ВШЭ — единственный российский вуз в 5 предметах Шанхайского рейтинга
Высшая школа экономики увеличила количество предметов в Шанхайском рейтинге до восьми. По 5 предметам Вышка является единственным российским вузом — это лучший результат среди российских вузов. Еще по трем предметам Вышка занимает лидирующие позиции в России.
Наилучший результат НИУ ВШЭ показал в предмете «Математика», войдя в топ-100. ВШЭ впервые представлена в предметной области «Государственное управление» в диапазоне 151-200 и «Образование» в группе 401-500. Российские вузы раньше не входили в эти области, и теперь благодаря ВШЭ стали представлены среди мировых университетов. ВШЭ сохранила свои позиции по политическим наукам и входит в группу 101-150, по экономике – в 201-300, по психологии и деловому администрированию – в 301-400, по менеджменту – в 401-500.
Высшая школа экономики вошла в топ-100 Шанхайского предметного рейтинга по математике и заняла первое место среди российских вузов в этой области.
Дмитрий Чернышенко, вице-премьер Правительства РФ, для НОП:
Это большое достижение, поскольку данный рейтинг известен строгостью критериев и практически независим от данных самих университетов
Вышка традиционно славится социально-экономическими и гуманитарными науками, но в последние годы она активно развивает естественно-научные и технические направления.
Эти усилия принесли ожидаемые плоды, и теперь мы видим университет в топ-100 по математике, что свидетельствует о правильном выборе данной стратегии и достижениях команды вуза.
Однако ВШЭ не остановилась только на этом результате и находится на лидирующих позициях по своим предметным областям – всего она входит в 8 предметов Шанхайского рейтинга, при этом в 5 из них является единственным российским университетом.
Другие нашим вузы также продемонстрировали успехи - 19 российских университетов вошли в рейтинг, из них 13 вузов Проекта 5-100.
МИСиС вошел в топ-100 по Металлургии, ИТМО в топ-100 предметной области «Автоматизация и управление», а также стал первым в России по науке и технологиям.
Ирина Карелина, старший директор по стратегическому развитию НИУ ВШЭ для НОП:
Количество российских вузов в мировых рейтингах ежегодно растет. Тому способствовал Проект 5-100, в котором Вышка в течение всего проекта являлась бессменным лидером. Шанхайский рейтинг - один из самых строгих и практи чески независимых от подачи данных университетом. Более того, из 54 предметов в нем нет гуманитарных. Для Вышки, у которой традиционно сильными являются социально-экономические и гуманитарные науки, представлять единственным вузом Россию по наибольшему числу предметов (а их у нас 5) – это высокое достижение усилий большой команды единомышленников – руководства, научно-педагогического состава, административных сотрудников.
С 2012 года ВШЭ усиливает развитие новых для себя научно-исследовательских и инженерных направлений. Сформированные в проекте инструменты развития начали давать свои результаты уже в 2017 году. А в 2021-м мы видим наш университет в топ-100 рейтинга по математике, что безусловно высокий результат
Высшая школа экономики увеличила количество предметов в Шанхайском рейтинге до восьми. По 5 предметам Вышка является единственным российским вузом — это лучший результат среди российских вузов. Еще по трем предметам Вышка занимает лидирующие позиции в России.
Наилучший результат НИУ ВШЭ показал в предмете «Математика», войдя в топ-100. ВШЭ впервые представлена в предметной области «Государственное управление» в диапазоне 151-200 и «Образование» в группе 401-500. Российские вузы раньше не входили в эти области, и теперь благодаря ВШЭ стали представлены среди мировых университетов. ВШЭ сохранила свои позиции по политическим наукам и входит в группу 101-150, по экономике – в 201-300, по психологии и деловому администрированию – в 301-400, по менеджменту – в 401-500.
Высшая школа экономики вошла в топ-100 Шанхайского предметного рейтинга по математике и заняла первое место среди российских вузов в этой области.
Дмитрий Чернышенко, вице-премьер Правительства РФ, для НОП:
Это большое достижение, поскольку данный рейтинг известен строгостью критериев и практически независим от данных самих университетов
Вышка традиционно славится социально-экономическими и гуманитарными науками, но в последние годы она активно развивает естественно-научные и технические направления.
Эти усилия принесли ожидаемые плоды, и теперь мы видим университет в топ-100 по математике, что свидетельствует о правильном выборе данной стратегии и достижениях команды вуза.
Однако ВШЭ не остановилась только на этом результате и находится на лидирующих позициях по своим предметным областям – всего она входит в 8 предметов Шанхайского рейтинга, при этом в 5 из них является единственным российским университетом.
Другие нашим вузы также продемонстрировали успехи - 19 российских университетов вошли в рейтинг, из них 13 вузов Проекта 5-100.
МИСиС вошел в топ-100 по Металлургии, ИТМО в топ-100 предметной области «Автоматизация и управление», а также стал первым в России по науке и технологиям.
