НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Владимир Путин обратился с видеоприветствием к участникам онлайн-марафона «Новое знание»

Сегодня вы даёте старт большому знаковому проекту – запускаете работу онлайн-площадок обновлённого общества «Знание».

Многие десятилетия оно было настоящим флагманом массового просвещения и сыграло важную, во многом уникальную роль в жизни нескольких поколений граждан нашей страны. Именно через доступные программы лекториев общества «Знание» люди в самых отдалённых уголках СССР узнавали об истории, актуальных достижениях и перспективах отечественной и зарубежной науки, культуры, политики, производства.

Напомню, что общество «Знание» было учреждено сразу же после Великой Отечественной войны, в 1947 году. Страна возвращалась тогда к нормальной жизни, восстанавливала разрушенное хозяйство, и везде нужны были молодые, целеустремлённые, образованные люди.

Общество «Знание» взяло на себя непростую, огромную просветительскую миссию: оно давало молодёжи, подросткам ориентиры в выборе жизненного пути, сделало знание, стремление к нему признанной ценностью общества и, по сути, воспитало тысячи блестящих учёных, исследователей, инженеров, рабочих, которые обеспечили технологическое и научное лидерство нашей страны, в том числе в таких сферах, как мирный атом и космос.

Сегодня перед нами стоят задачи сопоставимого масштаба. Их определили новый технологический уклад и цифровая революция, появление онлайн-реальности и искусственного интеллекта, а ещё быстрота изменений в окружающем нас мире, новые скорости освоения знаний, которые прямо определяют успех и конкурентоспособность и каждого человека, и страны в целом.

Знания должны вновь стать одной из важнейших ценностей общества, притягательной и доступной, и это ключевая цель обновлённого общества «Знание».

Оно ориентировано на все возрасты и самые разные интересы, призвано продвигать актуальную информацию по всем сферам жизни страны и мира, показывать истории успеха врачей и военных, учителей и бизнесменов, госслужащих и спортсменов, учёных и деятелей культуры.

И здесь подчеркну, что при всех колоссальных ресурсах современных технологий ничто не заменит живого общения, а наставничество всегда было и остаётся самым эффективным инструментом передачи знаний и навыков.

В связи с этим принципиально важно, чтобы постоянными участниками программ общества «Знание» стали не только ведущие эксперты, но и руководители, первые лица государственных структур и крупных компаний, признанные мастера в области науки, искусства.

Их опыт и, главное, личный пример – лучшая мотивация всего того, чего мы добиваемся для молодых людей, лучшая мотивация получать знания, развиваться, расширять кругозор и формировать свою гражданскую позицию, реализовать себя, свои идеи, планы.

Для активного талантливого человека Россия – страна уникальных возможностей, а вы, каждый из вас, безусловно, талантлив. Главное – определить свой дар, свои сильные стороны и начать действовать, идти только вперёд.

Уверен, общество «Знание» поможет вам найти себя, встать на свой путь к успеху в учёбе, в работе, в жизни, во всех добрых делах.

Удачи вам, ребята!

Источник: http://www.kremlin.ru/events/president/news/65632
Будущее уже здесь

Валерий Фальков
, министр науки и высшего образования РФ, выступил на марафоне «Новое знание», рассказав о будущем высшего образования, каким его видят через 10 лет и с чем связаны все изменения, которые уже сейчас происходят в системе университетов:

«Будущее высшего образования неразрывно связано с понятиями современной культуры, науки, университета. Я бы хотел ответить на вопрос: зачем вообще нужно высшее образование?

Это интеллектуальный фундамент, как минимум, на 20-30 лет. Сегодня у нас настолько динамичная жизнь, что вам не единожды придется переучиваться, получать дополнительное образование или второе высшее образование, но все-таки первое высшее образование – это интеллектуальный фундамент. Здесь очень важно, какой фундамент вы заложите.

Высшее образование и его будущее неразрывно связано с рынком труда. Он трансформирует высшее образование, разрушая границы между областями деятельности.

Высшее образование все больше будет становиться междисциплинарным. Вам уже стоит задуматься над тем, чтобы не только делегировать право давать вам ту или иную программу, но и самим участвовать в составлении своего собственного уникального образовательного пути.

