующей уровневой системе подготовки модель образования‎, и которые вместе с нами хотят развивать кадровый потенциал страны для национальной технологической инициативы и достижения технологического прорыва.

Эта модель основывается на индивидуальном подходе к решению и удовлетворению образовательных потребностей человека и на том, что мы ориентируемся на работу человека в деятельности. Мы понимаем, что у каждого человека могут быть разные варианты профессиональных траекторий. И эти разные варианты нам необходимо учесть в его образовательной траектории, чтобы дать возможность каждому попробовать себя в разных вариантах деятельности и принять решение о том, в какой профессиональный путь пойти на том, или ином шаге развития.

Именно по этой логике построена система «‎Университета 20.35», внутри которой человек, проходя диагностику, изучая тот или иной развивающий контент, запуская свои проекты в цифровой среде, далее переходит к конкретной деятельности, и получает возможность использовать все сервисы и возможности национальной технологической инициативы, для того, чтобы реализовать свой бизнес или реализовать себя в чьем-то другом проекте.

Эта логика самая важная - что любая цифровая трансформация, наша попытка перенести процесс обучения, развития человека в логику на данных, она должна строиться на том, что человеку в будущем и настоящем необходимо дать те навыки и компетенции, которые ему нужны для осуществления практической деятельности.

Все цифровые инструменты университета должны быть нацелены ровно на это: чтобы каждый конкретный человек имел возможность реализовать себя и через это имел возможность развивать новые рынки, новые бизнесы, новые технологии и таким образом обеспечивал конкурентоспособность страны».

Наталья Починок, ректор Российского государственного социального университета:

«‎Мы огромное внимание уделяем развитию компетенций студентов и преподавателей. Но пока есть дублирование документации электронной и бумажной, развитие цифровых технологий просто невозможно.

Пора менять всю линейку связи школа-колледж-вуз-работодатель. РГСУ уже много лет инвестирует в развитие цифровой инфраструктуры внутри и на сегодняшний день цифровизованно 100% процессов внутри, связанных с образованием и наукой. Мы уже много лет не покупаем бумажные зачетки, студенческие, все ведем в рамках цифровой системы.

Главное, что у нас реализованы цифровые профили, которые подают информацию об индивидуальных траекториях обучения с самого первого дня. Студент может передавать с него данные работодателю или ключевым стейкхолдерам. Мы видим развитие компетенций каждого студента, его способности, и к моменту завершения вуза он уже попробовал себя в разных практиках».

Подробнее: https://svfu.mmco-expo.ru/program/tsifrovaya-transformatsiya-i-formirovanie-intellektualnoy-ekonomiki-universiteta
Старый новый клуб

В новосибирском Академгородке после долгого перерыва возобновил деятельность Клуб межнаучных контактов Дома ученых СО РАН. Заместитель председателя СО РАН доктор физико-математических наук Сергей Сверчков, открывая сессию, вспомнил его историю и предысторию: «По сути, едва ли не впервые в нашей стране, зашла речь о создании искусственного интеллекта, но такой подход сильно противоречил марксистско-ленинской теории, и первое обсуждение стало последним, клуб разогнали».

Тема прошедшего заседания была сформулирована как «Экология и здоровье». Основным спикером выступил председатель Сибирского отделения РАН академик Валентин Пармон. Не удивительно, что его доклад был посвящен инициативам СО РАН в экологической сфере. «Большая Норильская экспедиция уже вошла в историю», — констатировал он. При всем накале страстей вокруг разлива топлива на норильской ТЭЦ-3 в мае прошлого года, СО РАН и оперативно организованный им полевой отряд оказались вне критики. А успех породил последствия на перспективу. «Поскольку последствия норильской аварии будут проявляться не один год, — подчеркнул глава СО РАН, — мы продолжаем долговременное сотрудничество с “Норникелем”, что обеспечило организацию Научно-исследовательского центра “Экология” в структуре Сибирского отделения». По словам Валентина Пармона, появились аналогичные запросы и от других крупных российских компаний, имеющих схожие с «Норникелем» проблемы.

Другими начинаниями СО РАН в сфере экологии были названы консорциум под стомиллионный грант Минобрнауки РФ на создание цифрового двойника озера Байкал и учреждение Научного совета по проблемам экологии Сибири и Восточной Арктики как стратегического штаба и мозгового центра. Валентин Пармон выделил две целевые линии: сохранение природного разнообразия и трансформацию окружающей среды «в дружественную для человека». В Научном совете предполагается несколько тематических секций: по экологии городов, наземным экосистемам, водным ресурсам.

Особый тон на клубной сессии стали задавать математики, поскольку без моделирования сегодня не представимы ни климатология, ни эпидемиология. В первом контексте рассказывали, в основном, о мониторинге и коррекции состава воздуха в городах. Что же касается моделирования эпидемий, то эта проблема является одной из наиболее приоритетных.

Для дальнейшего развития работы Клуба Валентин Пармон предложил аккумулировать опыт близких инициатив и форматов свободного интердисциплинарного общения.
От лица организаторов и участников Форума редакция НОП благодарит Дениса Аширова, директора Департамента государственной молодежной политики Минобрнауки России, за активное участие в дискуссии «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ВОЛЯ И УСЕРДИЕ».

https://rsv.ru/portal/news/1/2102?mView=detail
@edstats для НОП @scienpolicy

☝️Срочно все в Telegram!

Редакция @edstats обращается к руководству и пресс-службам вузов, которые ещё не завели Telegram-каналы, не занимаются активно рекламой и почти не развивают коммуникационную экосистему вокруг университета.