Ирина Карелина, старший директор по стратегическому развитию НИУ ВШЭ для НОП:
Количество российских вузов в мировых рейтингах ежегодно растет. Тому способствовал Проект 5-100, в котором Вышка в течение всего проекта являлась бессменным лидером. Шанхайский рейтинг - один из самых строгих и практи чески независимых от подачи данных университетом. Более того, из 54 предметов в нем нет гуманитарных. Для Вышки, у которой традиционно сильными являются социально-экономические и гуманитарные науки, представлять единственным вузом Россию по наибольшему числу предметов (а их у нас 5) – это высокое достижение усилий большой команды единомышленников – руководства, научно-педагогического состава, административных сотрудников.
С 2012 года ВШЭ усиливает развитие новых для себя научно-исследовательских и инженерных направлений. Сформированные в проекте инструменты развития начали давать свои результаты уже в 2017 году. А в 2021-м мы видим наш университет в топ-100 рейтинга по математике, что безусловно высокий результат
Каспийское взаимодействие
На форуме «Каспий 2021» прошла панельная дискуссия «Большой Каспий: кооперация в научно-образовательной сфере», на которой российские и иностранные эксперты обсудили роль научных исследований в построении экономических моделей с учетом мнений представителей структур образовательных и научных организаций, государственной власти, бизнеса, инновационной инфраструктуры и экспертного сообщества Каспийского макрорегиона.
Нурмагомед Суракатов, ректор Дагестанского государственного технического университета:
Форум — это площадка, где мы рассматриваем проблемы взаимодействия. Проблемами Каспия занимаются классические университеты и технические. Дагестан - единственный регион, который граничит со всеми странами Каспийского региона.
Надо обсуждать проблемы, но не ограничиваясь только круглыми столы, но делать и анкетирование, проводить реальные исследования.
Мы давно взаимодействуем с вузами Азербайджана, а сейчас и с Таджикистаном, Туркменистаном, заключили договоры с Казахстанскими вузами. Многие действующие предприятия внимательно относятся к образовательной среде, они готовы организовать дополнительное образование в виде сетевых программ по узким темам, которые именно им интересны.
Я в течение года встречался с руководством астраханских вузов, чтобы договориться о взаимодействии, общие точки найдены. Но чтобы говорить, что есть сейчас реальные программы: да, мы готовили НОЦ, но это вопросы, которым необходима интеграция. Если мы не будем использовать потенциал каждого вуза, то работа не будет эффективной. Только общими усилиями мы сможем решить проблемы Каспия.
Михаил Мягков, председатель Совета университетского консорциума исследователей больших данных, профессор ТГУ, профессор Орегонского университета:
С моей точки зрения, основная функция университетов, особенно региональных, это развитие человеческого капитала. При создании консорциума должны расти лаборатории, проекты, которые решают проблемы общества, а не существовать на бумаге.
Очень показательно, что инициатором создания консорциума выступили ключевые вузы региона. То, что нам удалось – научить разговаривать различных представителей наук, индустриальных партнеров и руководителей органов.
Недавно на встрече «Лидеров России» ученый из нашего консорциума представила Владимиру Владимировичу проект по культурному коду, именно при совместной работе он стал видим на федеральном национальном уровне.
У Каспия колоссальные условия для сотрудничества, но должна быть инфраструктура и определены задачи, которые необходимо решать. Не знаю, есть ли в России такой регион, где есть такие возможности для сотрудничества. Он может стать примером академического, индустриального взаимовыгодного сотрудничества.
На форуме «Каспий 2021» прошла панельная дискуссия «Большой Каспий: кооперация в научно-образовательной сфере», на которой российские и иностранные эксперты обсудили роль научных исследований в построении экономических моделей с учетом мнений представителей структур образовательных и научных организаций, государственной власти, бизнеса, инновационной инфраструктуры и экспертного сообщества Каспийского макрорегиона.
Нурмагомед Суракатов, ректор Дагестанского государственного технического университета:
Форум — это площадка, где мы рассматриваем проблемы взаимодействия. Проблемами Каспия занимаются классические университеты и технические. Дагестан - единственный регион, который граничит со всеми странами Каспийского региона.
Надо обсуждать проблемы, но не ограничиваясь только круглыми столы, но делать и анкетирование, проводить реальные исследования.
Мы давно взаимодействуем с вузами Азербайджана, а сейчас и с Таджикистаном, Туркменистаном, заключили договоры с Казахстанскими вузами. Многие действующие предприятия внимательно относятся к образовательной среде, они готовы организовать дополнительное образование в виде сетевых программ по узким темам, которые именно им интересны.
Я в течение года встречался с руководством астраханских вузов, чтобы договориться о взаимодействии, общие точки найдены. Но чтобы говорить, что есть сейчас реальные программы: да, мы готовили НОЦ, но это вопросы, которым необходима интеграция. Если мы не будем использовать потенциал каждого вуза, то работа не будет эффективной. Только общими усилиями мы сможем решить проблемы Каспия.
Михаил Мягков, председатель Совета университетского консорциума исследователей больших данных, профессор ТГУ, профессор Орегонского университета:
С моей точки зрения, основная функция университетов, особенно региональных, это развитие человеческого капитала. При создании консорциума должны расти лаборатории, проекты, которые решают проблемы общества, а не существовать на бумаге.
Очень показательно, что инициатором создания консорциума выступили ключевые вузы региона. То, что нам удалось – научить разговаривать различных представителей наук, индустриальных партнеров и руководителей органов.
