НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
На пути к цифровой зрелости

Согласно указа Президента, одним из показателей национальной цели «цифровая трансформация» является достижение «цифровой зрелости». Что это для образования? Эта тема стала одной из ключевых в рамках глобальной конференции «Цифровая индустрия промышленной России», которая проходит в Нижнем Новгороде 23-25 июня.

Александр Нарукавников, заместитель министра науки и высшего образования России специально для НОП:

«Мы выделяем четыре уровня цифровой трансформации вузов – низкий, начальный, базовый и высокий. Каждый из них характеризуется набором параметров. Есть несколько методик оценки цифровой зрелости. Они дополняют друг друга. Когда мы на основе этой оценки создадим рейтинг вузов, то получим отправную точку. Сейчас у нас «на борту» несколько вузов, на которых мы отрабатываем методику оценки. В их числе ЮФУ, АГУ, СурГУ, СВФУ и другие. Мы не хотим административно навязывать свою методику, спускать ее сверху. Мы ее обкатываем и дорабатываем. До конца года планируем завершить, но будем двигаться «влево», потому что времени у нас нет. У нас есть поручение Дмитрия Николаевича Чернышенко. Сейчас активно формируем цифровых проректоров – CDTO вузов. Мы их уже знаем, уже сформировалось сообщество таких проректоров. Дальше запускаем обучение, причем будем сразу формировать цифровые команды вузов в количестве не менее пяти человек. Они будут разрабатывать программы цифровой трансформации, результаты которых мы будем оценивать».

Михаил Кожевников, президент УК «Просвещение» специально для НОП:

«Текущее состояние цифровой зрелости отечественной системы образования можно сравнить с выходом из младенчества. Цифровизация стала очевидной, а цифровая зрелость сложилась как цель. Мы понимаем, что идеальная модель образования будущего – это смешанная модель оффлайна и онлайна. На современном этапе перед нами стоит задача научного обоснования этой модели с точки зрения психологии, нейрофизиологии. Мы должны понять, как надо пользоваться цифровыми инструментами в школе и в вузе, как это влияет на когнитивное развитие, какие метрики при этом нужно использовать».

Ольга Петрова, министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области специально для НОП:

«Сегодня мы стоим на границе, мы ищем баланс, который позволит совмещать оффлайн и онлайн для того, чтобы чувствовать и понимать «правильность» результата образовательного процесса. В России и, в частности, в Нижегородской области есть успешные примеры школ, которые научились это делать – использовать платформу Сбера, Яндекс.Лицей и другие инструменты. Демонстрация подобных кейсов является хорошим способом показать преимущества онлайна родителям, которые получили негативный опыт в пандемию, когда обстоятельства сложились так, что им пришлось самим становиться педагогами и разбираться в этой системе. Но, безусловно, только грамотная комбинация онлайна и оффлайна, а также системная работа позволят выстроить модель, обеспечивающую цифровую зрелость всей системы образования».

Александр Ларьяновский, управляющий партнер компании Skyeng специально для НОП:

«Нам необходимо государственно-частное партнерство, которое позволяет проводить эксперименты на базе частного бизнеса. То, что государством делается за несколько лет, мы можем сделать за несколько месяцев. Во-вторых, сегодня для большинства людей цифровое образование – это пересылка сообщений и демонстрация видеоизображений. Цифровое образование – это данные и алгоритмы. Но если кто-то и будет делать реальные аналитику и обработку данных, то это будут частные компании. Также, у разных участников образовательного процесса разный горизонт планирования. Для учителя – столько, сколько он будет вести свой класс, например, три года.
У директора компании – столько, сколько он будет работать на своем посту. У предпринимателей – лет 10. А у чиновника горизонт планирования – до конца года. Что будет в следующем году, он не знает. Свести разные горизонты планирования в одно целое – это большая задача, которую необходимо решить, чтобы мы смогли работать вместе и договариваться».
Паспорт цифровой зрелости
 
Эксклюзив от Минобрнауки с полей глобальной конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (23-25 июня, Нижний Новгород): паспорт цифровой зрелости образовательных организаций высшего образования.
 
