НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Vive le рок

Отгремело Евровидение-2021 – событие долгожданное, а оттого еще больше насыщенное в эмоциональном и политическом плане. Нидерланды провели событие на очень достойном уровне, а предусмотрительность организаторов несколько раз оказалась востребованной и полезной.

Истощенная пандемией коронавируса Европа явно хотела лирики или полного отрыва. Отсюда и тройка победителей: Италия, Франция, Швейцария.

Состоялся триумф европейских языков – пьедестал почета заняли песни, спетые не на английском. Испытания, судя по всему, позволили Европе заглянуть вглубь себя и сосредоточиться на том, что объединяет страны – потому латынь (в виде своих потомков – французского и итальянского) заняла место английского в качестве lingua franca.

На этом фоне было сравнительно мало песен на родных (не широко распространенных языках), но они были оценены по достоинству. В общей схватке английского с латынью несколько затерялась, например, очень сильная песня Албании. Албанцы стараются присылать действительно сильные песни, пусть и на албанском. Рано или поздно это выстрелит. По аналогии с сербской «Молитвой».

Трендом этого года стала борьба за права женщин и равноправие – песен с подобным посылом было очень много. В общем-то именно поэтому на передний план в их внутренней борьбе все же вышла художественная ценность. Отсюда успехи Франции на фоне сравнительных неудач других «женских историй».

Вторым смысловом пластом стали мигранты. Таких песен и историй было всегда много на Евровидении, но в этом году их было чуть не большинство. Что опять же сыграло в пользу профессионализации – что видно на примере Швейцарии.

ЛГБТ – как всегда, явно и ярко звучал. А BLM «не зашел» категорически – американские «расовые заморочки» оказались чужды большой Европе.

На конкурсе есть несколько традиционных форматов, в 2021 году двумя ключевыми стали лирика (с поп- и шансон-разновидностями), а также рок (рокопопс, симулякр рока, тяжелый поп). Два блока (Италия + Финляндия и Франция + Швейцария) набрали в сумме примерно одинаковые баллы с небольшим преимуществом франкофонной лирики.

Весьма высокий профессиональный уровень песен привел к конкуренции внутри каждого из блоков – в итоге Франция и Швейцария явно ослабили друг друга, оттого и не смогли победить. В конкуренции Италии и Финляндии предпочтение явно было на стороне более эпатажных итальянцев. Да и песня у них в целом была более «мемная», чем у финнов, которые ставку сделали только на припев.

На Евровидении сложно говорить о каких-то прорывах – как правило, все выступления выдержаны рамках нескольких классических форматов. Примечательной стала сравнительная неудача «танц-попа». В первой десятке к этому жанру можно отнести разве что Литву и Грецию.

Зато «теплое одеялко» лирической грусти или ненапряжного позитива было очень востребовано – помимо Швейцарии и Франции набрали солидные баллы Исландия (главная выстрелившая «темная лошадка»), Болгария и Португалия.

Вообще выступления традиционно балансировали между кристаллизацией лучших качеств своих жанров и рафинированной вторичности. Европа в этот раз в целом выбрала искренность и самобытность, которые ярко воплощали в первой десятке: Франция, Швейцария, Исландия, Украина, Россия.

Результаты сюрпризов не вызвали. Великобритания достигла своей цели – пробить дно – получила по итогу абсолютный ноль. Логично, учитывая брекзит.

Мнения профессионального жюри и зрителей в значительной степени совпали. Единственное яркое отличие – это как раз итальянцы. Победителями их сделали зрители. Географического голосования было не столь и много. Политическое в целом присутствовало, но не в таких одиозных проявлениях, как можно было бы ожидать. Хотя, например, российское профессиональное жюри высшей оценкой в 12 баллов поддержала лично Филиппа Киркорова.

Основной итог: музыка нас объединяет, а трудности дают возможность лучше понять самих себя. У музыкальной Европы это в общем-то получилось.
Научный форум «Каспий 2021» ожидаемо станет одним из знаковых событий Года науки и технологий для всей страны.

Совет ректоров вузов Юга России представит на Форуме лучшие инновационные решения и практики вузов ЮФО и СКФО, которые в определенной степени стали результатом многолетнего научно-образовательного сотрудничества академического сообщества региона. Кроме того, мы планируем проанализировать роль высшего образования в развитии культуры, общества и экономики в Черноморском регионе после глобальной пандемии. А 26 мая по инициативе Южного федерального университета совместно с ведущими вузами Юга России состоится учредительное собрание «Ассоциации содействия многостороннему сотрудничеству в сфере науки и образования в Черноморском регионе», которая создается для укрепления международного многостороннего взаимодействия и реализации совместных научно-исследовательских, инновационных и образовательных программ и проектов в регионе.


