Forwarded from РИА Новости
⚡️Путин подписал закон о просветительской деятельности
▪️ просветительской признается деятельность вне образовательных программ, направленная на распространение знаний и навыков
▪️ запрещается использовать просветительскую деятельность для разжигания розни, "в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов"
▪️ заниматься просветительской деятельностью смогут госорганы и местные власти и уполномоченные ими организации, люди и предприниматели
▪️ международное сотрудничество образовательных организаций будут координировать федеральные ведомства, чтобы не допустить негативного иностранного вмешательства в образовательный процесс
▪️ образовательные организации смогут заключать договоры с иностранцами и зарубежными организациями только после одобрения Минобрнауки или Минпросвещения
▪️ закон вступит в силу 1 июня
▪️ просветительской признается деятельность вне образовательных программ, направленная на распространение знаний и навыков
▪️ запрещается использовать просветительскую деятельность для разжигания розни, "в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов"
▪️ заниматься просветительской деятельностью смогут госорганы и местные власти и уполномоченные ими организации, люди и предприниматели
▪️ международное сотрудничество образовательных организаций будут координировать федеральные ведомства, чтобы не допустить негативного иностранного вмешательства в образовательный процесс
▪️ образовательные организации смогут заключать договоры с иностранцами и зарубежными организациями только после одобрения Минобрнауки или Минпросвещения
▪️ закон вступит в силу 1 июня
Белоруссия и «Приоритет»
О приоритетах научно-образовательного сотрудничества с Белоруссией и об открытых дверях «Приоритета-2030» для всех университетов рассказал в своем интервью РИА Новости министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
Форматы
В 2020 году и в 2021 году, несмотря на ограничения, которые существуют из-за пандемии, интенсифицировались контакты. По линии [Минобрнауки] мы сотрудничаем с коллегами из министерства образования Республики Белоруссии, государственного комитета по науке и технологиям и с Национальной академии науки Республики Белоруссия. По всем направлениям у нас гораздо больше стало и визитов, и разного рода проектов. Но что больше всего нас радует – стало больше возможностей обучения для российских и белорусских студентов, возможностей для обучения в России и в Белоруссии.
Пути поступления
Во-первых, у [белорусов] такие же права, как и у наших граждан, и белорусские студенты могут поступить на общих основаниях, сдав ЕГЭ, во все российские вузы, в том числе на бюджетные места.
Вторая возможность – это квоты на поступление на бюджетные места, квоты правительства Российской Федерации, которые каждый год дает Россия для поступления белорусских студентов. В этом году будет 700 бюджетных мест – в два раза больше, чем в предыдущие годы.
И третье – это возможность обучаться, в том числе на бюджетных местах, в самой Белоруссии. Там находятся филиалы двух ведущих российских вузов – РЭУ имени Г.В. Плеханова и Российского государственного социального университета. В этом году – по 50 бюджетных мест в каждом из филиалов выделено для белорусских студентов.
Экзамены
Во-первых, приехать можно в Россию и сдать ЕГЭ. Но в этом году мы пошли навстречу и <…> рекомендовали российским вузам принимать на обучение, в т.ч. на бюджетные места, абитуриентов из Белоруссии по результатам централизованного тестирования – это некий аналог ЕГЭ, который сдают выпускники белорусских школ. Так что в этом году еще проще будет выпускникам из Белоруссии поступить в российские вузы.
Расширено и дополнительно
В этом году мы впервые запускаем уникальный проект, который называется «Летний университет 2021». Более 700 студентов из Белоруссии смогут на интенсивных курсах, это как раз дополнительное образование, пройти обучение, побыть в России в летний период.
У нас во всех семи федеральных округах на базе 16 университетов – в самых разных университетах: от Псковского государственного до Дальневосточного федерального университета – будут организованы соответствующе летние школы под общим названием.
Наука
Вот сейчас в эти дни как раз находится делегация Национальной академии наук Белоруссии. Мы встречались с руководством позавчера, обсуждали самые разные проекты. Больше, конечно, это по линии конкретных университетов и научных институтов такие проекты. Их не один десяток, потому что связям, исторически сложившимся, уже много десятилетий – это и защиты диссертаций совместные, и совместные гранты, это и совместные проекты, инициированные обеими сторонами.
У нас есть премия Союзного государства в области науки и технологий. И каждый год такая премия присуждается лучшим коллективам из России и Белоруссии.
ПРИОРИТЕТ-2030
Все вузы, независимо от ведомственной принадлежности, от формы собственности имеют право [участвовать в программе], и мы приветствуем такое участие.
У нас есть ряд сильных частных вузов. К сожалению, в силу ряда причин общее представление зачастую не в пользу частных вузов, поскольку в прежние годы ряд частных вузов ставили коммерческую цель выше общественного блага. А все-таки образование – это общественное благо, и в первую очередь университет должен не зарабатывать деньги, а давать качественное образование. Но ситуация значительно изменилась благодаря усилиям государства, в том числе и со стороны тогдашнего министерства образования и науки, и те частные вузы, которые остались, они достаточно крепкие и дают хорошее образование. Я знаю, что часть из них хотели бы участвовать в программе «Приоритет-2030» и мы их ждем с удовольствием.
Полный текст интервью.
О приоритетах научно-образовательного сотрудничества с Белоруссией и об открытых дверях «Приоритета-2030» для всех университетов рассказал в своем интервью РИА Новости министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
Форматы
В 2020 году и в 2021 году, несмотря на ограничения, которые существуют из-за пандемии, интенсифицировались контакты. По линии [Минобрнауки] мы сотрудничаем с коллегами из министерства образования Республики Белоруссии, государственного комитета по науке и технологиям и с Национальной академии науки Республики Белоруссия. По всем направлениям у нас гораздо больше стало и визитов, и разного рода проектов. Но что больше всего нас радует – стало больше возможностей обучения для российских и белорусских студентов, возможностей для обучения в России и в Белоруссии.
Пути поступления
Во-первых, у [белорусов] такие же права, как и у наших граждан, и белорусские студенты могут поступить на общих основаниях, сдав ЕГЭ, во все российские вузы, в том числе на бюджетные места.
Вторая возможность – это квоты на поступление на бюджетные места, квоты правительства Российской Федерации, которые каждый год дает Россия для поступления белорусских студентов. В этом году будет 700 бюджетных мест – в два раза больше, чем в предыдущие годы.