📲Сканируйте qr-код. По ссылке найдете: перечень показателей достижения цифровой зрелости вузов; методику оценки достижения цифровой зрелости; различные критерии оценки уровня цифровой зрелости и т. д.
Forwarded from РЕКТОРЫ.РФ
​​МТУСИ вошел в топ-10 московских технических вузов по уровню зарплат занятых в IT-отрасли выпускников, поднявшись на две позиции по сравнению с прошлым годом

Рейтинг опубликовал портал Superjob. По данным портала, более 85 % выпускников Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ) находят высокооплачиваемую работу сразу после окончания вуза.
Взаимодействие студентов МТУСИ с компаниями-партнерами проходит на протяжении всего периода обучения. С третьего курса студенты проходят практику на отраслевых предприятиях, таких как «Ростелеком», МГТС, МТС, Билайн, Мегафон, «Лаборатория Касперского», «Код безопасности», Huawei, Nokia, Ericsson, ВГТРК и др. После практики компании предлагают студентам трудоустройство. Ежегодно проходит множество курсов, мастер-классов, выставок вакансий от партнеров-работодателей.

«МТУСИ уже не первый год попадает в рейтинг. Это говорит о перспективном и качественном образовании нашего университета. На протяжении долгих лет вуз выпускает высококлассных специалистов в области информационно-коммуникационных технологий, которые востребованы не только в России, но и за рубежом», – отметил ректор МТУСИ Сергей Ерохин.

В рейтинг вошли 58 технических университетов России.

@rectorsofrussia
⚡️Дмитрий Чернышенко наградил победителей первого хакатона по искусственному интеллекту

В Нижнем Новгороде прошли два крупных хакатона: Health&Science «Цифрового Прорыва» и хакатон по искусственному интеллекту. В последнем на протяжении 48 часов 26 команд создавали модель оценки соответствия образовательных программ запросам рынка труда и лучшим практикам в сфере подготовки специалистов.

Сегодня в церемонии награждения победителей принял участие заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко:

«Мы сделаем все возможное, чтобы решения участников хакатона воплотились в жизнь. Это очень интересные кейсы, которые сейчас в повестке того, что требуется нашей стране. Не только «Университет 20.35», но и на федеральном уровне мы попробуем их с вами докрутить, выстроить эту цепочку, когда работодатель сам формирует учебные модули, которые ему нужны для подготовки специалистов»

Оператором хакатона по искусственному интеллекту выступает АНО «Россия – страна возможностей».

@stranavozmojnostey
Объявлена программа Первой всероссийской ИОТ-конференции.

Она пройдёт в гибридном формате в Москве 5-го июля. Уже более 200 ректоров и проректоров по цифровизации, образовательной деятельности и развитию из всех регионов России запланировали своё онлайн-участие в событии.

НОП в ближайшие дни будет публиковать анонсы докладов конференции.

Зарегистрироваться и получить ссылку на трансляцию можно на Leader-ID.

Организаторы: ИТ-компания «CUSTIS», НИТУ МИСиС, «НОП».

https://leader-id.ru/events/212311
В ожидании водорода

Ученые НИУ «МЭИ» выступили на Всемирной конференции Сетевого университета БРИКС, посвященной электрическому транспорту BRICS NU World Conference on Electric Mobility, которая была организована Индийским технологическим институтом Бомбея (Indian Institute of Technology Bombay). Сетевой университет БРИКС является образовательным проектом, направленным на разработку многосторонних совместных образовательных программ обучения, а также совместных научно-исследовательских проектов, одним из приоритетных направлений которого является энергетика.

В конференции, которая проходила в дистанционном формате, приняли участие ученые из университетов стран БРИКС: Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки. Россию представляли учёные НИУ «МЭИ», которые рассказали о передовых разработках в области электротранспорта, в том числе на водородных топливных элементах.

Для реализации имеющегося в РФ потенциала в октябре 2020 года Правительством была утверждена дорожная карта по развитию водородной энергетики на период до 2024 года, задача которой — расширение производства и потребления водорода, а также вхождение страны в число мировых лидеров по его производству и экспорту. Поэтому продвижение и проработка исследований российских ученых в этой области энергетики сейчас входит в принципиальные задачи. И уже в этом году будут разработаны меры поддержки, стимулирующие внутренний спрос на водород и технологические решения на основе его использования в сфере промышленного производства, энергетики и транспорта.

Николай Рогалев, ректор НИУ «МЭИ», специально для НОП подвел итоги конференции:

«НИУ «МЭИ» является передовым университетом в области водородных технологий и возможности их применения на транспорте, этой тематикой университет занимается с 70-х годов прошлого века. Развитие электротранспорта — стратегическое решение экологических проблем крупных городов и мегаполисов, что особенно актуально для стран БРИКС».
Приоритет долгожданный. 1/4

Буквально в считанные часы прогрессивная научно-образовательная общественность узнает ответы на главные вопросы этого лета.
Проект "Приоритет 2030", еще не стартовав, густо оброс самой различной символикой.
На старте официального запуска "Приоритета" НОП на условиях анонимности спросил у десятка ректоров топ-вузов, чем является для них этот проект и какие опасения остались к моменту запуска.

