Человек, образование и труд в цифровом мире (1/3)
В рамках Апрельской конференции НИУ ВШЭ 2021 состоялся круглый стол на тему «Человек, образование и труд в цифровом мире», в ходе которого эксперты обсудили потенциал, возможности и ограничения для современного человека.
Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ:
Капитал вырастает из потенциала, но потенциал должен обрести полезность. На этом стоит сегодняшняя экономика. Потенциал должен капитализироваться. Мы должны говорить о новом понимании человеческого капитала, включая способность управлять своими способностями. Структуры, в которые человек должен встраиваться, быстро меняются, поэтому появляется потребность в этой компетенции. Человеку приходится пересобирать свои навыки для нового рабочего места. Коллеги за рубежом называют эту характеристику «агентность». Именно она становится новым результатом образования. Сейчас стартует исследование совместно с университетом Стэнфорда, которое призвано ответить, где формируется эта агентность.
Запускается много образовательных программ в области предпринимательского образования, при том что наша институциональная среда этому не способствует. От этих программ мы должны ожидать не столько стартапов, сколько нового навыка у человека относиться к себе самому как ресурсу своего благополучия и благосостояния. Кроме того, появляется много программ по трудовой ориентации, не просто профориентации, программ проектного обучения и так далее.
Сегодня ведутся большие дискуссии про понимание успеха человека. Мы понимаем его сегодня шире - и как карьеру, и как благополучие. Как университеты обеспечивают этот успех? Если посмотреть на риторику вокруг университетов - там есть все, но идея успеха студента появляется случайным образом или не появляется вовсе.
Мы исследовали инструменты отсева. Для работ по объективной оценке стоит шире кооперироваться и с WorldSkills, и с Университетом 20.35, чтобы эту оценку видеть.
Еще один проект с Университетом 20.35 - доказательная цифровизация для успеха студента. Проект о том, как спроектировать цифровую образовательную среду, чтобы повысить успешность каждого студента. У нас есть данные и контракты, которые позволяют переходить от общих разговоров к конкретным трансформациям образовательной практики.
Подробнее: https://www.youtube.com/watch?v=MbN6m0N2Pro
В рамках Апрельской конференции НИУ ВШЭ 2021 состоялся круглый стол на тему «Человек, образование и труд в цифровом мире», в ходе которого эксперты обсудили потенциал, возможности и ограничения для современного человека.
Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ:
Капитал вырастает из потенциала, но потенциал должен обрести полезность. На этом стоит сегодняшняя экономика. Потенциал должен капитализироваться. Мы должны говорить о новом понимании человеческого капитала, включая способность управлять своими способностями. Структуры, в которые человек должен встраиваться, быстро меняются, поэтому появляется потребность в этой компетенции. Человеку приходится пересобирать свои навыки для нового рабочего места. Коллеги за рубежом называют эту характеристику «агентность». Именно она становится новым результатом образования. Сейчас стартует исследование совместно с университетом Стэнфорда, которое призвано ответить, где формируется эта агентность.
Запускается много образовательных программ в области предпринимательского образования, при том что наша институциональная среда этому не способствует. От этих программ мы должны ожидать не столько стартапов, сколько нового навыка у человека относиться к себе самому как ресурсу своего благополучия и благосостояния. Кроме того, появляется много программ по трудовой ориентации, не просто профориентации, программ проектного обучения и так далее.
Сегодня ведутся большие дискуссии про понимание успеха человека. Мы понимаем его сегодня шире - и как карьеру, и как благополучие. Как университеты обеспечивают этот успех? Если посмотреть на риторику вокруг университетов - там есть все, но идея успеха студента появляется случайным образом или не появляется вовсе.
Мы исследовали инструменты отсева. Для работ по объективной оценке стоит шире кооперироваться и с WorldSkills, и с Университетом 20.35, чтобы эту оценку видеть.
Еще один проект с Университетом 20.35 - доказательная цифровизация для успеха студента. Проект о том, как спроектировать цифровую образовательную среду, чтобы повысить успешность каждого студента. У нас есть данные и контракты, которые позволяют переходить от общих разговоров к конкретным трансформациям образовательной практики.
Подробнее: https://www.youtube.com/watch?v=MbN6m0N2Pro
YouTube
Круглый стол «Человек, образование и труд в цифровом мире»
Цифровые технологии стали неотъемлемой частью жизни каждого, но в бурном потоке происходящего стал теряться центральный участник проводимых изменений − Человек. «Цифра» с её беспрецедентным потенциалом для непрерывного развития, самореализации каждого человека…
Человек, образование и труд в цифровом мире (2/3)
В рамках Апрельской конференции НИУ ВШЭ 2021 состоялся круглый стол на тему «Человек, образование и труд в цифровом мире», в ходе которого эксперты обсудили потенциал, возможности и ограничения для современного человека.
Роберт Уразов, генеральный директор АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)»:
В дискуссии об СПО очень часто прозвучат слова про подготовку под работотдателя - это мейнстрим, на который все ведутся. Человек, который не будет подготовлен под работодателя, погибнет и не будет востребован - это ложное, но популярное утверждение.