И третье – это возможность обучаться, в том числе на бюджетных местах, в самой Белоруссии. Там находятся филиалы двух ведущих российских вузов – РЭУ имени Г.В. Плеханова и Российского государственного социального университета. В этом году – по 50 бюджетных мест в каждом из филиалов выделено для белорусских студентов.
Экзамены
Во-первых, приехать можно в Россию и сдать ЕГЭ. Но в этом году мы пошли навстречу и <…> рекомендовали российским вузам принимать на обучение, в т.ч. на бюджетные места, абитуриентов из Белоруссии по результатам централизованного тестирования – это некий аналог ЕГЭ, который сдают выпускники белорусских школ. Так что в этом году еще проще будет выпускникам из Белоруссии поступить в российские вузы.
Расширено и дополнительно
В этом году мы впервые запускаем уникальный проект, который называется «Летний университет 2021». Более 700 студентов из Белоруссии смогут на интенсивных курсах, это как раз дополнительное образование, пройти обучение, побыть в России в летний период.
У нас во всех семи федеральных округах на базе 16 университетов – в самых разных университетах: от Псковского государственного до Дальневосточного федерального университета – будут организованы соответствующе летние школы под общим названием.
Наука
Вот сейчас в эти дни как раз находится делегация Национальной академии наук Белоруссии. Мы встречались с руководством позавчера, обсуждали самые разные проекты. Больше, конечно, это по линии конкретных университетов и научных институтов такие проекты. Их не один десяток, потому что связям, исторически сложившимся, уже много десятилетий – это и защиты диссертаций совместные, и совместные гранты, это и совместные проекты, инициированные обеими сторонами.
У нас есть премия Союзного государства в области науки и технологий. И каждый год такая премия присуждается лучшим коллективам из России и Белоруссии.
ПРИОРИТЕТ-2030
Все вузы, независимо от ведомственной принадлежности, от формы собственности имеют право [участвовать в программе], и мы приветствуем такое участие.
У нас есть ряд сильных частных вузов. К сожалению, в силу ряда причин общее представление зачастую не в пользу частных вузов, поскольку в прежние годы ряд частных вузов ставили коммерческую цель выше общественного блага. А все-таки образование – это общественное благо, и в первую очередь университет должен не зарабатывать деньги, а давать качественное образование. Но ситуация значительно изменилась благодаря усилиям государства, в том числе и со стороны тогдашнего министерства образования и науки, и те частные вузы, которые остались, они достаточно крепкие и дают хорошее образование. Я знаю, что часть из них хотели бы участвовать в программе «Приоритет-2030» и мы их ждем с удовольствием.
Полный текст интервью.
РИА Новости
Валерий Фальков: квота на обучение студентов из Белоруссии выросла вдвое
В День единения народов Белоруссии и России министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков рассказал РИА Новости о том, как идет сотрудничество... РИА Новости, 05.04.2021
Главный продюсер АНО "Национальные приоритеты" Глеб Федоров для НОП:
"Последний год показал, насколько общество нуждается в информации, основанной на научных знаниях. Такая информация помогает принимать сложные решения, в особенности когда речь идет о здоровье и благополучии людей.
Цель проекта "100 вопросов ученому" - помочь в выстраивании прямого диалога между учеными и широкой аудиторией, насытить интернет качественной верифицированной информацией и открыть новые имена популяризаторов науки"
https://news.1rj.ru/str/npnauka/185
"Последний год показал, насколько общество нуждается в информации, основанной на научных знаниях. Такая информация помогает принимать сложные решения, в особенности когда речь идет о здоровье и благополучии людей.
Цель проекта "100 вопросов ученому" - помочь в выстраивании прямого диалога между учеными и широкой аудиторией, насытить интернет качественной верифицированной информацией и открыть новые имена популяризаторов науки"
https://news.1rj.ru/str/npnauka/185
Telegram
Год науки и технологий
⚡️Задай вопрос ученому!
АНО «Национальные приоритеты» и сервис экспертных ответов Яндекс.Кью запустили совместный проект «100 вопросов ученому» в рамках проведения в России Года науки и технологий.
Тема апреля — космос! Чтобы участвовать, просто задайте…
АНО «Национальные приоритеты» и сервис экспертных ответов Яндекс.Кью запустили совместный проект «100 вопросов ученому» в рамках проведения в России Года науки и технологий.
Тема апреля — космос! Чтобы участвовать, просто задайте…
In vino
В минувшее воскресенье Михаил Ковальчук представил винную «Картину мира» – разговор шел о виноградорстве и виноделии. Разговор шел между своими – собеседником президента Курчатовского института стал заведующей лаборатории генетических технологий виноградарства и виноделия Курчатника Дмитрий Федосов.
Тема беседы была поистине элитная – вхождение Крыма в состав России и последовавшие за этим санкции привели к настоящему «винному возрождению». Причем участниками стали многие представители элитной страты страны.
Это не первая «винная» «Картина мира» – почти два года назад очень много о вине (конкретно – в контексте Крыма) Михаил Ковальчук беседовал с Дмитрием Киселевым (кстати, тоже одним из виноделов).
Виноградарство и виноделие справедливо позиционируется Михаилом Ковальчуком как сфера импортозамещения, а также в качестве наукоемкой и высокотехнологичной отрасли.
Примечательно, что президент Курчатовского института все более часто и все более отчетливо проговаривает смысловые связки между различными направлениями научно-технологического прорыва – в очередной раз прозвучала целая система исследований и инноваций, состоящая из Курчатовского геномного центра мирового уровня (а он сфокусирован на микробиологическую промышленность и АПК), нацпроекта «Наука и университеты» и Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий. Кстати, виноград вполне может стать одной из подпрограмм ФНТП развития сельского хозяйства – благо вопросы изучения автохтонных или новых конкурентных сортов, внедрение генетического анализа и технологий являются общими для обеих программ.
Еще и еще раз Михаил Ковальчук рассказывает краткую историю отечественной генетики: Лысенко и разгром, приют генетики в Курчатовском институте, отделение сформировавшихся отраслевых институтов, обратная интеграция их в состав НИЦ. Коронавирус дал четко понять, что существует определенная дисперсия центров компетенций мирового уровня во многих генетических вопросах и близких к ним. Именно поэтому Михаил Ковальчук раз за разом проговаривает основополагающую роль Курчатовского института в генетике, которая подтверждена тем, что именно НИЦ назначен президентским указом головной научной организацией профильной ФНТП.
Вино – одна из сфер интересов, где Михаил Ковальчук хочет застолбить свое преимущество. Именно этим обусловлено тесное взаимодействие Курчатовского института с «Магарачем», а также подчеркивание наукоемкости этой сферы (вплоть до выделение отдельного направления в рамках НБИКС-платформы Курчатника).