Недавно на встрече «Лидеров России» ученый из нашего консорциума представила Владимиру Владимировичу проект по культурному коду, именно при совместной работе он стал видим на федеральном национальном уровне.
У Каспия колоссальные условия для сотрудничества, но должна быть инфраструктура и определены задачи, которые необходимо решать. Не знаю, есть ли в России такой регион, где есть такие возможности для сотрудничества. Он может стать примером академического, индустриального взаимовыгодного сотрудничества.
Соглашение о стратегическом сотрудничестве АГУ и разработчиком платформы Modeus подписано на форуме «Каспий 2021»
Астраханский государственный университет стал первым в регионе, принявшим решение о переходе двух входящих в него институтов на обучение по индивидуальным траекториям. Соответствующее соглашение о поддержке и диагностике готовности вуза к внедрению платформы Modeus подписали ректор АГУ Константин Маркелов и заместитель генерального директора IT-компании Custis Ирина Гордина.
Важно, что власти региона с большим вниманием отнеслись к тем перспективам, которые ИОТ открывает перед главным вузом региона и его студентами.
Губернатор Астраханской области, Игорь Бабушкин:
«Мы заинтересованы в том, чтобы выпускникам было престижно оставаться на родине для обучения и последующей работы. При этом платформенные решения позволяют получать курсы и предметы самого высокого качества в других учебных заведениях, если их нет в наших местных вузах - и это совсем другой уровень осознанности и свободы выбора для студентов. Если каждый молодой человек сможет найти себя и своё истинное профессиональное призвание ещё в университете, наша экономика получит мотивированных на рост региона специалистов».
Ирина Гордина, замгендиректора Custis:
«Платформа, позволяющая каждому студенту формировать собственный университетский мир и набор осваиваемых компетенций, уникальное расписание изучаемых дисциплин, доступ к лучшим преподавателям и наставникам из сети вузов - это двойной ход в опережение медленных академических процессов трансформации.
Мы рады, что в Астраханской области дан старт новым возможностям, ИОТ сейчас - на переднем крае изменений высшей школы».
Астраханский государственный университет стал первым в регионе, принявшим решение о переходе двух входящих в него институтов на обучение по индивидуальным траекториям. Соответствующее соглашение о поддержке и диагностике готовности вуза к внедрению платформы Modeus подписали ректор АГУ Константин Маркелов и заместитель генерального директора IT-компании Custis Ирина Гордина.
Важно, что власти региона с большим вниманием отнеслись к тем перспективам, которые ИОТ открывает перед главным вузом региона и его студентами.
Губернатор Астраханской области, Игорь Бабушкин:
«Мы заинтересованы в том, чтобы выпускникам было престижно оставаться на родине для обучения и последующей работы. При этом платформенные решения позволяют получать курсы и предметы самого высокого качества в других учебных заведениях, если их нет в наших местных вузах - и это совсем другой уровень осознанности и свободы выбора для студентов. Если каждый молодой человек сможет найти себя и своё истинное профессиональное призвание ещё в университете, наша экономика получит мотивированных на рост региона специалистов».
Ирина Гордина, замгендиректора Custis:
«Платформа, позволяющая каждому студенту формировать собственный университетский мир и набор осваиваемых компетенций, уникальное расписание изучаемых дисциплин, доступ к лучшим преподавателям и наставникам из сети вузов - это двойной ход в опережение медленных академических процессов трансформации.
Мы рады, что в Астраханской области дан старт новым возможностям, ИОТ сейчас - на переднем крае изменений высшей школы».
Штурмуя первый квартиль
Качественные научные журналы — один из важнейших факторов формирования современной экосистемы инновационных исследований. Для того, чтобы войти в рейтинги высокоцитируемых и актуальных изданий, пользующихся интересом у аудитории, важно ориентироваться на маяки - лучшие апробированные мировые практики и развивать традиции отечественной науки.
Наукометрические показатели создают необходимые инструменты навигации в процессах, происходящих в академическом сообществе, неотъемлемой частью которых являются современные журнальные ресурсы. Иерархия квартилей - Q1, а далее Q2, Q3, Q4 - рецензируемых научных журналов - посылает сигналы пользователям о том, какая высокая динамика научного развития и напряженная конкуренция идей происходит в этом секторе интеллектуального рынка.
Отрадно, что в базе Scopus появляется все больше российских журналов. И еще более радостно, что часть из них прорывается в ведущие квартили. Мы уже писали о первом квартиле журнала Russian Journal of Linguistic, издаваемом РУДН.
Для образовательного сообщества особенно приятно, что в первом квартиле появился и российский журнал по образованию - «Вопросы образования / Educational Studies Moscow», издаваемый НИУ ВШЭ с 2004 года.
На сегодняшний день это самое высокоцитируемое российское периодическое издание в образовательной сфере. Согласно данным российской системы РИНЦ (Рейтинг Science Index) журнал занимает первое место — в рубрике «Народное образование и педагогика» и входят в первую двадцатку в общем рейтинге SCIENCE INDEX , где более 4000 участников.
Комментарий главного редактора, ректора НИУ ВШЭ Я.И.Кузьминова специально для НОП:
Высшая школа экономики выпускает несколько десятков периодических изданий практически по всем ключевым отраслям социальной и гуманитарной науки. Они имеют высокие наукометрические показатели и пользуются заслуженным авторитетом в международном академическом и экспертном сообществе.