Фундаментальное образование делает вас лучше подготовленным к неопределенности, не зная каким будет будущее, вы легко ориентируетесь, опираясь на тот фундамент, который получаете.

Университет – это не просто передача информации, это попытка постановки сложных вопросов и коллективного поиска сложных ответов на эти вопросы. В Средневековье задача университета была достаточно простой – передать знания. Профессор был центром вселенной для студента, передавал ему знания. Затем появилась база университета, основанного на знаниях, на приращении знания, исследованиях. Здесь задача профессора взять за руку студента и подвести к передней границе знания, ты можешь пойти и заняться особым типом деятельности – сделать шаг вперед и прирастить знания.

Сегодня роль университетов изменилась. Преподаватель не обладает монополией на передачу знаний. Но все больше вопросов родители и студенты задают вопросы с точки зрения того «кем я хочу быть, куда я хочу пойти». Это вопрос мотивации и целеполагания.

Задача университета и преподавателя – это не столько передача знания, сколько организация уникальной среды, диалога с вами. Это – миссия.

Только человек с широким кругозором, культурная личность способен поставить задачу в условиях неопределенности и чувствовать себя комфортно.

Задача современного высшего образования нелинейная, не столько и только подготовить к работе на конкретном рабочем месте, то есть, дать профессию, но и формирование культурной личности.

Я хочу посоветовать вам не выбирать легкие и скучные университеты, учиться в трудных и интересных.

Мне часто задают вопрос, как высшее образование изменилось в условиях коронавируса. В условиях пандемии мы поняли, что невозможно создать среду вне университета. Университет – это не просто стены. Это сообщество преподавателей и студентов, которые едины в поиске себя и истины.

Университеты сейчас и будущем становятся интеграторами образовательных инструментов. И главная их функция: работа с мотивацией, целеполаганием, их развитием. Для того, чтобы была должная мотивация, важен контакт.

В условиях коронавируса мы поняли, что университет не обладает монополией на знания и можно построить свою образовательную траекторию не только во взаимодействии с тем преподавателем, который работает в этом университете.

Мы стали осознавать, что университеты должны быть открыты стране, региону, городу. В будущем частью высшего образования всегда будет блок, связанный с общением удаленно».

Подробнее
Уфа: территория женского счастья

20-21 мая в Уфе прошла Всероссийская открытая академия «Территория женского счастья». В рамках Года науки и технологий одной из главных тем программ стал вклад женщин в достижение научного лидерства государства. Лилия Гумерова @gumerova, член Совета Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре приняла активное участие в работе Академии.

Николай Морозкин, ректор Башкирского государственного университета, для НОП о дискуссионной площадке «Женщины-ученые и глобальные вызовы современности»:

«В рамках Всероссийской открытой академии «Территория женского счастья» 20 мая мы с коллегами приняли участие в дискуссии «Женщины-ученые и глобальные вызовы современности».

Современный мир очень динамичен, и перед учеными открываются новые задачи в совершенно разных областях жизни. Экономика, экология, здоровье населения, духовная культура общества – все это требует внимания. И не только мужского, но и женского, ведь над любым открытием мы трудимся вместе. В некоторых же сферах внимание женщин-ученых особенно важно. Необходимо обсуждать вопросы, с которыми мы сталкиваемся, чтобы приходить к правильным решениям.

С руководителями региональной власти, представителями Российской академии наук, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, преподавателями ведущих вузов России, представителями малого и среднего предпринимательства и различных общественных организаций мы говорили о проблемах гендерного неравенства в науке, необходимости создания возможностей совмещения научной карьеры и материнства, популяризации деятельности женщин-ученых.

В ходе дискуссии не только были высказаны конкретные предложения по организации труда, но и намечены новые темы для обсуждений, что, безусловно, говорит об актуальности подобных мероприятий».

Подробнее: https://территорияженскогосчастья.рф
Научный патерик

21 мая Общество научных работников впервые собралось в дистанционном формате. Семинар посетили более 30 человек, отметил Александр Фрадков, сопредседатель Совета ОНР, открывая встречу. Он поведал историю создания и работы общества до наших дней.