Виноградарство и виноделие – это одна из тех областей, которые однозначно трансдисциплинарны (от почвоведения до генетики), но при этом объединяют в себе полный цикл – от посадки до бокала. Это особенно важно для сельского хозяйства, где присутствуют известные трудности с выводом «в поля» новых и улучшенных сортов. Хотя и там, конечно, генетика и цифра (особенно в виде беспилотников и цифровых двойников) постепенно начинают задавать тон.
Особый политический акцент теме вина придают слова президента Владимира Путина, прозвучавшие в рамках общения со студентами университетов в Татьянин день: «Я заинтересовался только одним, но не бизнесом, не как бизнесом, а как видом деятельности – это виноделием. Очень хороший вид деятельности, мне кажется, благородный. <…> Не как бизнесом, а как видом деятельности я бы, наверное, когда-нибудь этим позанимался. <…> Когда я работу [президентом] закончу, может, пойду работать советником к нему [Борису Титову, владельцу «Абрау-Дюрсо»], но не как бизнесмен, а как специалист хотя бы в области права. Сейчас, повторяю, мы закон приняли, я в этом кое-что начинаю понимать».
Отдельно заставляет задуматься термин, который то ли оговорившись, то ли сознательно употребил Михаил Ковальчук, говоря о виноградарстве и виноделии – это «глубинная наука». И тут хорошее поле для размышлений – только ли «фундаментальность» науки имеется в виду.
Видео: https://smotrim.ru/video/2284712
В минувшее воскресенье Михаил Ковальчук представил винную «Картину мира» – разговор шел о виноградорстве и виноделии. Разговор шел между своими – собеседником президента Курчатовского института стал заведующей лаборатории генетических технологий виноградарства и виноделия Курчатника Дмитрий Федосов.
Тема беседы была поистине элитная – вхождение Крыма в состав России и последовавшие за этим санкции привели к настоящему «винному возрождению». Причем участниками стали многие представители элитной страты страны.
Это не первая «винная» «Картина мира» – почти два года назад очень много о вине (конкретно – в контексте Крыма) Михаил Ковальчук беседовал с Дмитрием Киселевым (кстати, тоже одним из виноделов).
Виноградарство и виноделие справедливо позиционируется Михаилом Ковальчуком как сфера импортозамещения, а также в качестве наукоемкой и высокотехнологичной отрасли.
Примечательно, что президент Курчатовского института все более часто и все более отчетливо проговаривает смысловые связки между различными направлениями научно-технологического прорыва – в очередной раз прозвучала целая система исследований и инноваций, состоящая из Курчатовского геномного центра мирового уровня (а он сфокусирован на микробиологическую промышленность и АПК), нацпроекта «Наука и университеты» и Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий. Кстати, виноград вполне может стать одной из подпрограмм ФНТП развития сельского хозяйства – благо вопросы изучения автохтонных или новых конкурентных сортов, внедрение генетического анализа и технологий являются общими для обеих программ.
Еще и еще раз Михаил Ковальчук рассказывает краткую историю отечественной генетики: Лысенко и разгром, приют генетики в Курчатовском институте, отделение сформировавшихся отраслевых институтов, обратная интеграция их в состав НИЦ. Коронавирус дал четко понять, что существует определенная дисперсия центров компетенций мирового уровня во многих генетических вопросах и близких к ним. Именно поэтому Михаил Ковальчук раз за разом проговаривает основополагающую роль Курчатовского института в генетике, которая подтверждена тем, что именно НИЦ назначен президентским указом головной научной организацией профильной ФНТП.
Вино – одна из сфер интересов, где Михаил Ковальчук хочет застолбить свое преимущество. Именно этим обусловлено тесное взаимодействие Курчатовского института с «Магарачем», а также подчеркивание наукоемкости этой сферы (вплоть до выделение отдельного направления в рамках НБИКС-платформы Курчатника).
Виноградарство и виноделие – это одна из тех областей, которые однозначно трансдисциплинарны (от почвоведения до генетики), но при этом объединяют в себе полный цикл – от посадки до бокала. Это особенно важно для сельского хозяйства, где присутствуют известные трудности с выводом «в поля» новых и улучшенных сортов. Хотя и там, конечно, генетика и цифра (особенно в виде беспилотников и цифровых двойников) постепенно начинают задавать тон.
Особый политический акцент теме вина придают слова президента Владимира Путина, прозвучавшие в рамках общения со студентами университетов в Татьянин день: «Я заинтересовался только одним, но не бизнесом, не как бизнесом, а как видом деятельности – это виноделием. Очень хороший вид деятельности, мне кажется, благородный. <…> Не как бизнесом, а как видом деятельности я бы, наверное, когда-нибудь этим позанимался. <…> Когда я работу [президентом] закончу, может, пойду работать советником к нему [Борису Титову, владельцу «Абрау-Дюрсо»], но не как бизнесмен, а как специалист хотя бы в области права. Сейчас, повторяю, мы закон приняли, я в этом кое-что начинаю понимать».
Отдельно заставляет задуматься термин, который то ли оговорившись, то ли сознательно употребил Михаил Ковальчук, говоря о виноградарстве и виноделии – это «глубинная наука». И тут хорошее поле для размышлений – только ли «фундаментальность» науки имеется в виду.
Видео: https://smotrim.ru/video/2284712
smotrim.ru
Картина мира с Михаилом Ковальчуком. Искусство и наука виноделия
Виноградарство и виноделие становится теперь наукоёмкой отраслью агропрома. Уже сегодня можно выращивать отечественные сорта винограда и развивать передовые технологии винного производства, в том числе опираясь на современные достижения генетиков, микробиологов…
Научно-образовательно-футбольный синтез
Сегодня было подписано соглашение между Петербургским Политехом и Региональной спортивной Федерацией футбола Санкт-Петербурга.
Ректор СПбПУ академик РАН Андрей Рудской отметил, что для Политеха как одного из крупнейших вузов в городе развитие спорта является одной из главных задач. Из года в год вуз занимает лидирующие позиции по организации физкультурно-спортивной работы среди студентов. Для этого создана большая сеть спортивных сооружений – у Политеха 14,5 тысячи квадратных метров только крытых площадей, 6 малых и один большой стадион, и вуз готов предлагать свои объекты для проведения соревнований и спортивных сборов различного уровня.