Что мы научились делать:
У нас своеобразный рынок труда, который не реагирует на квалифицированность человека и его умения. Из-за этого основное мерило нарушено. У нас нельзя мерить человека только по заработной плате. В качестве варианта, который используем мы, мы меряем те навыки, которые присущи человеку для той или иной профессии.
Почему выбран чемпион? Потому что это не точка, а движение куда-то дальше, находясь в соревновательных механиках, вы провоцируете цикл непрерывных улучшений, хоть он и неприятный. Как практика показывает за 4-5 лет чемпионская норма сваливается в среднюю норму.
Мерить умение человека способностью выполнять те или иные операции - это хорошо и эффективно, и мы научились, но это измерение подготовки, а не образования.
Многие нас критикуют нас за то что мы портим людей, накачивая их компетенциями, но мы образованием не занимаемся, это более широкий предмет.
Для нас, чтобы человек мог улучшить свою компетенцию, он вынужден расширять картину мира и в этом тоже есть воспитательная функция.
Второй проект - «Билет в будущее». Там заложена другая механика. Цель его - понять возможно ли привить человеку в школьном возрасте осознанность в выборе профессиональной траектории. Базовый вывод из проекта - мерить осознанность можно, однако осознанностью по отношению к своему профессиональному выбору в стране и среди взрослых, и среди детей обладают от 3,7% до 10% максимум. Это страшный вывод, который говорит о том, что массовые концепции, основанные на массовом предпринимательстве, имеют этот риск.
Человек перестает быть объектен, он все более и более субъектен как в экономике, так и в других отношениях. Поскольку он все более субъектен, все чаще ему нужно принимать решения самостоятельно. С точки зрения того, способны ли мы сейчас это массивизировать, большой вопрос.
Чем нам хотелось бы заниматься и чем мы пытаемся? Массовые предпринимательские умения являются характеристиками будущего, если вы этим не обладаете, то ваше будущее туманно, и вы становитесь ведомым звеном. То есть вы лишены самостоятельности, а значит, субъектности, вы вновь объект. Умение организовать самого себя - это умение, которым не обладает больше половины людей. Чтобы заниматься самозанятостью, нужно организовывать себя. Есть предположение, что это умение, которое нарабатывается человеком, в том числе в рефлексивном опыте.
Если мы к платформенной занятости и самозанятости отнесемся как к варианту, который позволяет более гибко регулировать трудовую занятость у людей, мы сможем получить интересный феномен. В чем он может состоять? Во-первых, это то пространство, где человек может прокачать свою предпринимательскую линию, начиная с самого простого до выхода в серьезные вещи. Мы часто говорим про практику студентов, например, производственную, но никогда не говорим про предпринимательскую практику и как-то считаем, что путем теоретических курсов мы накачаем человека и умением мыслить, и действовать.
Если мы всерьез возьмем программу платформенной занятости как инструмента массового применения предпринимательских умений хотя бы в отношении себя, мы вырастим искомый класс людей, возможно мышленческих аппаратов, которые нам нужны. Если мы сейчас мы займемся этим, то к 2030 году можем иметь 20 миллионов микропредпринимателей. При этом это будет белая занятость. Рынок труда сейчас как показатель успешности системы образования отсутствует.
В рамках Апрельской конференции НИУ ВШЭ 2021 состоялся круглый стол на тему «Человек, образование и труд в цифровом мире», в ходе которого эксперты обсудили потенциал, возможности и ограничения для современного человека.
Роберт Уразов, генеральный директор АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)»:
В дискуссии об СПО очень часто прозвучат слова про подготовку под работотдателя - это мейнстрим, на который все ведутся. Человек, который не будет подготовлен под работодателя, погибнет и не будет востребован - это ложное, но популярное утверждение.
Что мы научились делать:
У нас своеобразный рынок труда, который не реагирует на квалифицированность человека и его умения. Из-за этого основное мерило нарушено. У нас нельзя мерить человека только по заработной плате. В качестве варианта, который используем мы, мы меряем те навыки, которые присущи человеку для той или иной профессии.
Почему выбран чемпион? Потому что это не точка, а движение куда-то дальше, находясь в соревновательных механиках, вы провоцируете цикл непрерывных улучшений, хоть он и неприятный. Как практика показывает за 4-5 лет чемпионская норма сваливается в среднюю норму.
Мерить умение человека способностью выполнять те или иные операции - это хорошо и эффективно, и мы научились, но это измерение подготовки, а не образования.
Многие нас критикуют нас за то что мы портим людей, накачивая их компетенциями, но мы образованием не занимаемся, это более широкий предмет.
Для нас, чтобы человек мог улучшить свою компетенцию, он вынужден расширять картину мира и в этом тоже есть воспитательная функция.
Второй проект - «Билет в будущее». Там заложена другая механика. Цель его - понять возможно ли привить человеку в школьном возрасте осознанность в выборе профессиональной траектории. Базовый вывод из проекта - мерить осознанность можно, однако осознанностью по отношению к своему профессиональному выбору в стране и среди взрослых, и среди детей обладают от 3,7% до 10% максимум. Это страшный вывод, который говорит о том, что массовые концепции, основанные на массовом предпринимательстве, имеют этот риск.
Человек перестает быть объектен, он все более и более субъектен как в экономике, так и в других отношениях. Поскольку он все более субъектен, все чаще ему нужно принимать решения самостоятельно. С точки зрения того, способны ли мы сейчас это массивизировать, большой вопрос.