«Вопросы образования» - один из безусловных центров университетского журнального пула, а квартиль Q1 подтверждает лидерство.
Журнал ориентируется на исследования, выполненные в современной методологии, с вниманием к глобальной повестке развития образования. Мы предпочитаем исследования с оригинальной эмпирической базой. И, конечно, главное – жесткие процедуры оценки качества: слепое (иногда многоразовое) рецензирование, обсуждение всех статей редакционной коллегией.
Непросто было сформировать пул рецензентов, но сейчас удалось зафиксировать некоторые общие стандарты оценки публикаций.
В последние годы мы специально поддерживаем публикации исследователей не из Высшей школы экономики, иногда оказывая поддержку в доработке статей. Думаем о более частой публикации выпусков журнала (сейчас – раз в квартал).
Качественные научные журналы — один из важнейших факторов формирования современной экосистемы инновационных исследований. Для того, чтобы войти в рейтинги высокоцитируемых и актуальных изданий, пользующихся интересом у аудитории, важно ориентироваться на маяки - лучшие апробированные мировые практики и развивать традиции отечественной науки.
Наукометрические показатели создают необходимые инструменты навигации в процессах, происходящих в академическом сообществе, неотъемлемой частью которых являются современные журнальные ресурсы. Иерархия квартилей - Q1, а далее Q2, Q3, Q4 - рецензируемых научных журналов - посылает сигналы пользователям о том, какая высокая динамика научного развития и напряженная конкуренция идей происходит в этом секторе интеллектуального рынка.
Отрадно, что в базе Scopus появляется все больше российских журналов. И еще более радостно, что часть из них прорывается в ведущие квартили. Мы уже писали о первом квартиле журнала Russian Journal of Linguistic, издаваемом РУДН.
Для образовательного сообщества особенно приятно, что в первом квартиле появился и российский журнал по образованию - «Вопросы образования / Educational Studies Moscow», издаваемый НИУ ВШЭ с 2004 года.
На сегодняшний день это самое высокоцитируемое российское периодическое издание в образовательной сфере. Согласно данным российской системы РИНЦ (Рейтинг Science Index) журнал занимает первое место — в рубрике «Народное образование и педагогика» и входят в первую двадцатку в общем рейтинге SCIENCE INDEX , где более 4000 участников.
Комментарий главного редактора, ректора НИУ ВШЭ Я.И.Кузьминова специально для НОП:
Высшая школа экономики выпускает несколько десятков периодических изданий практически по всем ключевым отраслям социальной и гуманитарной науки. Они имеют высокие наукометрические показатели и пользуются заслуженным авторитетом в международном академическом и экспертном сообществе.
«Вопросы образования» - один из безусловных центров университетского журнального пула, а квартиль Q1 подтверждает лидерство.
Журнал ориентируется на исследования, выполненные в современной методологии, с вниманием к глобальной повестке развития образования. Мы предпочитаем исследования с оригинальной эмпирической базой. И, конечно, главное – жесткие процедуры оценки качества: слепое (иногда многоразовое) рецензирование, обсуждение всех статей редакционной коллегией.
Непросто было сформировать пул рецензентов, но сейчас удалось зафиксировать некоторые общие стандарты оценки публикаций.
В последние годы мы специально поддерживаем публикации исследователей не из Высшей школы экономики, иногда оказывая поддержку в доработке статей. Думаем о более частой публикации выпусков журнала (сейчас – раз в квартал).
Минобрнауки ответило на самые популярные вопросы по программе «Приоритет-2030», которые задали партнеры «Научно-образовательной политики». Это один из первых и системных FAQ.
https://telegra.ph/Prioritet-2030-FAQ-05-27
https://telegra.ph/Prioritet-2030-FAQ-05-27
Стоматологический консорциум
Вчера на заседании Научно-образовательного стоматологического кластера Минздрава России, которое прошло в Самарском государственном медицинском университете, озвучена инициатива создания стоматологического консорциума.
Ректор МГМСУ им. Евдокимова, академик РАН Олег Янушевич привел данные статистики по платным медицинским услугам в России: треть из них сегодня приходится на стоматологическую помощь. Рынок большой, спрос на специалистов-стоматологов продолжает расти, однако сейчас они работают на импортном материале и по зарубежным технологиям. Качество стоматологического образования в России при этом одно из лучших в мире, по мнению Олега Янушевича.
Александр Колсанов, ректор СамГМУ, для НОП:
«Дефицит российской стоматологической продукции катастрофичен. Считаю, что нам необходимо объединить усилия в создании консорциума вузов и предприятий реального сектора. Тем более, что на уровне руководства страны делается акцент на поддержку отечественных производителей.
Скоро будет объявлен конкурс на программу «Приоритет 2030», в котором СамГМУ обязательно примет участие. Предлагаю в рамках конкурсной заявки оперативно проработать создание консорциума, приглашаю заинтересованные стороны присоединиться.
Консорциум сможет заняться и разработкой образовательных проектов для цифровых, гибридных форм обучения, например, интерактивный стол «Пирогов», который можно «апгрейдить», добавив стоматологический модуль».