Большинство назвали псал "Главным проектом Минобрнауки и лично Фалькова", почти все отметили что "лето предстоит очень сложное - вместо отпуска будем писать заявку" и то, что "с запуском, конечно, сильная затяжка вышла". Значительная часть ректоров считает, что "программа запустит новый виток слияний и поглощений в удачных региональных коллаборациях", а кое-кто даже отметил, что "не все "большие вузы", из тех кто пойдут в программу, дотягивают по критериям". Но при этом, все респонденты сошлись в том, что проект имеет все шансы существенно перезагрузить систему высшей школы: "Как раньше уже не будет. Фальков войдёт в историю именно с "Приоритетом 2030".

На старте главного проекта Минобрнауки, мы решили напомнить основные тезисы самого интересного публичного разговора о ПСАЛ, состоявшегося в начале июня на ПМЭФ. Он, в целом, отражает многие настроения элит в отношении "Приоритета 2030".

Владимир Княгинин, вице-губернатор СпБ:

Пример Германии: там тупиковость межвузовской конкуренции, теперь там только кооперация.

Андрей Омельчук, замминистра:

Конкуренция вузов по-прежнему важна, но и кооперация между нашими университетами есть.

Андрей Волков, МШУ «Сколково»:

О диалектике 5-100 и П2030:
Буква проекта изменилась, а дух нет.
4 фундаментальных барьера, которые стоят за всеми процессами в высшем образовании последние 15 лет:
• Барьер автономности. У нас бюджетные учреждения, а не автономные, самоопределённые организации. До трех академических свобод – исследовать, преподавать, выбирать у кого учиться – нам еще ехать и ехать. "Приоритет 2030" делает шаг в эту сторону.
• Барьер модельной трансформации. Вузы должны быть не только образовательными, но и исследовательским и разработческими (модель 3.0). В Приоритете эта модель учтена.
• Мы местечковые, а наука транснациональна и надо играть в глобальную игру.
• Наследие отраслевого или индустриального мышления. Надо стать университетом, чтобы побороться за лучших людей.
5-100 был направлен и "Приоритет 2030" направлен на преодоление этих барьеров, но и после этих программ работа по преодолению продолжится.
Институт, отвечающий за смысл программы "Приоритет 2030" – это Совет. В составе Совета будут регионы, бизнес, чиновники, эксперты.


https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/17736
Приоритет долгожданный. 2/4

Вадим Волков, ректор Европейского университета:

100 лучших университетов мира. Что для остальных? Организационный изоморфизм – имитация успешных моделей университета для того, чтобы подняться в рейтинге. И это отчасти было в духе программы 5-100. С одной стороны, это правильно. Что такое университеты мирового уровня? Есть публичные индикаторы.
Но есть другие модели университетского управления: профессора, а не только эффективные менеджеры и внешнее управление в лице государства, играют решающую роль в определении приоритетов и развития. Диверсифицированные модели финансирования: эндаументы, в случае Кембриджа – землевладение, в США деньги от банков, деньги от обучения. Внутренняя благоприятная творческая среда. Академическая среда. Это не замечается в рейтингах.
Когда начинается имитация внешних форм в части публикационной активности и интернационализации, то многие внутренние элементы этого механизма, не видимые сразу, остаются вне зоны внимания университетов. Есть шансы подняться на несколько ступенек и приблизиться к университетам мирового уровня за счет определенных технологий увеличения публикационной активности, но для того, чтобы внутренне трансформировать университет с точки зрения моделей управления, финансирования, взаимодействия с обществом, бизнесом и постановки целей, нужны годы, и не факт, что этим кто-то занимается.

Вопрос: не вводит ли программа "Приоритет 2030" внешнее управление для университетов?
Потому что кто ставит цели? И кому эти цели потом достигать? Цели, KPI ставятся извне, а достигать их приходится профессорам, исследователям, научным сотрудникам, которые внутри университета. Получается отчуждение целей от их исполнителей. Здесь я вижу главный риск.