Чем нам хотелось бы заниматься и чем мы пытаемся? Массовые предпринимательские умения являются характеристиками будущего, если вы этим не обладаете, то ваше будущее туманно, и вы становитесь ведомым звеном. То есть вы лишены самостоятельности, а значит, субъектности, вы вновь объект. Умение организовать самого себя - это умение, которым не обладает больше половины людей. Чтобы заниматься самозанятостью, нужно организовывать себя. Есть предположение, что это умение, которое нарабатывается человеком, в том числе в рефлексивном опыте.
Если мы к платформенной занятости и самозанятости отнесемся как к варианту, который позволяет более гибко регулировать трудовую занятость у людей, мы сможем получить интересный феномен. В чем он может состоять? Во-первых, это то пространство, где человек может прокачать свою предпринимательскую линию, начиная с самого простого до выхода в серьезные вещи. Мы часто говорим про практику студентов, например, производственную, но никогда не говорим про предпринимательскую практику и как-то считаем, что путем теоретических курсов мы накачаем человека и умением мыслить, и действовать.
Если мы всерьез возьмем программу платформенной занятости как инструмента массового применения предпринимательских умений хотя бы в отношении себя, мы вырастим искомый класс людей, возможно мышленческих аппаратов, которые нам нужны. Если мы сейчас мы займемся этим, то к 2030 году можем иметь 20 миллионов микропредпринимателей. При этом это будет белая занятость. Рынок труда сейчас как показатель успешности системы образования отсутствует.
Человек, образование и труд в цифровом мире (3/3)
В рамках Апрельской конференции НИУ ВШЭ 2021 состоялся круглый стол на тему «Человек, образование и труд в цифровом мире», в ходе которого эксперты обсудили потенциал, возможности и ограничения для современного человека.
Нина Яныкина, ректор Университета 20.35:
Крайне важно постоянно держать рамку и двигаться к логике «технологии для человека». Необходимо развивать человека и человеческий капитал всем тем масштабом технологических решений, которые сейчас на рынке проектируются и создаются, в том числе в рамках федпроекта по развитию ИИ.
Университет 20.35 при реализации образовательных программ с помощью ИИ ориентируется на рынок труда. Сейчас отрабатывается гипотеза, что на основе ансамбля алгоритмов и ИИ можно решить вопрос стыковки образовательной траектории и траектории развития человека с тем, какие запросы выдвигают работодатели и текущие реалии.
Мы создали ансамбль алгоритмов «Цифровая модель компетенций», используя наработки консорциума по доказательной цифровизации с НИУ ВШЭ. Мы также решаем задачу по актуализации профстандартов для рынка труда.
Если готовить студента не только рыночным реалиям навыков, но и по реалиям взаимодействия, то активная самостоятельность, проектное взаимодействие, осознанное проектирование своей деятельности имеют особое значений. Базовый рабочий инструмент - платформа индивидуальных траекторий развития человека, которая работает на ИИ.
Мы обучаем ИИ, который может создавать и предлагать траектории развития не только из внешних мерок или оценок человека, но и учитывая в качестве основы свободу его волеизъявления, его способность учиться на собственных ошибках. Все это работает на основе цифрового следа. ИИ может быть быстрым инструментом для развития человека, с его помощью сокращается разрыв между рынком труда и образовательными программами. Справиться с этими задачами может только ИИ, он учитывает целый ряд факторов для проактивной самостоятельной осознанной деятельности. Работа по цифровому следу и ансамблю алгоритмов показывает, насколько человек способен к реальной деятельности на основе работы платформы.
Мониторинг и удержание рамки состоит в том, что все действия по помощи человеку заключаются в его проактивной деятельности.
В рамках Апрельской конференции НИУ ВШЭ 2021 состоялся круглый стол на тему «Человек, образование и труд в цифровом мире», в ходе которого эксперты обсудили потенциал, возможности и ограничения для современного человека.
Нина Яныкина, ректор Университета 20.35:
Крайне важно постоянно держать рамку и двигаться к логике «технологии для человека». Необходимо развивать человека и человеческий капитал всем тем масштабом технологических решений, которые сейчас на рынке проектируются и создаются, в том числе в рамках федпроекта по развитию ИИ.
Университет 20.35 при реализации образовательных программ с помощью ИИ ориентируется на рынок труда. Сейчас отрабатывается гипотеза, что на основе ансамбля алгоритмов и ИИ можно решить вопрос стыковки образовательной траектории и траектории развития человека с тем, какие запросы выдвигают работодатели и текущие реалии.
Мы создали ансамбль алгоритмов «Цифровая модель компетенций», используя наработки консорциума по доказательной цифровизации с НИУ ВШЭ. Мы также решаем задачу по актуализации профстандартов для рынка труда.
Если готовить студента не только рыночным реалиям навыков, но и по реалиям взаимодействия, то активная самостоятельность, проектное взаимодействие, осознанное проектирование своей деятельности имеют особое значений. Базовый рабочий инструмент - платформа индивидуальных траекторий развития человека, которая работает на ИИ.