Вчера на заседании Научно-образовательного стоматологического кластера Минздрава России, которое прошло в Самарском государственном медицинском университете, озвучена инициатива создания стоматологического консорциума.
Ректор МГМСУ им. Евдокимова, академик РАН Олег Янушевич привел данные статистики по платным медицинским услугам в России: треть из них сегодня приходится на стоматологическую помощь. Рынок большой, спрос на специалистов-стоматологов продолжает расти, однако сейчас они работают на импортном материале и по зарубежным технологиям. Качество стоматологического образования в России при этом одно из лучших в мире, по мнению Олега Янушевича.
Александр Колсанов, ректор СамГМУ, для НОП:
«Дефицит российской стоматологической продукции катастрофичен. Считаю, что нам необходимо объединить усилия в создании консорциума вузов и предприятий реального сектора. Тем более, что на уровне руководства страны делается акцент на поддержку отечественных производителей.
Скоро будет объявлен конкурс на программу «Приоритет 2030», в котором СамГМУ обязательно примет участие. Предлагаю в рамках конкурсной заявки оперативно проработать создание консорциума, приглашаю заинтересованные стороны присоединиться.
Консорциум сможет заняться и разработкой образовательных проектов для цифровых, гибридных форм обучения, например, интерактивный стол «Пирогов», который можно «апгрейдить», добавив стоматологический модуль».
Forwarded from НОП. Научно-образовательная политика
Как Вам на форуме, Ярослав Иванович?
Всё хорошо, приехал вас поддержать.
Нет в системе российского образования (из ныне живущих) человека, который сделал для её развития больше, чем Ярослав Кузьминов.
И "я приехал вас поддержать" - это кредо, позиция. Где "вас"- это систему образования, всю сферу.
Очень горжусь что являюсь частью Вышкинской команды, работая в самой классной её "банде" - Институте образования.
С днём рождения, Ярослав Иванович!
Всё хорошо, приехал вас поддержать.
Нет в системе российского образования (из ныне живущих) человека, который сделал для её развития больше, чем Ярослав Кузьминов.
И "я приехал вас поддержать" - это кредо, позиция. Где "вас"- это систему образования, всю сферу.
Очень горжусь что являюсь частью Вышкинской команды, работая в самой классной её "банде" - Институте образования.
С днём рождения, Ярослав Иванович!
Сопредельность стандартов
Президент Владимир Путина подписал Указ о внесении изменений в федеральный закон «Об образовании».
Основные изменения – теперь ФГОС по СПО могут создаваться по группе специальностей, а также по нескольким направлений. Здесь произошло законодательное закрепление системной перезагрузки среднего профессионального образования. Она включает в себя укрупнение специальностей, интенсификацию подготовки, более системную интеграцию с ДПО – и по самой форме, и по модели формирования компетенций работника на протяжении всей жизни.
Для высшей школы теперь возможно включать в образовательные программы по части профессиональных компетенций – соответствующие блоки из нескольких специальностей и направлений (а также из их укрупненных групп), а также добавлять соответствующие блоки из СПО. Также предусмотрена возможность присвоения нескольких квалификаций – в том числе, разного уровня (ВО+СПО) либо параллельных (ВО+ВО).
Данные изменения отвечают курсу на переход к модели 2+2+2, при которой допускается как возможность смены образовательной программы по итогам первых двух курсов (плюс-минус семестр – так, видимо, это будет на практике), а также присвоения при получении высшего образования на какой-то отсечке квалификации СПО.
Помимо гибкости образовательных траекторий эти и остальные изменения, предусмотренные Указом, будут способствовать и ряду других процессов. В частности, можно будет выстраивать полноценные сопряженные траектории СПО + высшее образование. Причем это станет возможно делать как в рамках одного университета, так и в формате сотрудничества нескольких образовательных организаций различного уровня.
Получает шанс на реанимацию идея прикладного бакалавриата – именно она во многом соответствует возможности получения не только высшего образования, но и конкретной профессии уровня СПО.
Одновременно появляется возможность более широкого зачисления выпускников колледжей в вузы. Здесь речь идет и о поиске талантов – условный талантливый автомеханик вполне может реализовать себя и на уровне высшего образования. В том же прикладном бакалавриате.
Связи СПО и университетов вообще будет способствовать не только либерализация ФГОС, но и параллельные процессы – в частности, стимулирование предпринимательства, в том числе технологического.
Изменения в моделях СПО и образовательных стандартах также включает в себя все более массовый переход на методологию WorldSkills и демонстрационный экзамен. В сумме все трансформации ставят достаточно важный и серьезный вопрос – что такое СПО эпохи прорыва?
Уже сейчас очевидно: формула «старшие классы школы + рабочая профессия» безнадежно устарела. Школьная программа становится все менее востребованной – важнее практические навыки и их демонстрация на экзамене. А значит, постепенно встанет вопрос – а не стоит ли вообще убрать школьные предметы? Это реально позволит сделать программы СПО более компактными. Следовательно, те сопряженные и сквозные образовательные траектории, которые предполагают обучение в колледжах, однозначно должны быть изолированы от ЕГЭ, хотя, конечно, нужно сохранить опцию добровольной сдачи экзамена.