Андрей Рудской, академик РАН, ректор СПбПУ специально для НОП:
«Все знают, что для петербуржцев футбол – больше, чем игра, а «Зенит» – больше, чем команда, с которой в октябре 2018 года мы подписали соглашение о сотрудничестве. Основные задачи мы выполняем и сейчас готовы включиться в реализацию новых проектов.
Чтобы вывести наш мини-футбол на новый уровень, нужны квалифицированные тренерские кадры и преподаватели физкультуры, и здесь без вашей поддержки нам не обойтись. Соглашение позволит объединить наши усилия с огромными возможностями, имеющимися у вас. Я уверен, что наука, спорт и культура должны идти рука об руку – в этом синтезе залог величия страны. Подписанием этого соглашения мы вставили правильный элемент в этот паззл, и наша совместная работа на благо развития этого вида спорта будет плодотворной».
Сегодня было подписано соглашение между Петербургским Политехом и Региональной спортивной Федерацией футбола Санкт-Петербурга.
Ректор СПбПУ академик РАН Андрей Рудской отметил, что для Политеха как одного из крупнейших вузов в городе развитие спорта является одной из главных задач. Из года в год вуз занимает лидирующие позиции по организации физкультурно-спортивной работы среди студентов. Для этого создана большая сеть спортивных сооружений – у Политеха 14,5 тысячи квадратных метров только крытых площадей, 6 малых и один большой стадион, и вуз готов предлагать свои объекты для проведения соревнований и спортивных сборов различного уровня.
Андрей Рудской, академик РАН, ректор СПбПУ специально для НОП:
«Все знают, что для петербуржцев футбол – больше, чем игра, а «Зенит» – больше, чем команда, с которой в октябре 2018 года мы подписали соглашение о сотрудничестве. Основные задачи мы выполняем и сейчас готовы включиться в реализацию новых проектов.
Чтобы вывести наш мини-футбол на новый уровень, нужны квалифицированные тренерские кадры и преподаватели физкультуры, и здесь без вашей поддержки нам не обойтись. Соглашение позволит объединить наши усилия с огромными возможностями, имеющимися у вас. Я уверен, что наука, спорт и культура должны идти рука об руку – в этом синтезе залог величия страны. Подписанием этого соглашения мы вставили правильный элемент в этот паззл, и наша совместная работа на благо развития этого вида спорта будет плодотворной».
Тюменский приоритет 2030
Концепцию основных направлений развития Тюменского государственного университета до 2030 года рассмотрели члены Наблюдательного совета вуза, заседание которого провел Полномочный представитель Президента России в Уральском федеральном округе Владимир Якушев.
«Тюменский госуниверситет стоит на трех столпах: высокое качество образования, исследования мирового уровня, эффективная передача новых знаний и технологий обществу. Мы уже научились собирать эффективные научные коллективы, инициировать исследовательские проекты, запускать новые образовательные программы и, наконец, выводить на рынок инновационные научно-технологические разработки. Опыт нашей работы в Проекте 5-100 научил нас мыслить и действовать амбициозно. Теперь наша главная задача на 10 лет – стать драйвером развития тюменского региона», – подчеркнул для НОП ректор ТюмГУ Иван Романчук.
Реализация намеченных планов позволит ТюмГУ закрепиться в группе лидеров российского образовательного пространства, превратиться в национальный центр создания конкурентоспособных технологий для агропромышленного комплекса, биоиндустрии, нефтегазодобычи, современного образования.
«Тюменский госуниверситет является системообразующим научно-образовательным центром и важной составляющей позитивного имиджа региона. Мы намерены и дальше осуществлять всестороннюю поддержку университета. Я уверен, что ТюмГУ при наших совместных усилиях продолжит двигаться вперед и внесет свой вклад в достижение национальных целей в сфере высшего образования и науки», – отметил губернатор Тюменской области Александр Моор.
В работе совета также приняли участие председатель правления, генеральный директор ООО «СИБУР» Михаил Карисалов, академик РАН, главный ученый секретарь СО РАН, директор Института теплофизики им. С.С. Кутателадзе Дмитрий Маркович, директор Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН Валерий Крюков, председатель Общественной палаты Тюменской области Геннадий Чеботарев.
Члены Наблюдательного совета единогласно решили принять концептуальный документ за основу, а также одобрили участие университета в конкурсном отборе на программу по повышению эффективности системы высшего образования России «Приоритет-2030».
Концепцию основных направлений развития Тюменского государственного университета до 2030 года рассмотрели члены Наблюдательного совета вуза, заседание которого провел Полномочный представитель Президента России в Уральском федеральном округе Владимир Якушев.
«Тюменский госуниверситет стоит на трех столпах: высокое качество образования, исследования мирового уровня, эффективная передача новых знаний и технологий обществу. Мы уже научились собирать эффективные научные коллективы, инициировать исследовательские проекты, запускать новые образовательные программы и, наконец, выводить на рынок инновационные научно-технологические разработки. Опыт нашей работы в Проекте 5-100 научил нас мыслить и действовать амбициозно. Теперь наша главная задача на 10 лет – стать драйвером развития тюменского региона», – подчеркнул для НОП ректор ТюмГУ Иван Романчук.
Реализация намеченных планов позволит ТюмГУ закрепиться в группе лидеров российского образовательного пространства, превратиться в национальный центр создания конкурентоспособных технологий для агропромышленного комплекса, биоиндустрии, нефтегазодобычи, современного образования.
«Тюменский госуниверситет является системообразующим научно-образовательным центром и важной составляющей позитивного имиджа региона. Мы намерены и дальше осуществлять всестороннюю поддержку университета. Я уверен, что ТюмГУ при наших совместных усилиях продолжит двигаться вперед и внесет свой вклад в достижение национальных целей в сфере высшего образования и науки», – отметил губернатор Тюменской области Александр Моор.
В работе совета также приняли участие председатель правления, генеральный директор ООО «СИБУР» Михаил Карисалов, академик РАН, главный ученый секретарь СО РАН, директор Института теплофизики им. С.С. Кутателадзе Дмитрий Маркович, директор Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН Валерий Крюков, председатель Общественной палаты Тюменской области Геннадий Чеботарев.
Члены Наблюдательного совета единогласно решили принять концептуальный документ за основу, а также одобрили участие университета в конкурсном отборе на программу по повышению эффективности системы высшего образования России «Приоритет-2030».
Премьер-поддержка
Вчера состоялась успешная защита стратегии "Необходимые решения для ускоренного инновационного развития". В роли экзаменатора был премьер-министр Михаил Мишустин. Стратегию представлял и защищал министр Валерий Фальков.