Регистрация на Форум до 26 мая:

https://caspian2021.mmco-expo.ru
Только завершились Дни Астраханской области в Совете Федерации, где обсуждали закрепление за нашим регионом на законодательном уровне особого статуса. Астраханская область — проводник политики России в Прикаспийском регионе. Для нас признание статуса приоритетной геостратегической территории – окно возможностей, ресурс, позволяющий рассчитывать на опережающее развитие экономики региона. Безусловно, особое значение в этом процессе имеет научный подход.

Как раз на Международном научном форуме в Астрахани «Каспий 2021: пути устойчивого развития» будут обсуждаться вопросы укрепления позиций России на Каспии, достижение национальных целей по ускорению экономического роста и инновационного развития, экспорт российского образования в Каспийские страны, создания условий для развития талантливой молодёжи в геостратегическом регионе. Результатом совместной работы должно стать налаживание тесного научно-образовательного сотрудничества стран «Каспийской пятёрки.


Регистрация:

https://caspian2021.mmco-expo.ru
Ректорский десант на ПМЭФ

На главном форуме года НОП собирает прекрасную команду ректоров ведущих вузов. Статус мероприятия обязывает обсудить самые актуальные тренды и задачи максимально честно.
Но ректоры на ПМЭФ и сами организуют мощные диалоги.

Экологическая и климатическая повестки вышли на первый план во всём мире и Россия не исключение. Игнорирование проблем экологии может дорого обойтись всему человечеству, и это необходимо учитывать в принятии решений при реализации экономического потенциала страны. Университеты при этом становятся важным звеном в проектировании и исследовании оптимальных путей в сохранении окружающей среды. 

Предложенная Иваном Лобановым, ректором РЭУ им. Г.В. Плехановым, сессия «Экологические проблемы сегодня: кто заплатит завтра?» на ПМЭФ поддержана советником Президента РФ, специальным представителем Президента по вопросам климата и спикером сессии Русланом Эдельгериевым.

Тема уже включена в основную программу форума, который пройдёт со 2 по 5 июня 2021 года. Сессия пройдёт 4 июня 2021 года.

Иван Лобанов – модератор сессии, задавший для университета вектор на развитие экологических исследований, подготовки кадров для «зелёной экономики» и формирование профильных образовательных программ, в рамках сессии обсудит с Франческо Убертини, ректором Болонского университета совместные образовательные программы по «зеленой» теме.

Включение экологии в основную программу экономического форума — шаг на опережение в достижении целей устойчивого развития. К диалогу приглашены такие спикеры как Эрнесто Ферленги, председатель комитета по энергетике Ассоциации европейского бизнеса, Максим Решетников, Министр экономического развития РФ, Сергей Катырин, президент ТПП РФ, Алексей Матвеев, заместитель председателя Правления Газпромбанка, Маркус Эдерер, Посол ЕС в РФ и представители других влиятельных госструктур, европейские и российские эксперты и руководители крупного бизнеса.

Иван Лобанов, ректор РЭУ им. Г.В.Плеханова, для НОП:

«Трек дискуссии затрагивает такие проблемы как цена, которую заплатит человечество, игнорируя или откладывая решение этой проблемы, во сколько обойдётся мировой экономике достижение углеродной нейтральности к 2050 году, какие инвестиции необходимы для борьбы с глобальными изменениями климата и какую пользу это принесёт, какова роль «зелёного» государственного бюджета и государственных стимулов в решении экологических проблем и как «зелёная» трансформация изменит рынок труда будущего».
Международный научный форум «Каспий 2021: пути устойчивого развития» объединит первых лиц системы науки, высшего образования и молодёжной политики, представителей бизнес-структур, ведущих ученых, экспертов высшей школы и станет одним из драйверов Года науки и технологий в России. Мы делаем форум с командой НОП, при поддержке коллег из РСВ.

Президент РАН Александр Сергеев примет личное участие, а откроет форум губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин.

На открытой коммуникационной платформе будут обсуждаться задачи государственной политики в сфере высшего образования, науки, молодёжной политики с учетом специфики Каспийского макрорегиона. Отдельное внимание вопросам усиления научно-технологических и образовательных процессов в Прикаспии, включая экспорт российского образования в Каспийские страны и кооперацию российской и международной науки.
Приглашаю принять участие в форуме, который состоится в Астрахани 26-28 мая в гибридном формате.


Регистрация до 26 мая:
https://caspian2021.mmco-expo.ru/
Евгений Минченко - специально для НОП:

Новости образования - в Госдуму баллотируется член наблюдательного совета ЮУрГУ, шестой президент РАСО Станислав Наумов.

https://news.1rj.ru/str/GosSovet/1431
Сегодня юбилей у Елены Загайновой, ректора Университета Лобачевского, членкора РАН.

Когда чуть больше года назад она возглавила ННГУ, я был среди тех кто не поддержал это решение.

И не скрывал критику в диалоге с министерством и руководством области.