Образовательная политика – это живая система, поэтому любые изменения в ней оказывают воздействие сразу на все процессы. В частности, явно востребована опция «ЕГЭ только для вузов». Кому не нужно дальнейшее образование, кто желает пойти служить в армию либо продолжить обучение в колледже – по идее не нуждаются в едином госэкзамене.
Но есть и оборотная сторона медали. Уже сейчас приблизительно половина школьников после 9 класса (а некоторые и после 11-го) предпочитают уйти в систему СПО. В итоге вскоре мы можем получить конкурсы на поступление на эти программы. Что в целом – позитивно. России нужны и ученые, и инженеры, и талантливые рабочие кадры.
Текст указа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105260041
Президент Владимир Путина подписал Указ о внесении изменений в федеральный закон «Об образовании».
Основные изменения – теперь ФГОС по СПО могут создаваться по группе специальностей, а также по нескольким направлений. Здесь произошло законодательное закрепление системной перезагрузки среднего профессионального образования. Она включает в себя укрупнение специальностей, интенсификацию подготовки, более системную интеграцию с ДПО – и по самой форме, и по модели формирования компетенций работника на протяжении всей жизни.
Для высшей школы теперь возможно включать в образовательные программы по части профессиональных компетенций – соответствующие блоки из нескольких специальностей и направлений (а также из их укрупненных групп), а также добавлять соответствующие блоки из СПО. Также предусмотрена возможность присвоения нескольких квалификаций – в том числе, разного уровня (ВО+СПО) либо параллельных (ВО+ВО).
Данные изменения отвечают курсу на переход к модели 2+2+2, при которой допускается как возможность смены образовательной программы по итогам первых двух курсов (плюс-минус семестр – так, видимо, это будет на практике), а также присвоения при получении высшего образования на какой-то отсечке квалификации СПО.
Помимо гибкости образовательных траекторий эти и остальные изменения, предусмотренные Указом, будут способствовать и ряду других процессов. В частности, можно будет выстраивать полноценные сопряженные траектории СПО + высшее образование. Причем это станет возможно делать как в рамках одного университета, так и в формате сотрудничества нескольких образовательных организаций различного уровня.
Получает шанс на реанимацию идея прикладного бакалавриата – именно она во многом соответствует возможности получения не только высшего образования, но и конкретной профессии уровня СПО.
Одновременно появляется возможность более широкого зачисления выпускников колледжей в вузы. Здесь речь идет и о поиске талантов – условный талантливый автомеханик вполне может реализовать себя и на уровне высшего образования. В том же прикладном бакалавриате.
Связи СПО и университетов вообще будет способствовать не только либерализация ФГОС, но и параллельные процессы – в частности, стимулирование предпринимательства, в том числе технологического.
Изменения в моделях СПО и образовательных стандартах также включает в себя все более массовый переход на методологию WorldSkills и демонстрационный экзамен. В сумме все трансформации ставят достаточно важный и серьезный вопрос – что такое СПО эпохи прорыва?
Уже сейчас очевидно: формула «старшие классы школы + рабочая профессия» безнадежно устарела. Школьная программа становится все менее востребованной – важнее практические навыки и их демонстрация на экзамене. А значит, постепенно встанет вопрос – а не стоит ли вообще убрать школьные предметы? Это реально позволит сделать программы СПО более компактными. Следовательно, те сопряженные и сквозные образовательные траектории, которые предполагают обучение в колледжах, однозначно должны быть изолированы от ЕГЭ, хотя, конечно, нужно сохранить опцию добровольной сдачи экзамена.
Образовательная политика – это живая система, поэтому любые изменения в ней оказывают воздействие сразу на все процессы. В частности, явно востребована опция «ЕГЭ только для вузов». Кому не нужно дальнейшее образование, кто желает пойти служить в армию либо продолжить обучение в колледже – по идее не нуждаются в едином госэкзамене.
Но есть и оборотная сторона медали. Уже сейчас приблизительно половина школьников после 9 класса (а некоторые и после 11-го) предпочитают уйти в систему СПО. В итоге вскоре мы можем получить конкурсы на поступление на эти программы. Что в целом – позитивно. России нужны и ученые, и инженеры, и талантливые рабочие кадры.
Текст указа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105260041
publication.pravo.gov.ru
Федеральный закон от 26.05.2021 № 144-ФЗ ∙ Официальное опубликование правовых актов
Федеральный закон от 26.05.2021 № 144-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Центр водных ресурсов и аквакультуры
НОЦ Юга России для решения вопросов маловодья в ЮФО и СКФО создаст Центр водных ресурсов и аквакультуры. Об этом стало известно на встрече министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова с научным руководителем ЮНЦ РАН, академиком РАН Геннадием Матишовым, директором Института водных проблем РАН, членом-корреспондентом РАН Александром Гельфаном и ректором ДГТУ, д.т.н. Бесарионом Месхи.
Основным вопросом встречи стала необходимость разработки новых подходов для повышения эффективности сельхозпроизводства, судоходства и водоснабжения в условиях маловодья в ЮФО и СКФО. Для решения этой проблемы было принято решение о создании Центра.