Андрей Волков:

Мы обречены построить университеты мирового класса. Сколько их будет никто не знает. С учетом всех рисков и проблем, о которых говорит Вадим, важнее стратегический вектор – идем туда со всеми этими рисками или еще посмотрим? Этого исторического времени – «или еще посмотрим» - у нас нет.
Приоритет долгожданный. 3/4

Андрей Омельчук:

В "Приоритете 2030" ни один показатель не имеет нормированного значения. Мы не ждем, что университет, который пойдет в программу, должен достичь какого-то показателя по НИОКР. Он может двигаться по образованию быстрее, по НИОКР медленнее. "Приоритет 2030" станет в определенной степени битвой моделей, то есть конкурс будет не за то, кто больше статей напишет, а за то, насколько в целом гармонично сложится программа. Именно поэтому многоэтапность конкурса – комиссия, совет, внутри совета свои подкомиссии. Для того, чтобы не получить шаблонное движение в одну сторону. Вузы, регионы, отрасли – разные и моделей должно быть много.

Владимир Княгинин:

Сомневаюсь я…

Андрей Волков:

Как бы ни хотелось Владимиру Княгинину нагрузить "Приоритет 2030" всеми обязательствами и функциями, это оружие высокоточное, работающее в ограниченном диапазоне времени – 10 лет, очень специфическое, как сказал Андрей Омельчук. Оно не решает все проблемы развития высшего образования, но центральную проблему – университеты мирового класса – оно начинает решать.

И, конечно, же, уже вошла в историю "пикировка" Владимира Княгинина и Андрея Волкова о философии псал, отражающая разницу питерского и московского подходов:

Волков:
Надо стать университетом, чтобы побороться за лучших людей. Вот что я имею ввиду, когда говорю про дух. И в документах минюста это вычитать нельзя.

Княгинин:
Андрей, ты что, обиделся?

Волков:

Это дискуссия правительства, не моя прерогатива и не ваша.
Приоритет долгожданный. 4/4

Ещё одно примечательное мнение, которое находит отражение в кругах исследователей высшего образования - у Александра Клягина из Института образования Вышки.

Александр рассуждает о потенциале слияний вузов в рамках готовящегося к старту "Приоритета 2030":

Вообще слияния это всегда сложно и долго, слияния вузов тем более. А в некоторых регионах даже вредны (если вследствие слияний снижается конкуренция). Именно поэтому очень важно просчитывать потенциальные риски и эффекты. Это предполагает длительную системную работу, правильно выстроенную коммуникацию со всеми целевыми группами, т.к. недостаток информации это тоже информация, к сожалению. И здесь важно делать все заблаговременно, а не в процессе, когда уже эти процессы принимают необратимый характер.
Итак, сразу оговорюсь, что не учитывал возможности слияний вузов с научными организациями, региональные и местные нюансы, а также не анализировал эффективность потенциальных решений о слиянии, т.е. это самые приблизительные прикидки самых общих возможностей.
В начале надо вынести за скобки 12 субъектов РФ, в которых существует по одному государственному головному вузу. При этом для 2 регионов из 12 перспективы оптимистичны (Севастополь, Новгородская область) - существующие на их территории вузы проходят входной фильтр к отбору по всем трем критериям. Еще для 1 из 12 субъектов РФ (Калмыкия) есть шансы на перспективу - вуз удовлетворяет 2 из 3 критериев для допуска к отбору. Остальным же 8 из 12 субъектов (Еврейская автономная, Калужская, Ленинградская, Магаданская и Сахалинская области; Республики Алтай, Ингушетия, Тыва, Хакасия) остается довольствоваться только участием в консорциумах с потенциальными участниками программы из других субъектов РФ - либо рассматривать варианты слияний с научными организациями.

Если рассматривать мотивы регионов, вузы которых не проходят входной фильтр в программу, и анализировать только вузы подведы Минобрнауки, то только для 6 субъектов РФ эта возможность относительно реализуема (Брянская, Ивановская, Мурманская области и Республики Адыгея, Бурятия и Северная Осетия-Алания). Здесь есть риск желания участия в программе любой ценой, хотелось бы этого избежать.

Следующий сценарий ("консолидации активов") свойственен регионам, в которых есть вузы, удовлетворяющие 2 из 3 критериев, или даже всем трем критериям. Здесь берут верх стратегические мотивы к слияниям, которые также несут в себе риск примата амбиций над эффективностью. В этой выборке 30 субъектов, при этом в половине случаев (15 субъектов) потенциал слияния сужается простой парой технический + классический и в большинстве таких кейсов слияние будет означать усиление монополизма в секторе ВО.
Итого, по двум сценариям потенциала слияний вузов - подведов МОН получаем 36 субъектов, в которых теоретически слияния возможны с наименьшими процедурными проблемами (44% от общего числа субъектов, в которых есть государственные вузы). Если проводить комплексный анализ эффективности каждого возможного или желаемого объединения (а его нужно проводить), то количество реальных кейсов, я уверен будет существенно меньше возможного.
Конечно, есть еще масса вариантов слияний с региональными вузами, а также вузами других ведомств и научными организациями, но это уже индивидуальные кейсы.


https://www.facebook.com/alexandr.klyagin/posts/2275871325877996
⚡️⚡️В Год науки и технологий Министр науки и высшего образования Валерий Фальков дал старт крупнейшей в истории России программе государственной поддержки российских университетов «Приоритет 2030».