Но под её руководством ННГУ окреп как основа НОЦ мирового уровня, стал претендентом на победу в Приоритете 2030. Университет, на базе которого дважды за год(!) собралась почти вся элита нашей сферы и очень честно поговорила, в т.ч. "вырастив" массу важных (для всей сферы) управленческих решений первых лиц.

У Елены Загайновой есть ошибки, но это руководитель, который над ними работает. Иногда, разрезая по живому.

Елена Вадимовна по заслугам уважаема лучшими в нашей сфере. Например, президентом РАН Александром Сергеевым.

Я с большой теплотой помню ночные мартовские разговоры об университетском лидерстве в Иннополисе. Днём главными были Чернышенко и Фальков, а ночью - Елена Загайнова, в задушевной беседе о вузовской науке.

С днём рождения, ректор!
На рельсах цифровизации

В рамках обучения цифровой трансформации руководителей АО «Трансмашхолдинг» эксперты Университета Иннополис поделились опытом разработки и интеграции цифровых технологий в беспилотные транспортные средства, рассказали о проектах по точному позиционированию подвижного состава, системах помощи машинисту и распознавания объектов инфраструктуры при реализации проекта «Беспилотное метро», автоматизированную систему оценки состояния подвижного состава, автоматическую разметку изображений для двухмерной детекции объектов и задач сегментации, симуляторы для нужд автономной навигации железнодорожных составов.

В мероприятии приняли участие президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, заместитель премьер-министра РТ Роман Шайхутдинов, эксперты российского ИТ-вуза, представители ПАО «Камаз», ПАО «Татнефть», Казанского вертолетного завода, Казанского мотостроительного производственного объединения, KUKA Россия и приглашённые специалисты.

Рустам Минниханов, президент Республики Татарстан: «Наша республика не первый год успешно сотрудничает со стратегическим партнёром Трансмашхолдингом. Ежедневно жители республики пользуются трамваями и вагонами метро, изготовленными в компании. Татарстан стал одним из лидеров среди регионов по вопросам цифровизации и его перспективная точка развития — новый город Иннополис, где успешно внедряются новые технологии. Трансмашхолдинг обладает большими компетенциями в области создания современных поездов метро, электропоездов и трамваев, и у нас большие ожидания по совместной реализации проекта беспилотного метро в Казани. Для нас важно развивать сотрудничество Иннополиса и Трансмашхолдинга по направлению подготовки кадров. Так, в 2020 году прошли обучение 258 специалистов компании. В рамках стратегической сессии на базе Университета Иннополис своими знаниями поделятся отечественные и зарубежные спикеры».

Искандер Бариев, проректор — начальник управления по проектной и научно-исследовательской деятельности Университета Иннополис, для НОП:

«Специалисты нашего ИТ-вуза организовали стратегическую сессию для одного из мировых лидеров в области производства подвижного состава для рельсового транспорта. В ходе рабочих совещаний вместе с президентом РТ обсудили планы по запуску беспилотного метро в Казани. К слову, в этой сфере у Университета Иннополис есть соответствующий опыт. В Лаборатории автономных транспортных систем разрабатываются собственные летательные и наземные беспилотные решения для легкового транспорта на базе KIA Soul и Hyundai Santa Fe и грузового транспорта на базе "Камаза". Кроме того, нами разработан Innopolis Simulator, на котором можно протестировать работу любого беспилотника. Другими словами, мы готовы помочь партнёром в реализации подобного амбициозного проекта».
Институционализация и консолидация Южного НОЦ

19 мая состоялось расширенное заседание Наблюдательного совета межрегионального научно-образовательного центра Юга России, образованного путем объединения Южного НОЦ, НОЦ Краснодарского края и Волгоградской области.

Представители власти и сферы образования Ростовской области, Краснодарского края и Волгоградской области обсудили вопросы формирования состава Наблюдательного совета и управляющего совета НОЦ Юга России.

Председателем Наблюдательного совета межрегионального научно-образовательного центра Юга России стал губернатор Ростовской области Василий Голубев. Заместителями избраны губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев и заместитель губернатора Волгоградской области Зина Мержоева.

Наблюдательный совет утвердил заявку и программу НОЦ Юга России на участие в конкурсном отборе Министерства науки и высшего образования РФ на предоставление грантов на оказание государственной поддержки из федерального бюджета в рамках национального проекта «Наука и университеты». Грантополучателем станет Кубанский научный фонд.

НОЦ Юга России сфокусируется на трех междисциплинарных направлениях – AgroTech, FoodDesign и AquaTrek. В рамках первого Центр займется созданием энергосберегающей техники для АПК, разработкой технологий управления плодородием почв и снижения негативного техногенного воздействия на окружающую среду, рационального обращения с отходами.

Направление FoodDesign предполагает развитие инжиниринга здоровых продуктов питания. AquaTrek посвящён вопросам управления водными ресурсами на основе науки и техники.
Координатором формирования и реализации программы НОЦ Юга России от Ростовской области выступит Донской государственный технический университет, от Волгоградской – Волгоградский государственный технический университет, от Краснодарского края – Кубанский научный фонд.