Стратегия состоит из разделов-подстратегий "Платформа университетского предпринимательства", "Передовые инженерные школы", "Университеты 3.0", "Делаем науку в России". Защищённая Стратегия - фактически "дорожная карта" для Минобрнауки РФ до 2030 года и в целом отражает все ключевые приоритеты развития высшей школы и науки.
В числе ожидаемых эффектов:
1. Россия в ТОП-5 стран по численности исследователей
2. 0,5 млн студентов будут вовлечены в исследования и разработки
3. Рост доли внебюджетных доходов вузов до 50%
4. 100 технических вузов используют наработки передовых инденерных школ для подготовки инденеров
5. 30 тысяч новых студенческих стартапов.
Наши источники в аппарате правительства РФ сообщают, что в рамках защиты была оживленная дискуссия по стратегии техпредпринимательства: у премьера возникли вопросы.
Что касается программы поддержки ведущих университетов - она в рамках фронтальной стратегии не обсуждалась, т.к.будет выделена в отдельную программу.
Можно поздравить Валерия Фалькова с успешной защитой!
Из возможных минусов, которые волнуют профессиональное сообщество - в стратегии (по мнению НОП) не заметна акцентированная поддержка массовых вузов.
А это означает, что большинству университетов придётся очень серьёзно подойти к пересмотру своей идентичности и сфокусироваться на анализе прочности и укреплении партнёрских связок, включая важнейшие - с промышленностью и бизнесом, академической наукой, губернаторскими командами.
Ключевое место в жизни "массовых" вузов в ближайшие годы в условиях жесткой борьбы за абитуриентов и лучшие кадры будет занимать и умение выстроить СМИ/PR/GR - коммуникацию. Об этом и многом другом пойдёт речь на Семинаре "На одной волне с университетами", который проводит АНО "Россия - страна возможностей" при участии НОП в Сириусе 9 и 10 апреля.
Вчера состоялась успешная защита стратегии "Необходимые решения для ускоренного инновационного развития". В роли экзаменатора был премьер-министр Михаил Мишустин. Стратегию представлял и защищал министр Валерий Фальков.
Стратегия состоит из разделов-подстратегий "Платформа университетского предпринимательства", "Передовые инженерные школы", "Университеты 3.0", "Делаем науку в России". Защищённая Стратегия - фактически "дорожная карта" для Минобрнауки РФ до 2030 года и в целом отражает все ключевые приоритеты развития высшей школы и науки.
В числе ожидаемых эффектов:
1. Россия в ТОП-5 стран по численности исследователей
2. 0,5 млн студентов будут вовлечены в исследования и разработки
3. Рост доли внебюджетных доходов вузов до 50%
4. 100 технических вузов используют наработки передовых инденерных школ для подготовки инденеров
5. 30 тысяч новых студенческих стартапов.
Наши источники в аппарате правительства РФ сообщают, что в рамках защиты была оживленная дискуссия по стратегии техпредпринимательства: у премьера возникли вопросы.
Что касается программы поддержки ведущих университетов - она в рамках фронтальной стратегии не обсуждалась, т.к.будет выделена в отдельную программу.
Можно поздравить Валерия Фалькова с успешной защитой!
Из возможных минусов, которые волнуют профессиональное сообщество - в стратегии (по мнению НОП) не заметна акцентированная поддержка массовых вузов.
А это означает, что большинству университетов придётся очень серьёзно подойти к пересмотру своей идентичности и сфокусироваться на анализе прочности и укреплении партнёрских связок, включая важнейшие - с промышленностью и бизнесом, академической наукой, губернаторскими командами.
Ключевое место в жизни "массовых" вузов в ближайшие годы в условиях жесткой борьбы за абитуриентов и лучшие кадры будет занимать и умение выстроить СМИ/PR/GR - коммуникацию. Об этом и многом другом пойдёт речь на Семинаре "На одной волне с университетами", который проводит АНО "Россия - страна возможностей" при участии НОП в Сириусе 9 и 10 апреля.
Центр вкусных компетенций
Прямо сейчас в Петербургском Политехе идёт открытие Центра компетенций «Поварское и кондитерское дело, ресторанный сервис». В церемонии открытия приняли участие Андрей Рудской, академик РАН, ректор СПбПУ, Ирина Потехина, вице-губернатор Санкт-Петербурга и Виктор Неумывакин, директор департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения РФ.
В центре компетенций планируется подготовка участников чемпионатов профессионального мастерства WorldSkills, организация профессиональных конкурсов и олимпиад. Кроме того, в планах краткосрочные программы обучения, без лимитированных сроков приема и возрастных ограничений.
Андрей Рудской, академик РАН, ректор СПбПУ:
Это будет профессиональная площадка для WorldSkills разных областей. Мы будем планировать разные направления, которые будут участвовать в становлении молодёжи как профессионалов. Мы вложили 150 млн рублей и понимаем выгоду от этих вложений.
Ирина Потехина, вице-губернатор Санкт-Петербурга:
Вчера начались отборочные соревнования на WorldSkills. СПбПУ имеет практически все профессии, которые нужны городу. Петербург сегодня очень быстро развивается. Мы живем в стратегии «Комфортный город». Город умный, и это в полной мере олицетворяет собой Политехнической университет, который собирает в себе технологии. По всем направлениям, по которым идёт развитие, городу нужны профессионалы. Поэтому мы сейчас переоборудуем город. В настоящее время идут бесшовные переходы и в функциональном, и в идеологическом смысле. Мы рады, что появилось ещё несколько площадок, где выковываются профессионалы.
Виктор Неумывакин, директор департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения РФ:
Санкт-Петербург - это центр будущего, научный, производственный центр. Независимо от ведомственной принадлежности и уровня - вся система работает на развитие Петербурга, на развитие школьников и их талантов. Это системная работа, когда каждый работает на развитие талантов юного петербуржца.
Разрезая ленточку на открытии, Андрей Рудской отметил, что в его кабинете таких узелков уже 30-40, этот также пополнит коллекцию и станет узелком на счастье и успех.
Прямо сейчас в Петербургском Политехе идёт открытие Центра компетенций «Поварское и кондитерское дело, ресторанный сервис». В церемонии открытия приняли участие Андрей Рудской, академик РАН, ректор СПбПУ, Ирина Потехина, вице-губернатор Санкт-Петербурга и Виктор Неумывакин, директор департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения РФ.
В центре компетенций планируется подготовка участников чемпионатов профессионального мастерства WorldSkills, организация профессиональных конкурсов и олимпиад. Кроме того, в планах краткосрочные программы обучения, без лимитированных сроков приема и возрастных ограничений.
