НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.71K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Университет 2035 изучает и собирает лучшие практики, инсайты и вызовы, с которыми российские вузы сталкиваются в процессе цифровой трансформации.

Чтобы сделать подробную карту полезных решений, сервисов и инструментов, мы запустили исследование «Цифровой университет». Его результатами университеты смогут пользоваться в своей практике.

Приглашаем представителей научных и образовательных организаций участвовать в исследовании: пройти короткий опрос и поделиться своими кейсами. Результаты публикуются в нашем Telegram-канале.

Рассказать о своем опыте можно здесь.
Башкирия: Цифровизация и коллективная вовлечённость через инструменты ДПО
 
Илья Коршунов, заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ, провёл 26 марта в Башкирском государственном университете круглый стол  «Система ДПО в вузе: трансформация и перспективы», в работе которого приняли участие сотрудники и преподаватели университета, ээксперты в сфере ДПО из РУДН и НИУ ВШЭ.

В ходе работы круглого стола были представлены успешные проекты БашГУ в сфере ДПО, обсуждены перспективные направления развития системы дополнительного образования, принято решение о создании Совета по дополнительному образованию БашГУ.
 
Николай Морозкин, ректор БашГУ для НОП:
 
«Автоматизация процессов в дополнительном профессионального образовании качественно улучшит процессы управления в непрерывном образовании и является одним из направлений цифровизации в БашГУ. Наличие такой современной  системы ДПО в вузе является критически важным на данном этапе. Она обеспечивает встраивание вуза в экономику страны в целом, одновременно  обеспечивая связь науки, образования и производства. Надеюсь, создание Совета по дополнительному образованию в вузе даст новый толчок развитию системы непрерывного образования университета, а цифровизация процесса – повышению качества и количества дополнительных образовательных программ».
Мастерская управления «Сенеж» стала одной из площадок заседания Наблюдательного совета платформы «Россия - страна возможностей» под председательством Президента России Владимира Путина. А мы делимся с вами чудесной фотоподборкой с места прямого включения😍
#МастерскаяУправленияСенеж #РоссияСтранаВозможностей
Президент России Владимир Путин подписал указ о назначении временно исполняющим обязанности губернатора Пензенской области Олега Мельниченко. Он является выпускником программы развития кадрового управленческого резерва Высшей школы государственного управления (ВШГУ) РАНХиГС.

— Олег Мельниченко имеет большой управленческий опыт на региональном уровне власти, где он курировал вопросы национальной политики, связей с общественностью, сферу образования. Назначение на должность руководителя региона — логичное продолжение карьеры Мельниченко, — отметил директор ВШГУ, проректор РАНХиГС, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров.
Вчера, 26 марта, в рамках полуфинала Всероссийского инженерного конкурса состоялось открытое заседание Клуба ректоров, организованное экспертно-аналитическим центром «Научно - образовательная политика» @scienpolicy.

Всероссийский инженерный конкурс (ВИК) проводится с 2014 года по поручению Президента РФ.
Организатор конкурса – Министерство науки и высшего образования РФ.
Оператор конкурса в 2020/21 г. — НИЯУ «МИФИ».

В конкурсе принимают участие студенты и аспиранты инженерных профессий 120 университетов из 61 региона России. Это стратегический кадровый потенциал страны, который нацелен на технологическое прорывы и решение самых амбиционных отраслевых и глобальных вызовов.

Клуб ректоров - это открытая дискуссия при участии ректоров ведущих вузов о проблемах и задачах развития сферы высшего образования в части подготовки квалифицированных кадров для приоритетных отраслей цифровой экономики, новых подходах к развитию инженерно-технического творчества среди молодежи.