Василий Голубев, губернатор Ростовской области, для НОП:

«Объединение научных центров трёх российских регионов с мощнейшими научно-образовательными и производственными комплексами, безусловно, послужит решению задачи по созданию новых конкурентоспособных технологий и продуктов, их коммерциализации. И, конечно, позволит эффективнее готовить кадры, необходимые для дальнейшего научно-технологического развития страны».
Приоритеты для Приоритета

Минобрнауки подготовило проекты приказов, которые необходимы для реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

О комиссии по отбору и ее подкомиссии по творческим вузам

Состав Комиссии утверждается приказом Минобрнауки из числа представителей госорганов, организаций реального сектора экономики, соцсферы и финансового сектора, экспертов в области развития высшего образования и науки, а также ведущих ученых по приоритетным направлениям научно-технологического развития. В состав входят председатель (министр), зампредседателя (замминистра), секретарь и иные члены. Всего должно быть не менее 10 членов.

Членов «творческой» подкомиссии должно быть не менее 5 человек.

Функционал был закреплен ранее и в данном документе лишь дублируется.

Перечень целевых показателей эффективности

Это один из основных документов. Именно по данным критериям будет оцениваться успешность работы университетов в рамках программы. Всего списков показателей три.

Базовая часть гранта:
Р1(б) – объем НИОКР на одного НПР.
Р2(б) – доля НПР до 39 лет.
Р3(б) – доля очников, получивших на бесплатной основе дополнительную квалификацию.
Р4(б) – внебюджетка на одного НПР.
Р5(б) – количество обучающихся на ВО и(или) СПО по программам с формированием цифровых навыков и компетенций.

Также представлен список направлений СПО и ВО, получение образования по которым связано с формированием двух и более ключевых компетенций цифровой экономики.

Исследовательская часть гранта:
Р1(с1) – количество публикаций на одного НПР в Web of Science Core Collection по приоритетам НТР в изданиях Q1 и Q2, а также в изданиях Arts and Humanities Citation Index за отченый и два предыдущих года. Учитываются только публикации типа Article и Review, привязанные к профилю организации.
Р2(с1) – то же про Q1 и Q2 по SNIP Scopus’а.
Р3(с1) – количество высокоцитируемых публикаций типов article и review, индексируемых в базе данных Web of Science Core Collection, за последние пять полных лет, в расчете на одного НПР.
Р4(с1) – доля исследователей до 39 лет.
Р5(с1) – объем внебюджетки от НИОКР на одного НПР.
Р6(с1) – объем доходов от НИР на одного НПР.
Р7(с1) – доля аспирантов и магистрантов от общего числа очников.
Р8(с1) – то же по иностранным аспирантам и магистрантам.

«Опорная» часть (территориальное и(или) отраслевое развитие):
Р1(с2) – количество публикаций по приоритетам НТР в WoS CC типа article и review (без ESCI) за последние три года на одного НПР.
Р2(с2) – то же для Scopus.
Р3(с2) – объем доходов от СПО и ДПО на одного НПР.
Р4(с2) – объем внебюджетки от НИОКР и от региональных (местных) бюджетов на одного НПР.
Р5(с2) – доля целевиков.
Р6(с2) – доля обучающихся из других регионов.
Р7(с2) – доля иностранцев.
Р8(с2) – объем доходов от РИД на одного НПР.

Порядок экспертизы (проектов) программ развития
Также один из ключевых документов. Оценка проводится экспертами, привлеченными «Социоцентром» («дирекцией» программы). Сформулированы достаточно традиционные и понятные требования к экспертам.

Помимо того выделен перечень критериям, не менее трем из которых должен соответствовать эксперт. Они группируются в два крупных блока:
1. компетенции и экспертный опыт в цифре и информационных технологиях, а также работа в технологических компаниях; переподготовка по CDTO или CDO;
2. опыт организации (сетевого) взаимодействия с ведущими мировыми вузами.

Оценка будет проводиться 7 критериям, каждый максимально дает 10 баллов. Итоговая сумма рассчитывается из максимума в 70 баллов. В рамках каждого из критериев выделено от 1 до 3 индикаторов, каждый из которых имеет приблизительно равный вес.

Формировать сводные экспертные заключения будет сам «Социоцентр».

Представлены проекты расчетных документов, содержащие формулы, постоянные и переменные значения: порядок расчета итогового балла по оценке программ развития и их проектов и методика расчета показателей для первой и второй групп критериев при отборе.

Также утвержден перечень специальностей для отнесения вуза к творческим.
Университеты-EdTech: кейсы (1/2)

Сегодня в рамках Недели образования в онлайн-формате состоялась панельная дискуссия «Экономические модели взаимодействия университетов с EdTech». Участники диалога поделились своими лучшими практиками, обсуждали тренды, задачи и пути развития в диалоге университетов и EdTech.