Андрей Рудской, академик РАН, ректор СПбПУ:
Это будет профессиональная площадка для WorldSkills разных областей. Мы будем планировать разные направления, которые будут участвовать в становлении молодёжи как профессионалов. Мы вложили 150 млн рублей и понимаем выгоду от этих вложений.
Ирина Потехина, вице-губернатор Санкт-Петербурга:
Вчера начались отборочные соревнования на WorldSkills. СПбПУ имеет практически все профессии, которые нужны городу. Петербург сегодня очень быстро развивается. Мы живем в стратегии «Комфортный город». Город умный, и это в полной мере олицетворяет собой Политехнической университет, который собирает в себе технологии. По всем направлениям, по которым идёт развитие, городу нужны профессионалы. Поэтому мы сейчас переоборудуем город. В настоящее время идут бесшовные переходы и в функциональном, и в идеологическом смысле. Мы рады, что появилось ещё несколько площадок, где выковываются профессионалы.
Виктор Неумывакин, директор департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения РФ:
Санкт-Петербург - это центр будущего, научный, производственный центр. Независимо от ведомственной принадлежности и уровня - вся система работает на развитие Петербурга, на развитие школьников и их талантов. Это системная работа, когда каждый работает на развитие талантов юного петербуржца.
Разрезая ленточку на открытии, Андрей Рудской отметил, что в его кабинете таких узелков уже 30-40, этот также пополнит коллекцию и станет узелком на счастье и успех.
Лига Европы
В России создана Новая лига университетов. Учредителями объединения выступили Московская высшая школа социальных и экономических наук (Шанинка), Европейский университет в Санкт-Петербурге (ЕУСПб), Российская экономическая школа (РЭШ) и Сколковский институт науки и технологий (Сколтех). В будущем, как предполагают создатели, к ассоциации могут присоединиться российские и зарубежные университеты, «демонстрирующие приверженность лучшим практикам управления, высоким образовательным стандартам и передовым исследованиям, имеющим международное признание». Ассоциация объединяет «российские университеты нового типа, созданные на основе международных стандартов». Новая лига университетов «нацелена на долгосрочное партнерство с инновационными компаниями, государственными и негосударственными организациями».
В России в принципе немало университетских объединений – формальных и не очень. Есть универсальный Российский союз ректоров, существует Ассоциация «Глобальные университеты» (участники проекта 5-100) и ассоциация ведущих университетов («марочных»).
В Новой лиге объединились четыре очень особенных вуза. Это очень небольшие элитарные учебные заведения. За каждым стоит своя элитная группа – причем, как в научно-образовательном, так и в политико-экономическом измерении. Не обижена эта четверка ни особыми статусами, ни финансированием.
Задачи Новая лига университетов ставит амбициозные – сетевое сотрудничество (пока что друг с другом), отработка экспериментальных форм обучения, междисциплинарные исследования. В своих комментариях руководители университетов-учредителей лишний раз подчеркивали свой элитарный статус, выводя из своего размера и наличных преференций конкурентные преимущества, которые разовьются в рамках НЛУ.
Создание Лиги с подобной мотивацией идет в разрез со всеми стратегическими установками, что сейчас определяют государственную политику в сфере науки и высшего образования – акцент на регионы, доступность, гарантию качества, консорциумность. В противовес этому создается некий явно полузакрытый (несмотря на все заявления) клуб. Хотя, отметим, что желание именно этой четверки выступать единым фронтом понятна – существование каждого из членов зависит от элитных процессов значительно больше, чем более традиционных и крупных вузов.
С политической точки зрения претензий к Сколтеху совсем мало – разве что в теме понятной оторванности от финансовых и оргуправленческих реалий. РЭШ вообще редко упоминается в политических контекстах. Основные вопросы по общественно-политическим сюжетам адресованы, как правило, Европейскому университету и Шанинке. Именно они являются оплотом вольнодумства, впрочем – целиком следуя своему modus vivendi. Его очень емко описал ректор МВШСЭН Сергей Зуев: «Нас объединяет сама идея развития, идущая из глубины общей европейской культуры и европейских представлений о должном. Мы сейчас переживаем период, когда понятия развития, справедливости и свободы переживают свое переосмысление. И представления о том, что есть свобода, в том числе академическая свобода и тесно связанное с ней человеческое и институциональное развитие – это и есть глубинная ценностная платформа для нашей ассоциации».
Весьма громкое политическое заявление, которое четко дает понять, чьи идеи и представления продвигают и Шанинка, и Новая лига. НЛУ станет главным проводником системы ценностей не столько Европы, сколько западных элит, а заодно и евро-атлантической внешней политики в научно-образовательных процессах России.
Собственно, Лига изначально и не скрывая ставит себя в оппозицию – за экивоками экспериментов и инноваций вполне четко читается желание вылепить высшее образование и науку в России по европейским лекалам.
В итоге создание Новой лиги университетов усилит конкурентное и дискуссионное поле, хоть и в значительной степени шаг политический – и приурочен он явно к стартовавшей думской предвыборной кампании. Российские либералы (включая и радикальное их крыло) явно пытаются цементировать свои позиции по широкому кругу вопросов – в том числе, по научно-образовательным.
В тему о создании НЛУ: 1 и 2.
В России создана Новая лига университетов. Учредителями объединения выступили Московская высшая школа социальных и экономических наук (Шанинка), Европейский университет в Санкт-Петербурге (ЕУСПб), Российская экономическая школа (РЭШ) и Сколковский институт науки и технологий (Сколтех). В будущем, как предполагают создатели, к ассоциации могут присоединиться российские и зарубежные университеты, «демонстрирующие приверженность лучшим практикам управления, высоким образовательным стандартам и передовым исследованиям, имеющим международное признание». Ассоциация объединяет «российские университеты нового типа, созданные на основе международных стандартов». Новая лига университетов «нацелена на долгосрочное партнерство с инновационными компаниями, государственными и негосударственными организациями».
В России в принципе немало университетских объединений – формальных и не очень. Есть универсальный Российский союз ректоров, существует Ассоциация «Глобальные университеты» (участники проекта 5-100) и ассоциация ведущих университетов («марочных»).
В Новой лиге объединились четыре очень особенных вуза. Это очень небольшие элитарные учебные заведения. За каждым стоит своя элитная группа – причем, как в научно-образовательном, так и в политико-экономическом измерении. Не обижена эта четверка ни особыми статусами, ни финансированием.