ДГТУ намерен разработать онлайн-курс по индустриальной аквакультуре совместно с ЮНЦ РАН и открыть новое направление подготовки «Промышленное рыболовство».
Базой для подготовки специалистов и реализации научных исследований станут лаборатории научно-образовательных учреждений региона. Для исследования водоемов планируется привлекать маломерный научный флот России.
Предполагается, что в работе Центра будут задействованы специалисты из ЮНЦ РАН, Института водных проблем РАН, Института географии РАН, Южного федерального университета, Донского государственного технического университета, Ростовского государственного экономического университета (РИНХ).
Бесарион Месхи, ректор ДГТУ, для НОП:
«Мы приступаем к разработке одного из самых значимых проектов для южных и северокавказских регионов России. Южный центр водных ресурсов и аквакультуры объединит ведущих ученых и индустриальных партнеров.
Ученые нашего вуза уже заняты решением научно-исследовательских задач, которые станут весомым вкладом в эффективность создаваемого центра. В ДГТУ создается технология аквакультуры с использованием кормовых добавок на основе растительного сырья и пробиотиков нового поколения, разработки в области аквакультуры последовательно внедряются на площадках индустриальных партнеров вуза.
В рамках гранта Российского научного фонда мы проводим исследования применения пьезоактуаторов в технологии низкотемпературного консервирования репродуктивных клеток рыб с интеллектуальным управлением процессом замораживания».
НОЦ Юга России для решения вопросов маловодья в ЮФО и СКФО создаст Центр водных ресурсов и аквакультуры. Об этом стало известно на встрече министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова с научным руководителем ЮНЦ РАН, академиком РАН Геннадием Матишовым, директором Института водных проблем РАН, членом-корреспондентом РАН Александром Гельфаном и ректором ДГТУ, д.т.н. Бесарионом Месхи.
Основным вопросом встречи стала необходимость разработки новых подходов для повышения эффективности сельхозпроизводства, судоходства и водоснабжения в условиях маловодья в ЮФО и СКФО. Для решения этой проблемы было принято решение о создании Центра.
ДГТУ намерен разработать онлайн-курс по индустриальной аквакультуре совместно с ЮНЦ РАН и открыть новое направление подготовки «Промышленное рыболовство».
Базой для подготовки специалистов и реализации научных исследований станут лаборатории научно-образовательных учреждений региона. Для исследования водоемов планируется привлекать маломерный научный флот России.
Предполагается, что в работе Центра будут задействованы специалисты из ЮНЦ РАН, Института водных проблем РАН, Института географии РАН, Южного федерального университета, Донского государственного технического университета, Ростовского государственного экономического университета (РИНХ).
Бесарион Месхи, ректор ДГТУ, для НОП:
«Мы приступаем к разработке одного из самых значимых проектов для южных и северокавказских регионов России. Южный центр водных ресурсов и аквакультуры объединит ведущих ученых и индустриальных партнеров.
Ученые нашего вуза уже заняты решением научно-исследовательских задач, которые станут весомым вкладом в эффективность создаваемого центра. В ДГТУ создается технология аквакультуры с использованием кормовых добавок на основе растительного сырья и пробиотиков нового поколения, разработки в области аквакультуры последовательно внедряются на площадках индустриальных партнеров вуза.
В рамках гранта Российского научного фонда мы проводим исследования применения пьезоактуаторов в технологии низкотемпературного консервирования репродуктивных клеток рыб с интеллектуальным управлением процессом замораживания».
Приемка во время коронавируса 2021
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков в интервью Наиле Аскер-заде рассказал об особенностях приемной кампании в этом году.
Учебный процесс
В целом по стране 92 процента студентов занимаются очно либо в смешанном формате. 8 процентов студентов только дистанционно занимаются. 14 процентов преподавателей полностью работают в дистанционном формате.
Приемка
Все вузы, конечно, готовы к приемной кампании. Начнется 20 июня подача документов. Зачисление, это особенность нынешней приемной кампании, состоится 17 августа в одну волну. Это упрощает и делает более прозрачным всю приемную кампанию. Пространство выбора у абитуриентов увеличивается. В прежние годы они могли подать не более чем 5 заявлений в 3 вуза, а в этом году они смогут подать до 10 заявлений в 5 вузов. Почти на 35 тысяч бюджетных мест в 2021 году выделено государством, по поручению президента России, больше, чем в 2020 году. Из них больше 85 процентов направлены в регионы.
Формат приемки
Независимо от коронавируса абитуриенты уже давно, последние 3-4 года, очень активно пользуются удаленными форматами подачи документов. Можно прийти и сдать их очно, классическим способом по почте или используя информационные системы вуза. Начиная с прошлого года, мы также активно включаем вузы в работу по использованию суперсервиса «Поступление в вуз онлайн». Поэтому будет коронавирус, не будет коронавирус — будущее за удаленным форматом взаимодействия абитуриентов и университетов. Мы подкорректировали сам порядок приема таким образом, чтобы можно было принимать не только на направления специальностей, а на укрупненные группы специальностей, предоставляя возможность студентам чуть позже определиться уже с выбором конкретного профиля. Например, по итогам полугодия или года. Вот эти жесткие рамки, которые существовали 10 или 30 лет назад, когда ты поступил и крайне тяжело было перевестись из вуза в вуз, с одной специальности на другую — все-таки это больше в прошлом.