Кейс ТюмГУ,
Таисия Погодаева, проректор ТюмГУ:

Есть 3 основные экономические модели взаимодействия - полный аутсорсинг, совместные разработки, консалтинг.

Вуз начал изменения 5 лет назад. Произошла смена бизнес-процессов. Университетская специфика в том, что этот процесс невозможно выстроить самостоятельно качественно. Для этого понадобилась компания-разработчик, которая может разработать продукт-решение, а также будет его сопровождать. При этом если решение будет только для себя, это будет долго и дорого. Поэтому решение было простым - рыночное решение, которое пилотируется на университете.

После большого пути трансформации сейчас университет уже готов к сотрудничеству, потому что есть опыт и компетенции.

Совместно с EdTech были разработаны совместные магистерские программы. Компания работает в рынке, что означает, что у нее есть компетенции и она может научить.

SkillFactory, Skyeng и другие компании - ТюмГУ сотрудничает с ними, у них есть экспертиза, чтобы делать продукт, они могут предлагать хорошие функции, сервисы и решения.

Что касается консалтинга, мы пробуем делать элементы разработки для образовательного пространства, поскольку понимаем узкие места, где нужны разработки.

Кейс Skyes,
Виолетта Усанова, директор цифрового сервиса для вузов:

Многие университеты уже очень хорошо умеют выстраивать бизнес-процессы. Есть 3 основные модели взаимодействия - университет закупает у EdTech, EdTech закупает у университета, совместные программы, которые реализуются. Чаще всего либо вузы закупают решения, либо реализуются совместные программы. Модель OPM - сейчас самая рабочая для сотрудничества, она позволяет делать программы под ключ и точечно предоставлять решения. Чтобы выбрать то, что конкретно нужно, необходимо смотреть на экономическую эффективность того или иного решения для конкретного вуза.

Кейс Skyeng,
Александр Ларьяновский, управляющий партнер и директор по бизнес-развитию:

Нет дихотомии между EdTech и университетами. EdTech сейчас отдает технологический долг - мы латаем дыры, чтобы отрасль была более современной. Чем мы хороши - мы выгодны там, где нужна скорость, потому что у нас как у бизнеса циклы исчисляются днями, а не месяцами и неделями. Мы можем расшивать те узкие места, которые есть. При этом, когда есть конкретная потребность у вуза, - нет вопросов.

Кейс СамГМУ,
Александр Колсанов, ректор СамГМУ:

Обучать у постели больного - в этом специфика медицинского вуза. Университет встал на путь цифрового развития. Мы активно занимаемся разработкой симуляторов виртуальной реальности, в том числе на примере конкретных операций. Мы такие симуляторы сейчас делаем для крупных компаний, это одно из приоритетных направлений деятельности.

Компании-партнеры - это и про сетевые программы, сейчас это ДПО. Уже есть совместные программы со Сбером, Барс-групп и другими.

Про бизнес-компании - мы начинаем с того, что берем готовый продукт, но параллельно создается команда внутри университета, которая эту идею подхватывает, адаптирует ее и развивает. Мы создаем истории, которые можно масштабировать.

Прорыв возможен на стыке областей, например, для нас актуально формирование новой отрасли регионе - IT-медицина. У нас в штате более 120 IT-шников, которые делают новые разработки и которые мы коммерциализируем. Мы идем от рынка - задачи ставит нам рынок. Наши преимущества в том, что мы идем с опережением для наших будущих врачей и формируем программы, в основном ДПО, и активно идем в вариативную часть с современными модулями и технологиями.

Подробнее: https://educationweek.ru/program/events/ekonomicheskie-modeli-vzaimodeystviya-universitetov-s-edtech
Университеты-EdTech: кейсы (2/2)

Кейс ДГТУ,
Андрей Мозговой, проректор по цифровому и стратегическому развитию ДГТУ:

Необходимы партнерства - бизнес компании, IT-компании. Нашими партнерами уже являются Сбер, Ростелеком, Siemens и другие. Мы применяем смешанную модель бизнес-процессов - некоторые сервисы и бизнес-процессы разрабатываем сами, а также есть партнеры, которых мы привлекаем для формирования цифровых процессов по внедрению в университете.

Так с компанией «Бизон» сформировали цифровой класс. Это цифровой класс, который позволяет собирать всю информацию оцифрованных полей и техники. Студенты используют данные в качестве выполнения реальных проектов - класс с симуляторами, которые позволяют отрабатывать реальные кейсы в виртуальной реальности.

И, конечно, самый приемлемый формат взаимодействия - это консорциум.

Кейс СВФУ,
Петр Иванов, проректор по цифровому развитию:

Мы состоим в порядке 10 консорциумах, в том числе в консорциуме по большим данным.