Рассказывая о событиях за последний год, Александр Фрадков пояснил, что удалось увеличить число обращений от ОНР. Главный вопрос, который поднимался за это время, был посвящен проблемам реформы РФФИ, о результатах которой ходило много досужих рассуждений до официального открытия конкурса РНФ.

Реагируя на замечания, Общество придерживается правила «отведать из их кубка» и предлагает критикам поработать в своем Совете. Как итог в отчете о работе Общества за год выносится такой вердикт: «Главная проблема организации науки - взаимное непонимание и недоверие между теми, кто управляет и теми, кем управляют, из-за отсутствия обратной связи в системе управления наукой. Необходимо добиваться более эффективного взаимодействия с органами власти и руководства наукой. Пример взаимодействия с РНФ показывает, что это возможно, хотя и трудно».

Алексей Хохлов, вице-президент РАН, подготовил выступление об академической экспертизе, остановив внимание на изменениях в информационной системе, которые должны произойти уже в этом году. Кроме этого, ожидается перезагрузка и на сайте РАН, в него будут интегрированы многие инструменты. Предполагается, например, что через него можно будет подавать статьи для журналов, издателем которых является Академия наук. Отметим, что сейчас сайт РАН похож на информационный портал, на главной странице которого размещается очень много разделов, поэтому он оптимизирован под маленький шрифт и может показаться кому-то недостаточно удобным. Возможно, обновленный и дополненный инструментарий портала Академии Наук будет актуальней и инклюзивней для всех пользователей.

Отодвинув внимание от Года науки и технологий в России, все больше вопросов возникает по реформе российской аспирантуры. Алексей Хохлов обозначил свою позицию, что не видит активности от министерства, хотя новый учебный год все ближе.

Еще одним докладчиком стал Александр Хлунов, генеральный директор РНФ, который был готов ответить на любые вопросы о новых конкурсах Фонда и их отличиях от линеек грантов, которые были в РФФИ.
Он рассказал, что за месяц, как было объявлено новом конкурсе малых научных групп, аналоге конкурса «а» РФФИ, поступило всего 130 заявок. Опасения, что их сразу завалят заявками, не осуществились.

Александр Хлунов пояснил, что по двум конкурсам грантов, открытых в апреле, они получали различные рекомендации и пожелания по организации, поэтому при их разработке РНФ попытался консолидировать многообразие мнений, чтобы прийти к конкретному решению.

Стоит добавить, что конкурс малых научный групп, в основном сохранил привычные формы конкурса «а». Важным его условием было не допустить снижения доступности. Однако со вторым, региональным конкурсом есть вопросы, связанные с финансированием, которое разделено на двух грантодателей: РНФ и регион, поэтому есть различные юридически проволочки.

Александру Хлунову было задано много вопросов, в том числе о молодых ученых, которые должны быть вовлечены в работу над исследованием. Есть мнение: такое ограничение создает потенциальные ситуации для подлогов и мертвых душ, что немало удивило спикера, который считает подобную молодежную политику вполне оправданной: «Требование о возрасте, да это такая политика и мы, как Фонд, не вправе формировать политику, кстати в отличие от РАН. Все-таки в академических сферах надо заблаговременно готовиться к кадровой смене».

Посмотрев на пример взаимодействия ОНР и РНФ легко согласиться, что это действительно, делается с затруднением. Александра Хлунова завалили вопросами, ответы на которые легко можно найти, внимательнее ознакомившись с положением конкурса. А спорить, например, о сроках закрытого конкурса «а» вообще бессмысленно. Но отметим, что подобные встречи создают условия для выявления и обсуждения проблем, а также посильного поиска консенсуса.
Редакция НОП поздравляет с юбилеем Алевтину Черникову, ректора НИТУ МИСиС.

Алевтина Анатольевна на посту ректора не только стала достойным преемником Дмитрия Ливанова, своей работой она постоянно показывает себя одним из самых эффективных ректоров России.