Мы обучаем ИИ, который может создавать и предлагать траектории развития не только из внешних мерок или оценок человека, но и учитывая в качестве основы свободу его волеизъявления, его способность учиться на собственных ошибках. Все это работает на основе цифрового следа. ИИ может быть быстрым инструментом для развития человека, с его помощью сокращается разрыв между рынком труда и образовательными программами. Справиться с этими задачами может только ИИ, он учитывает целый ряд факторов для проактивной самостоятельной осознанной деятельности. Работа по цифровому следу и ансамблю алгоритмов показывает, насколько человек способен к реальной деятельности на основе работы платформы.
Мониторинг и удержание рамки состоит в том, что все действия по помощи человеку заключаются в его проактивной деятельности.
НОЦы мирового уровня, кооперация губернаторов, университетов и бизнеса, поддержка молодых учёных:
этим пятничным вечером в Екатеринбурге у вице-премьера и министра много поводов для хорошего настроения.
Чего желаем всем читателям НОП!
to be continued
этим пятничным вечером в Екатеринбурге у вице-премьера и министра много поводов для хорошего настроения.
Чего желаем всем читателям НОП!
to be continued
Отличная инициатива Минобрнауки.
Надеемся, что университетские СМИ убедительно покажут, что Победа, это не только когда много донатов получил и из здания суда вышел.
https://news.1rj.ru/str/minobrnaukiofficial/1292
Надеемся, что университетские СМИ убедительно покажут, что Победа, это не только когда много донатов получил и из здания суда вышел.
https://news.1rj.ru/str/minobrnaukiofficial/1292
Telegram
Минобрнауки России
Минобрнауки России запускает конкурс «У нас на всех одна Победа» на лучшую идею для флешмоба, посвященного Победе в Великой Отечественной войне.
Участниками конкурса станут студенческие объединения вузов и студенческие медиа.
🎖 Победитель будет определен…
Участниками конкурса станут студенческие объединения вузов и студенческие медиа.
🎖 Победитель будет определен…
Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области, специально для НОП:
Нижегородская область может гордиться большим числом ученых, научными открытиями в космической отрасли. Эти традиции важно продолжать, и наши дети должны интересоваться астрономией, высокими технологиями, космосом. Убежден, что романтика космоса не может в новом столетии отступить на задний план, а для этого необходимо просвещение.
Эту задачу как раз и решает Нижегородский планетарий, который должен оставаться одним из авангардных центров просвещения в области космоса в стране. Юбилей первого полета человека в космос совпал с 800-летием Нижнего Новгорода. В рамках этих событий нам удалось привлечь внебюджетные инвестиции, и могу сказать, что уже вовсю стартовал процесс ремонта большого звездного зала в планетарии.
https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/16384
Нижегородская область может гордиться большим числом ученых, научными открытиями в космической отрасли. Эти традиции важно продолжать, и наши дети должны интересоваться астрономией, высокими технологиями, космосом. Убежден, что романтика космоса не может в новом столетии отступить на задний план, а для этого необходимо просвещение.
Эту задачу как раз и решает Нижегородский планетарий, который должен оставаться одним из авангардных центров просвещения в области космоса в стране. Юбилей первого полета человека в космос совпал с 800-летием Нижнего Новгорода. В рамках этих событий нам удалось привлечь внебюджетные инвестиции, и могу сказать, что уже вовсю стартовал процесс ремонта большого звездного зала в планетарии.
https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/16384
Telegram
Научно-образовательная политика
Космос в Нижнем
В год 800-летия Нижнего Новгорода вспомнили про местный планетарий имени Н. М. Гречко – на днях было объявлено о его тотальной модернизации с привлечением средств госкорпорации «Роскосмос» и компании Intel.
Нижегородский планетарий – один…
В год 800-летия Нижнего Новгорода вспомнили про местный планетарий имени Н. М. Гречко – на днях было объявлено о его тотальной модернизации с привлечением средств госкорпорации «Роскосмос» и компании Intel.
Нижегородский планетарий – один…
Арктика - из Политеха с любовью
14-15 апреля 2021 года в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого прошла шестая Международная научная конференция «Арктика: история и современность».
Андрей Рудской, ректор СПбПУ о конференции специально для НОП:
Сейчас наша страна и весь мир переживают вторую волну освоения Арктики. И они же призывают кардинально изменить подходы в этом процессе, когда применение новейших технологий просто обязано идти вместе с обеспечением экологической безопасности. Думаю, что разработке именно таких подходов должна служить современная наука вообще и наша конференция, в частности.
Петербургский Политех исторически стоял у истоков освоения Русской Арктики. Прежде всего это касается судов ледового класса – от турбогенераторов и разработки специальных сталей для корпусов ледоколов до разработки и строительства первого в мире атомного ледокола «Ленин».
Надеюсь, что вы уже познакомились с тремя выставками, представленными нашими партнерами (Музеем Арктики и Антарктики, Музеем «Ледокол Красин» и «Балтийским заводом»). И могу с ответственностью сказать, что к созданию или обслуживанию большинства судов на этих фотографиях так или иначе причастны выпускники Политеха.
Но мы гордимся не только нашим прошлым. Различные научно-исследовательские группы университета продолжают вносить свою весомую лепту в реализацию «Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года».