Важным решением может стать платформа, где можно было бы размещать свои онлайн-курсы и свои цифровые решения по автоматизации бизнес-процессов, которых не хватает вузам. Сегодня мы работаем достаточно разобщенно. Я предложил бы аккумулировать те продукты, которые позволили объединить все имеющиеся алгоритмы - консолидировать их в одно решение. Нужен большой сравнительный анализ и одна платформа - с помощью сквозных технологий удастся подойти аналитически к построению бизнес-процессов. Без стандартизации мы не можем заниматься одним и тем же.

Кейс ВолГУ,
Валентин Дзедик, первый проректор ВолГУ:

Наши ученые в рамках консорциума «Аэротехнологии» занимаются стандартизацией. Еще 2 года мы начинали эту работу, изначально она встретила серьезное отторжение. Но ковидная история перевела это все в другую плоскость - вопросу цифровизации помог Коронавирус.

Продукты нужны те, которые будут легко между собой сочетаться, потому что любой университет связан огромным количеством взаимодействий. Нам важно, чтобы это была единая экосистема. Мы должны работать с огромным количеством разных сервисов. Критически важным является их стабильность, возможность успешно между собой сочетаться. Это позволит университетам достичь развития.

Кейс СПбПУ,
Алексей Боровков, проректор по цифровой трансформации СПбПУ:

Мы один из университетов кто, учредил платформу «Открытое образование», много наших курсов представлено на Coersera. Аудит QS оценил наш потенциал обучения на 5 звезд. Мы являемся федеральной инновационной площадкой «Университет 4.0».

Проблема между массовостью и элитарностью. Еще в рамках проекта 5-100 мы поняли, что не все внутри университета будет «бежать» быстро и развиваться. Тогда была создана модель локальных Гринфилдов, были созданы глобальные структуры, уникальные для страны - инжиниринговый центры, центры НТИ и т.д. - те лидеры, которые обеспечивают технологические прорывы.

Модель обучения от массовой переходит к модели реальных кейсов - обучение для промышленности. То есть экономическая модель становится другой в рамках таких проектов. Модели принципиально другие, чем те, что в массовом восприятии. С их помощью удается решать те задачи, которые не решались до этого годами.

Кейс МИФИ,
Наталья Барбашина, проректор НИЯУ МИФИ:

В МИФИ подготовка исследователей и разработчиков связана не только с фундаментальной подготовкой, но и с погружением каждого студента в решение реальных исследовательских задач. Большинство готовых продуктов не способны обеспечить сопровождение исследователей. Цифровизация исследовательской траектории - актуальная задача для МИФИ.

Наука и производство активно переходят в цифровую сферу, здесь мы сталкиваемся с отсутствием новых продуктов зачастую. Организация виртуального или онлайн-доступа к научным установкам - одна из самых актуальных задач на сегодня. Отрасль цифровизуется быстрее.

Университету с разработчиками цифровых решений и индустриальными партнерами нужно совместно дорабатывать цифровые инструменты для решения совместных задач, тогда мы начнем работать друг на друга.
А что там у аспирантуры?

Аспирантура – краеугольный камень подготовки новых кадров для научно-образовательной сферы, высокотехнологичного бизнеса и инноваций. Существуют серьезные негативные тренды в развитии аспирантуры – о них не раз говорили на самых высоких уровнях.

Сейчас реализуется целый комплекс мер, направленный на молодых ученых – в частности, на аспирантов. Это происходит я в рамках формирования единой системы поддержки начинающих исследователей: переход к научной аспирантуре, отработка грантового формата, запуск конкурсов для аспирантов. Для привлечения талантливых иностранцев предусмотрены квоты и отдельные задачи в рамках программных мероприятий.

Исследователи Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ зафиксировали ключевые траектории развития аспирантуры на 2020 год. Это формирует прекрасную точку отсчета для анализа эффективности всех принимаемых мер. Также появляется возможность отследить точки перелома ситуации, которые требуют особого внимания.

Основные выводы исследователей ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:

Количество
Рост основных индикаторов деятельности аспирантуры в 2020 г. позволил прервать негативную тенденцию сжатия масштабов подготовки аспирантов: их общая численность достигла 87,8 тыс. чел. (+4% по сравнению с 2019 г.), показатель приема – 27,7 тыс. чел. (+11,2%).

КПД
Эффективность работы аспирантуры продолжает снижаться: в 2020 г. доля выпускников, защитивших диссертацию в нормативный срок подготовки, составила лишь 8,9% (для сравнения, в 2019 г. – 10,5%, в 2015 г. – 18%, в 2010 г. – 28,5%). В научно-исследовательских организациях данный показатель сократился за период 2010–2020 гг. с 16,8 до 9,3%, в вузах – с 30,3 до 8,9%.