МИСиС под управлением Черниковой прогрессирует год от года, давно превратившись в научно-образовательный центр с международным признанием.
«Девиз «Россия – страна возможностей» – это слова, которые впервые были сказаны Президентом Владимиром Путиным в послании 2018 года. Сегодня автономной некоммерческой организации «Россия – страна возможностей» ровно три года. Три года назад, в этот день был подписан указ Президента. Сейчас кажется, что эта организация была уже очень давно, потому что за эти три года уже более 5 млн человек приняли участие в проектах. Жизнь тысяч людей, которые смогли реализовать себя, поменялась в лучшую сторону. Это здорово, это крайне важная государственная задача, которую поставил Президент и которая системно и последовательно реализуется», – Первый заместитель Руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко.

@stranavozmojnostey
Вице-премьер Татарстана Роман Шайхутдинов для НОП @scienpolicy

С 20 по 22 мая в 8 городах России прошел масштабный просветительский марафон «Новое Знание»! Он включил более 100 дискуссий, лекций, интервью и мастер-классов про перспективные научные разработки, цифровую гигиену, бизнес-идеи и тренды в современных медиа.

Казань также вошла в список городов-участников. Столица нашей республики представила IT-направление.

Сегодня мы с коллегами из Университета Иннополис рассказали участникам форума о тенденциях развития IT.

В своем выступлении я поделился мыслями, как нужно перезагрузить систему образования, чтобы качественно готовить кадры для цифровой экономики - на примере Опорного образовательного центра, открытого в октябре прошлого года на базе Университета Иннополис.

Опытом создания успешного стартапа поделился генеральный и технический директор @kazanexpress Кевин Ханда. О развитии стартапов с нуля рассказал генеральный директор Ренат Халимов.

Темы будущего с беспилотными автомобилями коснулся руководитель Лаборатории автономных транспортных систем Салимжан Гафуров. Как получить патент на софт и почему это важно, рассказал доктор физико-математических наук, ректор Университета Иннополис Александр Тормасов.

Коллегам спасибо за участие! Всем, кто не успел принять участие в форуме, материалы доступны по ссылке marathon.znanierussia.ru.

#МарафонНовоеЗнание
СУНЦ или не СУНЦ? - Вот в чем вопрос (1/2)

Рассуждая о привлечении школьников в науку рамках круглого стола «Школьники в науке» на форуме «Молодежь и наука», участники дискуссии были едины во мнении о важности вовлечения школьников в науку. Оно и понятно - правильно выстроенная научная экосистема позволяет еще в раннем возрасте выявлять склонность детей к науке, находить таланты, развивать их способности и курировать дальнейшие траектории развития.

Другой вопрос - в каком формате должно производиться погружение учащихся школ в науку? Ведь оборотной стороной СУНЦ является отрыв от родителей. Должны ли это быть СУНЦ? Или какие-то другие форматы? Здесь спикеры высказали свои соображения и мысли по этому поводу.

Президент РАН Александр Сергеев заострил внимание на том, что вовлечение детей в науку и развитие науки - это вещи, которые зависят прямо пропорционально друг от друга. И СУНЦ - это тот инструмент, где ориентация детей в науку, работает. При этом есть определенные тенденции, присущие российской действительности: уменьшилось влияние родителей, сократилась стабильность семей.

Особое внимание Александр Сергеев обратил на династии в науке. В 1990-е годы, когда стало плохо с набором молодежи в науку, именно эти семьи оставались поставщиком кадров.

Другая печальная сторона действительности, по мнению президента РАН, - низкая престижность профессий ученого и учителя.

Таким образом, СУНЦ - то место, где все должно синхронно складываться: хорошо подготовленные учителя, правильно составление программы, обучение в профессиональной среде. В совокупности это дает возможность увеличить приток мотивированной молодежи в науку.

ННГУ им. Н.И.Лобачевского получил поддержку на реализацию проекта СУНЦ. Как отметила ректор Университета Лобачевского Елена Загайнова, вуз рассчитывает, что это даст возможность «Ломоносовым» из деревень попасть к ним в СУНЦ.

Важно правильно сформировать научные коллективы, которые будут холить и лелеять юных талантливых ребят.

Кроме того, Елена Загайнова подчеркнула, что родителям сейчас некогда заниматься детьми, и они с удовольствием отдают их в СУНЦ. В этой связи воспитательная функция также ложится на образовательное учреждение, степень ответственности повышается.