Нам также особенно отрадно, что, помимо кузницы арктических кадров и новаторских идей, мы уже шестой год подряд являемся своеобразной межвузовской и межгосударственной площадкой для обсуждения проблематики «высоких широт». Уверен, что за два дня работы конференции каждый участник не только подчерпнет что-то полезное для себя, но и внесет определенный вклад в копилку научных арктических идей.
Я с особой теплотой и благодарностью был рад приветствовать наших гостей и постоянных партнеров, и, конечно, всех тех, кто, что называется, двигает нашу науку – собственно ученых. И здесь цифры говорят сами за себя: в этом году наши две площадки – Политех и Мурманский государственный технический университет – очно и в режиме онлайн соберут более 400 человек.
14-15 апреля 2021 года в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого прошла шестая Международная научная конференция «Арктика: история и современность».
Андрей Рудской, ректор СПбПУ о конференции специально для НОП:
Сейчас наша страна и весь мир переживают вторую волну освоения Арктики. И они же призывают кардинально изменить подходы в этом процессе, когда применение новейших технологий просто обязано идти вместе с обеспечением экологической безопасности. Думаю, что разработке именно таких подходов должна служить современная наука вообще и наша конференция, в частности.
Петербургский Политех исторически стоял у истоков освоения Русской Арктики. Прежде всего это касается судов ледового класса – от турбогенераторов и разработки специальных сталей для корпусов ледоколов до разработки и строительства первого в мире атомного ледокола «Ленин».
Надеюсь, что вы уже познакомились с тремя выставками, представленными нашими партнерами (Музеем Арктики и Антарктики, Музеем «Ледокол Красин» и «Балтийским заводом»). И могу с ответственностью сказать, что к созданию или обслуживанию большинства судов на этих фотографиях так или иначе причастны выпускники Политеха.
Но мы гордимся не только нашим прошлым. Различные научно-исследовательские группы университета продолжают вносить свою весомую лепту в реализацию «Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года».
Нам также особенно отрадно, что, помимо кузницы арктических кадров и новаторских идей, мы уже шестой год подряд являемся своеобразной межвузовской и межгосударственной площадкой для обсуждения проблематики «высоких широт». Уверен, что за два дня работы конференции каждый участник не только подчерпнет что-то полезное для себя, но и внесет определенный вклад в копилку научных арктических идей.
Я с особой теплотой и благодарностью был рад приветствовать наших гостей и постоянных партнеров, и, конечно, всех тех, кто, что называется, двигает нашу науку – собственно ученых. И здесь цифры говорят сами за себя: в этом году наши две площадки – Политех и Мурманский государственный технический университет – очно и в режиме онлайн соберут более 400 человек.
СамГМУ на передовой борьбы с COVID-19
Вчера состоялась коллегия Минздрава РФ, где подвели итоги 2020 года и озвучили цели на 2021 год.
Некоторые ключевые моменты из доклада министра здравоохранения РФ Михаила Мурашко:
- опыт года пандемии говорит о необходимости развития устойчивости системы здравоохранения перед инфекционными вызовами. А также систем COVID-реабилитации и профилактики;
- модернизация первичного звена под нужды каждого конкретного региона;
- развитие цифровых проектов;
- подготовка высококвалифицированных кадров (в том числе для цифрового здравоохранения);
- повышение эффективности научных исследований.
По словам министра, «слаженные действия медицинских работников и организаторов позволили избежать драматического развития пандемии».
Отдельным вызовом стал переход медицинских вузов на дистанционный формат обучения. В частности, СамГМУ вошёл в число крупнейших университетских ковид-госпиталей.
Александр Колсанов, ректор СамГМУ специально для НОП:
«В самом начале введения карантинных мер у нас не было полного понимания, как перевести медицинское образование в дистанционный формат. Сейчас, глядя назад, мы осознаём, что нам помогла проведенная заранее «подготовительная работа», которую мы начали в СамГМУ, готовясь, конечно, не к пандемии, а выполняя плановые задачи по цифровизации университета.
Увеличили серверную мощность, обеспечили все учебные корпуса локальной сетью, оснастили компьютерами каждую кафедру и каждое рабочее место врача в отделениях клиник, а также ввели в регулярную практику преподавателей запись видео-лекций. В полную мощность заработала электронная информационная образовательная среда СамГМУ. Все это обеспечило нам относительно быстрый перенос образовательного процесса в дистант.
Относительно сомнений по поводу качества такого образования для врача скажу: конечно, врач должен учиться очно. Но эта ситуация, когда выбора нет. К тому же ребята сполна получили практический опыт в этот ковидный год.
СамГМУ одним из первых откликнулся на запрос Минздрава РФ: 1012 клинических ординаторов и 1574 студента были трудоустроены и направлены на производственную практику в медучреждения Самарской области и других регионов. А мобильная бригада наших врачей помогала коллегам даже в Иркутске».
Вчера состоялась коллегия Минздрава РФ, где подвели итоги 2020 года и озвучили цели на 2021 год.
Некоторые ключевые моменты из доклада министра здравоохранения РФ Михаила Мурашко:
- опыт года пандемии говорит о необходимости развития устойчивости системы здравоохранения перед инфекционными вызовами. А также систем COVID-реабилитации и профилактики;
- модернизация первичного звена под нужды каждого конкретного региона;
- развитие цифровых проектов;
- подготовка высококвалифицированных кадров (в том числе для цифрового здравоохранения);
- повышение эффективности научных исследований.