В дискуссии приняли участие:
Анатолий Александров,
ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана,
Владимир Васильев,
ректор НИУ ИТМО,
Виктор Кокшаров,
ректор УРФУ им. Б.Н.Ельцина,
Андрей Рудской, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого,
Никита Анисимов, ректор ДВФУ,
Сергей Дмитриев, ректор НГТУ им.Р.Е.Алексеева
Павел Акимов, ректор НИУ МГСУ
Михаил Криштал, ректор Тольяттинского Госуниверситета
Андрей Яковлев, врио ректора ТПУ


Модераторами выступили Михаил Стриханов, ректор НИЯУ «МИФИ» и Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно- аналитического центра «Научно-образовательная политика», ведущий эксперт Института образования ВШЭ.

«Ректорский клуб» в прямом эфире смотрели свыше 10 000 руководителей системы образования и науки, ученых и преподавателей.

Запись трансляции: https://youtu.be/jq78iDwnZnw
Клуб ректоров

Главным мероприятием деловой программы Всероссийского инженерного конкурса на площадке МИФИ стал «Клуб ректоров» - открытая дискуссионная площадка о развитии сферы высшего образования в части подготовки квалифицированных кадров для приоритетных отраслей цифровой экономики, новых подходах к развитию инженерно-технического творчества среди молодежи.

Высшая школа – это фундамент, на котором строится качественная подготовка кадров для цифровой экономики, объединяются методические ресурсы и технологические практики. Обсуждение этих и ряда других проблем трансформации инженерного образования в современном мире ректорами - лидерами мнения помогло найти реперные точки для дальнейшей проработки вопроса.

Михаил Стриханов, ректор НИЯУ МИФИ, о конкурсе ВИК:

«Основная цель, которую мы ставили, проводя этот конкурс по заданию Минобрнауки, состоит в том, чтобы максимально сблизить университеты и различные отрасли, различные предприятия. Я думаю, что это ключ к правильному инженерному образованию.
Участники конкурса, которые успешно отработали акселерационную сессию, уже показали выдающиеся достижения, потому что экспертная комиссия, состоящая из представителей университетов, предприятий реального сектора, очень строго относилась к оценке этих работ».


Евгений Сжёнов, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ:

«‎Мы живем в год запуска проекта«‎Приоритет 2030»: на всех площадках, в т.ч. в Иннополисе и позже в Якутске обсуждалось, что в этом году государством будет и уже запущено много разных проектов‎, где в самом центре - коллаборация университетов и с большим бизнесом, с большой наукой и регионами. И вокруг всего это - задачи цифровой трансформации».

Анатолий Александров , ректор Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана:

«Всем выпускникам понадобятся цифровые компетенции, будут исчезать различия между инженером, разработчиком и программистом.
Усложнение профессии, требований к инженерам от индустрии, вызывает необходимость настоящей индивидуализации обучения, на основе системного анализа работодателей.

Зачастую у нас цифровые студенты, но аналоговые преподаватели, причем в обычной жизни преподаватели преподаватели прекрасно используют цифру, необходимо дополнить образовательные технологии цифровыми инструментами, и научиться ими пользоваться. В Бауманке такая система есть, и мы готовы наших коллег с ней познакомить».


Андрей Рудской, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого:

«‎Для повышения качества инженерной подготовки необходимо повышение престижности инженерной профессии. Но в дипломе выпускников и сегодня мы не увидим слово «‎инженер».

Считаю, что надо восстановить гордое слово инженер в системе квалификации высшего образования, решение этой задачи находится сейчас в практической плоскости‎. В концепции нового перечня направлений подготовки и специальностей, которая будет подготовлена Минобрнауки России, учтено наше предложение о присвоении выпускнику вуза дополнительно к квалификации баклавр/магистр, или специалист второй квалификации, которая должна начинаться со слова «инженер» и раскрывать принадлежность области образования и укрупненной группы специальностей, например инженер-механик, инженер-системотехник. Эта более широкая квалификация расширит возможности к адаптации выпускника к переменам на рынке труда и позволит вернуть слово «инженер» в профессию».‎


Михаил Криштал, ректор Тольяттинского государственного университета:

«‎Проблема трансформации инженерного образования коррелирует с проблемой трансформации роли университетов. Сейчас университет должен становиться Центром генерации инноваций».