Подробнее: https://youthscienceforum.mmco-expo.ru/program/-1
СУНЦ или не СУНЦ? - Вот в чем вопрос (2/2)

Об опыте СВФУ рассказал ректор университета Анатолий Николаев: «Университет - хороший транслятор и фундамент, чтобы дети со школьной скамьи втягивались в науку». В вузе давно ведется системная работа по привлечению молодых кадров в науку.

Президент ЮФУ Марина Боровская ключевую роль в подготовке детей к погружению в науку отводит университетам, которые в рамках дополнительных программ образования могут обучить большее число детей, чем это возможно через СУНЦ. Важным аргументом также является необходимость того, чтобы дети и родители были партнерами. Детей нужно встраивать в исследовательскую повестку, однако университет должен серьезным образом подойти к отбору направлений исследований.

Первый проректор НИТУ МИСиС Сергей Салихов, сам являясь выпускником СУНЦ, убежден, что это школы, направленные на формирование академической среды, поиск талантов и открытие возможностей этим талантам. СУНЦ будут работать для всей страны, а не для конкретного вуза, на базе которого создаются. Таких школ много никогда не бывает, их количество должно увеличиваться, считает Сергей Салихов.

Он акцентировал внимание на том, что финансирование СУНЦ неслучайно осуществляется именно Министерством науки и высшего образования РФ. Поскольку именно система науки и высшего образования больше всех заинтересована в притоке новых кадров.

В завершение дискуссии уникальным кейсом поделился Лев Пигалицын - заслуженный учитель. Себя он называет просто - провинциальный учитель. Всю жизнь он проработал в школе № 2 города Дзержинска. И он уверен, что профессия учителя - самое замечательное на Земле. Он создал такую научную атмосферу, при контрой его ученики, посещая созданный им клуб юных физиков, были частью системы научных руководителей, когда старшие курировали младших. «Для меня главное - у меня были уроки, на которых я не учил. Я учил учиться. Если вы воспитаете в своих школах таких учителей, то будущее науки будет лучшим в мире», - рассказал Лев Васильевич.

Построение карьеры исследователя - долгий процесс. Чтобы быть успешным на данном направлении, необходимо хорошо разбираться в научных деталях, тонкостях их взаимодействия и коллабораций друг с другом. Вероятно, нет универсального подхода к тому, как это должно происходить, потому что каждый ребенок индивидуален и по-своему уникален. СУНЦ - прекрасный вариант погружения детей в научно-академическую среду, однако не стоит забывать, что у ребенка еще должно быть детство. Подвижная психика ребенка - это первое, о чем необходимо помнить при подготовке гениев. И для одного лучше всего будет в СУНЦ, для другого - поддержка и помощь семьи могут стать залогом успешной карьеры ученого. Таким образом, СУНЦ - это хорошо, много СУНЦ - еще лучше, но СУНЦ или не СУНЦ - вопрос индивидуальный.
BigData пост (1/2)

Уверенно входит в «консорциумную» повестку университетский консорциум исследователей больших данных. 13 мая на базе СевГУ состоялся научный семинар по работе с большими данными «Большие данные. Большие вызовы», а 16 мая - круглый стол «Большие данные и общество: возможности и вызовы для молодежи» на форуме «Молодежь и наука».

В фокусе семинара «Большие данные. Большие вызовы» оказались ресурсное и сетевое взаимодействие в рамках реализации совместных исследовательских и прикладных проектов в области сбора и анализа больших данных.

Михаил Мягков, председатель совета Консорциума, научный руководитель Центра прикладного анализа больших данных ТГУ, подчеркнул, что консорциум может представить горизонтальные проекты, в рамках которых решаются совместные задачи. Кроме того, консорциум способствует появлению и развитию новых профессий. Сегодня требуется большое количество аналитиков данных, которые способны переводить неструктурированные данные в структурированные. Необходимо не просто развивать методики и технологии, которые помогают решить конкретные вызовы общества, но и развивать технологии, законодательные инициативы, которые позволят не навредить действующим процессам.