По словам министра, «слаженные действия медицинских работников и организаторов позволили избежать драматического развития пандемии».
Отдельным вызовом стал переход медицинских вузов на дистанционный формат обучения. В частности, СамГМУ вошёл в число крупнейших университетских ковид-госпиталей.
Александр Колсанов, ректор СамГМУ специально для НОП:
«В самом начале введения карантинных мер у нас не было полного понимания, как перевести медицинское образование в дистанционный формат. Сейчас, глядя назад, мы осознаём, что нам помогла проведенная заранее «подготовительная работа», которую мы начали в СамГМУ, готовясь, конечно, не к пандемии, а выполняя плановые задачи по цифровизации университета.
Увеличили серверную мощность, обеспечили все учебные корпуса локальной сетью, оснастили компьютерами каждую кафедру и каждое рабочее место врача в отделениях клиник, а также ввели в регулярную практику преподавателей запись видео-лекций. В полную мощность заработала электронная информационная образовательная среда СамГМУ. Все это обеспечило нам относительно быстрый перенос образовательного процесса в дистант.
Относительно сомнений по поводу качества такого образования для врача скажу: конечно, врач должен учиться очно. Но эта ситуация, когда выбора нет. К тому же ребята сполна получили практический опыт в этот ковидный год.
СамГМУ одним из первых откликнулся на запрос Минздрава РФ: 1012 клинических ординаторов и 1574 студента были трудоустроены и направлены на производственную практику в медучреждения Самарской области и других регионов. А мобильная бригада наших врачей помогала коллегам даже в Иркутске».
НОЦы мирового уровня: взгляд с Уральского хребта
Итоги работы НОЦ мирового уровня Уральского федерального округа подвели в Екатеринбурге на совещании под председательством вице-премьера Дмитрия Чернышенко.
В мероприятии приняли участие министр науки и высшего образования России Валерий Фальков, полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе Владимир Якушев, а также губернаторы Свердловской, Тюменской, Челябинской и Курганской областей, а также Ханты-Мансийского автономного округа. Кроме того, в заседании участвовали ректоры высших региональных учебных заведений и представители бизнеса - участники НОЦ.
«По поручению Президента РФ в рамках нацпроекта «Наука» мы должны создать в России 15 научно-образовательных центров мирового уровня. Сейчас у нас действуют 10. В этом году выберем еще 5. Большинство из них межрегиональные, общий охват – 20 субъектов. Важно, что на совещании присутствовали руководители регионов. Именно от включенности губернаторов, как показывает практика, напрямую зависят показатели эффективности этих организаций. НОЦ – один из инструментов реализации стратегий развития. Многие руководители субъектов это осознают и выступают с инициативой создать у себя на территории НОЦы, даже без федеральных средств. Поддерживаю эти начинания. Планируем в этом году утвердить критерии результативности для оценки НОЦ и ведения их рейтинга.
За время существования научно-образовательных центров мирового уровня проведено несколько десятков исследований и совместно с бизнесом их результаты испытаны на практике. Новые разработки внедрены в промышленности, машиностроении, мусоросортировке, авиапромышленности. Часть из них масштабирована»
Министр Валерий Фальков сообщил, что НОЦ мирового уровня нужно строить в тесном диалоге с крупными транснациональными компаниями:
«Бизнес понимает, как превратить идею в технологию или продукт, знает зарубежные и российские рынки. В этом смысле мы рассматриваем компании как драйвер внутри научно- образовательных центров».
Владимир Якушев, полпред президента РФ обратил внимание на серьезный НОЦ-подход его макрорегиона:
«В Уральском федеральном округе уникальная ситуация - здесь работают сразу два научно-образовательных центра мирового уровня – Западно-Сибирский и Уральский. В орбиту их деятельности включены все шесть регионов округа. Объединение усилий науки, образования и бизнеса призвано обеспечить научный и технологический прорыв. И мы видим высокую заинтересованность в деятельности НОЦ реального сектора экономики. Так, в прошлом году финансирование мероприятий составило без малого пять миллиардов рублей, 70% из которых – внебюджетные средства».
Наши источники, присутствовавшие на совещании, отмечают что вице-премьер и министр были на позитиве, у них двоих отличное взаимопонимание и командная "химия".
На совещании обсуждали и сквозные приоритеты в работе действующих НОЦ, например, программы магистратуры и аспирантуры для элитных исследователей, инженеров и технологических предпринимателей, а также освоение цифровых компетенций практическими навыками, в том числе с использованием современного оборудования.
Среди читателей НОП - организаторы всех победивших ранее НОЦ, а также те, кто рассчитывает на победу в будущем.
Специально для НОП Дмитрий Чернышенко отметил,
что с 2023 года ежегодно будет проводится ротация НОЦ мирового уровня, при этом будут исключатся самые слабые, а на их место будут приняты другие, наиболее продуктивные центры из числа региональных НОЦ.
Итоги работы НОЦ мирового уровня Уральского федерального округа подвели в Екатеринбурге на совещании под председательством вице-премьера Дмитрия Чернышенко.