Направления
К самым популярным направлениям подготовки относятся экономика и управление (9% от общей численности аспирантов), информатика и вычислительная техника (8,2%), клиническая медицина (7,3%), юриспруденция (6%). Среди женщин наиболее востребованы клиническая медицина (9,7%), образование и педагогические науки (9,5%), среди мужчин – информатика и вычислительная техника (11,2%), экономика и управление (9,8%).

(Вне)бюджет
В 2020 г. треть аспирантов (35,3%) обучались на платной основе. Данная форма обучения наиболее распространена по таким направлениям подготовки, как юриспруденция (75,8% общей численности аспирантов по направлению), экономика и управление (68,3%), архитектура (63,2%) и психологические науки (59,9%).

Интернационализация
Российская аспирантура становится все более интернациональной: за период 2014–2020 гг. численность иностранных аспирантов увеличилась с 5,5 тыс. до 9,5 тыс. человек, а их доля – с 4,6 до 10,8%.

Положительные тенденции в привлечении иностранных аспирантов преимущественно обеспечиваются за счет роста численности абитуриентов из государств, не входящих в состав СНГ (+27,9% за последний год). В результате доля аспирантов из стран СНГ впервые за период наблюдений составила менее трети (30,5%). Самые крупные потоки иностранных аспирантов в 2020 году – из Китая (2204 чел.) и Казахстана (1194 чел.).

Следствия
Причины кризисных явлений в российской аспирантуре хорошо известны: перевод в третью ступень образования, отмена обязательности защиты, санация системы диссоветов и журналов.

Тем не менее, именно аспирантура является основным и единственным способом привлечения и закрепления молодых исследователей в науке. Безусловно, важны популяризация, работа со школьниками, исследовательская профориентация, поддержка студенческой науки. Однако, именно аспирантура – это та траектория, которая непосредственно вводит начинающего исследователя в область науки, высоких технологий и инноваций.

Принятые системные меры позволят всерьез увеличить приток молодежи в науку – что необходимо не только для выполнения количественных показателей нацпроектов, но и для научно-технологического прогресса как такового. А именно он является фундаментом для позитивных изменений в социально-экономической сфере и в конечном итоге – повышения качества жизни каждого россиянина.

Полный текст исследования: https://issek.hse.ru/news/471332188.html
Я считаю, что Форум «Каспий 2021: Пути устойчивого развития» соберет на своей площадке большое количество важных, интересных и известных специалистов. Это отличная возможность обсудить проблемы, которые существуют не только в Каспийском регионе, но и в любом, имеющем геостратегическое значение.

Для меня это хорошая возможность поделиться своим опытом, посмотреть на проблему, с другой стороны. Я бы хотел обсудить на Форуме важные вопросы геополитического развития наших регионов.

Регистрация на форум до 26 мая: https://caspian2021.mmco-expo.ru
Кто русский бы выучил?

Сегодня День славянской письменности и культуры. А также - День святых Кирилла и Мефодия. Что одновременно означает день тезоименитства патриарха Кирилла.

Если говорить о языковом измерении, то проявляется неоднозначность даты: все же речь идёт о русском языке? о кириллице? о всех славянских языках?

Отсюда же и внешнеполитические развилки. Говорить о некоем славянском единстве крайне сложно. Битвы за кириллицу вести достаточно сложно - все же переход на латиницу в контексте глобализации имеет своих сторонников.

Остаётся только Русский мир. Именно к русскоязычным соотечественникам идёт апелляция в рамках мягкой силы. Параллельно идёт (хотя и с большими трудностями) продвижение русского языка как такового, а также привлечение и ассимиляция мигрантов, что одновременно увеличивает количество носителей языка государствообразующего народа России.

Широкое распространение интернета и социальных сетей явно ставит перед языком новый пласт вызовов. Средство сообщения оказывает на него серьёзное влияние. Впрочем, язык представляет собой живой организм, который неизбежно меняется с течением времени.

Русский язык многогранен и в нем есть полюса, которые могут слабо понимать друг друга: например, язык юридических документов очень далёк от разговорного языка школьников. Потому, рассуждая о языке и его роли в объединении народа, нации, некоего «мира», стоит понимать: речь идёт о некоем универсальном языковом пространстве, которое является универсальным для всех носителей.

Еще одна мягкая сила, о которой часто забывают, это русская литература и культура: на международной арене великий и могучий представлен популярными классиками, 5 лет назад британская экранизация «Войны и мир» вывела программный роман в лидеры продаж в Великобритании. Это событие нельзя назвать исключением из правил, и может стать способом продвижения российской мысли, Русского мира с помощью современных авторов, которые уже давно издаются в Европе.

Собственно, Русская Православная Церковь является одним из важных институтов в распространении русского языка за пределами страны и его поддержании внутри общества.