Как показало последнее исследование «Медиапотребление в России — 2020» от компании Deloitte, Telegram подобрался близко к Viber/WhatsApp и на голову обошёл их в динамике по отношению к прошлому году. Сложные, неудобные сайты, агрегаторы, рассылки, да и Facebook с ВК медленно уступают пальму первенства мессенджерам. А Telegram активно набирает аудиторию за счёт своей экосистемы каналов.

Молодые люди, относящиеся к поколения Y и Z сегодня являются главными потребителями и заказчиками услуг высшего образования. Как показывают исследования они чаще обходятся мобильным устройством и практически не используют десктоп в повседневной жизни.

На российском рынке популяризировались и развились прямые коммуникации с пользователями (push-уведомления в приложениях, каналы и боты в Telegram, аудиоподкасты и даже нашумевший Clubhouse. С точки зрения медиапотребления — это шанс для университетов завоевать внимание читателей с помощью «журналистики взгляда», давая пользователю новые слоты времени и форматы потребления контента.

Например, с помощью Telegram удобно прочитать все накопившиеся новости за день, а находясь за рулём, в спортзале или на прогулке узнать что-то новое с помощью подкастов. Согласно исследованиям, на момент медиапотребления у современного пользователя остается менее 30 секунд. Это формирует особую культуру подачи материала — кратко, по делу и не больше одного экрана смартфона.

Учитывая активное внимание к развитию мессенджера и планам руководства Telegram внедрить в 2021 году инструменты монетизации для каналов, можно точно сказать, что ключ к сердцу зумеров и миллениалов лежит через Telegram.

Если вы видите нас впервые и не попали в наш мартовский рейтинг, не переживайте, то просто напишите @valkochetkova и приложите название вуза и ссылку на официальный Telegram-канал.
В МШУ Сколково проходит проектная сессия «Консорциум вузов и модели Цифрового университета» под руководством директора Института общественных стратегий МШУ Сколково Андрея Волкова. В сессии участвуют руководители московских и региональных вузов, которые представили свои практики трансформации вузов, и в то же время, готовы поделиться своими проблемами и задачами.

В общей сложности, более 50 представителей из управленческих команд МИФИ, ДВФУ, ТГУ, МИРЭА, 1-го меда, СФУ, УРФУ, ЛЭТИ, ДГТУ, ИРНИТУ и ТюмГУ за два дня выработают общую повестку работы консорциума. В качестве базы для сетевого проектирования рассматривается платформа управления индивидуальными образовательными траекториями MODEUS, возможностями которой пользуются ТюмГУ и УрФУ и ещё ряд вузов. Планируется, что эта первая встреча определит правила и точки взаимодействия, а затем консорциум станет открытым для других участников, с общим уровнем организационной зрелости и готовности к сетевым программам.
НОП.РФ pinned a photo
Forwarded from Бажитов N.V.
Компетенции профессионалов.

Последние дни не успевал читать итоги обсуждений и диалогов:
- сводки НОП с полей прошедшего в Якутии форума об университетах и развитии территорий
- обобщение итогов исследований Вышки у Валерии Александровны.

Соединяя это с мыслями по итогам оценочных дней финала «Учителя будущего» в Питере, который был вдохновляющими и содержательным от общения с командами учителей, получается этакий образ групп компетенций, фактически обязательных всем, кто работает с молодым поколением.

Практика. Строит свою деятельность вместе с молодыми как взаимное обучение, основанное на постоянном взаимодействии и соавторстве. Вместе с молодыми ошибается и рефлектирует по принципу «Лучше учиться вместе и вместе работать над ошибками, чем регулярно попадать в ситуации оправданий».

«Цифра». Цифровой специалист. Точнее пионер. Пробует сервисы. Не боится агрессивной цифровой среды. Со своим цифровым аватаром/образом. Формирует цифровую культуру и семантику.

Микромасштаб. Решает задачи и взаимодействует для улучшения самой близкой окружающей реальности вместе с молодыми и населением в целом. Помогает молодым пережить ситуацию успеха и применения себя в соразмерных их жизненному опыту локальных условиях.

Вдохновлённость. Умеет из каждого шага или пункта плана мероприятий сделать вдохновляющее событие с вовлечением различных групп. Управляет впечатлениями и формирует лояльность к системе с помощью лояльности к себе.

«Вкусность». Изначально относится к дизайну людей, событий и процессов как к важнейшей составляющей. Пробует и применяет современные и красивые форматы упаковки всех элементов своей работы. Сам воплощает собой естественный образ жизни с мобильностью, любовью и хорошим настроением, которым другие захотели бы жить вместе с ним. Интересен как человек, в первую очередь.

«Результативность». Внятно понимает, четко планирует, вшивает в любые свои события и процессы, контролирует достижение молодыми одного или нескольких из ключевых результатов:
⁃ метапредметные компетенции для жизни «здесь и сейчас»;
⁃ актуальные знания об окружающем мире про «сегодня»;
⁃ устойчивые связи и контакты;
⁃ интеграция в устойчивые локальные сообщества и тусовки.

Как-то так. Вот это и попробуем завтра пообсуждать уже в Казани.

Про ценности и воспитание напишу чуть позже. А пока хорошей вам пятнички, котятки.
В Санкт-Петербурге Министр встретился с председателем правления «Газпром нефти» Александром Дюковым и посетил Центр цифровой трансформации «Цифергауз».

Научно-образовательный центр «Искусственный интеллект в промышленности» объединяет разработчиков из цифровых подразделений «Газпром нефти» и проектные команды университетов. Компания сотрудничает с 24 российскими университетами из 13 регионов.

#МинобрнаукиРоссии #МинистрФальков #газпромнефть