В мероприятии приняли участие министр науки и высшего образования России Валерий Фальков, полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе Владимир Якушев, а также губернаторы Свердловской, Тюменской, Челябинской и Курганской областей, а также Ханты-Мансийского автономного округа. Кроме того, в заседании участвовали ректоры высших региональных учебных заведений и представители бизнеса - участники НОЦ.
«По поручению Президента РФ в рамках нацпроекта «Наука» мы должны создать в России 15 научно-образовательных центров мирового уровня. Сейчас у нас действуют 10. В этом году выберем еще 5. Большинство из них межрегиональные, общий охват – 20 субъектов. Важно, что на совещании присутствовали руководители регионов. Именно от включенности губернаторов, как показывает практика, напрямую зависят показатели эффективности этих организаций. НОЦ – один из инструментов реализации стратегий развития. Многие руководители субъектов это осознают и выступают с инициативой создать у себя на территории НОЦы, даже без федеральных средств. Поддерживаю эти начинания. Планируем в этом году утвердить критерии результативности для оценки НОЦ и ведения их рейтинга.
За время существования научно-образовательных центров мирового уровня проведено несколько десятков исследований и совместно с бизнесом их результаты испытаны на практике. Новые разработки внедрены в промышленности, машиностроении, мусоросортировке, авиапромышленности. Часть из них масштабирована»
Министр Валерий Фальков сообщил, что НОЦ мирового уровня нужно строить в тесном диалоге с крупными транснациональными компаниями:
«Бизнес понимает, как превратить идею в технологию или продукт, знает зарубежные и российские рынки. В этом смысле мы рассматриваем компании как драйвер внутри научно- образовательных центров».
Владимир Якушев, полпред президента РФ обратил внимание на серьезный НОЦ-подход его макрорегиона:
«В Уральском федеральном округе уникальная ситуация - здесь работают сразу два научно-образовательных центра мирового уровня – Западно-Сибирский и Уральский. В орбиту их деятельности включены все шесть регионов округа. Объединение усилий науки, образования и бизнеса призвано обеспечить научный и технологический прорыв. И мы видим высокую заинтересованность в деятельности НОЦ реального сектора экономики. Так, в прошлом году финансирование мероприятий составило без малого пять миллиардов рублей, 70% из которых – внебюджетные средства».
Наши источники, присутствовавшие на совещании, отмечают что вице-премьер и министр были на позитиве, у них двоих отличное взаимопонимание и командная "химия".
На совещании обсуждали и сквозные приоритеты в работе действующих НОЦ, например, программы магистратуры и аспирантуры для элитных исследователей, инженеров и технологических предпринимателей, а также освоение цифровых компетенций практическими навыками, в том числе с использованием современного оборудования.
Среди читателей НОП - организаторы всех победивших ранее НОЦ, а также те, кто рассчитывает на победу в будущем.
Специально для НОП Дмитрий Чернышенко отметил,
что с 2023 года ежегодно будет проводится ротация НОЦ мирового уровня, при этом будут исключатся самые слабые, а на их место будут приняты другие, наиболее продуктивные центры из числа региональных НОЦ.
Водородная политика
Вчера на площадке Томского политеха состоялось первое заседание Наблюдательного совета Консорциума водородных технологий.
Водород – это один из примеров масштабных и сквозных технологий, которые включают в себя не только несколько ведомств-интересантов, но также регионы, науку и высшее образование в очень сложных комбинациях.
Председателем Наблюдательного совета был единогласно избран Дмитрий Песков, спецпредставитель президента по вопросам цифрового и технологического развития. Заместителем – один из ключевых драйверов проекта ректор ТПУ Андрей Яковлев. Дмитрий Песков с присущим ему визионерским видением ситуации сможет задать единые и продуктивные направления работы, а ТПУ и Андрей Яковлев являются одним из ключевых центров компетенций по данным вопросам среди научных и образовательных организаций.
Водоробный консорциум – один из самых представительных среди всех коллегиальных органов планирования и развития крупных технологических решений. Здесь представлены три ключевые министерства – Минэнерго, Минпромторг и Минобрнауки, крупный высокотехнологичный бизнес во главе с Росатомом, Российская академия наук в лице президента Александра Сергеева.
Сложный состав и необходимость комплексного подхода нашли отражение в триединой системе управления – Консорциумом руководят три совета: координационный, наблюдательный и индустриальный.
Развитие водородной тематики тесно увязано не только с сюжетами научно-технологического прорыва, но также с экономическим развитием как таковым. Сквозной характер водородных исследований, разработок и инноваций схожим образом формирует новые каналы административного и политического взаимодействия.
Например, водород напрямую пересекается с 6 направлениями (например, электродвижением на водороде, беспилотниками и пр.), определенными группой «Новая высокотехнологичная экономика» во главе с первым вице-премьером Андреем Белоусовым в рамках работы над фронтальной Стратегией социально-экономического развития.
С другим заместителем председателя Правительства – Дмитрием Чернышенко – достигнуто решение о создании рабочей группы по снижению нормативных барьеров, касающихся консорциумной формы работы. Отметим, что этот сюжет тесно связан с аналогичным форматов функционирования научный и научно-образовательных центров мирового уровня, центров НТИ, а также заложен в программу «Приоритет-2030».