Подробнее: https://youtu.be/jq78iDwnZnw
Клуб ректоров

Никита Анисимов, ректор Дальневосточного федерального университета:

«Мы закапываемся в бумаги, а мы, как ректоры, должны заниматься именно этой подготовкой. Кого мы сейчас учим? Что происходит в школе с физикой? Мое мнение, что качественной подготовки инженеров в вузе не будет, если мы не будем работать со школьным образованием, мы - ректорское сообщество. Со стороны региональных вузов, мы видим эту проблему.

Я считаю, что мы сталкиваемся с ощутимым недофинансированием системы инженерного образования, тот базовый элемент финансирования, который приходит в систему, он недостаточный для того, чтобы готовить специалиста».‎


Владимир Васильев, ректор Национального исследовательского университета ИТМО:

«Кажется, инженеров там не было, но инженеров там было много - это получение вакцины. Коллеги, никогда новая вакцина не создавалась за один год. 8-9 лет, в лучшем случае. И инженеры прошли 8-9 раз, от исследования до выхода на рынок - это фантастика. Поэтому сближение от исследователя до эксплуатационщика, эти компетенции, безусловно, нужны».

Сергей Дмитриев, ректор Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева:

«Взаимодействие обязательно должно быть, нашему вузу в этом плане очень повезло, поскольку Нижний Новгород насыщен высокотехнологичными предприятиями. У нас на 17 промышленных предприятиях, в том числе на 4 предприятиях «‎Росатома» есть базовые кафедры, есть базовые промышленные лаборатории в нашем университете‌‎».

Андрей Яковлев, врио ректора Томского политехнического университета:

«‎С точки зрения университета, надо объединять все составляющие: мощную исследовательскую повестку и, одновременно с этим, удерживать мощное инженерное ядро, обеспечивать их пересечение. С другой стороны, сейчас все компании переходят на цифровую платформу, и это серьезный вызов для системы высшего образования. Мы должны дать возможность нашему выпускнику, нашему инженеру увидеть не только основные бизнес-процессы, но и сквозные бизнес-процессы. Мы должны поставить системное мышление, чтобы помимо узкой специализации они в будущем могли быть архитекторами цифровой платформы».

Виктор Кокшаров, ректор УРФУ им. Б.Н.Ельцина:

«‎Мы еще в 2018 году очень серьезно задумались о том, что надо перестраивать обучение. Часто же слышали упреки со стороны предпринимателей, бизнесу. Мы с предпринимателями провели достаточно большое количество проектных сессий и решили организовать у нас в университете серьезное проектное обучение.»

Павел Акимов, ректор НИУ Московский государственный строительный университет:

‎«‎Стараемся по приоритетным направлениям внедрять результаты исследований в учебные процессы. Согласен, что надо усиливать роль федерального учебно-методического объединения. И самое главное, при всех инновациях сохранять единое образовательное пространство. Мы всю свою работу стараемся выстроить с профильными строительными университетами, чтобы поддерживать единые стандарты качества».‎

Подробнее: https://youtu.be/jq78iDwnZnw
Прямо сейчас в РАН проходит ЭКСПЕРТНАЯ СЕССИЯ ПО СТРАТЕГИИ НИЗКОУГЛЕРОДНОГО РАЗВИТИЯ с участием Министра экономического развития Российской Федерации Максима Решетникова,
советника Президента Российской Федерации по вопросам изменения климата Руслана Эдельгериева,
президента РАН академика Александра Сергеева и руководства трёх регионов: Калининградской, Нижегородской и Сахалинской областей.

Эксперты НОП, наблюдающие дискуссию, удовлетворены:
Александр Михайлович сегодня явно в ударе.