Задачи Новая лига университетов ставит амбициозные – сетевое сотрудничество (пока что друг с другом), отработка экспериментальных форм обучения, междисциплинарные исследования. В своих комментариях руководители университетов-учредителей лишний раз подчеркивали свой элитарный статус, выводя из своего размера и наличных преференций конкурентные преимущества, которые разовьются в рамках НЛУ.
Создание Лиги с подобной мотивацией идет в разрез со всеми стратегическими установками, что сейчас определяют государственную политику в сфере науки и высшего образования – акцент на регионы, доступность, гарантию качества, консорциумность. В противовес этому создается некий явно полузакрытый (несмотря на все заявления) клуб. Хотя, отметим, что желание именно этой четверки выступать единым фронтом понятна – существование каждого из членов зависит от элитных процессов значительно больше, чем более традиционных и крупных вузов.
С политической точки зрения претензий к Сколтеху совсем мало – разве что в теме понятной оторванности от финансовых и оргуправленческих реалий. РЭШ вообще редко упоминается в политических контекстах. Основные вопросы по общественно-политическим сюжетам адресованы, как правило, Европейскому университету и Шанинке. Именно они являются оплотом вольнодумства, впрочем – целиком следуя своему modus vivendi. Его очень емко описал ректор МВШСЭН Сергей Зуев: «Нас объединяет сама идея развития, идущая из глубины общей европейской культуры и европейских представлений о должном. Мы сейчас переживаем период, когда понятия развития, справедливости и свободы переживают свое переосмысление. И представления о том, что есть свобода, в том числе академическая свобода и тесно связанное с ней человеческое и институциональное развитие – это и есть глубинная ценностная платформа для нашей ассоциации».
Весьма громкое политическое заявление, которое четко дает понять, чьи идеи и представления продвигают и Шанинка, и Новая лига. НЛУ станет главным проводником системы ценностей не столько Европы, сколько западных элит, а заодно и евро-атлантической внешней политики в научно-образовательных процессах России.
Собственно, Лига изначально и не скрывая ставит себя в оппозицию – за экивоками экспериментов и инноваций вполне четко читается желание вылепить высшее образование и науку в России по европейским лекалам.
В итоге создание Новой лиги университетов усилит конкурентное и дискуссионное поле, хоть и в значительной степени шаг политический – и приурочен он явно к стартовавшей думской предвыборной кампании. Российские либералы (включая и радикальное их крыло) явно пытаются цементировать свои позиции по широкому кругу вопросов – в том числе, по научно-образовательным.
В тему о создании НЛУ: 1 и 2.
Кружковое движение МАДИ
МАДИ начинает «вовлекать» своих будущих студентов в профессию ещё со школы, именно поэтому в университете представлено обширное количество кружков для талантливых ребят.
Андрей Келлер, врио ректора МАДИ специально для НОП:
«Есть много профессий, которые традиционно находятся в фокусе общественного интереса. Они модны, престижны, трендовы, они постоянно на слуху. Они манят своим имиджем, привлекая абитуриентов, толком не понимающих, чем именно им придется заниматься.
А есть профессии совершенно другого плана, но они формируют экономику страны. Именно к такой категории можно отнести профессии, связанные с автомобильным транспортом и дорожным хозяйством.
Нам важно, чтобы ребята, поступающие в университет, приходили в инженерное дело осознанно – понимая, с какими задачами будут сталкиваться в процессе обучения, чем им придется заниматься по окончании вуза. Одним словом, имея глубокую мотивацию.
В этом процессе важную роль играют профильные кружки МАДИ для школьников, которые обеспечивают погружение ребят в выбранную специальность. Они готовят ребят к конструированию спортивных автомобилей, к исследованию свойств материалов, к непростой работе, связанной с промышленным инжинирингом. Кружковцы изучают тонкости профессии, открывающие им увлекательный мир инжиниринга – знакомятся с автономными транспортными системами, с цифровым управлением, с «умными» дорогами».
Подробнее: http://www.madi.ru/5367-profilnye-kruzhki-madi-obedinyayut-talantlivyh-shkolnikov.html
МАДИ начинает «вовлекать» своих будущих студентов в профессию ещё со школы, именно поэтому в университете представлено обширное количество кружков для талантливых ребят.
Андрей Келлер, врио ректора МАДИ специально для НОП:
«Есть много профессий, которые традиционно находятся в фокусе общественного интереса. Они модны, престижны, трендовы, они постоянно на слуху. Они манят своим имиджем, привлекая абитуриентов, толком не понимающих, чем именно им придется заниматься.
А есть профессии совершенно другого плана, но они формируют экономику страны. Именно к такой категории можно отнести профессии, связанные с автомобильным транспортом и дорожным хозяйством.
Нам важно, чтобы ребята, поступающие в университет, приходили в инженерное дело осознанно – понимая, с какими задачами будут сталкиваться в процессе обучения, чем им придется заниматься по окончании вуза. Одним словом, имея глубокую мотивацию.
В этом процессе важную роль играют профильные кружки МАДИ для школьников, которые обеспечивают погружение ребят в выбранную специальность. Они готовят ребят к конструированию спортивных автомобилей, к исследованию свойств материалов, к непростой работе, связанной с промышленным инжинирингом. Кружковцы изучают тонкости профессии, открывающие им увлекательный мир инжиниринга – знакомятся с автономными транспортными системами, с цифровым управлением, с «умными» дорогами».
Подробнее: http://www.madi.ru/5367-profilnye-kruzhki-madi-obedinyayut-talantlivyh-shkolnikov.html
www.madi.ru
Профильные кружки МАДИ объединяют талантливых школьников
Более 280 школьников с начала 2021 года прошли обучение кружках «Юный автохимик», «Юный автолюбитель», «Инженерное 3D-моделирование и печать», &
Ректорам, проректорам по ДПО
Настоятельно советуем принять участие:
https://news.1rj.ru/str/laboratoria2030/237
Настоятельно советуем принять участие:
https://news.1rj.ru/str/laboratoria2030/237
Telegram
НОП - Лаборатория Непрерывного Образования
Уважаемые руководители системы ДПО в вузах
8 апреля 2021 года в 12:00 (мск) при поддержке и участии Минобрнауки РФ состоится вебинар «Итоги реализации мероприятий по обучению взрослых в 2020 году и перспективы на 2021 год».
Будут представлены результаты…
8 апреля 2021 года в 12:00 (мск) при поддержке и участии Минобрнауки РФ состоится вебинар «Итоги реализации мероприятий по обучению взрослых в 2020 году и перспективы на 2021 год».