Владимир Нечаев, ректор СевГУ отметил, что консорциум сформировался по инициативе большого количества университетов 2 года назад на площадке СевГУ. Он уверен, что мы находимся в ситуации цифровой трансформации, что приводит к смене профессий. История с большими данными показывает, как инструментарий может менять наше мышление и мировоззрение.

Исак Фрумин, научный руководитель Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», рассказал, что Институт является членом консорциума, несмотря на то, что изучает образование. В этой сфере сравнительно мало сравнимых данных, поэтому возникает много вопросов, требуются ли такие контракты в образовании. Инобр интересует, можно ли решать эти проблемы более тонким способом - собирая цифровой след, анализируя данные и далее. Задача попытаться найти в этом массиве данных потенциальные возможности. В гуманитарных и социальных науках ближайшие годы будет бум использования больших данных.

Евгений Сженов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», считает, что в настоящее время от университетов ожидаются неординарные решения и шаги - усиление сетевого взаимодействия, коллабораций и далее. Меры направлены в т.ч. на исследование больших даных. Сегодня мы видим историю, когда университет в больших данных начинает плавать. Требуется большая коллегиальная и совместная аналитическая работа в данном направлении.
BigData пост (2/2)

В рамках круглого стола «Большие данные и общество: возможности и вызовы для молодежи» на форуме «Молодежь и наука» были представлены участники университетского консорциума исследователей больших данных. Помимо популярных тезисов о массовой цифровизации, важно выделить цифровизацию социо-гуманитарных направлений. Особое внимание этому уделяет Томский госуниверситет в лице Михаила Мягкова, председателя совета Университетского консорциума исследователей больших данных, профессора Института когнитивных наук и науки о принятии решений Университета штата Орегон, и Вячеслава Гойко, директора Центра прикладного анализа больших данных ТГУ.

В фокусе дискуссии был цифровой след и возможности его использования. Так интересный вариант измерения «Третьей миссии» предложил Вячеслав Гойко - осуществляется выгрузка из Википедии данных о выпускниках вузов, после чего смотрится упоминание имен выпускников в интернете в течение последнего года, причем речь не идет о медийных личностях.

Анатолий Николаев, ректор СВФУ отметил роль BigData в формировании эндаумент фонда и развитии университета. «Мы должны смотреть в виртуальный мир, мир больших данных, чтобы под эти вызовы преобразовать свой университет», - рассказал он.

Екатерина Митягина, проректор ВятГУ, стала первым проректором в России по развитию на основе анализа данных. Особую известность она получила благодаря проекту «Культурный код», основная идея которого в том, чтобы «измерить» региональный менталитет россиян. Однако в вузе представлены и другие интересные проекты на основе цифры - «Супружеское насилие - оценка различных сообществ в сети», «Кибербуллинг и наркотики в сети», проект по миграции выпускников вузов из регионов и другие.

Генеральный директор группы компаний CUSTIS Владимир Рахтеенко рассказал, чем занимается ГК CUSTIS в университетах - «экстремальной индивидуализацией образования», когда каждый студент имеет собственную траекторию развития. Удается сохранить системность и фундаментальность образования. Обучающемуся дается достаточно широкий администрируемый способ выбора. При этом привычных рамок университета практически не остается, как и границ обучения. Студент попадает в сложное пространство, нде появляются проводники - тьюторы.

Подобную модель обучения 4 года назад внедрил у себя ТюмГУ. В этом году они выпускают первых бакалавров. В пространстве образовательных активностей появляются микромодули, появляются лидеры-практики, которые органично укладываются в этот процесс, появляется независимая оценка, когда учил один преподаватель, а результат принимает другой.

Мы приходим к тому, что появляется сетевое образование - когда появляются вещи, которые нельзя получить в одном вузе, можно получить в другом.

У нас нет никакого способа изменить образовательную культуру, кроме как с помощью платформ, одним из вариантов таких платформ является платформа Modeus.

Подводя итоги дискуссии, стоит сказать, что большие данные - это новая реальность современного мира, в которой всем предстоит жить. Существующий набор инструментов и последствия его применения пока невозможно объективно оценить, однако задача сегодня - сделать так, чтобы те объемы данных, которые есть, - работали на благо общества.