Предпочтения
Предпочтения абитуриентов достаточно стабильны. Большой спрос на инженерные специальности. Близко к этому все айтишные специальности и направления. Третье или четвертое место по количеству мест бюджетных, которые мы увеличили, занимают математика и механика, а на втором месте информатика и информационные технологии. Традиционно все, что касается подготовки врачей и учителей — здесь также с учетом и растущего спроса, и увеличивающегося количества выпускников школ мы добавили опережающими темпами на соответствующие направления подготовки, в частности, на клиническую медицину и на образование педагогическое.
Приоритет-2030
Будут участвовать не меньше ста вузов — мы отберем их в сентябре. И эти вузы, как минимум, получат базовый грант в размере не менее ста миллионов рублей. Целью этой программы является, в первую очередь, поддержка отраслевых и региональных вузов. Все студенты и аспиранты, которые обучаются в своих вузах, в зависимости от того, какую программу представит учебное заведение, смогут, конечно, поучаствовать. Но среди наших приоритетов — это создание условий для молодых ученых, реализация разного рода просветительских, культурных, спортивных, не только научных мероприятий.
Подробнее: https://www.vesti.ru/article/2567106
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков в интервью Наиле Аскер-заде рассказал об особенностях приемной кампании в этом году.
Учебный процесс
В целом по стране 92 процента студентов занимаются очно либо в смешанном формате. 8 процентов студентов только дистанционно занимаются. 14 процентов преподавателей полностью работают в дистанционном формате.
Приемка
Все вузы, конечно, готовы к приемной кампании. Начнется 20 июня подача документов. Зачисление, это особенность нынешней приемной кампании, состоится 17 августа в одну волну. Это упрощает и делает более прозрачным всю приемную кампанию. Пространство выбора у абитуриентов увеличивается. В прежние годы они могли подать не более чем 5 заявлений в 3 вуза, а в этом году они смогут подать до 10 заявлений в 5 вузов. Почти на 35 тысяч бюджетных мест в 2021 году выделено государством, по поручению президента России, больше, чем в 2020 году. Из них больше 85 процентов направлены в регионы.
Формат приемки
Независимо от коронавируса абитуриенты уже давно, последние 3-4 года, очень активно пользуются удаленными форматами подачи документов. Можно прийти и сдать их очно, классическим способом по почте или используя информационные системы вуза. Начиная с прошлого года, мы также активно включаем вузы в работу по использованию суперсервиса «Поступление в вуз онлайн». Поэтому будет коронавирус, не будет коронавирус — будущее за удаленным форматом взаимодействия абитуриентов и университетов. Мы подкорректировали сам порядок приема таким образом, чтобы можно было принимать не только на направления специальностей, а на укрупненные группы специальностей, предоставляя возможность студентам чуть позже определиться уже с выбором конкретного профиля. Например, по итогам полугодия или года. Вот эти жесткие рамки, которые существовали 10 или 30 лет назад, когда ты поступил и крайне тяжело было перевестись из вуза в вуз, с одной специальности на другую — все-таки это больше в прошлом.
Предпочтения
Предпочтения абитуриентов достаточно стабильны. Большой спрос на инженерные специальности. Близко к этому все айтишные специальности и направления. Третье или четвертое место по количеству мест бюджетных, которые мы увеличили, занимают математика и механика, а на втором месте информатика и информационные технологии. Традиционно все, что касается подготовки врачей и учителей — здесь также с учетом и растущего спроса, и увеличивающегося количества выпускников школ мы добавили опережающими темпами на соответствующие направления подготовки, в частности, на клиническую медицину и на образование педагогическое.
Приоритет-2030
Будут участвовать не меньше ста вузов — мы отберем их в сентябре. И эти вузы, как минимум, получат базовый грант в размере не менее ста миллионов рублей. Целью этой программы является, в первую очередь, поддержка отраслевых и региональных вузов. Все студенты и аспиранты, которые обучаются в своих вузах, в зависимости от того, какую программу представит учебное заведение, смогут, конечно, поучаствовать. Но среди наших приоритетов — это создание условий для молодых ученых, реализация разного рода просветительских, культурных, спортивных, не только научных мероприятий.
Подробнее: https://www.vesti.ru/article/2567106
vesti.ru
Фальков рассказал, к чему готовиться абитуриентам
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков рассказал, что ожидает абитуриентов в нынешнем году. Также государственный деятель дал прогноз относительно того, станет ли удаленный формат обучения для студентов привычным.
Forwarded from Наука.рф
Опрос: молодые ученые о науке
Что молодые ученые думают о науке? Как оценивают позиции России в научно-технологической сфере? Кто, по их мнению, должен управлять наукой?
В преддверии Петербургского международного экономического форума Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах проводит экспресс-опрос мнений молодых ученых об их отношении к науке.
Прохождение опроса займет несколько минут.
Что молодые ученые думают о науке? Как оценивают позиции России в научно-технологической сфере? Кто, по их мнению, должен управлять наукой?
В преддверии Петербургского международного экономического форума Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах проводит экспресс-опрос мнений молодых ученых об их отношении к науке.
Прохождение опроса займет несколько минут.