Потому русский язык - это пространство для сотрудничества всех участников: от государства до религиозных организаций и гражданского общества.
Стартап-проекты устойчивого будущего

В год Науки и технологий в рамках Глобального продовольственного Форума в МГУПП прошла форсайт-сессия «Студенческие проекты: устойчивое будущее», в рамках которой студенты вузов и колледжей представили научные проекты. Стартап-проекты представляют из себя уже практически готовые к внедрению разработки по экологичной биоразлагаемой упаковке, технологии производства ферментированных и функциональных продуктов, продуктов для здорового питания.

Михаил Балыхин, ректор МГУПП, для НОП:
«МГУПП поддерживает направление Устойчивого развития и выстраивает свою научную, образовательную, воспитательную, просветительскую и хозяйственную деятельность в соответствии с этими принципами. Мы понимаем, что достойная работа и экономический рост наших выпускников напрямую зависит от форматов наших программ. Именно поэтому мы реализуем и индивидуальные образовательные траектории, и предоставляем возможность получения дополнительного образования. У нас работает центр карьеры, но, самое главное - стартап студии, которые дают ребятам возможность реализовывать свои идеи и создавать собственные производства и новые рабочие места.

При этом особый акцент идет на проекты связанные с экологичным производством с инновационными технологиями как в области экологичной биоразлагаемой упаковки, технологий производства ферментированных и функциональных продуктов, продуктов для здорового питания и проектам по экологической безопасности продуктов и самих предприятий пищевой промышленности. Сегодня наглядный пример реализации этой стратегии - в рамках Глобального продовольственного Форума в МГУПП проходит форсайт-сессия «Студенческие проекты: устойчивое будущее», на которой студенты МГУПП представляют свои стартап-проекты, на базе которых будут сформированы готовые бизнес-проекты.

Гости Форума - они же опытные цензоры. Это менеджмент крупных компаний и НИИ, руководители вузов, колледжей, иностранные гости (ГК Черкизово, Объединенные Кондитеры, МПЗ Богородский, ФНЦ Пищевых систем им. В.М. Горбатова РАН, МОК Запад, ВГТУ, Кыргызский государственный технологический университет, Волгоградский государственный технический университет)».
Одна из задач 2021 года – рассказать какими научными достижениями может гордиться наша страна. А гордитсья нам и правда есть чем. Только за последние несколько месяцев ученые запустили самый мощный в мире нейтронный реактор и разработали несколько вакцин от коронавируса. То ли еще будет!

Кроме этого, в 2021 году мы отмечем 60-ти летие первого полета человека в космос. Эти события отмечены и в дизайне ПМЭФ-2021. Заметили? Кроме динамичной аббревиатуры SPIEF/ПМЭФ, в оформлении мелькают образы космоса и технологий. А цифры 2021 не случайно стали "двухэтажными", по задумке дизайнеров это отсылка к "пропуску" в 20-м году, и долгожданному форуму в 21-м.

Фирменный синий цвет и кораблик- на месте. Ждем фотоотчет с площадки, скоро там наведут космическую красоту. @roscongress #ПМЭФ
Завершился марафон «Новое знание» о самые актуальных и ярких знаниях, о достижениях в России и мире, о людях, создающих будущее сегодня.

Андрей Келлер, врио ректора МАДИ, для НОП о марафоне «Новое знание»:

«Уникальное и очень полезное мероприятие. Невероятный пул спикеров в самых разных направлениях! Такие мероприятия помогают быть в тренде передовых научных знаний в самых разных областях, а как уже очевидно на данный момент, прорывные решения сейчас рождаются на стыке наук. Именно поэтому современному ученому важно иметь максимально широкий спектр знаний, не замыкаться в свой узкой специализации.

Более 100 часов самой актуальной информации за три дня – это уникальная возможность расширить свой кругозор. Марафон наглядно продемонстрировал, что наука не имеет границ. Вместе со студентами МАДИ слушал выступление специального гостя Илона Маска, тема которого во многом пересекалась с тематикой научной и образовательной деятельностью МАДИ.

В целом в ходе марафона «Новые знания» много вопросов поднималось о транспорте будущего, именно об автомобильном транспорте в экологическом контексте. Сейчас на нашей планете эксплуатируется более 1 миллиарда автомобилей, а к 2050 году аналитики говорят о 2,5 млрд. Автомобильный парк бурно растет и вносит существенный вклад в экологические проблемы. Перед человечеством стоят задачи создания новых технологий, и университет здесь идет в авангарде, является драйвером развития этих технологий: электрического транспорта, водородных источников для автомобилей на топливных элементах, беспилотного транспорта.

Совместно с организацией Greenpeace МАДИ провел исследование в области экологии и комплексной оценки экологических проблем транспорта, по водородным автомобилям и водородным генераторам на борту автомобилей. И, что немаловажно, МАДИ готовит специалистов в эксплуатации и разработке такого транспорта, у сотрудников вуза есть патент на водородную установку на борту автомобиля!

Такие мероприятия, как марафон «Новое знание» популяризируют науку, пробуждают интерес у подрастающего поколения к получению новых знаний!»