Подробнее: https://youthscienceforum.mmco-expo.ru/program/bolshie-dannye-i-obshchestvo-vozmozhnosti-i-vyzovy-dlya-molodezhi
Vive le рок

Отгремело Евровидение-2021 – событие долгожданное, а оттого еще больше насыщенное в эмоциональном и политическом плане. Нидерланды провели событие на очень достойном уровне, а предусмотрительность организаторов несколько раз оказалась востребованной и полезной.

Истощенная пандемией коронавируса Европа явно хотела лирики или полного отрыва. Отсюда и тройка победителей: Италия, Франция, Швейцария.

Состоялся триумф европейских языков – пьедестал почета заняли песни, спетые не на английском. Испытания, судя по всему, позволили Европе заглянуть вглубь себя и сосредоточиться на том, что объединяет страны – потому латынь (в виде своих потомков – французского и итальянского) заняла место английского в качестве lingua franca.

На этом фоне было сравнительно мало песен на родных (не широко распространенных языках), но они были оценены по достоинству. В общей схватке английского с латынью несколько затерялась, например, очень сильная песня Албании. Албанцы стараются присылать действительно сильные песни, пусть и на албанском. Рано или поздно это выстрелит. По аналогии с сербской «Молитвой».

Трендом этого года стала борьба за права женщин и равноправие – песен с подобным посылом было очень много. В общем-то именно поэтому на передний план в их внутренней борьбе все же вышла художественная ценность. Отсюда успехи Франции на фоне сравнительных неудач других «женских историй».

Вторым смысловом пластом стали мигранты. Таких песен и историй было всегда много на Евровидении, но в этом году их было чуть не большинство. Что опять же сыграло в пользу профессионализации – что видно на примере Швейцарии.

ЛГБТ – как всегда, явно и ярко звучал. А BLM «не зашел» категорически – американские «расовые заморочки» оказались чужды большой Европе.

На конкурсе есть несколько традиционных форматов, в 2021 году двумя ключевыми стали лирика (с поп- и шансон-разновидностями), а также рок (рокопопс, симулякр рока, тяжелый поп). Два блока (Италия + Финляндия и Франция + Швейцария) набрали в сумме примерно одинаковые баллы с небольшим преимуществом франкофонной лирики.

Весьма высокий профессиональный уровень песен привел к конкуренции внутри каждого из блоков – в итоге Франция и Швейцария явно ослабили друг друга, оттого и не смогли победить. В конкуренции Италии и Финляндии предпочтение явно было на стороне более эпатажных итальянцев. Да и песня у них в целом была более «мемная», чем у финнов, которые ставку сделали только на припев.

На Евровидении сложно говорить о каких-то прорывах – как правило, все выступления выдержаны рамках нескольких классических форматов. Примечательной стала сравнительная неудача «танц-попа». В первой десятке к этому жанру можно отнести разве что Литву и Грецию.

Зато «теплое одеялко» лирической грусти или ненапряжного позитива было очень востребовано – помимо Швейцарии и Франции набрали солидные баллы Исландия (главная выстрелившая «темная лошадка»), Болгария и Португалия.

Вообще выступления традиционно балансировали между кристаллизацией лучших качеств своих жанров и рафинированной вторичности. Европа в этот раз в целом выбрала искренность и самобытность, которые ярко воплощали в первой десятке: Франция, Швейцария, Исландия, Украина, Россия.

Результаты сюрпризов не вызвали. Великобритания достигла своей цели – пробить дно – получила по итогу абсолютный ноль. Логично, учитывая брекзит.

Мнения профессионального жюри и зрителей в значительной степени совпали. Единственное яркое отличие – это как раз итальянцы. Победителями их сделали зрители. Географического голосования было не столь и много. Политическое в целом присутствовало, но не в таких одиозных проявлениях, как можно было бы ожидать. Хотя, например, российское профессиональное жюри высшей оценкой в 12 баллов поддержала лично Филиппа Киркорова.

Основной итог: музыка нас объединяет, а трудности дают возможность лучше понять самих себя. У музыкальной Европы это в общем-то получилось.
Научный форум «Каспий 2021» ожидаемо станет одним из знаковых событий Года науки и технологий для всей страны.