Об этом он заявил на встрече с ректорами университетов, претендующих на участие в программе.
Министр также сообщил о начале отбора российских университетов, которые намерены участвовать в программе «Приоритет 2030».
Подробная информация размещена на официальном сайте https://priority2030.ru/

Для разъяснения правил подготовки и подачи пакета документов Минобрнауки России проведет серию специальных методических вебинаров для представителей университетов – кандидатов на участие в программе «Приоритет 2030».

#МинобрнаукиРоссии #Приоритет2030 #Годнауки
Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков официально объявил о старте конкурсного отбора для участия в самой масштабной в истории России программе государственной поддержки российских университетов «Приоритет 2030». 

Для представителей университетов – кандидатов на участие в программе «Приоритет 2030» дополнительно будет проведена серия методических вебинаров в период подготовки заявок до 31 июля 2021 года в целях разъяснения правил подготовки и подачи пакета документов. Информация о вебинарах будет предоставлена дополнительно.  

https://priority2030.ru/
Только что в Сколково стартовала презентация программы государственной поддержки российских университетов «Приоритет 2030». Программу представляет министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков:

Старт проектирования программы был дан в прошлом году. Она, с одной стороны, просто, а с другой, - сложно устроена. С сегодняшего дня вузы готовят программы до 6 августа. 6 августа мы закрываем прием заявок. Осенью мы проведем большую комиссию по отбору. Как правило, заслушивать будем всех, кто впервые заявляется для участия в программы развития.

Ориентировочно в октябре соберется Совет под руководством вице-премьера Дмитрия Чернышенко и примет решение о специальных частях гранта.

Ежегодно участники будут встречаться с Советом.
Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ:

Самая лучшая популяризация науки – это присутствие науки в наших университетах и привлечение молодежи. Будет больше лабораторий и проектов - будет сильней аспирантура и магистратура. Это и будет хорошей популяризацией.

Я бы не привязывал вопрос трудоустройства выпускников только к участию в программе. Никаких преференций для участников не будет.

Один из треков называется «Территориальное или отраслевое лидерство». У нас есть университеты, которые реализуют проекты с целыми отраслями и корпорациями.

Чтобы победить, надо иметь амбициии, программу, представить ее, если это будет четкая и ясная реалистичная программа. Если один скажет - «мы совершим прорыв в фотонике», здесь нужно объяснить, каким образом.

В программе главное – не выплаты. В программе главное – работа с собой, умение работать в конкуренции. Средства важны и значимы, но не они являются самоцелью. Средства надо давать только тогда, когда есть четкое представление.

Это будет особая атмосфера, особое сообщество. Каждый год надо будет доказывать. Развитие сейчас, скорее исключение, чем правило.
Программа не ставит целью кого-нибудь с кем-нибудь объединить, это должны решать сами университеты.
Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ:

Суть университетов третьего поколения – они должны уметь превращать технологии знаний в продукт. Мы надеемся, что благодаря программе у нас появится как можно больше таких университетов, которые будут не только учить студентов, но они станут и сильными исследовательскими центрами.

[Отвечая на вопрос от НОП] Университеты, которые не победят в программе «Приоритет-2030», что Вы им посоветуете, какое у них есть будущее?

Программа не закрыта, возможности будут открываться ежегодно, можно заявиться через год. Никакой дискриминации не будет, мы будем так же помогать всем вузам.
Андрей Волков, о модели и ключевых принципах программы "Приоритет 2030":

Заочная экспертиза будет расширена, при этом потенциал университета будет оцениваться по мониторингам и различным базам данных.

При этом, если команда вуза хочет "подсветить" специфику своей программы - нужен прямой разговор с Советом, как было в рамках программы "5-100".

[Андрей Волков предлагает вузам писать заявки, ориентируясь на университеты 3.0]

Разговор идёт о том, какие подходы к формированию университетов-лидеров есть в мире. Образцы: Китай, Германия, Франция.

От редации НОП: то, что модель ПСАЛ сделана по образцу Германии - это, конечно, сила, но в определенной мере, и пространство для критики.