Будут представлены результаты…
Новый элемент Арктической стратегии
В России начнёт действовать комплексная программа социально-экономического развития Арктической зоны. Постановление об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Программа по своему содержанию, логике и структуре должна будет полноценно и с минимальными коррективами вписаться в общероссийскую Стратегию социально-экономического развития, которую сейчас разрабатывает Правительство.
С точки зрения стимулирования деловой активности и инновационных процессов вопросов к документу не возникает. А вот наука и образование в Программе отсутствуют. Но отсутствие это «блестящее». Сейчас уже ни у кого нет сомнений в том, что исследования, подготовка кадров и новые технологии являются основой социально-экономического прогресса.
Программа социально-экономического развития АЗ направлена на реализацию части из тех идей, что заложены в «Стратегии развития Арктической зоны РФ» и в «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года». И там, и там научно-образовательные вопросы играют одну из главных ролей.
Поэтому именно данные стратегические документы являются референтными, а та же Стратегия научно-технологического развития не поименована в новой Программе по Арктике.
Однако, вопросы научно-исследовательского обеспечения и сопровождения социально-экономического развития все равно присутствуют в ней. Связаны они с подведомственным Министерству по развитию Дальнего Востока и Арктики «Восточным центром государственного планирования». Отметим, что это лишь самая практико-ориентированная страта научно-образовательного освоения и развития Арктической зоны.
На более высоком и системном уровне действует намного больше участников: Курчатовский институт и Росатом; научно-образовательные центры мирового уровня (как специализированный «арктический» «Российская Арктика» на базе архангельского САФУ, так и в виде значимых траекторий – как Западно-Сибирский межрегиональный НОЦ с базой в ТюмГУ); научные центры мирового уровня; крупные научные институты разной подведомственности – например, ААНИИ; свою исследовательскую программу имеет и Минобороны.
Особенное звучание имеет пересечение арктических и цифровых вопросов – прорыв в АЗ РФ четко связан с новыми digital-технологиями. И здесь стоит отметить некоторую инерционность мышления ключевых игроков. В частности, по мнению НОП, тот же САФУ недостаточно вовлечён в задачи цифровой трансформации своего стратегически-важного региона, о чём регулярно говорит вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
Развитие Арктической зоны очень тесно связано со Стратегией пространственного развития. И в этом смысле принципиально значимо пересечение двух геостратегических пространств – Дальнего Востока и Арктики. Этим территориям уделено особое внимание в новой Программе.
Вообще, Миндаль давно пора переименовать в «Министерство Фронтира» - уж слишком комплексные и специфические задачи оно решает. Но что важно – именно в Арктике (и в дальневосточной ее части) есть хорошее пространство для того, чтобы запускать новые большие проекты с нуля и в рамках полного инновационного цикла. Относительно Якутии об этом много говорил президент Российской академии наук Александр Сергеев после недавнего визита в республику.
Арктика – это комплексное окно вызовов и возможностей. Именно поэтому ее развитие никак не может быть уложено в один монументальный документ. Следовательно, именно в случае с Арктической зоной нужно всегда учитывать всю совокупность документов – только тогда становится ясно: к этому «окну» уже сейчас применяется системный и стратегический подход.
Текст Программы: http://government.ru/docs/41894/
В России начнёт действовать комплексная программа социально-экономического развития Арктической зоны. Постановление об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Программа по своему содержанию, логике и структуре должна будет полноценно и с минимальными коррективами вписаться в общероссийскую Стратегию социально-экономического развития, которую сейчас разрабатывает Правительство.
С точки зрения стимулирования деловой активности и инновационных процессов вопросов к документу не возникает. А вот наука и образование в Программе отсутствуют. Но отсутствие это «блестящее». Сейчас уже ни у кого нет сомнений в том, что исследования, подготовка кадров и новые технологии являются основой социально-экономического прогресса.
Программа социально-экономического развития АЗ направлена на реализацию части из тех идей, что заложены в «Стратегии развития Арктической зоны РФ» и в «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года». И там, и там научно-образовательные вопросы играют одну из главных ролей.
Поэтому именно данные стратегические документы являются референтными, а та же Стратегия научно-технологического развития не поименована в новой Программе по Арктике.
Однако, вопросы научно-исследовательского обеспечения и сопровождения социально-экономического развития все равно присутствуют в ней. Связаны они с подведомственным Министерству по развитию Дальнего Востока и Арктики «Восточным центром государственного планирования». Отметим, что это лишь самая практико-ориентированная страта научно-образовательного освоения и развития Арктической зоны.
На более высоком и системном уровне действует намного больше участников: Курчатовский институт и Росатом; научно-образовательные центры мирового уровня (как специализированный «арктический» «Российская Арктика» на базе архангельского САФУ, так и в виде значимых траекторий – как Западно-Сибирский межрегиональный НОЦ с базой в ТюмГУ); научные центры мирового уровня; крупные научные институты разной подведомственности – например, ААНИИ; свою исследовательскую программу имеет и Минобороны.
Особенное звучание имеет пересечение арктических и цифровых вопросов – прорыв в АЗ РФ четко связан с новыми digital-технологиями. И здесь стоит отметить некоторую инерционность мышления ключевых игроков. В частности, по мнению НОП, тот же САФУ недостаточно вовлечён в задачи цифровой трансформации своего стратегически-важного региона, о чём регулярно говорит вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
Развитие Арктической зоны очень тесно связано со Стратегией пространственного развития. И в этом смысле принципиально значимо пересечение двух геостратегических пространств – Дальнего Востока и Арктики. Этим территориям уделено особое внимание в новой Программе.
Вообще, Миндаль давно пора переименовать в «Министерство Фронтира» - уж слишком комплексные и специфические задачи оно решает. Но что важно – именно в Арктике (и в дальневосточной ее части) есть хорошее пространство для того, чтобы запускать новые большие проекты с нуля и в рамках полного инновационного цикла. Относительно Якутии об этом много говорил президент Российской академии наук Александр Сергеев после недавнего визита в республику.
Арктика – это комплексное окно вызовов и возможностей. Именно поэтому ее развитие никак не может быть уложено в один монументальный документ. Следовательно, именно в случае с Арктической зоной нужно всегда учитывать всю совокупность документов – только тогда становится ясно: к этому «окну» уже сейчас применяется системный и стратегический подход.
Текст Программы: http://government.ru/docs/41894/
government.ru
Правительство утвердило государственную программу развития Арктики
Постановление от 30 марта 2021 года №484