Совет ректоров вузов Юга России представит на Форуме лучшие инновационные решения и практики вузов ЮФО и СКФО, которые в определенной степени стали результатом многолетнего научно-образовательного сотрудничества академического сообщества региона. Кроме того, мы планируем проанализировать роль высшего образования в развитии культуры, общества и экономики в Черноморском регионе после глобальной пандемии. А 26 мая по инициативе Южного федерального университета совместно с ведущими вузами Юга России состоится учредительное собрание «Ассоциации содействия многостороннему сотрудничеству в сфере науки и образования в Черноморском регионе», которая создается для укрепления международного многостороннего взаимодействия и реализации совместных научно-исследовательских, инновационных и образовательных программ и проектов в регионе.


Регистрация на Форум до 26 мая:

https://caspian2021.mmco-expo.ru
Только завершились Дни Астраханской области в Совете Федерации, где обсуждали закрепление за нашим регионом на законодательном уровне особого статуса. Астраханская область — проводник политики России в Прикаспийском регионе. Для нас признание статуса приоритетной геостратегической территории – окно возможностей, ресурс, позволяющий рассчитывать на опережающее развитие экономики региона. Безусловно, особое значение в этом процессе имеет научный подход.

Как раз на Международном научном форуме в Астрахани «Каспий 2021: пути устойчивого развития» будут обсуждаться вопросы укрепления позиций России на Каспии, достижение национальных целей по ускорению экономического роста и инновационного развития, экспорт российского образования в Каспийские страны, создания условий для развития талантливой молодёжи в геостратегическом регионе. Результатом совместной работы должно стать налаживание тесного научно-образовательного сотрудничества стран «Каспийской пятёрки.


Регистрация:

https://caspian2021.mmco-expo.ru
Ректорский десант на ПМЭФ

На главном форуме года НОП собирает прекрасную команду ректоров ведущих вузов. Статус мероприятия обязывает обсудить самые актуальные тренды и задачи максимально честно.
Но ректоры на ПМЭФ и сами организуют мощные диалоги.

Экологическая и климатическая повестки вышли на первый план во всём мире и Россия не исключение. Игнорирование проблем экологии может дорого обойтись всему человечеству, и это необходимо учитывать в принятии решений при реализации экономического потенциала страны. Университеты при этом становятся важным звеном в проектировании и исследовании оптимальных путей в сохранении окружающей среды. 

Предложенная Иваном Лобановым, ректором РЭУ им. Г.В. Плехановым, сессия «Экологические проблемы сегодня: кто заплатит завтра?» на ПМЭФ поддержана советником Президента РФ, специальным представителем Президента по вопросам климата и спикером сессии Русланом Эдельгериевым.

Тема уже включена в основную программу форума, который пройдёт со 2 по 5 июня 2021 года. Сессия пройдёт 4 июня 2021 года.

Иван Лобанов – модератор сессии, задавший для университета вектор на развитие экологических исследований, подготовки кадров для «зелёной экономики» и формирование профильных образовательных программ, в рамках сессии обсудит с Франческо Убертини, ректором Болонского университета совместные образовательные программы по «зеленой» теме.

Включение экологии в основную программу экономического форума — шаг на опережение в достижении целей устойчивого развития. К диалогу приглашены такие спикеры как Эрнесто Ферленги, председатель комитета по энергетике Ассоциации европейского бизнеса, Максим Решетников, Министр экономического развития РФ, Сергей Катырин, президент ТПП РФ, Алексей Матвеев, заместитель председателя Правления Газпромбанка, Маркус Эдерер, Посол ЕС в РФ и представители других влиятельных госструктур, европейские и российские эксперты и руководители крупного бизнеса.

Иван Лобанов, ректор РЭУ им. Г.В.Плеханова, для НОП:

«Трек дискуссии затрагивает такие проблемы как цена, которую заплатит человечество, игнорируя или откладывая решение этой проблемы, во сколько обойдётся мировой экономике достижение углеродной нейтральности к 2050 году, какие инвестиции необходимы для борьбы с глобальными изменениями климата и какую пользу это принесёт, какова роль «зелёного» государственного бюджета и государственных стимулов в решении экологических проблем и как «зелёная» трансформация изменит рынок труда будущего».