В такой сложной и политически «заряженной» работе важна роль универсальных и нейтральных площадок для коммуникации участников. Таковой станет и сам Консорциум, и три его совета. Тем не менее, существует запрос и на некоторое внешнее столь же ориентированное на консенсус пространство.
Президент Александр Сергеев абсолютно логично предложил в качестве такой площадки Российской академии наук. Президент РАН отмети, что у Академии нет никакой ангажированности или заинтересованности кроме приверженности развитию и отрасли, и страны. Действительно, именно в академическом пространстве возможен откровенный и честный диалог, что гарантируется демократическими традициями Академии. Также РАН привнесет и свой серьезные научный и экспертный потенциал – что явно востребовано в развитии такой фронтирной научно-технологической отрасли как водород.
Александр Сергеев обозначил участие в водородной тематики и помощника президента Андрея Фурсенко – с ним глава РАН обсуждал возможность создания отдельной комплексной научно-технической программы. Впрочем, по своему масштабу водород вполне может претендовать и на формат ФНТП.
Дмитрий Песков горячо поддержал все предложения Александра Сергеева – и здесь прозвучало солидарное мнение, что именно водородные технологии должны стать темой одного из первых заседаний недавно созданной Комиссии по научно-технологическому развитию при Правительстве.
Отметим, что одним из ключевых индустриальных партнеров является Росатом. Именно по данному вектору в вопросах развития водородных технологий будут участвовать Сергей Кириенко и Михаил Ковальчук.
Консорциум сразу взял прорывной темп, причем уже со старта видно – на водородном поле Россию ждет успех.
Вчера на площадке Томского политеха состоялось первое заседание Наблюдательного совета Консорциума водородных технологий.
Водород – это один из примеров масштабных и сквозных технологий, которые включают в себя не только несколько ведомств-интересантов, но также регионы, науку и высшее образование в очень сложных комбинациях.
Председателем Наблюдательного совета был единогласно избран Дмитрий Песков, спецпредставитель президента по вопросам цифрового и технологического развития. Заместителем – один из ключевых драйверов проекта ректор ТПУ Андрей Яковлев. Дмитрий Песков с присущим ему визионерским видением ситуации сможет задать единые и продуктивные направления работы, а ТПУ и Андрей Яковлев являются одним из ключевых центров компетенций по данным вопросам среди научных и образовательных организаций.
Водоробный консорциум – один из самых представительных среди всех коллегиальных органов планирования и развития крупных технологических решений. Здесь представлены три ключевые министерства – Минэнерго, Минпромторг и Минобрнауки, крупный высокотехнологичный бизнес во главе с Росатомом, Российская академия наук в лице президента Александра Сергеева.
Сложный состав и необходимость комплексного подхода нашли отражение в триединой системе управления – Консорциумом руководят три совета: координационный, наблюдательный и индустриальный.
Развитие водородной тематики тесно увязано не только с сюжетами научно-технологического прорыва, но также с экономическим развитием как таковым. Сквозной характер водородных исследований, разработок и инноваций схожим образом формирует новые каналы административного и политического взаимодействия.
Например, водород напрямую пересекается с 6 направлениями (например, электродвижением на водороде, беспилотниками и пр.), определенными группой «Новая высокотехнологичная экономика» во главе с первым вице-премьером Андреем Белоусовым в рамках работы над фронтальной Стратегией социально-экономического развития.
С другим заместителем председателя Правительства – Дмитрием Чернышенко – достигнуто решение о создании рабочей группы по снижению нормативных барьеров, касающихся консорциумной формы работы. Отметим, что этот сюжет тесно связан с аналогичным форматов функционирования научный и научно-образовательных центров мирового уровня, центров НТИ, а также заложен в программу «Приоритет-2030».
В такой сложной и политически «заряженной» работе важна роль универсальных и нейтральных площадок для коммуникации участников. Таковой станет и сам Консорциум, и три его совета. Тем не менее, существует запрос и на некоторое внешнее столь же ориентированное на консенсус пространство.
Президент Александр Сергеев абсолютно логично предложил в качестве такой площадки Российской академии наук. Президент РАН отмети, что у Академии нет никакой ангажированности или заинтересованности кроме приверженности развитию и отрасли, и страны. Действительно, именно в академическом пространстве возможен откровенный и честный диалог, что гарантируется демократическими традициями Академии. Также РАН привнесет и свой серьезные научный и экспертный потенциал – что явно востребовано в развитии такой фронтирной научно-технологической отрасли как водород.
Александр Сергеев обозначил участие в водородной тематики и помощника президента Андрея Фурсенко – с ним глава РАН обсуждал возможность создания отдельной комплексной научно-технической программы. Впрочем, по своему масштабу водород вполне может претендовать и на формат ФНТП.
Дмитрий Песков горячо поддержал все предложения Александра Сергеева – и здесь прозвучало солидарное мнение, что именно водородные технологии должны стать темой одного из первых заседаний недавно созданной Комиссии по научно-технологическому развитию при Правительстве.
Отметим, что одним из ключевых индустриальных партнеров является Росатом. Именно по данному вектору в вопросах развития водородных технологий будут участвовать Сергей Кириенко и Михаил Ковальчук.
Консорциум сразу взял прорывной темп, причем уже со старта видно – на водородном поле Россию ждет успех.